в каком году писатель возвращается на родину
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Сталин, Куприн и 1937 год.
Сталин, Куприн и 1937 год.
Возможно, у кого-то заголовок вызовет легкое недоумение, ведь как связаны между собой Сталин, великий русский писатель А. И. Куприн и пресловутый «тот самый» 1937 год? Связь тут сложная и многоуровневая, начнем с самой простой и очевидной линии.
В 1937 году советское правительство приняло решение и официально пригласило Александра Ивановича Куприна вернуться из эмиграции в СССР. Он с радостью согласился, а на вокзале в Париже, садясь на поезд, даже сказал: «Я бы пешком в Россию пошел».
31 мая 1937 года Москва встречала писателя, а из среды эмиграции неслись недоумения и слова «о предательстве». Но когда русский писатель возвращается на Родину, о каком предательстве можно говорить? Тут уместно вспомнить вехи страшной русской трагедии, которая забросила Куприна в Париж, который он по его словам просто возненавидел!
Александр Иванович Куприн был… кадровым офицером русской армии. Вот ведь хорошо учили в ней литературе и русскому языку, раз Толстой и Лермонтов получались из тех, кого учили в первую очередь военному делу! Куприн закончил Александровское военное училище в 1890 году, после чего уже подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, расквартированный в городишке Проскурове Подольской губернии (ныне это украинский город Хмельницкий). Но военное поприще его не увлекало, в отличие от журналистской и литературной деятельности.
Взгляды Куприна были вполне себе «демократическими». Во время подавления бунта матросов крейсера «Очаков», в своем очерке «События в Севастополе», опубликованном в петербургской газете «Наша жизнь» 1 декабря 1905 года, писатель полностью встал на сторону бунтарей. За что был выслан из города, не забыв перед этим помогать бежавшим с крейсера матросам, доставая им штатское платье, помогая сбить со следа полицию.
Не удивительно, что и трагический февраль 1917 года Куприн принял с восторгом. После чего работал редактором газеты «Свободная Россия», издававшейся партией левых эсеров — то есть частью самой кровавой партией в российской историей, активно занимавшейся терроризмом на протяжении всей своей истории. С 1918 года по 1919 год писатель работал в издательстве «Всемирная литература», созданном Максимом Горьким. По сути, Куприн был «красным», пусть разных оттенков, но «красным».
«Тогда все, кто могли, занимались огородным хозяйством, а те, кто не могли, воровали овощи у соседей» — напишет Куприн.
Вступив в белую армию, он хоть и был офицером, служить пошел в армейскую газету. Почему? Об этом он сам написал в одном из самых своих пронзительных произведений «Купол св. Исаакия Долматского». Читая эти строки, надо помнить, что ужас ленинградской блокады ещё будет впереди, а писатель описывает то, что он видел в 1919 году! Но как это напоминает блокадные рассказы…
«К середине 19-го года мы все, обыватели, незаметно впадали в тихое равнодушие, в усталую сонливость. Умирали не от голода, а от постоянного недоедания. Смотришь, бывало, в трамвае примостился в уголке утлый преждевременный старичок и тихо заснул с покорной улыбкой на иссохших губах. Станция. Время выходить. Подходит к нему кондукторша, а он мертв. Так мы и засыпали на полпути у стен домов, на скамеечках в скверах».
Тут и проходит вторая линия связи между Сталиным и Куприным. Не только решение вождя вернуть писателя из эмиграции. В одно время они находились рядом и, фактически по разные стороны тогдашних баррикад. Летом 1919 года Ленин направляет Сталина навести порядок, удержать город во время первого наступления белых на Петроград. Иосиф Виссарионович город удерживает, порядок наводит. И телеграфирует Ленину: «Перелом в наших частях начался. За неделю не было ни одного случая частичных или групповых перебежек. Дезертиры возвращаются тысячами. Перебежки из лагеря противника в наш лагерь участились. За неделю к нам перебежало человек 400, большинство с оружием».
Обратим внимание, что Сталин пишет Ильичу об отсутствие перебежчиков из Красной армии, как о важном и показательном явлении. Дело в том, что дезертирство в рядах красных тогда было повальным. Бежали десятки тысяч — но это было ещё полбеды. Проблема была в том, что взятые в плен тысячи матросов и солдат Красной армии в следующем бою… вставали в ряды белых! Основным источником пополнения Северо-Западной армии были пленные красные. Сталину удалось остановить этот процесс, о чем он и докладывал Ленину.
Но основную лепту в разгром белых под Петроградом внес все же не Сталин, а англичане. Предательство «союзников» погубило Северо-Западную армию. Английский флот, который должен был помочь, просто исчез в самый решающий момент и тем самым спас большевиков.
«Англичане, обещавшие подкрепить движение белых на Петербург своим военным флотом, безмолвствуют, и лишь под занавес, когда большевики, в безмерно превосходящих силах, теснят, окружают Белую армию, и она уже думает об отступлении, лишь тогда перед Красной Горкой появляется английский монитор и выпускает несколько снарядов с такой далекой дистанции, что они никому и ничему вреда не приносят» — так описывает это Куприн.
Преданная белая армия откатывается к эстонской границе. С ними уходит и Куприн. Его ждут 17 лет эмиграции, а рядовых и офицеров Северо-западной армии ждут эстонские концлагеря, где от тифа и голода умрет примерно половина её состава.
Гражданская война закончилась. Куприн в Париже. Много пишет, ещё больше тоскует по Родине. И когда Сталин приглашает его вернуться, он возвращается. Свои мысли и ощущения по возвращении в СССР Куприн описывает в интервью советской прессе и в своем публицистическом очерке «Москва родная».
«Что больше всего понравилось мне в СССР? За годы, что я пробыл вдали от Родины, здесь возникло много дворцов, заводов и городов. Всего этого не было, когда я уезжал из России. Но самое удивительное из того, что возникло за это время, и самое лучшее, что я увидел на родине, это — люди, теперешняя молодежь и дети.
Москва очень похорошела… Необыкновенно комфортабельно метро, которое, конечно, не идет даже в сравнение с каким-либо другим метро в Европе. Впечатление такое, что находишься в хрустальном дворце, озаренном солнцем, а не глубоко под землей. Таких широких проспектов, как в Москве, нет и за границей. В общем, родная Москва встретила меня на редкость приветливо и тепло».
Напомню, что приехал писатель в СССР в «тот самый» 1937 год. Но его впечатление совершенно не такое, как «воспоминания» наших сегодняшних либералов. Они светлые.
«Мне очень хочется писать для чудесной советской молодежи и пленительной советской детворы. Не знаю только, позволит ли мне здоровье в скором времени взяться за перо. Пока думаю о переиздании старых вещей и об издании произведений, написанных на чужбине. Мечтаю выпустить сборник своих рассказов для детей», — пишет Куприн.
У него много планов и идей. Не вышло. Через год, 25 августа 1938 года Куприн скончался в Ленинграде от рака пищевода. Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Так красный Куприн или белый? Он русский.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сталин, Куприн и 1937 год. Колонка Николая Старикова
Общественный деятель и писатель Николай Стариков, эксперт Федерального агентства новостей, рассказывает в своем материале о взаимоотношениях, связывавших руководителя СССР Иосифа Сталина и писателя Александра Куприна.
Возможно, у кого-то заголовок вызовет легкое недоумение, ведь как связаны между собой Сталин, великий русский писатель А. И. Куприн и пресловутый «тот самый» 1937 год? Связь тут сложная и многоуровневая, начнем с самой простой и очевидной линии.
В 1937 году советское правительство приняло решение и официально пригласило Александра Ивановича Куприна вернуться из эмиграции в СССР. Он с радостью согласился, а на вокзале в Париже, садясь на поезд, даже сказал: «Я бы пешком в Россию пошел».
31 мая 1937 года Москва встречала писателя, а из среды эмиграции неслись недоумения и слова «о предательстве». Но когда русский писатель возвращается на Родину, о каком предательстве можно говорить? Тут уместно вспомнить вехи страшной русской трагедии, которая забросила Куприна в Париж, который он по его словам просто возненавидел!
Александр Иванович Куприн был… кадровым офицером русской армии. Вот ведь хорошо учили в ней литературе и русскому языку, раз Толстой и Лермонтов получались из тех, кого учили в первую очередь военному делу! Куприн закончил Александровское военное училище в 1890 году, после чего уже подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, расквартированный в городишке Проскурове Подольской губернии (ныне это украинский город Хмельницкий). Но военное поприще его не увлекало, в отличие от журналистской и литературной деятельности.
Взгляды Куприна были вполне себе «демократическими». Во время подавления бунта матросов крейсера «Очаков», в своем очерке «События в Севастополе», опубликованном в петербургской газете «Наша жизнь» 1 декабря 1905 года, писатель полностью встал на сторону бунтарей. За что был выслан из города, не забыв перед этим помогать бежавшим с крейсера матросам, доставая им штатское платье, помогая сбить со следа полицию.
«Тогда все, кто могли, занимались огородным хозяйством, а те, кто не могли, воровали овощи у соседей» — напишет Куприн.
Вступив в белую армию, он хоть и был офицером, служить пошел в армейскую газету. Почему? Об этом он сам написал в одном из самых своих пронзительных произведений «Купол св. Исаакия Долматского». Читая эти строки, надо помнить, что ужас ленинградской блокады еще будет впереди, а писатель описывает то, что он видел в 1919 году! Но как это напоминает блокадные рассказы…
«К середине 19-го года мы все, обыватели, незаметно впадали в тихое равнодушие, в усталую сонливость. Умирали не от голода, а от постоянного недоедания. Смотришь, бывало, в трамвае примостился в уголке утлый преждевременный старичок и тихо заснул с покорной улыбкой на иссохших губах. Станция. Время выходить. Подходит к нему кондукторша, а он мертв. Так мы и засыпали на полпути у стен домов, на скамеечках в скверах».
Тут и проходит вторая линия связи между Сталиным и Куприным. Не только решение вождя вернуть писателя из эмиграции. В одно время они находились рядом и, фактически по разные стороны тогдашних баррикад. Летом 1919 года Ленин направляет Сталина навести порядок, удержать город во время первого наступления белых на Петроград. Иосиф Виссарионович город удерживает, порядок наводит. И телеграфирует Ленину: «Перелом в наших частях начался. За неделю не было ни одного случая частичных или групповых перебежек. Дезертиры возвращаются тысячами. Перебежки из лагеря противника в наш лагерь участились. За неделю к нам перебежало человек 400, большинство с оружием».
Обратим внимание, что Сталин пишет Ильичу об отсутствие перебежчиков из Красной армии, как о важном и показательном явлении. Дело в том, что дезертирство в рядах красных тогда было повальным. Бежали десятки тысяч — но это было еще полбеды. Проблема была в том, что взятые в плен тысячи матросов и солдат Красной армии в следующем бою… вставали в ряды белых! Основным источником пополнения Северо-Западной армии были пленные красные. Сталину удалось остановить этот процесс, о чем он и докладывал Ленину.
Но основную лепту в разгром белых под Петроградом внес все же не Сталин, а англичане. Предательство «союзников» погубило Северо-Западную армию. Английский флот, который должен был помочь, просто исчез в самый решающий момент и тем самым спас большевиков.
«Англичане, обещавшие подкрепить движение белых на Петербург своим военным флотом, безмолвствуют, и лишь под занавес, когда большевики, в безмерно превосходящих силах, теснят, окружают Белую армию, и она уже думает об отступлении, лишь тогда перед Красной Горкой появляется английский монитор и выпускает несколько снарядов с такой далекой дистанции, что они никому и ничему вреда не приносят» — так описывает это Куприн.
Преданная белая армия откатывается к эстонской границе. С ними уходит и Куприн. Его ждут 17 лет эмиграции, а рядовых и офицеров Северо-западной армии ждут эстонские концлагеря, где от тифа и голода умрет примерно половина ее состава.
Гражданская война закончилась. Куприн в Париже. Много пишет, еще больше тоскует по Родине. И когда Сталин приглашает его вернуться, он возвращается. Свои мысли и ощущения по возвращении в СССР Куприн описывает в интервью советской прессе и в своем публицистическом очерке «Москва родная».
«Что больше всего понравилось мне в СССР? За годы, что я пробыл вдали от Родины, здесь возникло много дворцов, заводов и городов. Всего этого не было, когда я уезжал из России. Но самое удивительное из того, что возникло за это время, и самое лучшее, что я увидел на родине, это — люди, теперешняя молодежь и дети.
Москва очень похорошела… Необыкновенно комфортабельно метро, которое, конечно, не идет даже в сравнение с каким-либо другим метро в Европе. Впечатление такое, что находишься в хрустальном дворце, озаренном солнцем, а не глубоко под землей. Таких широких проспектов, как в Москве, нет и за границей. В общем, родная Москва встретила меня на редкость приветливо и тепло».
Напомню, что приехал писатель в СССР в «тот самый» 1937 год. Но его впечатление совершенно не такое, как «воспоминания» наших сегодняшних либералов. Они светлые.
«Мне очень хочется писать для чудесной советской молодежи и пленительной советской детворы. Не знаю только, позволит ли мне здоровье в скором времени взяться за перо. Пока думаю о переиздании старых вещей и об издании произведений, написанных на чужбине. Мечтаю выпустить сборник своих рассказов для детей», — пишет Куприн.
У него много планов и идей. Не вышло. Через год, 25 августа 1938 года Куприн скончался в Ленинграде от рака пищевода. Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Так красный Куприн или белый? Он русский.
1 Организация признана на территории РФ нежелательной.
Почему фамилия Пирогова не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
ТЕСТ ПО ЖИЗНИ ТВОРЧЕСТВУ А. И. КУПРИНА
1. В каком году и где родился А. И. Куприн?
а) 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате;
б) 10 (22) октября 1870 года в Воронеже;
в) 9 (21) августа 1871 года в городе Орле.
а) отец – землемер, мать – происходила из обедневшего польского дворянского рода;
б) отец – мелкий чиновник, мать – принадлежала к древнему, некогда знатному роду татарских князей;
в) отец – профессор Варшавского университета, мать – дочерью известного ученого, бывшего в те годы ректором Петербургского университета.
3. А. И. Куприн был отдан на воспитание в Разумовский сиротский пансион в …
4. Сопоставьте годы жизни со знаменательными датами в жизни писателя.
а) 1880г. 1) подает в отставку;
б) 1890 г. 2) зачислен воспитанником в военную гимназию;
в) 1894 г. 3) уезжает на службу в 46-й Днепровский полк.
5.Литературная биография А. И. Куприна начинается с …
а) знаменитые и вдающиеся люди;
б) героические личности;
в) простые и неприметные на первый взгляд люди.
Что чаще всего ложилось в основу сюжета произведений писателя?
а) собственные наблюдения писателя и им самим пережитые ситуации;
б) брал за основу сюжеты из произведений своих современников;
в) выдуманные, несуществующие в жизни события.
Назовите повести ранней прозы Куприна, занимающие центральное место в этот период творчества.
а) «Молох» 1896 г. и «Олеся» 1898 г. ;
б) «Первый встречный» 1897г. и «Сентиментальный роман» 1901 г.
а) «Поединок» 1904 г. и «С улицы» 1904 г. ;
б) «Конокрад» 1903 г. и «Трус» 1903г. ;
в) «В цирке» 1902 г. и «На покос» 1902 г.
Назовите рассказ А. И. Куприна 1900-х годов, последняя часть которого была написана под влиянием А. М. Горького.
