«Бульва́р Дми́трия Донско́го» — 164-я станция Московского метрополитена, конечная Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта 26 декабря 2002 года в ходе продления линии на один перегон от станции «Аннино». Названа по бульвару, на котором расположена.
Первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами МКАД.
Содержание
Конструкция и особенности
«Бульвар Дмитрия Донского» — часть единого комплекса со станцией Бутовской линии лёгкого метро «Улица Старокачаловская», для которой с боков построены подземные платформы. Сделать пересадку на неё можно либо из общего южного вестибюля, либо перейти из центра зала.
Сооружена по специальному проекту, но при этом собрана из унифицированных конструкций. Глубина заложения — 10 м. Над путями устроены пешеходные галереи (другие станции подобной конструкции — «Комсомольская» Сокольнической линии, «Выставочная» и «Зябликово».
Оформление
Путевые стены и стены второго этажа облицованы белым мрамором «Коелга» и чёрным гранитом «Возрождение». Цоколь колонн облицован гранитом «Возрождение», а их верхняя часть — белыми плитами мрамора «Каррара», которые раздвинуты вертикальной полосой из зелёного мрамора «Верде гватемала». На вершинах колонн — светильники оригинальной формы. Пол выложен чёрным, серым и красным гранитом.
Вестибюли и пересадки
Станция находится в районе Северное Бутово. Оба вестибюля находятся на бульваре Дмитрия Донского, также по ним можно выйти к улицам Старокачаловская и Знаменские садки. В южном торце станции находится переход на станцию «Улица Старокачаловская» Бутовской линии.
Путевое развитие
К югу от станции находятся соединительные ветви и перекрёстный съезд для оборота составов Бутовской линии (на рисунке выделены светло-голубым цветом), а также два тупика для оборота и технического обслуживания составов Серпуховско-Тимирязевской линии (выделены черным цветом). Все стрелки находятся в границах станции «Бульвар Дмитрия Донского», имеют общую с ней нумерацию и управляются с её блок-поста — таким образом, формально «Улица Старокачаловская» путевого развития не имеет.
Фотогалерея
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Бульвар Дмитрия Донского (станция метро)» в других словарях:
Бульвар адмирала Ушакова (станция метро) — Станция «Бульвар Адмирала Ушакова» Бутовская линия лёгкого метро Московский метрополитен Дата открытия 27 декабря 2003 … Википедия
Бульвар Адмирала Ушакова (станция метро) — Это статья о станции метро. Об одноимённом бульваре см. Бульвар Адмирала Ушакова. Координаты: 55°32′44″ с. ш. 37°32′35″ в. д … Википедия
Бульвар Дмитрия Донского (значения) — Бульвар Дмитрия Донского: Бульвар Дмитрия Донского бульвар в Москве. Бульвар Дмитрия Донского станция метро в Москве … Википедия
Бульвар Дмитрия Донского (улица) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бульвар Дмитрия Донского. Бульвар Дмитрия Донского Москва Общая информация Округ ЮЗАО Протяжённость … Википедия
Бульвар Дмитрия Донского — У этого термина существуют и другие значения, см. Бульвар Дмитрия Донского (значения). Бульвар Дмитрия Донского Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия … Википедия
Петровско-Разумовская-2 (станция метро) — Станция «Петровско Разумовская» Серпуховско Тимирязевская линия Московский метрополитен … Википедия
Улица академика Янгеля (станция метро) — Станция «Улица Академика Янгеля» Серпуховско Тимирязевская линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия
Улица Академика Янгеля (станция метро) — Координаты: 55°35′42″ с. ш. 37°36′06″ в. д. / 55.595° с. ш. 37.601667° в. д … Википедия
Чечёрский проезд (станция метро) — «Чечёрский проезд» Бутовская линия лёгкого метро Московский метрополитен Проект станции … Википедия
Южная (станция метро — Южная (станция метро, Москва) Станция «Южная» Серпуховско Тимирязевская линия Московский метрополитен … Википедия
«Бульва́р Дми́трия Донско́го» — станция Московского метрополитена, южная конечная Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта 26 декабря 2002 года в ходе продления линии на один перегон от станции «Аннино». Названа по бульвару, на котором расположена.
Первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами МКАД.
Содержание
История и происхождение названия [ | ]
Строительство станции началось в середине 90-х годов, потом было остановлено. До осени 2001 года строительство велось крайне вяло. В основном сооружались перегонные тоннели к станции «Аннино». Позднее, когда станцию уже достраивали, её проект был изменён с тем, чтобы с обеих сторон этой станции соорудить обе платформы станции метро «Улица Старокачаловская» Бутовской линии. Однако ближе к концу 2001 года темпы строительства станции резко возросли.
Станция была открыта 26 декабря 2002 года при продлении Серпуховско-Тимирязевской линии на один перегон и стала 164-й станцией Московского метрополитена. На стадии строительства станция носила название «Качалово», в память о бывшем подмосковном селении Качалово, располагавшемся по обеим берегам реки Битца. Позднее это название в виде «Улицы Старокачаловская» было передано строящейся параллельной станции на Бутовской линии, а первая при открытии получила название по одноимённому бульвару, проходящему над станцией.
Конструкция и особенности [ | ]
«Бульвар Дмитрия Донского» — часть единого комплекса со станцией «Улица Старокачаловская» Бутовской линии, для которой с боков построены подземные платформы. Сделать пересадку на неё можно либо из общего южного вестибюля, либо перейти из центра зала.
Сооружена по специальному проекту, но при этом собрана из унифицированных конструкций. Глубина заложения — 10 м.
Над путями устроены пешеходные галереи, соединяющие северный и южный вестибюль и облегчающие переход на станцию «Улица Старокачаловская» Бутовской линии. Хотя станция и напоминает «Комсомольскую» Сокольнической линии, конструктивно она отличается от неё, прежде всего тем, что перекрытия галерей опираются на колонны станции, в то время как на «Комсомольской» колонны не поддерживают галереи. На территории бывшего СССР наиболее близкой по конструкции является станция «Научная» Харьковского метрополитена.
Оформление [ | ]
Путевые стены и стены второго этажа облицованы белым мрамором «Коелга» и чёрным гранитом «Возрождение». Цоколь колонн облицован гранитом «Возрождение», а их верхняя часть — белыми плитами мрамора «Каррара», которые раздвинуты вертикальной полосой из зелёного мрамора «Верде гватемала». На вершинах колонн — светильники оригинальной формы. Пол выложен чёрным, серым и красным гранитом.
Вестибюли и пересадки [ | ]
Станция находится в районе Северное Бутово. Оба вестибюля находятся на бульваре Дмитрия Донского, также по ним можно выйти к улицам Старокачаловская и Знаменские садки. В южном торце станции находится переход на станцию «Улица Старокачаловская» Бутовской линии.
До октября 2013 года в переходе между станциями «Бульвар Дмитрия Донского» и «Улица Старокачаловская» были расположены турникеты и кассы. Изначально планировалось, что поездка по линии будет оплачиваться отдельно, что обосновывалось тем, что линия якобы относится к другому виду транспорта — лёгкому метро, однако ещё до открытия линии от этих планов было решено отказаться. Фактически линия построена по стандартам обычного метро, однако в течение почти десяти лет до 2016 года она обозначалась на схемах как линия лёгкого метро, после чего стала обозначаться номером 12 аналогично остальным линиям метро; на настенных указателях пересадки на Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиях старый номер сохраняется и в настоящее время.
Путевое развитие [ | ]
К югу от станции находятся соединительные ветви и перекрёстный съезд для оборота составов Бутовской линии (на рисунке выделены светло-голубым цветом), а также два тупика для оборота и технического обслуживания составов Серпуховско-Тимирязевской линии (выделены чёрным цветом). Все стрелки находятся в границах станции «Бульвар Дмитрия Донского», имеют общую с ней нумерацию и управляются с её блок-поста — таким образом, формально «Улица Старокачаловская» путевого развития не имеет.
Наземный общественный транспорт [ | ]
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта [1] :
Галерея [ | ]
Посадочная платформа. 8 января 2015 года.
Название станции на путевой стене. 8 января 2015 года.
Колонна. 8 января 2015 года.
Лестница в торце зала. 8 января 2015 года.
Верхний ярус станционного зала. 8 января 2015 года.
Пешеходный проход над одним из путей. 8 января 2015 года.
Имена московского метро: станция Бульвар Дмитрия Донского
Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, чтобы напомнить читателям, в честь кого станции московской подземки носят свои названия. В этот раз речь пойдет о человеке, который дал имя станции Бульвар Дмитрия Донского.
Была открыта 26 декабря 2002 года.
Проектное название: «Качалово».
Архитекторы станции: В.З. Филиппов вместе с соавторами С.М. Беляковой, С.А. Петросян и участием И.В. Петровой и Т.А. Силакадзе.
Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения (10 м), разработанная по специальному проекту. Пешеходные балконы, расположенные над путями, соединяют северный и южный вестибюли.
Отделка и декор: белый мрамор «Коэлга» и черный гранит «Возрождение» на путевых стенах и перекрытиях второго этажа. Отделка колонн — белый мрамор «Каррара», зеленый мрамор «Верде гватемала» и гранит «Возрождение». На полу — гранит черного, серого и красного цветов. Вершины колонн украшают светильники шаровидной формы. Их периодически критикуют, считая недостаточно подходящими дизайну станции, а также за освещение, придающее локации ядовито-зеленый цвет. Некоторых смущает обилие в отделке круглых труб из «нержавейки» — из них сделаны ограждения балконов, кронштейны бра на колоннах, крепления для указателей на платформах и даже отделка зеркал.
Почему «Бульвар Дмитрия Донского»
Станция носит название по бульвару, на котором расположена. Проектное название соотносится с подмосковным селом Качалово, исторически находившимся на этом месте.
Личность за названием
На вопрос корреспондента, кем был человек, в честь которого названа станция «Бульвар Дмитрия Донского»:
Радует и удивляет, что историческая личность из XIV века оказалась более популярной, чем, к примеру, современники наших прабабушек — кажется, школьные учителя подают этот период с большим энтузиазмом, чем последующие.
Подробности биографии Дмитрия Донского существуют скорее в виде домыслов и легенд. И все же Time Out предлагает ознакомиться с 7 фактами из жизни князя, чтобы расширить представления о его заслугах и показать, насколько это была незаурядная личность.
Факт 1: подарил имя не только станции метро
Именем Дмитрия Донского названы 11 улиц, бульваров и площадей в России и на территории бывшего СССР, танковая колонна, орден, два линейных корабля, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка. В 1988 году он был причислен к лику святых.
Князь также изображен на мозаике плафона станции «Комсомольская-кольцевая» художником Кориным.
А его памятник в Коломне скульптора Рукавишникова и архитектора Шарова, установленный у кремлевской стены в 2007 году, получился настолько удачным, что побил своего рода рекорд — его не критиковали и против него не устраивали протесты.
Факт 2: пропустил детство, став великим князем в девятилетнем возрасте
Фактическим же правителем стал легендарный митрополит Алексий — святитель, чудотворец и мудрый дипломат. Под его началом бояре организовали кампанию по захвату Владимирского престола. Первыми в этом вопросе проявили энтузиазм суздальцы — они известили правителей Орды о малолетстве главного претендента и выкупили ярлык на княжение. Начались многолетние тяжбы и столкновения между Москвой и Суздалем. Юный князь демонстрировал вовлеченность во всех передвижениях и переговорах, участвовал в советах и «показывался» войскам перед каждой битвой. Через шесть лет первая в его карьере война закончилась победой Москвы — Дмитрий стал великим князем Владимирским.
Факт 3: женился на 13-летней девочке
Князь Дмитрий заключил брак-политическое соглашение. Заложницей для принуждения к миру была избрана 13-летняя Евдокия Суздальская — дочь главного на то время конкурента на Владимирское княжение. Жениху на день свадьбы едва исполнилось шестнадцать. После великого пожара и моровой язвы в Москве не нашлось ни одной церкви в подходящем для случая состоянии, и бракосочетание было совершено в Воскресенском храме Коломенского Кремля. Однако брак оказался на редкость удачным — за 22 года у пары родилось 12 детей (четыре девочки и восемь мальчиков).
Даже с учетом забывчивости летописцев, почти не упоминавших женщин, историки смогли установить — жена Дмитрия обладала сильным, но покладистым характером, была чрезвычайно религиозна, прекрасно образована и искренне предана любимому мужу. Из-за частых отлучек великого князя, сопряженных со смертельным риском, княгиня постоянно испытывала стресс и панический страх за детей. В течение двух лет она пыталась жить с эмоциональным потрясением, поскольку ее старшего сына Василия еще подростком отдали заложником в Орду.
Евдокия потеряла мужа через несколько дней после рождения их двенадцатого ребенка. По завещанию она осталась очень состоятельной женщиной с правом влиять на решения своих сыновей, получивших от отца по княжеству. Княгиня строила церкви и монастыри, помогала нищим.
В исторических документах упоминается интересный факт: о молодой вдове (ей было всего 34 года) начали ходить порочащие ее целомудрие слухи. Один из сыновей не выдержал и призвал мать к ответу. Тогда та скинула одежду — и перед глазами детей предстала изможденная постами и жесткими власяницами анорексичная женщина. Если порыться в истории средневекового костюма, можно понять, почему окружающие не разглядели под многочисленными поддевками, платками и странными шапками физиологическую проблему фанатично религиозной княгини и не забили тревогу.
Вырастив детей, Евдокия удалилась в монастырь, явив несколько запротоколированных чудес. Сегодня ее почитают как преподобную Евфросинию Московскую.
Факт 4: смог дать отпор литовским агрессорам
Амбициозный правитель Великого княжества Литовского Ольгерд предпринял три попытки захвата Москвы в рамках проекта по расширению своих владений на восток. С 1368-го он каждые два года протаптывал во главе войска дорогу на богатое княжество. Благодаря этим визитам, Дмитрий на практике оттачивал воинское мастерство.
В этом противостоянии огромную роль сыграло защитное сооружение, возведенное при молодом князе — каменный Кремль. За год до первого посещения литовцев Москву начали называть «белокаменной».
Факт 5: стремился к объединению русских земель для коллективной борьбы с Золотой Ордой
Большинство княжеств (суздальско-нижегородское, серпуховское, ростовское, ярославское и другие) признали старшинство Москвы. Периодическая звонкая риторика возникала у Дмитрия с Олегом Рязанским, что понятно — по дороге на Москву татары первым посещали именно его княжество, и правитель боялся вступать с Ордой в открытый конфликт.
Подогревали дискуссию вечные споры по поводу изменения границ, в частности о принадлежности переходящей то в одно, то в другое ведомство Коломны. Лишь со временем разлад был улажен, не без помощи Сергия Радонежского и дипломатического брака между воинственным Олегом и дочерью Дмитрия Софьей.
А вот с Тверью Москве пришлось вести настоящую войну. Михаил Тверской, воспользовавшись плотным графиком Дмитрия из-за литовско-московского военного конфликта, совершил визит в Орду, где выпросил ярлык на Великое княжение. Когда ордынский представитель прибыл в Москву сообщить последние новости Великому князю и предложил перекупить ярлык по новому курсу, то получил ответ:
«К ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, посол, путь чист!».
В качестве контрмеры Тверской начал активно сотрудничать с вышеупомянутым литовцем Ольгердом, но потерпел поражение. В этот момент Дмитрий предпринял шаги, характеризующие его как отличного стратега: он отправился в Орду и за баснословные деньги выкупил сидевшего там в заложниках Ивана, сына Михаила. Этот факт плюс поддержка в войне абсолютного большинства русских князей явились веским основанием для сговорчивости тверского правителя, он признал «старшинство» Дмитрия и пообещал дружить против Орды.
Факт 6: его победа в Куликовской битве создала важный прецедент
Войну с Ордой можно считать главным жизненным экзаменом князя Московского, сданным блестяще и без единой стратегической ошибки.
К мысли о противостоянии Дмитрия привело прозрение — налогообложение Орды давно не соответствует статистике текущего состояния населения княжества. В середине XIV века чума на Руси сократила количество потенциальных производителей дани в несколько раз. Дмитрий добился значительного сокращения налога и взял на себя сбор дани в пользу Орды с соседних княжеств, «забыв» уведомить руководителей семи «братских» локаций о понижении ставки. Всю маржу он пустил на подготовку к великой войне, а со временем и вовсе перестал отвозить дань.
В Орде в это время правил темник Мамай, не принадлежащий к великой династии Чингизидов, что подразумевало шаткость его положения и необходимость держать в узде все завоеванные территории в целях укрепления авторитета. Он послал войско во главе с воеводой Бегичем, которое было разгромлено на реке Воже московско-рязанскими вооруженными силами.
Первая в истории победа над монголо-татарами продемонстрировала возможность успешного сопротивления ранее непобедимому войску.
Перед главной битвой своей жизни Дмитрий приехал за благословением к Сергию Радонежскому. Тот в нарушение устава выделил в помощь князю двух монахов-воинов — Пересвета и Ослябю.
Этот жест проиллюстрировал признание войны священной и способствовал невиданному прежде размаху движения народного ополчения для смертельной схватки с надоевшим за 120 лет врагом.
Все дальнейшие шаги — решение перейти Дон, размещение засадного полка, переодевание в обычные одежды с обещанием сражаться до конца и одобрение кандидатуры инока Пересвета для ритуального поединка перед боем — продемонстрировали силу Дмитрия как стратега. Они же привели к победе в Куликовской битве и спустя полтора века подарили князю звучное прозвище «Донской».
Факт 7: прожил недолгую, но яркую жизнь
Про характер князя известно, что он был «совершен» умом, хотя и не особенно образован. Он редко шел напролом, мог быть коварным, если требовали обстоятельства, мог подчиняться и отступать. При этом, просчитав свои возможности, Дмитрий был упорен и храбр в достижении поставленной цели. Отказ от получения санкций Золотой Орды для передачи княжения старшему сыну Василию (нам известно об этом из его завещания — «Духовной») свидетельствует о его дальновидности и уверенности. Похоронен князь в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Так что же отвечать на вопрос, кто такой Дмитрий Донской?
Если вас спросят, в честь кого названа станция Бульвар Дмитрия Донского и кем был князь Дмитрий Иванович Донской, выбирайте любую заслугу из списка. Не ошибетесь!