в каком году открыли бутовскую линию метро
Бутовская линия
Почти половина линии проходит на эстакаде.
Содержание
История и статистика
Обеспечение нового жилого района Бутово скоростным внеуличным видом транспорта по первоначальному проекту, разработанному в середине 1980-х годов, предполагалось при помощи скоростной хордовой линии Митино — Бутово. Ещё одним вариантом обслуживания нового района могла стать линия на магнитном подвесе, которая начиналась бы от станции «Пражская», далее шла через Битцевский лесопарк к конечной станции Калужско-Рижской линии и заканчивалась непосредственно в Бутово.
Однако экономическая и политическая ситуация в стране в 1990-е годы, когда предполагалось начать строительство, заставила пересмотреть действующие планы. Финансовый кризис вынуждал власти искать более дешёвые способы строительства. Одним из них был вариант прокладки линии скоростного трамвая от строящейся станции «Улица Академика Янгеля». Но и этот проект по ряду причин был отклонён.
В итоге было принято решение о продлении Серпуховско-Тимирязевской линии за пределы МКАД на один перегон в район Северное Бутово, а дальше, в Южное Бутово, должна была пойти линия лёгкого метро.
При этом конечная станция Серпуховско-Тимирязевской линии становилась пересадочной на конечную станцию новой Бутовской линии.
Но решение о строительстве лёгкого метро принималось тогда, когда конечная станция Серпуховско-Тимирязевской линии «Бульвар Дмитрия Донского» уже была готова в основных конструкциях. И лишь благодаря тому, что строительство данной станции велось с учётом предполагаемой пересадки на будущую Митино-Бутовскую хорду (для этого над путями станции были построены балконы), стала возможной реализация проекта по строительству рядом с ней станции Бутовской линии и создание между ними единого пересадочного узла.
Станция на линии Митино — Бутово должна была стать такой же, как и «Бульвар Дмитрия Донского», однако после утверждения проекта лёгкого метро отказались и от этой станции, и от самого проекта скоростной хордовой линии.
Станцию Бутовской линии было решено строить двухзальной (по одному залу с обеих сторон станции «Бульвар Дмитрия Донского»), а пересадку организовать через балконы и лестничные сходы в центре и по краям станции.
Обслуживание новой линии на первое время, до постройки собственного электродепо, возлагалось на электродепо «Варшавское». Для этого главные пути Серпуховско-Тимирязевской линии за конечной станцией были соединены с главными путями Бутовской линии.
Перегонные тоннели под Бутовским лесопарком построены закрытым способом силами тоннельного отряда № 6 «Мосметростроя» с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса канадской фирмы LOVAT диаметром 6 м и строительно-монтажного управления № 8 «Мосметростроя» с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С.
ТПМК LOVAT, которому было присвоено женское имя «Клавдия», специально был куплен «Мосметростроем» для сооружения переходного участка Арбатско-Покровской линии на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар». Однако из-за отсутствия финансирования работы на нём были отложены, и впоследствии данный перегон достраивался двумя другими щитовыми комплексами.
Для установки свай опор эстакады на открытом участке было проведено бурение бурошнековым способом с помощью установок Casagrande, а также бетонирование ростверков опор. Большой объём земляных работ на пусковом участке, сооружение «стен в грунте» и свайных фундаментов опор выполнило СМУ-9. Монтаж пролётных строений провели СМУ-14 и НПО «Мостовик», а монтаж навесов платформ — СМУ-15. Металлоконструкции пролётных строений перегонов, станционных платформ и навесов над ними специально изготавливались и поставлялись рядом российских предприятий.
Укладка более 12 км пути на бетонном и щебёночном основании производилась силами тоннельного отряда № 6. Работники СМУ-4 провели установку 15 эскалаторов, а также смонтировали системы энергоснабжения, отопления, вентиляции, водопровода и канализации. Управление специальных работ выполнило отделочных работы 5 станций, вестибюлей и 4 подстанций.
И вот, наконец, 27 декабря 2003 года состоялся пуск этой уникальной во всех смыслах линии. Для пассажиров открыли свои двери 5 новых станций: подземная «Улица Старокачаловская» с боковыми платформами и эстакадные «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея» с островными платформами.
Все 4 эстакадные станции идентичны как в конструкционном плане, так и по цветовому оформлению. Они имеют длину 92 м и ширину 7 м. Станции открытые, с козырьками (для защиты пассажирской платформы от осадков) и шумозащитными прозрачными экранами по бокам.