12.События революции 1905 – 1907 гг. получили свое отражение в следующих произведениях А. И. Куприна …
а) «Река жизни» 1906 г., «Убийца» 1906г, «Гамбринус» 1907г. ;
б) «Сказочки о Думе и конституции» 1907 г., «Мелюзга» 1907 г., «Морская болезнь» 1908 г.;
в) «Трус» 1903 г., «Поединок» 1904г., «Жидовка» 1904.
13.Распределите данные произведения по творческим периодам писателя:
а) «Олеся», «Молох» 1) творчество 1910-х годов;
б) «Поединок» 2) проза 90-х годов;
в) «Суламифь», «Гранатовый 3) проза 1900-х годов.
в) «Звезда Соломона» 1917 г.
15.Не приняв революции, писатель эмигрирует за границу в …
16.За период эмиграции А. И. Куприн написал …
б) «Белый пудель» и «Изумруд»;
в) «Лесная глушь» и «Искушение».
а) 25 августа 1938 г. в Москве;
б) 30 мая 1937 года в Норовчате;
в) 15 апреля 1940 г. в Ленинграде ( ныне Петербурге).
Задание 3: прочитать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Ответьте на вопросы:
1. Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?
Что вы знаете о докторе Николае Ивановиче Пирогове?
Почему фамилия Пирогова не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
4. Можно ли сказать, что в рассказе «Чудесный доктор» отношение автора к одному из героев звучит уже в названии рассказа?
Иван Шмелев – радости и печали. возвращение на родину спустя полвека…
«Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции… писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его «Лето Господне», «Богомолье», «Неупиваемая Чаша» и другие творения — это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим Духом».
«Лето Господне» – кто из православных не зачитывался этой книгой, испытывая дивные ощущения, схожие с описанными автором … Не только для новоначальных, а и для людей невоцерковленных «Лето Господне» часто превращается в энциклопедию православной веры, жизни семьи православной. «Лето Господне» передает нам потрясающе светлую радость, переживаемую автором в те моменты. Но что же в реальной жизни? Оказывается, в период написания книги Иван Шмелев пережил немало страданий и потрясений. « Оглядываюсь: как я мог написать ее /книгу — Е.К./?! Если бы Вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя, были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идет на меня тьма, ужас… потеря рассудка…» — писал он, отчетливо осознавая, насколько парадоксальным является его творчество. И только хорошо изучив жизнь автора знаменитой книги, можно понять – это было сочетание необычайной радости праздника и искушений…
Биографию Шмелева делят обычно на две части – на период жизни в России и жизнь за границей. И в самом деле, большие перемены в жизни писателя, в его умонастроениях и манере письма претерпели изменения после революции, а в особенности после страшных событий периода гражданской войны. Когда расстреляли его сына, в Крыму царили голод и нищета, Шмелев отбыл в иммиграцию.
Каким было детство будущего писателя? Об этом мы узнаем очень отчетливо из «Лета Господня» и «Богомолья». Его мировоззрение было сформировано из двух составляющих, заложенных в детстве, — это любовь к Православию и к своему народу. Свои первые писательские опыты Шмелев начинает еще в гимназии. А его первая публикация увидела свет во время учебы на юрфаке Московского университета. Хотя, несмотря на появление его имени в журнале, учеба, а потом и женитьба, как вспоминал писатель, « как-то заслонили мое начинание. И я не придал особое значение тому, что писал».
Следующая веха в его жизни — женитьба. Точнее, свадебное путешествие. Шмелев вспоминает: «И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но — куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания — от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»
Серия очерков, написанных после путешествия, знакомят читателя с чувствами человека, который от неверия возвращается не только в лоно Церкви, а и познает монашескую жизнь, подвижничество и проч. «Старый Валаам» – это книга не только об утраченном. Великолепные картины природы Ладоги. Монастырский быт, чьим духом проникается читатель. Легкий и изящный стиль писателя сочетается с необычайной информативностью. Шмелев, когда писал «Старый Валаам», «Богомолье», «Пути Небесные», изучил немало специальной литературы.
Но жизнь – есть жизнь, и Шмелев, заботясь о хлебе насущном, в стремлении содержать свою семью, прерывает свое первые литературный пробы. Хотя и это время для него не прошло даром. Он писал в «Автобиографии», «…поступил на службу в казенную палату. Служил во Владимире. Семь с половиной лет службы, разъезды по губернии столкнули меня с массой лиц и жизненных положений. /…/ Служба моя явилась огромным дополнением к тому, что я знал из книг. Это была яркая иллюстрация и одухотворение ранее накопленного материала. Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство».
Искрометный юмор и бесхитростность Ивана Сергеевича, замеченные в литературных кругах предреволюционной России, дар писательства, которым он обладал даже во время его писательского застоя (Шмелев скажет когда-то: «…кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был «), публикация после затянувшегося перерыва серии рассказов «По спешному делу», «Вахмистр», «Жулик»– все это позволило ему очень легко вписаться в круг литераторов и иметь такой авторитет. Даже самые требовательные критики считались с его мнением.
Удивительно плодотворным был период до 1917 года. Шмелев опубликовал достаточное количество своих рассказов, в т.ч. «Человек из ресторана» – повесть, которая принесла Ивану Сергеевичу мировую славу.
Начало ХХ века ознаменовалось рядом драматичных событий. Шмелев с женой, проводив в 1915 году на фронт своего любимого сына Сергея, очень переживали это. Серафимович в 1916 году в своем письме, говоря об ухудшении состоянии духа своего друга, писал: «Шмелев чрезвычайно подавлен отъездом сына на военную службу, был нездоров «. Но Иван Шмелев понимал, что семья обязана выполнить свой долг перед Родиной, как и другие. Не исключено, что он уже тогда предчувствовал страшный финал в судьбе единственного сына. Именно с Алуштой, куда семья Шмелевых переезжает после революции, и связаны наиболее трагические моменты жизни Ивана Сергеевича…
Не имел достоверной информации о сыне и Шмелев. Пребывая в конце 1922 г в Берлине, он писал Ивану Бунину: «1/4 % остается надежды, что наш мальчик каким-нибудь чудом спасся». Но уже совсем скоро в Париже писатель узнает от человека, сидевшего в Виленских казармах с его сыном, о его смерти. Писатель, обессиленный этим известием, не возвращается на родину и остается за границей. Из Берлина переезжает в Париж.
Сегодня редко на страницах прессы или трудов историков пишут о трагедии эмиграции. А произведения Ивана Шмелева передают нам эту страшную картину, рассказывая о потерях России и людях, утративших Родину. Шмелев потрясен жертвой оставшихся в России людей, он уверен, что они приняли мученический венец. Пишет он и об ущербности жизни эмигрантов, ставящих себе цель выжить единолично: «Почему же теперь… покой? — недоумевает героиня его рассказа. — Ясно, что тогда те жертвы, миллионы замученных и павших — не оправданы./…/Мы проливали кровь в боях, те — в подвалах! И продолжают. К нам вопиют мученики». Но все же писатель не переставал отражать насущные проблемы русской эмиграции в своих публицистических работах. И, прежде всего, среди них выделяются его призывы помочь инвалидам Белой армии, которые жили в эмиграции в нищете и забвении.
Шмелев подвизался и в журнале «Русский колокол» Ивана Ильина, в одном из немногих изданий в русской эмиграции, имеющих патриотический и православный уклон. И для писателя поддержка Ильина была значительна. Кроме написания ободряющих писем и пропаганды в своих статьях и выступлениях произведений Шмелева, Ильин искал ему издателей, ведя переписку с ними и обсуждая все возможные условия. Он занимался даже многими оргвопросами. В частности, когда семья Шмелевых собиралась на отдых, он взял на себя заботу о них, вплоть до обсуждения меню для Шмелева в пансионате, где семья намеревалась остановиться! Ильин, шуточно переделав пушкинские строки, писал:
Слушай, брат Шмелини,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти — ильинские статейки о тебе…
Шмелев, описывая свои поиск недорогой квартиры, писал: «Отозван был охотой за квартирой. Устали собачьи — нечего. Не по карману. Куда денемся?! /…/ Поглядел на мою, вечную… /т.е. Ольгу Александровну, жену И. Шмелева — Е.К./ до чего же истомлена! Оба больные — бродим, нанося визиты консьержкам./…/Вернулись, разбитые. Собачий холод, в спальне +6 Ц.! Весь вечер ставил печурку, а угля кот наплакал».
