в каком году немецкий врач психиатр предложил способ саморегуляции аутогенная тренировка
В каком году немецкий врач психиатр предложил способ саморегуляции аутогенная тренировка
Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание.
Это привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния (Kraft). В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление» (18-е издание).
В последние 30 лет аутогенная тренировка получила широкое распространение, руководства по ней (20-е издание) переведены на английский, французский, исландский, итальянский, норвежский, португальский, испанский и чешский языки. Признание этого метода как одного из главных способов психотерапевтического воздействия привело к его включению в 1981 г. в программу постдипломного образования врачей в ФРГ. Согласно этой программе, для получения квалификации психотерапевта требуется представить доказательства знания и собственного опыта применения аутогенной тренировки, равно как и психоанализа. Число учебных часов, посвященных изучению этого метода, несколько различается в разных вариантах программы (Kraft).
Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка с помощью концентрированного саморасслабления путем самовнушения приводит к достижению аутогипнотического состояния. На основе определенной последовательности упражнений, повторяемых регулярно, достигается желаемое расслабление. Физиологической точкой приложения аутогенной тренировки служит вегетативная нервная система. С помощью аутотренинга достигается переход от симпатикотропных к парасимпатикотропным реакциям.
Процессы этого перехода легко наблюдать (брадикардия, спокойное равномерное дыхание). Физическое расслабление, торможение преобладающих симпатических реакций и достаточная активизация парасимпатической иннервации приводят в итоге к психической релаксации. И наконец, исходя из опыта гипноза, с помощью так называемых «формул самовнушения», можно достигать эффектов, которые тоже способствуют саморасслаблению. Это известно как «гипнотическое последействие».
В результате регулярных тренировок совершенствуется психовегетативная саморегуляция, и в ситуациях стресса обученный человек способен воздействовать на чрезмерные реакции.
Практика основной ступени аутогенной тренировки
О широком распространении аутогенной тренировки говорит обилие выпускаемой инструктивной литературы по этому вопросу (Schulz, для детей и подростков: Biermann, Kruse, Eberlein).
В принципе не стоило бы рекомендовать самостоятельное обучение аутотренингу, лучше осваивать метод под руководством психотерапевта, имеющего достаточный опыт его применения. Аутотренингу можно обучать индивидуально или в группе. Индивидуальное обучение соответствует традиционным отношениям между врачом и пациентом. Оно показано в тех случаях, когда аутотренинг сочетается с рядом других психотерапевтических воздействий. Крафт (Kraft) на основании собственного богатого опыта в области аутогенной тренировки сообщает о феноменах переноса и контрпереноса, наблюдаемых при индивидуальном обучении.
Аутотренинг в группах, как показывает практика, способствует обучению, так как сообщения разных участников о своем опыте усвоения упражнений могут влиять на эффективность обучения всей группы. Если речь идет о больных, то в группе должно быть не более 6—8 человек; если же обучаются здоровые люди, возможны группы из 15—20 человек.
Цели аутогенной тренировки — расслабляющий эффект, создающий чувство отдыха, переход от эрготропных к трофотропным способам реагирования, «резонансное торможение аффектов (чрезмерных)» —достигаются в основной ступени с помощью шести стандартизованных упражнений. В результате таких упражнений происходит поэтапное приближение к трофотропному реагированию. При этом человек
• научается достигать ощущения тяжести в конечностях (расслабление произвольной мускулатуры);
• научается достигать ощущения тепла (расслабление гладкой мускулатуры, соответствующее расширение сосудов);
• тренирует дыхание («пассивное» ощущение ритма дыхания, который в определенных границах становится экономичным в смысле трофотропного реагирования);
• тренирует сердечную мышцу (механизмы аналогичны используемым при тренировке дыхания);
• выполняет упражнения по тренировке солнечного сплетения (регуляция желудочно-кишечного тракта; усиление моторики желудка и кишечника, стимуляция пищеварения);
• учится создавать ощущение прохлады в области лба (ограничение вызываемых тренингом ощущений областью туловища, «голова остается свободной», обучающийся сохраняет способность управлять происходящим). (По Kraft. с изменениями.)
Аутогенная тренировка. История возникновения методики аутотренинга
Сегодня я увидел пост о совладании с чувством страха и тревоги, где были описаны некоторые упражнения, что натолкнуло меня на мысль чуть более широко раскрыть тему аутотренировки. Если тема будет актуальна (пожалуйста сообщите мне об этом), то я далее могу расписать и выложить рабочие системы аутотренинга, применявшиеся ранее и используемые сейчас. А пока выкладываю историю возникновения и становления методики.
К сожалению не могу указать источник, т.к. лично у меня информация собрана в виде выборки статей по подходам, направлениям, темам и не всегда можно отследить какому уже конкретно автору принадлежит конкретная публикация.
В основе базовых механизмов, которые сегодня используются при аутогенной тренировке, лежат наблюдения исследователей, занимавшихся проблемой гипноза. В начале 1900-х годов нейропсихолог Оскар Фогт заметил, что некоторые его пациенты сами себя вводят в гипнотическое состояние. Фогт назвал это состояние самогипнозом. Такие пациенты в меньшей степени утомлялись, испытывали меньше напряжения и страдали от меньшего количество психосоматических расстройств (например, головных болей), чем другие. В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку сомовнушения, например: «Мой страх проходит», «Мое состояние все больше и больше улучшается». Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия.
Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.
И все-же, «отцом» аутогенной тренировки считается немецкий учёный Иоганн Генрих Шульц (Johann Heinrich Schultz, 1884-1970). Он родился в Гёттингене, в семье профессора теологии. После учёбы в Лозанне, Гёттингене и Бреслау молодой врач-невропатолог работал некоторое время в институте психологии имени Пауля Эрлиха во Франкфурте-на-Майне, где читал студентам демонстрационный курс лечебного гипноза. Затем Шульц несколько лет занимал пост главного врача в известном санатории «Белый олень» под Дрезденом, а с 1924 года практиковал в Берлине, где прожил почти всю свою творческую жизнь. В 1936-ом стал директором столичного института психотерапии. Маститый учёный – автор более 400 публикаций, в том числе ряда монографий. Его самым крупным трудом является книга «Лечение душевнобольных».
Однако основным делом жизни профессора Шульца была разработка методики аутотренинга. Работая психиатром, Шульц собрал обширный материал, который ему очень пригодился в будущем. Основные положения концепции АТ отчётливо прослеживаются в работе «О стадиях гипнотического состояния души». В предгипнотическом состоянии, констатирует Шульц, все пациенты с «абсолютной закономерностью переживают два состояния: своеобразную тяжесть во всём теле, особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла». К тому времени уже было известно, что условием достижения гипнотического эффекта является «центральное переключение» психики, которое состоит в том, что пациент приводится в состояние полусна-полубодрствования, в котором он становится особенно восприимчивым к формулам гипнотического внушения, воздействующим на деятельность вегетативной нервной системы и через неё на различные физиологические функции организма.
Материал, накопленный Шульцем в амбулатории лечебного гипноза в Бреслау, показывал, что некоторые пациенты умеют вызывать предгипнотическое состояние самостоятельно, без физического или психологического воздействия извне. При этом они проходят те же стадии «чувства тяжести и тепла во всём теле», которые являются обязательными признаками начала гипнотического погружения. На основании этих фактов проф. Шульц выдвинул гипотезу о том, что самогипноз управляется теми же психофизиологическим механизмами, что и подлинный гипноз.
В этом убеждении его поддержал д-р Оскар Фогт, его друг и коллега, изучавший деятельность головного мозга и подтвердивший факты полного переключения психики через ощущение тяжести в теле, сменяющееся ощущением тепла. После того, как стали известны параметры внешних физических состояний, приводящих к гипнотическому погружению, требовалось найти их психологические основы, чтобы управлять самогипнозом. На решение этой задачи Шульцу, его последователям и ученикам потребовалось более 20 лет. В 1932 году Шульц опубликовал главную работу своей жизни, монографию «Аутогенная тренировка» («Das autogene Training»). Книга была вскоре переведена на многие языки и выдержала большое число изданий. Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия. Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:
– чувством тяжести в руках и ногах;
– чувством тепла и приятной расслабленности в мышцах тела;
– чувством тепла в области живота;
– чувством прохлады в области лба.
Шульц исходил из того, что если научить человека вызывать у себя ощущения, соответствующие тем, которые он испытывает во время погружения в гипнотическое состояние, то это позволит ему без помощи врача вводить себя в состояние, близкое к гипнотическому, и посредством самогипноза самостоятельно избавляться от многих болезненных психических и физических нарушений, мешающих нормально жить и работать.
Позже идеи Шульца получили самое широкое распространение не только в медицине, но в других областях деятельности человека, связанных с экстремальными ситуациями, и в повседневной жизни.
Механизмы аутогенной тренировки
В основе аутогенной тренировки лежат три основных механизма:
1. Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком. Психическое состояние человека не только выражается в определенных изменениях его дыхания, оно фиксируется в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц. Мозг, получая импульсы от мышц и суставов, фиксирует связь эмоциональных состояний и степени напряжения определенных групп мышц.
Сознательно расслабляя мышцы тела, изменяя ритм и глубину дыхания, человек может воздействовать на физиологические процессы, происходящие в организме. Полное расслабление мышц, замедление ритма и снижение глубины дыхания способствуют торможению деятельности мозга, приближая состояние человека к состоянию дремоты, которая может перейти в сон.
2. Наличие связи сознательно вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.
3. Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками, что неоднократно раз было подтверждено в ходе гипнотических сеансов. Состояние аутогенного погружения отличается от сна или дремотного состояния. Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется как расслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии.
Условия для аутогенной тренировки
Человек, прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практически в любых условиях. Однако на первых порах, в период овладения основами аутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:
1. Наличие достаточно тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопание или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно не мешает занятиям.
2. Умеренная освещенность помещения.
3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия (например, телефонный звонок или дети).
4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).
Шульц и И.В. Люте (основоположники АТ) считают обязательными следующие условия:
• высокая мотивация и готовность к деятельности;
• рациональный уровень самоконтроля и саморегуляции;
• поддержание определенного положения тела, способствующего получению пользы (см. ниже);
• сведение к минимуму воздействия внешних стимулов и концентрация сознания на внутренних ощущениях;
• концентрация внимания на телесных ощущениях.
В каком году немецкий врач психиатр предложил способ саморегуляции аутогенная тренировка
Иоганн Генрих Шульц (родился 20 июня 1884 года в нижнесаксонском городе Геттингене (Германия); умер 19 сентября 1970 в Берлине) по праву считается создателем аутогенной тренировки. Сын профессора богословия в университете Геттингена, Шульц изучал медицину в Лозанне и Германии. Однако в конечном итоге он делает свой выбор в пользу изучения психологии и психиатрии.
Во время учебы он, как и его учителя Людвиг Бинсвангер и Ганс Бергер, участвует в разработке электроэнцефалографии. В 1911 году он знакомится с теорией Зигмунда Фрейда, которая тогда начала набирать популярность в Германии.
В 1919 году Шульц – профессор неврологии и психиатрии, он преподаёт также медицинскую психологию в Дрездене. С 1924 года он специализируется в области психотерапии. Важную роль в его научных изысканиях сыграла работа Оскара Фогта по гипнозу. Шульц увлечённо изучает практику гипноза, видя в нём огромный психотерапевтический потенциал. Он работает над методикой гипноза, позволяющей каждому человеку добровольно вводить себя в гипнотическое состояние, создаёт практические техники самовнушения.
Первые результаты изучения аутогенной терапии Шульц опубликовал в 1932 году, после почти десяти лет клинических исследований. Он выявил ряд закономерностей и аутогенной тренировки. Так, Шульцем было установлено, что повторение упражнений несколько раз в день значительно повышает их эффект и в разы снижает вероятность стресса. Он также охарактеризовал фазы расслабления, знание которых так важно для эффективного самовнушения, определил необходимость припоминать и описывать те ощущения, которые человек испытывал во время аутотренинга.
Классическая методика аутогенной подготовки Иоганна Шульца
В результате анализа различных методик саморегуляции появилась стройная система аутогенной тренировки, в которой выделяют две ступени: высшую и низшую. Сначала надо овладеть низшей ступенью, состоящей из шести основных упражнений. На освоение каждого упражнения потребуется в среднем одна-две недели. Цель низшей ступени аутогенной тренировки – научиться регулировать так называемые вегетативные процессы, т.е. пульс, или частоту сердцебиений, глубину и частоту дыхания, температуру кожи и некоторые другие. Одновременно овладение низшей ступенью позволяет нормализовать сон, улучшить аппетит, управлять собой в сложной обстановке, психологически напряженной ситуации.
Высшую степень аутогенной тренировки И. Шульц назвал аутогенной медитацией, суть которой в том, что человек в состоянии расслабления мышц длительное время сосредотачивает свое внимание на различных предметах и абстрактных образах. Этот термин, как и сама высшая степень аутогенной тренировки, предложенная И. Шульцем, получил происхождение в древнеиндийской системе «йога». Именно там наиболее широко используется мотивационные упражнения.
Приступать к упражнениям высшей ступени аутогенной тренировки можно только после того, когда ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях низшей ступени, достигаются примерно за 30-40 секунд. Низшей ступенью обычно занимаются до восьми месяцев. В течении этого времени продолжительность каждого занятия увеличивается с 10-15 минут до одного часа и больше.
Затем приступают к выполнению медитационных упражнений, во время которых тренирующийся должен удерживать состояние так называемой «пассивной концентрации», т.е. сосредоточения на определенном ощущении, в течение 30-60 минут. Эта способность достигается через 4-4,5 месяца тренировки. И лишь после пяти месяцев такой тренировки можно приступать к основным упражнениям высшей ступени. Таков только подготовительный этап к занятиям высшей ступенью аутогенной тренировки, которая почти не применяется из-за громоздкости и сложности курса. В связи с этим мы ее также не рекомендуем. А вот низшая ступень аутогенной тренировки позволяет в довольно короткие сроки добиться ощутимых результатов.
Упражнения Иоганна Шульца
Описанные далее упражнения входят в классическую методику аутогенной подготовки. И. Шульц относил их к низшей (начальной) ступени.
Третье упражнение – «Сердце».
Цель упражнения – научиться регулировать ритм сердцебиений. Словесная формула при нем следующая: «Сердце бьется ровно и спокойно». Однако применять это упражнение необходимо осторожно, особенно если когда-либо появлялись неприятные ощущения в области сердца. В этом случае хорошо получить консультацию у врача, знакомого с методикой аутогенной тренировки. В настоящее время третье упражнение применяется с лечебной целью и под руководством врача.
Четвертое упражнение – «Дыхание».
Это упражнение предназначено для регуляции ритма дыхания. Рекомендуемая словесная формула: «Моё дыхание ровное и спокойное. Мне дышится легко и спокойно». Это упражнение способствует не только успокоению человека, но и снятию в ряде случаев приступов бронхиальной астмы, спазмов дыхательной мускулатуры.
Пятое упражнение – «Тепло в области живота».
С его помощью можно вызывать ощущение приятного, расслабляющего тепла в брюшной полости. Систематическое выполнение этого упражнения создаёт обычно создаёт такое ощущение, которое бывает после теплой ванны. Словесная формула при этом упражнении: «Мой живот греет приятное глубинное тепло. Чревное сплетение излучает тепло». Общеоздоровительный эффект этого упражнения проявляется в нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Но применять его с лечебной целью необходимо под наблюдением врача.
В каком году немецкий врач психиатр предложил способ саморегуляции аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка была предложена немецким психиатром Иоганном Шульцем в 1932 году, хотя некоторые ее элементы (например, гипноз) использовались ранее.
Первоначально аутогенная тренировка применялась лишь в психиатрии – как способ лечения различных нервных расстройств. Затем благодаря дальнейшей разработке ее методики она стала использоваться для борьбы с волнением, профилактики нервного переутомления и улучшения психических качеств человека.
С каждым днем аутогенная тренировка получает все большее распространение. Чаще ею стали заниматься люди умственного труда, так как аутогенная тренировка позволяет в короткие сроки максимально улучшить работоспособность и отдохнуть, производительность труда.
Ученые и врачи выделяют несколько основных источников, которые дали начало аутогенной тренировке в том виде, в котором она используется в настоящее время. Первый источник – теория и практика самовнушения, второй – древнеиндийская система йогов, третий – теория и практика гипнотерапии. В качестве ещё одного источника современного аутотренинга называют психотехнические приёмы релаксации (расслабления).
Европейская система самовнушения
В двадцатых годах нашего столетия получила широкое распространение методика Эмиля Куэ (1857—1926), которую он сам назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Э. Куэ был очень наблюдательным человеком и тонко анализировал различные причины болезней, их исход, психологию больного. К сожалению, Э. Куэ основывался на примитивных представлениях о сущности болезней. Он не учитывал, чем вызвано заболевание – инфекцией, нервным потрясением или неблагоприятными условиями жизни, работы. По его мнению, главной причиной всех болезней является болезненное человеческое воображение, для чего достаточно шепотом, лежа(сидя), например, тридцать раз подряд повторить определенные фразы самовнушения 2-3 раза в течение дня.
При головной боли, независимо от причины возникновения боли для выздоровления необходимо мысленно повторять: «Я здоров. Голова перестала болеть. Я чувствую себя все лучше и лучше. » И так далее.
Данный метод довольно скоро потерял свою популярность как не оправдавший надежды. Увы, нет универсального лекарства от всех болезней. И метод Э. Куэ был пригоден лишь для излечения некоторых нервно-психических заболеваний.
Кстати, ещё до Эмиля Куэ отдельные элементы методики самовнушения применяли для лечения психических болезней такие русские ученые как С.П. Боткин, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и другие.
Подводя итог, можно сказать, что эффективное самовнушение, психологическая установка пациента на своё выздоровление и сегодня считается важным фактором в борьбе с болезнью. Свойство человеческой психики поддаваться самовнушению наиболее полно реализуется в упражнениях аутогенной тренировки.
Древнеиндийская система йогов
Одним из источников аутотренинга (аутогенной тренировки) принято считать медитативные традиции древнеиндийской йоги. Слово «йога» переводится как «созерцание, сосредоточение мыслей». Йоги, принадлежащие к индийской религиозной системе, уверены, что человек может путем самосозерцания овладеть сверхъестественными силами.
Однако наряду с религиозным смыслом в системе йогов есть ряд правил и упражнений, отразивших огромный опыт древнеиндийской медицины и связанных с оздоровлением тела и духа. К ним в первую очередь относятся гигиена тела и питания, физические упражнения и правила дыхания.
При изучении упражнений йогов выяснилось, что некоторые из них имеют общеоздоровительный эффект. В частности, система дыхательной гимнастики – «пранояма» – приводит к улучшению вентиляции легких. Кроме того, как обнаружил советский врач А.С. Залманов, при полном дыхании йогов диафрагмальная мышца работает как «нагнетательный насоса» и массажирует органы брюшной полости, выполняя роль «второго венозного сердца». Одновременно ровное, спокойное и глубокое дыхание успокаивает нервную систему, уменьшает волнение в момент какого-либо конфликта. Вот поэтому и используется в практике аутогенной тренировки полное дыхание древнеиндийских йогов.
Именно изучая физические упражнения, позы или асаны, «хатха-йоги», основоположник аутогенной тренировки Иоганн Шульц выделил позы, удобные для самовнушения, при которых максимально расслабляются мышцы тела. Эти способствующие релаксации и самовнушению позы и сегодня рекомендуются в системе аутогенной тренировки.
Гипноз как источник аутогенной подготовки
Третьим источником аутогенной тренировки явилось учение о гипнозе. Иоганн Шульц, изучая самоотчеты пациентов, занимающихся под его руководством системой йоги, и здоровых лиц (контрольных), погруженных в гипнотическое состояние, обратил внимание на то, что те и другие испытывают однотипные ощущения. Например, все они рассказывали об ощущении тяжести в мышцах во время расслабления. Одновременно или спустя некоторое время испытуемые отмечали потепление конечностей и тепло во всем теле. Это происходило вследствие расширения капилляров кожи и усиления кровообращения.
В результате исследования этого эффекта у него возникла мысль о том, что самовнушение может дать не меньший оздоравливающий эффект, чем гипноз (являющийся, по сути, внушением извне). Исходя из того, что организм – сложная саморегулирующаяся система с наличием прямых и обратных связей между головным мозгом и любой частью организма, И. Шульц предположил, что сознательной и целенаправленной регуляцией мышечного тонуса (расслаблением мускулатуры тела и представлением чувства тяжести и тепла) можно вызвать у себя состояние, подобное легкой дремоте в начальной стадии гипноза, и на этом фоне проводить активное самовнушение. Основываясь на этой гипотезе, И. Шульц решил создать серию упражнений, с помощью которых испытуемый сможет регулировать свое состояние и погружаться в начальную гипнотическую фазу самостоятельно, а на этом фоне производить лечебные самовнушения. Эти упражнения и легли в основу первой (начальной) ступени аутогенной тренировки.
Прогрессивная релаксация
Четвертым источником аутотренинга можно считать работы американского ученого Эдмунда Джейкобсона, посвящённый нервно-мышечной релаксации. В последнее время в различных модификациях аутогенной тренировки широко используются элементы так называемой прогрессивной релаксации, или расслабления «по Джейкобсону» («прогрессивная» в данном контексте означает «постепенная, последовательно реализуемая посредством расслабления разных групп мышц»). Современные исследователи относят эту методику к основным источникам аутогенной тренировки в том виде, в каком она применяется в настоящее время.