в каком году открылся михайловский театр
История
Блестящая история Михайловского театра началась с выбора архитектора здания. Тонкий знаток искусства, Александр Брюллов строил здание театра, вписывая его в уже сложившийся ансамбль площади Искусств, и потому фасады театра выполнялись по проектам Карла Росси для «рифмы» со зданием Михайловского дворца. Брюллов создал волшебную шкатулку: о том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина. 8 ноября 1833 года театр открыл свои двери для первых зрителей.
Театр и дворец, носящие имя великого князя Михаила Павловича, со временем стали прочно ассоциироваться с изящными искусствами. В 1859 году архитектор Альберт Кавос, по воле судьбы отвечающий за городские музыкальные театры, перестраивает здание, расширяет сцену и надстраивает ярус в зрительном зале: театр становился все более популярным. Именно во время этой перестройки в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества».
В театр съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью. На сцене театра выступали французская и немецкая труппы, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус.
После 1917 года история театра стала более драматической, но не менее насыщенной. После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м он был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). И несмотря на трудную судьбу в эти годы, театр оставался на пике городской жизни. В 1930-е годы балетную труппу возглавил выдающийся танцовщик и хореограф Федор Лопухов. Одновременно с этим театр становится некой «лабораторией по созданию советской оперы». На его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, и новаторская «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда. После войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество с современными композиторами, впервые в мире поставив «Войну и мир» Сергея Прокофьева.
Со временем все большую роль в театре стали играть не театральные режиссеры, а известные дирижеры: Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг.
В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского, а на сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина.
В 2001 году всплывает из глубины времён прежнее, дореволюционное название. С 2007 года историческое название — Михайловский театр — возвращается на первый план и в официальном наименовании добавляется к существовавшему с 1991 года: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр.
Музей Михайловского театра — это то место, где его богатейшая 180-летняя история предстает в экспонатах, отражающих наиболее важные события старейшего музыкального коллектива города. Уникальные афиши, эскизы декораций и костюмов, созданные лучшими театральными художниками, гравюры, запечатлевшие лица тех, кто определял успехи театра в прошлом, бесценные фотографии, сохранившие интересные репетиционные и сценические мгновения, яркие костюмы и авторские макеты позволяют посетителям составить представление о деятельности театра.
История Михайловского театра
История Михайловского театра
Фасад Михайловского театра, 1860-е
Михайловский театр стал третьей Императорской сценой в Санкт Петербурге после Мариинского и Александринского театров, но в отличие от них эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно-жанровой направленности. В первые годы существования Императорского Михайловского театра на его сцене в основном проходили только концерты. С конца 1870-х годов до 1917 года на сцене Михайловского театра давала спектакли постоянная французская труппа, а также шли представления с участием немецких актеров. На сцену выходили прославленные артисты «Комеди Франсез» и других театров Парижа. Репертуар тех лет состоял, в основном, из модных новинок парижской сцены. После Октябрьской революции иностранные актеры покинули сцену Михайловкого театра.
В театре работали дирижеры Самуил Самосуд, Эдуард Грикуров, Борис Хайкин, Юрий Темирканов; режиссеры Всеволод Мейерхольд, Николай Смолич; хореографы Федор Лопухов, Игорь Бельский, Олег Виноградов. Здесь прошли мировые премьеры известных опер ХХ века, таких как «Катерина Измайлова» и «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Война и мир» Сергея Прокофьева, впервые был показан балет «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича.
Здание Михайловского театра, 1940-е
В 1989 году театру было присвоено имя русского композитора Модеста Мусоргского. На сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Игоря Бородина.
Интервью с Владимиров Кехманом
С 2007 года пост генерального директора театра занял Владимир Кехман, генеральный директор ЗАО «Группа Джей Эф Си».
Испанский хореограф Начо Дуато
В 2009–2011 годах музыкальным руководителем и главным дирижером театра был известный словацкий маэстро Петер Феранец. С 1 января 2012 года на эту должность был приглашен Михаил Татарников. В сентябре 2013 года приступил к обязанностям художественного руководителя оперы режиссер Василий Бархатов, на счету которого оперные премьеры Мариинского и Большого театров.
С 2008 года в Михайловском театре проводится смотр-конкурс воспитанников балетных школ «Гран при Михайловского театра». По итогам конкурса победителям вручаются денежные призы, а педагогические коллективы школ участников получают гранты в размере 300 тысяч рублей.
