в каком году отменили юрьев день на руси

Время уходить

Юрьев день осенний (26 ноября ст. / 9 декабря нов. стиля), он же Егорий холодный, он же Юрий или Егорий зимний был установлен в Киеве еще при Ярославе Мудром. Князь при рождении крещен был Георгием и построил своем небесному покровителю храм, который освятили 26 ноября 1054 года.

«Но мы его любим не только за это»…
Кто не помнит фразу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которую как бы хотел выговорить «с растопыренными руками, присевший почти до земли» судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин в финальной сцене гоголевского «Ревизора»? Все помнят. Кто не знает, что автор пьесы намекает на разочарование крепостного крестьянина, весь год ждавшего возможности уйти от ненавистного помещика, и получившего «заповедное лето» — запрет на переход на этот год от царя-батюшки? Все знают. Не все, правда, помнят, что фразу-то Гоголь позаимствовал у Пушкина: в «Борисе Годунове» ее произносит про себя Григорий Отрепьев в корчме на литовской границе…

И уж совсем немногие в курсе того, что Герцен назвал первую прокламацию, изданную в 1853 году Вольной русской типографией в Лондоне и обращенную к русскому дворянству – «Юрьев день! Юрьев день!».

Иными словами – важная фраза.

Но вот как этот переход осуществлялся? Многие ли крестьяне переходили? Почему его в конце концов отменили?

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси
Творожников И.И. «Около церкви», 1889. Источник: smallbay.ru
Несомненно, что к XVI в. свободных в современном смысле слова крестьян в Московском государстве не имеется, они все «чьи-либо». Однако рабства, к которому без особенной натяжки приравнивается крепостное право XVIII в., мы не наблюдаем, и возможность ухода от помещика – тому одно из доказательств.
Н.М. Карамзин полагал, что мероприятия Федора Иоанновича и Годунова по ограничению (в какой степени – вопрос в исторической науке остродискуссионный) права крестьян переходить от помещика к помещику, осуществлялись в интересах мелких помещиков, основной массы служилого дворянства, на которых опирался «избранный царь»: «Богатые владельцы, имея не мало земель пустых, лишались выгоды населять оные хлебопашцами вольными, коих они сманивали от других вотчинников или помещиков», т. е. тоже были недовольны отменой Юрьева дня. «Тем усерднее, — полагает автор, — могли благодарить Годунова владельцы менее избыточные, ибо уже не страшились запустения ни деревень, ни полей своих от ухода жителей и работников». Речь идет о том, что у помещика небогатого крестьян эксплуатировали как правило сильнее, и они рады были переселиться к более зажиточному землевладельцу, а те, в свою очередь, подчас даже сманивали к себе новых работников. Эту мысль выражает в «Борисе Годунове» (а влияние карамзинской «Истории…» на это произведение трудно переоценить) боярин Афанасий Пушкин:
Вот — Юрьев день задумал уничтожить.
Не властны мы в поместиях своих.
Не смей согнать ленивца! Рад не рад,
Корми его; не смей переманить
Работника! — Не то, в Приказ холопий.
Ну, слыхано ль хоть при царе Иване
Такое зло? А легче ли народу?
Спроси его. Попробуй самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.

Впрочем, не такой уж «старинный». Возникает правило Юрьева дня всего за сто с небольшим лет до разговора Пушкина с Шуйским и Воротынским, в Судебнике 1497 года: «… А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси
Лебедев К.В. «Своз крестьян», 1910. Источник: childrenpedia.org

Давайте разберемся: много или мало нужно было заплатить за «пожилое», т.е. за то, что «пожил за хозяином»? В степной и лесостепной полосе («в полех») проживший всего один год платил 25 копеек, четыре года и более — рубль. За одну-две копейки можно было купить курицу. Дойная корова стоила рубль-полтора, крестьянская лошадь в расцвете сил – два с половиной – три рубля. Иными словами, деньги немалые, особенно с учетом того, что нужно было помимо этого принести оговоренный оброк (в то время еще обычно натуральный – зерном, холстом) и выплатить долги, в которые крестьянину на новом месте трудно было не влезть.

Тем не менее, крестьяне уходили – и к более крупным помещикам, сманивавшим их, несмотря на запреты, и просто «наобум господа Бога». Опричник Генрих Штаден, немец, прослуживший Ивану Грозному 12 лет и подробно потом свое пребывание «на Москве» описавший, утверждал, что от некоторых помещиков крестьяне уходят поголовно и их поместья «пустели в день святого Юрия». Видный советский историк Б.Д. Греков, изучивший приходно-расходные книги крупнейшего Иосифова Волоколамского монастыря, на землях которого жили сотни крестьянских семей, отмечает, что в 1573-74 гг., например, имели место 50 переходов: 24 «выхода», 24 «входа» и 2 семьи переместились внутри монастырских владений. Часто заинтересованные в крестьянах крупные землевладельцы ссужали своих будущих «подопечных» средствами «на подъем»: «Дано Трызновскому крестьянину Купре Тереховскому на выход в заем рубль денег. Да Раменскому крестьянину Ивану Яковлеву сыну в дер. Рамановская на выход же дано полтина денег в заем».

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси
«Соборное уложение» 1649 г. Источник: old.stsl.ru
Стремление центральной власти опереться на мелких помещиков – основу служилого сословия, вызвало и введение «заповедных лет» (годов, когда все переходы запрещались»), и увеличение срока сыска беглых, а в 1649 при составлении Уложения – и к окончательной отмене всех переходов. Отныне крестьянин был навечно прикреплен к земле, покупался и продавался вместе с нею.

Уходить больше было нельзя. Оставалось только бежать.

Источник

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.

В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году

Неделя до и неделя после

Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.

Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси
Фото: М. Блинов/РИА Новости

Вина Грозного и вина тишайших

Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.

Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».

Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».

Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.

Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».

Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.

То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси

Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью. Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной. Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.

Всех когда-нибудь да объегорили

Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.

Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.

Источник

Отмена «Юрьева дня»: кто на самом деле запретил крепостным крестьянам менять помещика?

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси

Право на «крестьянский выход» (смену одного помещика на другого) подневольные труженики сельского хозяйства официально потеряли при Федоре Иоанновиче, предшественником которого был Иван Грозный. При Грозном «Юрьев день» не могли отменить по вполне объективным причинам.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»

Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.

Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.

Почему приписывают отцу

Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).

Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.

Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.

Так кто же автор запрета?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.

Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.
Источник

Источник

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть фото в каком году отменили юрьев день на руси. Смотреть картинку в каком году отменили юрьев день на руси. Картинка про в каком году отменили юрьев день на руси. Фото в каком году отменили юрьев день на руси

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *