в каком году построен коммунальный мост в новосибирске
«Монолитная» история новосибирского Коммунального моста
Первому автомобильному мосту через Обь в Новосибирске — 65 лет. И все это время он служит без капитального ремонта. Как в условиях жесткой экономии удалось создать настолько надежное строение, что пережил Коммунальный мост за годы эксплуатации и как изменится в ближайшие годы?
Долгие годы транспортное сообщение между левым и правым берегом Новосибирска было нерегулярным. Зимой — по ледовой временной переправе, летом — по наплавному мосту. Первый автомобильный мост — Коммунальный (Октябрьский) — открылся 20 октября 1955 года.
Как появился Коммунальный мост
В 1925 году мост был нанесен на первый генеральный план города. В начале 1930–х начались проектные работы, в 1938-м проект защитили. Но началась война. А после нее мост снова пришлось пробивать в Москве, рассказывает сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.
Рассматривались новые проекты. Например, предлагалось сделать строение двухъярусным: в верхней части автомобильным, а в нижней — трамвайным с перспективой метро.
«Мост по конструкции своей был особенный. Первый, как тогда говорили, в практике мостостроения: конструкция его проезжей части (из железобетонных плит) и металлических двутавровых балок была объединена в одно целое. Внешнее оформление было грандиозными, отражало социалистический выбор советского народа и победу над фашизмом», — описывает собеседник.
В 1948 году руководство области на сессии Верховного Совета СССР попросило начать строительство моста в 1949 году.
«Проект упростили: лишили 45-метровых скульптурных пилонов-обелисков, 27-метровых торшеров со светящимися звездами, колоннады и других украшательств-излишеств. В 1952 начали строительство. В целях экономии пришлось еще и понизить высоту предмостовой дамбы на левом берегу, в результате чего мы там сейчас наблюдаем характерный прогиб», — говорит Голодяев.
Но для того времени сооружение все равно было грандиозным — высота Коммунального моста составила 30 метров, а его общая длина с развязками 2,3 тысячи метров.
Строительство моста было настолько важным событием, что дважды попало в выпуск киножурнала «Сибирь на экране».
На архивном видео 1955 года показано, как отважный прораб правого берега инженер Боборыкин на большой высоте по узкой балке жесткости переходит с правобережной части моста на левобережную.
Начальник дирекции строительства Октябрьского моста Владимир Богаенко описал в своей книге «В ногу со временем» то, как при строительстве на ходу пришлось менять конструкцию.
Из-за сжатых сроков строительства и низких зимних температур (до минус 40) новаторскую монолитную плиту проезжей части пришлось заменить на сборную из отдельных плит с последующим омоноличиванием в одну плиту на весь пролет.
Богаенко говорил в одном из интервью, что мост прозвали Коммунальным «потому, что он был общим достоянием новосибирцев». Официально он называется Октябрьским — мост построили к годовщине Октябрьской революции.
После открытия 20 октября 1955 года мост сразу стал любимым местом новосибирцев. С обеих сторон на него вели большие лестницы, по нему очень много ходили пешком, останавливались у ограждения и смотрели на город, ранним июньским утром сюда приходили классы выпускников, рассказывает сотрудник музея.
«Летная» слава
Благодаря одному событию Коммунальный мост стал знаменит не только во всем Союзе, но и за рубежом. 4 июня 1965 года военный летчик, капитан Валентин Привалов пролетел под мостом на реактивном истребителе МиГ-17.
«По мосту прогуливались жители правого и левого берегов. Вдруг с юга на мост, снижаясь к глади воды, летит истребитель МИГ-17. Подойдя к створу арки, самолет снижается к реке и проходит эту арку. Впереди железнодорожный мост, а это большой риск для реактивного самолета, скорость которого 400 метров в секунду. Расстояние между мостами 900 метров, и надо было за несколько секунд вырулить максимально вверх», — рассказывал экскурсовод Музея Новосибирска Евгений Антропов.
Теперь этот поступок называют воздушным хулиганством, а тогда выходка чуть не стоила летчику свободы. Привалову повезло — от суда его спас лично министр обороны СССР.
Каким будет ремонт
За 65 лет службы капитального ремонта моста не было. Он начнется в 2021 году — перед молодежным чемпионатом мира по хоккею (2023 год). До МЧМ планируется привести в нормативное состояние проезжую и пешеходную часть, отремонтировать лестницы, заменить дорожное полотно, бордюры, ограждения, системы освещения и подсветки.
На втором этапе (2023-25 годы) планируется ремонт опорных частей и пролетных строений. Также будет выполнен комплекс мероприятий по очистке ливневых стоков с проезжей и пешеходной частей.
«Учитывая уникальность Октябрьского моста и его большое значение в создании облика Новосибирска, все работы, при условии достаточного финансирования, будут и должны выполняться организациями, имеющими профессиональный опыт выполнения ремонтных работ сооружений такого класса сложности», — сообщил пресс-центр мэрии.
Хотя за прошедшие годы в Новосибирске построили еще Димитровский и Бугринский мосты, полностью движение на Коммунальном мосту закрывать на время ремонта не планируется — во избежании транспортного коллапса.
Октябрьскому мосту – 65 лет: История строительства и происшествий
20 октября Октябрьский мост отпраздновал свой 65-й день рождения. Его построили в 1955 году. Он стал первым мостом в Новосибирске, по которому курсировали автомобили с трамваями, и ходили пешеходы
История строительства
До появления Октябрьского моста левобережная и правобережная части Новосибирска развивались независимо друг от друга. Если на левом берегу места было предостаточно, то на правом людям становилось тесно. Два берега связывали два железнодорожных моста, зимой – ледовая переправа, а летом – понтонный мост.
Первые проекты моста стали появляться в начале 30-х годов прошлого столетия. Решили, что будущий мост будет стоять в створе улицы Сузунской, которая сегодня называется Восход, где он и начинается сегодня на правом берегу Оби. Несмотря на желание местных властей начать стройку, до окончания Великой Отечественной войны этого не удалось сделать.
В 1946 году на заседании Верховного Совета РСФСР было принято решение о выделении денег для строительства автомобильного моста в Новосибирске. Власти города получили 30 млн рублей, в том числе на мост.
Его строительство началось в 1951 году. Технологии, по которым строили сооружение, были уникальными для Сибири. Планировалось, что мост будет состоять из эстакады на правом берегу из четырех пролетов, а также части моста над Обью, состоящей из семи пролетов по 120 метров каждый. Планировалось расположить трамвайные пути, создать двухполосное автомобильное движение.
Создатели хотели украсить свое детище в стиле сталинского ампира. На нем планировалось установить 27-метровые торшеры со светящимися звездами на третьих и шестых опорах. Со стороны правого берега предполагалось украсить мост 45-метровыми пилонами-обелисками, со стороны левого –колоннадами. Однако в целях экономии средств было принято отказаться от «излишеств». Также для экономии денег при строительстве левобережной дамбы моста её центральную часть сделали более низкой, чем по краям. По словам одного из участников строительства, ветерана труда Владимира Богаенко, строителям не хватило всего нескольких десятков тысяч рублей, чтобы воплотить в жизнь задумку архитекторов.
К 1955 году мост построили. На его сооружение ушло 128 млн рублей. Ширина нового сооружения составила 24 метра, длина — 2,3 км. Сначала его называли Коммунальным, однако впоследствии он получил современное название – Октябрьский.
Происшествия
История Октябрьского моста связана с происшествиями, которые на нем происходили. Первое большое ДТП произошло здесь в 1959 году. Тогда столкнулись трамвай и два легковых автомобиля. Одна из машин чуть не упала в Обь, пробив чугунное ограждение.
В 60-х годах водитель одного из высших офицеров разогнался на автомобиле «Волга», врезался в машину, двигавшуюся навстречу и вылетел в реку. Из воды «Волгу» достали с помощью подъемного крана, рассказал краевед Константин Голодяев.
Чуть позже в Новосибирск приехал некий сельский житель на своем вездеходе ГАЗ-63. Будучи пьяным, он не справился с управлением, протаранил ограждение и пробил его. Техника чудом не улетела в реку, зацепившись дном.
В 80-х годах на мосту чуть не произошла трагедия. Автобус ПАЗ на большой скорости вылетел за поребрик на левобережной части моста. Автобус несколько раз перевернулся на насыпи и врезался в теплоцентраль. Во время инцидента никто не пострадал.
По словам Голодяева, однажды из Шилово в новосибирский Военный городок перегоняли бронетранспортер. По какой-то причине он выехал на тротуар и насмерть задавил рыбака, шедшего на реку в 4 утра.
Один из самых известных инцидентов, связанных с коммунальным мостом, произошел в 1965 году. Тогда военный летчик-ас Валерий Привалов пролетел под мостом всего лишь в метра от поверхности воды. Происшествие приобрело широкую известность, и сначала летчика хотели отдать под трибунал. Однако высшее военное руководство страны позволило пилоты продолжить службу.
Капитальный ремонт
В 90-е годы из-за увеличившегося потока автомобилей власти приняли решение убрать с моста трамвайные пути. Однако даже эта мера не помогла. Муниципалитет неоднократно заявлял, что мост не справляется с потоком машин, рассчитанным на 6 тыс. единиц в час.
В марте этого года глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов говорил, что в 2021 году начнется первый капитальный ремонт Октябрьского моста. Его планируется завершить к 2023 году, когда Новосибирск примет Молодежный чемпионат мира по хоккею.
По словам Дронова, пять лет назад на мосту проводили текущий ремонт. Для проведения капитального ремонта нужно сменить гидроизоляционное покрытие – железобетонную стяжку, поверх которой укладываются асфальт.
За наш коммунальный мост особое спасибо… Берии
60 лет назад в Новосибирске, наконец, соединились оба берега Оби.
Одни называют его коммунальным, другие — Октябрьским. Верно и то, и другое. Коммунальный — потому, что принадлежит городскому хозяйству, выполняет коммунальную функцию. Октябрьский — потому, что движение открыли в октябре, как раз к 38-й годовщине Октября. Для города это был большой праздник. Мост был жизненно необходим быстро растущему Новосибирску, население которого приближалось уже к миллиону жителей. Горожане порядком намучились добираться с одного берега на другой. Летом, правда, действовал понтонный мост, но его приходилось часто разводить, чтобы пропускать суда. Зимой можно было пешочком по льду перейти. А вот осенью и весной единственным средством сообщения между берегами были пригородные поезда.
Перерезаны алые ленты…
Не случайно поэтому на торжественное открытие коммунального моста (так его все называли) собрались десятки тысяч новосибирцев. Оно произошло в пять часов вечера 20 октября 1955 года. Много было торжественных речей представителей власти, строителей, общественности города. Испытания моста прошли успешно. Их провели еще 13–15 октября специалисты кафедры и мостостанции НИИЖТа. В качестве нагрузки пустили по мосту 113 груженых автомобилей.
«В 17 часов 45 минут были перерезаны алые ленты на правой и левой сторонах моста. Потоки людей устремились навстречу друг другу. Двинулись трамваи, автобусы, затем легковые машины», — писали газеты.
«Берия слушает. »
Потребность в мосте, который соединил бы основную часть Новосибирска с его промышленным Кировским районом, появилась еще в двадцатые годы. В 1938 году проект моста был готов. Его автор — Г. Попов. Но помешала война…
В 1946 году секретарь обкома ВКП(б) М. Кулагин обращается с докладной запиской о строительстве второго моста через Обь к заместителю председателя СНК СССР А. Косыгину. Но дело как-то застопорилось. Два года назад в интервью «ВН» Владимир Прокофьевич Богаенко, возглавлявший в те годы дирекцию строительства коммунального моста, вспоминал интересную историю, которую ему рассказал председатель горисполкома Иван Михайлович Афанасьев.
