в каком году открыли мост в крыму
Состоялось открытие Крымского моста
Вид на Крымский мост (Фото: Rosavtodor.ru)
15 мая 2018 года состоялось знаменательное событие в истории современной России. В этот день прошла официальная церемония открытия Крымского моста, именуемого также и Керченским.
Идеи строительства моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова, то есть соединяющего материковую часть России с Крымом, рождались ещё в 19 веке. Однако воплощению идеи в жизнь способствовали политические события на Украине, обратившиеся в 2014 году политическим кризисом, незаконным отстранением от власти президента страны и приходом к власти на Украине националистически настроенных политических элементов. Антироссийская риторика и ущемление прав русскоязычного населения Украины особенно остро проявилась на востоке страны (в Луганской и Донецкой областях), а также в Крыму, где граждане встали на защиту своих гражданских прав, открыто выступив против незаконной узурпации власти в стране и политики в отношении русского языка и русскоязычного населения.
В марте 2014 года в Крыму был проведён референдум, в ходе которого жители полуострова единодушно высказались за независимость от Украины и воссоединение с Россией. Крым вошёл в состав Российской Федерации на правах субъекта – Республики, а Севастополь – как город федерального значения.
Обострение отношений между Россией и Украиной на этой почве, а также введение политических и экономических санкций в отношении РФ со стороны западных стран лишь ускорили процессы интеграции полуострова Крым в состав России. Провокации со стороны Украины, а также острая экономическая и социальная необходимость подтолкнули руководство РФ к незамедлительной разработке и реализации плана по строительству моста, соединяющего Крым с Таманским полуостровом.
Этот проект получил приоритетное значение и контролировался лично Президентом России В.В. Путиным. К строительству моста было привлечено огромное число специалистов: конструкторов, инженеров, экологов, археологов. На стройке трудилось свыше 10000 человек, а в пиковые периоды численность рабочих достигала 15 тысяч. К разработке проекта и его реализации было привлечено свыше 200 организаций-смежников со всей страны.
19 марта 2014 года Президент РФ поставил перед министерством транспорта задачу строительства в наиболее возможно сжатые сроки транспортного перехода через Керченский пролив. Переход должен был включать в себя как автомобильную, так и железнодорожную магистрали. К лету 2014 года уже была подготовлена предварительные смета и план строительства. Было решено отказаться от идеи тоннеля, а также от идеи строительства моста от косы Чушка, чтобы не нарушать на время строительства действующую паромную переправу.
В феврале 2016 года начались непосредственные работы по возведению моста, чему предшествовали подготовительные строительные работы.
Крымский мост общей протяжённостью 19 километров стал самым длинным из построенных Россией мостов. Он является и самым длинным в Европе. Мост начинается на полуострове Тамань вблизи одноимённой станицы, проходит над Керченским проливом, островом Тузла, огибает мыс Ак-Бурун и заканчивается на Керченском полуострове. Над судоходной частью Керчь-Еникальского канала высота пролётов моста составляет 35 метров, не препятствуя, таким образом, прохождению под мостом судов.
Сдача автомобильной части моста, запланированная на декабрь 2018 года, прошла досрочно.
Церемония открытия моста завершилась поздравлением всех россиян главой государства, главой Республики Крым, в котором они выразили благодарность строителям и всем, кто принимал участие в проектировании и возведении моста. После митинга состоялся праздничный концерт с выступлением звёзд российской эстрады.
16 мая 2018 года открылось движение автотранспорта массой до 3,5 тонн по Крымскому мосту, и к концу дня общая численность пересёкших мост в обоих направлениях автомобилей составила около 14 000 единиц, а к середине июля по мосту проехало свыше 1 миллиона автомобилей.
С 1 октября 2018 года автомобильный мост был открыт для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн. Усилия строителей моста были обращены к его железнодорожной части, которую торжественно запустили в декабре 2019 года для пассажирских поездов.
Открытие Крымского моста (именно это название стало официальным) с пропускной способностью не менее 40 000 автомобилей и 47 пар поездов в сутки не просто стало важным шагом для решения вопросов социально-экономического характера в регионе, но и превратилось в настоящий символ единения России и Крыма.
Как всего за два года был построен Крымский мост
Сегодня, 15 мая, в присутствии президента России Владимира Путина состоится торжественное открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Движение автомобилей по нему начнется на следующий день – 16 мая в 5.30 мск.
Крымский мост – один из крупнейших в России. Его протяженность – 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной (по две полосы в каждую сторону) и железнодорожной (по одной колее) трасс. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
Автомобильный мост был построен с опережением графика на полгода. Правда, пока проезд по нему будет открыт только для легкового и общественного транспорта. Ожидается, что грузовики будут допущены на мост осенью этого года. Ввод в эксплуатацию строящегося параллельно автомобильному железнодорожного моста запланирован на декабрь 2019 г.
Зачем нужен мост
Впервые идея строительства моста появилась больше 100 лет назад. Но к реализации проекта приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя после потери Крыма объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров.
Проект обусловлен не столько экономическими, сколько политическими причинами, считает директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Крым мог бы обойтись и системой паромов, рассказывал ранее экс-глава севастопольского заксобрания Алексей Чалый Forbes. Но это нерегулярный вид транспорта. Иногда паромов приходится ждать часами, а в случае непогоды переправу и вовсе закрывают.
До сих пор две трети туристов прибывали в Крым через паромную переправу, говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Поэтому, по его словам, было важно обеспечить комфортный способ передвижения. Теперь от одного берега до другого можно доехать всего за 15 мин.
Как выбирали проект
Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.
В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.
Как назначали подрядчика
Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.
Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».
Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.
Как строили
Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.
Как тратили деньги
По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.
Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.
Мост к отпуску
Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.
Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.
Строительство Крымского моста за одну минуту
Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.
В каком году открыли мост в крыму
Но отечественные заводы на тот момент не могли справиться с выпуском всех необходимых металлических деталей для строительства Керченского моста, поэтому их заказывали в Германии, с которой незадолго до Второй мировой войны успешно развивались экономические отношения. Но и в этот раз планы по строительству моста не удалось реализовать. Началась Вторая мировая война, и советской власти пришлось отложить долгожданное строительство.
Эскиз керченского моста Сталина
Гитлер, напротив, не стал отказываться от проекта и весной 1943-го начал активную подготовку к постройке. По плану немецких инженеров мост планировалось возвести к августу 1944-го. В июне 1943 года оккупанты соединили берега канатной дорогой. Германия начала завозить в Керчь шпалы, рельсы, цемент и прочие необходимые строительные материалы. Несколько месяцев она почти бесперебойно каждые сутки перебрасывала по 500-800 тонн грузов. Гитлер приказал построить железнодорожный мост. И эта активность не осталась не замеченной советской разведкой, однако бомбежку складов со стройматериалами запретил Иосиф Виссарионович, рассчитывая после освобождения Крыма воспользоваться построенным немцами мостом.
Уже начатые строительные работы фашистам пришлось спешно прекратить из-за меняющейся обстановки на фронте. В результате усиленного наступления советских войск, Германии не удалось закончить строительство моста. Построенную ими канатную переправу они частично разрушили при отступлении, взорвав часть опор канатной дороги перед тем, как советские войска освободили Тамань и Керчь.
После отступления немцев теперь уже советские инженеры приступили к соединению двух берегов Керченского пролива. Для восстановления канатной дороги использовалось оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог Грузии. И в феврале 1944 года над Керченским проливом вновь начала действовать канатная переправа протяжённостью около 5 километров. После окончательного освобождения Крыма советское правительство приняло решение о возобновлении строительства моста через Керченский пролив.
Предусматривалось использование немецкой техники, завезенных во время войны металлических деталей, а также широких промышленных возможностей нашей страны, которые были ориентированы в то время на оборону СССР. Согласно проекту мост должен был состоять из 115 пролётов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером было предусмотрено двухпролётное поворотное устройство, способное разворачиваться по центральной оси на 90 градусов и пропускать с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъёмности.
Строительство Керченского моста в 40-е гг.
Новый мост был крайне необходим наступающей армии, поэтому правительству Советского союза пришлось принять решение, которое впоследствии им очень дорого обошлось – строить мост по «облегчённому» варианту, надеясь в дальнейшем часть конструкций заменить на более прочные и надёжные.
Начало строительства не заставило себя долго ждать: 24 апреля 1944 г. была забита первая свая, а 3 ноября 1944-го по мосту прошел первый поезд от станции «Крым» до станции «Кавказ». По нему же с Ялтинской конференции в феврале 1945 года возвращалась в Москву советская делегация. Советскими строителями во главе с генералом Павлом Зерновым за 7 месяцев удалось осуществить столь масштабное предприятие. В составе группы Народного комиссариата путей сообщения в разработке проекта моста участвовал архитектор, мостостроитель Борис Надежин. Он проектировал все части конструкции: от общей композиции до деталей опор, ограждений и въездов, одновременно по поручению командования выполнял натурные рисунки строительства. Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года.
Однако уложиться в эти сроки не удалось. Сама же работа по строительству моста велась в обстановке повышенной секретности. В результате помимо моста было построено 18 километров железнодорожного полотна по Крыму и 46 километров по Кубани.
Катастрофа произошла 18 февраля 1945 года. Та зима отличалась сильнейшими морозами, и в Азовском море образовался толстый слой льда, а в феврале, из-за резкого потепления и шторма, лед тронулся на построенный наспех мост, опоры которого все еще не имели ледоколов, а некоторые и вовсе были деревянными. Советским правительством предпринимались попытки подрыва и ломки льда.
Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами, но ничего не помогало остановить движение огромных льдин. В результате около 50 опор из 115 рухнули. Во время этой катастрофы море унесло тысячи жизней, а остатки опор мешали еще долгие годы прохождению судов через пролив.
Мост собирались восстановить, но проект оказался слишком дорогим. Точку в этом вопросе поставил Сталин, который на слова заместителя министра транспортного строительства СССР Иллариона Гоциридзе о том, что это будет «царь-мост», ответил: «Царя мы свергли в 1917 году».
После окончания войны было запланировано строительство нового моста через Керченский пролив. Под руководством советского инженера-мостостроителя Бориса Константинова в начале 1950-х годов проводилось проектирование моста. Строителям даже удалось возвести первый «бык» — одну из десятков промежуточных опор, способных противостоять ледоходу и высокому паводку, ударам сплавляемых плотов и плывущих предметов. Однако конечная стоимость моста была слишком высока, в связи с чем было принято решение построить паромную переправу, стоимость которой была существенно ниже.
В сентябре 1954 года между Крымом и Кубанью запустили паромную переправу. В апреле 1955 года из порта «Кавказ» в порт «Крым» начали курсировать железнодорожные паромы. В 1975 году был построен первый автомобильный паром «Керченский-1». Позже к нему добавились «Керченский-2» и «Ейск». В летнее время между портами курсировали пассажирские катера.
Но этого было явно недостаточно. Еще дну попытку строительства моста в СССР предпринимали в середине 1970-х. Проект Керченского гидроузла был связан с улучшением экологии Азовского моря. Из-за работы Волго-Донского канала и Кубанского водохранилища поступление в Азов пресных вод сократилось почти на 40%. В результате вода в море стала слишком соленая, азовская рыба погибала. Проектный институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука выполнил первую стадию проектных работ, которые согласовал с облисполкомом Крыма и правительством ССР Украины. Но из-за еще одного проекта защитной дамбы Ленинграда, который в это же время поступил в Государственный плановый комитет СССР, Керченский гидроузел «временно» отложили. Страна не могла себе позволить одновременное строительство двух таких масштабных объектов, и преимущество было отдано Ленинградской дамбе.
В 1991 году народный депутат СССР от Керчи Юрий Кольцов внес в Госплан проектирование и строительство моста. После распада Советского Союза было еще несколько проектов, одни — слишком фантастические, другие — слишком дорогие. В 2000-х украинские и российские специалисты начали предпроектные проработки строительства транспортного перехода. В апреле 2008 года Россия и Украина договорились начать совместное строительство моста через Керченский пролив, который планировалось возвести к 2014 году. Однако к реализации достигнутых договоренностей стороны так и не приступили. Воплощение в жизнь долгожданного проекта началось после воссоединения Крыма с Россией.
В августе 2014 года правительство РФ определило заказчиком возведения объекта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В январе 2015 года в результате конкурентных переговоров генеральным подрядчиком строительства было выбрано ООО «Стройгазмонтаж».
К концу 2017 года строители завершили сборку пролетных строений автодорожной части моста, полностью сформировав полотно от таманского берега до керченского. В январе 2018 года на базе эксплуатации Крымского моста начались пуско-наладочные работы, а на готовых участках моста строители завершили укладку асфальтобетонного покрытия, установили барьерное ограждение и опоры освещения. Одновременно строители продолжают работу над железнодорожной частью транспортного перехода.
В апреле 2018 года заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин сообщил, что движение транспорта по автодорожной части Крымского моста планируется открыть во второй половине мая этого года. Первыми по мосту смогут проехать легковые автомобили и пассажирские автобусы. Движение для большегрузов будет запущено осенью. Мостовой переход через Керченский пролив считается самым протяженным в России — 19 км. Стоимость строительства составила 227,92 млрд рублей.
Судоходный пролет моста через керченский пролив
На станции Тамань сегодня было очень многолюдно. Строители железнодорожного моста через Керченский пролив ждали главу государства. Каждый из них был одет в форму своей организации: РЖД, «Мостотрест», «СГМ-мост», Росавтодор. Почти пять лет они круглосуточно трудились, чтобы соединить Крым с материковой Россией. В строительстве моста были задействованы 15 тыс. рабочих.
«Самыми сложными оказались погодные условия. За годы стройки было около 10 тыс. штормовых часов. А всё остальное мостовикам под силу! Сейчас нас переполняют эмоции, — рассказал RT руководитель группы строительного контроля Мостового бюро Александр Борисенко. — Хотя мы и присутствовали на открытии первой части сообщения — автомобильной дороги, мы, конечно, волнуемся. Не каждый день такое происходит. Но никаких проблем нет, всё будет в порядке».
В 13:30 по мск, как только на станции Тамань объявили, что поезд с главой государства отправился со станции Керчь, участники стройки зааплодировали и замахали флажками с символикой Крымского моста. Поезд с президентом ехал 15 минут. За это время президент и побывал в кабине машиниста, и выпил чаю из стаканов в фирменных подстаканниках со строителями и железнодорожниками.
Прибыв на вокзал, глава государства со сцены поприветствовал собравшихся.
Со сцены президент вышел на связь с Санкт-Петербургом и принял участие в церемонии отправления в Севастополь первого поезда «Таврия», пожелав пассажирам доброго пути.
Вслед за главой государства на сцену вышел министр транспорта Евгений Дитрих, который вручил благодарственные грамоты ударникам стройки. Инженеры и строители, не скрывая радости, поздравляли друг друга с завершением работы.
Всего на площадке трудились свыше 15 тыс. рабочих из самых разных регионов России, поэтому после завершения проекта многие из них планируют вернуться домой.
Строители моста рассказали RT, что кадры сыграли решающую роль в успешном завершении строительства.
«Мы старались на благо нашей родины, для людей, соединили два берега. Сложностей не было никаких, и мы всё благополучно преодолели. Нам помогли сплочённый коллектив, грамотный инженерный состав. У нас была хорошая и опытная команда. Все выполняли свою работу, и выполняли достойно, поэтому никто никому не мешал, — рассказал Ян Акопов, замруководителя одного из отделов «Мостотреста».
О технологических аспектах строительства рассказал руководитель одного из подразделений Росавтодора Сергей Вдовенко, также получивший грамоту из рук министра.
«Мы в проекте с начала 2015 года. Наш отдел занимался контролем качества строительных работ, начиная от антикоррозионной защиты свай, погружаемых в акваторию, и заканчивая окрасочными работами пролётных строений», — пояснил Вдовенко.
Он признаётся, что его коллеги по стройке, конечно, лукавят, говоря о том, что сложностей в работе не было. «Трудности, конечно, были, но мы их преодолели и построили уникальный мост», — сказал он.
Стоит отметить, что на строительство железнодорожной части моста ушло 47 месяцев. За это время было установлено 3,5 тыс. свай и 307 опор, 306 железнодорожных пролётов, проложено 5 тыс. тонн рельсов и 76 тыс. шпал. 19-километровый Крымский мост стал самым протяжённым в России, и уже в ночь на 25 декабря по нему пройдёт поезд, который сегодня в два часа дня стартовал из Санкт-Петербурга.
Напомним, что железнодорожное сообщение с Крымом было разорвано в 2014-м: в мае того года состоялся последний рейс легендарной «семёрки» — поезда №7, круглогодично курсировавшего на протяжении 55 лет по маршруту Ленинград (Санкт-Петербург) — Севастополь.
В декабре 2017 года завершилось онлайн-голосование, в ходе которого выбиралось название сооружения. В результате 64% проголосовавших выбрали вариант «Крымский мост».