в каком году перестали давать клятву гиппократа
Медицинская революция: Госдума «отменила» клятву Гиппократа
Однако право гражданина России на получение медицинской помощи закреплено Конституцией. Какой бы государство ни приняло порядок финансирования здравоохранения, это право должно оставаться неизменным. Есть подозрение, что законопроект, обсуждаемый сейчас в Государственной думе, ставит это право под сомнение.
Тихо, скромно, без шума и пыли
Законопроект № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», был разработан федеральным Минздравом и внесён в Государственную думу, что называется, тихой сапой. Не тайно, разумеется, – какая может быть тайна, если информация о внесении законопроекта и его обсуждении в парламенте сразу появляется на сайте Государственной думы, – но внимания прессы этот закон не получил. Оно и понятно: все новости здравоохранения у нас сейчас связаны либо с эпидемией коронавируса, либо с дорогостоящим лечением тех пациентов, деньги для которых собирают, что называется, всем миром. На всё остальное внимания общественности уже недостаёт. Очень напрасно, потому что изменения в федеральный закон об ОМС – это только звучит скучно и специально, а на самом деле речь идёт о революционных изменениях, которые коснутся в России каждого пациента.
И изменения эти недобрые.
Именно поэтому авторы законопроекта пренебрегли возможностью общественного обсуждения своих предложений. По сути, по-настоящему широкое обсуждение началось уже после того как 21 октября проект прошёл в Думе первое чтение – то есть, по сути, был наполовину принят. Только тогда состоялось заседание круглого стола на тему «Совершенствование страховых принципов здравоохранения в Российской Федерации. Законодательное регулирование». И представители пациентских общественных организаций получили возможность высказать своё недоумение и порядком обсуждения важнейших нововведений, и сутью этих нововведений.
Отнять у регионов, отдать федералам
Если поправки в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) будут приняты, то доступность и качество медицинской помощи снизится: пациенты будут ограничены в выборе места лечения, а медицинские организации получат право отказать больным в медицинской помощи, говорится в аналитической записке, составленной экспертами к заседанию круглого стола в Государтсвенной думе. Из части 5 статьи 15 326-ФЗ об ОМС планируется исключить положение о том, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи. Ранее любая, и в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в ОМС, должна была быть оказана в полном объёме в соответствии с программой госгарантий. Теперь все организации страны – и федеральные, и региональные – получат индульгенцию: они смогут отказывать пациенту в оказании медицинской помощи.
В каком случае это может происходить? Если совсем грубо, то в том случае, если лечить пациента данной больнице в данный момент невыгодно.
Пересказываю простыми словами. Вы застрахованы, и вас должны лечить. Но денег в системе ОМС – не бездонная бочка, их конечное количество. И вот клиника, которая должна вас вылечить. Раньше, если объём финансирования на данный период времени был исчерпан, отказать вам в помощи она всё равно не имела права. Чиновникам нужно было решать вопрос с дополнительным финансированием. Теперь – извините, денег на вас нет. «Нашим проще». С финансовой точки зрения – экономия государственных средств. С социальной – экономия усилий чиновников. А пациент… Ну, что пациент. Подождёт. Или будет искать денег, чтобы лечиться за наличные. Предложений на этом рынке много, много благотворительных фондов готовы эти средства собирать…
В кулуарах комитета Госдумы по здравоохранению эксперты высказываются далеко не так вежливо, как перед телекамерами и микрофонами Царьграда или на официальных заседаниях. Говорят просто: если поправки к закону в таком виде пройдут – лучше всего называть это словом «беспредел». Нет, не потому, что какие-то злодеи собираются уморить кучу пациентов. Они вовсе не злодеи – они хуже, они чиновники и действуют в соответствии с потребностями ведомства, причём однодневными. Не задумываясь о будущем.
Скажем, вот есть проблема – нужно больше денег на финансирование федеральных клиник. И проект поправок к закону предусматривает субвенции федеральным клиникам. В бюджете ФОМС на 2021 год предусмотрено 119,4 млрд рублей на финансирование федеральных клиник по ОМС. Это практически эквивалент всей сумме, потраченной ФОМС в 2019 году на оплату высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), погружённой в ОМС, по всей России. То есть «где вы берёте деньги? – в тумбочке!» Где возьмутся недостающие миллиарды на федеральные клиники? Или отнимут у регионов? «Получается, что поправки в закон – это элементарное административное перераспределение потоков из региональных медучреждений в федеральные центры. Причём административным методом», – говорит Ян Власов.
Как это всё будет выглядеть на практике? В регионах не будут давать направление на высокотехнологичное лечение в областные больницы. Потому что в областных больницах не будет на это денег. Пациенты отправятся в федеральные центры, причём заодно их лишат выбора, где именно лечиться. «Сильные» сегодня региональные медицинские центры будут хиреть. Все деньги достанутся центрам федеральным.
Если медицина – это бизнес, то федеральный центр действует как идеальный владелец бизнеса. Концентрирует прибыль. Вот только медицина – это не бизнес. В последнюю очередь бизнес. Медицина – это общественное благо, и смысл работы федеральных органов власти и фонда ОМС, по идее, в том, чтобы обеспечивать равный доступ к этому благу для всех граждан. Потому медицинское страхование и обязательное, и государственное. И таким и остаётся, вот только поправки… Вроде бы не в самый важный закон, на самом деле поправляют не менее, чем Конституцию России. И не в лучшую сторону.
Врачи-убийцы: Почему российские медики перестали исполнять клятву Гиппократа
Все чаще в России люди гибнут потому, что вовремя не получили медицинской помощи. В причинах такой ситуации разбиралась корреспондент МИЦ «Известия» Екатерина Иванова.
Фото, видео: Пятый канал, www.globallookpress.com
Шокирующая история произошла на этой неделе в Москве. Упавший на проходной больницы мужчина не дождался помощи и умер. По словам очевидцев, медики ссылались на то, что это не их зона ответственности. К сожалению такие случай происходит регулярно. Позвольте спросить, а как же клятва Гиппократа? Или циркуляры, требования, приказы уже важнее человеческой жизни? И ведь рука же не поднимется обвинить медиков. Во многом они заложники системы.
Как так получается, что люди прячутся за грудой бумажек и распоряжений. Принцип «Не высовывайся!» работает безотказно. Или вот «Инициатива наказуема!» Но ведь когда речь идет о жизни и смерти, когда все решают секунды, именно неравнодушие и готовность прийти на помощь должны стоять во главе угла. Екатерина Иванова о том, можно ли разорвать этот порочный круг?
Два часа совершенно незнакомые люди пытались спасти мужчину, которому стало плохо. Кто-то принес воду. Кто-то бросился за помощью в больницу — до нее рукой подать. За забором — специалисты и вся необходимая аппаратура. Но медики лишь хладнокровно наблюдали.
«Стоит медработник, вот так вот оперлась о перила и туда выглядывает. Я говорю: „Ну, что помочь-то нельзя? Человек лежит“. Она говорит: „Это не наш случай“», — рассказывает очевидец Наталья Гусева
Сергею Игонину было 62. На проблемы со здоровьем никогда не жаловался. Да и ходить по врачам особо не любил. Тамара до сих пор говорит о муже в настоящем времени. Двое детей. Внуки. Почти 40 лет вместе.
«Мы как два этих вот старичка, друг за дружкой. Мне плохо — он возле меня», — говорит вдова Сергея Игонина Тамара Игонина.
Тамара сама работает в поликлинике. И не раз оказывала первую помощь пациентам, которым неожиданно стало плохо. А тут медики просто махнули рукой и оставили человека умирать.
«Не представляете какое я удовольствие получаю с теми же самыми больными. С теми же самыми пациентами. Я чувствую себя нужной и, если я могу помочь, то я помогу», — отмечает Тамара Игонина.
А кто-то пройдет мимо. Это личный выбор каждого. К сожалению, все чаще вместо чувства долга и сострадания медики демонстрируют равнодушие и черствость. В кодексе профессиональной этики врача говорится о самопожертвовании и благородной миссии, но на практике все уже давно по-другому.
«Какой-то духовный нигилизм, что ли. Или либертарианский подход в действиях врачей. Это в какой-то мере, наверное, зеркало нашего общества», — рассуждает представитель Европейской ассоциации медицинского права Алексей Горянов.
В Красноярске врачи решили отложить сложную операцию на время майских праздников. И в самом деле, зачем портить себе выходные заботами о чужом ребенке с онкологией. 29 апреля мальчика отправили домой. А после всех праздников было уже поздно — опухоль признали неоперабельной.
«Это было уже не полтора сантиметра, а пять на пять. И оно пошло с левой стороны мягких тканей на правую сторону. А с правой стороны оно пошло на позвоночник, и сломало моему ребенку позвонок», — рассказывает отец Владислава Белякова Артем Беляков.
После того, как родители обратились к журналистам и написали заявление в Следственный комитет, в больнице собрали сразу два консилиума. На диктофонной записи слышно, как лечащий врач отрицает, что отправил умирающего мальчика домой.
«К вам я пришел, вы что сказали: „Ты у меня в ногах не валялся, операцию ты не умолял делать“. Правильно? Вот за этой дверью был такой разговор?» — спрашивает Артем Беляков.
«Я говорил, наоборот, я вас просил, как раз на операцию», — отвечает нейрохирург Максим Цаца.
Сейчас этот нейрохирург в отпуске. А его подопечный, 6-летний Владик строго по часам ходит на капельницы.
Он уже давно не боится уколов. Позади 11 курсов химиотерапии. Впереди — еще четыре. Если опухоль уменьшится, можно попробовать протонную терапию. Главное, чтобы сил хватило, а рядом нашелся доктор, готовый поддержать в трудную минуту.
«Как на другой планете. Живешь одним днем. Жестко это все», — говорит Артем Беляков.
Эпидемия равнодушия добралась и до Томска. Александр Миронов попал в ДТП. В больнице сделали лишь общий анализ крови и рентген. В итоге, в строке диагноз сплошные знаки вопросов — черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, тупая травма живота. С операцией тоже решили повременить. В итоге опоздали. 30-летнего парня убили перитонит, сепсис и безразличие тех, кто в свое время торжественно давал клятву Гиппократа.
«Они не сделали операцию вовремя. Даже тогда, когда к этому были показания. Когда на рентгене было видно, что есть жидкость в брюшной полости», — рассказывает мать Александра Миронова Татьяна Миронова.
Уголовное дело возбудили по статье «Причинение смерти по неосторожности». Отвечать перед законом будут врачи. А медсестры и санитарки ни за что не ответят — хамство по закону ненаказуемо.
«Если позволяет себе медсестра при мне так кричать на сына, что ты достал тут всех два дня, никому спать не даешь, загонял нас. Типа, окно закрой-открой», — вспоминает Татьяна Миронова.
Найти оправдание своему бессердечию можно всегда: эмоциональное выгорание, постоянные стрессы, бесконечные дежурства, низкая зарплата. Но все это не является неожиданностью для человека, который выбрал профессию медика.
«Должны всегда быть готовы оказать эту безотлагательную медицинскую помощь. Вот это, к сожалению, ушло из нашей практики. Часто смотрят на инструкцию порядка ОМС, смотрят положение, но это совершенно не спасает медицинского работника, если он эту помощь не оказал», — говорит заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права СПБГУ Игорь Акулин.
В уголовном кодексе на этот случай есть статья «Неоказание помощи больному». И родные Сергея Игонина сразу после похорон намерены обратиться в полицию. По словам экспертов, закон на их стороне. Мужчину можно было бы спасти, если бы сотрудники больницы просто вспомнили про свой долг.
«Он ходил сейчас купил себе фитнесс-часы, как ребенок им радовался. Ходил что-то пульс измерял, шаги какие-то считал. Он еще хотел жить», — вспоминает сын умершего за забором больницы Сергея Игонина.
Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Как родилась клятва Гиппократа», что в ней странного и как она соотносится с теми обещаниями, которые дают выпускники медицинских вузов сегодня? Мы попросили рассказать об этом Ольгу Александровну Джарман, кандидата медицинских наук, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
1. Когда и почему возникла клятва Гиппократа?
Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.
Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.
Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.
Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.
В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.
Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.
Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.
Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».
2. Вкладывался ли в нее в античности какой-то религиозный смысл?
Да. «Клятва» даже начинается с упоминания античных богов — Аполлона, Асклепия и других, в ней используются религиозные термины той эпохи — например, слова из «Клятвы», такие как «чисто и непорочно» и «считать подобные вещи тайной», звучали для древнего грека однозначно как религиозно нагруженные. Вообще, центральная часть «Клятвы» читается как возвышенный религиозный текст. Кроме того, это жемчужина литературного искусства — по построению и противопоставлению различных понятий текст напоминает речи знаменитых афинских философов.
«Клятва» Гиппократа
Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
3. Все ли врачи в античности давали эту клятву?
Медицинских университетов в античности не было. Они родились уже в христианскую эпоху, в Средневековье. Поэтому нельзя представлять выпуск молодых античных врачей, дающих клятву. Кроме того, у нас нет сведений, что клятву давали вообще все врачи. Напротив, это было довольно редким явлением, и часто в похвальной эпитафии тому или иному врачу писалось, что он давал клятву.
Ее стали чаще давать в период поздней античности, но врач вполне мог практиковать и без клятвы. Яркий пример — святой Кесарий, брат святого Григория Богослова (IV век). Он получил блестящее медицинское образование в Александрии, центре медицинской науки того времени, потом был придворным врачом у четырех императоров. Но клятвы он не давал — именно потому, что он был христианин, а в клятве упоминались языческие боги. И, как пишет его брат, Григорий Богослов, все доверяли ему и без Гиппократовой «Клятвы». Христианского варианта клятвы тогда еще не было.
4. Чем отличался христианский вариант клятвы?
Если христиане давали клятву, то только модифицированную, именами античных богов, разумеется, никто не клялся. Когда традиция принесения врачебной клятвы утвердилась, текст ее стал меняться, расширяться и уточняться. Цель всегда была — сохранить не букву, а дух, дух Гиппократовой этики применительно к настоящему времени.
C XI века существовал вариант клятвы на латинском языке, начинавшийся со слов «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Я не лгу». Фраза об абортах звучала с детализацией: «Я не дам абортивного средства женщине никаким путем».
Интересно, что в манускриптах текст клятвы писали в виде креста.
5. Есть ли в «Клятве» Гиппократа моменты, которые современному человеку трудно понять?
Историки медицины не случайно называют «Клятву» загадочным документом.
Очень сложное место, о которое все спотыкаются — это камнесечение. Почему врач не будет делать больному камнесечение? Было много вариантов ответа — конкуренция, предостережение от переоценки своих возможностей, специализация, регулирование отношений между коллегами… Но вопрос так и не решен. Есть мнение, что это связано с запретом (он тоже есть в «Клятве») на хирургическое лечение, на разрез ножом и пролитие крови. Такой запрет, по сути, был ритуальным. Поэтому есть даже версия, которой придерживались некоторые крупные историки медицины, что «Клятва Гиппократа» — это текст какой-то религиозной медицинской группы, например, пифагореанской.
В «Клятве» говорится о «режиме», или «диэте» («diaita»). Это очень важное понятие в античной медицине. Это не просто распорядок дня и прием пищи, это образ жизни как таковой. Именно образ жизни — с едой, сном, половой жизнью, гимнастикой и так далее — являлся главным лекарственным средством в руках врачей-гиппократиков.
Обычно считают, что вся проблематика клятвы сводится к абортам, эвтаназии и врачебной тайне. Это крайне важные темы сейчас, но «Клятва» значительно шире.
Мало обращают внимание на такие вещи, как учить детей учителя бесплатно — сейчас-то дети врачей учатся наравне со своими однокашниками из немедицинских семей.
Еще момент — в этой клятве упомянуто отношение к рабам наравне со свободными. Раб, с точки зрения образованного человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А «Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и свободными.
И еще — врач не должен вступать в интимные отношения с пациентами. Таким образом, получалось, что брак между врачом и пациенткой был априори невозможен.
Еще важный момент: Гиппократова этика не сводится только к «Клятве». Часто с «Клятвой» путают другие тексты из «Сборника Гиппократа», касающиеся этики врача (трактаты «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»).
Врачи времен Гиппократа и вообще в античности делали много и хорошего, и дурного. Тексты «Сборника Гиппократа» — это рациональная, а не религиозная медицина. Но «Клятва» словно возвышается над всем этим, даже над другими этическими трактатами Гиппократа, показывает какой-то прекрасный идеальный мир.
Доктор философских наук И. В. Силуянова, один из основоположников современной российской биоэтики — пишет об «удивительном согласии принципов гиппократовской врачебной этики с христианскими представлениями о человеческих взаимоотношениях.
6. Давали ли клятву Гиппократа будущие врачи в средневековой Европе?
Нельзя сказать точно. «Клятву», безусловно, знали в Средневековье, так как «Сборник Гиппократа» был известен. Две цитаты из «Клятвы» упомянуты авторами в IV веке по Р. Х. С V по XI века — еще две цитаты, в том числе у святых отцов. Однако она, несомненно, была известна — так, поговоркой монахов, занимавшихся лечением больных в монастырях, было: «Что Гиппократ сказал, то и разрешено». Неизвестно, применялся ли данный текст как клятва в прямом смысле слова, или был просто руководством к этике врачевателя. В любом случае, если она и применялась, то редко и в исправленном виде, без упоминания языческих богов.
«Клятва» была «переоткрыта» в эпоху Возрождения, и в модифицированном виде получила широкое распространение с XVIII века.
7. Дают ли сейчас врачи после окончания мединститута клятву Гиппократа?
Нет. В Российской Федерации врачи дают «Клятву врача». Ее текст установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
А в США, например, любой выпускник может написать свою клятву врача, индивидуальную. Но все-таки врач в Европе и США, как и в России, то есть в европейской культуре, дает клятву, восходящую к «Клятве» Гиппократа.
8. Допустимо ли для врача-христианина приносить клятву — пусть не Гиппократа, а какую-то современную модификацию? Ведь Евангелие запрещает клясться.
То, что мы называем сейчас «клятвой врача», по своей сути не клятва, подразумевающая обращение к сверхъестественным силам, а торжественное обещание. Так же это воспринималось, например, в Российской империи, когда врач давал «Факультетское обещание», и в СССР, где существовала «Присяга врача Советского Союза».
Интересно, что древнегреческое слово «horkos» («клятва») родственно слову «herkos» («ограда»). Врач словно очерчивает пределы, в которых будет действовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Факультетское обещание врача в Российской Империи (XIX век)
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием, даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.
Текст современной клятвы врача в Российской Федерации
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.