Вызывает как-то раз того первый секретарь обкома Яковлев и наказывает отправляться в Москву и без разрешения о строительстве моста не возвращаться. Но на всякий случай дает прямой телефон Берии. Обошел Иван Михайлович все министерства и ведомства — бесполезно. Нет денег. Решился на крайнее. В одном из кабинетов набрал номер телефона.
…И дело завертелось
17 октября 1951 года было принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве коммунального моста в Новосибирске. А в начале 1952 года начались подготовительные работы. Они затянулись — пришлось переселять жителей из района строительства, сделать планировку территории, создать такие предприятия, как бетонный завод, лесозавод, склад металлоконструкций. Большие изменения претерпел и первоначальный проект моста.
«Народ работал достойный. Ребята лихие»
Октябрьский мост в 50-е
Первыми приступили к делу геодезисты. Нужно было сделать все необходимые промеры и расчеты. По мнению главного инженера строительства Николая Богдзеля, «огромный объем работ был выполнен быстро и на весьма высоком уровне. Достаточно сказать, что подпятники опор забетонированы с точностью до двух сантиметров. Опоры же представляют собой сооружения площадью до четырехсот квадратных метров».
Потом с Украины приехало около 400 строителей. Здешние морозы и бураны для многих были непривычными. Но работы не прекращались ни на один день при любой погоде. Например, в 40-градусный мороз бетонировалась двенадцатая опора с которой начинается мост на правом берегу. Зимой в кессоны для подогрева грунта и людей подавали горячий воздух. Строители расположились в бывшем здании школы (теперь театр «Старый дом»). Здесь у них были и контора, и красный уголок. Позже плотники стали строить вокруг школы бараки. Потом приехали семьи.
Владимир Богаенко рассказывал, что народ на строительстве моста работал достойный. Грамотные, хорошо подготовленные инженеры. Ребята лихие. Многие воевали. Потом занимались на Украине восстановлением мостов, разрушенных во время войны.
В феврале 1953 года начались кессонные работы. Многие выполняли до трех-четырех норм в смену. В некоторые дни выработка лучших рабочих достигала пятисот процентов. Здесь работали бетонщики, арматурщики, монтажники, клепальщики, изолировщики, плотники, облицовщики, маляры, каменотесы. Но все эти рабочие были прежде всего верхолазами. Многие совмещали профессии.
Среди строителей моста были и рационализаторы. Всего реализовали свыше 400 рационализаторских предложений, что дало больше двух миллионов рублей экономии.
Большую помощь оказывали горожане. Например, быстро убрали весной со льда до ледохода несколько тысяч тонн различного имущества и материалов.
«Первый в практике мостостроения»
Мост наш по конструкции своей особенный: первый, как тогда говорили, в практике мостостроения. До этого никогда и нигде не строили таких длинных пролетов — более 120 метров.
Вторая особенность — использование специальной высокопрочной и упругой стали, которую создали металлурги. Только поэтому огромные арки выдерживают колоссальную тяжесть пролетных строений. По проекту сборка пролетных строений должна была вестись только с правого берега. Однако строители на свой страх и риск работали с обеих сторон одновременно. Для этого пришлось перевозить тяжелые металлоконструкции (весом более 20 тонн каждая) на тракторах по льду на левый берег.
Все детали для моста изготавливались в Новосибирске, кроме стальных ажурных конструкций. Их привозили собранными звеньями из Челябинска и Кузнецка. Вся Большевистская улица была ими загромождена. Потом их здесь окончательно собирали, проверяли каждую клепку и монтировали. В каждой детали были заранее высверлены отверстия для заклепок. Остается удивляться: с какой точностью все это было сделано, потому что при монтаже на мосту все 380 тысяч отверстий сошлись одно к одному.