Михайловский театр отметил юбилей 3D-концертом и выступлением Шнура
Постановки 1967 и 1978 годов на сцене Михайловского театра
Михайловский театр
М ихайловский театр — знаменитый музыкальный театр, подлинная жемчужина Санкт-Петербурга. Здесь классические традиции сочетаются с духом новаторства и смелыми творческими поисками. Оперные и балетные спектакли, идущие на сцене театра, доставят истинное удовольствие ценителям высокого искусства.
Михайловский театр был открыт в 1833 году по указу императора Николая I и входил в число привилегированных императорских театров. Здание театра было построено по проекту Александра Брюллова, фасады создавались по эскизам Карла Росси. Названием театр обязан великому князю Михаилу — брату императора. Первоначально театр предназначался для императорской семьи, двора и приближённых, и даже когда его открыли для широкой публики, в нем сохранялась великосветская атмосфера.
На сцене Михайловского попеременно давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали именитые гастролеры. Здесь опереттой «Цыганский барон» завершил свое 30-летние петербургские сезоны король вальсов Иоганн Штраус. На сцене театра пел и ставил спектакли великий Федор Шаляпин.
С 1918 года императорский Михайловский театр был преобразован в государственный Малый оперный театр. Выдающиеся музыканты, деятели оперного и балетного искусства поддерживали и развивали в его стенах высокую театральную культуру. Театр становится «лабораторией по созданию советской оперы». На его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, увидела свет новаторская «Пиковая дама» в постановке Всеволода Мейерхольда, здесь состоялась мировая премьера оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».
Балетную труппу создал и возглавлял выдающийся танцовщик и хореограф Федор Лопухов, преемниками которого позже были Игорь Бельский, Олег Виноградов, Николай Боярчиков.
В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя, в 2007 — славу самого светского музыкального театра Петербурга. Сегодня театр, сохраняя верность вековым традициям российского музыкального театра, стремится держать руку на пульсе современного мирового театрального процесса.
Богатая биография Михайловского театра
Этот год объявлен в России годом театра. У каждого театрального коллектива своя уникальная судьба и история жизни. Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, в прошлом Михайловский театр, тоже может похвастаться богатой биографией.
Автор статьи: Ольга Храбрых
Цари и царицы, стоявшие у истоков театра
В России театральная культурная жизнь связана с дочерью Петра I-го Елизаветой, которая с детства неплохо знала французский язык, одевалась по французской моде, любила французскую драматургию (Мольер, Расин, Корнель). Не случайно появление первой французской драматической труппы в России осуществилось именно благодаря ей. В 1742 году не без участия Елизаветы были приглашены французские артисты во главе с директором труппы Шарлем де Сериньи, которая играла в Санкт-Петербурге до 1758 года.
Царствование Екатерины Великой (1762-1796) усилило влияние французской культуры в России, разговаривать по-французски в светском обществе становится нормой.
Еще при одном любителе театрального искусства императоре Николае I-м начинается строительство в 1831 году императорского театра в Санкт – Петербурге — Михайловского театра (ныне Санкт-Петербургский Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Современные жители Петербурга о нем знают совсем мало. Это как исчезнувшая цивилизация, но ее дух живет и поныне в этом же, но реконструированном здании на площади Искусств.
Строительство и интерьеры Михайловского театра
Молодой архитектор Александр Павлович Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова (французы по происхождению по фамилии Брюлло), спроектировал здание театра таким образом, чтобы оно вписалось в архитектурный облик Михайловской площади. Но стилистическое единство осуществил главный архитектор Петербурга Карл Росси.
По замыслу Александра Брюллова, фасад театра должен был соответствовать облику жилого дома, но элементам фасадной части здания уделялось особенное внимание: сандрики в виде малых фронтонов над окнами второго этажа с классическим рисунком, балясины под этими окнами поражали своим великолепием. Особенно впечатляющими были зрительный зал, сцена, фойе и подсобное помещение для артистов.
