в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников

Создание детского коллектива по Шацкому. Часть I

Биографию Шацкого без труда можно найти в сети интернет. Я лишь хочу отметить, что его работа актуальна и сейчас, и из его опыта нужно извлекать то, что поможет нам преобразовать существующую систему образования и поднять ее на более высокий уровень.

Меня особенно интересуют его исследования по созданию детских коллективов. Детские коллективы были для того времени чем-то совершенно новым. Да что кривить душой, до сих пор для нас эта тема не раскрыта полностью. Шацкий воспитывал в детях такие ценности, которые позволяли из группы случайных детей создавать настоящий коллектив. За такие идеи в 1908 году было закрыто его общество «Сетлемент», а сам Шацкий был арестован. Общество было закрыто за попытку «ввести социализм в среду детей», как было сказано в обвинительном акте. Однако после этого Шацкий свою работу не бросил, а стал работать другими методами. После 1917 года вел исследования по вопросам народного образования. В 1911 году он организовал колонию для детей «Бодрая жизнь», на базе которой в дальнейшем и проводил свои исследования-эксперименты. Кстати, название колонии дети придумали сами.

в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников. Смотреть фото в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников. Смотреть картинку в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников. Картинка про в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников. Фото в каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников

Интересны методы, которые применялись Шацким при создании детского коллектива. Сам Шацкий мало пишет именно о создании коллектива, он пишет о воспитании детей, об улучшении их человеческих качеств. Этого он достигал через создание коллектива посредством совместного труда. Об этом Станислав Теофилович вместе со своей женой рассказывает в книге «Бодрая жизнь». Книга написана живым и интересным языком. Очень рекомендую ее к прочтению.

Детская колония «Бодрая жизнь» была создана Шацким после его опытов летнего проживания с детьми на даче. Такой опыт был не совсем полноценен, так как трудиться детям приходилось только над кратковременными задачами, а значит и полного сплочения, а также изменения самих детей, не происходило. Шацкого очень заботило, что дети, живя жизнью взрослых в городе, очень сильно «напитывались» этой взрослой жизнью, их проблемами и неудачами, что затрудняло их собственное развитие, а часто и «тянуло вниз». Одной из таких проблем было использование самой грязной брани. В результате было принято решение о создании колонии. Сам Шацкий пишет: «Зимой 1911 года М.К. Морозова предложила устроить постоянную колонию на ее земле в Калужской губернии, обеспечив наше дело средствами на постройку необходимых зданий, устройство и оборудование колонии».

В предисловии к книге «Бодрая жизнь», супруги Шацкие пишут:

Каким образом происходили эти изменения?

Во-первых, это самоуправление. Шацкий стал устраивать собрания всех колонистов и сотрудников дважды в неделю. На этих собраниях и проходила вся организационная жизнь. Сначала на собраниях обсуждались только общие вопросы о работе, об организации жизни.

«Очень скоро по приезде детей жизнь выдвинула новые обязанности. Первое время за провизией и всем инвентарем смотрела одна из сотрудниц. На одной из общих бесед мы предложили детям выбрать кого-нибудь из их среды для того, чтобы выдавать поварам провизию, считать, сколько стоит продовольствие на каждый день, следить за тем, что из провизии у нас на исходе».

Такой ответственный человек был выбран, а затем были созданы и другие «должности», которые дети исполняли довольно хорошо, и иногда им не нужна была помощь сотрудников совсем. Затем он пишет о собраниях:

«И постепенно на них, кроме всяких хозяйственных дел, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, обсуждаться несоответствующее нашим порядкам поведение кого-либо из колонистов; стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии».

Шацкий и дальше в своей книге подчеркивает, что самовоспитание детей в социальном и моральном плане стало происходить только после того, как дети взяли на себя ответственность за жизнь в колонии, стали получать радость от труда. Одной из проблем была так называемая «общественная работа». Работа по обслуживанию самих себя (кухня, помещения и т.д.) была детям понятна, а вот работы, например, на огороде принимались не полностью, так как дети не были уверены в том, что они на следующий год снова приедут в колонию (в колонии дети жили с мая по октябрь). Но как только обязательность «общественных работ» была снята, а детям было объяснено, что те, кто хорошо работает, становятся друзьями колонии, и к ним уже относятся как к друзьям, дети стали работать охотнее и получать радость от такой работы.

«Таким образом, решение бросить обязательные работы и перейти к свободным имело очень хорошие результаты: в работе дети нашли что-то понятное для себя, и это понятное была радость рабочего напряжения. Вместе с тем проявилась и еще одна сознательная черточка: дети стали чувствовать ответственность за свою работу. Часто стали отдельные группы брать себе работу «на урок», т.е. измерять работу не временем, а количеством ее».

Это стало шагом к очередному развитию детей в социальном плане:

После это стало возможным бороться с такой проблемой как брань, дети стали сами за собой следить. Были и случаи, приведшие к тому, что дети стали относиться друг к другу более чутко. Об окончании первого лета, проведенного в колонии Шацкий пишет:

«Лето прошло. И можно было оглянуться на свою работу. Было ли в этой жизни что-либо сильное, особенно влиявшее на детей?
Да, было несомненно, и это был труд. Труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь.
Труд вносил некоторую стройность и в самую жизнь колонии. При таком значении труда в колонии нельзя было обойтись без сознательного отношения детей к нему, необходимо было всеми силами привлечь детей к обсуждению того, где и как они будут работать. Чем больше такой сознательности, тем легче работать. Отсюда появилась практическая важность наших собраний.
Стала складываться общественная жизнь детей, как прямой результат нашей трудовой обстановки. Чувствовали ли дети связь между собой? Соединяло ли что детей?
Итак, если смотреть на это первое лето колонии, как на опыт, то он убедил нас в возможности для детей серьезного труда. Труд может быть основой детской жизни, но именно детский, радостный и бодрый труд. К дальнейшей организации его и должна сводиться наша будущая работа.
Но один труд дает внешнюю связь, форму, порядок детской жизни. Нужно было бы позаботиться об организации не только физических, но и духовных сил наших детей. Это составляло вторую нашу задачу».

В результате первого лета в колонии дети настолько привыкли к размеренному труду и своему коллективу, что даже когда их повезли на экскурсию на несколько дней, дети заскучали и раньше времени запросились обратно. Радость от такого результата работы должна быть понятна любому педагогу.

Источник

Москва


ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934)

Выдающийся российский и советский педагог- экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Родился 1 (13) июля 1878 года в селе Воронино, Духовщинского района Смоленской области, в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году Станислав окончил Московскую гимназию. Из гимназии он вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.

В 1903 году Станислав Шацкий окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, потом учился в консерватории, затем поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию, где стал любимым учеником К. А. Тимирязева.

С.Т. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. В реальности, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения, его влекло в педагогику, к детям.

В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его соратникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности. Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде. Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914, совместно с В. Н. Шацкой).

«Бодрая жизнь» стала затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период Гражданской войны: ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.

Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».

Деятельность станции получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Владимир Ильич Ленин, сказал о Шацком: «Другие только болтают, а он дело делает».

С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

С 1929 года С.Т. Шацкий – член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932 году, после расформирования опытной станции, он становится ректором Московской консерватории и одновременно директором Центральной педагогической лаборатории. По его предложению при Московской консерватории создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. После кремации в Донском крематории урна с его прахом была захоронена в стене главного зала крематория, с левой стороны (если стоять спиной к входу). В 1978 году урну перезахоронили непосредственно на Новом Донском кладбище, в одной могиле с его женой и многолетней сподвижницей, выдающимся педагогом, крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей Валентиной Николаевной Шацкой (1882-1978). Могила находится за зданием бывшего крематория, у стен колумбариев 50-х годов. Чтобы пройти к могиле Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, нужно обойти здание бывшего крематория справа (если стоять спиной к воротам), а затем идти вдоль наружной стены колумбариев 50-х годов, которые при этом окажутся слева. Могила располагается у подножия стены.

К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.

Одна из средних школ города Обнинска (Школа № 1) носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.

Источник

В каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников

О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям?

Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?

В чем заключается при этом роль педагога?

Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:

1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.

2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.

3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Положительные моменты технологии метода проектов:

• увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.

• максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализаций проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:

1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).

2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.

Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником —американским педагогом У.X. Кильпатриком. У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.

У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

• потребительский (изготовление предметов);

• проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г, Кагарова, М. В. Крупениной.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века; в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» — и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» — и в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта.

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Станислав Теофилович Шацкий выделяет «основные компоненты метода проектов:

1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;

2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);

3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка навыки».

М. В. Крупенина разделяла проект на следующие этапы:

1. Постановка задачи.

2. Разработка самого проекта принятого задания.

3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

4. Непосредственная трудовая деятельность.

5. Учет проделанной работы.

Метод проектов, по мнению М. В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующиепедагогические принципы:

• Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

• Сотрудничество детей и взрослых.

• Актуализация субъективной позиции ребенка в пед-процессе.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

• по составу участников — коллективные или индивидуальные;

• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные;

• по срокам реализации — большие и малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органичноинтегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий.

Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Технология проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из проблемной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

ГБДОУ №355 расположен по адресу: Алтайская улица, дом 2, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-21,

Московский пр., дом 195, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-78

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *