в каком году крым стал украинским после развала ссср
10 мартa 2017 Крым. 1991–2004 гг.
Автор: Дмитрий Соколов, публицист, г. Севастополь
Борьба за воссоединение с Россией
Это историческое событие стало реальностью именно благодаря гражданской активности большинства населения Крыма. Считается, что действия севастопольцев и крымчан в феврале – марте 2014 г. были реакцией на государственный переворот в Киеве, в ходе которого к власти на Украине пришли откровенно русофобские силы, проповедующие чуждые жителям полуострова (преимущественно этническим русским) идеалы и ценности. В действительности события Русской весны в Севастополе и в Крыму имели долгую предысторию. По сути, они стали кульминацией процессов, происходивших на полуострове в предшествующий 23-летний период.
В 1954 г. Крымскую область передали в состав Украинской ССР. Тогда – в условиях единого союзного государства – казалось, что этот факт не играет большой роли. Ситуация изменилась после распада СССР. В начале 1990-х гг. остро встала проблема принадлежности Крыма. 20 января 1991 г. состоялся первый в истории СССР референдум по вопросу о воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта СССР и участника Союзного договора (Крымская АССР в 1921–1945 гг. существовала в составе РСФСР). При явке 81,37% за автономию проголосовали 93,26% жителей Крыма. 12 февраля 1991 г. воссоздание Крымской АССР было подтверждено в законодательном порядке.
Тем не менее власти УССР (а впоследствии и независимой Украины) не оставляли своих территориальных претензий на Крым. Так, после провозглашения государственной независимости в августе 1991 г. Верховный совет УССР определил Крымскую АССР территорией Украины. В дальнейшем украинские власти продолжали игнорировать волеизъявление граждан, а также решения властей Республики Крым, декларация о государственном суверенитете которой была принята 4 сентября 1991 г. Именно этот период отмечен первыми массовыми протестами севастопольцев и крымчан против украинизации. С начала 1992 г. в городах полуострова прошли пикеты и митинги, на которых звучал призыв к выходу региона из состава Украины. Политические требования смыкались с социальными. Люди протестовали против высоких коммунальных тарифов, безработицы, невыплаты пенсий и заработных плат. В числе претензий к Украине называли даже снабжение Крыма днепровской воды (считалось, что после аварии в Чернобыле в ней высокий уровень радиации). Инициаторами акций протеста были не только различные политические силы, но и обычные граждане.
В 1992 г. очень напряженная ситуация сложилась в Севастополе. Противостояние с украинскими властями проходило здесь еще и по линии раздела Черноморского флота. Попытки официального Киева переподчинить себе флот и вместе с тем нерешительность российской стороны заставили адмирала Игоря Касатонова, в то время командующего флотом, действовать на свой страх и риск. Он приложил все усилия, чтобы как можно меньше моряков приняли украинскую присягу, развернул активную кампанию в прессе. Действия адмирала встретили горячую поддержку общественности: на одном из севастопольских митингов, прошедших в январе 1992 г., И. Касатонова даже предложили избрать президентом Республики Крым.
Акции против украинизации флота в Севастополе проводились неоднократно. Их основным инициатором было Республиканское движение Крыма (РДК) – политическая сила, выступающая за суверенитет полуострова. Один из таких митингов состоялся 12 января 1992 г. на площади Нахимова. Он был организован в ответ на проходившее в этот же день принятие частью моряков украинской присяги. Выступив против переподчинения флота Украине, активисты строевым шагом прошли по главным улицам города. 6 февраля 1992 г. РДК пикетировало вход в Севастопольский горисполком, требуя снять вывешенный над зданием украинский желто-голубой флаг.
Весна 1992 г. ознаменовалась новым всплеском митинговой активности. Пикеты и митинги как пророссийских, так и проукраинских сил в этот период проводились практически ежедневно. В 20-х числах марта севастопольский горисполком вновь осаждали пикетчики, призывавшие к немедленному провозглашению независимости Крыма. На другом митинге, состоявшемся в Севастополе 5 апреля, активисты РДК приняли резолюцию, в которой осудили местные и республиканские власти за то, что те «проводят недальновидную политику в фарватере Украины». Аналогичные акции проходили и в других городах. Обстановка во взаимоотношениях между русским населением Крыма и официальным Киевом в то время накалилась до предела и грозила вооруженным конфликтом. Итоги противостояния начала 1990-х гг. известны: как только правительства РФ и Украины урегулировали вопрос о статусе флота, Крым практически лишился поддержки Москвы и ему пришлось отказаться от претензий на суверенитет.
Однако включение полуострова в состав Украины не снизило активности русских и пророссийских организаций и политических сил. Уже в октябре 1993 г. при активном участии РДК создается Русская община Крыма, впоследствии ставшая одной из крупнейших организаций российских соотечественников. В январе 1994 г. кандидат от блока «Россия» Юрий Мешков выиграл президентские выборы в Крыму; весной 1994 г. его блок победил на местных парламентских выборах. Новое правительство Крыма стало проводить курс на сближение с Россией и восстановление суверенитета региона. Акции в поддержку президента и правительства Крыма и против украинизации (по оценкам прессы, в них принимали участие около 10–15 тыс. человек) проходили в Севастополе, Симферополе и Керчи. Лозунг «Севастополь – Крым – Россия» стал доминирующим в то время в политической жизни полуострова.
После прихода к власти Ю. Мешков своим указом восстановил действие Конституции Крыма в редакции от 6 мая 1992 г., которая хотя и определяла полуостров в составе Украины, но предусматривала широкую автономию, включая договорные отношения с Киевом, наличие собственного гражданства, правоохранительной и судебной системы, а также неприкосновенность территории Крыма. В мае 1994 г. Верховный совет республики восстановил действие этой Конституции, фактически объявив полуостров независимым от Украины.
Напуганный этими действиями Киев вновь стал оказывать давление на Крым. На руку украинской стороне сыграли противоречия внутри крымской власти, а также неспособность правительства Ю. Мешкова разрешить стоявшие перед регионом социальные и экономические проблемы. Крым перестал получать кредиты из Украины. Кроме того, Киев начал экономическую блокаду, прекратив поставку горюче-смазочных материалов. Верховный совет Украины бойкотировал результаты выборов в Крыму, тем самым лишив блок «Россия» возможности влиять на принятие решений в Киеве. В борьбе за силовые структуры власти крымчане также проиграли. Применяя финансовые рычаги, Киев постепенно поставил силовые структуры региона под свой полный контроль.
В конце сентября 1994 г. Верховный совет Украины вынес постановление, обязывающее крымский парламент привести законы и Конституцию республики в соответствие с украинскими. Несмотря на общественное сопротивление, в марте 1995 г. Конституция Крыма 1992 г. была отменена, а также упразднен институт президентства. Украинские власти ликвидировали само название «Республика Крым» и установили обязательность украинской госсимволики на полуострове. Для демонстрации силы Киев стянул на полуостров многочисленные армейские и милицейские подразделения. 17 марта 1995 г. в резиденцию Ю. Мешкова вошли украинские спецназовцы. Охрана крымского лидера была обезоружена, сам он посажен в самолет и отправлен в Москву. 4 апреля 1995 г. Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении крымского президента (ему вменялось в вину превышение должностных полномочий). Вплоть до воссоединения Крыма с Россией Ю. Мешков фактически оставался для Украины персоной нон грата, его попытка в 2011 г. вернуться на родину завершилась выдворением из страны.
Статус полуострова в составе Украины был окончательно определен в 1996 г. Крым формально стал автономной республикой, а Севастополь городом республиканского подчинения. Однако реальной автономии ни Севастополь, ни Крым не получили. Более того, республиканские власти лишались права издавать региональные законы. Неудивительно, что после ликвидации всех форм региональной независимости русское население полуострова в своем большинстве воспринимало Украину как чуждое и враждебное государство. Попытки украинизации (например, открытие на полуострове отделений украинских культурных и просветительских обществ; навязывание местному населению украинской версии истории; выраженный курс на ассимиляцию) вызывали неприятие даже на бытовом уровне. Все, связанное с Украиной, высмеивалось.
Этот процесс был особенно выражен в Севастополе. Присутствие российского флота намертво привязывало город к России, причем не только военными объектами, но и гражданской инфраструктурой. Не будет преувеличением сказать, что в 1990–2000-е гг. город выживал преимущественно за счет Черноморского флота. В целом население Крыма и особенно Севастополя оставалось в российском культурном и информационном пространстве. Люди смотрели российские новостные передачи, читали российские периодические издания, покупали книги российских авторов и т. д. Это также являлось формой протеста.
Что же касается русских организаций, то для того чтобы выжить в условиях украинской государственности, им пришлось либо мимикрировать, либо взаимодействовать с умеренными украинскими политическими партиями и движениями. Фактически приходилось выбирать меньшее из зол, поддерживая на очередных президентских или парламентских выборах любого кандидата с востока Украины, даже если его приход к власти не сулил никаких положительных перемен. Особенно явно это проявилось во время президентской кампании 2004 г., переросшей в «оранжевую революцию». Русские и левые организации поддержали Партию регионов (ПР) и ее кандидата – Виктора Януковича. В ситуации осени 2004 г. Янукович воспринимался – и, как показали последующие события, совершенно ошибочно – как пророссийский кандидат (с его победой связывали надежды на придание русскому языку статуса второго государственного и укрепление связей с Россией), тогда как его соперник Виктор Ющенко со своими сторонниками в глазах русских Крыма ассоциировался с русофобией и радикальным украинским национализмом.
Члены Российской общины Севастополя были еще более пессимистичны в своих прогнозах по поводу возможной победы «оранжевого» кандидата: «Если к власти сегодня придет В. Ющенко, россиян в нашем городе ждут “чемодан – вокзал – Россия”». Такое заявление прозвучало на заседании общины 16 ноября 2004 г. 23 ноября на площади Нахимова состоялся многотысячный митинг в поддержку Януковича, в котором приняли участие и представители «Русского блока» – политической партии, являвшейся в регионе одной из наиболее активных пророссийских организаций.
Даже не искушенные в политике понимали, что победа «оранжевых» не принесет Севастополю и Крыму ничего хорошего. Поэтому приход к власти Ющенко был воспринят как страшная несправедливость. Получалось, что узкая группа людей, используя ложь и откровенную демагогию, может навязать свое мнение воле большинства.
Вместе с тем события «оранжевой революции» имели и положительные последствия: противодействуя украинизации, люди все больше осознавали свою национальную идентичность как непреходящую ценность, которую всячески нужно оберегать. Это объединяло всех – и правых, и левых. И чем активнее были попытки новой киевской власти и ее ставленников навязать севастопольцам и крымчанам чуждые идеалы и ценности, тем сильнее было неприятие самой украинской государственности.
Как Крым попал в состав Украины?
19 февраля 1954 года генеральный секретарь КПСС Никита Хрущёв «подарил Крым украинцам». Русский полуостров был незаконно передан из РСФСР в состав УССР с формулировкой «в знак вечной дружбы русского и украинского народов».
С самого начала Русского государства полуостров Крым (Таврида) входил в орбиту русских интересов.
Начиная с крещения Великого Князя Владимира, которое произошло в 988 году, после взятия им греческого города Херсонес (Корсунь) Крым был одной из целей русской государственной политики и сакральным местом духовного рождения Русского Мира.
Со второй половины 960-х годов, после разгрома хазар, Тмутаракань перешла под контроль русских князей. Начиная с X столетия на полуострове существовали русские владения Тмутараканского княжества (988–1094).
Знаменитый Тмутараканский камень свидетельствует, что города Тмутаракань (Тамань) и Корчев (Керчь) находились в русских руках, что и Глеб Святославович, русский Князь Тмутараканский (в 1064, 1066–1068 годах) мог спокойно измерить расстояние («14 000 сажен») между своими городами. Это очень точное измерение расстояния между церковью Святого Иоанна Предтечи в Керчи до церкви Пресвятой Богородицы в Тмутаракани.
Только после прихода Золотой Орды, после битвы на Калке в 1224 году, богатые русские купцы массово покидают Крым.
Однако в 1223–1475 годах в Крыму существовало православное государство – княжество Феодоро, осколок Византийской империи. Князья Феодоро было в родстве с византийской династией Палеологов. Княжество окончательно было покорено лишь с помощью турецкой интервенции.
Затем набеги Крымского хана на Русское государство в XV–XVIII столетиях сами собой ставят задачу овладения Крымом и выхода к Чёрному морю.
Череда русско-турецких войн XVII–XVIII веков приводит к уничтожению Крымского ханства – вассала Турецкой империи.
В результате в рамках большого Греческого проекта по восстановлению Византийской империи с русским Великим Князем на престоле в Константинополе 8(19) апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» и вновь присоединённые территории Крыма вошли в состав Таврической области.
Русское государство снова вернулось в Крым, который в дальнейшем его враги продолжали пытаться отторгнуть от России. Но всякий раз русские войска доблестно отбивали эти штурмы то Европы, то Азии.
После Октябрьской революции 1917 года безумная национальная политика большевиков создала на полуострове Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (1921–1945) в составе РСФСР, проводя в ней жёсткую коренизацию (татаризацию) населения и административного управления.
В 1946 году КрАССР была расформирована и создана Крымская область в составе РСФСР, а в 1948 году город Севастополь был выделен в отдельный субъект, ставший городом союзного значения.
Здесь мы подходим к ещё одной чёрной дате для русского Крыма. 19 февраля 1954 года был издан указ президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма из РСФСР в состав УССР.
Никита Хрущёв, бывший больше десяти лет главным украинским коммунистом, первым секретарём ЦК КП(б) УССР (1938–1949), решил заручиться с помощью такого «крымского подарка» верностью украинских коммунистов и украинских националистов. Ещё в 1944 году Хрущёв писал записку с предложением передать Крым УССР после освобождения от немецко-фашистских войск.
Как всегда извращённая логика борьбы с «великорусским шовинизмом» подсказала коммунистам выбрать для этого антиисторического акта 300-летие присоединения Малороссии к Русскому государству. В советской трактовке это глупейшим образом называлось «воссоединением».
Крым стал «утешительным призом» для укрошовинистов.
Напомним читателям лишь, что Богдан Хмельницкий как гетман Запорожского казачьего войска 8 апреля 1648 года писал Русскому Царю письмо с просьбой о помощи и признании себя и своих казаков «найнизшими слугами». В дальнейшем Хмельницкий ещё дважды писал Русскому Царю с просьбой принять его под высокую царскую руку. С «найнизшими слугами» не воссоединяются, их принимают под своё покровительство, присоединяя земли соседнего государства Речи Посполитой в результате кровопролитной русско-польской войны.
В 1654 году казаки на Переяслявской Раде собирались вовсе не для «воссоединения», а для решения вопроса: какого государя признать своим? Турецкого султана, Крымского хана, польского короля или Русского Царя?
Выраженное на Переяславской Раде общее желание южнорусского населения «хотим под Царя Восточного, православного» в советской интерпретации приняло совершенно оскорбительный характер. Вовсе не украинский народ решил воссоединиться с русским народом, а одна часть соединялась с другой частью русской православной нации.
Событие 1654 года, напротив, подчёркивало национальное единство русского народа и торжество многовековой политики Русского государства, стремившегося воссоединить все русские земли. И тем оскорбительнее была передача Хрущёвым русских земель в полон искусственному образованию под названием УССР.
Каприз или необходимость? Правда и мифы о том, как 65 лет назад Крым стал украинским
Борис Соколов
65 лет назад был окончательно завершен процесс передачи Крымской области и Севастополя из Российской Федерации в Украинскую ССР. В этот день, 26 апреля 1954 года, Верховный Совет СССР принял закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», которым вносились соответствующие изменения в Конституцию СССР. При этом Севастополь стал украинским городом республиканского подчинения. Его жители голосовали на всесоюзных и местных выборах в составе Крымской области, и финансирование города производилось из бюджета Украины. Так закончилась процедура, начатая указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля того же года о передаче Крыма Украине, в котором подчеркивались «общность экономики, территориальная близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».
Распространенный в России аргумент о незаконности передачи Крыма в связи с тем, что по этому вопросу не было референдума, а решение принималось не сессией Верховного Совета СССР, а только его Президиумом, на самом деле не стоит ровным счетом ничего. Столь же ничтожно принятое в июне 2015 года решение Генеральной прокуратуры РФ о «неконституционности» передачи Крыма Украине (с каких это пор Генпрокуратура подменяет в России Конституционный суд?).
Дело в том, что в СССР территории никак иначе просто не передавались. В советской стране прямой демократии не было и в помине, поэтому ни всенародные, ни местные референдумы ни по каким поводам не проводились. Хотя в Конституции 1936 года (ст. 49, пункт «д») упоминалось о возможности проведения референдумов Президиумом Верховного Совета СССР «по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», на практике ни одного референдума так и не было. Территориальные вопросы формально решались парламентами союзных республик и всесоюзным парламентом, а перед этим решения принимались партийным руководством. Поскольку эти парламенты (ЦИКи, а потом Верховные Советы) были фикциями, призванными лишь показать народу и международной общественности, что в СССР осуществляется подлинное народовластие, то в полном составе они работали лишь несколько дней в году, а основные законы готовились правительством и ЦК КПСС. В остальное время все указы, в том числе по территориальным вопросам, от имени ЦИК и Верховных Советов принимали их президиумы. При этом все постановления Президиума ЦИК и указы Президиума Верховного Совета в обязательном порядке утверждались очередными сессиями ЦИК и Верховного Совета и издавались соответствующие законы. Именно это произошло 26 апреля 1954 года с передачей Крыма.
Дело в том, что в СССР территории никак иначе просто не передавались
Подобное изменение границ в советское время было делом обычным и нетрудным. Так, например, постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 года от Украины России был передан ряд районов Таганрогского и Шахтинского округов с городами Таганрог и Шахты. Взамен Украина получила ряд территорий Почепского и Севского уездов Брянской губернии, Путивльский уезд (с Путивлем) и части Грайворонского, Белгородского и Суджанского уездов Курской губернии, а также часть Валуйского уезда Воронежской губернии. Отмечу, что этот обмен был явно не равноценным, поскольку Украина передавала России хорошо развитые в промышленном отношении и густонаселенные территории, а взамен получала преимущественно аграрные и малонаселенные районы. В частности, российскими становились города: Шахты, где тогда жило около 49 000 человек, и Таганрог с населением около 86 000 человек. Украина же должна была в конце 1925 года удовлетвориться Путивлем, где тогда было всего лишь 8000 жителей. Если считать неконституционной передачу Крыма Украине в 1954 году, то придется признать нелегитимными и все прочие территориальные изменения в СССР, а это может породить правовой хаос на постсоветском пространстве.
Доля украинцев в населении Крыма после его присоединения к Украине выросла, но не столь значительно, как можно было ожидать. По переписи 1959 года из 1201,5 тысяч жителей Крыма русские составляли 71,4%, а украинцы — 22,3%, при том что крымские татары на полуострове практически отсутствовали. В 2001 году в Крыму жило 2024 тысячи человек, в том числе 58,3% русских, 24,3% украинцев и 12,1% крымских татар. Если доля украинцев за 42 года возросла лишь на 2 процентных пункта, то их соотношение с русскими изменилось более существенно. В 1959 году украинцев в Крыму было меньше, чем русских, в 3,2 раза, а в 2001 году — только в 2,4 раза. Очевидно, украинцы более активно переселялись в Крым, чем русские, часть которых могла покинуть полуостров после провозглашения независимости Украины. Кроме того, в условиях принадлежности Крыма Украине в смешанных семьях порой выгоднее было записывать детей украинцами, а не русскими, что также способствовало росту доли украинцев. Однако никакой реальной украинизации на полуострове не происходило, поскольку для большинства украинцев в Крыму русский оставался основным разговорным языком. По-другому и не могло быть в условиях послевоенной русификации Украины, особенно восточной ее части, к которой Крым всегда примыкал в языковом, культурном, а в независимой Украине — и в политическом отношении.