«…За время строительства, — сообщил главный инженер Н. Богдзель на торжественном митинге, — со дна Оби из-под опор было извлечено 17 тысяч кубометров песка и скал, уложено в опоры и проезжую часть 55 тысяч кубометров бетона и железобетона, смонтировано и склепано 8,5 тысячи квадратных метров гранитной облицовки опор».
Красавец-мост протянулся в длину более чем на километр, возвышаясь над уровнем воды на 30 метров.
Инженер Владимир Богаенко вспоминал, что «мост должны были украшать каменные пилоны с бра для освещения. И вдруг Хрущев издает распоряжение о строжайшей экономии средств. Нам не хватило всего несколько десятков тысяч рублей, чтобы мост обрел задуманное проектировщиками и архитекторами лицо… И вот эта просадка дамбы с моста на Горскую не должна была быть».
С тех пор прошло 60 лет. Новосибирцы с благодарностью вспоминают и строителей, и проектировщиков моста, который стал историческим памятником и даже был помещен в эмблему города.
Архитектура Новосибирска
Вы здесь
Коммунальный (Октябрьский) мост через Обь
Коммунальный (Октябрьский) мост через Обь. Новосибирск. Фото: Евгений Аникеев
Мост проектировался ещё в довоенное время в створе улицы Сузунской (ныне улица Восход), когда был принят конкурсный проект моста профессора Ильясевича. В послевоенные годы, в четвёртом пятилетнем плане, намечалось строительство «большого моста через Обь», мостов через речки Тулу и Каменку. На заседании Верховного Совета РСФСР 24 июня 1946 г. выступила депутат от Новосибирска Т.Т. Голубина, которая говорила о «крайней необходимости постоянного коммунального моста в Новосибирске», что город «имеет все необходимые условия и базу для строительства моста через Обь. ». Она просила «предусмотреть ассигнования на постройку моста в бюджете на 1946 г., с тем, чтобы закончить строительные работы в новой пятилетке». 9 октября 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах помощи городскому хозяйству города Новосибирска», в котором правительство, выделив 30 млн. руб. на благоустройство города в 1949-1950 гг., обязало группу крупнейших заводов провести значительные работы по коммунально-бытовому строительству, в том числе построить мост через Обь. В 1948 г. был заказан проект, два года спустя были закончены работы по составлению технического проекта моста и составлению сметы на его строительство. В канун нового 1952 г. начались подготовительные работы к строительству, которое было рассчитано на три года. В Новосибирск прибыл отряд строителей-мостовиков, которому предстояло заняться сооружением коммунального моста, по тому времени уникального для Сибири. Около 400 рабочих прокладывали временные подъездные пути для обслуживания строительных площадок и временные подсобные сооружения: лесозавод, механические и арматурные мастерские, бетонный завод, компрессорную для спуска кессонов, склады щебня, песка, цемента и металлоконструкций.
Проект моста и всего комплекса сооружений мостового перехода был выполнен инженером-конструктором Г.Д. Поповым и архитектором К.И. Яковлевым. Мост состоял из двух частей: эстакады правого берега из четырёх пролетов, два из которых перекрывали улицу Большевистскую, и речной части моста из семи пролетов длиной по 120 метров каждый. Составные части мостового перехода: насыпь-дамба левого берега, верховая и низовая струенаправляющие дамбы на левом берегу общим протяжением свыше 500 метров и высотой более 5 метров, путепровод через железнодорожные пути на правом. Мост имел два трамвайных пути, две двухпутных полосы для движения автотранспорта и два пешеходных тротуара. Общая ширина — 24 метра. Конструктивно он отвечал последним достижениям техники и был комбинированным. Металлическое пролётное строение в надводной части длиной 800 метров (с надземной частью 1100 метров) состояло из жёстких балок двутаврового сечения (по ширине моста — восемь балок), опиравшихся на гибкие подпружные клёпаные арки. Консоли пешеходной части моста выполнялись из железобетона, из него же была и верхняя часть пролётного строения — плиты толщиной 15 сантиметров, весом три тонны каждая, замоноличенные между собой по стыкам бетоном. Сверху по гидроизоляции положен асфальт. Пролётное строение опиралось на железобетонные опоры («быки») и возвышалось над уровнем воды на 30 метров. Мост ограждали чугунные литые перила, береговые устои были облицованы серым сибирским гранитом из Гусинобродского карьера. Проект предусматривал украшение моста торшерами на третьих и шестых опорах высотой в 27 метров со светящимися на них звёздами. Входные части с правого берега (восьмая опора) венчались 45-метровыми пилонами-обелисками, на левом берегу на первой опоре ставились колоннады. По всей длине моста устанавливались литые чугунные фонарные столбы.
