в каком году польша вошла в евросоюз
Польша в Евросоюзе
Входит ли Польша в Евросоюз?
Многих граждан, а в особенности тех, кто собирается в Польшу на учебу, работу или же просто в качестве туриста, интересует вопрос: Польша входит в Евросоюз? Вступление страны в ЕС было тяжелым и трудным процессом, а также потребовало массу усилий со стороны властей и, в частности, европейских депутатов, выступающих в интересах страны. Решение о членстве в ЕС привело Польшу к процветанию. Данный процесс имеет долгую историю, длившуюся десятилетиями. Так когда же Польша вступила в Евросоюз?
Вход Польши в Евросоюз открыл дорогу для еще бо́льших изменений во всех сферах жизни страны. Невозможно не подчеркнуть многочисленные положительные стороны данного союза. Прежде всего, союз вернул жителей Польши в культурный круг, имевший близкие ценности и принципы, которые были важны стране и к которым она стремилась. Благополучное состояние польского государства в плане качества жизни, а в частности экономики, разительно увеличилось и привело к улучшению уровня образования, а также развитию инфраструктуры, частного предпринимательства и бизнеса в целом.
При вступлении Польши в Евросоюз стране, как и остальным кандидатам, предъявили требования, в результате которых пришлось закрыть шахты, верфи и металлургические предприятия. Следствием данного решения было массовое увольнение работающих граждан, которые решили покинуть страну в поисках заработка и лучшей жизни. Такие перемены требовали огромных усилий. Однако политические деятели Польской Республики добились требуемых условий вступления в ЕС и начали идти вперед, облагораживая свою страну.
Польша после вступления в ЕС
Тяжелый и долгий путь вступления Польши в ЕС начался с трудных преобразований. Дабы вывести ПР из нищеты, тогдашний польский реформатор — Лешек Бальцерович — решил провести масштабные реформы. Соотечественники последствий таких методов опасались и невзлюбили Лешека, однако, увидев итоги переустройства собственными глазами, воздвигли реформатора на пьедестал. Начать глобальную перезагрузку решили с развития бизнеса. Именно благодаря Бальцеровичу в 1995 году была принята программа, главной целью которой была поддержка малого и среднего бизнеса. Она упрощала открытие и развитие бизнеса в Польше, предоставляла предпринимателям возможность получения льготных кредитов. Благодаря созданию ряда государственных, а также региональных фондов, гражданам выдавали займы на самых выгодных условиях.
Для наиболее оперативного обеспечения результата и воплощения задуманных планов Бальцерович приступил к вытеснению государства из всех областей сектора экономики. Решающим моментом грандиозной перестройки стала приватизация. Приложенные усилия буквально за несколько лет обеспечили переход 45-и процентов промышленности в руки корпоративного сектора, осуществляя продажу наличными средствами.
Благодаря одному из первых законов, касающихся отмены ограничений на долю акционерного капитала для иностранных жителей и установления налоговых льгот для зарубежных инвесторов, основную часть польского населения стал составлять средний класс. Сосредоточение основного внимания на развитии бизнеса оправдало ожидания.
Первые несколько лет членства Польши в ЕС в стране обеспечили устойчивый экономический рост, ежегодно на 4,2 %. Данный показатель поддерживался до 2006 года. Благодаря ему страна занимала восьмое место среди остальных членов Евросоюза. Соответственно улучшились показатели экспорта и импорта.
Польша также сохранила свою промышленность. Несмотря на потери в сельском хозяйстве и закрытие шахт, страна правильно воспользовалась преимуществами союза с ЕС. Её экономика вошла в шестерку крупнейших в Евросоюзе.
Существенном плюсом, позволившим Польше пережить экономический кризис 2008-2009 годов, стало принятие решение об отказе введения евро и сохранение своей национальной валюты. Благодаря данному решению, страна была в силах контролировать свою национальную экономику и вошла в список тех немногих стран Европы, в которых во времена кризиса продолжался экономический рост. Свидетельством активного роста экономики является рост внутреннего валового продукта на душу населения, который возрос с 43 до 51 % в период 2003-2011 годов. В этот же промежуток времени вырос и процент производительности с 31 до 42 злотых в час.
Вступление Польши в ЕС гарантировало ей энергетическую безопасность, благодаря поставке Польше энергоносителей, а также непосредственную возможность прибегнуть к помощи Союза, согласно условиям вступления в Евросоюз. Помимо этого, стране была предоставлена возможность реализации новейшей техники по добыче сланцевого газа, что, в свою очередь, значительно снизило потребность страны в газовом импорте, в особенности из России.
По результатам социологических опросов, большинство населения Польши посчитало решение о вступлении Польши в Европейский союз весомым фактором на пути возвращения страны в Европу. Во время референдума 2003 года 77,4 % голосовавших выступили за интеграцию РП в Евросоюз и только 22,5 % высказались против принятия данного решения. Зимой 2008 года по произведенному опросу лишь 5 % поляков не одобряли присоединение Польши к ЕС, а уже свыше 80 % населения высказывались на этот счет положительно. Поляки одобрительно отнеслись к развитию своей экономики благодаря существенной финансовой поддержке Европейского союза, а также интеграции страны в единый европейский рынок. Помимо этого, поляки положительно восприняли присоединение Польши к Шенгенской зоне, предоставляющей возможность свободного передвижения для учёбы или работы в странах Европы. Это обусловило колоссальные изменения на польском рынке труда, а также усилении роли Польши на международной арене.
Помощь Евросоюза Польше
Ожидалось, что после вступления Польши в Евросоюз её аграрный сектор канет в небытие на фоне конкуренции с западными сельхозпроизводителями в условиях единого рынка. Однако вопреки ожиданиям, как только Польша вступила в ЕС, она стала крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, обогнав по экспорту яблок Китай – лидирующую экспортную страну в этой области. Следует задаться вопросом: как же так вышло? Однако путь к такому успеху дался Польше лишь с помощью упорства. Несмотря на то, что польские сельхозпроизводители добились такого успеха лишь с помощью бюджета Евросоюза, благодаря чему возрос доход, а следственно, и престиж фермерского хозяйства, это стоило Польше десятка лет отстаивания своих позиций. Ведь Польша буквально «выбила» для себя привилегированные преимущества при вступлении в ЕС, потом и кровью борясь за свои национальные интересы. Именно благодаря этому страна смогла достичь существенных результатов в экономическом росте.
Огромную роль в интеграции сыграла политика польских властей, отстаивающая и защищающая интересы своей страны так, как бы это не сделал никто другой. Ведь каждый законопроект Евросоюза проходил экспертизу в Варшаве на соответствие польским интересам, и если данного факта не наблюдалось, то депутаты Польши делали все возможное, чтобы закон не был принят.
Сколько Польша получила от Евросоюза?
Всего лишь за один год, с 2004 по 2005, Польше как члену ЕС были перечислены средства, превысившие взносы страны в бюджет ЕС на шесть миллиардов злотых. В первую очередь, данные поступления помогли фермерам, которые смогли закупить и внедрить новое оборудование и технологии в сельскохозяйственном производстве. Также были решены некоторые социальные проблемы, касающиеся жилья, обучения и прочих жизненно важных потребностей.
Если подвести итоги, то, по официальным данным, предоставленным Министерством финансов Польши, за десять лет членства в ЕС страна получила 101,3 миллиарда евро в рамках специализированных программ помощи. Польская Республика за этот же промежуток времени привнесла в совместный европейский бюджет 33,3 миллиарда. Масштаб ситуации будет более наглядным, если учитывать, что население страны составляет 38 миллионов граждан. Для сравнения, с 2014 года полякам было предоставлено 8,9 миллиарда евро, с учетом внесения с их стороны в бюджет Евросоюза 2,4 миллиарда.
Дотации Евросоюза Польше
Средства, предоставленные как помощь ЕС Польше для развития различных сфер страны, являются основным источником и причиной ее благополучия.
Ни для кого не секрет, что Польша как страна Евросоюза является одним из крупнейших получателей европейской помощи среди остальных стран ЕС. Известно, что к 2020 году из бюджета Евросоюза на поддержание направленных на повышение качества и уровня жизни, а также конкурентоспособности экономики программ, будет выдано еще 20 миллиардов евро. Однако дотации после 2020 года как Польше, так и Прибалтике на этом заканчиваются, согласно договоренностям Евросоюза. Ежегодно предоставляемая ЕС помощь Польше насчитывает около 11 миллиардов евро. Размер данных дотаций зависит от валового внутреннего продукта страны, а также от конкретных потребностей какого-либо из секторов экономики.
Однако в настоящее время велика возможность введения санкций против Польши. Данный процесс был запущен еще в 2017 году. Веской причиной послужило введение Польшей судебной реформы, благодаря которой партия «Право и справедливость» (ПиС) получила возможность назначить в Национальный судебный совет 15 представителей из общего количества в 25. Это дало возможность министру юстиции Польши назначать на должность руководителей судов. Как и следовало ожидать, данный факт поставил под вопрос независимость судебной системы страны. В декабре 2017 года Европейская комиссия запустила процедуру, предоставляющую возможность лишения Польши права голоса в Совете Евросоюза. Данная процедура была запущена под обоснованным предлогом нарушения Польской республикой принципов верховного права.
Помимо данного фактора, Евросоюз беспокоит радикальная позиция Польши в отношении антикоммунистической и антииммигрантской политики, так как нынешняя Европа солидарна в вопросе отношения к беженцам. Однако Польша отказывается выполнять установленную ЕС квоту по приему мигрантов. Это приводит к неутешительным выводам, а именно к возможности дальнейшего ухудшения отношений между Варшавой и Брюсселем и даже выходу сразу нескольких стран из ЕС. В настоящее время многим кажется, что, вступив на такую дорогу, страна обеспечила себе спорный путь. Возникает вопрос: возможно ли, что Польша выйдет из Евросоюза?
Последние из достижений Польши как страны Евросоюза привели к тому, что страна стала проводником американской политики на европейском континенте, вследствие чего варшавские политики получили реальный шанс занять лидерство в Европе. Естественно, данные амбиции отрицательно воспринялись в Брюсселе, как и резко отстаивающие свою точку зрения польские представители. Недавно стало известно о том, что Еврокомиссия подготовила план, который позволит лишить Польшу предоставляемой денежной поддержки Европы, причем реализовать его будет возможно в обход установленных европейских процедур. Говоря подробнее о данном способе лишения Польши дотаций из Европы, следует отметить, что его непосредственным автором стал комиссар ЕС по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер.
Раскрывая подробности данного плана, следует напомнить, что после нашумевших событий, произошедших в Украине в 2014 году, Варшава вступила на путь колоссальных успехов. После прихода к власти Дональда Трампа и стартующего открытого конфликта между Берлином и Вашингтоном, Польше пришла грандиозная идея о «захвате власти в ЕС» и управлении им в интересах Америки. Учитывая все это, польская элита заняла лидирующие позиции по вопросам, касающимся политики, направленной против России, что стало существенным плюсом в ее незаменимости для Соединенных Штатов Америки. И ведь действительно, при благоприятных для поляков обстоятельствах Польша могла бы рассчитывать на поддержку Вашингтона. В том случае, если бы данную схему удалось реализовать и получить необходимую политическую поддержку со стороны Америки, вполне реально было бы рассчитывать на помощь в борьбе с Берлином за статус фактического лидерства.
Естественно, данные планы вызывали сильнейшее недовольство Германии, так как именно она является самым крупным источником финансирования бюджета ЕС. Амбиции Польши касались перехвата лидирующих позиций в Евросоюзе путем запроса у Германии репараций на дополнительные проекты. Германия оказалась в затруднительном положении, поскольку не могла обойти стороной требования Польши. Несмотря на это, урезать финансирование Польши не представлялось возможным без непосредственного согласия самой Польской Республики. По последним данным полякам отходит около 9 % общеевропейского бюджета. За цикл длиной в семь лет Польская республика, являясь страной ЕС, получила примерно 117 млрд. долларов лишь за то, что она состоит в союзе. Естественно, против себя при таких условиях никто не пойдет, а попытки лишить Польшу права голоса в ЕС на данный момент не были осуществлены, в первую очередь, из-за активного сопротивления правительства Виктора Орбана. Но, наконец, необходимое решение было найдено именно Гюнтером Эттингером, и, как известно, оно уже имеет поддержу со стороны Европейской комиссии. Суть данного плана заключается в направлении внимания не на корректировку суммы, а на изменения правил контроля за использованием бюджетных средств. Данная корректировка не требовала голосов всех стран ЕС, а значит, изменения могут быть приняты даже без учёта мнения некоторых стран, в особенности тех, которые придерживаются излюбленного правила выкачивания денег из Германии.
Ключевым моментом плана Эттингера является привязка выплат средств Евросоюза к соблюдению неких «демократических норм». Таким образом, доступ к бюджету Евросоюза будет зависеть от «идеологической чистоты», являющейся приоритетной оценкой при принятии решения о размерах предоставляемых средств. Говоря простым языком, ситуация будет выглядеть так: в тот момент, когда члены ЕС начнут отклоняться от берлинских приоритетов, они автоматически будут нарушать установленные демократические нормы. Что в свою очередь приведет к отказу в финансировании.
Подведя итоги членства Польши как страны ЕС, невозможно не заметить положительные стороны. Евросоюз оказал существенную помощь стране, обеспечивая за счет своего бюджета стабильную экономику, развитие сельского хозяйства, экспорт, импорт и общее поднятие уровня жизни населения. Конечно, не обошлось и без отрицательных моментов. Однако Польша преодолела все невзгоды и обеспечила себе лидерство среди стран Евросоюза, в первую очередь, благодаря грамотным действиям политиков, которые боролись за необходимые для их страны условия.
Однако, в последнее время нельзя не заметить напряжения в отношениях ЕС и Польши. Активное финансирование социальных и иных программ помощи Польше привело страну на путь возрождения. Но последние новости свидетельствуют о возможности прекращения поступления дотаций в Польшу и в принципе показывают негативный настрой Германии против политики Варшавы.
Несмотря на все это, единственное, что нам, простым гражданам, остается в настоящее время — это наблюдать за происходящей ситуацией. Реализуется ли задуманный план и как поведет себя Польша в условиях отсутствия финансирования со стороны Европейского Союза – в скором времени мы узнаем, чего стоят польские амбиции в желании занять лидерство.
Польша | ЕС |
---|
Польша является государством-членом Европейского Союза с 1 мая 2004 года, с Договором о присоединении 2003 года, подписанным 16 апреля 2003 года в Афинах, в качестве правовой основы для присоединения Польши к ЕС. Фактический процесс интеграции Польши в ЕС начался с подачи Польшей заявки на членство в Афинах 8 апреля 1994 года, а затем подтверждения заявки всеми странами-членами в Эссене с 9 по 10 декабря 1994 года. динамичный и непрерывно продолжающийся процесс.
СОДЕРЖАНИЕ
Сравнение
Ранние отношения между Польшей и ЕС (1988-1993)
Изменения в польской политике во время и после 1989 г. позволили вести дипломатические переговоры об участии Польши в Европейском экономическом сообществе. Официальные переговоры начались 22 декабря 1990 г. и завершились 16 декабря 1991 г. « Европейским соглашением об установлении ассоциации между Республикой Польша и Европейскими сообществами и их государствами-членами ». В то же время, наряду с Европейским соглашением, Польша подписала торговое соглашение, включенное в Временное соглашение, действующее с 1 марта 1992 года.
Соглашение Польши с ЕЭС вступило в силу 1 февраля 1994 года, через три месяца после вступления в силу Маастрихтского договора. Первым шагом стало создание Комиссии по объединению Республики Польша с ЕС, задачей которой было наблюдение за выполнением новых соглашений. В рамках этой комиссии велись переговоры на министерском уровне в польском парламенте. Комитет парламентского объединения выступал в качестве форума для отношений между польским парламентом и Европейским парламентом.
Приближается к присоединению (1993–1997 годы)
Переговоры (1997-2002)
Процесс расширения ЕС был официально запущен на заседании Совета по общим вопросам 30 марта 1998 года. В то время Польша объявила 31 декабря 2002 года датой готовности к членству в Европейском союзе. 31 марта 1998 г. в Брюсселе началось исследование совместимости действующих законов стран-кандидатов с законодательством ЕС. После окончания исследования фактические переговоры проводились одновременно по просьбе стран-кандидатов, хотя и индивидуально с каждым из кандидатов с 10 ноября 1998 г. С 16 апреля 1999 г. регулярные встречи политических директоров и европейских корреспондентов ассоциированные страны и страны ЕС начали политический диалог. Для переговоров ЕС создал 37 рабочих групп, которые отвечали за разработку соглашений в своих областях. Председателями Польской переговорной группы (PZN) поочередно были: Яцек Сарюш-Вольский (1997–2001) и Данута Хюбнер (2001–2004).
В октябре 1990 года было решено соединить столицы стран, ассоциированных с Секретариатом Совета ЕС, с помощью специально подготовленной коммуникационной сети. К 2000 году Польше удалось завершить переговоры по 25 из 30 переговорных площадок, а по 9 из них ей удалось согласовать переходные периоды. Остальные 5 областей были согласованы в период с 2001 по 2002 год.
Переговоры Польши с ЕС завершились на саммите ЕС в Копенгагене 13 декабря 2002 года.
Присоединение (2003-2004 гг.)
Поляки ответили на следующий вопрос:
«Вы даете разрешение на вступление Республики Польша в Европейский Союз?»
Договор о присоединении 2003 г., подписанный 16 апреля 2003 г. в Афинах, стал правовой основой для 10 стран Центральной и Южной Европы (Кипр, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения и Венгрия), вступающих в европейскую Союз.
1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского Союза вместе с 9 другими европейскими странами.
Страны-члены ЕС | Дата присоединения |
---|---|
Кипр Чехия Эстония Венгрия Литва Латвия Мальта Польша Словакия Словения | 1 мая 2004 г. |
После присоединения (2004-настоящее время)
1 мая 2009 года, через пять лет после вступления Польши в Европейский Союз, закончился период защиты от покупки домов и квартир в Польше иностранцами (гражданами ЕС).
Согласно опросу, проведенному Центром изучения общественного мнения в марте 2014 года, присутствие Польши в Европейском союзе поддержали 89% поляков, а 7% выступили против членства Польши в ЕС.
Польша и Европейская политика соседства
До интеграции Польши в Европейский Союз польские политики пытались укрепить экономическое и политическое сотрудничество с соседними странами. Эти усилия были предприняты для того, чтобы помочь ЕС в его усилиях по расширению на европейский континент.
Общая внешняя политика и политика безопасности Польши и ЕС
Польша по-прежнему скептически относится к общей внешней политике и политике безопасности ЕС и против предоставления дополнительных полномочий внешней политике и политике безопасности Европейского союза. Страны ЕС, такие как Франция и Германия, хотят более благоприятных отношений с Россией, однако Польша имеет напряженные отношения и историю с Россией и не хочет менять свою внешнюю политику. Кроме того, Польша опасается, что расширение влияния ЕС во внешней политике и политике безопасности нарушит национальные интересы и суверенитет Польши.
Польша и расширение ЕС
Внутренняя политика Польши и ЕС (2015-преснт)
13 января 2016 года Европейская комиссия начала официальную оценку верховенства закона на основе правил, установленных в 2014 году и в соответствии со статьей 7 Лиссабонского договора, касающейся поправок Конституционного суда и закона о публичных СМИ в Польше. Теоретически такая оценка может привести к лишению Польши права голоса в ЕС. Некоторые польские и британские СМИ критиковали участие ЕС в кризисе Конституционного суда Польши в 2015 году как выходящее за рамки Рамок Европейского союза по укреплению верховенства закона.
14 июля 2021 года Конституционный суд Польши постановил, что любые обеспечительные меры высшего Европейского суда против судебных реформ Польши «не соответствуют» польской конституции. Министр юстиции Польши Збигнев Зиобро заявил, что решение конституционного суда направлено «против вмешательства, узурпации и правовой агрессии со стороны органов Европейского Союза».
В августе 2021 года в контексте спора между Польшей и ЕС по поводу судебной реформы в Польше Зиобро заявил, что Польша должна оставаться в ЕС, но не «любой ценой».
Евроскептицизм в Польше
22 ноября 2020 года польская консервативная еженедельная газета Do Rzeczy опубликовала на первой полосе статью под названием «Полексит: мы имеем право говорить об этом».
Польская крайне правая партия Конфедерация «Свобода и независимость» несколько раз призывала к выходу из Европейского Союза.
Опрос
Опрос, проведенный в январе 2020 года, показал, что 89 процентов поляков заявили, что Польша должна оставаться в ЕС, а шесть процентов заявили, что она должна выйти из союза. В то время как опрос 20-23 ноября показал, что 87% поляков заявили, что Польша должна оставаться членом Европейского Союза, а 8% (рост) опрошенных выразили противоположную точку зрения, в то время как еще 5% не смогли принять решение.
Европейский Союз. История становления
История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.
25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.
7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.
К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.
В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.
Институты Европейского Союза:
Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский совет. Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.
Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.
Для проведения единой валютно-финансовой политики и выравнивания уровня экономического развития различных регионов внутри ЕС были образованы: Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейская счетная палата, Европейский фонд развития, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.