в каком году мамадыш стал городом
Мамадыш
Мамады́ш (тат. Мамадыш ) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.
Население 14,4 тыс. чел. (2009).
Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.
В честь города Мамадыша в Казани назван Мамадышский тракт.
Содержание
История
Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как «Ак Кирмэн», «Белые Кирмени», что в адекватном переводе на русский язык — «Белая Крепость» в 1151 году в летописях Киевской Руси… Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХII-ХIУ веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени.
После взятия в 1552 году Казани Иваном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш».
3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «Об образовании на месте старой мамадышской пустоши монастырского села Троицкое-Мамадыш», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».
Демография
Год | 1856 | 1897 | 1931 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1992 | 1996 | 1998 | 2002 | 2010 |
Кол-во | 3.7 | 4.2 | 2.3 | 7.7 | 9.0 [2] | 9.7 [3] | 10.3 [4] | 11.8 [5] | 12.7 | 13.4 | 13.6 | 13.5 [6] | 14.6 [1] |
Примечания
Ссылки
Сельские поселения: Албайское | Верхнеошминское | Дигитлинское | Дюсьметьевское | Ишкеевское | Катмышское | Кемеш-Кульское | Кляушское | Красногорское | Крещёно-Пакшинское | Куюк-Ерыксинское | Малмыжское | Малокирменское | Нижнеошминское | Нижнесуньское | Нижнетаканышское | Нижнешандерское | Никифоровское | Оляузское | Омарское | Отарское | Рагозинское | Секинесское | Сокольское | Среднекирменское | Суньское | Тавельское | Уразбахтинское | Урманчеевское | Усалинское | Шадчинское | Шемяковское | Якинское |
Московская область: Москва (0-16)¹ | Реутов (16) | Балашиха (16-30) | Старая Купавна (36-37) | Обухово (42-44) | Ногинск (50-60)
Владимирская область: Покров (103)| Петушки (121)| Лакинск (150) | Владимир (180—192)| Вязники (291) | Гороховец (330)
¹ Число в скобках указывает расстояние от центра Москвы в километрах, до Hижегородской области по данным топографических карт, далее по GPS-карте.
Полезное
Смотреть что такое «Мамадыш» в других словарях:
Мамадыш — город, р.ц., Татарстан. Возник как татар, д. Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С XVII в. в ней начинают селиться и русск., а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится с. Троицкое, Мамадыш тож. С 1781 г. у. г … Географическая энциклопедия
МАМАДЫШ — город (с 1781) в Российской Федерации, Татария, пристань на р. Вятка, в 80 км от ж.?д. ст. Кукмор. 12,7 тыс. жителей (1992). Легкая, пищевая промышленность … Большой Энциклопедический словарь
МАМАДЫШ — Вариант имени Мухамметиш (см.), претерпевший фонетическое изменение. В книгах переписи населения Казани 1565 1568, 1646 годов встречается фамилия Мамадышев. Диалектальные варианты: Мамыш, Мадыш, Маиш. Татарские, тюркские, мусульманские мужские… … Словарь личных имен
МАМАДЫШ — МАМАДЫШ, город (с 1781) в Татарии, пристань на р. Вятка, в 80 км от ж. д. ст. Кукмор. 13,6 тыс. жителей (1998). Лёгкая, пищевая промышленность. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
мамадыш — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мамадыш — город, р.ц., Татарстан. Возник как татар, д. Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С XVII в. в ней начинают селиться и русск., а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится с. Троицкое, Мамадыш тож. С 1781 г. у. г … Топонимический словарь
Мамадыш — город (с 1781) в России, Татария, пристань на р. Вятка, в 80 км от железнодорожной станции Кукмор. 13,6 тыс. жителей (1998). Лёгкая, пищевая промышленность. * * * МАМАДЫШ МАМАДЫШ, город (с 1781) в Российской Федерации, Татария, пристань на р.… … Энциклопедический словарь
Мамадыш — город, центр Мамадышского района Татарской АССР. Пристань на правом берегу реки Вятка (приток Камы), в 80 км к юго востоку от железнодорожной станции Кукмор (на линии Казань Агрыз) и в 167 км к востоку от Казани. Филиалы хлопчатобумажной… … Большая советская энциклопедия
Мамадыш — уездн. г. Казанской губ., в 183 в. к В от губ. г., при устье рч. Ошмы, на правом берегу р. Вятки. По преданию, г. получил свое название по имени первого поселенца, волжского татарина, переселившегося сюда из г. Булгара. после разорения последнего … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мамадыш — Районный центр в Татарии, в 167 км к востоку от Казани. Расположен в Прикамье, на правом берегу р. Вятка (приток Камы), в 80 км к юго востоку от железнодорожной станции Кукмор на линии Казань Екатеринбург. Население 12,7 тыс. человек… … Города России
История г.Мамадыш и Мамадышского района
Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.
Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры.
Вот так начинался Мамадыш.
Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским. А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш». В одном из них пишется: «. Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли. в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад. «. То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».
При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.
В первой половине XIX века в городе появились предприятия промышленного и мануфактурного типа, на которых трудились наемные рабочие и приписные крестьяне: в 1859 году в уездном городе Мамадыше имелись 2 салотопленных, 3 кожевенных, 2 круподерных, 1 поташный, 2 кирпичных завода и ткацко-кулечная фабрика. Имелся Собор, 2 церкви, 4 часовни, 2 начальные школы, больница. В 1883 году в части Заошминской слободы города Мамадыша вырос технически сильно оснащенный даже импортным технологическим оборудованием и довольно мощный по своему времени винокуренный, спиртовый завод Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1900 году уже работало около 100 человек. Кстати, вода для изготовления продукции завода бралась из специального ключа за городом, она подводилась прямо к цеху по деревянным трубам длиной более двух верст. Так стал появляться и расти городской пролетарий, свои рабочие.
В это время в Мамадыше появилось трехклассное училище и небольшая публичная библиотека. К Троицкому Кафедральному Собору, заошминской церкви Петра и Павла и красногорской церкви Фрола и Лавры прибавились кладбищенская церковь преподобной Ксении, городская мусульманская мечеть, и количество часовен увеличилось до десяти. По четвергам на городской площади проводились большие и шумные базары, куда съезжались все окрестные крестьяне, а ежегодно 7 июля проходила Большая Мамадышская Ярмарка, в которой участвовали не только жители Казанской, Вятской, но и других губерний. Крепло купечество, многие из которых были удостоены гильдий (Гурьянон, Распопов, Кузовников и другие). Начали появляться в торюпо-купеческом уездном центре новые двухэтажные каменные дома купцов Жукова, Щербакова, Музлова, Красильниковых, Захаровых, Гороховых, Шаяхметовых и других «отцов» города.
Несмотря на трудности жизненных условий, мамадышцы всегда в решающие часы горой вставали на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в период Крымской кампании, и в годы русско-турецкой войны. Участником знаменитого морского Цусимского сражения был член экипажа крейсера «Варяг», мамадышец минёр-матрос Алексей Иванович Козырев (1880-1955), награжденный за свой подвиг Георгиевскими Крестами и медалью «За отвагу», а в 1954 году ему была назначена персональная пенсия Союзного значения. Здесь же, на городском кладбище похоронен и Григорий Иванович Ельченко, уроженец деревни Яковка, Георгиевский кавалер, участник Первой мировой и гражданской войн, участник революционных событий 1917 года, матрос-балтиец,
В мае 1948 года по инициативе молодежи города и рабочих Мамадышского леспромхоза проводится двухнедельник леса и сада. На центральных улицах были посажены декоративные деревья и кустарники. С тех пор и стало традицией ежегодно весной выходить на субботники и воскресники и озеленять город. Так постепенно Мамадыш превращается в город-сад на Вятке. Гости, посещающие нас в прекрасную летнюю пору, увозят приятные воспоминания о чистоте мамадышского воздуха, о зелени, о прекрасных пейзажах, открывающихся с высокого правобережья на завятские дали.
В 1949 году в городе впервые появился водопровод и установлены пять водозаборных колонок. До этого мамадышцы питьевую воду брали из ключей, бьющих у подножия горы Пузанки. Через год открылось регулярное автобусное сообщение с Казанью. До столицы республики можно было добраться за шесть-семь часов. Будни первого послевоенного десятилетия в районе был насыщены. На селе по-прежнему ударной силой оставались женские молодежные бригады, поскольку по условиям и требованиям времени юноши и демобилизованные молодые солдаты привлекались на восстановление топливно-энергетической базы страны и строительство индустриальных гигантов. И, тем не менее, село также восстановило свою экономику, соответствующую требованиям времени. Так, трактористки комсомольско-молодежной бригады из совхоза “Агробаза”, выступив с почином достойно встретить 30-летие Великого Октября, за сезон 1947 года выработали на тракторе СТЗ-“Нати” в среднем по 1800 гектаров пашни каждая, сэкономив при этом горючего на 10 процентов больше запланированного и снизив себестоимость полевых работ на 12 процентов. Все полевые работы проводились в сжатые сроки и с хорошим качеством. Трактористки этой бригады Пономарева, Костина, Балякина и Шакирова были занесены на районную доску Почета. Больших успехов добились и труженики колхоза “Хасаншино”. Так, в бригаде Давлетшина было получено по 16 центнеров зерновых с каждого гектара и по 126 центнеров картофеля. Бригаде вручено переходящее Красное знамя райкома ВКП(б) и исполкома районного Совета. В следующей послевоенной пятилетке самое серьезное внимание было уделено развитию сельского хозяйства, ибо успехи в отдельных бригадах и колхозах в целом не могли обеспечить потребности страны. При очевидном недостатке органических и минеральных удобрений основная ставка делалась тогда на расширение посевных площадей, укрупнение хозяйств и всемерную механизацию земледельческих работ. Большие надежды в деле подъема сельского хозяйства партия и правительство возлагали на молодежь.
История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей. По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.
Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.
Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры.
Вот так начинался Мамадыш.
Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским. А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш». В одном из них пишется: «. Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли. в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад. «. То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».
При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.
По повелению митрополита Вениамина в 1783 году в Мамадыше уже был построен Троицкий Кафедральный Собор, который простоял до 1933 года, пока не был варварски уничтожен воинствующими сталинскими «атеистами «.
В первой половине XIX века в городе появились предприятия промышленного и мануфактурного типа, на которых трудились наемные рабочие и приписные крестьяне: в 1859 году в уездном городе Мамадыше имелись 2 салотопленных, 3 кожевенных, 2 круподерных, 1 поташный, 2 кирпичных завода и ткацко-кулечная фабрика. Имелся Собор, 2 церкви, 4 часовни, 2 начальные школы, больница. В 1883 году в части Заошминской слободы города Мамадыша вырос технически сильно оснащенный даже импортным технологическим оборудованием и довольно мощный по своему времени винокуренный, спиртовый завод Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1900 году уже работало около 100 человек. Кстати, вода для изготовления продукции завода бралась из специального ключа за городом, она подводилась прямо к цеху по деревянным трубам длиной более двух верст. Так стал появляться и расти городской пролетарий, свои рабочие.
В это время в Мамадыше появилось трехклассное училище и небольшая публичная библиотека. К Троицкому Кафедральному Собору, заошминской церкви Петра и Павла и красногорской церкви Фрола и Лавры прибавились кладбищенская церковь преподобной Ксении, городская мусульманская мечеть, и количество часовен увеличилось до десяти. По четвергам на городской площади проводились большие и шумные базары, куда съезжались все окрестные крестьяне, а ежегодно 7 июля проходила Большая Мамадышская Ярмарка, в которой участвовали не только жители Казанской, Вятской, но и других губерний. Крепло купечество, многие из которых были удостоены гильдий (Гурьянон, Распопов, Кузовников и другие). Начали появляться в торюпо-купеческом уездном центре новые двухэтажные каменные дома купцов Жукова, Щербакова, Музлова, Красильниковых, Захаровых, Гороховых, Шаяхметовых и других «отцов» города.
Несмотря на трудности жизненных условий, мамадышцы всегда в решающие часы горой вставали на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в период Крымской кампании, и в годы русско-турецкой войны. Участником знаменитого морского Цусимского сражения был член экипажа крейсера «Варяг», мамадышец минёр-матрос Алексей Иванович Козырев (1880-1955), награжденный за свой подвиг Георгиевскими Крестами и медалью «За отвагу», а в 1954 году ему была назначена персональная пенсия Союзного значения.
Здесь же, на городском кладбище похоронен и Григорий Иванович Ельченко, уроженец деревни Яковка, Георгиевский кавалер, участник Первой мировой и гражданской войн, участник революционных событий 1917 года, матрос-балтиец.
Мамадыш первых послевоенных лет, как, впрочем, и мамадышское село, не испытал крутых перемен. Новое строительство в городе почти не велось, да и на селе хозяйственной жизни пока все оставалась по-старому. Нелегко, прямо, скажем, жилось в те годы… Районы Татарии непосредственно не пострадали от войны. И понятно поэтому, что первоочередное внимание в послевоенной пятилетке обращалось на возрождение тех областей и республик, где были разрушения, а на полях ржавели подбитые орудия и танки. Понятно, почему поредели ряды молодежи мамадышского села. Парни и девушки ехали восстанавливать Днепрогэс, разрушенные города, шахты, заготавливать лес для новостроек. В мае 1948 года по инициативе молодежи города и рабочих Мамадышского леспромхоза проводится двухнедельник леса и сада. На центральных улицах были посажены декоративные деревья и кустарники. С тех пор и стало традицией ежегодно весной выходить на субботники и воскресники и озеленять город.
Так постепенно Мамадыш превращается в город-сад на Вятке. Гости, посещающие нас в прекрасную летнюю пору, увозят приятные воспоминания о чистоте мамадышского воздуха, о зелени, о прекрасных пейзажах, открывающихся с высокого правобережья на завятские дали. В 1949 году в городе впервые появился водопровод и установлены пять водозаборных колонок. До этого мамадышцы питьевую воду брали из ключей, бьющих у подножия горы Пузанки. Через год открылось регулярное автобусное сообщение с Казанью. До столицы республики можно было добраться за шесть-семь часов. Будни первого послевоенного десятилетия в районе был насыщены. На селе по-прежнему ударной силой оставались женские молодежные бригады, поскольку по условиям и требованиям времени юноши и демобилизованные молодые солдаты привлекались на восстановление топливно-энергетической базы страны и строительство индустриальных гигантов.
И, тем не менее, село также восстановило свою экономику, соответствующую требованиям времени. Так, трактористки комсомольско-молодежной бригады из совхоза «Агробаза», выступив с почином достойно встретить 30-летие Великого Октября, за сезон 1947 года выработали на тракторе СТЗ-«Нати» в среднем по 1800 гектаров пашни каждая, сэкономив при этом горючего на 10 процентов больше запланированного и снизив себестоимость полевых работ на 12 процентов. Все полевые работы проводились в сжатые сроки и с хорошим качеством. Трактористки этой бригады Пономарева, Костина, Балякина и Шакирова были занесены на районную доску Почета. Больших успехов добились и труженики колхоза «Хасаншино». Так, в бригаде Давлетшина было получено по 16 центнеров зерновых с каждого гектара и по 126 центнеров картофеля. Бригаде вручено переходящее Красное знамя райкома ВКП(б) и исполкома районного Совета. В следующей послевоенной пятилетке самое серьезное внимание было уделено развитию сельского хозяйства, ибо успехи в отдельных бригадах и колхозах в целом не могли обеспечить потребности страны. При очевидном недостатке органических и минеральных удобрений основная ставка делалась тогда на расширение посевных площадей, укрупнение хозяйств и всемерную механизацию земледельческих работ. Большие надежды в деле подъема сельского хозяйства партия и правительство возлагали на молодежь.
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Город Мамадыш
Мамады́ш (тат. Mamadış, Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.
Население 14,4 тыс. чел. (2009).
Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.
В честь города Мамадыша в Казани назван Мамадышский тракт.
Возник как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое, Мамадыш тож.
В 1856 г. в уездном городе Мамадыш Казанской губернии насчитывалось 1 церковь, 570 домов, 18 лавок.
История г.Мамадыш
История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей. По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.
Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.
Город Мамадыш
Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры.
Город Мамадыш
Вот так начинался Мамадыш.
Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским. А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш». В одном из них пишется: «. Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли. в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад. «. То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».
При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.
РОДНИК САМОВАР
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НА ВЯТКЕ
река Вятка
В первой половине XIX века в городе появились предприятия промышленного и мануфактурного типа, на которых трудились наемные рабочие и приписные крестьяне: в 1859 году в уездном городе Мамадыше имелись 2 салотопленных, 3 кожевенных, 2 круподерных, 1 поташный, 2 кирпичных завода и ткацко-кулечная фабрика. Имелся Собор, 2 церкви, 4 часовни, 2 начальные школы, больница. В 1883 году в части Заошминской слободы города Мамадыша вырос технически сильно оснащенный даже импортным технологическим оборудованием и довольно мощный по своему времени винокуренный, спиртовый завод Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1900 году уже работало около 100 человек. Кстати, вода для изготовления продукции завода бралась из специального ключа за городом, она подводилась прямо к цеху по деревянным трубам длиной более двух верст. Так стал появляться и расти городской пролетарий, свои рабочие.
ПОЛОВОДЬЕ НА РЕКЕ ВЯТКА
В это время в Мамадыше появилось трехклассное училище и небольшая публичная библиотека. К Троицкому Кафедральному Собору, заошминской церкви Петра и Павла и красногорской церкви Фрола и Лавры прибавились кладбищенская церковь преподобной Ксении, городская мусульманская мечеть, и количество часовен увеличилось до десяти. По четвергам на городской площади проводились большие и шумные базары, куда съезжались все окрестные крестьяне, а ежегодно 7 июля проходила Большая Мамадышская Ярмарка, в которой участвовали не только жители Казанской, Вятской, но и других губерний. Крепло купечество, многие из которых были удостоены гильдий (Гурьянон, Распопов, Кузовников и другие). Начали появляться в торюпо-купеческом уездном центре новые двухэтажные каменные дома купцов Жукова, Щербакова, Музлова, Красильниковых, Захаровых, Гороховых, Шаяхметовых и других «отцов» города.
ЛЕДОХОД НА РЕКЕ ВЯТКА
Несмотря на трудности жизненных условий, мамадышцы всегда в решающие часы горой вставали на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в период Крымской кампании, и в годы русско-турецкой войны. Участником знаменитого морского Цусимского сражения был член экипажа крейсера «Варяг», мамадышец минёр-матрос Алексей Иванович Козырев (1880-1955), награжденный за свой подвиг Георгиевскими Крестами и медалью «За отвагу», а в 1954 году ему была назначена персональная пенсия Союзного значения. Здесь же, на городском кладбище похоронен и Григорий Иванович Ельченко, уроженец деревни Яковка, Георгиевский кавалер, участник Первой мировой и гражданской войн, участник революционных событий 1917 года, матрос-балтиец,
Город Мамадыш
ОТКРЫТИЕ НАБЕРЕЖНОЙ В ГОРОДЕ МАМАДЫШ
ПАМЯТНИК ШЕЙХИ МАНУР
Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена » Мамадышский колхозник». И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: «Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов «Мамадышский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Самолеты для авиазвена » Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.
Мамадыш первых после военных лет, как, впрочем, и мамадышское село, не испытал крутых перемен. Новое строительство в городе почти не велось, да и на селе хозяйственной жизни пока все оставалась по-старому. Нелегко, прямо, скажем, жилось в те годы… Районы Татарии непосредственно не пострадали от войны. И понятно поэтому, что первоочередное внимание в послевоенной пятилетке обращалось на возрождение тех областей и республик, где были разрушения, а на полях ржавели подбитые орудия и танки. Понятно, почему поредели ряды молодежи мамадышского села. Парни и девушки ехали восстанавливать Днепрогэс, разрушенные города, шахты, заготавливать лес для новостроек.
В мае 1948 года по инициативе молодежи города и рабочих Мамадышского леспромхоза проводится двухнедельник леса и сада. На центральных улицах были посажены декоративные деревья и кустарники. С тех пор и стало традицией ежегодно весной выходить на субботники и воскресники и озеленять город. Так постепенно Мамадыш превращается в город-сад на Вятке. Гости, посещающие нас в прекрасную летнюю пору, увозят приятные воспоминания о чистоте мамадышского воздуха, о зелени, о прекрасных пейзажах, открывающихся с высокого правобережья на завятские дали.
В 1949 году в городе впервые появился водопровод и установлены пять водозаборных колонок. До этого мамадышцы питьевую воду брали из ключей, бьющих у подножия горы Пузанки. Через год открылось регулярное автобусное сообщение с Казанью. До столицы республики можно было добраться за шесть-семь часов. Будни первого послевоенного десятилетия в районе был насыщены. На селе по-прежнему ударной силой оставались женские молодежные бригады, поскольку по условиям и требованиям времени юноши и демобилизованные молодые солдаты привлекались на восстановление топливно-энергетической базы страны и строительство индустриальных гигантов. И, тем не менее, село также восстановило свою экономику, соответствующую требованиям времени. Так, трактористки комсомольско-молодежной бригады из совхоза “Агробаза”, выступив с почином достойно встретить 30-летие Великого Октября, за сезон 1947 года выработали на тракторе СТЗ-“Нати” в среднем по 1800 гектаров пашни каждая, сэкономив при этом горючего на 10 процентов больше запланированного и снизив себестоимость полевых работ на 12 процентов. Все полевые работы проводились в сжатые сроки и с хорошим качеством. Трактористки этой бригады Пономарева, Костина, Балякина и Шакирова были занесены на районную доску Почета. Больших успехов добились и труженики колхоза “Хасаншино”. Так, в бригаде Давлетшина было получено по 16 центнеров зерновых с каждого гектара и по 126 центнеров картофеля. Бригаде вручено переходящее Красное знамя райкома ВКП(б) и исполкома районного Совета. В следующей послевоенной пятилетке самое серьезное внимание было уделено развитию сельского хозяйства, ибо успехи в отдельных бригадах и колхозах в целом не могли обеспечить потребности страны. При очевидном недостатке органических и минеральных удобрений основная ставка делалась тогда на расширение посевных площадей, укрупнение хозяйств и всемерную механизацию земледельческих работ. Большие надежды в деле подъема сельского хозяйства партия и правительство возлагали на молодежь.
ОБРАЗОВАНИЕ
Первая школа в этом крае открыта в Мамадыше в 1735 году. В 1867 году открываются две школы, в 1877 году – трехклассная мужская, в 1879 году – одноклассное женское училище (с 1900 года—гимназия), в 1900 году в Дюсьметьеве – духовная семинария. В 1918-1919 годах в районе насчитывалось 250 татарских, 66 русских, 13 марийских и удмуртских школ.
В 1918 году в Мамадыше открываются годичные учительские курсы (с 1922 года—двухгодичные), в 1932 году они преобразовываются в педучилище (к сожалению, оно закрыто в 1956 году). Сейчас в районе насчитываются 88 школ (55—татарские, 8—татарско-русские, 21—русская, 3—удмуртские, 1—марийская), 1 сельхозлицей и 1 профлицей. В них обучаются свыше 8000 детей. Более тысячи детей воспитываются в 44 татарских, 18 русских, 1 марийском детском саде.
74 процента учителей имеют высшее, 25 процентов – среднее специальное образование. 75 процентов учителей имеют различные квалификационные категории.
В Мамадыше работают филиалы Казанского, Набережночелнинского, Елабужского государственных педагогических, Московского индустриального институтов (МИСИ).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
В районе имеются центральная больница на 290 мест, участковые больницы на 260 мест (Ишкеевская, Сокольская, Таканышская, Усалинская, Шадчинская, Камская).
В деревнях работают 67 фельдшерско-акушерских пунктов. Население обслуживают 8 аптек (Ишкеево, Омары, Таканыш, Шадчи, Соколка, Мамадыш, “Саламат”, ЦРА №34), одна поликлиника, одна санэпидстанция, Дом отдыха “Берсут”, детские лагеря отдыха “Кама”, Мечта”, “Родник”.
Промышленность
Основные промышленные отрасли Мамадышского района расположены в райцентре. Продовольственная отрасль – важнейшая в округе. В основном она работает на районном сырье, состоит из отдельных малых отраслей – переработки молока, мяса, рыбы, производства муки, зерна, макаронных изделий, хлебопечения, выработки спирта и водки. Сейчас они в основном приватизированы, многие являются акционерными обществами. С 1897 года начинает работать спиртзавод. Сейчас это – одно из крупнейших предприятий республики, производит медицинский спирт, водку разных сортов, настойки, кормовые дрожжи.
В 1936 году закладывается основа Мамадышского сыродельно-маслодельного комбината. Он считается одним из самых крупных в республике: за год производит свыше 2200 тонн различных сыров, сливочное масло, молочный сахар, казеин, сметану, творог, молоко и другие молочные продукты.
Мамадышский хлебопищекомбинат производит хлеб, хлебобулочные изделия, копчености, рыбную продукцию. Пекарни в деревнях Нижний Таканыш, Кляуши, поселке Камского лесхоза, Шадчах и других обеспечивают население района хлебом, хлебобулочными изделиями.
В районе действуют несколько мукомольных мельниц, в Олуязе – макаронный цех.
Самые крупные предприятия в строительной отрасли: ЗАО «Стройсервис” (Мамадышский кирпичный завод) за год вырабатывает 10 млн. штук кирпича, большой объем строительных работ выполняют МПМК-2, ПМК-10.
Отрасли, связанные с деревообработкой, действуют на базе Мамадышского и Камского лесхозов. В Камском лесхозе производятся фанера, паркет, тарная дощечка, черенки, кухонные доски, штакетник, срубы, хвойная мука, дрова; в Мамадышском лесхозе – доски, брусья, вагонка, паркет, штакетник, срубы, хвойная мука. В Мамадышском ДОКе вырабатывается школьная мебель и другая продукция.
Легкая промышленность была представлена прядильно-ткацкой фабрикой, эвакуированной в 1941 году из Вышнего Волочка. Сейчас здесь находится ООО «Мамадышский Промкомбинат», которая зарегистрирована 17 декабря 2008 года. В данный момент на фабрике работает раскройный цех и несколько бригад по пошиву военной формы одежды и спецснаряжения. Ведутся работы по обустройству промышленных территорий для расширения производственных мощностей.
В отрасль обслуживания народного хозяйства входят системы торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
КУЛЬТУРА
В Мамадышском районе функционируют 146 учреждений, в их числе 40 Сельских Домов культуры, 40 сельских клубов, 1- Мамадышский районный Дом культуры, 1- Заошминский Дом культуры; 56 библиотек, 4 музея, 1 детская школа искусств ( с двумя филиалами), 3 автопередвижных клуба, 7 народных коллектива, 2 агитационно-концертные бригады (АКБ), 12 фольклорных коллективов
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: