в каком году началось строительство космодрома восточный
Строительство космодрома «Восточный»
Космодром «Восточный» — российский космодром, строительство которого ведется на Дальнем Востоке в Амурской области в районе города Циолковский (ранее поселок Углегорск) недалеко от расформированного космодрома «Свободный» в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 6 ноября 2007 года и распоряжением правительства РФ от 14 января 2009 года.
«Восточный» предназначен для обеспечения подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных космических программ по изучению и освоению небесных тел, а также осуществления международного сотрудничества в данной сфере.
Создание его было продиктовано необходимостью расширения возможностей России по запускам космических аппаратов различного целевого назначения. При выборе местоположения космодрома учитывались многие факторы, в том числе его относительная близость к экватору и побережью. Амурская область является оптимальным местом для вывода спутников на солнечно-синхронную орбит, на которой при ведении наблюдений, они имеют постоянный уровень и угол освещения поверхности Земли Солнцем, что очень удобно для геодезии и картографии, а также для многих других народнохозяйственных и военных целей.
Распоряжением президента РФ от 1 сентября 2009 года единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома «Восточный» было определено Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). В марте 2016 года со Спецстроя был снят статус единственного исполнителя работ.
Общая площадь зарезервированной территории под строительство космодрома составляет около 1035 квадратных километров. «Восточный», оборудованный по современным технологиям, будет занимать площадь около 700 квадратных километров (площадь космодрома Байконур составляет 6717 квадратных километра, а космодрома Плесецк — 1762 квадратных километра).
Ввод объектов космодрома «Восточный» в эксплуатацию был разделен на три этапа. На первом этапе (2012-2015) планировалось создание космического ракетного комплекса «Союз-2», объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе жилого города (до 12 тысяч человек). Второй этап (2016-2020) предусматривает создание объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса типа «Ангара» для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты и пилотируемых кораблей нового поколения, а также расширение жилищного комплекса (до 20 тысяч человек) и создание аэропортового комплекса. На третьем этапе (2021-2030 годы и далее) запланировано создание объектов наземной инфраструктуры второй очереди для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций, а также расширение жилищного комплекса (до 30 тысяч человек).
Первый пуск ракеты-носителя с космодрома был запланирован на 2015 год, первый запуск пилотируемого космического корабля — на 2018 год. По плану строительные работы должны были завершиться до 30 ноября 2015 года.
В сентябре 2011 года были начаты подготовительные строительные работы, а в середине 2012 года — полномасштабное строительство инфраструктуры и технологических объектов космодрома. Учитывая масштабность проекта, в начале строительство «Восточного» шло параллельно с выпуском проектной документации по нему.
На космодроме закладывались такие проектные решения, которые позволят зданиям и сооружениям, объектам инженерной инфраструктуры, автомобильным и железным дорогам служить долгое время с учетом высоких нагрузок на эксплуатацию и в сложных климатических условиях.
Строительство объекта сопровождалось массой скандалов, уголовных дел, снятий с должности руководителей.
Рабочие космодрома неоднократно жаловались на невыплату зарплаты и объявляли голодовки. Фотографии со строительной площадки демонстрировали крайне медленное продвижение строительства, несмотря на регулярные отчеты Спецстроя о завершении тех или иных работ.
В апреле 2015 года глава Роскосмоса заявил, что отставание по строительству стартового комплекса ракеты-носителя «Союз-2» на космодроме «Восточный» составляет 120 суток.
В мае было завершено строительство первой очереди транспортной инфраструктуры космодрома «Восточный». Строители проложили 100 километров железнодорожных путей от Транссиба до «Восточного», была закончена реконструкция станции «Ледяная» Забайкальской железной дороги, построена новая станция Углегорск с автожелезнодорожным вокзалом.
В середине января 2016 года были завершены основные строительные работы на объектах космодрома, обеспечивающих первый запуск. Они сосредоточены на двух площадках — техническом и стартовом комплексах.
Технический комплекс предназначен для подготовки перед стартом — в том числе заправки топливом. В него входит 121 сооружение. Комплекс занимает площадь 170 тысяч квадратных метров.
Технический комплекс состоит из двух монтажно-испытательных комплексов (один для ракет-носителей, другой для космических аппаратов и разгонных блоков), склада блоков ракеты-носителя и соединяющей их трансбордерной галереи (для транспортировки составных частей космической техники), а также заправочно-нейтрализационной станции.
Стартовый комплекс, занимающий площадь в 45 тысяч квадратных метров, находится на расстоянии 4,4 километра от технического комплекса. Между ними проложен специальный рельсовый путь, по которому доставляется ракета-носитель. «Стартовый стол» представляет собой заглубленное под землю здание высотой 30 метров, которое оснащено специальным оборудованием, обеспечивающим подготовку и запуск ракеты носителя.
Для работ по подготовке к пуску на стартовом комплексе предназначена мобильная башня обслуживания (МБО), которая обеспечивает доступ персонала, подачу приборов и приспособлений ко всем системам ракеты-носителя, когда она находится в вертикальном положении на стартовой системе космодрома.
Своеобразным «мозгом» стартового комплекса является командный пункт, предназначенный для обработки всей собранной информации о состоянии и готовности всех систем ракеты-носителя и космического аппарата. В отличие от многих других космодромов, командный пункт на «Восточном» не углублен под землю, а представляет собой двухэтажный бункер, расположенный в непосредственной близости от стартового сооружения.
25 марта 2016 года на космодроме «Восточный» закончились комплексные испытания стартового комплекса с участием ракеты-носителя «Союз-2.1а».
В начале апреля 2016 года Роскосмос сообщил, что первый в истории пуск с космодрома Восточный запланирован на 27 апреля. Первой из Приамурья запустят ракету-носитель «Союз-2.1а», которая выведет на орбиту космические аппараты «Аист-2Д», научный спутник МГУ «Ломоносов», а также наноспутник SamSat-218.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что после первого запуска в течение года на космодроме будут проводиться различные испытания. А полноценно Восточный заработает в 2023 году, когда будет достроена вторая очередь космодрома.
Строительство второй очереди космодрома Восточный, в том числе стартового стола для экологически чистых ракет-носителей «Ангара» начнется в 2017 году.
Определение генподрядчика на всех работах второго этапа стройки будет осуществлено исключительно на основе конкурса.
В перспективе «Восточный» выйдет на 8-10 пусков в год. По скорректированным планам, первый пилотируемый пуск ракеты с экипажем на Международную космическую станцию должен быть проведен после 2023 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Восточный, дорогой и бесполезный — какая судьба ждет новый отечественный космодром
Отмечаем День космонавтики и изучаем судьбу космодрома Восточный — главного космического долгостроя: зачем он нужен, сколько денег украли при стройке и сколько лет он простоит без работы. В прошлых сериях цикла «Космос, который мы потеряли»: почему падают российские ракеты, как Россия стала главным космическим извозчиком, причины проигрыша России на арене космической пропаганды и объяснения, почему Россия не доберется до других планет
Поделиться:
В конце апреля или, может быть, чуть позже со строящегося уже четыре года нового российского космодрома Восточный будет произведен первый пуск. В небо взмоет ракета-носитель «Союз-2.1а» с тремя студенческими спутниками «Ломоносов», «Аист-2Д» и «Контакт-Наноспутник» (он же Samsat-2018). Однако вместо символа прогресса и развития отечественной космической отрасли новый космодром стал примером коррупции, хищений и недальновидных решений.
Откуда вообще взялся этот космодром и зачем он нужен?
Родовая травма
Космодром Восточный строится на Дальнем Востоке, вблизи города Циолковский, в Амурской области. Раньше на этом месте располагался военный космодром Свободный, который, в свою очередь, вырос на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения. Несмотря на военный статус, четыре из пяти пусков со Свободного были коммерческими и производились для иностранных компаний. В начале 2007 года Свободный, который к тому моменту уже можно было переименовать в «Пустующий», закрыли из-за низкой загрузки — пять пусков за десять лет эксплуатации.
Но, как известно, свято место пусто не бывает, и уже осенью того же года было решено строить там новый космодром. Указ о создании космодрома был подписан президентом 6 ноября 2007 года, проектирование началось лишь в 2011 году. При этом генпроектировщик — Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности (ИПРОМАШПРОМ) — был назначен без проведения положенного в таких случаях конкурса, генподрядчиком, также без конкурса, объявили «Спецстрой России».
«К сожалению, мы имеем такую историю, которая началась так, как она началась — без проектной документации, с единственными исполнителями, определенными недостатками при формировании органов управления и формировании тех коллективов, которые сейчас работают», — сказал при посещении космодрома Восточный в январе 2016 года гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. Он пообещал, что строительство второй очереди космодрома, стартового комплекса для ракеты-носителя «Ангара», будет вестись по закону — с выбором строительной компании в ходе открытого конкурса.
Изначально на Восточном планировали создать стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Русь-М». Ракета должна была выводить на околоземную орбиту и к Луне новый пилотируемый корабль, который недавно получил название «Федерация». Первый беспилотный запуск ракеты «Русь-М» с Восточного собирались провести в 2015 году, а пилотируемый — в 2018 году. Но в 2011 году работы по «Руси-М» приостановили: оказалось, она во многом дублировала возможности ракеты «Ангара», разработка которой к тому моменту уже завершалась, а выделенные Роскосмосу средства «размазывались» на два проекта.
Из-за этого всю суть Восточного пришлось переосмыслить: для запуска «Федерации» решили разработать пилотируемую модификацию ракеты «Ангара-А5П», а, чтобы не возить ракету из Москвы на Дальний Восток, ее производство решили перенести в Омск, поближе к космодрому. Кроме того, чтобы успеть в сроки к декабрю 2015 года, когда по указу президента должен был произойти первый пуск, на Восточном впопыхах стали строить стартовый комплекс под ракету «Союз». Благо, тогда же специалисты завершали строительство стартового комплекса для «Союза» в Южной Америке, поэтому переделать проект под Дальний Восток не составляло особого труда. Таким образом, вместо того чтобы стать стартовой площадкой XXI века, Восточный превратился в дублера космодрома Плесецк: со стартовым комплексом для модернизированной, но все же полувековой ракеты «Союз-2», и ракеты «Ангара», разработка которой велась с 1994 года. С другой стороны, нет никаких оснований полагать, что создание ракеты «Русь-М» завершилось бы быстрее и первый запуск в любом случае не пришлось бы переносить.
Но первый запуск все равно перенесли, на апрель 2016-го — решения и концепция постоянно менялись, увеличивалось время разработки, затягивались сроки строительства. Удивительно, все понимали, что уложиться в обозначенные сроки невозможно, но рапортовали Владимиру Путину: «Все идет по плану и отставание в 100 суток будет нагнано со дня на день». Все это закончилось осенью 2015 года, когда глава государства посетил Восточный и собственными глазами увидел, что официальные доклады никак не сходятся с реальностью. И если первый запуск перенесли лишь на месяцы, то планировавшийся на 2018 год старт по пилотируемой программе сдвинулся на годы.
Согласно новым планам, в 2021 году планируется запуск «Федерации» в беспилотном варианте, а в 2023 году запуск космического корабля с экипажем. И пока есть все основания полагать, что и эти сроки не будут выполнены. Подтверждением тому служит перенос строительных работ: еще недавно речь шла о начале строительства стартового комплекса под «Ангару» в январе 2016 года, теперь стройка перенесена на 2017 год. А ведь когда-то военные строители могли возвести космодром в чистом поле за пару лет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-7 — знаменитой «Семерки» Сергея Королева — начали строить на Байконуре в 1955 году, а уже в 1957 году там состоялись первые пуски.
Фото: Илья Питалев/РИА Новости; NASA
Миллиард украденных рублей
Сейчас на Восточном идут комплексные испытания — проверяют все, что можно проверить. При этом не все строительные работы еще завершены, хотя это и не так заметно: если еще полгода-год назад вся территория стартового комплекса была уставлена вагончиками строителей, сейчас их остались лишь десятки, да и то спрятанные от официальных делегаций на задних дворах корпусов космодрома. Еще в январе, например, рельсы, ведущие к стартовому комплексу, по которым повезут ракету к запуску, лежали незакрепленными. Роскосмос признает, что строители не успели выполнить в прошлом году работ на сумму в 9 миллиардов рублей, поэтому работы пришлось перенести на этот год.
При этом любая стройка в России, будь то мост или Олимпиада, сразу обрастает слухами, а затем данными о хищениях. Восточный в этом плане главный — если в поиске Google или Yandex набрать слово «хищения», поисковые системы предложат дополнить фразу словами «на космодроме Восточный». По данным Следственного комитета, сумма незаконно израсходованных бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный составляла порядка 5 млрд рублей. Как считает глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, это только половина украденной суммы. «Процесс расследования еще не завершен, и мы полагаем, что сумма будет удваиваться», — сказал он.
Генпрокуратура, в свою очередь, расследует 35 уголовных дел, связанных с нарушениями при строительстве космодрома. А в полиции Амурской области расследуют семь уголовных дел по фактам хищений общей суммой свыше 1,5 млрд рублей. Каждый пытается ухватить свой кусок: если проектировщиков стартового комплекса из 31-го института Минобороны обвиняют в хищении 14 млн рублей, то ведущий инженер космодрома попался на взятке всего в 50 тысяч рублей. Никакие камеры, даже если они ведут круглосуточную трансляцию в кабинет вице-премьера Дмитрия Рогозина, назначенного в прошлом сентябре лично ответственным за возведение космодрома, не помогут бороться с коррупцией, проникшей на все уровни затянувшейся стройки.
При этом тот же Дмитрий Рогозин рассчитывает через суд вернуть украденные деньги. «Я надеюсь, зная глубоко суть этих уголовных дел, что часть средств можно будет вернуть обратно в бюджет самого космодрома. Я имею в виду бюджет стройки, федеральный бюджет», — сказал он. «Спецстроем России» в суд подано 31 исковое заявление на сумму более 4 млрд руб. Половину исков суд удовлетворил.
В нашей стране мало кого удивит ситуация, когда бригада строителей при ремонте квартиры в новостройке продает часть стройматериалов соседям, а бригадир просит на строительном рынке пробить ему чек с завышенной суммой, чтобы положить разницу в карман. Строительство космодрома Восточный отличается лишь размахом.
Нужен ли Восточный?
Вопрос строительства собственного космодрома при наличии Байконура — абсолютно политический. Долго ли продлится дружба с Казахстаном при низких ценах на нефть и падающем рубле, как будут развиваться взаимоотношения между странами после прихода к власти преемника Назарбаева? Любое изменение политики Казахстана ставит под угрозу выполнение всей космической программы России. Приостановка коммерческих пусков приведет к экономическим потерям. Невозможность выполнения международных договоров по пилотируемой космонавтике ударит по престижу страны. Но главное, что закрытие доступа на Байконур создаст угрозу национальной безопасности России, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжелых ракет «Протон», а стартовые комплексы для них имеются только на Байконуре. При отсутствии Восточного и уходе (или закрытии) Байконура Россия останется лишь с военным космодромом Плесецк, что автоматически опустит ее на уровень Индии и Японии.
Кроме того, собственный космодром — туз в рукаве во время переговоров с Казахстаном по Байконуру. Астане не выгодно, чтобы Россия уходила с космодрома, поскольку это и престиж, и живые деньги, поступающие в казахский бюджет. Однако монополия на космодром и необходимость согласования трасс полетов ракет делают Москву зависимой от требований своего южного партнера. Казахская сторона не раз ставила вопрос о повышении платы за пользование Байконуром, уплате компенсаций за причиненный экологии ущерб, вводила ограничения на количество пусков. Наличие Восточного делает Астану более сговорчивой. И вот уже не слышно особых претензий, что вместо 2020 года Россия прекратит использование «гептильных» «Протонов» только в 2025 году.
Для Дальнего Востока эффект от создания космодрома, в первую очередь, заключается в развитии экономики региона и росте численности населения. По расчетам специалистов, космодром и связанные с ним объекты дадут региону 25 тысяч новых рабочих мест. Для практически безлюдной местности, соседствующей с Китаем, это хорошая цифра.
По словам эксперта в области космонавтики, члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрея Ионина, создание космодрома Восточный должно было способствовать росту высокотехнологичной промышленности и привлечь специалистов со всей страны. «Когда это все задумывалось, создание космодрома представлялось как средство развития Дальнего Востока. С государственной позиции, это один из наиболее простых шагов — инвестировать большие средства в инфраструктуру и создание новых рабочих мест», — пояснил он.
Кроме того, когда принималось решение о создании нового космодрома, стало понятно, что страны Юго-Восточной Азии, такие как Индия, Китай, Япония и Южная Корея, активно взялись за развитие своих космических программ и могли заинтересоваться совместными проектами при наличии российского космодрома в регионе. «Но ничего из этого не вышло. Вместо того чтобы разместить производство на месте, где-нибудь, в Комсомольске-на-Амуре, космическую технику будут тащить через всю страну. Вместо современного молодежного города с индивидуальной или малоэтажной застройкой, город Циолковский строят как типичный спальный район Москвы — дальневосточное Бутово. Вместо того чтобы создавать международный космодром, все делаем за свой счет и сами. А между тем в 2007 году предполагалось, что нужно пригласить к участию в создании космодрома партнеров из Юго-Восточной Азии. Космодром предвосхитил тот поворот на Восток, который Россия предприняла после западных санкций, но воспользоваться возможностью мы так и не сумели. В итоге из хорошей задумки ничего хорошего не вышло. На мой взгляд, эти 300 млрд рублей вбуханы в бетон абсолютно бездарно», — подытожил Андрей Ионин.
Что дальше?
Глава Роскосмоса Игорь Комаров заверяет, что первый пуск состоится в «последней декаде апреля». Но уже известно — после этого космодром-долгострой простоит без дела целых полтора года: в 2016 и 2017 годах пусков больше не планируется, на полную мощность Восточный, говорит глава Роскосмоса Игорь Комаров, выйдет только в 2018 году, через 11 лет после зарождения идеи о его строительстве.
В прошлых сериях цикла «Космос, который мы потеряли»:
Выпуск 1: Почему падают российские ракеты
Выпуск 2: Как Россия стала космическим извозчиком
Выпуск 3: Почему у России плохая космическая пропаганда
Выпуск 4: Почему нас нет на других планетах
«Восточный» — наш космодром
В 2012 году на месте космодрома «Восточный» в Амурской области была только тайга. Построить здесь за три с половиной года самый современный космодром в мире, пусть пока только первую его очередь, — колоссальная работа. Нашей компании «ИНСИСТЕМС» посчастливилось участвовать в этом проекте. Объект оказался очень непростым, начиная с того, что он очень большой, и заканчивая сложными климатическими условиями, удаленностью, отсутствием какой бы то ни было инфраструктуры. Проект потребовал от нас много сил, энергии и нестандартных подходов.
В этом посте я хотел рассказать, как мы решали задачи, которые перед нами возникали в ходе реализации этого грандиозного проекта, а подборка фотографий поможет читателям все увидеть «своими» глазами.
О «Восточном»
Космодром «Восточный» расположен в Амурской области, в восьми тысячах километров от Москвы. Это первый гражданский космодром России.
Его площадь составляет 1035 кв. км (что сравнимо с Москвой в пределах МКАД), площадь под строительство — 96,6 кв. км. На космодроме более 450 сооружений. Протяженность автомобильных и железных дорог космодрома — более 200 км. В строительстве объекта принимало участие более 400 подрядных организаций.
Для тех, кто хочет почитать про другие космодромы, мы сделали подборку интересных фактов и спрятали ее под спойлер.
Космическая отрасль – одна из самых молодых. Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Первый полет человека состоялся 12 апреля 1961 года. Впервые человек вышел в открытый космос 18 марта 1965 года, высадился на Луну – 21 июля 1969 года. Первый беспилотный полет на Марс состоялся 20 июля 1976 года, а первый полет за пределы солнечной системы – летом 2012 года.
На сегодняшний день в мире 22 действующих космодрома:
США — 6
Китай — 4
Россия — 3
Франция — 2
Япония — 2
Южная Корея — 1
КНДР — 1
Израиль — 1
Индия — 1
Бразилия — 1
1 мобильный стартовый комплекс «Морской старт» (Россия)
Данные за 1957-2014 гг.
Космодром изнутри — это:
Самый эксплуатируемый космодром
Площадь — 6717 кв. км
9 стартовых площадок, 15 технических комплексов, 6 заправочно-нейтрализационных станций
Ракета-носители: Протон, Зенит, Союз, Циклон, Рокот, Днепр
В аренде у Казахстана до 2050 года
Единственный на сегодня космодром, с которого Россия осуществляет пилотируемые запуски.
Космодром Плесецк (Архангельская область)
Самый северный космодром в мире
Площадь — 1762 кв. км
8 стартовых площадок, 4 технических комплекса, 2 заправочно-нейтрализационных станции
Ракета-носители: Рокот, Циклон, Космос-3М, Р-7, Ангара
С 1994 года — первый государственный испытательный космодром Министерства обороны РФ.
Начало
23 января 2014 года состоялась наша первая командировка на «Восточный».
Вот так выглядел монтажно-испытательный комплекс, когда мы туда попали в первый раз. Это был просто бетонный каркас
А это место нашего будущего городка — русское поле
Основные объекты технического комплекса — монтажно-испытательные корпуса космических аппаратов и ракет-носителей, заправочно-нейтрализационая станция, склад блоков с тепловым тамбуром, энергоблок, трансбордерная галерея. Они объединены в один тепловой контур с целью обеспечения непрерывности технологического процесса подготовки космических аппаратов и ракет-носителей к запуску в суровых условиях резко континентального климата Амурской области.
Первый объект — склад блоков с тепловым тамбуром, который в тот момент выглядел как металлокаркас.
Склад блоков
По технологии сюда приезжают части ракет и космических аппаратов. Здесь, уже находясь в отапливаемом контуре, они выгружаются, складируются и через трансбордерную галерею доставляются в монтажно-испытательные корпуса.
Трансбордерная галерея
Вот это здание — заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС), она примыкает к монтажно-испытательному корпусу космических аппаратов (МИК КА). Внутри МИК КА космические аппараты собираются, проходят различные испытания и тесты, и уже полностью готовые к запуску, отправляются в ЗНС на заправку. Далее уже заправленный космический аппарат перемещается в монтажно-испытательный корпус ракет-носителей (МИК РН). Топливо, используемое в двигателях космических аппаратов, является токсичным. Поэтому вопросам безопасности здесь уделено особое внимание: предусмотрены автоматические системы газового анализа и сигнализации, аварийной вентиляции, предусмотрены тамбур-шлюзы и большое количество организационных мер безопасности.
Заправочно-нейтрализационная станция
Вот это монтажно-испытательный корпус ракет-носителей.
Здесь собираются ракеты-носители, проводятся их испытания и тестирование. Здесь же происходит монтаж заправленных космических аппаратов и головных частей на подготовленные ракеты-носители. Дальше ракета-носитель с космическим аппаратом уезжает на стартовый комплекс уже в собранном виде, то есть космический аппарат заправленный, а ракета пустая. Они приезжают на стартовый комплекс, там устанавливаются в стартовое положение, тестируются, проверяются, потом ракета заправляется и улетает.
К лету 2014 года из окна вертолета стартовый комплекс выглядел так.
Наша зона ответственности
Задача «ИНСИСТЕМС» и хабаровской компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР», с которой мы вместе работали на проекте, была оснастить инженерными системами несколько объектов технического комплекса космодрома: монтажно-испытательный комплекс ракет-носителей (МИК РН), энергоблок, холодильный центр и заправочно-нейтрализационную станцию.
В нашей зоне ответственности были:
Управление бытом
Амурская область – дотационный регион. В 2016 году занял 67-е место в рейтинге российских регионов по качеству жизни.
Ближайший к космодрому населенный пункт в 25 км — это Углегорск. Называть его городом пока рано. Живет в этом поселке 5,5 тысяч человек. Райцентры тоже довольно немноголюдны и далеко расположены: Свободный (55 тысяч человек) — 80 км, Шимановск (19 тысяч человек) — 83 км, Белогорск (67 тысяч человек) — 120 км.
До столицы Амурского края города Благовещенск нужно проехать 230 км. Здесь живет 224 тысячи человек (для сравнения: население района Выхино в Москве — 226 тысяч).
В Углегорске мы жили, пока не построили свой городок на космодроме. Для нас Углегорск был последним оплотом цивилизации. Например, здесь есть магазин, где можно купить мороженое. Кстати, на первых порах устойчивый интернет тоже был только в Углегорске.
Летом поселок тоже неповторим
Градообразующим объектом Углегорска до 2007 года был космодром Свободный. Поэтому тема космоса здесь повсюду
От Углегорска до космодрома всего 25 километров, но дорога занимала около часа на машине (мы передвигались в зависимости от ситуации или на пикапе Mitsubishi, или микроавтобусе Toyota Hiace, или на грузовичке KIA Bongo). Ехать приходилось по грунтовой дороге, разбитой большегрузными самосвалами, которые здесь курсировали постоянно. На фото еще не самый плохой вариант. Когда проложили асфальт, доехать можно было за 20 минут
А это земля, которую генподрядчик выделил нам под строительство нашего городка
Мы поняли, что раз на этой площадке мы надолго, то нужно как-то обустраиваться и обеспечивать людям нормальные бытовые условия. Естественно, там не было подрядчиков, которые как в Москве в режиме 24х7 готовы оказывать услуги. Поэтому максимальное количество хозяйственно-бытовых процессов пришлось сделать автономными, не зависящими от внешних факторов.
Во-первых, на территории 2 га мы построили бытовой городок с общежитием на 350 человек и полноценной столовой. Здесь же располагались офисные помещения, теплый склад, гараж.
Общежитие у нас было, скажем так, на три звезды
А вот наша столовая определенно получилась на пять звезд. Завтракать, обедать и ужинать к нам ходили не только наши сотрудники, но и сотрудники большинства подрядчиков космодрома. В августе 2014 года у нас состоялся первый обед
Даже сделали волейбольную площадку и тренажерный зал
Управление ресурсами
Мы зашли на объект как две независимые компании «ИНСИСТЕМС» и «ЛАНИТ-ПАРТНЕР», каждая со своим уставом. Опыта работы на похожих по размерам проектах не было почти ни у кого. Местных квалифицированных кадров практически нет. Вообще «местные» — понятие условное: все равно все работают по вахтовому методу.
В результате мы сформировали единую дирекцию проекта, которая управляла всей оперативной работой. Основную массу инженеров и монтажников мы привезли из Москвы, Хабаровска, Краснодара, Владивостока, Липецка, Чебоксар. В близлежащих городах удалось найти специалистов более широкого применения: водителей, поваров и чернорабочих.
За два года работы на проекте сотрудниками «ИНСИСТЕМС» было совершено 586 командировок. Мы пролетели на самолетах более 6,5 млн км (это как 162 раза вокруг экватора или как 17 раз от Земли до Луны).
Празднуем День строителя, 2015 год
Управление коммуникациями
Основные действующие лица проекта находились в трех часовых поясах: Амурская область (Мск+6), Хабаровский край (Мск+7), Москва. В 7 утра по местному времени работы начинались и в 8 вечера по Москве заканчивались. Когда Дальний Восток уходил спать, Москва продолжала трудиться. Но тем не менее, был налажен полноценный информационный обмен. (Кстати, за время проекта нами было направлено 2546 официальных писем.)
Почти сразу было принято важное правило — все решения принимаются на объекте.
А с этой машиной у нас связаны особые воспоминания.
В марте 2016 года должно было состояться подписание акта выполненных работ на холодильный центр. Для нас это был ключевой акт, и счет шел на дни. К определенной дате мы должны были подписать акт, получить визу у людей на площадке и где-то еще. Затем с этим актом нужно было поехать в офис заказчика, где должны поставить печати. После этого акт становится бухгалтерским документом.
Была суббота. (К слову, считается, что на объекте нет выходных. Если в документе указано до 25-го числа каждого месяца, значит, точно до 25-го все должно быть сделано и подписано, даже если этот день выпадает на субботу или воскресенье.) Мы собрали подписи всех, кроме главного человека, на подписи которого ставится синяя печать. А этот человек сидит в Благовещенске (за 230 км!), уехал на выходные.
Со всеми договорились по телефону, сели в машину. За руль садится руководитель нашего краснодарского филиала — мастер спорта по раллийным гонкам — и ставит рекорд на участке «космодром — Благовещенск» по времени. Гнал он в районе 200 километров в час. Подписал акт, а потом вернулся (!) и успел поставить сверху подпись и печать. Мы смогли все закрыть именно первым кварталом 2016 года. Все в последние часы было сделано.
Управление содержанием
Серьезным испытанием для нас стал обвал рубля. Сметы на поставку оборудования из-за рубежа были составлены по курсу 45 рублей за евро. Дополнительных бюджетных средств на строительство не предусматривалось. В итоге совместно с проектным институтом мы заменили часть импортного оборудования отечественным. Часть систем перепроектировали. Холодильный центр мощностью 8,75 МВт сконструировали самостоятельно. Это позволило сократить стоимость на 28%, а срок изготовления — в 2 раза. Подробнее о холодильном центре я расскажу ниже.
Управление сроками
Управление сроками зачастую сводится к тому, чтобы «убегая от медведя, бежать быстрее товарища», т.е. работать в относительных сроках, а не в календарных.
В отсутствии четких планов наладить ритмичную работу на производстве невозможно. Побороть эту проблему нам удалось двумя способами: работать параллельно на нескольких участках, перебрасывая рабочую силу с одного на другой, и в пиковые нагрузки привлекать дополнительный персонал, не требующий мобилизации (студенты стройотрядов, бригады и разнорабочие смежных подрядчиков).
Управление поставками
Для обеспечения работ мы доставили в Амурскую область более 160 сорокафутовых контейнеров с грузами и материалами. Только у нашей компании было свыше 450 поставщиков со всего мира – от Испании до Вьетнама. Нами были использованы все виды транспорта: воздушный, железнодорожный, морской, автомобильный.
Что нами сделано
Просто некоторые цифры
Трубы — 131,6 км
Воздуховоды — 28,4 км
Лоток — 29,6 км
Кабель — 1444 км
Шинопроводы — 3,8 км
Вентустановки — 443 шт
Фанкойлы — 223 шт
Прецизионные кондиционеры — 28 шт
Чиллеры — 16 шт
Чиллеры — 14,4 МВт
Тепловые завесы — 84 шт
Радиаторы отопления — 1028 шт
Трансформаторы — 26,1 МВт
Силовые шкафы и шкафы автоматики — 689 шт
Светильники — 8600 шт
Систем, которыми мы занимались на объекте, было много. Мне кажется, что рассказывать о типовых СКС и ЛВС не так интересно. Поэтому кратко остановлюсь на самых сложных работах, которые потребовали от нас нестандартных решений.
Холодильный центр
Во-первых, это, конечно, наша любимая история, предмет особой гордости наших инженеров —холодильный центр.
Нами было разработано и предложено решение о замене проектного холодильного центра производства Smardt-OPK Chillers AG (Германия) на аналогичный производства SME-ИНСИСТЕМС. В состав холодильного центра входят компрессоры. Их еще пока в России не производят вообще. Да и в мире их производством занимается небольшое количество заводов. Наша задача состояла в том, чтобы спроектировать конструктивные решения, которые позволили бы произвести максимум подготовительных монтажных работ в заводских условиях, чтобы упростить и ускорить монтаж на объекте, и мы ее решили.
Конструктивно холодильный центр состоит из 23 отдельных модулей максимальной заводской готовности. Принцип модульного изготовления позволил нам выполнить большой объем монтажных работ в комфортных условиях цеха. На этапе окончательной сборки мы установили и соединили модули на заранее подготовленной площадке, а потом подключили к внешним сетям тепло/холодоснабжения, водоснабжения и источнику электроснабжения.
Самой интересной инженерной задачей было развести все коммуникации, машины и агрегаты внутри форм-фактора морского контейнера, поскольку это ограничение при транспортировке готового холодильного центра. Прочная конструкция модулей обеспечила надежную защиту смонтированного оборудования в процессе перевозки и сборки. Транспортные издержки были оптимизированы за счет применения модулей стандартных транспортных габаритов.
Модуль готовится к транспортировке
Идет монтаж. 28 сухих градирен, внешних блоков кондиционеров занимают целое поле
Так холодильный центр выглядит снаружи в законченном виде. Справа в «домике» находятся холодильные машины и их обвязка. Слева — сухие градирни, каждая из которых размером в человеческий рост
Вентиляция зала сборки МИК РН
Общая площадь МИК РН — свыше 45 тыс. км. м. Монтаж воздуховодов под потолком на высоте 33 м (представьте десятиэтажный дом) вели бригады промышленных альпинистов.
Было установлено 16 вентиляционных установок, каждая из которых состоит из трех секций (приточная, вытяжная, фильтрующая) и размещена на трехуровневых мезонинах.
Мы обеспечили помещению площадью с два футбольных поля 9-й класс чистоты (такой же, как у предоперационных или в боксах микробиологических лабораторий). Для этого нужны целый комплекс мероприятий, строительные конструкции и инженерное обеспечение. В нашу зону ответственности входила система вентиляции. Это больше двух километров герметичных воздуховодов диаметром до 1600 мм, смонтированных в запотолочном пространстве, 24 установки общеобменной вентиляции со специальными секциями фильтров грубой и тонкой очистки.
Начало монтажа вентмашин
Суммарная производительность вентиляционных установок составляет 1,68 млн м 3 /час.
Аварийная вентиляция заправочно-нейтрализационной станции
В двигательных установках пилотируемых кораблей, спутников, орбитальных и межпланетных станций применяются высокотоксичные компоненты, например, гептил. Поэтому в заправочно-вентиляционной станции в зоне заправки, а также в зале сборки МИК РН в зонах производства работ на заправленных космических аппаратах во избежание выброса вредных веществ в атмосферу установлена система аварийной вентиляции со специальными нейтрализующими фильтрами-поглотителями компонентов ракетного топлива. Она включается в автоматическом режиме по сигналу от датчиков системы контроля загазованности.
Нами установлено 18 комплектов по три блока фильтров. Эти фильтры — уникальные изделия, которые производит единственный завод в России. Масса одного такого фильтра — 2400 кг, а изготовление занимает 9 месяцев.
Если хочется взглянуть на грандиозную инфраструктуру «Восточного» изнутри, то вы можете посмотреть фильм компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» о системах, которые мы делали на объекте:
Фильм посвящен Дню космонавтики — 56-й годовщине первого полета человека в космос.
Космодромные уроки
Этот проект стал для «ИНСИСТЕМС» и «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» вызовом. Но не с технической точки зрения, ведь инженерные системы — это абсолютно наша тема, а на космодроме мы не делали ничего такого, чего не делали раньше. Объект был сложен с управленческой точки зрения — по объемам, срокам, видам оборудования и т.д. Это как художника попросили бы: «Нарисуй то же самое, но только на поверхности размером 10 х10 метров».
Работа на космодроме научила нас не бояться браться за сложные задачи. Здесь мы в очередной раз убедились, что кадры решают все, и главное, что несмотря на все трудности, свою работу нужно и можно делать с удовольствием. И все получится.