Театр располагался перед дворцом великого князя Михаила Павловича, и Николай I–й повелевает именовать его Михайловским. В ноябре 1833 года, в день рождения великого князя, театр был открыт, давали балет «Амур в деревне, или крылатое дитя» (музыка Луи Сонне, балетмейстер Алексис Бланш) и водевиль «Знакомые незнакомцы» Н. А. Каратыгина. На первом представлении присутствовали не только августейшие государственные лица, но и самый цвет русской культуры того времени: Василий Андреевич Жуковский и Петр Андреевич Вяземский. Предполагается, что и Александр Сергеевич Пушкин также бывал в этом театре.
Читать похожие статьи:
Гости наслаждались не только происходящим на сцене, но и любовались интерьерами здания. Фойе поражало своими просторами. В зал вела широкая лестница, огражденная чугунными узорными перилами. Пол в зрительном зале был устлан ковровыми дорожками. При этом отделка зала была беловато-малиновая, скромная, без излишней позолоты. Над сценой висели часы в золотой оправе. Кресла в зале были изготовлены из березы и обиты тканью из полубархата оранжевого цвета с позолотой.
В зале насчитывалось 116 кресел, 111 стульев, 22 ложи первого яруса, 25 — второго. Третий ярус представлял собой балкон и две галереи вместимостью 216 человек, четвертый ярус состоял из 8 лож. А всего в зрительном зале насчитывалось 900 мест. Отдельное внимание уделялось освещению зала, для этого разжигалось вручную до 600 масляных ламп.
В 1860-е годы масляные фитили заменили на газовые рожки, и интерьеры становятся уже совсем другими. В 1886 году с появлением электричества вновь была проведена реставрация сцены, в результате которой обивка стала абрикосового цвета, а позолоченные украшения преобразовались в серебряные.
Также Михайловский театр называли Французским, потому что артистов приглашали из Франции и заключали с ними контракт, предлагали высокое жалование (до 10 тысяч рублей в год), длительные отпуска и за определенную выслугу лет (от 10 до 15 лет) — пожизненную пенсию.
Но не только французские актеры выступали на сцене театра, но и немецкие, а также петербургские труппы. В разные годы театр предоставлял сцену Александринке, принимал гастроли Московского Художественного театра, на его подмостки театра выходили Станиславский, Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Ермолова, Комиссаржевская и другие — все звезды МХТ. Кроме того, на сцене шли оперы и балеты артистов Мариинки, танцевала Ксешинская, звучали оперы в исполнении Федора Шаляпина.
И сегодня театральная жизнь ныне уже Академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, где соединились прошлое и настоящее, успешно продолжается.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
История Михайловского театра
Михайловский театр, который также называют Малым театром оперы и балета, — один из старейших в России, отмечает РИА Новости. Театр, получивший название в честь брата императора Николая I — великого князя Михаила Павловича, был открыт 8 ноября 1833 года, в день его тезоименитства, балетом «Амур в деревне» балетмейстера Алексиса Бланша и водевилем Петра Каратыгина «Знакомые незнакомцы» в исполнении труппы Александринского театра. На первом спектакле присутствовали Император Николай I с супругой, великие князья, а среди зрителей были поэты Василий Жуковский и Петр Вяземский.
Здание Императорского Михайловского театра на площади Искусств было возведено в первой половине XIX века. Строительство велось с 1831 года по 1833 год, автором проекта был профессор архитектуры Александр Брюллов, которым были также разработаны вся внутренняя планировка театра и его внутреннее убранство.
Михайловский театр стал третьей Императорской сценой в Санкт Петербурге после Мариинского и Александринского театров, но в отличие от них эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно-жанровой направленности. В первые годы существования Императорского Михайловского театра на его сцене в основном проходили только концерты.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда. В 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы. В 1921 году он был переименован в Малый академический театр, а в 1926 году — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).
В 1989 году театру было присвоено имя русского композитора Модеста Мусоргского. На сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Игоря Бородина.
С 2007 года театр носит название Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского — Михайловский театр.
С 2007 года пост генерального директора театра занял Владимир Кехман, генеральный директор ЗАО «Группа Джей Эф Си».
С 2007 года руководителем балетной труппы стал знаменитый солист балета Фарух Рузиматов, оперную труппу возглавила известная оперная певица Елена Образцова. Впоследствии они продолжили свое сотрудничество с театром в качестве советников генерального директора по художественным вопросам. С 2009 года балетную труппу театра возглавлял известный балетный педагог Михаил Мессерер, а с января 2011 года — знаменитый испанский хореограф Начо Дуато.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»