в каком году литва приняла христианство
Трижды крещеная Литва
17 апреля 1388 года папа Урбан VI направил польскому королю Ягелло I буллу, в которой признавал совершенным акт крещения по римскому обряду Великого Княжества Литовского – государства, находившегося с 14 августа 1385 года в личной унии с Польским королевством, то есть, возглавляемого тем же, что и Польша, лицом – Великим князем Ягайло Ольгердовичем.
Событие было и в самом деле выдающимся – выдающимся в целом ряде отношений. Достаточно сказать, что это принятие католицизма Литвой 1388 года было… вторым по счету! Задолго до этих событий Литва уже приносила столь же торжественный оммаж Римскому престолу, однако после вновь возвращалась к язычеству.
Как такое вышло? Приведем в качестве ответа кратенький очерк литовской средневековой истории.
Итак, примерно с 11 века территории, примыкающие к южному побережью Балтийского моря, населенные славянско-, финско- и балтийскоязычными язычниками, становятся объектами колонизации соседних христианских государств: Германских и Русских княжеств, Швеции, Дании и Польши. Колонизация эта шла по разным схемам – в одних случаях все ограничивалось признанием туземными племенами зависимости от колонизатора с обязательствами выплаты дани (так пытались действовать русские князья в Эстляндии и Лифляндии), в других – территория заселялась многочисленными выходцами из Германии или Польши, тогда как местные жители, принимая христианство, растворялись в среде пришельцев. По этому типу, кстати сказать, колонизировалась Пруссия, т.е. земли, лежащие к Юго-западу от Литвы. Третий же тип колонизации, характерный для Ливонии (совр. Латвия и Эстония) состоял в крещении местного населения, дополненном организацией на колонизируемой территории феодального землевладения. В качестве феодалов – светских и церковных – здесь выступали, понятно, сами колонизаторы. Изучение причин и движущих сил этих процессов выходит далеко за рамки данных заметок – скажем лишь, что идеологическим обоснованием колонизации по крайней мере второго и третьего типа было именно распространение христианства на населенные язычниками земли.
И вот, эта самая колонизация везде протекала вполне успешно. Единственное же место, где колонизаторы столкнулись со вполне адекватным отпором – Литва. Там уже к началу 13 века сформировалось что-то очень похожее на государство – военная монархия или, вернее, конгломерат военных княжеств. Можно, впрочем, сказать, что успешность литовского сопротивления колонизаторам базировалась в первую очередь на каком-то сверхординарном упорстве этих людей в то весьма упорное время. Ведь в культурном отношении, в том числе – в плане военной культуры литовцы отставали от своих врагов однозначно. Не было среди литовцев и какого-то особого единства, превосходящего единство их врагов – скорее уж наоборот. И тем не менее – этот языческий орешек колонизаторы так и не смогли разгрызть…
В общем, к концу первой трети 13 века диспозиция вокруг Литвы была следующая. На юге ей противостоял Тевтонский орден: в то время – мощная и единовластная военно-административная организация. На севере – конгломерат колонизационных структур, находящихся друг с другом в весьма непростых отношениях. Главными из них были: Рижский Архиепископ и Орден Меченосцев. Боевые действия велись практически непрерывно, причем нельзя сказать, что литовцы играли исключительно в обороне: скорее наоборот – сама структура литовского общества делала власть в нем зависимой от потока военной добычи, распределяемой среди воинов и военных вождей. Как следствие – литовцы были агрессивны подобно пираньям, и даже если б колонизаторы оставили их земли в покое, не оставили бы тех в покое сами. Походы литовских дружин простирались на север до острова Эзель (ныне Сааремаа) на юг – в глубь Пруссии, в Мазовию, до Новгорода и Полоцка на восток. Дабы прекратить это безобразие, 19 февраля 1236 года папа Григорий IX объявил Крестовый поход на Литву и Жямайтию. В Ливонию прибыло мощное подкрепление – 2000 саксонских рыцарей, 200 дружинников прислал Псков. Это большое по тем временам войско в самом начале осени вторглось в Литву и 22 сентября под Шауляем было разбито жямайтами: погибло, в частности, 48 рыцарей и 180 псковичей, а также магистр Ордена Вольквин. (В Ледовом побоище 1242 года, для сравнения, погибло 20 рыцарей и еще 6 попало в плен).
Шауляйская битва стала этапным событием – во-первых, Орден Меченосцев не пережил ее в качестве самостоятельной структуры и был преобразован в Ливонскую провинцию Тевтонского ордена. Во-вторых, стало ясно, что плавный до того процесс колонизации Прибалтики теперь остановится надолго. В-третьих – Литва после Шауляя предстает уже, в целом, централизованным государством, во главе которого стоит Великий Князь Миндовг.
Тогда же, в начале сороковых годов, в состав Литовского государства вошли первые русские земли (Новогрудок, Слоним, Волковыск). Литовцы продолжали совершать походы по всем азимутам, Миндовг при этом постепенно консолидировал власть в своих руках и расширял свой домен. Так, в 1248 году был совершен успешный поход в глубь Суздальщины – на реке Протве было разбито войско Михаила Ярославича Храброго, сам князь погиб. После этого, должно быть, соседи Литвы взялись за Миндовга по-серьезному. Ставка была сделана на внутренний раскол – ливонцы с одной стороны и могучий Даниил Галицкий с другой поддержали претензии на власть Товтивила, победителя битвы на Протве. Товтивил бежал в Ригу, где был торжественно крещен епископом Николаем. После этого немецко-русско-половецко-литовское войско вторглось в домен Миндовга со всех сторон. Положение последнего стало почти безнадежным – и, не имея другого выхода, Миндовг вступил в переговоры с ливонским магистром Андреасом Штирландом. Орден, как мы уже сказали, был в непростых отношениях с Ригой – тем легче Штирланду было вывести Товтивила из игры: согласно заключенному договору, Миндовг сам принимал крещение по римскому обряду, а Жямайтия большей частью передавалась под власть Ордена. В 1254 году была образована Литовская епархия в прямом подчинении Рима, в Литву же устремился поток европейского культурного продукта самого различного толка – от географических знаний до архитектурных технологий и принципов государственного управления. Нельзя, однако, считать, что благодаря крещению Литвы наступил мир. Военные действия прекратились лишь с Тевтонским и Ливонским орденами – последние, впрочем, жестоко увязли в бесплодных попытках покорить отданную им Жямайтию – так, в битве при Дубре 13 июля 1260 года соединенное тевтонско-ливонско-шведско-датское рыцарское войско, сопровождаемое набранной из эстов и латышей пехотой было разбито жямайтами: погибли магистры обоих орденов и еще 150 рыцарей.
(Как тут не помянуть нашу мифологию об отражении А. Невским шведско-немецкой агрессии против Руси – не было ведь ни ощутимой агрессии, ни какого-либо серьезного значения у тех двух стычек, которыми наши патриоты привыкли гордиться! В других, мы видим, местах и с другими людьми происходили действительно значимые для Тевтонского ордена события…)
Замирившись с немцами, Миндовг, однако продолжал наступательные походы против остальных соседей: знать по-прежнему остро нуждалась в военной добыче. В 1263 году был совершен большой поход на Брянск. Незадолго до этого мир с Ливонией был нарушен и литовцы, ведомые Тройнатом вторглись на территорию Ордена. (Союзниками у них на этот раз были новгородцы). Вообще, став христианским королевством, Литва получила то, чего ей так не хватала: возможность заключать союзные договоры с одними христианами против других. Крестовые походы теперь против Литвы были невозможны в принципе, тогда как раньше даже выгодные для обеих сторон союзы нередко нейтрализовывались противником с помощью религиозных апелляций.
Но затем все распалось – в том же году Тройнат сверг и уничтожил Миндовга, и в Литву после пятнадцатилетней паузы вернулось язычество. Впрочем, сказать, что до 1263 года Литва успела стать всерьез католической – значит сильно преувеличить успехи новой веры. Да, крестился верховный правитель и кое-кто из его семьи. Да, католицизм был объявлен государственной религией. Да, у Миндовга появились католические советники, а в стране – католические монахи и священники. Но большую часть населения страны эти перемены так и не затронули.
Последующие 122 года Литва была в основном языческой со всеми вытекающими из этого проблемами – затрудненным блокированием с потенциальными союзниками и угрозой Крестовых походов. В самом деле – кто только не приезжал в Ливонию и Пруссию, дабы воевать с литовцами: французы и англичане, голландцы и чехи, итальянцы, венгры и норвежцы. При этом сама Литва – Великое Княжество Литовское – поступательно увеличивала подконтрольные территории за счет русских земель. При Гедимине и Ольгерде в состав ВКЛ вошли Пинская, Туровская, Полоцкая и Волынская земли, Брянск, Киев и Минск. Периодически сюзеренитет ВКЛ распространялся на Смоленск, под влияние Литвы порой подпадали Тверь, Новгород и Псков.
Получилось довольно крупное государство, большая часть территории и населения которого были прежде в составе Киевской Руси. Надо сказать, что на «русских» землях ВКЛ население по прежнему сохраняло православие, русский язык, а в наиболее отдаленных местах – и локальные правящие династии потомков Рюрика. В большинстве же областей в качестве местных властителей были определены родственники Великого Князя, которые, однако, часто принимали православие. Вообще же, не испытай Русь монгольского разорения, православные части ВКЛ определенно поглотили бы коренную Литву, ассимилировав ее население и обратив его в свою конфессию. Но вышло – как вышло и, решив принять крещение, литовские князья оба раза выбирали ту его форму, которая давала им больше влияния в наиболее влиятельном, на их взгляд, сообществе народов. Тем не менее, в языческой Литве на русском языке велась значительная доля делопроизводства, а русские формирования давали весомую часть вооруженных сил ВКЛ.
Забавно, что при этом тевтонско-ливонские походы на Литву сравнительно редко затрагивали ее «русскую» часть: это, в общем, делалось намеренно – ведь русские не были язычниками! Кстати говоря, в течение двух лет – с 1267 по 1269 год – Великим Князем Литвы был женатый на дочери Миндовга сын Даниила Галицкого Шварн. В эти годы литовская знать начала-было спешно принимать православие, однако затем Шварн был изгнан и язычество окончательно восторжествовало.
Впрочем, обещания принять христианство давались затем литовскими князьями многократно – это была своего рода политическая волюта, не слишком подверженная инфляции. Так, в 1298 году под риторику подобных замечаний был заключен военный союз с Рижским епископом – в итоге рижско-литовское войско воевало в ту кампанию против ливонцев. (Союз этот продолжался до 1330 года, когда войска Ордена взяли штурмом Ригу.) А, допустим, в 1322 году уже Гедимин направляет папе Иоанну XXII письмо, где сообщает о желании принять католицизм, каковому, однако, мешает, по его мнению, агрессивный нрав Тевтонского ордена…
Словом, Литва больше столетия пробалансировала на грани крещения и всякий раз что-то мешало ей перешагнуть эту грань. Что же? С одной стороны, Великие Князья видели выгоды подобного решения: не только дипломатическую мобильность и повышение уровня общей безопасности государства, но и общую притягательность развитой европейской культуры, неразрывно связанной с католицизмом. Однако, с другой стороны, подобный шаг неизбежно вводил для верховной власти целый ряд дополнительных ограничений – как идеологических, накладываемых христианским вероучением, так и фактических, связанных с появлением в стране структур, подчиненных Риму. Видимо, нахождение баланса в данном уравнении было делом нелегким, коли заняло столько времени.
Как бы то ни было, окончательное решение было принято уже после заключения унии с Польшей – что вполне логично: поскольку частью суверенитета пришлось поступиться в пользу польских государственных институтов, то присутствие институтов иной, не польской и не литовской подчиненности скорее уравновешивало польскую власть, чем умаляло литовскую.
Второе католическое крещение Литвы, начатое Ягайло в 1287 году, было существенно более масштабным мероприятием, чем первое: был построен каменный кафедральный собор и созданы экономические структуры управления епархией, учреждена сеть приходов, введена церковная десятина для части податного населения. Привилегия от 17 февраля 1387 года закрепила за дворянами-католиками их земли на правах вотчин, чуть позже были запрещены браки католиков с православными, а уже имеющиеся смешанные семьи должны были стать гомогенно-католическими. Наличие же среди подданных Великого Князя язычников законом вообще не рассматривалось.
Православие в Литве
Еще в Х–ХI веках между Литвой и Русским государством существовали достаточно тесные связи: на границах литовских земель стояли русские города.
Впервые о литовских землях упоминается в 1009 году — когда епископ Бруно, погостив у Киевского князя Владимира, идет проповедовать христианство литовцам-язычникам, но проповедника убивают на границе Руси и Литвы…
988 год ознаменовался тем, что христианство в его восточной традиции приняла Киевская Русь, после чего оно получило распространение по всем древнерусским землям. Литва на тот период была укоренена в языческих верованиях, и проповедь христианства встретила здесь ожесточенное сопротивление.
Ко времени, когда христианство стало проникать на литовские земли, в некогда едином церковном теле произошло разделение — на православную и католическую веру. Из Древней Руси в Литву шло Православие, а из Польши и Ливонии — католицизм.
Православие появилось в Литве в XI столетии. Русские князья предпринимали походы в литовские земли, строили там укрепления и собирали дань. А литовские дружины совершали набеги на русские земли.
Постоянные военные и торговые контакты Литвы и Руси способствовали проникновению Православия в языческую Литву.
До XIII века Литва была поделена и управлялась князьями, порой враждовавшими друг с другом. Чтобы противостоять немецким и тевтонским рыцарям, завоевавшим большую часть литовских земель, оставшиеся части поспешили объединиться в единое государство, основателем которого стал великий князь Миндаугас (Миндовг) — первый король Литвы.
Русские земли в этот период находились под угрозой завоевания татаро-монгол и также были раздираемы междоусобными бранями. Это позволило дружинам Миндаугаса подчинить себе часть соседних восточных земель. Люди, жившие на этих землях давно, уже были православными, здесь было множество православных храмов и епископов. Всё это способствовало знакомству с Православием Литовского государства. Сам великий князь Миндаугас в 1246 году принял Православие. Но, вероятнее всего, сделал он это не по зову сердца, а ради сближения с русскими князьями. Литва искала себе союзников в борьбе с надвигающимся с запада Тевтонским орденом. Когда же пришлось сблизиться с орденом, Миндаугас принял католичество.
Своей жесткостью был известен сын Миндаугаса Вайшвилкас (Войшелк). Но его судьба круто изменилась после знакомства с православным игуменом Григорием — Вайшвилкас стал православным христианином. Крестившись, суровый князь принял монашеский постриг и даже побывал на Афоне. Вернувшись на родину, в 1261 году он основал в Лавришево, на берегах реки Неман, монастырь, где вел строгую аскетическую жизнь. Впрочем, с 1264 по 1267 год ему пришлось покинуть монастырь и воссесть на великокняжеский престол.
После Вайшвилкаса Литовским государством правили: Шварна — сын Галицкого князя Даниила, усыновленного Войшелком, он способствовал распространению христианства в Литве; Тройден — суровый язычник, преследовавший христиан; сын Тройдена — Римунд, принявший Православие, а затем и монашеский постриг с именем Елисей; он стал подвизаться в Лавришевском монастыре под Новогрудком и воздвиг там храм в честь Вознесения Господа Иисуса Христа.
При великом князе Гядиминасе (1316‒1341) к Литве были присоединены некоторые белорусские и украинские земли, а Литва стала Великим княжеством Литовским, Жмудским и Русским. Гядиминас был язычником, но терпимо относился к Православию, разрешал строить и облагораживать православные храмы на своих землях. Он даже своим сыновьям позволил принять Крещение, дочерей выдал замуж за русских князей, а сам в двух браках был женат на русских княжнах Ольге и Еве. Брачные союзы литовских князей с русскими княжнами были тогда распространены.
Следующим великим князем стал Альгирдас (1345‒1377). Он еще больше расширил пределы Великого княжества Литовского, благодаря чему контакты неправославных литовцев с православным русскими, белорусами и украинцами стал еще шире. Сам Альгирдас, будучи сыном русской матери, был женат на витебской княжне Марии Ярославовне и, переехав жить в Витебск, возможно, именно там принял Святое Крещение с именем Александр. Вернувшись обратно и став великим князем Литовским, Альгирдас благосклонно относился к христианству и к русской народности. При нем в Вильне, заботами его супруги, был построен православный храм в честь святой Параскевы Пятницы. Но после смерти своей благочестивой жены князя под давлением языческих жрецов предал смерти придворных князей: Нежило, Кумеца и Круглеца, которые крестились в православную веру с именами Антоний, Иоанн и Евстафий. Они отказались совершать языческое жертвоприношение «священному» огню. А придворные язычники и жрецы видели в христианстве угрозу своему положению… Антония, Иоанна и Евстафия заключили в темницу, жестоко мучили, но они были непреклонны в своей вере, и Альгирдас принес их в жертву, побоявшись, что так называемая старая Литва от него отвернется. Антоний, Иоанн и Евстафий были повешены в дубовой роще. Это произошло в 1347 году. Сейчас на этом месте находится собор бывшего Свято-Троицкого монастыря. Но эта показательная казнь невинных не только не остановила обращения в православную веру язычников, но, наоборот, поспособствовала этому.
Канонизировали литовских мучеников в период между 1354 и 1374 годами, по ходатайству Константинопольского патриарха Филофея. Это было самое скорое прославление в истории Церкви. Нетленные мощи этих святых почивают в пещерном храме Свято-Духова монастыря.
В столице Литвы в годы правления князь Альгирдаса было воздвигнуто несколько православных храмов. Кроме святых Антония, Иоанна и Евстафия литовцами широко почитались святой Кирилл Туровский, преподобная Евфросиния Полоцкая, литовская княжна Евпраксия Псковская. Литовцы благосклонно отнеслись к православным миссионерам, которые не навязывали своей веры.
Но во времена правления сына Альгирдаса — Ягайлы (1377‒1392) на православную веру начались гонения. Ягайло был православным с малых лет, но, повзрослев, стремился получить руку польской королевы Ядвиги, а вместе с ней — корону польского короля. В итоге в 1386 году он принял католичество и вступил в брак с Ядвигой. Кроме того, он обязался сделать католиками и своих подданных.
Постепенно всё шире на литовские земли начинает проникать католицизм. В 1387 году было объявлено о крещении Литвы в католическую веру, которая стала государственной религией. Православных начали склонять к принятию католичества с помощью ограничительных мер и лишения прав.
Следующим великим князем стал Витаутас (1392‒1430). В 1413 году в Городле предпринята попытка соединить Православную Церковь с Католической — так возникла уния Великого княжества Литовского с Польшей.
К этому времени в Литве была своя митрополия, учрежденная еще во времена правления Альгирдаса. Она состояла в церковной юрисдикции Константинопольского патриархата и управлялась митрополитом Киприаном Киевским, который после смерти Московского митрополита Алексия был отправлен в Москву и управлял обеими митрополиями. Но князь Витаутас не желал видеть своих подданных зависимыми от Москвы, с которой находился в недружественных отношениях, а потому настоял, чтобы в его владениях был избран отдельный митрополит. Этим человеком стал Григорий Цамвлак.
Следующим правителем на литовских землях стал Швитригайл (1430‒1432). При нем положение православных несколько улучшилось, но очень скоро против князя случился заговор, и он был лишен трона. Среди обвинений заговорщиков было и распространение Православия.
Новым Великим князем Литовским стал Жигимантас (Сигизмунд) Кястутович. Его появлению на троне способствовали поляки, что не могло не сказаться на положении Православной Церкви.
1569 год — Люблинский сейм — объединение Литвы и Польши в единое государство. Снова поднимается вопрос об объединении двух церквей.
Постепенно уния приобрела широкое распространение, но авторитета не имела. Униатов чаще всего не любили ни православные, ни католики. Такая вера считалась холопской (такой, правда, в те времена считали и православную веру). Шляхта стыдилась этой веры и переходила в так называемую панскую — католическую.
Многие православные, принявшие унию по принуждению, при первой же возможности были готовы вернуться к вере отцов.
В 1845 году епархиальный центр был перенесен из Жировичей в Вильну. К концу 60-х годов в епархии действовало уже 450 православных церквей. В Виленскую епархию назначались маститые архиереи, такие как Макарий (Булгаков), Агафангел (Преображенский) и будущий патриарх Московский и святитель Тихон (Белавин).
Но принятый в 1905 году закон о веротерпимости ощутимо ударил по Православию, которое развивалось здесь в тепличных условиях: верующие тысячами стали переходить в католицизм, ведь за десятилетия их формального пребывания в Православии никто не проводил с ними миссионерской работы.
В 1914 году началась Первая мировая война, территория Литвы постепенна заполнилась немцами. Духовенство и часть православных верующих эвакуировались в Россию. Они также вывезли мощи святых Виленских мучеников. В 1917 году свое существование прекратило Российское государство, а чуть позже Виленская епархия оказалась разделенной между двумя республиками — Литовской и Польской. Оба этих государства были католическими… Католической Церкви были возвращены все православные храмы, конфискованные у нее ранее костелы, а также все бывшие униатские церкви; возвращались также храмы, никогда не принадлежавшие католикам. Оставшиеся храмы за время войны пришли в упадок, а некоторые были превращены в немецкие склады. Сократилось число верующих, мало кто вернулся из эвакуации. Вскоре была провозглашена автокефалия местной Православной Церкви — в Польше. С 1924 года здесь начали отбирать земельные владения Православной Церкви, переселяя на них польских крестьян. Новые храмы не строились.
В Литве положение также не было идеальным — отобраны 27 из 58 церквей, зарплаты платили далеко не всем священникам.
В 1939 году Вильнюс присоединили к Литве, и его 14 приходов были преобразованы в четвертый деканат епархии. Но уже через год Литовская Республика оказалась занята советскими войсками и образована в Литовскую ССР. Приходская жизнь замерла. 31 декабря 1940 скончался митрополит Елевферий и на его место был назначен архиепископ Сергий (Воскресенский), вскоре возведенный в сан митрополита и ставший Экзархом Прибалтики. С началом Второй мировой войны ему было приказано эвакуироваться, но он сумел остаться и возглавил возрождение Церкви на оккупированных немцами землях. Однако священнослужителей не хватало, поэтому были открыты пастырско-богословские курсы в Вильнюсе, а также удалось вызволить некоторых священников из концлагеря. В 1944 году митрополита Сергия застрелили на пути из Вильнюса в Ригу. А Литва позже снова стала частью СССР. За время войны было разрушено десять храмов.
Дальнейшие годы жизни Православной Церкви Литвы были временем выживания: храмы закрывались, епархия сократилась и обнищала, за общинами велся жесточайший контроль. С 1945 по 1990 годы было закрыто 29 православных храмов, многие уничтожены. Но в 1946 году в город вернулись мощи Виленских мучеников.
Атеистическая пропаганда, запреты, санкции против посещающих богослужения оттолкнули большую часть людей. Теперь назначение на Виленскую кафедру было своего рода ссылкой для епископов.
Лишь с годами перестройки постепенно началось возрождение приходской жизни — люди всех возрастов стали принимать Крещение, появлялись воскресные школы. В начале 1990 года новым главой Виленской епархии стал архиепископ Хризостом (Мартишкин) — неординарная личность, как и еще один видный священнослужитель — митрополит Иларион (Алфеев). Постепенно Церкви были возвращены многие закрытые храмы, построено восемь новых. Во время переписи 2001 года более сотни тысяч человек назвали себя православными.
Сейчас в Литве существует три благочиния, 50 приходов, нет недостатка в священнослужителях. Действуют два монастыря — мужской и женский; 15 воскресных школ. От государства Церковь получает небольшую ежегодную дотацию.
В стране большинство браков — смешанные, и в них дети чаще всего принимают доминирующее в Литве исповедание — католицизм. Для Литвы также характерен «низовой экуменизм» — православные посещают католические мессы, а католиков нередко можно встретить в православном храме. Реализуется проект перевода богослужебных книг на литовский язык. Проповедь священнослужителями в основном ведется неактивно, но молодые священники общаются с молодежью, окормляют тюрьмы и больницы, существует летний молодежный лагерь. Ведется подготовка к открытию дома престарелых.
В Литовской епархии священники бреют или коротко подстригают бороду, носят обручальные кольца и не носят повседневно рясу.
Литовская епархия освобождена от взносов в казну епархиального управления в связи с недостатком средств.
Православная Церковь в Литве не имеет автономного статуса и принадлежит к Русской Православной Церкви.
Подготовила Ольга Александрова
Источники: ORTHODOXY.LT (Сайт Виленско-Литовской епархии);
Эдвардас Гудавичюс «История Литвы с древнейших времен до 1569 года»;
Протоиерей Василий Новинский «Очерк истории Православия в Литве»;
Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени»