в каком году открыли страх
Когда появился страх у людей?
Похоже, что страх появился вместе с человеком и не покидал его никогда. У первобытных людей он выполнял важнейшую функцию самосохранения. Страх голода гнал человека на охоту, страх перед смертью давал силы выжить, страх перед природными явлениями (грозой, сильным ветром, извержением вулкана) развивал интеллектуальные способности. Люди старались объяснить всё неизвестное и страшное, понять, как противостоять природным катаклизмам.
Обратимся к истории.
Эпоха раннего палеолита началась около 2,5 – 2 миллионов лет назад. В это время страх на планете Земля испытывали человекообразные обезьяны (предлюди). Скорее всего, это был исключительно биологический (животный) страх, поскольку вряд ли можно говорить о формировании социального общества в те далёкие времена в современном понимании. Зоологическое объединение животных – индивидуалистов, это ещё далеко не подлинный социальный организм. Поэтому и социальные страхи отсутствовали.
Энеолит – с 4 тысячелетия до нашей эры, появились медные и бронзовые орудия труда, которые стали вытеснять каменные, что говорит о новых возможностях, которые появились у людей в добыче пропитания, защиты от врагов. Наверное, именно у этих жителей позднего каменного века начали формироваться первые социальные страхи.
Что помогло первобытным людям выжить?
Думаю, это был страх, который помогал действовать, переносить огромные физические нагрузки. Поэтому и у первобытных людей и у современных чувство страха тесно связано с физиологией. Выброс в кровь адреналина и других гормонов быстро активизирует деятельность, например, неожиданное нападение на противника или защиту от него.
Бывает, страх активизирует, вызывая реакцию избегания или агрессии, а бывает и наоборот, затормаживает физическую активность, вплоть до того, что человек может впасть в ступор.
Испугавшись, первобытный человек мог быстро убежать от дикого животного, или напасть на него, вступить в схватку. Наверное, когда-то было необходимо, замереть, сделать так, чтобы враг не заметил.
Страх, проявляя себя в теле, помогал меньше думать, а больше действовать. Когда нападал дикий зверь, размышлять было некогда. Только молниеносное принятие решения спасало от смерти.
Можно сформулировать так: страх появился вместе с человеком, как защитная функция психики, которая позволяла активизировать физические силы на отражение многочисленных угроз жизни и здоровью, обеспечивая продолжение рода и развитие людей.
Продолжая аналогию проявления страха у людей и животных, можно найти много общего в реакции на громкий звук. Люди приседают, падают на землю, пытаются убежать от источника звука, если знают, где он находится. Для человека страшен не любой звук, а только неожиданный, чрезмерно громкий, неизвестного происхождения. Реакция животных на резкий шум похожа, они прячутся, мечутся, дрожат, могут непроизвольно описаться, как, впрочем, и человек.
Такое сходство в поведении, у людей и животных, говорит о необходимости страха, его основной функции – сохранения жизни и здоровья живых существ. Такая задача была и остаётся у всех животных, актуальна она была и для первобытных людей.
Страх
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. [1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. [2]
Содержание
Страх в психологии
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. [3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. [4]
Страх в психологии общения
Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. [5]
Фобии
Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями». [6]
Страх в культуре
Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. [источник не указан 517 дней] Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.
Страх у человека
Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
Степени и виды страха
Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. [7] Он разделяет все страхи на три группы:
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Физиология
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно. [11]
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.
См. также
Примечания
Литература
Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм
Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
В представленной статье мы хотим рассмотреть страх в качестве уникального психологического феномена, т.е. рассказать о его психологических механизмах, а также о наиболее известных научных исследованиях, посвященных этому вопросу. Естественно, данный материал не следует воспринимать как полноценную научную работу – мы лишь предпринимаем попытку дать страху некоторую психологическую трактовку.
Дополнительно вы можете почитать нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где мы приводим немало интересных научных фактов, раскрывающих загадку этого психического явления, плюс даем ссылки на полезные научные материалы. В общем, расширяйте свои познания, а эта статья пусть послужит еще одной монеткой в копилочку ваших знаний.
Понятие страха
В настоящее время есть достаточно много определений страха. Например, советский и российский философ и психоаналитик В. М. Лейбин определяет страх как психическое состояние, которое связано с мучительными переживаниями и вызывает действия, направленные на самосохранение.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что страх – это одна из трех самых сильных эмоций (две другие – гнев и радость) и является базовым инстинктом. Австрийский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд определял страх как аффективное состояние, заключающееся в ожидании какой-либо угрозы; страх перед чем-то конкретным он называл боязнью, а патологический страх – фобией.
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер считал, что страх есть результат подавления агрессивного влечения, которое играет в жизни человека важнейшую роль. По мнению психолога Грэйс Крайг, страх является эмоцией, избегаемой или сводимой человеком к минимуму, но в то же время страх, если проявляется в мягкой форме, может побуждать человека к научению.
Немецкий психолог Эрик Эриксон толковал страх как состояние опасения, сфокусированного на различных угрозах, которые легко распознать, трезво проанализировать и адекватно им противостоять. По мнению другого психолога – Дитера Айке, страх является душевным состоянием, и его может чуть ли ни ежедневно наблюдать в себе каждый человек. Суть этого состояния в том, что человек в той или иной степени осознает, что ему грозит опасность.
Американский психолог Кэррол Изард считал, что страх является сильной эмоцией, переживаемой как беспокойство или тревожное предчувствие. Причем это одна из самых опасных эмоций, способная привести даже к смерти. А для известного русского академика И. П. Павлова страх являлся проявлением естественного рефлекса и пассивно-оборонительной реакцией, основанной на инстинкте самосохранения.
Известный российский психолог Е. П. Ильин рассматривал страх в качестве эмоционального состояния, служащего отражением защитной биологической реакции индивида в момент переживания им мнимой или реальной опасности для благополучия и здоровья. В понимании другого отечественного специалиста – психолога А. И. Захарова, страх является одной из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие стимула, несущего угрозу.
Рассмотрим и еще одну точку зрения: советский психолог Л. С. Выготский предлагал понимать страх как очень сильную эмоцию, оказывающую серьезное влияние на поведение человека, а также на его перцептивные и когнитивные процессы, ограничивающую мышление, восприятие и свободу выбора.
Но в той или иной степени разнообразно не только понимание страха различными учеными и специалистами, а еще и подходы к его изучению. Нам обязательно нужно с ними познакомиться, чтобы феномен страха стал для нас более понятным. Далее мы расскажем об основных теоретических направлениях исследования страха.
Направления исследования страха
Можно выделить три основополагающих психологических подхода к изучению страха – это психоаналитический, бихевиористический и экзистенциальный подходы. Поговорим о каждом из них в отдельности.
Психоаналитический подход
Как вы и сами понимаете, основным представителем этого направления был Зигмунд Фрейд. В его представлении страх развивается в тесной связи с системой бессознательного и либидо – энергией психических влечений. В страх либидо превращается посредством вытеснения – вытесненные сексуальные влечения приобретают форму страха, причем это страх невротический.
Изучая фобии, Фрейд разделил невротический процесс на две фазы. На первой сексуальные влечения вытесняются и переводятся в страх, соотносимый с внешней угрозой. На второй образуется система защиты, которая предотвращает столкновение с этой угрозой, а вытеснение представляет собой попытку «Я» убежать от сексуальных влечений.
В случае с другими невротическими заболеваниями активизируются иные системы защиты, противостоящие возможному развитию страха. Но, как бы то ни было, именно проблема страха играет главную роль в психологии неврозов вообще.
В своем труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд отмечает, что термины «страх», «испуг» и «боязнь» ошибочно считают синонимами. Разграничивая их с позиции внешней опасности, Фрейд говорит, что страх, по его мнению, является определенным состоянием ожидания угрозы или подготовки к ней, даже если она неизвестна.
Боязнь подразумевает конкретный объект, которого боятся, а испуг – это отражение момента неожиданности и состояние, которое возникает при опасности, когда индивид оказывается неподготовлен к ней.
В книге «Торможение, симптом и страх», тоже посвященной теме страха, Фрейд подчеркивает, что опасность, служащая его основой, исходит со стороны внешнего объекта, а невротическая опасность продуцируется требованием влечения. Однако требование влечения есть не нечто надуманное, а вполне реальное, а потому невротический страх имеет под собой вполне реальные основания. Это говорит о том, что взаимоотношения между неврозом и реальным страхом объясняются защитой «Я», т.к. оно реагирует на опасность, исходящую от влечения.
С позиции Фрейда, требование влечения зачастую превращается во внутреннюю опасность по той причине, что его удовлетворение способно спровоцировать внешнюю опасность. Одновременно с этим, реальная опасность может стать значимой для «Я» только в том случае, если превратится во внутреннее переживание.
Уже в более поздней работе «Я и Оно» Фрейд говорит, что «Я» подвергается опасности с трех сторон, и его вполне может охватить тройственный страх – реальный страх перед внешней действительностью, страх совести перед «Сверх-Я» и невротический страх перед «Оно».
Фрейд пытался структурировать психику, в результате чего приходил к психоаналитическому пониманию факта, что бессознательное «Оно» не боится, т.к. не способно судить о ситуациях угрозы. Конкретно «Я» служит средоточием страха. И далеко не просто так ученый утверждает, что «Я» является подлинным очагом страха, а по причине наличия трех опасностей оно формирует «рефлекс бегства». В итоге образуются невротические симптомы и защитные механизмы, приводящие к возникновению фобий.
В дальнейшем некоторые идеи Фрейда начала развивать американский психоаналитик Карен Хорни, но в понимание природы страха и тревожных состояний она внесла и массу нового. По ее мнению, причиной всех страхов являются неразрешенные конфликты. А в дополнение к этому причину она видит и в социальных факторах, порождающих внутриличностные конфликты, а также в культурных ценностях.
Не менее интересны воззрения и других представителей психоаналитического подхода к изучению страха, таких как П.М. Якобсон, С. Р. Роджерс, Е. Г. Шехтел, Д. Рапапорт, М. С. Неймарк. Если вас заинтересовало это направление, обязательно ознакомьтесь с их трудами. Также советуем почитать и наши статьи, связанные с психоанализом Зигмунда Фрейда – «Психоанализ Фрейда за 5 минут» и «Эго, Суперэго и Ид в психоанализе».
Бихевиористический подход
Основоположник бихевиоризма – американский психолог Джон Уотсон выделял несколько стимулов, активизирующих страх. Это удары и толчки в момент засыпания, внезапная потеря опоры и внезапные громкие звуки. Все остальные стимулы, вызывающие страх, по его мнению, можно считать комбинацией вышеназванных.
Изначально у человека есть безусловные, т.е. врожденные реакции страха. Но в процессе жизни образуются новые стимулы, вызывающие страх. В доказательство этому Уотсон приводил результаты своих исследований, согласно которым, такие вещи как огонь, темнота, животные и т.д. никакого страха в младенческом возрасте не вызывают.
По мере проведения исследований Уотсона, помимо прочего, заинтересовала возможность формирования реакции страха относительно объектов, ранее страха не вызывавших. Сообща со своей супругой Розалией Рейнер, ученый изучил возможность формирования эмоциональной реакции страха у 11-месячного ребенка. В качестве устрашающего стимула была взята белая крыса, причем ранее малыш спокойно играл с этой крысой и находился вместе с ней в кроватке.
До эксперимента мальчик крыс не боялся, в его развитии не наблюдалось никаких отклонений. Также он не боялся ни кроликов, ни собак, ни обезьян, ни других животных. В момент проведения эксперимента в больнице были еще три ребенка, и ни один из них тоже ничего такого не боялся. Сам же эксперимент был нужен ученым для ответа на три вопроса:
Стимулом, вызывающим страх, в эксперименте служил громкий звук – за спиной у младенца ученые стучали молотком по железной пластине. Во время первой сессии по пластине ударяли два раза каждый раз, когда ребенок дотрагивался до белой крысы. И уже после двух повторений малыш стал избегать прикосновений к крысе.
Через неделю опыт повторили. По пластине били уже пять раз, а крысу просто помещали в кроватку к ребенку. Малыш проявлял реакцию избегания и начинал плакать, лишь завидев крысу. А еще пять дней спустя ученые решили проверить, перенесется ли реакция страха на другие объекты.
В итоге Уотсон отметил у ребенка страх при виде собаки, кролика и меховой шубы. Также ребенок старался не контактировать с маской Санта Клауса и обычной ватой. Учитывая то, что при демонстрации этих объектов громких звуков не было, ученый решил, что реакция перенеслась на схожие с белой крысой объекты.
В итоге Уотсон провел аналогии и сделал вывод, что множество страхов, тревожных состояний и антипатий у взрослых формируются еще в первые годы жизни. Чуть позже исследователь выявил, что для приобретенных страхов характерна высокая стойкость, легкость переноса на аналогичные ситуации и стимулы. А для устранения страхов необходима продолжительная терапия, однако ослабить можно только один страх, и на смежные ситуации и стимулы реакции остаются теми же.
Другим ученым, применявшим бихевиористический подход к изучению страхов, был американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, развивавший теорию (модель) оперантного обуславливания страхов. Суть этой модели в том, что страх может возникать, поддерживаться и укрепляться под действием подкрепления, происходящего после боязливого поведения. Подкрепление может быть как позитивным, так и негативным.
Позитивное подкрепление можно проиллюстрировать так: ребенок может чего-то испугаться и побежать к родителям, чтобы они его защитили, и они дают ему защиту, ласку и заботу. Впоследствии при любой схожей ситуации ребенок все чаще начинает обращаться к родителям, тем самым применяя стратегию бегства от пугающего стимула.
В некоторых случаях ребенок может прибегать даже к симуляции страха, чтобы снова получить подкрепление. В этом случае у страха появляется так называемая скрытая выгода. А более всего закрепляются такие страхи, если испуг для ребенка – единственная возможность получить родительское внимание.
С учетом того, что страх есть негативный стимул, любой человек будет стремиться его предотвратить. И каждый раз, когда это получается, происходит негативное подкрепление. В итоге страх подкрепляется сам собой. Этим и можно объяснить, что страх очень сложно подавить, даже если отсутствует условный стимул.
Если вас заинтересовали идеи бихевиористов, вы также можете обратить внимание на работы других представителей этого направления психологии – Э. Торндайка, У. Хантера, К. Лешли, А. Стаатса. Кстати, почитайте и нашу статью «Бихевиоризм: основные положения, представители и направления», а мы идем дальше.
Экзистенциальный подход
Экзистенциальный подход, называемый также экзистенциальной логотерапией, был предложен австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом. Механизм образования реакции страха он представлял так: человек боится какого-либо явления и появляется реакция ожидания, т.е. страх, что это явление реализуется.
Далее могут появиться и симптомы ожидаемого состояния, из-за чего страх усиливается. Тем самым замыкается цепочка напряжения: страх ожидания опасности становится сильнее, чем опасения, связанные с опасностью напрямую. И на этот страх человек начинает реагировать уходом от реальности.
Страх часто появляется тогда, когда случается что-то, связанное с ним, когда человек испытывает соответствующие переживания. К примеру, человеку предстоит выступить на публике, он волнуется и замечает, что его «потряхивает». Когда ему снова приходится выступать, волнение человека начинает дополняться страхом, что его снова начнет трясти, и, конечно, так и происходит.
В итоге человек начинает избегать выступать на публике, ведь он думает, что его вновь затрясет и он не сможет это подавить и скрыть. И если своевременно страх не преодолеть, ситуация может стать хуже. Таким образом, появляется фобия, приводящая к постоянному повторению симптомов, в результате чего изначальные опасения становятся все сильнее.
Исходя из этого, Франкл предлагал применять самоотстранение, способность к которому ярче всего проявляется в юморе. С помощью юмора человек может дистанцироваться абсолютно от всего, включая себя и свои переживания, а значит, способен начать контролировать себя и ситуацию.
По Франклу, страх – это биологическая реакция, которая позволяет избегать реальных или мнимых ситуаций опасности. И если человек сам начнет активно искать ситуации страха, он научится действовать, обходя страх, отчего последний исчезнет, т.к. «атрофируется» от того, что не «используется».
Франкл разрабатывал корректирующие методы работы со страхами. Одним из них стал метод парадоксальной интенции (изначально его предлагал еще А. Адлер), предполагающий, что психолог как раз-таки направляет «пациента» к своему страху. Парадоксальность и состоит в том, что человек не убегает от страха, а идет ему навстречу.
Здесь уместно привести интересную историю: однажды к Франклу обратились родители мальчика 9 лет, который все время мочился в постель. Никакие угрозы и наказания родителей не помогали. Тогда ученый сделал мальчику неожиданное предложение: отныне каждый раз, когда тот будет мочиться в постель, он будет давать ему по 50 центов.
Мальчик обрадовался и стал надеяться, что сумеет заработать денег на своей проблеме. Он стал специально делать все, что может, чтобы постель оказалась мокрой, но у него ничего не вышло. В результате невротический симптом пропал, причем пропал в тот самый момент, когда в сознании ребенка стало преобладать желание этот симптом повторить.
Точно так же Франкл предлагал поступать и с другими страхами: если человек боится замкнутых пространств, он должен заставить себя находиться в таком пространстве; если он боится лягушек, он должен заставить себя взять в руки и держать лягушку и т.д. И при длительном и/или систематическом обращении человека к своему страху он сможет успешно его побороть.
Таковы основные идеи Виктора Франкла. При желании познакомиться с ними ближе, стоит изучить работы этого человека. А помимо трех рассмотренных подходов можно выделить еще два:
Выводы делать лишь вам, да и сделать их можно, только являясь специалистом в данной области. Мы не станем настаивать на принятии какой-то одной точки зрения, а попробуем подвести все вышесказанное к единому знаменателю.
Резюме
Проблема страха, несмотря на то, что тянется своими корнями в далекое прошлое, остается актуальной даже в наше время, ведь такое явление как страх будет существовать до тех пор, пока существует сам человек. Вместе с развитием общества страх будет приобретать все новые формы. Люди же будут создавать все новые способы работы со страхом.
Но страх является не только неизбежностью, а еще и необходимостью. Почему это так, вы можете почитать в статье «Страх. Что с ним делать?», а здесь лишь скажем, что изначально страх призван активизировать силы человека или останавливать его в моменты опасности. Но страх обладает и рядом отрицательных качеств, направляя действия человека в совсем неоптимальное, а порой даже разрушительное русло.
Страх относится к базовым эмоциям человека, а они, как известно, оказывают сильнейшее воздействие на все стороны и аспекты его жизнедеятельности. Будучи сформированным еще на ранних стадиях развития человека, страх впоследствии сопровождает его всю жизнь, являясь неотъемлемой ее частью.
Мы чувствуем страх в самых разных ситуациях, однако у всех них есть одна общая черта – мы воспринимаем и чувствуем их, когда под угрозой оказываются благополучие, спокойствие, безопасность и жизнь нас самих или наших близких. Страх также участвует в социальном развитии личности, и в нем он выступает своеобразным средством воспитания, т.к. нередко регулирует поведение.
Отметим и то, что впечатляющие исследования страха были проведены огромным количеством ученых, и не только тех, что были упомянуты нами в статье. Среди них Ч. Спилбергер, Б Сэдок, Г. Каплан, С. Кьеркегор, О. Ранк, А. Кемпниски, Х. Хекхаузен, Ч. Рикрофт, П. Типлик, Ф. Риман и другие.
В этой статье мы лишь в общих чертах рассказали о психологических основах эмоции страха и вкратце рассмотрели идеи ученых, достигших в своих исследованиях страха поистине впечатляющих результатов:
Однако для понимания страха и его природы необходимо также иметь представление и о его видах, о чем мы тоже рассказывали в статье «Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии», которую настоятельно рекомендуем к прочтению, если тема страха является для вас не пустым звуком и представляет серьезный интерес.
На этом мы подводим итог данной статье. Желаем вам никогда не пасовать перед тем, что пугает, но и не забывать, что здоровый страх служит человеку только на благо. Удачи и до новой встречи!