в каком году построен ливадийский дворец
Историческая справка
23 апреля 1910 – 14 сентября 1911 гг.
Строительство Дворца для семьи императора Николая II ялтинским архитектором Николаем Петровичем Красновым.
1911–1914гг.
Ежегодные приезды царской семьи.
16 июля 1922 года – 1927 г.
В Ливадийском дворце был открыт и функционировал музей быта царской семьи Романовых.
1925–1931 гг.
Крестьянский санаторий наркомздрава СССР противотуберкулезного и терапевтического профиля.
1931–1941 гг.
Санаторный комбинат им.Сталина наркомздрава СССР противотуберкулезного профиля.
1944 г.
После освобождения города Ялты от фашистских оккупантов во дворце были развернуты госпитали наркомата обороны.
4 февраля – 11 февраля 1945 года
Ливадийский дворец стал местом проведения заседаний Крымской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. В период работы конференции дворец также являлся резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта и других членов американской делегации.
1945–1953 гг.
Государственная дача №1 для высшего партийного и государственного руководства СССР.
1953–1974 гг.
Корпус кардиологического санатория ВЦСПС «Ливадия».
16 июля 1974 – 1993 гг.
Выставочный комплекс санатория ВЦСПС «Ливадия». В парадных залах первого этажа была фрагментарно воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции. В остальных залах располагались различные художественные выставки.
1 ноября 1993 года
Ливадийский дворец получил статус государственного музея.
16 июля 1994 года
В восьми залах второго этажа дворца была открыта музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
15 августа 2015 года
В залах Ливадийского дворца-музея открылась интерактивная выставка «Моя история. Романовы»
Январь 2015 года
Крымское республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник».
Январь 2017 года
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Ливадийский дворец-музей».
1998 – настоящее время
В Ливадийском дворце регулярно проводятся международные встречи на высшем уровне.
Ливадийский дворец
В пригороде Ялты на восточном склоне горы Могаби, который спускается прямо к морю, среди роскошного ландшафтного парка расположен Ливадийский дворец, бывшая резиденция трех поколений российских императоров.
В центре этого исторического комплекса находится белый дворец, посторонней по указу Николая Второго в начале 20 века. Но история ялтинского поместья началась задолго до строительства этого архитектурного шедевра на южном берегу солнечного Крыма.
Краткая предыстория
Из всего комплекса, воздвигнутого талантливым Ипполитом Монигетти, сохранилось немногое. Русский архитектор, талантливый художник много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии.
В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена «во вкусе татарской избы». Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.
Дата | Событие |
---|---|
23 апреля 1910 – 14 сентября 1911 гг. | Строительство Дворца для семьи императора Николая II ялтинским архитектором Николаем Петровичем Красновым |
1911–1914 гг. | Ежегодные приезды царской семьи. |
16 июля 1922 года – 1927 г. | В Ливадийском дворце был открыт и функционировал музей быта царской семьи Романовых. |
1925–1931 гг. | Крестьянский санаторий наркомздрава СССР противотуберкулезного и терапевтического профиля. |
1931–1941 гг. | Санаторный комбинат им.Сталина наркомздрава СССР противотуберкулезного профиля. |
1944 г. | После освобождения города Ялты от фашистских оккупантов во дворце были развернуты госпитали наркомата обороны. |
4 февраля – 11 февраля 1945 года | Ливадийский дворец стал местом проведения заседаний Крымской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. В период работы конференции дворец также являлся резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта и других членов американской делегации. |
1945–1953 гг. | Государственная дача №1 для высшего партийного и государственного руководства СССР. |
1953–1974 гг. | Корпус кардиологического санатория ВЦСПС «Ливадия». |
16 июля 1974 – 1993 гг. | Выставочный комплекс санатория ВЦСПС «Ливадия». В парадных залах первого этажа была фрагментарно воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции. В остальных залах располагались различные художественные выставки. |
1 ноября 1993 г. | Ливадийский дворец получил статус государственного музея. |
16 июля 1994 г. | В восьми залах второго этажа дворца была открыта музейная экспозиция «Романовы в Ливадии». |
15 августа 2015 г. | В залах Ливадийского дворца-музея открылась интерактивная выставка «Моя история. Романовы» |
Январь 2015 г. | Крымское республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник». |
Январь 2017 г. | Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Ливадийский дворец-музей». |
Главный Ливадийский дворец, построенный Ипполитом Антоновичем, не сохранился. Его съела сырость из-за высокого уровня грунтовых вод, и в 1909 году было принято решение его разобрать. Однако сохранилось одно из самых интересных и значимых сооружений ливадийского наследия, Крестовоздвиженская домовая церковь, построенная Монигетти в 1863 году.
