в каком году началось строительство железной дороги в балезино
В каком году началось строительство железной дороги в балезино
Накануне Дня Победы редакция «Сусанина» решила рассказать читателям о строительстве железной дороги Ижевск-Балезино. Для Удмуртии подобная стройка стала подвигом на всём историческом полотне региона. Корреспондент Дмитрий Стрелков собрался слегка напомнить, что День Победы — это не только ленточки и концерты.
Хотелось, чтобы в первом предложении было не «рассказать», а «напомнить». Но память поколений где-то дала лёгкий люфт. Из опрошенных школьников параллели 9-го класса разных школ Ижевска лишь один из десяти сумел назвать даты постройки и основное значение дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны. Ещё один юный ижевчанин вспомнил, что это «что-то про трудовой подвиг».
Из Ижевска по этой дороге поезда везут пассажиров наслаждаться красотами Петербурга или в Пермь с её суровостью. На юг по «железке» едут отдыхающие в Новороссийск и Адлер. Лесочки сменяются подлесками, проскакивают в окошках поля и селения. Из экономии времени многие ижевчане, чтоб не ждать проходящие на узловой станции составы, едут на машине до Балезино и садятся в поезд уже там.
Есть у меня друг Илья родом из Игры. Сейчас он бизнесмен, а в студенческие годы, благодаря студотрядам, прошёл путь от обычного проводника на направлении Ижевск – Санкт-Петербург до командира зонального студенческого отряда проводников «Череповец». Илья вспоминает, что, когда летом жил у деда в Кушье, «мелким выходил на сенокос или огородные работы, махал рукой машинисту, а он подавал звуковой сигнал». Но история строительства этой дороги не столь пасторальная…
«Дорогу развития» спроектировали почти на 400 км. За прошедшее время построен один километр…
Но самое главное — это люди. В условиях Великой Отечественной войны, когда «все ушли на фронт», основной силой строительства железной дороги стали колхозники — старики, женщины и дети. Правительство советской Удмуртии мобилизовало их в порядке массовых выходов. Говоря современным языком, зарплату за свою работу строители не получали. На всю длину стройки было лишь два экскаватора, больше никакой тяжёлой техники. Жители всех тогдашних 29 районов Удмуртии строили железную дорогу вручную: пилами и топорами, кирками и лопатами.
Что же представлял из себя труд по прокладке железной дороги? Ничего общего с нынешними вальяжными субботниками и отчётами в «Инстаграме». Вручную через вековые удмуртские леса прорубалась просека, потом корчевались пни. В зависимости от рельефа где-то надо было закопать ямы и овражки, где-то сравнять под ноль холмик, сделать в нём выемку. В результате за время работы жители Удмуртии перенесли на лопатах более 3 млн кубометров земли.
Максимальный выход тружеников случился летом 1942 года. Тогда на стройке ежедневно трудилось 24 000 пеших и 7 500 конных колхозников. Жили они здесь же, в окрестных деревнях или рядом с дорогой в землянках, шалашах и палатках. Народ тяжело болел и даже умирал на стройке. Готовили здесь из того, что привезли из деревень с собой.
В октябре 1943 года колхозники Удмуртии направили Иосифу Сталину рапорт: «Мы произвели свыше 3 млн кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. кубометров лесоматериала, забили свыше 4 тыс. свай, построили 116 мостов…»
В феврале 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приёмке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию. С тех пор здесь ездят пассажирские поезда и товарные составы. Вдоль путей у станций расположены мемориалы и обелиски — памятники строителям железной дороги.
На мой взгляд, лучшее в Дне Победы — та память, которую он несёт. Память об ужасе и горе, о подвигах и неимоверном труде. Стоит помнить о том, что ряд учёных вовсе делит мировую историю надвое: до Освенцима и после него. Память об ужасе войны заключается в том, чтобы всеми силами препятствовать её повторению, а никак не наклейке «можем повторить». Так и с железной дорогой Ижевск-Балезино. Память о беззаветном труде, стоившим жизней воплотившим его людей, — в этом и суть Дня Победы. Долгий путь к ней, к Победе, пролегал и через те 146 км железнодорожного полотна, которое вручную проложили наши близкие предки ради жизни на Земле.
58 лет назад, в январские дни военного 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики 20 века.
Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г.Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 г. и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 г.
Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов.
В период с 1942 по 1944 годы в строительстве приняли участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход был организован в июне, июле 1942г., когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
Отдельные участки земляного полотна получили наименование работавших на них районов. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Эти участки трассы районы целиком заканчивали сами. Укладка пути производилась одновременно с севера и юга.
Из воспоминаний А.И.Пряженниковой:
А на работе придет утром мастер участка, отмеряет колхозу, сколько надо за день навозить земли для насыпи на железную дорогу; если это сделаешь, то получишь справку, что действительно работала. А неумелые руки не подчинялись сначала. Ну, а потом привыкли. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Каждое утро мы из болот вытаскивали лошадей. Трава там зеленая, и шли они туда кормиться.
Весной 1944 г. окончила 7 классов и опять отправили на строительство железной дороги, правда, на этот раз со взрослыми. К работе я уже привыкла, норму выполняла. И взрослые меня брали с собой охотно…» (ф.350, оп.3, д.115, л.41-42)
Примеров трудового героизма строителей дороги можно привести множество. Так, например, Марфа Егоровна Сабурова из Кезского района вместе с братом Емельяном на земляных работах во много раз перевыполняла нормы. Когда брат ушел на фронт (там он погиб), она за двоих продолжала трудиться по-ударному. И в 19 лет за героический труд была награждена орденом Ленина.
Е.М.Ушакова,
зав.отделом информации и публикации документов ЦДНИ УР
Главная стройка военного времени. История железной дороги Ижевск–Балезино
Более 70 лет назад, в январские дни военного 1942 года в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики 20 века. Линия, протяженностью около 150 км, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, каменного угля, металла и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
История железной дороги Ижевск–Балезино
Технические изыскания для постройки железнодорожной линии Ижевск-Балезино проходили еще в 1931 году. Началось строительство дороги по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 года.
Проектно-изыскательские работы. Фото: Архивы Удмуртии ©
Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство в порядке массовых выходов. Основной рабочей силой были женщины и подростки.
Юный строитель железной дороги Ижевск – Балезино, 1942-1943 годы. Фото: Архивы Удмуртии © undefined
В основном работы велись вручную, основным транспортом служили лошади. Сначала прорубалась просека, выкорчевывались пни, затем, в зависимости от рельефа, готовили насыпь или копали выемку.
Народу было видимо-невидимо со всех деревень нашего района и из других районов. Землю на подъем насыпи возили на лошадях, запряженных в двухколесные тачки, работали старики и подростки. Есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляска, играла гармонь, а кто-то и плакал, видя проходившие санитарные поезда с ранеными и с военным грузом. Насыпь железнодорожного полотна повсеместно была поднята в течение одного месяца – июня 1942 г., и сразу же возили и слали шпалы
В строительстве принимали участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход рабочих был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
Разработка выемки на 87-м км колхозниками Юкаменского района, 1943 год. Фото: Архивы Удмуртии ©
Труднейшим местом строительства стал Кекоранский перевал. Здесь более десятка тысяч людей вгрызались в землю, рвали ее аммоналом, сюда даже был направлен единственный имеющийся экскаватор. На отдельных участках высота насыпей достигала 22 метров, глубина выемок достигала 22 метров.
Колхозники Шарканского района работают на строительстве Кекоранского хода железной дороги Ижевск – Балезино. Фото: Архивы Удмуртии ©
Я окончила 5 классов весной 1942 г…. Бригадир колхоза пришел и сказал: «Пойдешь на стройку железной дороги Балезино-Ижевск» … Шли мы двое суток, в лаптях. Лапти исхудались. Стирать, мыть, штопать, лапти плести – все надо было самой и, причем, после работы. А на работе придет утром мастер участка, отмеряет колхозу, сколько надо за день навозить земли для насыпи на железную дорогу. Если это сделаешь, то получишь справку, что действительно работала. А неумелые руки не подчинялись сначала. Ну, а потом привыкли. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Каждое утро мы из болот вытаскивали лошадей. Трава там зеленая, и шли они туда кормиться. А осенью меня отправили домой, мне надо было идти в школу, в 6-й класс. Поучилась, перешла в 7-ой. Опять лето. Снова бригадир – ко мне, чтоб я шла на строительство железной дороги
Отдельные участки земляного полотна получили наименование работавших на них районов. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Эти участки трассы районы целиком заканчивали сами. Укладка пути производилась одновременно с севера и юга.
Бригадиры и звеньевые из Шарканского района на строительстве железной дороги Ижевск – Балезино, 1943 год. Фото: Архивы Удмуртии © undefined
Весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей.
. Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине.
Укладка последних звеньев пути перед смычкой южного и северного участков железной дороги Ижевск – Балезино, 27 января 1943 года Фото: Укладка последних звеньев пути перед смычкой южного и северного участков железной дороги Ижевск – Балезино, 27 января 1943 года, Архивы Удмуртии © undefined
Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству: в Яру, Омутнице, Андрейшуре… Женщины почти что вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. В начале ездили на лесозаготовки – рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще трудней. Земля мерзлая, ломом не берется, аж искры летят, когда долбишь ее. Землю возили на лошадях. Лошадь у меня бойкая была, все старалась убежать, несколько раз я с саней падала, даже в речку 2 раза… Деньги мы не получали – они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивались. У меня лапти износились, а купить не на что – стоят 10 рублей. Надрала я лыка и сама сплела, жизнь всему научит. Было голодно, но мы были все молодые, здоровые и никогда не унывали. Работали хорошо, а по вечерам отдыхали, даже ходили на танцы
Рапорт строителей железной дороги Ижевск – Балезино Уполномоченному Государственного Комитета Обороны по УАССР А.П. Чекинову об открытии сквозного движения, 29 января 1943 года. Фото: Архивы Удмуртии © undefined
Пассажирский поезд на ст. Игра, 1943–1944 годы. Фото: Архивы Удмуртии © undefined
В октябре 1943 г. колхозники Удмуртии рапортовали И.В. Сталину об итогах своей работы на строительстве дороги Ижевск – Балезино: «Мы произвели свыше 3 млн. кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. кубометров лесоматериала, забили свыше 4-х тыс. свай, построили 116 мостов…».
9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск – Балезино в постоянную эксплуатацию.
Владимир Невоструев: Строительство легендарной железной дороги Ижевск-Балезино – это великий трудовой подвиг наших земляков, и о нём мы должны помнить всегда
Сегодня, 9 февраля, отмечается памятная дата Удмуртской Республики – день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги сообщением Ижевск-Балезино, ставшей важным стратегическим объектом в Годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
«Строительство легендарной железной дороги «Ижевск-Балезино» стало настоящим трудовым подвигом наших земляков. 146 километров железнодорожного пути строили практически голыми руками почти сорок тысяч подростков и пожилых людей. Ни днём, ни ночью не прекращалась работа.
Это истинный трудовой подвиг, и о нём мы должны помнить всегда. Я хочу выразить слова искренней благодарности каждому, кто трудился на этой грандиозной стройке, кто отдал здоровье и даже жизнь ради Победы и сегодняшнего мирного неба. Низкий поклон ветеранам трудового фронта, которые сегодня встречаются с нашей молодёжью и рассказывают, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне. Помня о тех, чьим трудом была выполнена эта важнейшая задача, чьим беспримерным мужеством и патриотизмом была завоевана Великая Победа, Государственный Совет принял решение на законодательном уровне утвердить дату 9 февраля, когда была сдана в эксплуатацию железная дорога Ижевск-Балезино, в качестве официальной памятной даты Удмуртской Республики. Это дань вечной памяти, глубочайшего уважения и безмерной благодарности нашим землякам», – отметил Владимир Невоструев.
На строительстве ж.д. Ижевск-Балезино. 1942г.
Строительство железной дороги Ижевск-Балезино началось в Удмуртии 79 лет назад, в январские дни военного 1942 года. Для выполнения основного объема земляных работ были мобилизованы колхозники Удмуртской АССР. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району республики было определено задание: место работ на трассе, объем работ и количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ на строительстве ежедневно трудились 24 тысячи пеших и 7,5 тысяч конных колхозников.
Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки, с участием женщин, стариков и подростков. Условия труда были очень тяжелые – и зимой, и летом.
«… Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» – говорилось в рапорте строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину.
Уже через год, в марте 1943 года по дороге было открыто рабочее движение. Ещё через год – 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо».
Досрочный пуск в эксплуатацию сделал железнодорожную линию Ижевск-Балезино одной из тех дорог, которые привели нашу страну к долгожданной Победе. Только в 1943-1944 годов по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.
76 лет назад, 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.
Законом «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», принятым депутатами Государственного Совета 24 ноября 2020 года, 9 февраля – День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино утверждён в качестве официальной памятной даты Удмуртии.
Железная дорога Ижевск — Балезино
Железная дорога Ижевск — Балезино
Содержание
История
Строительство
Условия труда
Из рапорта строителей железной дороги Ижевск — Балезино, колхозников Удмуртской АССР И. В. Сталину от 6 октября 1943 года [2] :
… Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54—градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание — работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине… |
Из воспоминаний М. Е. Сабуровой [3] :
… Поселились мы в огромном логу, вблизи от села. Построили временное жильё — подобие землянок. В вырытые ямы поставили столбы, сверху накидали жердей и укрыли всё это хвойными лапами. Внутри выкопали нары и укрыли их так же, как и крышу… Работали весь световой день… Техники никакой не было, а работали за кусок хлеба… В бане не разу не мылись… одежда и обувь превратились в лохмотья… |
Особенно трудно приходилось в зимние месяцы, когда промерзшую землю с трудом брали ломы. Из-за отсутствия нормального жилья, негде было просушить одежду. За работу строители получали по 800 граммов хлеба в день, денег не платили. В результате изнурительного труда, голода, болезней и несчастных случаев многие работники погибли.
Современное состояние
В настоящее время по дороге ходят два пригородных поезда: Яр — Ижевск и Балезино — Ижевск, пассажирские поезда Пермь — Новороссийск, Пермь — Адлер, Ижевск — Санкт Петербург и т. д., а также товарные составы.
С 1960-х годов неоднократно обсуждался вопрос об электрификации дороги, но окончательное решение так и не принято.