«Дядя Ваня очень серьезно относился к роли крестного отца… — писал Жантийом-Кутырин, — Церковные праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался. Мы ходили в церковь на улице Дарю, но особенно часто — в Сергиевское подворье». «Тетя Оля была ангелом-хранителем писателя, заботилась о нем, как наседка… Она никогда не жаловалась… Ее доброта и самоотверженность были известны всем. Тетя Оля была не только прекрасной хозяйкой, но и первой слушательницей и советчицей мужа. Он читал вслух только что написанные страницы, представляя их жене для критики. Он доверял ее вкусу и прислушивался к замечаниям».
Семья задолго до Рождества готовилась к празднику, делая вместе с маленьким Ивом всевозможные украшения. Как и все эмигрантские семьи, Шмелевы тоже наряжали елку, соблюдая свои традиции и секреты изготовления елочных украшений. Русские эмигранты, потерявшие Родину, находили ее в соблюдении милых сердцу обрядов…
Пережитое не отчаяло и не озлобило писателя. Его укрепляла апостольская радость, которая и наполнила тот его труд, который многие современники хранили рядом с Евангелием. Нужно сказать, особую радость, данную благодатью Святого Духа, Шмелев ощущал довольно часто. Так, только чудом он, будучи тяжко больным, оказался на Пасхальном богослужении: « И вот, подошла Великая Суббота… Прекратившиеся, было, боли поднялись…Слабость, ни рукой, ни ногой…/…/ Боли донимали, скрючившись сидел в метро… В десять добрались до Сергиева Подворья. Святая тишина обвеяла душу. Боли ушли. И вот, стала наплывать-нарождаться… радость! Стойко, не чувствуя ни слабости, ни болей, в необычайной радости слушал Заутреню, исповедовались, обедню всю выстояли, приобщились… — и такой чудесный внутренний свет засиял, такой покой, такую близость к несказанному, Божиему, почувствовал я, что не помню — когда так чувствовал! »
Чудесным образом Шмелев выздоровел в 1934 году. Имея тяжелую форму заболевания желудка (настолько тяжкую, что врачи боялись трагического исхода), писатель никак не мог решиться на предложенную докторами операцию. После того, как доктор сообщил ему о необходимости операционного вмешательства, Шмелев увидел сон, а в нем — свои рентгенснимки с надписью… «Святой Серафим». Писатель был уверен, что избежать операции и выздороветь ему удалось опять-таки чудесным образом. А именно — предстательством преп. Серафима Саровского.
Пережитое чудо нашло отражение и в произведениях Шмелева. В «Путях Небесных» в том числе. В этом последнем своем незаконченном романе писатель излагает в художественной форме святоотеческое учение, описывая практику каждодневной борьбы с искушениями, а также молитвы и покаяния. Иван Шмелев планировал создать ряд книг «Путей Небесных». В них он хотел описать историю и жизнь Оптиной пустыни, поскольку по его замыслу один из героев собирался стать насельником этой обители.
С целью более полного изучения монастырской жизни 24 июня 1950 года писатель перебирается в обитель Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в 140 км от Парижа. Но не суждено… Сердечный приступ, случившийся с ним в тот же день, обрывает его жизнь. «Мистика этой смерти поразила меня — человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под Ее Покровом», — так писала монахиня Феодосия, которая присутствовала при кончине Ивана Сергеевича Шмелева.
Шмелев вернулся из эмиграции спустя более полстолетия после своей кончины…