Известный писатель и путешественник Е. Марков, посетивший Крым, так описывал это строение: «Церковь при Дворце крошечная, но изящная как игрушка. Это настоящий образец византийско-русского стиля».
Маленький размер строения был обусловлен тем, что храм предназначался только для императорской семьи и ее ближайшего окружения. Квадратная, однокупольная церковь была богато украшена: иконостас из белого резного мрамора, более 50 святых образов с тремя большими панно, литые врата с паникадилом из бронзы, дорогие ковры, привезенные из самого Парижа.
В центре церковного свода голубое с золотом небо, на котором выделялся монографический символ Иисуса Христа. В храме покоились бесценные реликвии, мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из далекой Палестины и от потомков грузинских царей.
Интересные факты:
Освещено здание церкви было по желанию Марии Александровны в один из самых известных и почитаемых праздников Воздвижения Креста Господня, отсюда и пошло ее название, но главной ее особенностью было соединение коридором с кабинетом великого императора Александра Романова.
Во времена формирования Советской власти в Ливадии открыли санаторий, здесь лечили крестьян и церковь закрыли на долгие годы. Здание использовалось в разных целях от склада до сварочной мастерской, но с 1991 года красота храма вновь восстановлена и радует всех верующих прихожан, посещающих крымскую Ливадию.
Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца.
Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.
Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века.
Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.
Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России.
В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.
При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод.
Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.
23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки.
На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием.
Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.
В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше.
Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.
Величественное строение, построенное практически по мановению волшебной палочки, делилось на два этажа и включало в себя:
На втором этаже Ливадийского Дворца располагались другие значимые помещения. Среди них:
Ливадийский парк
Также к прилегающей территории дворца относится Ливадийский парк, который занимает 40 гектаров, заложенный знаменитым садоводом Делингером. На территории парка произрастает много разных видов деревьев, включая Ливанские и Гималайские кедры, сосна крымская, пицундская, секвойядендрон, земляничник крупноплодный и много других растений.
От парка в сторону Ласточкиного гнезда начинается Царская тропа, другое название «Солнечная». Её создали специально для прогулок царской семьи, которые любили подышать свежим морским воздухом.
Ливадийский дворец в Крыму
В 1834 году здесь построили поместье графа Потоцкого. На месте небольшого домика, перешедшему Льву Севериновичу от Феодосия Ревелиотиса, по проекту Эльсона было возведено 35 зданий, среди которых:
В проект включили парк и оранжерею. Благодаря этому Ливадийский дворец (в первозданном виде) считается старейшим дворцовым парком на ЮБК.
В 1860 году граф умирает, а его наследники принимают решение продать дворец Александру II, который стремился излечить чахотку супруги и императрицы Марии Александровны.
Ливадийский дворец Романовых
Покупка этих земель императором состоялась в 1861 году, после чего и началось возведение нового имения, названного Ливадийским. Проект доверили Ипполиту Монигетти. По задумке он включал в себя:
Перестройка в Ливадийском дворце продолжалась с 1862 по 1866-й. В этом сказалось стремление императрицы сделать дворец как можно проще.
В 1904 году потребовал ремонта и главный Ливадийский дворец, фото которого теперь совершенно отличаются от первоначального варианта. Царь решил полностью заменить его и построить на его месте Белый Дворец.
На постройку не жалели финансов: Ливадия была центром внешнеполитической жизни страны — здесь принимали дипломатов и иностранных правителей. Возведением занимались 2 архитектора: Николай Краснов (имевший опыт возведения Дюльбера, Юсуповского дворца и Харакса) и Глеб Гущин.
Официальное открытие произошло в 1911 году. В нем насчитывалось 116 комнат и 4 дворика. Николай II создавал Ливадийский дворец на века и планировал жить в нем долгое время. Однако побывал в нем лишь 4 раза. Даже отрекаясь от престола, он хотел перебраться жить в полюбившуюся ему Ливадию. Однако вместо этого императора отправили в Тобольск.
Ливадийский дворец и Ялтинская конференция
Дворец был разрушен в 1918 году и на его территорию вошли немецкие войска. Затем здесь располагались белогвардейцы и органы министерства земледелия большевиков.
Практика приема высокопоставленных гостей продолжилась и после распада империи. Во дворце состоялась Ялтинская конференция 1945 года с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина. Затем Ливадийский дворец отходит к НКВД и здесь образуется очередная Госдача.
В 1953 году он становится профсоюзной здравницей. А в 1974-м случилось неожиданное для дворцов Романовых в советское время событие — его открыли для посещения туристов. Работали 2 экспозиции:
В стенах дворца снимали множество фильмов. Среди них такие известные кинокартины как:
Сегодня в состав Белого дворца-музея входят следующие строения:
Рядом с Ливадийским дворцом находится много других интересных мест: прямо от крыльца начинается знаменитая Солнечная (или Царская) тропа, ведущая вдоль побережья к Ласточкиному гнезду. 7-ми километровая прогулочная тропа и сегодня пользуется спросом у туристов, хотя и застроена в значительной мере жилыми домами, скрывающими часть восхитительных ялтинских видов.
Рядом с дворцом находится центр органной музыки Владимира Хромченко.
Попасть в Ливадийский парк можно бесплатно. А вот посещение действующих внутри дворца экспозиций — платное. Существуют разные прейскуранты в зависимости от выбранной программы. При выборе общей экскурсии в Ливадийский дворец цена билета в 2021 году составляет:
Дворец в 2021 году работает понедельника по воскресенье. Без выходных. Работает Ливадийский дворец в Ялте с 10:00 до 19:00. Подробнее про Ливадийский дворец, режим работы 2021 расскажет его официальный сайт — ливадийский-дворец.рф.
Белый дворец стал музеем с 1993 года. В нем открыты следующие экспозиции:
В самом поселке, чтобы добраться до места, достаточно следовать указателям.
Ливадийский дворец в Крыму – роскошная усадьба царской семьи
История шикарного архитектурного объекта под названием Ливадийский дворец начинается с 1834 года, когда город Ливадия на полуострове Крым стал собственностью богача-поляка Льва Потоцкого.
Содержание:
История и описание
По его указке был выстроен дворец, ставший воплощением в реальность проекта архитектора по фамилии Эшлиман. Вокруг дворца был разбит парк, занимавший более 40 га.
Ливадийский дворец с высоты птичьего полёта
Впоследствии поместье перешло в собственность супруги императора Александра II. По ее решению началось ведение работ по перестройке существующего дворца и возведению нового, Малого дворца, над проектом которого трудился архитектор Монигетти. Новое здание предназначалось для будущего правителя – Александра III.
Однако и внешний вид, и внутреннее оформление Малого дворца не отличалось оригинальностью – в некотором роде он был копией Бахчисарайского дворца, служившего в те годы образцом для возведения построек.
Общий вид Ливадийского дворца
К началу XX столетия Большой Ливадийский дворец обветшал, а Малый оказался неспособным к удовлетворению всех запросов царской семьи – он действительно не отличался солидными размерами. Поэтому в 1904 году его владельцы решили снести Большой дворец полностью и на его месте выстроить новый. Теперь всеми архитектурными работами заведовал Краснов Н.П. Разработав проект дворца в итальянском стиле Ренессанс, он представил его целым ансамблем разнообразных сооружений. Помимо самого здания Большого дворца, частями этого ансамбля стали дворец – имение барона Фредерика, и свитский корпус.
Фасад Ливадийского дворца
Все они возводились одновременно, а в 1872 году ансамбль был дополнен итальянским двориком и дворцовой крепостью Воздвижения Честного Креста. Ворота, служащие входом во внутренний итальянский дворик, являются конструкцией итальянской сборки, и в 1750 году они были привезены из Вероны. Параллельно с работами по возведению нового Большого дворца велись и другие, связанные со строительством Зимнего театра, электростанции, завода по изготовлению льда, и полному обновлению хозяйственно-технической базы царского имения.
Результатом труда архитектора Краснова и руководимых им мастеров стало здание Белого дворца со 116-ю отдельными помещениями, 3 малых световых двора и большой внутренний двор. Все внутренние помещения дворца декорированы разнообразными элементами – это были деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения и др. Но, несмотря на всю масштабность сооружения, оно имело всего 5 парадных комнат:
Малое количество парадных комнат объясняется тем, что царская семья посещала Крым только с целью отдыха. Датой окончания строительных работ по возведению Ливадийского дворца считается 14 сентября 1911 года. В тот же день он был освящен.
Оформление итальянского дворика
На рубеже XIX – XX столетий в архитектуре появляется новое направление – теперь становится модным проектировать жилые строения в необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». Это означает, что первым делом разрабатывался проект фасада здания, а затем – его внутренняя планировка.
Рабочий кабинет Императора
Такому нововведению подчинился и Краснов, работая над проектом Белого Ливадийского дворца. Принимая во внимание все правила стиля эпохи Возрождения, мастер обустраивает композиционный центр комплекса в виде патио – внутреннего итальянского дворика, и присоединяет к нему множество разных по габаритам помещений.
Сам итальянский дворик со всех сторон окружен арками, а радиальные дорожки, изготовленные из плит диорита и выложенные в виде мозаики, сходятся в его центре. Для отдыха на территории дворика предусмотрены мраморные скамьи причудливой формы.
Персидский ковер над камином в рабочем кабинете с изображением императора, императрицы и цесаревича Алексея
Но помимо патио Ливадийский дворец имеет еще одну интересную особенность – арабский внутренний дворик-колодец. Он является своеобразным осветителем помещений, не имеющих выхода на улицу.
Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца
Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:
Белый зал. Место проведения заседаний Крымской конференции
При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.
Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины. Но оформлены они все по-разному.
Парадная ожидательная. Во проведения Крымской конференции в зале был размещен кабинет американского президента
Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.
Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле.
Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции
Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения.
Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.
Приемный кабинет императора. Во время работы Крымской конференции в этом зале размещалась спальня Ф.Д. Рузвельта
Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца
Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:
Рабочий кабинет императрицы
Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином. «Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом.
В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.
Опочивальня Их Величеств
Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.
В оформлении Малой семейной столовой использовано тисовое дерево, обработанное в мастерской умельца Шиллинга. Как и в других комнатах, в небольшой уютной столовой стоит камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный темным металлом. Украшением этой комнаты служит буфет с необычными резными элементами.
Ливадийский дворец сегодня
Ливадийский дворец, расположенный на территории полуострова Крым, в 1993 году превратился в музей. С 1994 года его помещения используются для размещения экспозиции под названием «Романовы в Ливадии».
Малая семейная столовая
Сегодня все желающие могут ознакомиться с 2-мя экспозициями, одна из которых отображает рабочий процесс Ялтинской конференции, прошедшей в 1945 г., и пребывание на территории дворца важных делегатов из Америки и ее президента Рузвельта. Другая экспозиция, расположенная на 2-м этаже Ливадийского дворца, наглядно показывает моменты повседневной жизни большой царской семьи.