Впервые в Московском метрополитене здесь были установлены лифтовые подъёмники для инвалидов. На станции «Улица Скобелевская» такой подъёмник расположен в центре платформы, на остальных — в одном из торцов.
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
27 декабря 2003 | «Улица Старокачаловская» — «Бунинская аллея» | 5,533 | 5 |
27 февраля 2014 | «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк» | 4,444 | 2 |
Итого: | 9,977 | 7 |
Электродепо
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
81-740/741 «Русич» | 2003 — настоящее время |
81-717.5М/714.5М | 2004 |
81-740А/741А «Русич» | 2004—2005, 2006 — настоящее время |
81-740.4/741.4 «Русич» | 2013 — настоящее время |
Техническая информация
Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний уровень закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях также установлены шумоотражающие прозрачные экраны по бокам. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.
В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование — АРС-Днепр. Поездное оборудование — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).
Резервное средство сигнализации — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.
На закрытых участках линии установлены светофоры со светодиодными излучателями ИСМПЛ, установленными вместо ламп накаливания в 2007 году. На открытых участках линии с 2007 года в светофорах установлены светодиодные излучатели ИСУМ.
В светофорах автоматического действия до 2011 года стояли линзовые комплекты со светодиодными излучателями ИСМПЛ. В 2011 году они были заменены на светодиодные излучатели ИСУМ.
Система радиосвязи спроектирована ЗАО «Юсттелеком». Она построена в диапазоне 470 МГц на базе 4 дуплексных радиостанций T800 TAIT, которая позволяет обеспечить поездную радиосвязь, радиосвязь тоннельных рабочих, радиосвязь аварийных и ремонтно-восстановительных бригад. В данном случае имеется возможность конфигурирования системы, то есть диспетчер может делать как групповой, так и индивидуальный вызов. При этом другие виды радиосвязи в этом диапазоне обеспечиваются на отдельных дуплексных парах частот. Управление всеми радиостанциями осуществляется через систему диспетчерской связи на базе оборудования Zetron. В качестве антенно-фидерной системы предусмотрено использование излучающих радиочастотных кабелей типа RLF 1/4″ и RLKW 1/4″ RFS. Излучающие кабели проложены в тоннелях и на эстакаде по обоим путям на различных высотах, в зависимости от конфигурации сечения тоннеля и эстакады. Реализовано три пути (от трёх станций) прокладки, которые в общей сложности разбиты на 12 равнозначных участков, максимальная протяжённость которых составляет примерно 1 430 м.
В 2005 году для снижения шума на открытом участке линии были уложены бесстыковые пути.
Moscow.org городской портал Москвы
Бутовская линия на схеме Московского метрополитена обозначена цифрой 12 и серо-голубым цветом. Ветка связывает Северное и Южное Бутово с конечными станциями Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий. Бутовская ветка метро также известна как первая линия легкого метро Москвы. Станции линии рассчитаны на прием укороченных составов, а участок между станциями «Улица Скобелевская»-«Бунинская аллея» проложен по эстакаде над землей. Поскольку первоначально линия называлась «легким метро», то кое-где можно встретить ее старые обозначения в виде «Л1».
История строительства линии началась 28 декабря 1999 года, когда Правительство Москвы одобрило планы трасс для наземной линии метро, которая пройдет в районы Новокосино, Жулебино и Бутово. Первый участок был открыт 27 декабря 2003 года. Он состоял из пяти станций («Бунинская аллея»-«Улица Старокачаловская»). В 2004 году линию решили продлить, однако строительные работы начались только в 2011 году. На этом отрезке проектировались станции мелкого заложения. После того, как жители Ясенева выступили в защиту Битцевского леса, тоннели под парком решили строить закрытым способом на глубине 20-30 метров. В феврале 2014 года был открыт и этот участок Битцевской линии.
Станции Бутовской линии
Станция «Битцевския парк» – северная конечная станция Бутовской линии. Располагается в районе Ясенево Юго-Западного административного округа, в конце Новоясеневского проспекта. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 10 метров. Станции «Битцевский парк» и «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии располагаются параллельно по отношению друг к другу, и образуют пересадочный узел.
Станция была открыта 27 февраля 2014 года. Интересно, что до 2008 года название «Битцевский парк» носила нынешняя «Новоясеневская». Длина платформы станции «Битцевский парк» составляет 92 метра. Она рассчитана на прием трехвагонных составов «Русич» и обычных составов из пяти вагонов. Ширина платформы – 10 метров.
Наземный двухуровневый вестибюль у станций «Битцевский парк» и «Новоясеневскую» – общий. Пересадка располагается в северном торце зала станции. Вход в вестибюль украшен витражами. Колонны в помещении облицованы полированным индийским мрамором цвета осенней листвы. Перед входом в вестибюль установлена скульптурная композиция «Ноев ковчег» работы Леонида Берлина.
Архитектурное оформление станции разрабатывала группа архитекторов проектного института ОАО «Метрогипротранс». Зал имеет несимметричную форму. Одна путевая стена обычная, а с противоположной стороны свод плавно закругляется до цоколя. От путевой стены через весь свод проходят кессоны, в которых скрыты источники света. Тема оформления станции – отдых москвичей, и это отражено в огромном мозаичном панно, украшающем всю путевую стену. Панно изготовлено из разноцветного закаленного стекла триплекс. На нем изображены деревья, гуляющие люди, всадники на лошадях, резвящиеся собаки. Автор рисунков – В.А. Бубнов. По центру зала установлены скамейки и информационные щиты. Пол выложен плитами черного цвета.
Станция «Лесопарковая» располагается в районе Южное Чертаново (18 микрорайон) Южного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 10 метров.
Станция была открыта 27 февраля 2014 года. Рядом нет жилых и общественных зданий, но решение о строительстве было принято в расчете на перспективу. Ближайшие дома располагаются на противоположной стороне МКАД, но их жителям добраться до метро непросто из-за отсутствия пешеходного перехода и гаражей, окружающих станцию.
Архитектурный проект разработали архитекторы ОАО «Метрогипротранс» Владимир Филиппов и Светлана Петросян, а затем его доработали специалисты другого проектного института.
Свод станции имеет трехчастную форму, напоминающую три цветочных лепестка. Освещается станция светильниками, скрытыми в специальных световых нишах. По центру платформы установлены скамейки и торшеры-указатели. Шрифты для станции «Лесопарковая» разработала студия Артемия Лебедева. Путевые стены облицованы серым полированным гранитом. Пол выложен плитами серого гранита с перекрещивающимися полосами из черного полированного габбро.
У станции два подземных вестибюля. Над лестницей, ведущей от вестибюля к платформе, построен стеклянный купол, сквозь который видно небо. Купол опирается на колонны, декорированные мозаикой. Один из вестибюлей оснащен пассажирским лифтом. Кроме того, имеется наклонный подъемник для спуска на уровень пешеходного перехода. По краям платформ и перед лестницами проложены предупредительные световые полосы.
Станция «Улица Старокачаловская» располагается в районе Северное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы. Станция состоит из двух однопролетных залов с боковыми платформами. Глубина заложения – 10 метров.
Станция была открыта 27 декабря 2003 года. «Улица Старокачаловская» – единственная в столице станция, залы которой разделены другой станцией. В каждом из залов по одной платформе и одному пути.
Станции «Улица Старокачаловская» и «бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии составляют единый комплекс, поэтому оформление у них схожее. Западный зал станции «Улица Старокачаловская» оформлен в серо-черных холодных тонах, а восточный – в серо-оранжевых теплых. Сделать пересадку можно либо через общий южный вестибюль, либо из северного торца станции. Освещаются оба зала светильниками-бра с шаровидными плафонами и люминесцентными лампами.
Станция «Улица Скобелевская» располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы.
Свое название станция получила в честь героя русско-турецкой войны М.Д. Скобелева.
Станция «Бульвар Адмирала Ушакова» располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы. Названа по одноименному бульвару.
Станция построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина – 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции.
Станция «Улица Горчакова» располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного района Москвы.
Станция была открыта 27 декабря 2003 года. Свое название станция получила по одноимённой улице, носящей имя дипломата А. М. Горчакова.
«Улица Горчакова» построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина – 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции.
Станция «Бунинская аллея» располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного района Москвы.
Станция была открыта 27 декабря 2003 года. Построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина – 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции. В перспективе возможно продление линии в Новокурьяново с тремя новыми станциями и электродепо.
В каком году открыли бутовскую линию метро
Длина 9,977 км. 7 станций.
Конечные станции «Битцевский парк» и «Бунинская аллея».
Движение открыто на участках:
«Улица Старокачаловская» — «Бунинская аллея» (27 декабря 2003),
«Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк» (27 февраля 2014).
Участок «Битцевский парк» — «Улица Старокачаловская» — мелкого заложения, часть участка «Улица Старокачаловская» — «Улица Скобелевская» и участок «Улица Скобелевская» — «Бунинская аллея» находится на поверхности.
Первоначальный проект обеспечения транспортной связи нового жилого массива на юге Москвы, разработанный в середине 80-х годов 20 века, предполагал строительство скоростной хордовой линии Митино-Бутово. Подробнее об этом (и других проектах) на странице «История проектов Московского метро. ». Другой проект предусматривал строительство линии на магнитном подвесе от станции «Пражская» через Битцевский лесопарк к одноименной станции Калужско-Рижской линии и далее в Бутово.
Однако в 90-х годах (когда предполагалось начать строительство) многое изменилось. Экономический кризис, отсутствие финансовой возможности продолжать строительство метрополитена прежними темпами заставило искать более дешевые способы транспортного обслуживания примыкающих к Москве новых районов. Как вариант рассматривалось сооружение линии скоростного трамвая от тогда еще строящейся станции «Ул. Академика Янгеля». Однако по ряду причин и это проект был отклонен.
Решено было продлить Серпуховско-Тимирязевскую линию в Северное Бутово, а в Южное протянуть линию «легкого метро».
Трасса Бутовской линии легкого метро. |
Одной из причин, повлиявших на принятие этого проекта, послужило то, что конечная станция «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии первоначально предполагалась пересадочной на хордовую Митино-Бутовскую линию, для обеспечения удобной пересадки над путями построены балконы. Вторая станция должна была стать такой же, расположенной параллельно. Хотя проектирование линии легкого метро началось, когда основные конструкции станции «Бульвар Дмитрия Донского» были уже возведены, удалось, незначительно изменив проект, добавить пересадку на станцию ЛМ. После изменения проекта и окончательного отказа от строительства Митино-Бутовской хорды, с балконов осуществляется пересадка на поезда Бутовской линии.
Внешние пути Серпуховско-Тимирязевской линии непосредственно соединяются с путями Бутовской линии, что упрощает эксплуатацию составов, особенно до постройки собственного депо. На первый период, отстой и обслуживание составов Бутовской линии осуществляется в метродепо «Варшавское».
Пуск первоочередного участка линии (до станции «Бунинская Аллея»), состоялся 27 декабря 2003 года.
Участок под Бутовским лесопарком построен закрытым способом Тоннельным отрядом № 6 Мосметростроя с помощью механизированного проходческого комплекса фирмы LOVAT. Этот щит был специально приобретен Мосметростроем для сооружения переходного участка «Минская» — «Славянский Бульвар», однако строительство этого участка было отложено по финансовым причинам. При проходке второго перегонного тоннеля участок длинной около 300 метров был пройден коллективом СМУ 8 Мосметростроя с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С. (Подробнее о щитовых тоннелепроходческих комплексах читайте статью «тоннелепроходческие комплексы»).
Подземное размещение головного участка линии, несмотря на значительную дороговизну, было принято по нескольким причинам. Во первых, рельеф местности и принятое планировочное решение пересадочного узла станций «Бульвар Дмитрия Донского» и «Улица Старокачаловская» с использованием участка тупиков за станцией СТЛ в составе Бутовской линии, не позволяли сразу выйти на эстакаду даже с применением в профиле максимального допустимого уклона тоннелей. Во вторых, было принято во внимание прохождение трассы линии в зоне заповедного Бутовского лесопарка, который при закрытом способе работ удалось полностью сохранить.
Состав 81-740/741 на станции «Улица Старокачаловская» Начальный участок линии длиной 1,8 км в тоннелях мелкого заложения, основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. На участке трассы, проложенном в ранее зарезервированной технической зоне метрополитена, в плане применены кривые радиуса 400 м. и более, на участке трассы, проложенном вне данной зоны, применены кривые радиусов 200 м и более. Криволинейные участки трассы по отношению ко всей длине составляют 35%. За станцией «Бульвар Адмирала Ушакова» (по ходу пикетажа) предусмотрен однопутный тупик для отстоя аварийного состава. За станцией «Бунинская Аллея» предусмотрен однопутный тупик для оборота составов. Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях установлены так же шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.
|