в каком году образовалось скифское царство
Скифы — кем были властители степей Причерноморья?
Среди древних кочевых народов одними из самых известных являются скифы. Они были воинственными и жестокими, легко ввязывались в войны, причём выигрывали немало сражений, наводя ужас на оседлые племена. Словно ураган, скифы проносились по степям, покоряя и завоёвывая.
Многие могущественные державы прошлого предпочитали держаться подальше от земель скифов, ведь кочевников сложно было подчинить, они представляли собой грозную неуправляемую силу. Скифские племена занимали обширные степные территории в Европе и Азии в VIII-IV веках до нашей эры. После себя они оставили неповторимое культурное наследие и немало свидетельств в работах древних историков. Как же жили скифы? И куда они исчезли?
Особенности скифов
Скифы представляли собой группу кочевых племён, что занимали значительные территории. К этому народу принадлежали и кочевники Забайкалья и Северного Китая, однако наибольшее количество сведений, сохранившихся у античных авторов, относится к скифским воителям Причерноморья, а также земель в устьях Дуная и долины Дона.
Несмотря на то, что многие учёные сходятся во мнении, что скифы были ираноязычными кочевниками, мнения об их происхождении кардинально различаются. Ряд историков предполагает, что именно скифские племена принадлежали к древним арийцам, другие же поддерживают теорию, высказанную их античным коллегой, Геродотом, о том, что скифы являлись группой из различных общин, объединённых родственными узами и общими предками.
Скифский военачальник / © zalan kertai / kertaizalan.artstation.com
Не вызывают сомнения и антропологические различия скифов, что наблюдались внутри самого этноса. Так, к примеру, лесостепные племена отличались более узкими и вытянутыми чертами лица в сравнении со своими степными “братьями”.
Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ отмечал следующие особенности народа:
“Скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом… Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин”.
Теории происхождения
Но кем же были предки воинственных скифов? На этот счёт существует две официальные гипотезы. Одну из них подробно раскрыл советский археолог Борис Граков. Он придерживался мнения, что большинство скифских племён принадлежали к автохтонным народам, а их предками стали этносы, создавшие срубную культуру.
Не секрет, что район Причерноморья знал несколько волн миграции. Вероятно, переселенцы, являющиеся представителями срубных культурных общностей, постепенно смешивались с населением, пришедшим ранее на эти земли.
Скифы / © Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com
Несмотря на всю обоснованность этой версии, остаётся один неизвестный элемент: культура скифов, их известные “звериные” орнаменты и декоративные элементы не были свойственны “срубникам”, а значит, были заимствованы у других племён.
Советский историк Алексей Тереножкин высказывал совершенно иное мнение. Благодаря его трудам появилась так называемая центральноазиатская теория происхождения скифского народа. Он предполагал, что скифы не были связаны с местными племенами Причерноморья — кочевники просто пришли на эти территории в VII веке до нашей эры, а их родиной являлась Азия.
Времена расцвета
Как я уже заметила, немало сведений о скифах нам оставили античные авторы, в частности, историк Геродот. В его записях и вовсе рассказывается о скифской версии их появления, хотя она напоминает миф. Прародителем своим народ считал Таргитая, сильного и могущественного воина, от сыновей которого появились многие кочевые народности.
Расцвет власти скифов на покорённых землях приходится на VIII-VII века до нашей эры. В это время киммерийцы вытесняются ими из Северного Причерноморья, что становится центром обитания кочевников. Активное развитие торговых отношений с соседними народами, обмен различными товарами ускоряли процесс разделения на классы и становления скифского общества.
Но, несмотря на успехи в торговле, в первую очередь, эти племена представляли грозную воинственную силу, противостоять которой решались далеко не многие. Полководец Зопион, назначенный Александром Македонским наместником во Фракии, оказался одним из тех, кто недооценил силу скифов.
Юстин в своей «Эпитоме Помпея Трога» пишет следующее:
“Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошёл войной на скифов, но был уничтожен со всей армией”.
Нравы скифов
Заметьте — разгром огромного войска подаётся как нечто совершенно лёгкое и естественное для скифов. От себя хочу добавить, что во многом успехам скифов способствовала и территория их проживания.
Кочевники превосходно воевали на открытой местности, а уже одни только степные просторы давали им немалое преимущество над противником. Впрочем, и нравы самих скифов приводили в ужас представителей других народов.
“Военные обычаи их таковы: скиф пьет кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего”.
Начало упадка
Скифы смогли создать по-настоящему сильную державу, однако они были далеко не единственным сильным кочевым народом в своём регионе. В 280-260 годах до нашей эры на скифские земли приходят родственные им племена сарматов, что оттесняют и убивают многих представителей этого народа.
Однако скифы не спешили сдаваться. Во II столетии до нашей эры в Крыму Скифское царство входит в пору своего процветания. Увы, этот “золотой век” продлился недолго — государство скифов просуществовало лишь до III столетия нашей эры.
В дальнейшем оно было уничтожено готскими завоевателями. В период Великого переселения народов скифы и вовсе перестали существовать как этнос. Они смешались с другими кочевниками, став основой для появления новых племён. Однако и сегодня во многих из нас течёт кровь этих великих кочевников, истинных властителей степных просторов.
Когда скифы владели Азией
По словам греческого историка Геродота, скифы жили в самой отдалённой земле, которая не давала им никаких полезных плодов, поэтому у них ничего не было и сами они не обладали никакими достоинствами — за исключением воинской доблести. Ни один народ, который когда-либо нападал на скифов или на который сами скифы ходили войной, никогда не мог их победить. Храбрость и многочисленность скифов делала их неодолимым противником. Некогда скифы на протяжении 28 лет владели всей Азией. Посмотрим, как скифы обрели эту власть и как её утратили.
Появление скифов
Родина скифов лежит далеко на востоке, на территории современной Монголии и Восточного Казахстана. Примерно в середине — третьей четверти VIII века до н.э. здесь поднялась волна ираноязычных кочевых народов, отправившихся в путь. На широком пространстве степной зоны Евразии, от гор Алтая и Тянь-Шаня до Средней Азии и Ирана, а также до казахских степей и далее на запад — за Волгой, на Кавказе и в Северном Причерноморье, одни племена покоряли или вытесняли другие. Менялись антропологический облик населения, язык, археологические культуры. Движение продолжалось около половины столетия, и в результате саки и массагеты заняли степи между Каспийским и Аральским морями, а собственно скифы перешли Волгу и оказались в степной зоне Предкавказья и Северного Причерноморья. Жившие здесь прежде ираноязычные племена киммерийцев частично отступили перед завоевателями, частично примкнули к ним, со временем полностью с ними смешавшись и приняв их имя.
Повествуя о появлении скифов в Причерноморье, Геродот рассказывает, что некоторые киммерийцы в страхе перед завоевателями покинули родину и через горы Кавказа ушли на юг, в Малую Азию. Скифы пустились в погоню за беглецами, но сбились с пути:
«Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались справа от Кавказа, пока не вторглись в земли мидян. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».
В другой части текста историк отмечает:
«От озера Меотиды до реки Фасиса и страны колхов 30 дней пути для пешехода налегке. А от Колхиды до Мидии — не дальше, только между этими странами живёт одна народность — саспиры. Минуя их, можно попасть в Мидию. Скифы во всяком случае вступили в Мидию не этим путём, но, свернув с прямой дороги, пошли верхним путём, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа. Здесь-то и произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили своё господство по всей Азии».
Возможно, это означает, что скифы шли через Дербентский проход, в то время как киммерийцы воспользовались более коротким маршрутом через Дарьяльское ущелье.
Скифы в Закавказье
Переход скифов через Кавказ и их появление в северо-западной части Ирана относится ко времени около 680 года до н.э. Под их натиском жившие здесь ранее киммерийцы были вынуждены отойти в юго-западном направлении к границам Каппадокии. Из ассирийских клинописных документов этого времени известно о набегах скифов за добычей на пограничные провинции Бит-Хамбан и Парсумаш. Около 675 года до н.э. подвластные Ассирии мидяне с помощью скифов свергли ассирийское господство и создали самостоятельное государство со столицей в Экбатанах. Предводитель восстания некий Хшатрита (около 673–653 год до н.э.) был провозглашён первым царём.
В одной из надписей наряду с другими союзниками Хшатриты упомянут вождь скифов Ишпакай, разбитый ассирийцами и погибший на поле боя примерно в 673 году до н.э. Его имя Išpakâi может быть выведено из скифского Aspak — «всадник» или, по другой версии, из иранского Spaka — «собака».
Ишпакай является первым известным нам по имени предводителем скифов. Его преемником стал Партатуа, известный Геродоту под именем Прототий. Это имя упоминается и в ассирийских документах. Среди табличек ассирийского царя Асархаддона (680–669 годы до н.э.) из Ниневии известен следующий его запрос к оракулу бога Шамаша:
«Партатуа, царь скифов, послал гонца к Асархаддону (…) если Асархаддон, царь Ассирии, отдаст в жёны Партатуа, царю скифов, дочь царя, вступит ли с ним Партатуа, царь скифов, в союз, слово верное, мирное, слово дружбы скажет ли Асархаддону, царю Ассирии, клятву верности будет ли выполнять поистине…».
Прямых данных о заключении династического брака между дочерью Асархаддона и предводителем скифов нет, однако последующие события косвенно его подтверждают. Известно, что вскоре скифы вышли из состава антиассирийской коалиции, и это позволило Асархаддону закончить войну с мидянами на приемлемых для себя условиях. Мидия должна была признать номинальную зависимость от могущественного соседа, однако Каштариту сумел удержать власть в своих руках и передал её своим наследникам. В приводимой Геродотом генеалогии мидийских царей Каштариту — или Хшатрита в мидийской форме этого имени — должен соответствовать Фраорту, отцу знаменитого впоследствии царя Киаксара.
Скифы немало выиграли от союза с Ассирией. Если Ишпакай в ассирийских документах назван просто «скифом», то его преемник Партатуа уже почтительно именуется «царём страны Ишкуза», то есть Скифского царства, располагавшегося где-то в землях к северу от озера Урмия. Отсюда скифы сами или в качестве ассирийских союзников могли совершать походы против Урарту на территории современной Армении, против киммерийцев в Малой Азии или против Мидии. По мере усложнения политической обстановки на северных границах Ассирии и возникновения новых антиассирийских восстаний значение союза со скифами для Ниневии постоянно возрастало.
Разгром Мидии
Важнейшую роль скифы сыграли в устранении угрозы со стороны постоянно растущей после обретения независимости Мидийской державы. Основная информация об учинённом скифами в 653–652 годах до н.э. разгроме Мидии содержится в «Истории» Геродота:
«Фраорт не удовольствовался владычеством над мидянами (…) но начал покорение всей Азии, народ за народом. Наконец, он выступил в поход на ассирийцев, именно на тех, что владели Нином и прежде были владыками всей Азии, а теперь, после отпадения своих союзников остались одни; у себя дома, впрочем, они были ещё довольно могущественны. В этом-то походе пал и сам Фраорт после 22-летнего царствования, и погибла большая часть его войска».
Хотя Геродот не уточняет, от чьей руки пал Фраорт (он же, возможно, Хшатрита), но это сообщение весьма заманчиво сопоставить с приведённым выше его же рассказом о разгроме мидян скифами после перехода Кавказа и обретении ими господства над всей Азией. Та же история о нападении мидян на ассирийцев и последовавшем затем их разгроме скифами встречается у Геродота снова в следующем виде:
«После кончины Фраорта царство перешло к его сыну, внуку Дейока Киаксару (…) Это был тот самый Киаксар, который сражался с лидийцами, когда во время битвы день внезапно стал ночью (…) Со всеми подвластными народами Киаксар выступил против Нина, чтобы отомстить за отца и разрушить город. Тут-то, когда он уже одолел ассирийцев и начал осаду Нина, в пределы его царства вторглись огромные полчища скифов во главе с царём Малием, сыном Прототия. Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю».
Упомянутое здесь солнечное затмение произошло в 585 году до н.э., что является слишком поздней датой для описываемых событий и упомянутых персонажей, ведь появление скифов в Закавказье, как мы видели, относится ещё к рубежу VIII и VII веков до н.э., а возвышение Лидийского царства и Мидии, война между ними и вышеупомянутая битва на реке Галис происходила вследствие крушения скифского господства в Азии, а не предшествовала ему, как можно подумать из непосредственного содержания цитируемого отрывка. Наиболее правдоподобной является версия, согласно которой Геродот перепутал последовательность событий, и разгром скифами Мидии относится к правлению Фраорта (Хшатрита), а не Киаксара.
Разгром киммерийцев
После рассказа о разгроме скифами Мидии Геродот повествует о 28-летнем периоде скифского владычества в Азии:
«В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, всё опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они ещё, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел».
Упомянутые Геродотом 28 лет хорошо укладываются в период между смертью Фраорта (Хшатриты) в 653 году до н.э. и победой, одержанной над скифами его преемником Киаксаром в 625 году до н.э. Это позволяет построить единую непротиворечивую шкалу событий. В начале этого периода скифы осуществляли гегемонию в качестве союзников Ассирии, а после разрыва с ней — самостоятельно.
Одним из главных противников Ассирии в это время было Урарту, цари которого, опираясь на союз с киммерийцами, стремились к расширению своих владений в западном направлении. Предельно ослабленное скифскими набегами Урартру было вынуждено в 643 году до н.э. обратиться за защитой к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (669–627 годы до н.э.). В Малой Азии в это время хозяйничали киммерийцы, которые в 644 году до н.э. разгромили Лидийское царство, сожгли его столицу Сарды и убили царя Гига. Его преемник Ардис был вынужден обратиться за помощью к ассирийскому царю.
После этого скифы Мадия через территорию союзного им на тот момент Урарту или южнее, через собственно ассирийские владения, продвинулись в Малую Азию и нанесли киммерийцам разгромное поражение. Последний раз киммерийцы упоминаются около 640 года до н.э. в ассирийском гимне Мардуку, автор которого благодарит бога за заступничество от кочевников. После этого сведения о них исчезают из документов. К этому же времени относится первое знакомство со скифами малоазиатских греков-ионийцев. В поэме Аристея Проконесского впервые появилась легенда о переселении киммерийцев и их преследовании скифами, которая впоследствии нашла отражение в «Истории» Геродота.
Скифское владычество в Азии
Вскоре после этого Ассирийская держава вошла в новую полосу турбулентности. Начало кризису было положено около 630 года до н.э., когда скифы Мадия разорвали союз с Ниневией и обрушились опустошительными набегами на её северные и западные границы. Ассирия не смогла им противостоять, и её власть на обширных территориях к западу от Евфрата рухнула. Эта внезапная катастрофа послужила триггером для внутренних конфликтов. Дискредитированный поражением царь Ашшурбанапал был отстранён от престола и вынужден удовольствоваться властью над Вавилоном. Новым царём Ниневии стал его сын Ашшурэтилилани (629–623 годы до н.э.). Рокировка на троне не спасла положение: от Ассирии одна за другой начали отделяться завоёванные ранее провинции.
Период смуты, нападений кочевников и повальных грабежей, предшествовавший окончательному падению Ассирии, произвёл на Ближнем Востоке столь сильное впечатление, что здесь возникло предание о 28-летнем скифском владычестве в Азии. Через местные источники это предание дошло до Геродота. Как мы видели, отец истории на самом деле отсчитывал этот срок от победы скифов над мидянами в 653 году до н.э., однако он верно изложил последовательность событий. По словам Геродота, ареал грабительских набегов скифов доходил до границ Египта:
«Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отставших воинов разграбили святилище Афродиты Урании…».
Археологическим подтверждением этого рассказа являются многочисленные находки характерных скифских втульчатых наконечников стрел VII–VI веков до н.э., которые находят по всему Ближнему Востоку вплоть до Палестины. Некоторые исследователи связывают с влиянием древневосточных цивилизаций проникновение в раннекочевническую среду ряда орнаментальных мотивов и изделий, декорированных в технике перегородчатой инкрустации, характерной для переднеазиатской торевтики.
Крушение скифского господства
В 625 году до н.э. мидийский царь Киаксар поднял восстание против скифов, истребил их знать и изгнал из страны. Об обстоятельствах этого события рассказывает Геродот:
«Киаксар и мидяне пригласили раз множество скифов в гости, напоили допьяна и всех перебили. Так мидяне восстановили прежнее величие своей державы и ещё завоевали Нин и покорили ассирийцев, за исключением Вавилонской области».
Потерпев поражение, скифы вернулись туда, откуда пришли — в Причерноморские степи. На обратном пути им пришлось выдержать настоящую войну с детьми, которых их жёны из-за длительного отсутствия мужей породили от рабов. Как рассказывает Геродот, скифы долго не могли одолеть их в бою, пока по совету одного старика не догадались отбросить копья и мечи и атаковать их с плетьми в руках.
После отступления основной массы кочевников какие-то группы скифов продолжали оставаться в Передней Азии, но они уже не представляли серьёзной военной угрозы для её исконных обитателей. Скифское царство где-то на территории современного Азербайджана ещё в 590-х годах до н.э. упоминалось пророком Иеремией. «Прямошапочных» скифов, отличных от среднеазиатских саков тиграхауда, Геродот называл среди населения Мидии уже Ахеменидского периода. Вероятно, со временем их потомки полностью растворились в местной этнической среде.
СКИФЫ
Другие статьи из серии «Скифы»:
Невольно возникает вопрос, каким же было Мидийское царство, если оно внушало такой страх опытнейшему полководцу, стоящему во главе одного из сильнейших государств Ближнего Востока? Чтобы ответить на него и проследить путь, который прошла Мидия от вполне ординарного, хотя и довольно сильного, ближневосточного царства до сильнейшего государственного объединения всего региона, придется вернуться в VII в.
«… История (в узком смысле слова) евразийских степей начинается достаточно поздно — в VIII — VII вв. до н. э.: именно в это время появляются первые упоминания их населения в письменных текстах. Более ранний период всецело принадлежит праистории и для его изучения мы располагаем лишь данными археологии. … История западной части евразийских степей этого периода связана, прежде всего, с двумя народами, упоминаемыми письменными текстами — киммерийцами и скифами …» А.И. Иванчик.
Если перевести вышесказанное с «научного» на «человеческий», то получается, что хоть что-то про деяния скифов и их ближайших родственников киммерийцев мы узнали из сохранившихся ассирийских и урартских текстов, относящихся к VIII — VII в. до н. э. До этого момента мы можем говорить лишь о неких безымянных племенах, оставивших следы своего существования в виде «… культуры, получившей в археологии название скифской или скифо-сибирской, о населении которых нет письменных данных…» М.И Артамонов. Материальные доказательства существования данных племен обнаруживаются на весьма обширной территории от Южной Сибири и Северо-Западного Китая до Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Но, увы, по археологическим находкам можно восстановить уровень развития общества и, отчасти, образ жизни людей, но нельзя связно рассказать их историю.
Скифы не оставили после себя памятников словесности, где рассказывалось бы об их жизни до похода на Ближний Восток. Впоследствии недостаток информации будет восполнен мифотворчеством, более образованные и посему более склонные к фантазиям греческие писатели быстренько сочинили грозным пришельцам родословную. «…По словам Геродота, скифы считали своей прародиной Нижнее Поднепровье, где в Гилее (Полесье) обитала их прародительница полуженщина-полузмея — Эхидна, а по другой версии их прародителем был Таргитай — сын Зевса (Папая) и дочери реки Борисфена (Днепра)…» М.И Артамонов
Причина, по которой скифские племена двинулись в далекий путь, бросив свои земли, тоже известна со слов Геродота. «Отец истории» использовал сведения о «скифском исходе» из поэмы «Аримаспия», написанной поэтом Аристеем. Этот греческий стихотворец побывал в гостях у скифов в VI или в VII веке до н. э. и познакомился с их легендами и сказаниями, которыми и поделился с читателями, создав по их мотивам свою поэму. Стихотворный шедевр канул в Лету, а вот его пересказ вполне сохранился. Из него следует, что изначально скифы обитали где-то за рекой Арака в Азии, откуда их вытеснили приуральские массагеты. Пришедшие в движение скифские племена вломились в Северное Причерноморье и, в свою очередь, вытеснили оттуда киммерийцев. Война с киммерийцами не на шутку увлекла скифов, которые преследовали своих врагов аж до Ближнего Востока.
Современные историки относятся к сведениям Геродота довольно скептически: «…Археология не знает ни о каком вторжении нового населения в Северное Причерноморье, которое могло бы соответствовать появлению там скифов и изгнанию ими киммерийцев после указанного выше распространения срубной культуры к западу от Волги и вытеснения ею предшествующей катакомбной культуры. Ввиду этого в основе события, о котором говорится у Аристея — Геродота, может лежать только смена катакомбной культуры срубной, соответствующая замене одного народа другим, а именно киммерийцев скифами…» М.И Артамонов. Разумеется, эта теория не единственная, существуют и другие, но ни одна из них пока не может похвастаться наличием безупречной доказательной базы, а значит, вопрос остается открытым.
Кочевники евразийских степей впервые появляются в поле зрения письменных источников во второй половине VIII в. до н. э. Первые достоверно нам известные события истории этих кочевников — их походы в Переднюю и Малую Азию, где они вступили в непосредственный контакт с народами, обладавшими письменностью (урартами, ассирийцами, греками и др.), благодаря чему, собственно, и стали нам известны …» А.И. Иванчик. Действительно, первые сведения о киммерийцах и скифах мы получили из ассирийских документов. Если бы не они, неизвестно смогли бы мы вообще различить эти родственные культуры близкие настолько что сложно отличить при раскопках артефакты, принадлежащие скифам от предметов, некогда бывших собственностью киммерийцев.
«… те же скифы иной раз разумеются и под более общими наименованиями «киммерийцев» и «умман-манда … термин «киммерийцы», особенно в текстах, писанных на вавилонском диалекте аккадского, может, по-видимому, относиться и к другим кочевникам … под «киммерийцами» вавилоноязычные источники (к которым относятся и запросы к оракулу), а иногда и ассироязычные в ряде случаев имеют в виду также и скифов-шкуда.» И.М. Дьяконов
Подгоняемые изменением климата, скифские племена двинулись в дальний путь, однако это не была неуправляемая и неорганизованная орда. На Ближний Восток надвигалось хорошо организованное войско «…скифы, как и ранее киммерийцы, представляли собой организованное общество, скорее всего в виде союза племен, управляемого советом родоплеменных властей и выбранными ими военными предводителями. Такие союзы создавались скифами, вероятно, и раньше, но с более ограниченными целями и не столь значительные по размерам. Теперь же в союз вошло большинство кочевого населения Скифии, для которого передвижение на далекое расстояние не составляло неразрешимой проблемы, и, возможно, какая-то часть оседлого, как и кочевники, испытывающего губительное влияние засухи …» М.И. Артамонов
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Киммерийцы и скифы от появления на исторической сцене до конца IV века до н.э.» М. И. Артамонов
«Киммерийцы и скифы» А.И. Иванчик
«История Мидии» И.М. Дьяконов