в каком году основан макарьев

История Макарьева

С образованием и развитием города Макарьева связано многое, – как сам монастырь, так и шумевшая у его стен ярмарка. Само же поселение образовалось благодаря Макарьевскому монастырю, который с 1620 года начал восстанавливаться рядом с местом, избранным для обители святым старцем. Для работ по восстановлению требовались плотники, кузнецы, кровельщики и другие рабочие, которые и селились здесь же. Они-то и образовали небольшую слободу, которая, как и все монастырские поселения того времени, получила название Крестцы.

Макарьевский монастырь всем давал работу и пропитание. Но оказывал и огромное влияние на окрестное население, полностью попавшее в зависимость от монастырских властей.

Чинно и спокойно протекала бы жизнь обитателей слободы, если бы в этот процесс не вмешалось бурное развитие ярмарки, шумевшей у стен обители и с 1627 года получившую государственную поддержку.

К началу торгов (25 июля) около монастыря готовились жилые помещения и торговые места: гостиный двор, ряды лавок, временные шалаши вдоль волжского берега, загоны для продажного скота и лошадей, бани, харчевни, а также, как свидетельствует Реман: «… театры, залы для танцев, и все сии здания расписаны и разукрашены со вкусом…».

Благодаря этому монастырская слобода окрепла, расширилась. А в официальных документах того периода все больше стала приобретать самостоятельное название, получившее название от находившейся рядом обители – Макарьев, а среди простонародья – «Старый Макар». При этом жители быстро сообразили, что для приезжего торгового люда необходимо жилье, которого практически не хватало из-за большого количества желающих поторговать на ярмарке. В связи с этим большую часть своих домов макарьевцы отдают под квартиры в наем. И этим они зарабатывали хорошие (даже по тем временам) деньги, которых хватало им на весь оставшийся год.

Кроме сдачи на ярмарочное время своих домов под квартиры, в Макарьеве все женское население занималось обыкновенной стряпней обедов, которые разносились по лавкам торговцев. Также развился, и долгое время существовал другой промысел – сундучный. Сундуки эти скупались преимущественно восточными гостями для упаковки отправляемого в Персию, Бухару и Закавказье закупленного на ярмарке товара.

Чтобы предать разросшемуся поселению статус села, в конце XVII века в Макарьеве строится церковь иконы Казанской Божьей Матери, первоначально на правах кладбищенской, для свершения в ней богослужения – крещения младенцев, венчания новобрачных, отпевания усопших и прочих культовых обрядов.

Однако у Макарьева при всех его плюсах была и отрицательная сторона – весеннее половодье, которое было большим неудобством и несчастьем как для жителей слободы, так и для монастыря. Во время разлива Волги единственным способом передвижения были лодки. По этой же причине и большинство домов в Макарьеве строили на сваях и в два этажа. Отсюда у Макарьева появилось и другое название – «Русская Венеция». Первое большое наводнение было зафиксировано в 1709 году, когда в Святые ворота монастыря люди проезжали на лодках. В этот год вода поднялась аж на 2 сажени (3 м 75 см). В память об этих событиях Петр I приказал прибить к воротам памятную доску (не сохранилась).

Итак, Макарьев все больше и больше развивался и рос. Если бы не грозные события 1773-75 годов (восстание Пугачева), поставившее Россию на путь неизбежных реформ, Макарьев так бы и остался небольшим поселком при монастыре.

По указу Екатерины II от 1775 года Россия была разделена на 50 губерний и наместничеств, которые, в свою очередь, дробились на уезды. Нижегородская губерния в 1779 году была поделена на 13 уездов, среди которых городами уездного значения стали бывшие до этого села и слободы. Одним из них и Макарьев получает этот статус, а окрестные селения образовали новый уезд – Макарьевский. Не последнюю роль в этом сыграла Макарьевская ярмарка, на которую приезжала сама императрица. Она была поражена обилием каменных двухэтажных домов и четких прямых улиц.

С образованием уездов Екатериной II было введено еще одно новшество, – каждый уезд получал свой герб. Таким образом, герб получил и Макарий. На нем в верхней части изображен на белом фоне красный олень, как символ приверженности к Нижегородской губернии, а в нижней части были изображены три тюка, сложенных пирамидой, на золотом фоне. Золото означало символ богатства, а три тюка символизировали торговлю.

Но быстрая и ежегодная нажива в течение нескольких месяцев, обеспечивавшая на целый год макарьевцев, привела к тому, что они привыкли жить за счет ярмарки. Как писал Реман: «проводя оставшееся время в безделье и пьянстве, а также в постоянных ссорах, распрях и драках с лысковцами». Жители Макарьева не стремились создавать какое-либо отраслевое производство, в отличие от лысковчан. Даже сельское хозяйство было развито до такой степени слабо, что большая часть жителей ездила в Лысково за сельхозпродуктами. Все здесь было подчиненно принципу, – ярмарка прокормит. И этот фактор катастрофически сказался на городе Макарьеве после переноса ярмарки в Нижний Новгород. Макарьев, некогда знаменитый центр, стал быстро вымирать, а все торговое и административное его значение переходит к богатому селу Лыскову. К концу XIX века, за исключением городской управы, все присутственные места уже находятся в Лыскове. В Макарьеве на 1 января 1895 года насчитывается всего 1914 жителей.

Являясь долгое время торговым центром всего Поволжья, Макарьев передал эстафету экономического развития Лыскову, а из уездного города сам превратился в придаток своего богатого села. А завершился этот процесс в 1925 году, когда Лыскову по праву присваивается статус города, а в 1929 году и весь район переименовывается в Лысковский, при значительном сокращении площади.

Материал подготовил А. Окользин

1. Житие преподобного Макария Унженского.

2. Мельников А.П. «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки». Н.Н. 1993 г.

3. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Под редакцией Н.Ф. Филатова. Н.Н. 1994 г.

4. Филатов Н.Ф. «Города и посады нижегородского Поволжья в XVII веке». Горький 1989 г.

5. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. Н.Н. 1993 г.

Титов А.А. «Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» 1910 г.

6. Галай Ю.Г. «Макарьевский монастырь» Н.Н.

7. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь» М. 1992 г.

8. Гумилев Л.Н. «От Руси к России» М. 1992 г.

9. Крывелев И.А. «История религий» Т. I. М. 1975 г.

10. Тальберг Н. «История Русской церкви» Т. I. 1959 г.

11. Соловьев С.М. «История России» М.

При перепечатке материалов ссылка на сайт «Лысковский краевед» обязательна. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателей.

Источник

Малый исторический город: Макарьев

Город расположен в южной части области в нескольких километрах выше впадения р. Унжи в Горьковское водохранилище Волги. Своим появлением он обязан Макарьево-Унженскому монастырю (рис.2), основанному в 1439 г. монахом Макарием, настоятелем Желтоводской обители в Нижегородском крае. В 1439 г. этот монастырь был разорен отрядом казанских татар хана Улу-Магомета (Улу-Махмета), и монахи вынуждены были искать новое пристанище. Согласно Житию Макария, место было найдено на высоком правом берегу р. Унжи, где Макарий поставил крест, небольшую хижину, а также вырыл колодец, вода в которой считалась целебной. В 1444 году Макарий скончался, тогда же над его могилой была построена деревянная Макарьевская церковь, а позже рядом появилась церковь Флора и Лавра.

Благодаря богатым вкладам, монастырь к середине XVII в. превратился в крупного земельного собственника: в 1652 г. ему принадлежало 90 деревень с 399 дворами и две мельницы на р. Черный Лyx и Вотгати. Деревянные постройки обители неоднократно горели (в частности, известно о разрушительных пожарах 1629 и 1668 гг.) и многократно возобновлялись.

В 1778 г. при образовании Костромского наместничества (с 1796 г. губернии) Макарьевский монастырь, подмонастырская слобода, село Коврово, окрестные деревни и починки были объединены в город, получивший название Макарьева на Унже (в отличие от одноименного города на Волге). Он стал центром Унженской области (провинции), охватывавшей несколько уездов: Варнавинский, Ветлужский, Кологривский и собственно Макарьевский. В 1796 г. область как административная единица была ликвидирована, а Макарьев остался уездным городом.

Вплоть до XIX в. в Макарьеве сохранялась сложившаяся в течение XVI-XVIII вв. планировка, обусловленная существованием крупного монастыря, а также подчиненная топографическим особенностям местности и направлению основных дорог. Подмонастырская слобода располагалась к северу и северо-востоку от монастыря, по дну которого протекал Безымянный ручей. Вся застройка слободы была сосредоточена вдоль большой дороги в Кадый.

Первый регулярный план города был утвержден в 1781 г. и предусматривал аналогичную Костроме верно-радиальную форму, были учтены и топографические условия местности. Центром новой планировки стала Торговая площадь, от которой веерообразно расходились пять крупных улиц.

Археологически Макарьев изучен слабо, исследования здесь долгое время носили эпизодический характер. В 1994 г. П.Г. Инягиным и Д.Г. Свечниковым впервые проведены археологические исследования культурного слоя г. Макарьева, выполнены работы по составлению археологической карты с выделением охранных зон. По результатам работ исследователями сделаны следующие выводы:

1. Древнейшая часть города располагалась в пределах «монастырского» холма, здесь выделена охранная зона № 1. Примерные этапы развития следующие. А).Славянское селище XIV-XV вв., здесь же – находки позднебулгарской керамики к. XIII- нач. XIV вв. С XIVв. – возникновение д. Макарово на базе селища. Б). Развитие деревни до и после возникновения монастыря. К 1779 г. – фактическое слияние всех деревень и починков, образование города. В). Развитие монастыря (с 1444 г.). Образование подмонастырской слободы. Наибольшее количество материала XV-XVII вв. – это период значительного подъема, роста монастыря. В XVIII в. фактически завершилось основное каменное строительство.

2. Вещевой материал раскопок – печные изразцы, отходы стеклопроизводства, кованая пряжка и др. позволяет думать, что монахи пользовались услугами близлежащих деревень и сёл (село Коврово).

3. Монета нач. XVII в., найденная на глубине (-180) в раскопе в слое коричневой супеси, привязывает материал среднего уровня залегания к строительным периодам (засыпка оврага строительным мусором) XVII- второй пол. XVIIIвв. и доказывает его принадлежность к «эпохе деревянного монастыря».

4. Вторая охранная зона включает в себя территорию бывшей д. Волково с древним культурным слоем периода зарождения города (до 1779 г.).

5. Третья охранная зона включает территорию бывшей д. Коврово с древним культурным слоем до возникновения монастыря и времени его бытования с XV в. К 1522 г. юго-восточная часть села являлась наиболее древней – основой зарождения и развития села.

6. Центр города, с момента укрепления могущества монастыря, зарождался постепенно, при поэтапном слиянии Подмонастырской слободы, части д. Макарово, д. Волково, с. Коврово. Кроме центральной «монастырской» части города, с конца XVII в. в культурный слой города, вероятно, можно отнести территорию бывших починков Харино-Заплёсье, Гаево (Гаев), Уколово (Уколов).

Интересно, что в ходе ограниченных исследований площадью всего 8 кв.м и сборов на месте вырытых под хозяйственные нужды траншей исследователям удалось выявить старинное монастырское кладбище, два сруба, датированных по вещевому инвентарю XVII в., а также собрать интересную коллекцию керамических изразцов, датируемых в пределах последней трети XVII – XVIII вв. и являющихся прекрасным образцом русского декоративно-прикладного искусства. Фрагменты изразцов с территории монастыря

С 2012 г. археологические работы в г. Макарьеве начали проводиться ООО «Костромская археологическая экспедиция». И хотя исследования носили, как правило, характер охранных работ, были получены интересные материалы, проливающие свет на древнюю историю города. В частности, в 2012 и 2016 годах проведены раскопки на территории исторического ядра города, сложившегося ко времени перепланировки на регулярной основе. В границах объекта археологического наследия «Участок культурного слоя посада Макарьево-Унженского монастыря», XV-XVIII вв. были заложены раскопы на улице Малая Советская (часть бывш. ул. Дворянской) – в 2012 г. 64 кв.м у дома № 14 и в 2016 г. 48 кв.м у дома №4. Также в 2012 году проведены разведочные работы при строительстве по адресу ул. Площадная, 2, входящему в комплексную охранную зону города.

Верхний горизонт сформирован в период активного строительства располагавшихся по указанным адресам зданий на рубеже XIX-XX веков и хозяйственных объектов в последующее время, включает он и отдельные предметы более раннего времени, попавшие в него с выбросами грунта из многочисленных ям.

Любопытно, что вещевой инвентарь в слое серой супеси заметно различается на разных объектах. Если керамика и монеты, датируемые в пределах XVIII-XIX веков, содержатся на всех трех участках, то на Малой Советской, 4 полностью отсутствуют формы венчиков сосудов, бытование которых датируется второй половиной XVII – первой половиной XVIII вв. Наиболее ранняя монета здесь принадлежит к екатерининскому времени, формы посуды датируется временем не ранее XVIII века. Таким образом, можно констатировать, что между участками посада к востоку и западу от центральной в планировке екатерининского времени площади Революции (бывш. Торговая) вплоть до середины XVIII наличествовал неосвоенный участок. Судя по всему, северная часть посада Макарьевского монастыря, сложившегося к концу XVIII века, начинает осваиваться не ранее второй половины XVII века, характерно, что в это же время идет активное каменное строительство самого монастыря. По всей видимости, разрастание посада связано с возросшей необходимостью в рабочих руках и притоком рабочей силы со стороны. Определенным свидетельством периферийности участка во второй половине XVII-XVIII вв. можно считать единичное количество выявленных объектов (хозяйственных и столбовых ям), для которых возможна датировка этим периодом, в раскопе на Малой Советской, 14 и полное их отсутствие в раскопе на Малой Советской, 4. В то же время, после перепланировки города на регулярной основе и размещения здесь вновь образованного городского центра на рубеже XVIII-XIX вв. количество объектов (хозяйственных и столбовых ям) XIX-XX вв. представлено десятками на каждом из раскопов.

Рассматривая вещевой материал, следует отметить, что наиболее массовая категория находок – фрагменты керамической посуды столового, кухонного и тарного назначения, представленная следующими группами: 1. Сероглиняная гладкая керамика. Поверхность ровная, хорошо заглажена. Тесто хорошо промешано, без грубых примесей (в большинстве случаев примесь песка фиксируется визуально), обжиг качественный; черепок плотный, звонкий. Изнутри, снаружи и в изломе фрагменты ровного, серого, черного или коричневатого цвета. Поверхность сосудов часто покрыта нагаром. 2. Красноглиняная гладкая керамика. Поверхность ровная, хорошо заглажена. Тесто хорошо промешано, без грубых примесей, обжиг качественный; черепок плотный, звонкий. Изнутри, снаружи и в изломе фрагменты ровного, кирпично-красного или коричневатого цвета. 3. Красноглиняная глазурованная посуда. Тесто без грубых примесей. Обжиг изделий качественный. Полива глухая, с типичной для русских изделий цветовой гаммой кирпично-красного, коричневого, желтого или зеленого цвета.

Наиболее распространенная форма сосудов – горшковидная. Преобладает красноглинянная посуда. Характерной чертой является отсутствие в материалах всех объектов на территории посада групп чернолощеной посуды, являющейся типичной для Костромы и вообще для русских памятников XVI – XIX вв.

Свидетельством определенной самобытности керамического производства являются сосуды с сильно раздутым туловом, массивной, с уплощениями, отогнутой шейкой, а также с двойным валиком. Аналогичные сосуды встречены в процессе археологической разведки в 2011 г. на селище Унжа I (21 км от Макарьева выше по течению реки Унжа), материал с которого был датирован XI-XVII вв. В Костроме полные аналоги таким сосудам нами не встречены. Можно предположить, что нивелировка местных особенностей в XIX в. связана с включением Макарьева с систему общероссийской торговли посредством проводимых здесь крупных ярмарок.

В культурных отложениях начиная с XIX века часто встречается фарфоровая и фаянсовая посуда (рис.7), составляющая более 10% всей посуды из культурного слоя (без учета позднего балласта). На посуде встречены клейма ряда известных фабрик Московской, Нижегородской губерний, отчасти демонстрирующие географию привозной посуды в Макарьеве во второй половине XIX – рубеже XIX-XX веков. Интересны и фрагменты фаянсовой помадной баночки XVIII века, найденные на ул. Площадной, 2.

Ценным датирующим материалом являются монеты. В раскопе на ул. Малая Советская, 4 несколько монет в широком хронологическом диапазоне XIX-XX вв. встречены в верхнем горизонте. Интерес представляет находка монеты, по весу и размерам сопоставимой с двухкопеечными монетами Екатерины II, найденная во 2 пласте при разборке культурного слоя, подтверждающая датировку освоения участка во второй половине XVIII века. Здесь же, в верхнем горизонте, обнаружена конская подкова в форме трехчетвертного овала с шипами на концах и желобком, с отверстиями для крепления, соотносимая с московскими подковами второго типа (по типологии О.В. Двуреченского), распространенными в XVI-XIX вв.

Многие находки из железа в массе своей имеют либо очень позднее происхождение, либо (например, кованые гвозди) слишком широкий период бытования, и обладают невысокой информативностью. Тем не менее, примечательны найденные в раскопе на ул. Малая Советская, 14 два кованых светца с тремя и четырьмя держателями (рис.8), при этом последний был найден в яме с материалами XIX-XX вв.

В силу объективных причин археологические исследования в Макарьеве носят достаточно эпизодический характер и, как было отмечено выше, являются охранно-спасательными, т.е. проводятся на участках будущего строительства. Однако даже на основе небольших рекогносцировочных работ 1994 года были получены сведения об исторической топографии на территории монастыря, интереснейший набор изразцов, чье происхождение все ещё нуждается в определении. Любопытен вывод П.Г. Инягина и Д.Г. Свечникова о наличии в XIII-XV веках селища на месте будущего монастыря – предтечи села Макарово, и наличии здесь фрагментов позднебулгарской керамики. В рамках охранных работ 2012-2016 гг. удалось получить первые (хоть и отрывочные) сведения о формирования посадских территорий Макарьева, их структуре, развитии начиная с XVII в. и заканчивая регулярной застройкой в XIX в. Получены материалы, характеризующие материальную культуру населения города в Новое время, сведения о характере стратиграфических напластований на значительной части культурного слоя посада. Проведенные работы свидетельствуют о высокой перспективности археологических работ на территории как непосредственно монастыря, так и подмонастырской слободы, сложившейся в результате слияния ряда населенных пунктов, упоминающихся в письменных источниках ещё в XVI в. Несомненно, необходимо продолжение археологических исследований для определения точной исторической топографии, времени формирования населенных пунктов, на основе слияния которых возникает собственно город, характеристики различных аспектов духовной и материальной культуры, сбора материалов для получения данных естественнонаучными методами.

Источник

Страницы истории: Мой город на Унже-реке

в каком году основан макарьев. Смотреть фото в каком году основан макарьев. Смотреть картинку в каком году основан макарьев. Картинка про в каком году основан макарьев. Фото в каком году основан макарьев

На высоком правом берегу реки Унжи, вдали от больших городов и крупных промышленных центров, расположен небольшой провинциальный городок, носящий имя святого, пришедшего на эти берега более 500 лет тому назад. Макарьев уступает по значимости большим и более древним городам России, но, тем не менее, он имеет свою уникальную историю и входит в «Золотое кольцо» малых городов страны. Бесспорно, внес он свою лепту в становление и развитие государственности на Руси.

ПРОСТОР НЕБЕСНЫЙ СИЗОКРЫЛ,

МНЕ УГОЛОК РОССИИ МИЛ –

МОЙ ДОБРЫЙ ОТЧИЙ ДОМ…

Образован по указу Екатерины II

Макарьев был образован 28 ноября 1778 года по Указу её Величества императрицы Екатерины II, которая, по преданию, сама начертила план городских строений и улиц с их радиально-кольцевым расположением. Именно по такому плану в нашей области построены города Кострома и Солигалич.

Город возник из Подмонастырской слободы и расположенных вблизи монастыря сёл и деревень: Коврово, Макарово, Захарино, Белошейно, Филино и починков Уколово и Гаево.

Годом позже Екатерина II утверждает городу герб, в верхней части которого располагается изображение ладьи, что обозначало принадлежность к Костромской губернии, а в нижней части – два золотых колокола, которые говорили о том, что «город сей славен монастырем».

