в каком году открыли новый мост в барнауле
История Нового моста
Приветствую всех участников сообщества Barnaul22! Сегодня я расскажу вам об одном из самых известных сооружений нашего города, ставшим его визитной карточкой практически сразу после завершения строительства. Речь пойдёт о Новом мосте, связавшем левый и правый берег Оби в Барнауле.
Фото: Павел Безруков
История строительства Нового моста через Обь началась в 1971 году, когда была достигнута максимальная пропускная способность Старого автомобильно-железнодорожного моста в 9 тысяч автомобилей в сутки. По Старому мосту осуществлялась связь города с правым берегом Оби, где находилось множество колхозов и совхозов, и в период осенней уборки мост «стоял» из-за сильных пробок. Тогда стало очевидно, что необходимо строительство второго моста.
В 1972 году председателем Барнаульского горисполкома был избран Анатолий Мельников. Благодаря его настойчивости 10 сентября 1975 года Советом Министров СССР во главе с А.Н. Косыгиным было принято постановление «О развитии городского хозяйства города Барнаула в 1976-80 гг». К 1979 году институтом «Ленгипрогор» был разработан новый генплан застройки Барнаула, который предусматривал строительство автомобильного моста через Обь.
А.Мельников, председатель Барнаульского горисполкома в 1972-1986 гг.
Изначально рассматривалось три места для строительства второго мостового перехода через Обь: в окрестностях Гоньбы, в районе Овчинно-меховой фабрики и там, где он в итоге появился. В 1980 году начались подготовительные работы, в течении 5 лет шло инженерно-геологическое изучение почвы, поймы Оби и рельефа. В 1983 году главным инженером проекта была назначена Татьяна Митькевич, инженер московского проектного института «Гипротрансмост».
Вскоре на этом месте развернётся строительство. ГААК. Р-1795. Оп. 1. Д. 139-2
В 1985 году в Барнауле с визитом находился первый заместитель председателя совета министров СССР Гейдар Алиев. Он баллотировался в Верховный совет РСФСР от барнаульского избирательного округа №148. Во время этого визита было подписано постановление о начале строительства Нового моста.
Район будущего строительства на плане Барнаула 1990 г.
Фактическое строительство мостового перехода началось двумя годами позже. В 1987 году была создана база для мостоотряда, на берегу Оби снесены старые кварталы. На месте улицы Гуляева с её исторической застройкой появилась площадка будущего грандиозного строительства. Сейчас на этом месте автомобильная развязка. Основными подрядчиками выступили АО «Сибмост» и ГП «Обской мост» (строительство право- и левобережных подходов).
Первые сваи моста были забиты в 1989 году. Однако всем известные события 1990-1991 годов внесли коррективы в едва начавшуюся стройку. Из-за недостатка финансирования она была заморожена. В мае 1992 года в Барнаул с визитом прилетел президент Борис Ельцин. Прямо на берегу Оби он подписал указ о возобновлении финансирования строительства, причём сделал это на спине тогдашнего губернатора Алтайского края Владимира Райфикешта.
Фото: Юрий Скурыдин
В ходе строительства барнаульские мостостроители провели уникальную такелажную операцию. Впервые в отечественной практике они надвинули железное полотно весом 13,5 тысяч тонн с одной опоры на другую. Для этого применялись специальные военные разработки, а также технологии, уменьшающие силу трения. Мощные гидродомкраты толкали пролёт, снизу его поддерживала баржа.
Фото: Виктор Садчиков
Когда мостовики двигали конструкцию со второй на третью опору, чуть не произошла катастрофа, которая могла перечеркнуть всё, что уже было сделано. Внезапное усиление ветра спровоцировало колебания железного полотна, амплитуда которых достигала двух метров. С помощью больших тросов колебания удалось погасить, однако стройка была остановлена на полгода. За это время на новосибирском Авиационном заводе была разработана технология, позволившая в дальнейшем гасить завихрения воздуха.
12 ноября 1996 года прошли испытания конструкций моста. Сооружение подверглось статистическим и динамическим воздействиям. В ходе испытаний была осуществлена 80-процентная нагрузка на мост. Для этого 54 грузовика, по 25 тонн каждый, осуществляли движение по разным участкам сооружения. В это время специалисты производили необходимые замеры. Руководил процессом заведующий кафедрой мостов, профессор, академик академии Транспорта РФ Валерий Круглов.
25 июля 1997 года состоялось рабочее открытие Нового моста. В тот день тысячи барнаульцев пришли на Речной вокзал. По мосту прошла колонна из сорока гружёных машин, испытывая его на прочность – мост выдержал. На открытии присутствовали губернатор края Александр Суриков, глава города Владимир Баварин, председатель КСНД Александр Назарчук и другие руководители города и края. Автор проекта моста Татьяна Митькевич также присутствовала на открытии. К сожалению, через год её не стало.
Фото: Игорь Глущенко
19 октября 1998 года федеральная госкомиссия приняла Новый мост в эксплуатацию. Его длина составила 943,2 м, ширина – 32,7 м, высота – 46,3 м. Пропускная способность – более 20 тысяч автомобилей в сутки. В комплекс вошли 16-километровая подъездная дорога с объектами сервисного обслуживания для транспорта и пассажиров, сам мост с шестью рядами полос для автотранспорта, пешеходными дорожками и смотровыми площадками.
Фото: Олег Богданов
Открытие Нового моста позволило решить очень важную проблему – транзитный транспортный поток теперь следовал, минуя черту города, тем самым разгружая улицы и проспекты Барнаула. К тому же узкий Старый мост давно не справлялся с возрастающим потоком автотранспорта. Кроме того, новые транспортные ворота Барнаула украсили краевой центр, сделав его более современным.
Первый год движение по мосту осуществлялось по временной схеме, автотранспорт двигался по трём полосам на одной из сторон моста. Для завершения отделочных работ и дальнейшей эксплуатации мостового перехода не хватало средств. Поэтому ГУП «Обской мост», созданное для эксплуатации сооружения, внесло предложение о платном проезде по мосту. 4 июня 1997 года городская Дума приняла решение «О введении платы за проезд через Обь». Барнаул вслед за Воронежем стал вторым городом, в котором стала взиматься плата за проезд по мосту.
В 2010 году барнаульские общественники вышли на пикет с требованием отмены платы за проезд. Кроме этого, они многократно обращались с подобной просьбой к тогдашнему губернатору Александру Карлину. Краевая администрация пошла навстречу пожеланиям автомобилистов – в конце октября было принято соответствующее решение, а уже с 1 января 2011 года проезд по Новому мосту стал бесплатным. Пункт платного проезда был ликвидирован.
В ноябре 2016 года Новый мост преобразился – специалисты «Алтайавтодора» украсили его 560-ю разноцветными прожекторами, благодаря чему мост получил подсветку, чем-то напоминающую северное сияние. Прожекторы с энергосберегающими светодиодами были изготовлены на одном из предприятий Барнаула.
Ежегодно на содержание нового моста из краевого бюджета выделяется 20 миллионов рублей. Ведётся постоянный мониторинг конструкций, раз в четыре года проводятся геодезические работы. Значение этого объекта для Барнаула трудно переоценить. А в свете предстоящей масштабной реконструкции автомобильной части Старого моста, где за 60 лет эксплуатации устарело и обветшало всё, что только могло, Новый мост превратится в своеобразную «дорогу жизни» для связи Барнаула с остальной частью страны.
В каком году открыли новый мост в барнауле
Чтобы он появился, одному губернатору пришлось на время исполнить роль стола президента РФ, а другому — проводить «спецоперацию», чтобы не дать местным депутатам поставить крест на проекте.
Свидетели тех событий по просьбе altapress.ru вспомнили, что за катастрофа едва не случилась на стройплощадке и почему барнаульский мост
считался новаторским для России.
В 1970-х годах городу потребовался новый мост на правый берег Оби. Двухполосная эстакада на единственном коммунальном мосту уже не справлялась с ежегодно растущим трафиком. В 1981 году «Гипротрансмост» подсчитал суточную интенсивность движения транспорта и пришел к выводу: она в два раза превысила расчетную. Впрочем, это было понятно и без исследований: по обе стороны коммунального моста скапливались пробки, иногда — многочасовые. Первые для Барнаула.
Становилось больше транзитного транспорта. Двигающиеся из Кузбасса или Новосибирска в Среднюю Азию (или в обратном направлении) вынуждены были проезжать через центр города. Еще сильнее беспокоил рост грузового трафика — эстакада стоит на опорах, построенных в 1913-1914 годах и не рассчитанных на большие нагрузки.
Ключевым моментом в истории строительства нового моста можно считать визит в Барнаул президента Ельцина. Бориса Николаевича привезли на берег Оби и рассказали о трех важнейших на тот момент проблемах края. Региону требовалось финансирование Семипалатинской программы, а также строительства моста и магистрального газопровода Новосибирск – Барнаул.
Владимир Акильдин, бывший в те годы руководителем Мостоотряда № 96, вспоминает, что, пожимая руки строителям, Ельцин сказал: «Вы стройте, а мы деньги постараемся найти».
Владимир Акильдин говорит, что из-за этого инцидента стройку приостановили на полгода. Пришлось вызывать ученых аэродинамического факультета одного из московских институтов. Они делали расчеты, строили модель моста, продували ее в аэродинамической трубе — и в итоге нашли решение. Специалисты приварили на коробки листы металла, которые погасили завихрения воздуха. «Это был самый сложный момент строительства. Все остальное прошло в рабочем режиме», — рассказывает Лавренов.
Торжественное открытие моста состоялось 25 июля 1997 года. Сразу после празднования по его сооружению было открыто регулярное движение
— Борьба за этот мост была сражением за нормальное функционирование города. Поэтому исполнительной власти приходилось действовать нахраписто. Мы обязаны были обеспечить транспортный выезд из города. Старый мост специалисты в то время признали непригодным к эксплуатации. Его ремонтировали, попеременно перекрывая по одной полосе.
Президент в 1992 году подписал постановления о финансировании трех актуальных для Алтайского края проектов: Семипалатинской программы, строительства второго моста в Барнауле и газификации региона. Но поручений Ельцин раздавал тогда немало, и далеко не все из них выполнялись. Поэтому необходимо было постоянно летать в Москву и лично выбивать обещанное постановлениями финансирование, при этом конкурируя с представителями других регионов. Помню, мне приходилось шесть-семь раз за неделю летать в столицу на переговоры. Значительная часть из них была посвящена именно мосту через Обь.
Вспомните то время: зарплату не выдавали, у государства была сумасшедшая задолженность по пенсиям. И все вопросы по финансированию решались только на личных контактах. Нужно было быть вхожим, изворотливым, уметь преподнести себя, в доли секунды просчитать оппонента, определить его слабые места, бить по ним и пытаться что-то сюда привезти. Но взяток не было. Другое было время.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Поехали! Как в Барнауле после двухлетнего ремонта открывали старый мост через Обь
Фото: amic.ru / Саша Соколов
Движение по старому коммунальному мосту через Обь запустили 20 октября. В 2020 году дорожникам пришлось закрыть объект почти на два года: сооружение было в аварийном состоянии и требовало масштабной реконструкции. Теперь из старого здесь только название: рабочие заменили балки и другие элементы конструкции, а также уложили новый асфальт и провели освещение. Подрядчик обещает, что новый Старый мост прослужит горожанам очень долго. Открыть долгожданный объект приехал губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Рассказываем, какой получилась обновлённая переправа, почему ремонт стал настоящим испытанием для дорожников и как там теперь будет организовано движение.
Колоссальный масштаб в стеснённых условиях
Работы на Старом мосту начались 5 января 2020 года. Тогда же дорожники и перекрыли движение. Барнаульцы и гости города надолго лишились привычного маршрута, по которому въезжали в краевую столицу. Алтайские власти и дорожные службы объясняли: состояние моста настолько плачевное, что без долгого перекрытия его не починить.
Предполагалось, что реконструкция закончится 20 ноября 2021 года. Однако рабочие смогли завершить проект на месяц раньше. Уже вечером 20 октября ГИБДД открыла мост для всех желающих. Губернатор похвалил дорожников за то, что те так быстро справились с работой и вернули людям удобный путь в Барнаул. Повторить знаменитый перформанс Владимира Путина на Крымском мосту и первым проехать по новой дороге Томенко не посчитал нужным. Эту честь он доверил рабочим: по только что открытой переправе промчалась колонна спецтехники.
«Спасибо всем, кто приложил не только руку, но и душу к этому проекту. Мы его официально завершаем. Движение запущено и теперь наша жизнь войдёт в своё привычное течение. Думаю, от души признателен дорожникам не только я. Все, кто в ближайшее время проедет, наконец, своим привычным маршрутом, будут мысленно рабочих благодарить», – сказал Томенко.
Особенно губернатора интересовало, сколько прослужит обновлённая конструкция без капитальных вложений. Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» (заказчик проекта) Анатолий Волков осторожно заметил, что гарантийный срок для проезжей части моста – 12,5 года. Но у дорожников есть все основания полагать, что объект проработает намного дольше.
«Думаю, мост отслужит сверх того, что положено. Работа проделана колоссальная. В ходе проектирования выявлялись всё новые и новые дефекты. Все работы мы проводили в тесном сотрудничестве с алтайским Минтрансом и руководством РЖД. Большое спасибо подрядчику – ДСУ №4, – который сдал объект раньше срока. Главной сложностью стал даже не большой объём работ. Нам пришлось работать в стеснённых условиях – внутри арочной конструкции. Чтобы завершить объект быстрее, ремонт мы вели сразу в обе стороны от середины моста», – рассказал Волоков.
Обновлённый мост стал значительно легче. Железобетонные плиты рабочие заменили на металлические. По словам главы Упрдор «Алтай», такое решение позволит снизить нагрузку на несущие конструкции и ещё больше продлить срок службы объекта. Также подрядчик полностью заменил 180 металлических балок эстакады, которые фактически и держат весь мост.
Кроме того, на протяжении всего объекта (1,3 км) дорожники установили освещение, а на обоих берегах полностью реконструировали подъезды. Жители Новоалтайска теперь смогут добираться вечером домой не только быстрее, но и с комфортом: 11 км дороги до города отремонтировали, а 9 из них оборудовали освещением.
Ворота в город
Для жителей Барнаула Старый мост уже давно перестал быть просто дорогой. Это один из символов краевой столицы, подчеркнул мэр города Вячеслав Франк.
«Барнаул сегодня открывает не только мост. Это исторические ворота в город, которые важны для каждого барнаульца. Для нас эти фразы уже давно стали привычными: «Ты как поедешь?» – «По Старому». Так вот, благодаря дорожникам наш Старый стал новым. Это праздник для всего города», – отметил Франк.
Напомним, Старый Обской мост появился в Барнауле в середине прошлого века. Хотя первую переправу в этом месте построили ещё в 1915 году, из-за чего многие ошибочно считают сооружение столетним. Но она была исключительно железнодорожной.
Автомобильный мост в алтайской столице возвели только в 1959 году. И более чем за 60-летнюю историю объекта масштабную реконструкцию здесь не проводили. За долгие годы службы сооружение пришло в аварийное состояние. Но в городской казне на капитальный ремонт денег не нашлось.
В 2018 году мост передали на баланс Упрдор «Алтай», чтобы починить его за федеральный счёт. Всего на объект потратили больше 1,2 млрд рублей.
К моменту, когда начались работы, пешеходное сообщение здесь было уже закрыто: конструкции износились настолько, что ходить по мосту стало опасно.
Теперь здесь можно спокойно и гулять, и ездить. Чтобы оценить масштаб работ, достаточно просто взглянуть на фото моста до и после реконструкции.
Старый мост до и после ремонта. Фото: Упрдор «Алтай» и amic.ru
Конструкция моста уникальна, объяснял летом 2020 года предыдущий глава Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. В одном сооружении совмещены автомобильная и железнодорожная переправы. По его словам, в России всего три подобных сооружения. Поэтому для дорожников было важно не только капитально отремонтировать объект, но и сохранить его облик до мельчайших деталей.
Для ДСУ № 4 проект реконструкции моста стал одним из самых сложных вызовов за всё время, признался начальник предприятия Николай Данилин.
«Два года назад это был большой вызов для нас. Из крупной дорожной организации нам пришлось стать ещё и мостостроительным предприятием. За работу мы ставим себе оценку «хорошо». За то, что дерзнули и решились на такой сложный проект. И получилось. Как житель Барнаула, я помню времена, когда нового моста не было вообще. Весь трафик шёл именно здесь. Поэтому понимаю, насколько это важный для города объект», – объяснил Данилин.
Кстати, дорожники также переделали знаменитые «швы» – стыки, на которых колёса проезжавших по мосту автомобилей неприятно стучали. Специалисты уверяют, что теперь водители даже не будут замечать, в каких местах стыкуются дорожные плиты. Предполагается, что асфальтное покрытие на мосту будут менять каждые четыре года.
По Старому – по-старому
Посмотреть, как рабочие справились с реконструкцией легендарного моста, уже может каждый барнаулец. Движение по переправе с 21:00 20 октября открыли для всех желающих. Схема движения на этом участке никак не изменилась.
Как и раньше, большегрузам въезд на коммунальный мост запрещён – на мосту установили ограничение в 10 тонн.
По оценкам специалистов, ежедневно по переправе будет проезжать больше 20 тысяч автомобилей.
А с 21 октября на Старый мост возвращается весь общественный транспорт, который на время ремонта пускали в обход (путь был на 15 км длиннее). По словам замминистра транспорта Алтайского края Дмитрия Коровина, это 16 межмуниципальных маршрутов, которые осуществляют 13 перевозчиков. Помимо Новоалтайска, по мосту автобусы также уходят на Тальменку, в Тогульский и Заринский районы. Всего к следованию по Старому мосту вернутся 68 единиц общественного транспорта.
Поэтому стоять в пробке на Новом мосту больше не нужно: спустя два года движение на привычном для горожан участке полностью восстановлено.
В каком году открыли новый мост в барнауле
Чтобы он появился, одному губернатору пришлось на время исполнить роль стола президента РФ, а другому — проводить «спецоперацию», чтобы не дать местным депутатам поставить крест на проекте.
Свидетели тех событий по просьбе altapress.ru вспомнили, что за катастрофа едва не случилась на стройплощадке и почему барнаульский мост
считался новаторским для России.
В 1970-х годах городу потребовался новый мост на правый берег Оби. Двухполосная эстакада на единственном коммунальном мосту уже не справлялась с ежегодно растущим трафиком. В 1981 году «Гипротрансмост» подсчитал суточную интенсивность движения транспорта и пришел к выводу: она в два раза превысила расчетную. Впрочем, это было понятно и без исследований: по обе стороны коммунального моста скапливались пробки, иногда — многочасовые. Первые для Барнаула.
Становилось больше транзитного транспорта. Двигающиеся из Кузбасса или Новосибирска в Среднюю Азию (или в обратном направлении) вынуждены были проезжать через центр города. Еще сильнее беспокоил рост грузового трафика — эстакада стоит на опорах, построенных в 1913-1914 годах и не рассчитанных на большие нагрузки.
Ключевым моментом в истории строительства нового моста можно считать визит в Барнаул президента Ельцина. Бориса Николаевича привезли на берег Оби и рассказали о трех важнейших на тот момент проблемах края. Региону требовалось финансирование Семипалатинской программы, а также строительства моста и магистрального газопровода Новосибирск – Барнаул.
Владимир Акильдин, бывший в те годы руководителем Мостоотряда № 96, вспоминает, что, пожимая руки строителям, Ельцин сказал: «Вы стройте, а мы деньги постараемся найти».
Владимир Акильдин говорит, что из-за этого инцидента стройку приостановили на полгода. Пришлось вызывать ученых аэродинамического факультета одного из московских институтов. Они делали расчеты, строили модель моста, продували ее в аэродинамической трубе — и в итоге нашли решение. Специалисты приварили на коробки листы металла, которые погасили завихрения воздуха. «Это был самый сложный момент строительства. Все остальное прошло в рабочем режиме», — рассказывает Лавренов.
Торжественное открытие моста состоялось 25 июля 1997 года. Сразу после празднования по его сооружению было открыто регулярное движение
— Борьба за этот мост была сражением за нормальное функционирование города. Поэтому исполнительной власти приходилось действовать нахраписто. Мы обязаны были обеспечить транспортный выезд из города. Старый мост специалисты в то время признали непригодным к эксплуатации. Его ремонтировали, попеременно перекрывая по одной полосе.
Президент в 1992 году подписал постановления о финансировании трех актуальных для Алтайского края проектов: Семипалатинской программы, строительства второго моста в Барнауле и газификации региона. Но поручений Ельцин раздавал тогда немало, и далеко не все из них выполнялись. Поэтому необходимо было постоянно летать в Москву и лично выбивать обещанное постановлениями финансирование, при этом конкурируя с представителями других регионов. Помню, мне приходилось шесть-семь раз за неделю летать в столицу на переговоры. Значительная часть из них была посвящена именно мосту через Обь.
Вспомните то время: зарплату не выдавали, у государства была сумасшедшая задолженность по пенсиям. И все вопросы по финансированию решались только на личных контактах. Нужно было быть вхожим, изворотливым, уметь преподнести себя, в доли секунды просчитать оппонента, определить его слабые места, бить по ним и пытаться что-то сюда привезти. Но взяток не было. Другое было время.