в каком году первый раз в летописи упоминается о москве вопрос
Первое упоминание о Москве.
Первое упоминание о Москве.
4 апреля 1147 года в летописях впервые упоминается Москва. В этот день князь Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь князя Новгород-Северского Святослава Олеговича.
Весною 1147 Суздальский князь Юрий Владимирович, как передает летописное сказание, пошел на Новгород, бывший на стороне Изяслава Мстиславича, взял Торжок и землю на Мсте, а Святослав Северский, его союзник, по Юрьеву приказу, пошел на землю Смоленскую, тоже стоявшую на стороне Киевского князя, и взял там живших на Протве литовцев-голядей и обогатил дружину свою полоном.
После этого Святослав, к которому Юрий еще раньше посылал на помощь сыновей и богатые дары для него и его княгини (ткани и меха), получил от Суздальского князя приглашение приехать к нему в Москву: «Приди ко мне, брате, в Москов», с такими словами, сбереженными Ипатьевской летописью, обратился суздальский князь Юрий Долгорукий к князю Святославу. Святослав отправился к нему с сыном Олегом, князем Владимиром Рязанским и дружиной. Олег поехал в Москву вперед и подарил Юрию барса. Основатель Москвы дружески поздоровался с прибывшими князьями, и начался пир.
На другой день Юрий Долгорукий вручил своему гостю и его окружению богатые дары и дал обед «силен».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Этот день в истории: 4 апреля 1147 года в летописях впервые упоминается Москва
Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Указано, что встреча состоялась в день «Пятка на Похвалу Богородицы», что позволяет совершенно точно ее датировать — дело было в субботу 4 апреля 1147 года.
Однако многие историки к этой версии относятся весьма скептически, считая ее скорее романтической легендой, правда, с плохим концом. Тем не менее имя погибшего Кучки не было стерто из истории — даже перейдя в княжеское, Москва некоторое время продолжала носить второе название «Кучково». А район между Лубянкой и Сретенскими воротами аж до XV в. был известен как Кучково поле.
Зато факт встречи союзных князей в апреле 1147 в Москве является совершенно бесспорным, поскольку его подтверждает и Киевская летопись, при этом так же называя место встречи, как «Москов». Она прямо сообщает, что в 6655 году (т.е. в 1147 от Рождества Христова) все на тот же день «Пятка на Похвалу Богородицы» (т.е. 4 апреля) Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, Святослава Ольговича, в Москву для переговоров: «Приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха к нему съ дѣтѧтемъ своим Ѡлгомъ». Эта встреча сопровождалась роскошным пиром («обед силён») и обменом подарками. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы.
Хотя, согласно различным косвенным летописным данным и результатам археологических раскопок, Москва основана значительно раньше 1147 года. Вскрыты остатки деревянной мостовой 11 века, и даже само первое летописное упоминание о Москве свидетельствует о том, что в городе уже было что-то вроде боярских или княжеских хором. Где суздальскому князю Юрию было не стыдно устроить прием своему союзнику, изгнанному из Чернигова князю Святославу Ольговичу. Кстати, именно с этой встречи началась война за киевский престол, которого Долгорукий все же добился через 10 лет. Однако эта победа стоила ему жизни и не прибавила большой славы. А обессмертило имя Юрия не обладание Киевом, к которому он так стремился, а застолье, устроенное в маленьком городке на краю княжества…
Москва: от первого упоминания к дню сегодняшнему
870 лет назад – в апреле 1147 года впервые в летописных источниках было упомянуто слово «Москва». Речь идёт о сведениях о Москве из Ипатьевской летописи, одного из древнейших русских летописных сводов, который принято считать основным для многочисленных трудов историков различных эпох.
Упоминание о Москве приводится в тексте приглашения Святослава, князя Новгород-Северского, Ростово-Суздальским и Великим Киевским князем Юрием (Владимировичем) Долгоруким (адаптированный вариант):
Более близкий к первоисточнику вариант:
Сам факт того, что в Ипатьевской летописи сообщается о приглашении Юрия Долгорукого в Москов (Москву) говорит о том, что городище на этом месте могло появиться явно раньше апреля 1147 года. Однако именно летопись, как главный источник, и дала повод считать годом основания Москвы 1147 год, а основателем города – именно Юрия Долгорукого.
Примерно через 9 лет, как сообщают летописные источники, князь Юрий, находясь в Киеве, поручил укрепить Москов (Москву) деревянными стенами и рвом.
Славянисты спорят со сторонниками финно-угорской версии названия, заявляя о том, что никакого отношения ни к «смородине», ни к «искривлённой» Москва не имеет. Предлагается версия, которая сопоставляет современное русскоязычное понятие «промозглый» с праславянскими диалектическими образованиями «моск» и «мозг», которые переводились как «сырой». Сторонники этой версии отстаивают свою позицию, приводя данные о том, что рек с похожими названиями – множество в самых разных славянских государствах. Так, в современном Раховском районе Закарпатской области Украины протекает тоже Москва (длиной всего около 1,5 км) – приток Тисы. Кроме того, в современных Польше, Германии, Белоруссии, Болгарии есть как реки, так и населённые пункты, названия которых имеют аналогичный корень – Москава (Мозгава), Московец, Московица и связаны именно с понятием «сырой», «сырость».
В свою очередь сторонники финно-угорской теории происхождения названия заявляют, что тот факт, что река Москва протекает и в Закарпатье, только доказывает тот факт, что название связано с угорскими языками. Дело в том, что сегодня на территории Закарпатской области Украины проживают десятки тысяч этнически венгров, язык которых относится к финно-угорскому семейству. Мало того, приводятся финно-угорские «доказательства» названий других рек и населённых пунктов Московского региона – Икша, Курга.
Есть и те, кто относит появление названия к балтийской группе языков. И каждый при этом стоит на своём.
В 2017 году у Москвы не только 870-летие со дня первого упоминания в летописи, но и другой своеобразный юбилей. 120 лет назад – в 1897 году Москва стала городом, население которого составило 1 миллион человек. Официальные данные по постоянному населению Москвы на начало 2017 года – 12 млн 400 тысяч жителей. Если коренным населением, как говорят энциклопедические источники, принято считать жителей города в третьем-четвёртом поколении, то с реальными коренными москвичами «проблема». Мосстат говорит о том, что на данный момент таких людей в столице не более 3,5-4%. Отмечается и снижение русского населения Москвы. Если в начале 90-х русских в Москве проживало около 91%, то сегодня уже не более 86%. При этом тенденция к сокращению русских москвичей сохраняется. Примечательно, что на втором месте по численности в российской столице – украинцы (около 1,5% населения). Совсем немного им уступают татары (1,4%).
Однако официальные данные по демографическим показателям Москвы оспариваются многими специалистами. Последние к постоянному населению Москвы предлагают относить и тех, кто в рамках «ротации» приезжает в столицу на заработки и живёт до отъезда не менее полугода. Речь в первую очередь о гражданах стран Средней Азии. Официальная статистика говорит о том, что на постоянной основе в Москве проживают 36 тысяч узбеков, 28 тысяч таджиков и до 20 тысяч киргизов. В реальности, представителей этих этносов, включая проживающих в Москве с иностранными паспортами, по самым скромным оценкам, не менее 1,8 млн человек.
Должно быть, основатель Москвы немало был бы удивлён многим:
тем, какое количество жителей в городе сегодня,
и тем, что гостей из солнечной Азии в ряде районов города в разы больше, чем коренных москвичей.
История появления Москвы: о чем говорят археологические находки, летописи и городские легенды
Память московских земель
Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры [1], а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше [2].
Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].
Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].
Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].
Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].
Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.
Летописи: факты и вопросы
Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:
«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» [1].
6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.
Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля [1].
Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский [1].
Городские легенды
Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году [5].
Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.
Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа [5]. Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.
Спорная дата
Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно [5].
Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий [6, 7].
Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года [6, 7].
В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом [3], другие называли её «вымыслом позднейших книжников» [8].
Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.
Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным [9, 10].
Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых [10].
Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам [4].
Первое упоминание в летописях о Москве
4.04.1147 (17.04). – Первое упоминание в летописях о Москве
Летопись Москвы
В Москве до революции торжества по случаю дня основания города не устраивались, поскольку была известна лишь дата первого упоминания в летописи названия «Москва» (1147), а не основания города (археологи обнаружили там следы более древних поселений). В этом месте под названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в летописи, что и стало первым упоминанием о Москве.
Название реки «Москва» (а от нее и селения) предположительно финское. В северо-восточных землях Руси названия многих рек имеют такие же окончания: Протва, Сылва, Косва, у Камы множество притоков оканчиваются на «ва», что по-фински означает вода.
Великий Князь Киевский Юрий Владимірович Долгорукий (в 1149–1151 с перерывами и 1155–1157 гг.), один из младших сыновей Великого Князя Владимiра Всеволодовича Мономаха, в Москве не жил, но бывал проездом. Однажды в 1147 г. (по нынешнему летосчислению), тогда еще Суздальский Князь, он отправился в новгородские земли добывать новые территории. На обратном пути захотел повидаться с троюродным братом Князем Новгород-Северским Святославом Ольговичем, который пребывал неподалеку. «И послал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Московь». И так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед силен. » – так в переводе выглядит первое письменное упоминание о Москве в Ипатьевской летописи, принятое за точку отсчета возраста будущей столицы Третьего Рима. Но поселение на этом месте существовало и ранее: село Кучково с усадьбой старшего дружинника Юрия Долгорукого – знатного боярина Степана Ивановича Кучки. Причем устроить «обед силен» для двух князей и его дружины можно было лишь в достаточно большом селении. (Согласно преданиям, Кучке принадлежало несколько сел на Москве-реке: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево и другие. Кучка был казнен князем из-за какого-то неповиновения. В то время княжеских междоусобиц такие конфликты не были редкостью. )
Второе письменное свидетельство о существовании Москвы в те же годы содержится в Тверской летописи в связи уже с Юрием Долгоруким как Великим Князем Киевским. В 1156 г. «князь Великий Юрий Владимірович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы». То есть Долгорукий построил в уже существовавшей «Москови» крепость.
В эту пору Москва была лишь небольшим пограничным для Суздальского княжества военным пунктом, однако весьма важным. В то время основные транспортные пути проходили по рекам, и судоходная река Москва через разветвленную речную сеть и волоков связывала торговые пути в Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, Владимiр, Суздаль, Ростов. Верховье Москвы-реки находилось за Можайском в Смоленском княжестве, имевшем по Днепру выход к южной Руси, а по Двине – к Балтийскому морю; устье Москвы на Оке принадлежало Рязанско-Муромскому княжеству и открывало путь на Волгу. В «Русской Исторической Географии» Н.П. Барсова отмечено, что для связи обширной территории Русской равнины с областью Москвы-реки имели значение и такие небольшие реки, как верхняя Ока (и через нее Угра), притоки Лопасня, Пахра, Протва, в область Клязьмы шли пути по Сходне, и по Яузе, с верхним Поволжьем Москва-река связывалась правым притоком Рузою и Ламой, вместе с Шошей, впадающей в Волгу (Волок Ламский был важным перевалочным пунктом на пути из Новгорода в Рязанские земли).
Когда историки размышляют о причинах последующего возвышения Москвы в ту эпоху, упоминают ее благоприятное расположение на узле торговых путей и т.п. Но многие другие города располагались в местах более благоприятных, не став столицей Руси. Более важной причиной была мудрая политика московских Князей. А главное – московские Князья осознали себя преемниками от Византийского Царства великой православной миссии русского народа как Третьего Рима.
Основные даты становления Москвы как столицы Третьего Рима следующие:
1147 – год первого упоминания Москвы в летописях в период правления Князя Юрия Долгорукого.
1263-1303 – Правление Московского Князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, родоначальника Московских Князей.
1325-1326 – перенос митрополитом Киевским и Всея Руси Петром митрополичьей кафедры из Владиміра в Москву во время правления (1325–1340) Великого Князя Ивана Калиты. Иван Калита добывает у татарского хана ярлык на великое княжение и становится главным сборщиком дани на Руси, значительно расширив пределы Московского княжества.
1362-1389 – Правление Великого Князя Димитрия Донского. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий. В 1368 и 1370 гг. Москву безуспешно осаждал Великий князь литовский Ольгерд, сильно разграбивший окрестности.
1380 – Куликовская битва в день Рождества Богородицы. Победа русских войск над Мамаем под руководством Московского Великого Князя укрепила значение Москвы как столицы всей Руси.
1382 – Разорение Москвы Тохтамышем.
1389-1425 – Правление великого князя Василия I Дмитриевича. Присоединение Нижнего Новгорода и др. земель на Волге и Оке.
1395 – Избавление Москвы от нашествия Тамерлана, благодаря чудесной помощи Владимірской иконы Божией Матери, принесенной в город.
1426 – Перевод княгиней Софьей Витовтовной, вдовой князя Василия I, и митрополитом Фотием правительственного аппарата из Владиміра в Москву, чем и завершается формирование Москвы как столицы российского государства.
1448 – Впервые на Руси митрополит Иона возведен в высший церковный сан Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха.
1472. – Брак Великого Князя Иоанна III с Софьей Палеолог, наследницей византийских Императоров. Русь перенимает древний герб Второго Рима с двуглавым орлом и в дальнейшем осознает себя законной преемницей Второго Рима в роли вселенского удерживающего православного Царства – Третьего Рима. Такое преемственное самосознание Руси после гибели Второго Рима (в 1453 г.) было тогда естественным и всеобщим, что выразилось во многих дошедших до нас летописных источниках, например: «Повесть о Флорентийском Соборе» Симеона Суздальца (около 1441 г.), «Повесть о белом клобуке» и «Повесть о взятии Царьграда» (обе – вторая половина XV века), послание ростовского архиепископа Вассиана Великому Князю Иоанну III на Угру (1480). Еще более конкретно эта мысль выражена в Пасхалии митрополита Зосимы 1492 г. В начале следующего века старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих письмах в столицу дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину и Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог сформулировал знаменитые слова: «Москва – Третий Рим», – с пророческим добавлением: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Со времени возвышения Москвы как общерусского центра, стала почитаться память ее основателя. В его честь князья, начиная с Даниила Александровича, давали имена Юрия (Георгия) своим сыновьям, Великий Князь Иоанн III сделал его небесного покровителя Георгия Победоносца гербом Московского княжества.
1478 – Иоанн III отказывается выплатить Золотой Орде дань за десять лет и разрывает ханскую грамоту, которая подтверждала главенство Орды над Русью. В этом же году присоединение Новгорода.
1480 – Нашествие на Русь хана Ахмата. Ему навстречу из Москвы, после молебна перед Владимірской иконой в Успенском соборе, выводит войско великий князь Иоанн III. Стояние на реке Угре русских и татар заканчивается тем, что татары уходят без боя. Конец татаро-монгольского ига на Руси (чудо от Владимірской иконы Божией Матери, второе празднование – 23 июня).
1572 – Победа в битве при Молодях над войском крымского хана Девлета I Гирея. Это было последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами, произошедшее в 50 верстах южнее Москвы, у села Молоди близ Серпухова.
1589 – Учреждение патриаршества. Избрание первого русского Патриарха Иова.
1598 – Кончина Царя Федора Ивановича и прекращение царствовавшей линии Рюриковичей. Избрание Царем Бориса Годунова, в его царствование наступление Смутного времени (до 1612 г.).
1713 – Перенесение Петром I столицы из Москвы в С.-Петербург.
1721 – Упразднение патриаршества Петром I и установление абсолютизма.
1917 – Всероссийский Церковный Собор, заседавший в Кремле, принимает решение о восстановлении патриаршества. Избрание св. Патриарха Тихона.
1918 – Большевики бегством из Петрограда возвращают Москве статус столицы государства. Переезд советского правительства в Кремль и прекращение богослужений в кремлевских храмах. Начало гонений на Церковь и «черносотенную русскую культуру».
Пять русских столиц
20 лет спустя, во времена второго русского князя, Игоря Рюриковича, второй столицей Руси стал Киев. Однако «Киевской» Русь не называлась, это название было введено историками уже в XIX веке для удобства классификации различных периодов истории Русского государства. Во время княжения Игоря, в 945 г., в коммерческом договоре со Вторым Римом (византийской Империей), впервые употребляется в официальном международном документе имя «Росиа» как официальное наименование новгородско-киевского государства.
В 1325-1326 г. государственная и церковная столица государства была перенесена в Москву, ставшую четвертой по счету столицей во времена княжения Великого Князя Киевского и Владимiрского Ивана Калиты.
В 1918 г. большевики в чисто прагматических целях вновь перенесли столицу государства в Москву, но это уже была не историческая Россия, а богоборческий антирусский СССР, чьей столицей и стала изуродованная новыми правителями Москва. Преемники советского государства, захватившие власть в 1991 г. на его части под названием «демократической РФ», усиленно превращают свою столицу в некий «новый Вавилон», в котором русские уже не составляют большинства населения.