в каком году перестали сжигать ведьм
Охота на ведьм оказалась страшнее чумы
Вот уже 235 лет европейские колдуны и колдуньи спят спокойно, не опасаясь костра инквизиции. Ведь в 1775 году в Германии прошла последняя казнь, в основном завершившая мрачный период, известный как охота на ведьм. А ведь долгое время наказания за магию не существовало, пока 700 лет назад Церковный собор не наложил строжайший запрет на любую ворожбу.
Стоит отметить, что долго время наказания за то или иное проявление магии не существовало. Вплоть до конца XIII столетия колдовство связывалось в сознании людей с народным фольклором и языческими предрассудками, но потом, в первом десятилетии XIV века, в «колдовской вопрос» вмешалась церковь, и в Европе начала разворачиваться кампания, направленная на преследование ведьм.
Церковный собор, собравшийся в 1310 году в германском Трире, наложил строжайший запрет на любые заклинания, гадание, ворожбу и другие подобные действа. Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. С усилением папской власти росло и ее влияние на общественные институты, и со временем появились законы, вменявшие в обязанность уже светским властям карать ведьм.
В 1257 году Папа Александр IV разрешил преследование за колдовство, но только в тех случаях, когда оно проистекало из ереси, аналогичное разрешение в 1333 году дал и Папа Иоанн XXII. Однако в 1484 году печально известная папская булла Иннокентия VIII «Summis desiderantes» позволила церкви карать колдунов и ведьм смертной казнью.
Одной из стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, была Франция. С начала же XVI века суды над обвиняемыми в колдовстве стали здесь массовыми, а на период 1580-1620 годов пришлась настоящая «эпидемия» колдовской истерии. Лишь в середине XVII века парламент Парижа начал отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века!
В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день осенью 1589 года сгорели на кострах 133 «ведьмы». А городской совет германского Роттенбурга, по сведениям из хроник, «чувствовал усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что «скоро в городе не останется ни одной живой женщины».
В целом масштабы развернувшейся охоты на ведьм были настолько велики, что всего лишь за 150 лет в Испании, Италии и Германии было сожжено более 30 тысяч женщин! Последнее исполнение смертного приговора в отношении «ведьмы» на немецкой территории датировано 1775 годом. Массовая же отмена процессов против ведьм произошла лишь в XVIII веке.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Охота на ведьм». Как это было
Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.
Портрет настоящей ведьмы
Обычные же крестьяне не делали различий по гендерному признаку. Мужчины и женщины с физическими недостатками, сторонившиеся людей и не отличавшиеся чрезмерной приветливостью – типичный портрет ведьмы или колдуна. К странным односельчанам относились терпимо, стараясь не попадаться лишний раз на глаза.
Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.
В числе ярых гонителей ведьм выступали не голодающие простолюдины, а вполне состоятельные люди, многие из которых были способны мыслить прогрессивно. Да и вряд ли отравление той же спорыньей могло происходить с такой регулярностью на протяжении нескольких эпох. Хотя не стоит забывать, что любые кризисные явления – чума, войны, неурожаи – могли усиливать панические настроения и желание людей отыскать причину бед в сверхъестественном.
Самым громким стало «Салемское дело» 1692 г. в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.
А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели. Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением. Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями. Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.
Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула. Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы. К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался. В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.
В каком году перестали сжигать ведьм
Закон о колдовстве был применен в Англии последний раз аж в 1944 г. в отношении медиума Хелен Дункан, которая предсказывала события второй мировой войны.
В 30-е годы Хелен Дункан была одним из самых известных медиумов Британии. Она специализировалась на материализации душ недавно умерших людей с помощью эктоплазмы, которую она якобы выпускала из своего рта.
Фотография, сделанная на одном из спиритических сеансов Хелен Дункан с разрешения медиума, демонстрирует момент материализации души. Свидетели сеансов говорили о том, что материализованные объекты находились на некотором расстоянии от медиума и были менее плотными, чем материальные тела в комнате. Разумеется, поверить в возможность и реальность материализации было нелегко. Скептики находились как среди обывателей, так и среди ученых. Среди последних был и Гарри Принц, директор Национальной физической лаборатории Великобритании, изучавший способности Хелен и присутствовавший на многих ее сеансах. Хелен Дункан подозревали в том, что она заранее проглатывала марлю, а во время сеанса исторгала ее из себя под видом эктоплазмы. Хелен сама подливала масла в огонь, не желая ради научной проверки своих способностей подвергнуться рентген-обследованию.
Сотрудники секретных служб теперь уже не знали, что же еще известно Хелен Дункан. Приближался день D – день высадки союзников в Нормандии (6 июня 1944 года). Если бы Хелен вдруг привидились планы высадки войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, она могла бы представлять реальную угрозу национальной безопасности. Однако обвинить ее как медиума было невозможно – занятия спиритизмом было абсолютно легальными. Поэтому секретные службы не нашли ничего лучше, чем выдвинуть против Хелен Дункан обвинения в соответствии с законом о борьбе с колдовством (The Witchcraft Act), который был принят в Англии в 1735 году.Внучка Хелен Дункан Мери Мартин, живущая в Эдинбурге, категорически отрицает то, что Хелен могла представлять опасность для безопасности страны: “Бабушку обвиняли в измене. Но двое ее сыновей и два зятя служили в армии… Она бы никогда не выдала важных секретов”, — говорит она.
Была ли Хелен Дункан действительно осуждена как ведьма? Многими авторами Witchcraft Act 1735 трактуется не совсем верно. Фактически, Witchcraft Act (Закон о колдовстве) был введен как мера борьбы не с ведьмами, а с верой в ведьм. Введение это закона означало, что никто в Англии и Шотландии не может быть более подвергаться уголовному преследованию за то, что якобы является ведьмой, просто потому, что ведьм не бывает. Однако в соответствии с этим законом человек мог быть оштрафован или заключен в тюрьму за то, что выдавал себя за ведьму или претендовал на то, что обладает силой ведьмы (т.е. фактически за мошенничество). В свое время (1735 год!) этот закон был действительно революционным. Он положил конец охоте на ведьм в Англии и Шотландии (если не бывает ведьм, то и охотится на них нельзя). Англия оказалась первой страной, отменившей законы о ведьмах в 1735, в то время как в Швейцарии последняя ведьма была казнена в 1782 году (то есть в эпоху Просвещения, во времена Канта, Гете, Моцарта и Бетховена). Осудив Хелене Дункан в соответствии с Witchcraft Act, суд фактически приписал ей силу ведьмы. Сама же Хелен никогда себя ведьмой и не называла. Кстати, Хелен Дункан была не последней обвиняемой, к которой применялся это закон о колдовстве. В конце 1944 года Джейн Ребекка Йорк также была обвинена в присвоении себе силы ведьмы.
Однако преклонный возраст обвиняемой спас ее от тюрьмы и позволил ей отделаться штрафом. В январе 1944 года Хелен Дункан была арестована прямо во время своего спиритического сеанса. Суд Old Bailey в Лондоне после семидневного слушания дела признал ее виновной по закону The Witchcraft Act от 1735 года и приговорил к 9 месяцам заключения в известной лондонской тюрьме Холловай (Holloway Prison). Ей даже не разрешили подать аппеляцию. Уинстон Черчилль посетил Хелен Дункан в тюрьме. Ходили слухи, что сам Черчилль, веривший в паранормальные явления, был посетителем спиритических сеансов Хелен Дункан. Наверное, самым внимательным наблюдателем за процессом был сам премьер-министр Великобритании, сэр Уинстон Черчилль. Открывался Второй фронт, армады шли к берегам Нормандии, войска союзников численностью в сотни и сотни тысяч бросались в бой, а он то и дело осведомлялся о том, что происходит в небольшом зале суда. Когда же был зачитан приговор, Черчилль нашел время и силы для того, чтобы выступить с публичным заявлением и обвинить судей в «страшной несправедливости и предвзятости». Хелен Дункан отправилась в заключение. А премьер-министр в следующем году потерпел поражение на выборах. Но в 1951 году, вернувшись к власти, Черчилль первым делом отменил Акт 1735 года. В честь несчастной, несправедливо обвиненной женщины, способностям которой он втайне поклонялся.
Секретные службы и полиция не оставляли в покое Хелен Дункан и после войны. Выйдя из тюрьмы, Хелен поклялась больше не проводить спиритические сеансы. Однако кто-то попутал, видимо. Во время частного спиритического сеанса в Ноттингеме в ноябре 1956 года полиция ворвалась в комнату, где проходил сеанс. Полицейские пытались схватить эктоплазму, чтобы доказать ее материальность и уличить Хелен в шарлатанстве, однако эктоплазма исчезла на их глазах. Все попытки полиции доказать мошенничество не принесли успеха. Хелен была арестована и доставлена в камеру предварительного заключения. Вызванный в камеру доктор увидел перед собой не ведьму, а очень больную женщину с двумя ожогами второй степени поперек живота. Вероятно, ожоги стали следствием реакции эктоплазмы на резкое прерывание спиритического сеанса. Прерывание спиритического сеанса, как правило, является физически болезненным для медиума, вошедшего в транс. В этом состоянии тело медиума становится очень чувствительным к малейшим воздействиям. Во время сеанса нельзя прикасаться к вошедшему в транс медиуму, в противном случае эктоплазма слишком быстро возвращается в тело медиума и может причинить ему серьезный вред.
После ареста Хелен чувствовала себя очень слабой. Она вернулась в родную Шотландию, чтобы быть ближе к родным. Через пять недель она умерла в возрасте 59 лет.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.