Первоначальные постройки и здания города не соответствовали плану царицы, но тут вмешался в историю «её величество случай». Перейти к новому строительству помог страшный пожар 1802 года, который уничтожил большинство деревянных строений города, за исключением монастыря, Христорождественской церкви и 20 каменных домов обывателей.

Макарьевские ярмарки

Макарьев занимал выгодное местоположение на берегу судоходной реки Унжи и на оживленном в то время Вятском тракте, соединявшем тогдашнюю столицу Санкт-Петербург с Сибирью, что давало дополнительные возможности для развития и торговли.

Ежегодно в городе проходили знаменитые Макарьевские ярмарки: Крещенская (с 12 по 20 января), Благовещенская (с 17 по 26 марта), Ильинская (с 14 по 21 июля). Торговля велась в лавках, расположенных в гостином дворе на центральной площади.

Из тех старых строений и торговых рядов до нашего времени сохранилось только одно здание, в котором в настоящее время располагается отделение федерального казначейства РФ, магазин «Элегия» и аптека.

Самой крупной была открывающаяся в мае Плотовая ярмарка. Она устанавливала цены на лес не только для областей Унженского бассейна, но и для всего Волжского, вплоть до Нижнего Новгорода. Сами ярмарки были очень колоритные, а плотовая – особенно. Плоты, предназначенные для продажи, располагались вдоль берега реки на протяжении более 30 и 40 км выше и ниже по течению от Макарьева сплошной массой. На эту ярмарку съезжались лесопромышленники со всей Унжи, Волги, Оки. Торговый оборот в удачные годы доходил до 5 миллионов рублей.

В путевых заметках первооткрывателя Унженского пароходства Ф. Е. Крепыш, опубликованных 9 февраля 1908 года в «Поволжском вестнике», описывается: «По мере движения вдоль левого берега всё больше стало мелей и песчаных кос. Плоты длинной вереницей стояли у берега, кое-где виднелись поленницы. Около одной пароход остановился. Оказалось, что будут брать запас дров, так как пароход отопливается дровами, чему я был несказанно рад при случае погулять по берегу».

Параходное сообщение

Первый пассажирский пароход назывался «Шомохта», он ходил по р. Унже от Юрьевца до Кологрива. Первое пароходное сообщение появилось в 1861 году. Но ещё до 1864 года среди жителей города числилось 260 бурлаков.

Открытие навигации весной становилось важным событием в жизни города. Завозились водным путем товары для торговли, вывозили лес и строительные материалы.

Существовали две пароходные компании: «Волжско-Унженское пароходство» и «Макарьевское грузовое товарищество».

Первое располагало двадцатью пятью пассажирскими и буксирными пароходами, имело несколько деревянных барж. К пароходным пристаням подходили двухпалубные «Мантурово» и «Малоугоры» и однопалубные «Шомохта», «Гражданка», «Кологривец» и другие.

Из макарьевского купечества пароходовладелец Николай Николаевич Немков (его дом находился на ул. Малой Советской) имел два парохода: «Макарьевец» – 630 кв. футов и «Желанный» – 421 кв. фут.

У Лапшина Н. Ф. – пароходы «Надежда» и «Николай», которые ходили по рекам Унже и Ветлуге. Двухэтажный каменный дом Лапшина Н. Ф. находился на ул. Большой Советской.

Напротив него по адресу: Большая Советская, 11 выстроился купец Хохлов Василий Семенович. Любой, проживающий в то время в городе, доставленный к этому дому с закрытыми глазами, узнал бы без труда по запаху корицы, ванили и свежеиспеченного хлеба, рядом с чьим домом он находился, так как на первом этаже здания располагалась хлебо-бакалейная лавка.

Кроме того, Василий Семенович содержал собственную гостиницу. Номера для приезжих находились в пристройке со стороны двора, расположенной под острым углом по отношению к основному зданию. Дверные проемы лавок нижнего этажа сейчас переделаны в окна.

Не сохранился и сквозной проезд во двор, где была собственная конюшня, и где распрягали лошадей приехавших постояльцев. В настоящее время в этом доме располагается действующая гостиница «Заря».

Первый автомобиль — «телега без лошадей»

Рядом с конюшней, находящейся возле гостиницы, во дворе был выстроен и первый в городе гараж для первого в Макарьеве автомобиля, который купил купец Хохлов В. С., примерно, в 1913 году.

Вот как это событие описывается в книге коренного макарьевского жителя С. А. Чумакова «Жизнь, как она есть» (записки чернорабочего): «С весны и до поздней осени у дома Хохлова дежурили толпы любопытных, ожидая выезда со двора «телеги без лошадей», и только наступившее ненастье, а затем зимние заносы приостанавливали паломничество к купеческому особняку. Никто не знал, когда поедет машина.

Иногда люди простоят целый день и зря. Зато когда она заурчит во дворе, послышится запах отработанного бензина, среди ожидающих людей возникает всеобщее ликование. Часть толпы бросается врассыпную по разным направлениям. Это бежали оповещать своих родных и знакомых. Остальные устремляются к раскрываемым воротам и загораживают проезд. Не без труда шофер и полицейский, один — словом, другой — руками, разделяют толпу на две половины, машина проходит по образовавшемуся коридору и мчится к бурсе. За ней — народ, в большинстве мальчишки, реже взрослые. В клубах пыли и дыма бегуны догоняют машину, отдельные ловкачи обходят её, забегают вперед и, тяжело дыша, подзадоривают водителя».

В начале Первой мировой войны автомобиль у Хохловых забрали для военных надобностей.

Строительство общественных зданий

Строительство зданий присутственных мест в г. Макарьеве началось сразу после пожара 1802 года, когда практически все деревянные строения в центральной части города были уничтожены.

Главный корпус присутственных мест был построен в 1806 году, и, примерно, с этого же времени здесь располагались: казначейство, полицейское управление и каземат. Это здание является самым старым административным зданием в городе. В настоящее время там расположен Макарьевский краеведческий музей.

Рядом с ним были выстроены другие казенные здания: реальное училище и пожарная часть с каланчой, над которой во время пожароопасных периодов вывешивался красный флаг или красный шар. Каланча, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Однако рядом с действующей пожарной частью, построенной на том же месте, сохранилось не менее древнее отдельно стоящее неприметное одноэтажное здание постройки начала 19 века — бывший архив присутственных мест.

Имелась в Макарьеве и своя тюрьма. Корпус кирпичного здания сохранился напротив военкомата на ул. Юрьевецкой.

Чисто русский город

» …В Макарьев въехали. Город довольно большой, растянулся широко. Дома попадаются каменные, купеческие дочки в окна смотрят. Интеллигенции не видно; на базаре мужики все бородачи да купцы, чисто русский город…» — таким увидел Макарьев в 1879 году известный писатель В. Г. Короленко, описавший его в своих путевых заметках.

Город к тому времени продолжал застраиваться по плану с радиально-кольцевым расположением улиц. Люди, побывавшие во Франции и посетившие Париж, отмечают сходство этих европейских городов: та же планировка, то же расположение на высоком речном берегу. Да и название рек, Унжа и Сена, переводится одинаково — «тихая, спокойная вода, река».

Все значимые для города здания расположены таким образом, что хорошо видны путешественникам, прибывшим водным путём. Очень жаль, что судоходство по реке в настоящее время не ведётся по причине обмеления русла реки, а её фарватер не чистился с 80-х годов прошлого века, что не позволяет путешественникам прибыть к нам в город водным путем.

Попытка создания железной дороги

Не менее интересна история с попыткой создания в Макарьеве железной дороги. Именно в 1893-1894 г.г. уездное земство поставило вопрос о строительстве этой дороги через город. Однако настойчивости не проявило, и дорога не без лоббирования судовладельцами этого вопроса прошла мимо города.

Однако в 1915 году к строительству «железки» опять вернулись. Было выдвинуто предложение о постройке параллельной Северной железной дороге линии Кострома-Красноуфимск. Его поддержало Костромское землячество. И линия железной дороги должна была пройти через город. Но и тут строительство не было начато. К этому времени свершилась революция, началась гражданская война.

Храм Александра Невского

Хочется рассказать и ещё об одном храме постройки 1903 года — храме пр. Александра Невского (Тихвинский собор), освященном в 1906 г., стоящего в центре города на площади Революции.

Хотя он не относится к памятникам исторического наследия, охраняемым государством. Однако он является «лицом» нашего города и виден издали сразу, как только въезжаешь в город со стороны трассы Кострома — Мантурово на улице Первомайской.

С середины 60-х годов прошлого века он был закрыт и частично разрушен. Четыре малых купола его были сорваны тросами тракторов, а с центрального сорван крест. Само здание было превращено в советский период в ДК.

Сейчас стараниями прихожан и благотворительности граждан были собраны деньги на его ремонт и реконструкцию. Сорванные купола возвращаются на своё место на крыше храма. Установлены колокола на звоннице. Предстоит большая работа по его внутренней отделке.

Макариево-Унженский монастырь

Центральным местом в городе был и будет Макариево-Унженский Троицкий монастырь, который основан в 1439 году нижегородским монахом Макарием, поселившимся на горе в келье и заложившим этот монастырь после разграбления и сожжения татарами Макариево-Желтоводского монастыря на Волге. Откуда монах и пришел, а по преданию: приплыл на «камушке вверх по течению».

Известная по всей стране обитель

25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился, а в 1619 году был причислен к лику всероссийских чтимых святых. Именно в этом году монастырь посетил царь Михаил Федорович.

Благодаря покровительству и многочисленным дарам царской династии Романовых в середине семнадцатого века в монастыре разворачивается каменное строительство храмов. Одна за другой вместо деревянных, отстраиваются каменные церкви: Никольская, Благовещенская, Успенская, а в 1664-1670-х годах возведен Троицкий собор с колокольней, ныне разрушившейся.

Особое покровительство монастырю было оказано первым государем дома Романовых — царем Михаилом Федоровичем и его матерью — великой инокиней Марфой Иоанновной, а также его преемниками. В результате этого небольшой монастырь на Унже-реке стал одной из известных обителей страны и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария».

Служба в монастыре продолжается и в настоящее время. Рака с мощами святого находится в действующей Макарьевской церкви.

Возрождение монастыря после советского периода истории произошло в 1994 году. В январе этого года все его здания были властями переданы Костромской епархии, а 7 августа (в день памяти преподобного) главой епархии — архиепископом Александром было совершено освящение первого возрожденного храма обители. Монастырь был возобновлён как женский (до революции был мужской). Именно с этого времени празднование дня 7 августа проводится очень торжественно, с приездом высокопоставленных гостей.

Служба в монастыре осуществляется с участием всех священнослужителей Макарьевского района и архиепископа Костромского и Галичского. А ближайший выходной день к этой дате официально считается Днём города Макарьева.

Святой источник

У монастыря под горой находится часовня над ключиком преподобного Макария, где в 1442 году 17 сентября произошло явление иконы Божией матери Макарьевская, и где течет, ни разу не замерзая и не засыхая, источник со святой водой чудотворца Макария. Много легенд ходило и ходит об этом источнике. Одни говорят, что излечивает внутренние болезни, другие, что вода из него помогает изгонять «нечистую силу» из домов жителей окрестных деревень. Вода, взятая из этого источника, хранится, не портясь и не давая осадка, более длительное время, чем обычная вода. Прозрачна, как хрусталь. Поэтому богомольцы Макарьевской округи часто устраивали в праздничные дни к нему крестные ходы, святили её и ставили хранить у домашних иконостасов в передних углах своих домов.

Образовательные и культурные учреждения

Первым образовательным учреждением в городе считается духовное училище, открытое в 1791 году при монастыре. В 1862 году там же была открыта первая школа для детей горожан. В первый год её открытия там обучалось всего 41 человек. В 1880 году специально для духовного училища построили новое каменное 3-х этажное здание на 200 мест. В настоящее время там расположена Макарьевская средняя школа № 2, раньше при советской власти была школа-интернат, спецшкола. Интересная история, не разгаданная до настоящего времени, о том, что между зданием духовного училища на ул. Ветлужской и Макариево-Унженским монастырем имелся подземный ход. Этот ход до настоящего времени не найден, однако энтузиасты- краеведы не теряют надежды когда-нибудь его отыскать, т. к. легенда об этом существует.

Благотворитель купец Ф. Д. Чижов

Большой вклад в развитие образования в Макарьеве внес благотворитель — купец Ф. Д. Чижов. На завещанный им капитал было построено и открыто 5 учебных заведений в Костроме и губернии. А в Макарьеве в 1892 году было открыто ремесленное училище с 3-х летним сроком обучения. В настоящее время там занимаются студенты техникума им. Ю. В. Смирнова, бывшее ПТУ № 1.

В непосредственной близости с Макариево-Унженским монастырем к 300-летию Дома Романовых построено здание Романовского реального училища. Министерство народного просвещения Макарьевского уезда рассмотрело и одобрило проект двух каменных двухэтажных зданий костромского архитектора Л. А. Большакова.

Первым директором училища был Синозерский. Здания строились из красного кирпича, и на их изготовление подрядились в феврале 1912 года крестьянин деревни Татарки Кузнецов С. А. и мещанин г. Макарьева Чумаков П. П. Они же заготовили более 550 тыс. штук красного кирпича. Строительные бригады рабочих были из Балахнинского уезда Катунской волости и Варнавинского уезда Благовещенской волости.

Договор на производство плотничных работ подписал в том числе и крестьянин Семён Матвеевич Ленин, носивший такую фамилию, а не псевдоним. Вот таким образом у нас в Макарьеве Ленин строил не социалистическое общество перед революцией, а памятное здание в честь царской династии Романовых! В настоящее время там комплекс зданий МСШ № 1.

Культурные учреждения города были представлены двумя клубами (клуб для дворян и чиновников и клуб для купечества), а также библиотекой с фондом книг в 5100 экземпляров и народным домом. В 1915 году в центре города, а именно в торговых рядах, был выстроен кинотеатр «Абри», принадлежавший Троицкому, на 200 мест. «Абри» в переводе с французского «живой уголок». Все фильмы, а они в то время были немыми, сопровождались игрой на музыкальных инструментах. В летнее время работал деревянный летний кинотеатр в Старом саду. В настоящее время кинотеатр благодаря правильным действиям главы Макарьевского муниципального района Алексея Александровича Комарова и его команды возрождается.

Люди и ремесла

Но не только храмами, историей и природой славен наш град Макарьев. Безусловно, славен он и своими жителями! Макарьевский край — край лесной, крестьянский, не имевший крупных промышленных предприятий. Естественно, что основным доходом макарьевских крестьян было огородничество, но в условиях малоземелья и скудности урожаев им приходилось заниматься отходничеством и мелкими ремёслами.

Речной сплав и “жгонка”

Наиболее развивались сплав леса по реке и изготовление валяной обуви. Причем мастера по «жгонке» уходили от родных мест довольно далеко: Самарскую, Оренбургскую, Пермскую Саратовскую и другие губернии. В некоторых волостях Макарьевского уезда почти все взрослые мужчины уходили на заработки. Вот как писал об этом «Костромской листок» в 1899 году: «На чужую сторону идут начиная с 14 лет и до 50-60-ти. Во всех селениях остаются только должностные лица: десяцкие, старосты, судьи и т. п., но и те тоскуют по чужой стороне.. Спустя месяца полтора отходники начинают присылать деньги на волостного старшину, обычно это 20-35 рублей на работника, столько же они приносят, возвращаясь домой. Причем за дорогу платят до 20 рублей. Едут большей частью вчетвером на одной лошади, платя по 1 коп. за версту с человека, если нет железной дороги.

