в каком году основана консерватория в москве
История Московской консерватории
20.04.2016 1 комментарий Просмотры: 2 487
20 апреля 1901 года был открыт Большой зал Московской консерватории.
Но история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.
Николай Рубинштейн
Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени.
Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества.
Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию.
В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы.
С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.
Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы. Фото – pastvu.com
Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.
Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн. Современный вид
В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина).
И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки.
Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь. Фото – pastvu.com
Еще одна фотография дома Черкасских:
В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей.
Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук.
Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.
После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.
Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. Фото – pastvu.com
Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту.
Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.
Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.
Василий Ильич Сафонов
Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.
К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.
Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.
Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой.
Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова.
В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.
Новое здание консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com
Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому — ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.
Кабинет В. И. Сафонова, 1890-е годы. Фото – pastvu.com
Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона.
Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.
Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху – прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям. Фото – pastvu.com
Копмозитор Василенко, друг Сафонова, писал:
«Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины — не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги — не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».
1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте:
Историко-теоретический класс, 1890-е гг. Фото – pastvu.com
Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.
Репетиция в Большом зале консерватории, 1900 год. Фото – pastvu.com
Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей.
Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.
Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com
По бокам — 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским.
После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские, среди них – поляк Шопен.
Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.
После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову.
Памятники Римскому-Корсакову и Бетховену, жертвы вандалов и морозов
Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.
Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека.
Вид на консерваторию в 1920-е годы. Фото – pastvu.com
Консерватория в 1928 году:
Консерватория в 1928 году. Фото – pastvu.com
Студенты консерватории отмечают первомай:
Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год. Фото – pastvu.com
Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому.
Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской.
Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.
Первоначальный вариант памятника, с пастушком:
Проект памятника П. И. Чайковскому, 1945 год работы Веры Мухиной
Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году.
Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Фото – pastvu.com
По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…».
Ограда памятника П. И. Чайковскому
Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.
А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.
Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича. Фото – pastvu.com
Хор пионеров на сцене Большого зала Московской консерватории, 1950-е гг:
Хор пионеров на сцене Большого зала, 1950-е гг. Фото – pastvu.com
Московская консерватория в 1956 году:
Московская консерватория в 1956 год. Фото – pastvu.com
Праздник песни в 1971 году у стен Московской консерватории:
Праздник песни в 1971 году. Фото – pastvu.com
Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.
Консерватория в 1976 году. Фото – pastvu.com
Большой зал консерватории в 1976 году. Фото – pastvu.com
Афиши. 1979 год. Фото – pastvu.com
Очередное торжество у стен Московской консерватории, 1983 год:
Московская консерватория, 1983 год. Фото – pastvu.com
В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице.
Фойе БЗК. Фото – galik-123.livejournal.com
Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей.
Для сравнения: К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.
Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. В центре на стене та самая картина:
Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. Фото – pastvu.com
Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, Огинский в 1833-м, а Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.
И. Е. Репин – “Славянские композиторы”, 1872 год.
Холст, масло
На заднем плане картины изображены польские музыканты — Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край — чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.
Над публикацией работал Александр Иванов, “Прогулки по Москве”
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Московская консерватория — одно из самых авторитетных музыкальных учебных заведений России и мира.
Московская консерватория была открыта 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1866 года. Ее учредителем стало Русское музыкальное общество (РМО), основанное в 1859 году в Петербурге и в Москве. Первым директором Московской консерватории стал руководитель Московского отделения РМО пианист и композитор Николай Рубинштейн.
В числе преподавателей были выпускник Петербургской консерватории будущий выдающийся композитор Петр Чайковский, чешский виртуоз Фердинанд Лауб, композитор Людвиг Минкус, написавший вскоре музыку к балету «Дон-Кихот», а также певица Большого театра Александра Александрова-Кочетова.
Николай Рубинштейн был директором консерватории, профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра вплоть до своей кончины в 1881 году. Большое значение в годы становления консерватории имела деятельность на посту директора в 1885-1889 годах композитора Сергея Танеева, дирижера Василия Сафонова (1889-1905), позднее — Михаила Ипполитова-Иванова (1906-1922). Финансирование консерватории осуществлялось за счет доходов РМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от нее освобождались). Курс обучения в консерватории (до 1879 года — шестилетний, затем девятилетний) включал не только музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), но и общеобразовательные, так называемые научные. В консерватории получали образование учащиеся разных возрастов и степени подготовки.
Первоначально консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке (не сохранился), с 1871 года — в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894-1901 годах на его месте по проекту архитектора Василия Загорского были построены новое здание и концертный зал (Большой зал).
В 1932-1933 годах трехэтажное здание консерватории было надстроено по проекту Бондаренко, а в 1983 году к консерватории было присоединено здание Синодального училища церковного пения, построенное в стиле классицизма в конце XVIII века.
Переломным моментом в истории Московской консерватории стал декрет Совнаркома от 12 июля 1918 года, согласно которому Московская консерватория получила права высшего учебного заведения.
7 мая 1940 года Московской консерватории было присвоено имя Петра Чайковского. В 1954 году перед главным корпусом был открыт памятник композитору работы Веры Мухиной.
В декабре 1946 года Московская консерватория была удостоена высшей награды СССР — ордена Ленина.
В 1966 году в связи со своим столетием она была награждена вторым орденом Ленина.
В 2003 году приказом министерства образования России Московской консерватории был присвоен статус университета.
Среди выпускников Московской государственной консерватории — композиторы Сергей Танеев, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Арам Хачатурян, пианисты Константин Игумнов, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган, виолончелисты Анатолий Брандуков, Григорий Пятигорский, Мстислав Ростропович, вокалисты Антонина Нежданова, Сергей Лемешев. Многие из них сами преподавали впоследствии в консерватории. Среди профессоров консерватории — пианист и композитор Феликс Блуменфельд, композитор Николай Мясковский, пианист Генрих Нейгауз.
В настоящее время Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского реализует следующие уровни образования: бакалавриат; специалитет; аспирантура; ассистентура-стажировка. На всех уровнях образования обучение проходит по очной форме.
Основные образовательные программы: «Искусство концертного исполнительства», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», «Музыкально-театральное искусство», «Музыковедение», «Композиция».
Ректор Московской консерватории — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор Александр Соколов.
Консерватория — один из главных организаторов проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который проводится с 1958 года.
Славу Московской консерватории приносят и ее музыкальные коллективы, такие как Концертный симфонический оркестр, Симфонический и Камерный оркестры, Оперный театр и Оперная мастерская, Хор и Камерный хор Московской консерватории, ансамбль солистов «Студия новой музыки», ансамбль «О-Нацу» и др.
Консерватории принадлежат лучшие в архитектурном и акустическом отношении московские филармонические залы — Большой (1737 мест), Малый (436 мест) и Рахманиновский (252 места), а также Концертный зал имени Н.Я. Мясковского (64 места).
В Овальном зале первого амфитеатра Большого зала консерватории располагается Музей имени Н.Г. Рубинштейна.
Здание Московской государственной консерватории указом президента РФ от 18 декабря 1991 года относено к особо ценным объектам национального наследия.
В последнее время в корпусах Московской консерватории была проведена капитальная реконструкция. В 2011 году после продолжительной работы, открылся Большой зал, восстановлен его первоначальный вид и уникальная акустика. В ходе реставрации был восстановлен витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны. В 2013 году был отремонтирован второй учебный корпус (Концертный зал имени Н.Я. Мясковского). В 2015 году открылся Малый зал, где кроме внешнего вида восстановлено аллегорическое панно Николая Егорьева (ранее скрытое под многими слоями побелки). В 2016 году завершается реставрация Рахманиновского зала.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Московская Консерватория
Московская государственная Консерватория имени П. И. Чайковского | |
---|---|
( МГК ) | |
Год основания | 1866 |
Ректор | А. С. Соколов |
Расположение | Москва |
Юридический адрес | 125009, Москва, ул. Большая Никитская, 13 |
Сайт | http://www.mosconsv.ru |
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (МГК) — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, вторая по времени основания консерватория России (1866). Наряду с Петербургской консерваторией является одним из ведущих музыкальных вузов страны.
Содержание
История
Николай Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 г. на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. В дальнейшем должность директора Консерватории занимали: С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов (1889—1905), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922).
Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины.
Здание, включающее учебные помещения и концертные залы, было перестроено из дома графа М. С. Воронцова в 1895—1901 гг. архитектором В. П. Загорским и скульптором А. А. Аладьиным. В 1932—1933 трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко.
Выдающиеся выпускники
За время существования консерватории из её стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.
См. Категория:Выпускники Московской консерватории
Выдающиеся педагоги
См. Категория:Преподаватели Московской консерватории
Директора и ректоры консерватории
Годы | Ректор |
---|---|
1866—1881 | Рубинштейн, Николай Григорьевич |
1881—1883 | Губерт, Николай Альбертович |
1883—1885 | Альбрехт, Карл Карлович |
1885—1889 | Танеев, Сергей Иванович |
1889—1906 | Сафонов, Василий Ильич |
1906—1922 | Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович |
1922—1924 | Гольденвейзер, Александр Борисович |
1924—1929 | Игумнов, Константин Николаевич |
1929—1931 | Пшибышевский, Болеслав Станиславович |
1932—1934 | Шацкий, Станислав Теофилович |
1935—1937 | Нейгауз, Генрих Густавович |
1937—1939 | Шацкая, Валентина Николаевна |
1939—1942 | Гольденвейзер, Александр Борисович |
1942—1948 | Шебалин, Виссарион Яковлевич |
1948—1974 | Свешников, Александр Васильевич |
1974—1990 | Куликов, Борис Иванович |
1991—2000 | Овчинников, Михаил Алексеевич |
2001—2004 | Соколов, Александр Сергеевич |
2004—2005 | Суханов, Владимир Владимирович |
2005―2009 | Алиханов, Тигран Абрамович |
c 2009 | Соколов, Александр Сергеевич |
Учебная структура консерватории
В настоящее время в Консерватории действуют следующие факультеты ([1]):
В состав Консерватории также входят аспирантура и ассистентура-стажировка, проблемная научно-исследовательская лаборатория, Музей имени Н. Г. Рубинштейна, оперная студия и сектор педагогической практики с вечерней музыкальной школой-десятилеткой, нотные и книжные фонды, консерваторская научная библиотека имени С. И. Танеева и другие учебные и научные структуры.
Сейчас в Консерватории функционирует Информационно-вычислительный центр, электронная лаборатория звукозаписи.
Коллектив Консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.
Ссылки
См. также
Православные монастыри: Андроников монастырь | Высоко-Петровский монастырь | Донской монастырь | Данилов монастырь | Крутицкое подворье | Марфо-Мариинская обитель | Новодевичий монастырь | Новоспасский монастырь | Симонов монастырь
Православные храмы и церкви: Церковь Антипия на Колымажном дворе | Храм Архангела Гавриила | Богоявленский собор в Елохове | Церковь Большого Вознесения | Церковь Воскресения Христова в Кадашах | Храм Воскресения Христова в Сокольниках | Церковь Всех Святых на Кулишках | Церковь Святого Георгия в Ендове | Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе | Церковь Зачатия Анны | Церковь Иоанна Воина | Церковь Климента Папы Римского | Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке | Церковь Малого Вознесения | Церковь Николая Чудотворца в Звонарях | Храм святителя Николая в Пыжах | Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках | Церковь Николая Чудотворца на Болвановке | Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы | Церковь Покрова в Филях | Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах | Храм Рождества Богородицы в Путинках | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове | Церковь Симеона Столпника на Поварской | Церковь Спаса Преображения на Песках | Храм Тихвинской иконы Божией Матери | Церковь трёх святителей на Кулишках | Церковь Трифона в Напрудном | Церковь Троицы в Никитниках | Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве | Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве | Церковь Филиппа Митрополита | Храм Христа Спасителя
Католические храмы: Храм святого Людовика Французского | Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии | Мечети: Мемориальная мечеть на Поклонной горе | Московская соборная мечеть | Синагоги: Московская хоральная синагога | Мемориальная синагога на Поклонной горе
Дети — жертвы пороков взрослых | Монумент Победы | Монумент «Покорителям космоса» | Памятник Гагарину на Ленинском проспекте | Памятник Героям Плевны | Памятник Гоголю на Никитском бульваре | Памятник Юрию Долгорукому | Памятник маршалу Жукову | Памятник Кириллу и Мефодию | Памятник Ломоносову у МГУ | Памятник Маяковскому | Памятник фельдмаршалу Кутузову | Памятник Островскому | Памятник Петру I (монумент «В ознаменование 300-летия российского флота») | Памятник Пушкину на Пушкинской площади | Памятник Суворову | Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову | Памятник Чайковскому | «Рабочий и колхозница» | Соловецкий камень | Триумфальные ворота
См. также: Список московской городской скульптуры
Палаты Аверкия Кириллова | Дом Апраксиных — Трубецких | Усадьба Баташова | Дом бояр Романовых | Дом Брюса | Палаты Волковых | Особняк Второва | Дом Губина | Дом Демидовых | Дом Дениса Давыдова | Особняк Дерожинской | Усадьба Дурасовых | Екатерининский дворец | Дом Игумнова | Особняк Кекушевой | Красные палаты XVII века | Лефортовский дворец | Усадьба Лопухиных (музей Льва Толстого) | Дом Мельникова | Особняк Ивана Миндовского | Дом московских генерал-губернаторов | Особняк Арсения Морозова | Особняк Зинаиды Морозовой | Нескучный дворец | Пашков дом | Дом Пороховщикова | Дом Разумовского — Шереметева | «Дом Ростовых» | Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) | Слободской дворец | Старый Английский двор | Особняк Хитрово (музей-квартира А. С. Пушкина) | Усадьба Хрущовых (музей А. С. Пушкина) | Усадьба Чертковых | Дом Шехтеля | Дом Юшкова | Подмосковные дворцы и усадьбы, вошедшие в черту города:
Измайлово | Коломенское | Кузьминки | Кусково | Останкино | Петровский путевой дворец | Царицыно
Постройки XVIII — начала XX века: Вдовий дом | Воспитательный дом | Гостиница «Метрополь» | Гостиница «Националь» | Здание Городской думы | Екатерининская больница | Елисеевский магазин | Катковский лицей | Конторский дом Сытина | Лазаревский институт | Манеж | Здание МГЛУ (Дом Еропкина) | Старое здание МГУ | Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского | Мюр и Мерилиз (ЦУМ) | Опекунский совет | Дом Перцова | Провиантские склады | Ресторан «Прага» | Здание Синодальной типографии | Дом Союзов (Благородное собрание) | Средние торговые ряды | Старый гостиный двор | Странноприимный дом | Здание страхового общества «Россия» | Чайный дом на Мясницкой
Постройки советского периода и современные: Здание газеты «Известия» | Гостиница «Космос» | Гостиница «Москва» | Здание Госторга | Дом «Динамо» | Дом культуры имени С. М. Зуева | Дом культуры им. И. В. Русакова | «Ленинка» | Магазин «Библио-глобус» | Магазин «Детский мир» | Московский ипподром | Дом Моссельпрома | Москва-Сити | «Дом на набережной» | Дом Наркомфина | Новый Арбат | Останкинская телебашня | Дом Правительства России («Белый дом») | Северный речной вокзал | Сталинские высотки | Здание СТО | Здание СЭВ | Здание Центрального телеграфа | Здание Центросоюза | Здание ЦТСА | Шуховская башня |
Полезное
Смотреть что такое «Московская Консерватория» в других словарях:
Московская консерватория — (Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского) крупнейшее высшее муз. уч. заведение в СССР. Осн. РМО на базе Муз. классов (организованы в 1860). Торжеств. открытие состоялось 1 сент. 1866. С… … Музыкальная энциклопедия
МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ — государственная им. П. И. Чайковского. Открыта в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна (её 1 й директор) на базе музыкальных классов (с 1860) Московского отделения императорского Русского музыкального общества; среди директоров были С. И. Танеев,… … Русская история
Московская консерватория — Координаты … Википедия
Московская консерватория — (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского) крупнейшее высшее муз. уч. заведение в России. Открыта в 1866 на базе организованных в 1860 муз. классов Рус. муз. об ва (РМО). Первые годы существования М. К. были осложнены… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Московская консерватория — государственная им. П. И. Чайковского. Открыта в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна (её первый директор) на базе музыкальных классов (с 1860) Московского отделения императорского Русского музыкального общества; среди директоров были… … Энциклопедический словарь
Московская консерватория — МОСКÓВСКАЯ КОНСЕРВАТÓРИЯ, Московская государственная дважды орд. Ленина консер ватория им. П. И. Чайковского, крупнейшее высш. муз. уч. заведение в СССравни В 193942 ректор А. Б. Гольденвейзер, в 19421948 В. Я. Шебалин.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Московская консерватория — им. П. И. Чайковского, одно из старейших и крупнейших высших музыкальных учебных заведений, всесоюзный научно методический центр музыкального образования. Основана в 1866 Русским музыкальным обществом по инициативе Н. Г. Рубинштейна. В М … Большая советская энциклопедия
Московская консерватория — Моск овская консерват ория … Русский орфографический словарь
МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. П. И. Чайковского — основана в 1866. Готовит вокалистов, музыкантов исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов и др. В 1991 ок. 1 тыс. студентов … Большой Энциклопедический словарь