К 1954 г. возвели 6-, 7-, 9-, 10-, 11- и 12-ю опоры, на середине реки — 5-ю. Закладывались они с помощью кессонов. Для этого на месте опор намывали островки из земли, взятой из реки, лишь 5-я опора заложена с помощью наплавного кессона. Затем их опускали в плотный гранит и породу взрывали. К августу этого же года строители вынули со дна реки 4400 м3 скалы, около 13 000 м3 песка и гравия, уложили в опоры свыше 45 тыс. м3 железобетона и бетона. В начале сентября началось бетонирование 8-й опоры — самой большой и последней. Береговые опоры облицовывались гранитом. Было смонтировано 320 метров пролётного строения, велась подготовка к бетонированию плит, устраивались въезды на мост по Большевистской и Сузунской улицам. В дамбу земснарядом намыли около 1 млн. м3 грунта, и земляные работы были завершены.
Одновременно были закончены и первые четыре пролета эстакадной части моста над Большевистской улицей и берегом реки. В 1954 г. планировалось смонтировать свыше 8 тыс. тонн металлических конструкций пролётных строений, поставить почти 400 тыс. заклёпок. Но монтаж пролётного строения закончился только в мае следующего года. Реконструировали улицу Большевистскую; берег Оби от устья Каменки до улицы Добролюбова полностью очистили от причалов, строений и всех других сооружений для постройки набережной и нового большого речного вокзала на улице Добролюбова.
Сооружался мост в створе улицы Сузунской, которая расширялась в три раза и благоустраивалась для движения городского автотранспорта. Коммунальный (Октябрьский) мост, строительство которого оценивалось в 128 млн. руб., был открыт в ноябре 1955 г. Таким образом, построен он был не за три, а за четыре года. На нём не были поставлены запроектированные торшеры на речных опорах и 45-метровые пилоны на 8-й опоре, что обеднило его общий архитектурно-художественный облик.
Трудно переоценить социально-экономическое значение моста через Обь — мощную, труднопреодолимую преграду. Он дал большой градостроительный эффект, сформировав новую ситуацию в дорожно-транспортной сети города. Появились новые магистрали, как, например, проспект Карла Маркса, ставший главным проспектом в левобережье Новосибирска. Преобразились и существующие улицы, такие, как Большевистская, Сузунская, они стали главными магистралями в Октябрьском районе. Расчищенная набережная Оби преобразовалась в прибрежный парк, так необходимый городу и дающий значительный эстетический эффект в его панорамах. Интенсивно застраиваются предмостные территории речных берегов, изменилась ориентация застройки: она стала расти на юг, юго-восток. Общегородской центр Новосибирска отныне развивается в сторону моста и по обоим берегам города, а на правобережье он перемещается в Октябрьский район. Ряд улиц, например Нижегородская, Сакко и Ванцетти, Кирова, которые ранее представлялись «далёкой окраиной города», оказался в пределах будущих границ ядра центра, да и сам мост стал одной из его композиционных градостроительных осей.
Коммунальный (Октябрьский) мост через Обь. Новосибирск. Фото: Степанов Слава