в каком году начали строить метро в челябинске
Челябинский метрополитен
Челябинский метрополитен — законсервированная на стадии строительства система линий метрополитена в Челябинске.
Содержание
История
Впервые метрополитен был предложен в Генеральном плане города в 1967 году. Рабочий проект был разработан в 1980-х годах институтом «Ленметрогипротранс».
11 ноября 2004 — начало проходки первого тоннеля от портала электродепо до станции «Комсомольская площадь».
27 ноября 2007 — окончание проходки первого тоннеля от портала электродепо до станции «Комсомольская площадь».
8 августа 2008 — начало проходки первого тоннеля перегона «Комсомольская площадь» — «Площадь Революции».
14 апреля 2009 — сбойка правого перегонного тоннеля между станциями «Торговый центр» и «Проспект Победы».
Июль 2009 — сбойка левого перегонного тоннеля между станциями «Торговый центр» и «Проспект Победы».
27 мая 2010 года на Всероссийском градостроительном совещании главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков представил новый проект пускового участка Челябинского метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы», который на 30 % экономичнее предыдущих. В проекте описана линия с эксплуатационной длиной 7,4 км и общей 8,5 км. Пусковой комплекс включает в себя участок из 5 станций, электродепо (ССВ к которому расположена у станции «Комсомольская площадь») и инженерный корпус. На первом этапе предлагается ввод участка из 4 станций (без «Тракторозаводской»). Оформление станций выполнено в стиле Hi-Tech. [1]
23 июня 2010 года на градостроительном совете руководством Челябинска одобрен архитектурный проект пяти станций первой очереди метрополитена. Проект представлял лично Николай Шумаков. Там же главой администрации города Сергеем Давыдовым были озвучены размеры освоенных средств: за 18 лет, в течение которых ведётся строительство, было израсходовано 12 млрд рублей, на окончание строительства первой очереди требуется ещё 25 млрд рублей. [2]
В 2011 году было завершено строительство в конструкциях станции «Комсомольская площадь» и наклонного хода станции «Торговый центр». [3]
Станции
Архитекторы: Н. И. Шумаков, А. Ю. Орлов, А. В. Некрасов, В. С. Волович.
Основным формообразующим фактором при создании архитектурного пространства Челябинского метрополитена является организация искусственного освещения. Проекты станций несут в себе единый принципиальный подход к решению освещения. Архитектурно-пластическое решение станций основано на использовании крупных архитектурных элементов (таких как свод, стена, пилон) в качестве отражателей или рассеивателей света. При этом номинальные источники света имеют вспомогательное значение.
На платформах всех станций устанавливаются скамьи для пассажиров, совмещённые с информационной системой на светопрозрачных щитах, не загромождающих пространство станции.
Для отделки пассажирских помещений применяются долговечные негорючие материалы, традиционные для метрополитенов России, такие как гранит, мрамор и нержавеющая сталь.
Для декоративно-художественного оформления станций используются изделия местных народных промыслов — каслинское литье, златоустовская гравюра, применяются уральские самоцветы, такие как малахит, родонит, яшма.
Вновь построенные лестницы выходов накрываются наземными павильонами из светопрозрачных материалов для защиты от атмосферных осадков.
На всех станциях предусмотрены подъёмные механизмы, обеспечивающие возможность доступа в метрополитен маломобильным пассажирам.
«Проспект Победы»
Станция расположена вдоль одноимённого проспекта между Краснознамённой улицей и Свердловским проспектом. Выходы из вестибюля № 1 выводят пассажиров на все четыре стороны перекрёстка проспектов Победы и Свердловского. Один из выходов на Свердловский проспект встраивается в проектируемое здание инженерного корпуса Челябинского метрополитена. Вестибюль № 2 располагается вблизи Краснознамённой улицы с выходами на обе стороны проспекта Победы.
Пилонная станция глубокого заложения в металлической обделке. Водозащитный зонт выполнен из стеклопластиковых панелей.
Облицовка пилонов со стороны центрального зала выполнена из светопрозрачных материалов (молочного стекла) по криволинейной поверхности. Для освещения боковых залов станции предназначены светящиеся поверхности в нижней части свода. Торцевые стороны пилонов в местах соприкасания со светящимися элементами выполнены из металла, остальные поверхности выполнены из мрамора.
За станцией расположены оборотные тупики.
«Торговый центр»
Станция расположена под рекой Миасс между улицами Труда и 8 Марта и имеет два наземных вестибюля. Один на левом берегу реки перед большим торговым центром, другой — на правом берегу в парке у городского краеведческого музея, недалеко от здания спортивно-развлекательного центра.
Декоративная поверхность свода станции выполнена из металлических панелей белого цвета и является экраном-отражателем для источников света, расположенных по нижнему обрезу свода. Пластика достигается ритмическим расположением разрывов между освещёнными участками декоративного свода.
Обслуживание источников света ведётся с мостиков, размещённых между освещённой поверхностью и конструктивной обделкой станции. Блок служебных и технических помещений располагается под платформой.
«Площадь Революции»
Станция расположена под проспектом Ленина в зоне пересечения с улицей Цвиллинга. Выходы из вестибюля № 2 примыкают к пешеходному переходу под этим перекрёстком. Вестибюль № 1 размещён в зоне пересечения с улицей Пушкина и в перспективе будет связан с подземным торговым пространством под перекрёстком проспекта с улицей Свободы.
Колонно-стеновая станция глубокого заложения в металлической обделке. Водозащитный зонт выполнен из стеклопластиковых панелей.
Облицовка опорных пилонов со стороны центрального зала представляет собой светящуюся поверхность из светопрозрачного материала (молочного стекла), рассеивающую свет, идущий от источников, расположенных внизу пилона. Для освещения боковых залов станции предназначены светящиеся поверхности в нижней части свода, идущие через всю станцию над пилонами и проёмами. Остальные поверхности пилонов облицованы мрамором.
Центральный зал (1980-е)
«Комсомольская площадь»
Станция расположена под проспектом Ленина в зоне пересечения его с улицей Горького у детского парка имени В. И. Терешковой. Выходы из вестибюля № 1 производятся на обе стороны как проспекта Ленина, так и улицы Горького. Выходы из вестибюля № 2 ведут на проспект.
Односводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона. Пластическое решение свода основано на ритмическом чередовании освещённых и неосвещённых участков.
Освещённые участки представляют из себя кессоны, отражающие свет. Свод станции становится светильником. Для обслуживания источников света по цоколю со стороны путевой стены проходит эксплуатационная галерея. В цоколе размещается кабельный коллектор.
За станцией расположен стрелочный съезд между главными путями для оборота поездов на первом этапе.
Строительство
«Тракторозаводская»
Станция расположена в начале проспекта Ленина между примыканием к нему Плотничного переулка и улицы Танкистов. Выход из вестибюля № 1 примыкает к существующему переходу, проходящему под проспектом и связанному с проходной Челябинского тракторного завода. Выход из вестибюля № 2 ведёт к поликлинике, расположенной около завода.
Односводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона. Пластическое решение свода основано на ритмическом чередовании освещённых и неосвещённых участков.
Освещённые участки представляют из себя кессоны, отражающие свет. Свод станции становится светильником. Для обслуживания источников света по цоколю со стороны путевой стены проходит эксплуатационная галерея. В цоколе размещается кабельный коллектор.
За станцией расположены оборотные тупики.
Инженерный корпус
Инженерный корпус Челябинского метрополитена расположен на пересечении проспекта Победы и Свердловского проспекта.
Композиция наземной части здания состоит из двух объёмов: высотного в 22 этажа и пониженного 5-этажного. Для лучшего восприятия значительного по высоте сооружения в сложившейся застройке здание запроектировано таким образом, что на перекрёсток проспектов выведена пониженная часть, а 22-этажная башня удалена вглубь участка.
Каркас здания запроектирован из монолитного железобетона. Ограждающие стены — монолитный железобетон в сочетании с светопрозрачными и металлическими конструкциями. В верхней части башни размещён многосветный конференц-зал, а на крыше — вертолётная площадка. Здание имеет 4 подземных этажа — в них размещены технологические и вспомогательные помещения и автостоянки.
Главный вход в здание инженерного корпуса и въезд в подземные автостоянки расположены со стороны Свердловского проспекта. 3 служебных входа и наземные автостоянки запроектированы со стороны дворового фасада. В здание встроен один из выходов из восточного вестибюля станции метро «Проспект Победы».
«Трамвай уйдет под землю»: 7 фактов о подземке в столице Южного Урала.
В подземном холоде, на глубине 18 метров, журналистам рассказали, что же будет с сабвеем, строить который начали в 1991 году. Мы собрали семь удивительных фактов о недострое-рекордсмене.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
1. Закопать имеющееся — вредительство
Итак, достройка метро в его классическом формате с предполагаемыми четырьмя станциями первой ветки «Торговый Центр», «Площадь Революции», «Комсомольская площадь», «Проспект Победы» в нынешних ценах стоит 100 млрд. руб.
Ликвидация уже сделанного — 10 млрд. На данный момент, построены до полуготовности две станции:
«Комсомольская площадб» — около 40 % готовности;
«Торговый центр» — около 25 %.
Фото: Александр Ануфриев/Царьград.
Все тридцать лет кроме прокладки сотни миллионов рублей ежегодно направляли на содержание имеющейся инфраструктуры. Закопать проложенное — закопать вложенные средства.
Безопасность — еще один аргумент. Станция «Торговый центр» построена под рекой; потому работа не может быть просто забыта, оставлена.
К тому же, уничтожение проекта — ментальный вред, подчеркнул Текслер. Больше половины горожан, как показал недавний соцопрос, хотели бы иметь метро в мегаполисе. Для людей старшего поколения это все равно что топтаться по мечте:
Задача достройки метро стояла серьезная. Для меня лично это был один из серьезных вызовов с которыми я столкнулся, когда приехал в Челябинск. К пересмотру проекта мы подключили лучших специалистов. Стояла задача — обоснованно вписать метро в существующую транспортную сеть, в том числе, с градостроительной точки зрения,
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
2. Метротрамвай: в два с лишним раза дешевле
Перед специалистами, проектировавшими столичное метро, стояла задача не только решить вопрос с завершением строительства сабвея в Челябинске, но и обновления транспортной схемы большого города.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
Стоимость метротрамвая — 46 млрд. руб. В новой схеме будут задействованы существующие тоннели (3,3 км) и вновь построенные (7,2 км). По выходу из тоннелей вагоны метотрамвая будут идти по наземным трамвайным путям.
Проект позволит создать до 1,5 тыс. рабочих мест.
3. Три разноцветных ветки свяжут районы города
В новой схеме метротрама используют две станции — «Торговый центр» и «Комсомольскую площадь». Еще две, пересадочные, построят — близ площади Революции, в створе ул. Елькина.
Проектом предполагается движение 32 вагонов двух- и трехсекционных, которые будут перевозить 20 млн пассажиров в год. Вагоны изготовит Усть-Катавский вагоностроительных завод.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
Вагоны будут работать и наверху, и спускаться вниз, в метро.
В схеме метротрама три ветки — красная, зеленая, синяя. Они свяжут между собой разные районы города подземными тоннелями, которые отделены друг от друга. У пассажиров появиться другой уровень мобильности.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
Предполагаемые маршруты:
Красная ветка: ул. Чичерина — ул. Лизы Чайкиной. Длина 16,4 км. Интервал 8 минут
Зеленая ветка: Металлургический район — ТРК «Алмаз». Длина 18,8 км. Интервал — 8 минут. Сейчас трамвайная связь с Ленинским районом возможна через Тракторозаводский район.
Синяя ветка: Медгородок — ЧТЗ. Длина 7,8 км. Интервал — 8 минут.
4. Запуск метротрамвая — в 2024 году.
Текслер поставил перед командой задачу, которую сам называет амбициозной, — пустить метротрамвай к 2024 г.
5. Метротрамвай — часть масштабной задачи
По ул. Чичерина планируется организация выделенных полос для автобуса и запуск троллейбуса: сейчас разрабатывается схема развития троллейбусной сети. В Челябинске она прирастет на 4,5 км. И еще шесть км в схеме обеспечат новые троллейбусы, которые смогут пройти на автономном ходу. Сеть троллейбусов предполагают тянуть в микрорайон «Ньютон»: там уже живет более 20 тыс. человек.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
Отдаленный микрорайон «Парковый», по словам Егорова, планируется связать автобусным сообщением.
Параллельно проектированию завершения метро в Челябинске изменят схему наземного общественного транспорта. В этом году город получит 30 полунизкопольных вагонов производства УКВЗ.
Мы построим 25 трамвайных платформ высотой 30 см, когда не нужно выходить под колеса из вагона, а на платформу. В этом году отремонтируем 5 км пути: ул. Цвиллинга, от ул. Тимирязева до ж/д вокзала; ул. I Пятилетки от трамвайного депо N 1 до ул. Горького,
6. Трамвай станет скоростным
По словам Егорова, в этом году планируется начать обособление трамвайных путей, чтобы увеличить его скорость. Чтобы, выезжая из подземелья, он не терял скорости. Сейчас трамваи-старички в Челябинске передвигаются в не пиковые часы со скоростью 17 км/ч. Метротрамвай поедет со скоростью 35 км/ч.
У нас основные трамвайные ветки по Свердловскому проспекту, по пр. Победы обособлены, в стороне находятся. На ул. Кирова, ул. Цвиллинга трамваи не могут набрать высокую скорость, потому что мешают машины. Тормозной путь вагонов Проработали проект физического обособления путей. Например, бордюрным камнем, дорожной разметкой, столбиками,
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области/предоставлено телеканалу Царьград.
7. Новая транспортная схема победит в конкуренции
По оценкам миндортранса, в год челябинские маршрутки перевозят 210 млн пассажиров. Запуск новой транспортной схемы и новый подвижной состав электротранспорта сократят их число в 1,5 раза.
Впрочем, для полноценной загрузки электротранспорта, поясняет Егоров, нужно собирать пассажиропоток с машин. Чиновник уверен: удобный скоростной общественный транспорт привлечет часть автомобилистов.
Когда обновят подвижной состав? Трамваи и троллейбусы — за 2-3 года. По метро — конец 2024 г. Продолжится закупка автобусов на экологически чистом топливе.