Около Рождества-Крещенья приходят они домой. Бабы встречают мужиков с радостью, так как возка дров, сена и прочая мужицкая работа для них кончается.» Валенщики возвращались домой с запасом шерсти и оставшуюся часть зимы изготавливали обувь, чтобы осенью вновь отправиться с ней в отход.

Часть макарьевских крестьян уходила для службы на судах и пароходах в качестве водоливов, лоцманов. Всего промыслов насчитывалось более 30. Большинство из них связано с работой по дереву. Плотницкий и столярный промысел был самым распространенным. Мастерили различную мебель, мелкую посуду: чашки, солонки, горшочки, папиросницы, а так- же ложки. Эти деревянные заготовки перевозили для расписывания в с. Хохлому Нижегородской губернии. Конечно, не обходилось без мастеров, изготавливающих летнюю и зимнюю одежду, кожаную обувь, ткавших пояса и половики и даже выпекавших пряники и крендели. Кроме этого, имелся стекольный и кирпичные заводы.

После революции 1917 года в России произошло новое территориальное административное деление. С 1922 года Макарьев, вместе с богатым лесами уездом, был причислен в состав Иваново-Вознесенской губернии. По данным переписи 1923 года, в городе было 2744 постройки, 150 промышленных и 21 торговое заведение и 6414 человек населения. Революция внесла изменения во все сферы жизни города, в том числе общественную и духовную.

Судьба монастыря в советское время

Так в 1928 году был окончательно закрыт комплекс Макариево-Унженского монастыря. Его стены были разобраны, а храмы стали использоваться под различные склады: мучные, зерновые, а также под машинно-тракторную станцию. Из разобранного кирпича стен была построена общественная баня. А в кельях монахов устроили общежитие трактористов и маслозавод. Было разрушено монастырское кладбище, надгробия развезли под фундаменты домов, фруктовый сад, оставшийся без надзора, погиб и вырублен.

Территорию монастыря испахали гусеничные тракторы МТС, местами она была превращена в свалку мусора и строительных материалов. Пропали или были уничтожены иконостас с большим количеством старинных икон, церковные колокола, монастырская библиотека, частично архив и рукописи.

Макарьев в предвоенные годы

Стало развиваться колхозное движение, а так- же артельная форма объединения горожан. Был создан промышленный комбинат, который имел цеха: столярный, хлебопечения, кондитерский, безалкогольных напитков, сапоговаляльный. Чуть позднее была образована система райпищепрома, которая занималась выращиванием и переработкой фруктов, овощей, ягод, солением и маринованием грибов.

Развивается и модернизируется колхозная техника, а созданные машинно-тракторные станции требовали опытных кадров и специалистов. Именно поэтому в стенах училища, построенного на средства благотворителя Ф. Д. Чижова, открываются курсы по подготовке ремесленников и слесарей.

В 1927 году макарьевское ремесленное училище оканчивает Дмитрий Федорович Устинов, демобилизованный из рядов Красной армии. В стенах училища будущий крупный государственный деятель – министр обороны СССР, член Политбюро ЦК КПСС, проучился четыре года.

Макарьевцы — образцы героизма и мужества

Суровые годы Великой Отечественной войны оборвали мирную жизнь города и страны. Тысячи добровольцев ушли на фронт защищать Отчизну.

В годы войны наших земляков можно было встретить под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, Белоруссии, воевали они на Кавказе и под Ленинградом. Многие из них показали образцы геройства, отваги, стойкости и мужества. Более тысячи были награждены орденами и медалями. Трое — полковник Н. А. Смирнов, капитан А. Ф. Володин и рядовой Ю. В. Смирнов — заслужили звание Героев Советского Союза, а старший сержант А. В. Скучалов за боевые заслуги стал кавалером трёх орденов Славы, сержанты А. А. Хахалин и П. С. Чернов — двух орденов Славы.

Мы чтим героев и ветеранов войны, об этом неустанно говорит В. В. Путин: “Нужно бережно хранить память о героях Великой Отечественной”.

Подвиг Ю. В. Смирнова

В честь подвига земляка Смирнова Юрия Васильевича, проживавшего до призыва на фронт в 1943 году на ул. Кладбищенской, позднее она была переименована и названа в его честь, точно так же, как и Макарьевское СПТУ (бывшее ремесленное училище), где он учился.

Вот как описывается его подвиг в боевом листке Политотдела 11-й гвардейской армии от 8 октября 1944 года: «Сперва палач прибил гвоздями одну руку, потом другую и молодой комсомолец Юрий Смирнов повис, распятый на стене блиндажа. Кровавые капли стекали по обнаженному телу. Страшным огнём горели раны. Немецкий офицер впился холодными, жестокими глазами в лицо своей жертвы. Но по-прежнему запекшиеся губы были сомкнуты в великом молчании.

И снова брался палач за своё чудовищное орудие пыток. Острый гвоздь рвал тело, дробил кости, а советский солдат молчал…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *