в каком году написано произведение в кондратьева сашка
Кондратьев В.Л. «Сашка»
Писатель-фронтовик Вячеслав Леонидович Кондратьев с первого курса института в 1939 г. был призван в армию, служил срочную службу на Дальнем Востоке, в декабре 1941 г. был отправлен на фронт, воевал в пехоте подо Ржевом, был ранен, потом снова на фронте, снова ранение, на этот раз тяжелое, после которого Кондратьев был комиссован по инвалидности.
Работал художником-оформителем, с начала 1950-х начал писать, но первая его повесть — «Сашка» — вышла в журнале «Дружба народов» только в 1979 году, когда автору было 59 лет. На вопрос, что побудило его к литературному творчеству, однажды ответил: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».
После выхода «Сашки» последовали публикации рассказов и повестей, в основном про войну, и, в основном, вся проза Кондратьева автобиографична. Он наделял героев своим жизненным опытом, — и военным, и послевоенным, помещал их в знакомые места и ситуации. Поэтому произведения получались реалистичными, иногда даже во вред художественности. Впрочем, к первой повести Кондратьева это не относится.
Герой повести, рядовой Сашка — фамилии которого читатель так и не узнает — в 1942 году воевал подо Ржевом, служил срочную на Дальнем Востоке, и осенью 41-го должен был демобилизоваться — как и автор, но тут война… Сашка, наравне с миллионами ровесников, считал, что надо бы поскорее попасть на фронт, на войну, чтобы та не закончилась без него, чтобы успеть совершить подвиги, получить ордена, вернуться домой со славой…
Эта тема проходит через все творчество Кондратьева (как еще несколько лейтмотивов) — не то, чтобы такой порыв, естественный для людей, воспитанных патриотами, да еще и молодых, был плох, просто очень велик контраст между представлением и реальностью. Павший на войне поэт Михаил Кульчицкий написал: «Война ж совсем не фейерверк, / А просто — трудная работа, / Когда — черна от пота — вверх / Скользит по пахоте пехота».
Вот и Сашка, оказавшись на фронте, всего за два месяца боев превращается в опытного солдата-фронтовика, полностью утратившего прежние представления о войне.
Нарастающая усталость, обыденность ужаса, происходящего вокруг, когда тут и там лежат трупы, убрать которые нет возможности из-за регулярных обстрелов, и смрад от этих трупов, невозможность не то чтобы помыться или сменить белье, а просто раздеться для сна, постоянное недоедание — вот какой оказалась война для Сашки.
Сашка устал и ждет, когда остатки их роты сменят, но ему даже в голову не приходит, что можно как-то изменить происходящее, потому что так — «правильно». Это «правильно» и определяет сашкину суть. Он — правильный человек. Это проявляется во всех его поступках, хотя Сашка, скорее всего, об этом даже не думает, просто он такой есть.
Два месяца воюет Сашка, и за все это время не видел вблизи ни одного живого немца. От немцев живьем только мины и снаряды, только пули, немцы где-то там, это черные фигурки. А вот трупов немецких на нейтралке полно, и валенки на одном из них отличные. Сашка захотел эти валенки снять и подарить ротному, у которого обувь совсем худая. Пополз за валенками — а тут немцы внезапно в разведку боем — так и совершил свой первый подвиг на войне.
Кондратьев этого немца описывает нетипично для советской литературы. Немец не то что бы не боится, наверняка боится, но не угодничает, подобострастия и страха не выказывает. Более того, ротному ничего не сказал ценного. «Гитлер капут» повторять отказался. Фронтовик Кондратьев немца такими мазками рисует, чтобы стало понятно: правильный немец, как и Сашка. По-своему, по-немецки, но правильный.
Ведет Сашка в штаб немца, и пытается с ним потолковать, вылетело ненароком слово «шиссен», совсем по-другому поводу, но немец-то не знал, и его перекорежило. Сашка понял, какая у него власть над немцем, над человеком, практически неограниченная власть. И органически Сашке такая власть не по душе. Это для Кондратьева один из ключевых моментов.
В общем, Сашка шел с радостью в «тыл», чтобы немца сдать комбату, какое-то поощрение получить — махорки, например — и обратно, к своим. А вышло так, что комбат был в горе, и когда немец снова уперся и военные тайны выдавать не стал, приказал его расстрелять. Да не кому-то. А именно Сашке. А тот ведь немцу листовку показывал, что в советском плену хорошо кормят и жизнь гарантирована. Пытался Сашка комбату доказать, что пленных убивать нельзя, не по-советски и не по-русски, что жизнь немцу обещана, слово дано…
Но у комбата — тоже неограниченная власть над пленным. И не только над ним, и над Сашкой тоже. И горе. Поэтому приказал — и как бы Сашке было невмоготу, пришлось вести фрица убивать. И пошли. Немец, естественно, все понял, но просить не стал ничего. Только шагал все медленнее.
Такая вот Сашке была награда за немца. Потом другая, уже от немцев — ранило его в руку, на пару месяцев лечения. Распутица, от ран на машине не поездишь, пришлось идти пешком, и долго. Попался попутчик — лейтенант Володька (в нем Кондратьев изобразил себя), и шли они с попутчиком по прифронтовым дорогам от деревни к деревни, в которых война повымела и мужиков, и еду. Разговаривали, конечно.
Рассказал Сашка про случай с немцем.
«— Мда. случай. Дай-ка лапу, Сашка, — лейтенант протянул руку и стиснул Сашкину в крепком рукопожатии. — Я бы не смог.
Повесть читается без отрыва, каждая деталь там на своем месте, плотно подогнана, и общий механизм работает именно так, как желал автор. Образ Сашки — безусловная удача Кондратьева, это «простой» русский человек, который не сломался ни от войны, ни от того, что она с собой приносит, который от войны очерствел душой, но не озверился, не потерял человеческий облик и остался правильным.
Вячеслав Кондратьев «Сашка»
Сашка
Язык написания: русский
Опубликовано в журнале «Дружба народов», 1979 г.
— «Сашка» 1981, СССР, реж: Александр Сурин
Из всех книг лейтенантской прозы, рекомендованных когда-то в школе к самостоятельному прочтению, прочитала почти все и уже во взрослом возрасте — о чём не жалею. Одни прошли ровно, но не запали в душу (Бакланов и Ананьев), кто-то зацепил и потряс (Быков и Бондарев). И лишь эта книга вызвала эмоции скорее негативные.
Всегда сетовала на то, что в книгах о войне не вижу за солдатами живых людей. Это было скучно, зато в голову не приходила мысль о неправдоподобности. В этой же книге вообще нет солдата – есть человек. И только. Даже бесфамильный. Он среди войны, но даже в пылу боя продолжает воспринимать войну исключительно мирными глазами – и до такой степени это неправдоподобно, что читала через силу. И оттого, кстати, что ГГ не солдат, а человек — не стало менее скучно.
И человек этот, Сашка, ну прям такой весь из себя человечище, что опять же тошно. И смелый, и умный, и честный, и находчивый, и человечный, и всё-всё-всё понимающий. (И вот только любимую девушку понять не захотел. ) Словом, не живой человек, а прям «икона русского солдата». Зато все остальные герои – топорные и фанерные. В остальных героях нет сложности и многогранности, и каждый из них, такой однозначный, а все вместе такие разные, нужны как будто только для того, чтобы Сашка, весь такой понимающий, понял каждого. Странно: атмосфера в целом – и передовой, и госпиталя, и прифронтовых деревень – выписана отлично, как батальное полотно издали смотрится, но приглядываясь к деталям, глядя на каждого конкретного человека, кривишься.
Но сильнее всего кривишься от зачатков антисоветского посыла, уже здесь проступивших, а на волне перестройки вообще загнавших автора в первые ряды либералов. Тогда будет написан полный грязи и антисоветчины «Искупить кровью», но зачатки этой грязи уже ясно видны в этой повести. Уже здесь глупое командование, сытые тыловики, злые особисты, доступные фронтовички, и главное – солдаты, которые не понимают, за что воюют. Даже Сашка, всё и всех на свете понимающий, а самого главного — не понимает. Зато я чётко вижу, что воюет Сашка этот не за Сталина, а назло ему. А для меня в произведении о войне, тем более того периода, это неприемлемо.
Честно, правильно, абсолютно чётко, без пропаганды, хотя безусловно слегка приглажено. О войне на передовой в апреле 42 года, о ранении и санбате, о путешествии раненых и голодных воинов РККА за десятки верст до эвакопункта.
Причем все это излагается вполне обыденно, без стонов, хотя и со стыдом и ни слова упрека в адрес власти, хотя конечно честно признается отсталость от немцев в организации и умении воевать. Но при всем при этом — никакого сомнения в победе, хотя и есть сомнения в сроках ее достижения.
Текст вполне гуманный, здесь нет плотной насыщенности боевых действий, хотя есть честное и простое изложение боевых эпизодов и обстоятельств выживания на фронте без всякой чернухи, есть опять же честная судьба и «любовь» медсестер в прифронтовых условиях, но без пошлости. В общем и целом — очень реалистично, без грязи и неприглядности показана вся грязь и неприглядность войны с советской стороны фронта. То есть, показана война как тяжёлая и муторная работа, без всякой героизации действительно героических событий. Тем не менее, вывод вполне позитивен: русский воин реально непобедим, поскольку сумел разгромить объединенную Гитлером Европу в таких условиях, при которых просто выжить — уже подвиг.
Очередная повесть В. Кондратьева из жанра «лейтенантская проза». Книга о войне, о «Ржевском побоище». Судьба солдата на передовой, ранение, госпиталь, путь домой на лечение. После опять на передовую. Очень реалистичная и трагическая книга. Подвиг рядовых, совершаемый ими на войне каждый день, обыденный и привычный, но от этого не менее возвышенный и великий. Суровые будни войны.
Автор, сам очевидец этих событий, воевавший подо Ржевом, получивший ранение. Поэтому повесть получилась великолепная, реалистичная, классика своего жанра, ставшая в ряд с другими известными произведениями о войне.
Немного напрягает (впрочем, в повести «Сашка» это в меньшей мере, чем в других произведениях Кондратьева), так это чисто «солдатский» взгляд, «из окопа» на все что происходит на войне. Жестокие командиры, «зажравшиеся» тыловики, самодуры-особисты. Но — это правда бывшего сержанта Кондратьева. Такой он видел войну своими глазами. Подо Ржевом.
Наверное, так о войне никто кроме фронтовика никогда не напишет.
«Сашка» Кондратьева: анализ повести. Характеристика главного героя
Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть «Сашка», анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести «Сашка» Кондратьева.
Из истории создания повести
Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»
Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.
Основная мысль произведения
В кратком содержании повести «Сашка» автор по главам рассказывает о военных буднях. В.Л. Кондратьев описывает события, которым сам был свидетелем, говоря о том, как, несмотря на все ужасы, люди остаются людьми. Солдаты заботятся друг о друге, и даже о врагах. В кратком пересказе произведения видно, что война стала проверкой для многих, там проявились лучшие моральные качества: человечность, нравственность и принципы. Содержание рассказа кратко раскрывает доброту и милосердие советских солдат в окружении тяжелейших условий. Военные события нанесли травму целому поколению, в подробном пересказе последней главы видна разница между обычными буднями в тылу и военной жизнью, о которой прочитали ранее. Становится понятно, за что воевали и ради чего гибли солдаты на войне.
«Сашка»: краткое содержание повести
Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.
Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:
Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.
Главные герои
В центре сюжета обычный сержант Сашка. Писатель не зря дал ему такой имя — сниженно-бытовая форма позволила сделать его близким читателям. Прототипом героя стал 17-летний Александр Капустин, отважный разведчик, которого наградили медалью «За отвагу». Он атаковал пулеметный расчет противника и взял в плен немецкого ефрейтора. Через несколько месяцев солдат героически погиб в бою и его похоронили в братской могиле деревни Красный Клин.
В книге Кондратьева «Сашка» главный герой не только сержант. Пленный немец тоже занимает важное место в тексте. Он столкнулся с неожиданным великодушием со стороны русского и это вызвало у него смешанные чувства. Мужчина отказывается верить в то, что ему дадут «хорошую жизнь». Сашка должен расстрелять немца по приказу командира, но он не может так поступить.
Есть в повести и любовная линия. Сашка знакомится с медсестрой Зиной из санроты, которая спасает ему жизнь. Сначала он думает, что война не располагает к любовным отношениям, но чувства к ней ему сложно перебороть. Зина же предпочитает выбрать лейтенанта и отправиться с ним на танцы. Сержант отпускает ее, хотя ему было сложно это сделать.
Характеристика главных героев позволяет составить полное представление о повести. Нередко на сочинении ЕГЭ приходится вспоминать книгу Кондратьева «Сашка». «Месть и великодушие» — это направление темы, которое подходит для того, чтобы применять это произведение. Аргументы из него помогают подтвердить необходимость сохранения нравственности в экстремальных условиях.
Пленение немца
Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.
Жанр, тема и проблематика
Произведение «Сашка» является повестью по своему жанровому направлению. В нем очень подробно рассказывается о жизни солдат и обычных людей в военное время, их быте, проблемах, поэтому повесть относится к направлению реализма в русской литературе.
Проблематика нравственного выбора в трудных условиях выносится в центр произведения. Основной персонаж проходит через множество испытаний и является показателем настоящего облика человека. Важный момент в рассказе — взятие в плен немецкого солдата. В бою единственной целью Сашки является победа в военной схватке, но немного позже на него восходит озарение — перед ним такой же человек, но преследующий идеи фашизма.
Молодой сержант успешно выдерживает испытания любовью и властью. Он становится типизированным образом солдат, которые оказались на поле боя и лицезрели все ужасы войны. Основная идея повести гласит, что всегда и при любых условиях нужно сохранять человечность, не становиться противным самому себе. Вопрос «Можно ли и почему нужно оставаться нравственно живым во время ужасных военных действий», можно вынести как тему произведения.
В повести рассматриваются следующий проблемы:
Персонажи встречаются лицом к лицу с недостатком продуктов. Немного позже Сашка не решается убивать немецкого солдата, которого взял в плен, потому что считает низким поступком отнять жизнь у беззащитного. Автор подчеркивает главное: каждый герой может стать создателем своей судьбы.
Разбор и характеристика главных персонажей, сюжетной линии, а также жанра и проблематики помогает для написания сочинения с анализом произведения. Это будет полезно для учеников 11-ых классов, так как произведения Кондратьева, тема мести и великодушия довольно часто попадаются на ЕГЭ. Повесть помогает воссоздать образ солдат того времени, показать их тяжелую жизнь, заботы и переживания.
Защита лейтенанта
Еще один важный эпизод – случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового – к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.
В штабе батальона
Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.
Испытание любовью
На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.
Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.
В.Л. Кондратьев. «Сашка». Пересказ с цитатами из текста.
Глава 1.
Сашка заступил в очередной ночной наряд.
Вспомнил, как днём увидел убитого немца на пригорке. А у того хорошие валенки. Не самому Сашке они были нужны, а ротному, у которого они уж очень плохие. Но что-то остановило Сашку. Решил утром доползти до немца.
Вдалеке были слышны артиллерийская канонада, пулемётные очереди, но «привык уже Сашка к этому, обтерпелся». Ещё до призыва, живя на Дальнем Востоке, он переживал с остальными, что война пройдёт мимо, «не совершить им тогда ничего героического».
За два месяца на фронте не видел Сашка вблизи живого немца, только танки.
Ночь прошла, он с напарником попеременно отдыхал в шалашике. Вдруг канонада прекратилась, и Сашка решил сходить за валенками для ротного (не у него промокли насквозь, не высушить ему их до весны). «Для себя ни за что бы не полез… Но ротного жалко.» Подполз он к немцу. Стал снимать валенки. Но тут неожиданно начался артобстрел. И вдруг он увидел немцев, которые подходили со всех сторон. «…страх, сдавивший его поначалу, как-то сошел с него». Дал он автоматную очередь и побежал к своим предупредить.
Жаль, не знал Сашка немецкого, а то бы во время небольшого отдыха он спросил у немца: «…и как у немцев с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет.» А ещё он спросил у немца: «Ты мне скажи, чего с моим напарником, что в плен к вам попал, делать будете? Шиссен, наверное? Иль пытать будете?».
И вдруг понял Сашка, какая у него сейчас власть над этим немцем: захочет- доведёт до штаба, а захочет- убьёт. «И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». И немец понимал, что его жизнь в руках Сашки. «Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.»
По дороге часто попадались убитые советские солдаты, незахороненные. Стыдно было Саше за это перед немцем, «словно сам в чем-то виноватый». Наконец, дошли до штаба. Капитан стал спрашивать, откуда пришла разведка немцев, велел показать на карте. Потом комбат ненавидяще взглянул на немца. Горе переполняло командира- недавно убило его любимую женщину- Катеньку. Он приказал всем выйти из блиндажа.
Сашке непонятно было такое поведение командира. Тогда, когда немцы поднимались из-за оврага и шли на них, он «готов был давить и уничтожать безжалостно». Но с пленным он «мог разговаривать … по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…».
Немец на допросе ничего не сказал. Тогда ротный отдал приказ Сашке: «Немца – в расход!» Сашка стоял в недоумении и сказал командиру: «Товарищ капитан… Я ж обещался ему…». «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании». Но капитан заставил выполнить приказ и велел солдату Толику проверить исполнение. Но Сашка попросил его не мешать исполнять приказ, сам убьёт немца. За это отдал Толику трофейные час. Тут Сашка увидел лейтенанта, рассказал ему всё. Попросил отменить приказ, но тот не стал.
«Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!»
Вдруг Сашка услышал чьи-то шаги: это шли комбат и Толик. Но Сашка твёрдо решил: «…не буду, не буду! Пусть сам комбат стреляет. Или своему Толику прикажет. Не буду!».
«…и смотрел на комбата уже без дерзости, но твердо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отдаваясь болью в висках.» Тут комбат отвернул глаза, стал уходить, отдав приказ отвести немца в штаб.
Глава 2.
Сашку ранило. Бойцы многие ему завидовали: отвевался, повезло, легко отделался, ведь в руку только ранило. Идя в санчасть, он по дороге услышал стон раненого в грудь солдата. Оставив его на месте, побежал в санчасть, где ему обработали рану. Затем с солдатами вернулся за раненым, довольный, что сдержал слово, данное тому, пошёл в тыл. Прошёл мимо места, где передал пленного немца начальству.
Глава 3.
Сашка и ещё двое ходячих раненых были отправлены в санчасть. Продуктов не дали, их можно было получить только в Бабине. А до него идти 20 вёрст. Но они были уверены, что по дороге их кто-то да накормит, «неужто картохи да хлеба кус не заработали они своим ратным делом». Однако прошли более полвины пути, а «интереса к ним никто не проявлял, никто не спросил ни разу: откуда, мол, идете, где ранило, большие ли бои были?». Поняли бойцы, что сотни таких проходят за день, привыкли все, «что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит». Вспомнили, как торжественно их провожали на фронт, а сейчас, когда они «кровушку» проливали за страну, «никто в ладони не хлопает, никто по этому поводу не умиляется, никто самогону на их пути не выставляет».
На ночлег их тоже никто не пускал, мол, хата полная, много уже людей (обманывали). Да и Сашке было стыдно проситься, «понимал, сколько деревенькам этим ржевским довелось…».
Один из попутчиков всё радовался любой красоте, «все у него красота: к ручью вышли — красота, на поляну какую — красота, лес вдали засинел — тоже красота!».
Наконец она женщина пустила переночевать, даже накормила немного, хотя и у самой дети полуголодные.
Дошли до Лужкова, где располагался госпиталь. Они помылись, их перевязали и отправили в Москву долечиваться.
Доехал Сашка до Москвы.
«Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, пред полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется и что Москву видит?» Всё ему здесь казалось чудом: трамваи, люди, спешащие на работу, в руках которых не автоматы, а обычные газеты, портфели, свёртки.
«Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится — стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пестром, и кажутся они Сашке нарядными, праздничными, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.
И странно ему все это, и чудно — словно и войны нет никакой!»
«Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»
И шёл Сашка по Москве с высоко поднятой головой, не стесняясь своей одежды, небритого лица.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Так какой же он, Сашка Кондратьева?
Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.
Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.
Композиция
Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.
Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.
Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.