Чем же было вызвано решение руководителей СССР передать Крымскую область из РСФСР в Украину? Прежде всего, чисто экономическими соображениями. Крымский полуостров всегда испытывал острый дефицит пресной воды, которую он неизменно получал с территории Южной Украины. Эта территория в свое время входила в состав Крымского ханства, а в Российской империи вместе с Крымом составляла единую Таврическую губернию. После революции 1917 года возобладало определение границ по национальному принципу. Поэтому при образовании Крымской АССР в 1921 году основным коренным народом полуострова считались крымские татары, которые в Южной Украине практически отсутствовали. Воду, электроэнергию, продовольствие и сырье Крым по-прежнему получал преимущественно с юга Украины, оставаясь в составе РСФСР. Эта ситуация, конечно, усложняла экономические связи с материком, но вплоть до Великой Отечественной войны не считалась серьезным препятствием для них.
Решение руководителей СССР о передаче Крыма было вызвано экономическими соображениями
Ситуация изменилась в послевоенное время. В результате депортации в 1944 году крымских татар и ряда других коренных народностей было основательно разрушено сельское хозяйство полуострова, особенно на юге. Статус Крыма был понижен с автономной республики до области, что сократило возможности крымских властей добиваться выделения дотаций и фондов как от российских, так и от центральных властей. Москва надеялась, что присоединение Крыма к Украине не только облегчит управление экономикой полуострова, но и стимулирует переселение туда крестьян с юга Украины, которые восстановят местное сельское хозяйство. Для руководства Украины передача Крыма, как глубоко дотационного региона, в тот момент была скорее дополнительной головной болью, а не щедрым подарком к 300-летию Переяславской Рады, как считают некоторые российские историки и политологи.
Традиционно в России принято обвинять в передаче Крыма Украине Никиту Хрущева, который, дескать, таким благодеянием хотел заполучить поддержку украинских коммунистов в борьбе за единоличную власть. Однако материалы, связанные с обсуждением проблемы передачи Крыма в Президиуме ЦК КПСС, до сих пор не опубликованы, так что мы не можем судить, кто именно стал инициатором включения Крыма в состав Украины и какую позицию при этом занимали отдельные члены Президиума ЦК. Кстати сказать, одно то, что российское руководство до сих пор не рассекретило эти документы, может свидетельствовать о том, что они не подтверждают версию о политическом и конъюнктурном характере решения. К тому же в начале 1954 года в Советском Союзе все еще сохранялось фактическое двоевластие первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова (его падение произошло лишь год спустя), так что передача Крыма Украине во всяком случае не могла состояться без согласия Маленкова. А поскольку при принятии этого решения важную, если не главную роль играли экономические факторы, Георгий Максимилианович, как глава Совмина, отвечавший в первую очередь именно за экономику, вполне мог выступить его инициатором. Наконец, главой компартии Украины еще в июне 1953 года стал хрущевский выдвиженец Алексей Кириченко, чей бурный карьерный взлет начался сразу же после назначения Хрущева первым секретарем ЦК Компартии Украины в начале 1938 года. Никаких оснований сомневаться в его лояльности и задабривать его Крымом в тот момент у Никиты Сергеевича не было.
А тут еще намечалась реализация проекта Северо-Крымского канала, призванного окончательно решить проблему дефицита воды на севере Крыма и на юге Украины. Для этого на украинской территории в нижнем течении Днепра в 1955–1958 годах было создано водохранилище при Каховской ГЭС, которую начали строить еще в 1950 году. Чтобы не возникало межреспубликанских споров о распределении воды из Каховского водохранилища, в Москве сочли, что целесообразно включить Крым в Украину. И сегодня мы наглядно видим, что из-за прекращения после российской аннексии поступления воды из Украины на Крымский полуостров в упадок пришло не только сельское хозяйство Северного Крыма, но и ряд расположенных там промышленных предприятий — вынужден был закрыться, в частности, титановый завод в Армянске.
Конечно, при желании Крым можно сохранять в составе России сколь угодно долго. Военная сила для этого есть, да и денег на содержание глубоко убыточного полуострова пока хватает. Но с каждым годом, особенно в условиях сохранения международных санкций, это будет обходиться Москве все дороже и в финансовом, и в политическом отношении.