в каком году китай захватил тибет
Как красный Китай захватил свой-же Тибет.
Китайская аннексия Тибета
(также известная как «китайское вторжение в Тибет»,
по мнению тибетского правительства в изгнании,
или «мирное освобождение Тибета» в соответствии с терминологией,
используемой правительством Китая — процесс,
в результате которого Китайская Народная Республика (КНР)
получила контроль над Тибетом.
Всё руководство буддийского Тибета
вЫнужденно было эммигрИровать
за пределы гОрного Тибета и индийский Тибет.
Эти регионы оказались под контролем Китая
после попыток правительства Тибета
добиться международного признания,
усилий по модернизации его вооружённых сил,
переговоров между правительством Тибета и КНР,
военного конфликта в районе Чамдо на западе Кхама
в октябре 1950 года, и возможное принятие Соглашения
из 17 пунктов правительством Тибета под давлением Китая
в октябре 1951 года.
Правительство Тибета и тибетская социальная структура
оставались на месте в Тибетском автономном районе
под властью Китая до тибетского восстания 1959 года,
когда Далай-лама бежал в изгнание
и после чего правительство Тибета
и тибетские социальные структуры были распущены.
\\\\ Предыстория аннЕксии Китаем Тибета ////
В 1913 году, вскоре после британского вторжения в Тибет в 1904 году, была создана должность британского торгового агента в Гьянгдзе и Синьхайской революции 1911 года, большая часть территории которой составляла современный Тибетский автономный район (ТАР) (У-Цанг) и западный Кхам) стал де-факто автономным или независимым государством, независимым от остальной части современного Китая[15][16] под британским протекторатом, а остальная часть сегодняшнего дня ТАР перешла под власть тибетского правительства к 1917 году.[17] Некоторые пограничные районы с высоким этническим тибетским населением (Амдо и Восточный Кхам) оставались под управлением Китайской националистической партии (Гоминьдан) или местного военачальника.[18]
Регион ТАР также известен как «Политический Тибет», в то время как все районы с высоким этническим тибетским населением все вместе известны как «Этнический Тибет». Политический Тибет относится к государству, которым постоянно управляют тибетские правительства с самых ранних времён до 1951 года, в то время как этнический Тибет относится к регионам на севере и востоке, где исторически преобладали тибетцы, но где, вплоть до современных времён, юрисдикция тибетцев была нерегулярной и ограничивалась только определёнными районами.[19]
В то время, когда Политический Тибет получил де-факто независимость, его социально-экономические и политические системы напоминали Средневековую Европу.[20] Попытки 13-го Далай-ламы между 1913 и 1933 годами увеличить и модернизировать тибетские вооружённые силы в конечном итоге потерпели неудачу, в основном из-за противодействия со стороны могущественных аристократов и монахов.[21][22] В период де-факто независимости тибетское правительство почти не контактировало с другими правительствами мира,[22] за некоторыми исключениями; особенно Индия, Соединённое Королевство и Соединённые Штаты.[23][24] Это сделало Тибет дипломатически изолированным и отрезанным до такой степени, что он не мог сделать свои позиции по вопросам, хорошо известным международному сообществу[25], и было ограничено договорами, которые наделяли Британскую империю полномочиями в отношении налогов, внешних отношений и укреплений.
Попытки правительства Тибета сохранить независимость
В июле 1949 года, чтобы предотвратить спонсируемую коммунистической партией Китая агитацию в политическом Тибете, тибетское правительство изгнало (националистическую) китайскую делегацию в Лхасе.[26] В ноябре 1949 года он направил письмо в Госдепартамент США и копию Мао Цзэдуну, а также отдельное письмо в Великобританию, в котором объявил о своем намерении защитить себя «всеми возможными способами» от вторжения войск КНР в Тибет.[27]
В 1950 году 14-му Далай-ламе было 15 лет, и он не достиг своего совершеннолетия, поэтому регент Тактра[en] был исполняющим обязанности главы тибетского правительства.[36] Период несовершеннолетия Далай-ламы традиционно является периодом нестабильности и раскола, а раскол и нестабильность усилились в результате недавнего заговора Ретинга[37] и спора о регентстве в 1947 году.[24]
Подготовка Китайской Народной Республики
Подробное рассмотрение темы: Статус Тибета
Переговоры между Тибетом и Китаем проходили при посредничестве правительств Великобритании и Индии.
7 марта в Калимпонге, Индия, прибыла тибетская делегация, чтобы начать диалог с недавно объявленной КНР и заверить в том, что КНР будет уважать тибетскую «территориальную целостность», среди прочего. Начало переговоров было отложено из-за дебатов между тибетской делегацией, Индией, Великобританией и КНР о месте проведения переговоров. Тибет отдавал предпочтение Сингапуру или Гонконгу (а не Пекину); Британия предпочитала Индию (а не Гонконг или Сингапур); а Индия и КНР отдавали предпочтение Пекину; но Индия и Великобритания вообще не предпочитали никаких переговоров. Тибетская делегация в конце концов встретилась с послом КНР генералом Юанем Чжунсянем в Дели 16 сентября 1950 года. Юань сообщил о предложении из трех пунктов, что Тибет следует рассматривать как часть Китая, чтобы Китай отвечал за оборону Тибета, и чтобы Китай отвечал за торговлю и международные отношения Тибета. Принятие приведет к мирному суверенитету Китая или войне. Тибетцы взяли на себя обязательство поддерживать отношения между Китаем и Тибетом как одного из священников-покровителей[en]:
«Тибет останется независимым, каким он является в настоящее время, и мы будем продолжать поддерживать очень тесные отношения „священник-покровитель“ с Китаем. Кроме того, нет необходимости освобождать Тибет от империализма, поскольку в стране нет британских, американских или гоминдановских империалистов в Тибете, и Тибет управляется и защищается Далай-ламой (не какой-либо иностранной державой)» — Цепон В.Д. Шакабпа[en][42]:46
Они и их главный делегат Цепон В. Д. Шакабпа 19 сентября рекомендовали сотрудничество с некоторыми оговорками в отношении осуществления. Утверждалось, что китайские войска не должны быть размещены в Тибете, поскольку они не находятся под угрозой, и в случае нападения со стороны Индии или Непала могут обратиться к Китаю за военной помощью. Во время обсуждения в Лхасе 7 октября китайские войска продвинулись в восточный Тибет, пересек границу в 5 местах.[43] Цель состояла не в том, чтобы вторгнуться в Тибет как таковой, а в том, чтобы захватить тибетскую армию в Чамдо, деморализовать правительство Лхасы и, таким образом, оказать сильное давление, чтобы послать участников переговоров в Пекин, чтобы подписать условия для передачи Тибета.[44] 21 октября Лхаса проинструктировала свою делегацию немедленно отправиться в Пекин для консультаций с коммунистическим правительством и принять первое положение, если статус Далай-ламы может быть гарантирован, отклонив при этом два других условия. Позже он отменил даже принятие первого требования, после того как гадания перед Божественными Махакалами показали, что эти три пункта не могут быть приняты, поскольку Тибет попадет под иностранное господство.[45][46][47]
Вторжение в Чамдо
Основная статья: Чамдоская операция
После нескольких месяцев неудачных переговоров,[48] попыток Тибета заручиться иностранной поддержкой и помощью,[49] КНР и наращивание тибетских войск Народно-освободительная армия (НОАК) пересекла реку Цзиньша 6 или 7 октября 1950 года.[50][51] Два подразделения НОАК быстро окружили числовые тибетские силы и к 19 октября захватили пограничный город Камдо, к этому времени 114 солдат НОАК[52] и 180 тибетских[52][53][54] солдат были убиты или ранены. В 1962 году Чжан Гохуа заявил, что «более 5700 вражеских людей было уничтожено» и «более 3000» мирно сдалось.[55] Активные боевые действия были ограничены пограничным районом к северо-востоку от реки Гьямо Нгул Чу и восточнее 96-го меридиана.[56] После захвата Чамдо, НОА прекратила военные действия,[53][57] послала захваченного командира Нгапо в Лхасу, чтобы подтвердить условия переговоров, и ждала, пока представители Тибета ответят через делегатов в Пекин.[58]
\\\\ Дальнейшие переговоры и аннексия ////
НОА отправила освобожденных заключенных (среди них Нгапо Нгаванг Джигме, захваченный губернатор) в Лхасу, чтобы провести переговоры с Далай-ламой от имени НОАК. Китайские радиопередачи обещали, что, если Тибет будет «мирно освобожден», тибетские элиты смогут сохранить свои позиции и власть.[59]
Сальвадор выступил спонсором жалобы тибетского правительства в ООН, но Индия и Соединённое Королевство предотвратили его обсуждение.[60]
Тибетские переговорщики были отправлены в Пекин и им был представлен готовый документ, который обычно называют соглашением из 17 пунктов. Не было никаких переговоров, предложенных китайской делегацией; хотя КНР заявила, что позволит Тибету реформироваться в своём собственном темпе и по-своему, сохранять внутреннюю власть самоуправляемой и позволять свободу вероисповедания; это также должно было бы согласиться быть частью Китая. Тибетским переговорщикам не разрешили общаться с их правительством по этому ключевому вопросу, и они оказали давление на подписание соглашения 23 мая 1951 года, несмотря на то, что никогда не давали разрешения подписывать что-либо от имени правительства. Впервые в истории Тибета его правительство приняло — хотя и неохотно — позицию Китая в отношении общей истории двух стран.[61] 23 мая 1951 года тибетские представители в Пекине и правительство КНР подписали Соглашение из 17 пунктов, разрешающее присутствие НОАК и правления Центрального народного правительства в Политическом Тибете.[62] Условия соглашения не были согласованы с тибетским правительством до его подписания, и тибетское правительство разошлось во мнениях относительно того, лучше ли принять документ в письменном виде или бежать в изгнание. Далай-лама, который к тому времени вступил на престол, решил не бежать в изгнание и официально принял Соглашение из 17 пунктов в октябре 1951 года.[63] Согласно тибетским источникам, 24 октября от имени Далай-ламы генерал Чжан Цзинву направил Мао Цзэдуну телеграмму с подтверждением поддержки Соглашения, и есть свидетельства того, что Нгапой Нгаванг Джигме просто пришёл в Чжан и сказал, что Тибетское правительство согласилось направить телеграмму 24 октября вместо официального одобрения Далай-ламы.[64] Вскоре после этого НОАК вошла в Лхасу.[65] Последующая аннексия Тибета официально известно в Китайской Народной Республике как «Мирное освобождение Тибета» продвигаемое государственными СМИ.
\\\\ Последствия комм-анЕксии Тибета ////
В течение нескольких лет после аннексии тибетское правительство оставалось на месте в тех районах Тибета, где оно управляло до начала военных действий, за исключением района, окружающего Чамдо, который был оккупирован НОАК в 1950 году и который находился под властью Комитета освобождения Чамдо и вне контроля тибетского правительства.[67] В течение этого времени районы, находящиеся под управлением тибетского правительства, сохраняли большую степень автономии от центрального правительства, и, как правило, им разрешалось сохранять свою традиционную социальную структуру.
В 1956 году тибетские ополченцы в этнически тибетском регионе восточной части Кхама, недалеко от Тибетского автономного района, под влиянием правительственных экспериментов КНР по земельной реформе[en], начали борьбу против правительства.[69] Ополченцы объединились, чтобы сформировать волонтерские силы Чхужи Гангдруг. Когда в 1959 году боевые действия распространились на Лхасу, Далай-лама бежал из Тибета. И он, и правительство КНР в Тибете впоследствии отказались от соглашения из 17 пунктов, а правительство КНР в Тибете распустило местное правительство Тибета.
\\\\ ОТДельно можете проСМОТРеть по инету такие тЕмы ////
Синьхайская революция \\ История Тибета \\
Китайско-тибетская война (1930—1932) \\ Гражданская война в Китае
Присоединение Синьцзяна к КНР \\ Семь лет в Тибете \\ Китаизация Тибета
Как Тибет стал частью КНР. О чем молчит китайская пропаганда
«Тысячи людей из Кхама и Амдо бежали в Лхасу и разбивали свои лагеря в долине за городом.
Они рассказывали такие ужасающие истории, что я не мог поверить им долгие годы.
Я полностью поверил тому, что слышал только в 1959 году, когда прочитал отчет
Международной комиссии юристов: обычным делом были распятие, вспарывание
живота и отсечение конечностей. Использовались также обезглавливание, эакапывание
живьем, сжигание и забивание до смерти. Людей привязывали к лошадиным хвостам,
вешали вниз головой и бросали в ледяную воду со связанными руками и ногами.
А чтобы они не кричали: «Да здравствует Далай-лама!» на пути к казни, им протыкали
языки мясницкими крюками…»
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
10 марта 2009 г. – своего рода юбилей: 50-летие крупнейшего восстания тибетцев против китайской власти. Почему оно произошло? Как его подавили? Как сделали частью Китая страну, никогда ранее в него не входившую? На китайских Интернет-сайтах, посвященных истории Тибета, здесь некоторый пробел. Постараюсь восполнить его.
2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа сообщило, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) освободит всю территорию Китая, включая Тибет. А ведь он никогда не был частью Китая (1)… 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР. И сразу началась подготовка к военному вторжению (2). Его наметили на весну 1950 г. Собственно, «освобождать» предстояло не всю страну. Почти половина (области Кам и Амдо) была аннексирована задолго до этого. Теперь отсюда двинулись главные китайские силы. Они имели подавляющее превосходство над тибетской армией в живой силе и вооружении. Тибетские войска отступали и сдавались. 19 октября 1950 г. китайцы заняли г. Чамдо.
К северу от него развернулись бои. Тибетцы были разбиты. 25 октября появилось заявление, что частям НОАК приказано продвигаться вглубь Тибета, чтобы освободить его от империалистического гнета и укрепить оборону границ Китая (3). В ответ руководители Тибета издали манифест. В нем говорилось, что это захват и оккупация страны свободных людей под предлогом освобождения. 7 ноября Тибет послал в ООН обращение, призывая остановить агрессию. Но обсуждение отложили. Далай-ламе пришлось направить в КНР делегацию для переговоров. Их итогом стало Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, известное как Соглашение из 17 пунктов (4). Оно было подписано 23 мая 1951 г. в Пекине. И вот при каких обстоятельствах.
На тибетских делегатов оказывалось давление, они не имели с собой правительственных печатей, необходимых для заключения договора Тибетом (5). У них были личные печати, но перед китайцами они отрицали это, чтобы выразить свое несогласие. Тогда печати с их именами смастерили в Пекине и они их приложили к документу (6). В Соглашении не были указаны границы территории, на которое оно распространялось. Тибетцы под ней понимали все свои земли, в том числе Кам и Амдо, а китайцы – только то, что не было включено в их провинции. Тибетцев обязали помочь движению НОАК по их территории. По инструкциям, тибетские делегаты должны были по всем важным вопросам консультироваться с Тибетским правительством и Далай-ламой (7). Им такой возможности не дали, фактически, предъявив ультиматум. Оставался лишь один выбор: подписать Соглашение или отвечать за немедленное начало военной операции против Лхасы. Тибетцы предупредили, что они подписывают документ лишь от собственного имени, не имея на это полномочий от Далай-ламы или правительства.
9 сентября 1951 г. в Лхасу вошли передовые части НОАК. На подходе были главные силы. Чтобы избежать худшего, тибетцам оставалось лишь надеяться на выполнение Соглашения. 24 октября китайский представитель генерал Чжан Цзиньу от имени Далай-ламы послал телеграмму Мао Цзэдуну с поддержкой Соглашения (8). Этот документ есть в Интернете (9). Он не заверен печатью Далай-ламы – а ведь в те времена в Тибете ни один документ, даже в захолустье, не обходился без печати! Эту телеграмму нельзя считать актом ратификации. Позже Далай-лама, имея возможность свободно выразить свою волю, не признал Соглашение из 17 пунктов.
В Лхасе китайские войска заняли много места, требовали продовольствия и снаряжения (2). Поначалу платили, потом стали требовать в долг. Запасы иссякали, цены взлетели, началась инфляция. С 1956 г. китайцы стали формировать Подготовительный комитет по образованию ТАР. На местах появились его структуры. Комитет стал фасадом представительства тибетцев при фактической власти китайцев. Все это нарушало Соглашение из 17 пунктов. Но демократическую реформу здесь пока отложили.
«Я попросил консультации у государственного оракула. К моему удивлению,
он воскликнул: «Уходи! Сегодня вечером!» Медиум, продолжая находиться в трансе,
пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко
тот путь, которым я должен идти из Норбулинки до последнего тибетского города
на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, молодой монах
по имени Лобсанг Джигме потерял сознание, что было знаком ухода божества
Джордже Дракдена из его тела. Оглядываясь на это событие по прошествии лет,
я испытываю уверенность: Дордже Дракден всегда знал, что я должен покинуть
Лхасу 17 числа, но не говорил этого, чтобы предсказание не стало известно другим».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Зато в Каме и Амдо ее запустили полным ходом. Основа этой реформы – в словах известного персонажа: «Взять все, и поделить». Реформа не встречала сочувствия народа – ни «верхов», ни «низов». Началось принуждение, в ответ – сопротивление. Большинство тибетцев остались верными своим традициям. Тогда стали собирать митинги, где людей делили на «крепостников» и «рабовладельцев», с одной стороны, «крепостных» и «рабов» – с другой (10). Последних пытались заставить «бороться» с первыми. Это не выходило, тогда китайцы сами проводили реформу, репрессии и казни. Большие поместья конфисковали, богатых крестьян выгоняли из домов, землю перераспределяли, вводили новые налоги, религиозные организации разгоняли, монастыри закрывали, монахов заставляли жениться, кочевой образ жизни объявили варварством и т.д. Марксисты ошибаются, что «у сопротивления была очень узкая опора в Тибете» (11). В действительности, «узкая опора» была у маоистов.
В августе 1954 г. восстали тибетцы в южном Каме. Восстание расширялось. Начались ожесточенные бои. Китайцы приступили к артобстрелам и воздушным бомбардировкам населенных пунктов и монастырей, массовым репрессиям. Например, в 1956 г. во время празднования тибетского Нового года в Батанге с воздуха разбомбили крупный монастырь. Погибло более 2 тыс. монахов и паломников (12). В августе 1956 г. восстание распространилось и среди тибетцев Амдо. НОАК добивалась успехов, но не сразу. В «освобожденных» районах вождей и лам арестовывали, пытали и убивали, потом проводили реформу. Китайцы сгоняли жителей смотреть на расправы над их земляками, причем самыми уважаемыми. Между тем, маоистская пропаганда врала миру о всеобщей любви тибетцев к Центральному правительству КНР, об их требованиях провести реформу и т.п. Это до сих пор находит поддержку некоторых левых авторов (11). А ведь тогда, видя провал реформы в Каме и Амдо, китайские руководители сами заявляли, что в центральном Тибете не надо спешить с ее проведением…
«Я не боюсь смерти, и мне было не страшно стать одной из жертв китайского нападения.
Не счесть, сколько рождений и смертей мы переживаем в этом океане самсары.
Упуская, из-за омрачений ума, это высокое понимание и веря в исключительность смерти,
незрелые люди переживают трагедию, когда возникает потребность отдать жизнь
ради родины – это небуддийское отношение. Однако я понимал, что ни народ,
ни чиновники не могут разделить моих чувств. Для них личность Далай-ламы была
высшей ценностью. Далай-лама символизировал Тибет, тибетский образ жизни,
самое дорогое для них. Они были убеждены, что если это тело прекратит существование
в руках китайцев, жизнь Тибета оборвется».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
В Лхасе к марту 1959 г. скопилось до 100 тыс. беженцев и паломников. Распространился слух (вероятно, небеспочвенный), что китайцы хотят задержать Далай-ламу во время театрального представления, на которое его пригласили в китайский штаб. 9 марта вокруг летнего дворца Далай-ламы стала скапливаться толпа. Далай-лама и министры пытались мирно разрешить конфликт, вели переговоры с китайским командованием и восставшими. Безуспешно. Собравшиеся 10 марта выбрали Комитет свободы, который объявил недействительным Соглашение из 17 пунктов. Китайцы между тем стянули к городу большие силы, в том числе танки и артиллерию. Готовился штурм. Далай-лама и его приближенные в ночь на 17 марта 1959 г. тайно покинули Лхасу и направились в Индию.
Одновременно маоисты уничтожали феодально-теократический строй, религию, перераспределяли землю, разрушали саму цивилизацию тибетцев. Партруководство, наконец, добилось своего: в тибетском обществе удалось организовать раскол и создать прослойку активистов из самых темных слоев населения. С 1960 г. началась ударная коллективизация крестьянства. Естественно, она привела к развалу сельского хозяйства. В 1961–1964 гг. невиданный голод охватил Тибет. А ведь при феодалах голода там никогда не было. Коллективизацию пришлось приостановить.
В 2009 г. в КНР поднялся шум из-за двух антикварных предметов, которые были выставлены на аукцион во Франции (18). Эти предметы были украдены европейцами в XIX в. из дворца в Пекине. А вот что делали маоисты в ХХ в.
По китайским данным, в начале 1960-х гг. в будущем ТАР было 2469 монастырей со 110 тыс. монахов и послушников (19). Всего же в Большом Тибете было свыше 6 тыс. монастырей. После демократической реформы осталось около 70 монастырей примерно с 7 тыс. монахов. Всего за несколько лет! Уничтожение религиозных построек проводилось по следующей схеме (20). Приезжали специальные команды китайских минералогов, чтобы определить и изъять драгоценные камни. Потом являлись металлурги с той же целью, затем все ценное вывозилось грузовиками. Стены взрывали, деревянные балки и опоры забирали. Глиняные скульптуры разрушали в надежде найти драгоценные камни. Сотни тонн ценных статуй, икон-тханка, изделий из металла и других сокровищ вывезли в Китай. Туда шли целые караваны военных грузовиков с металлическими статуями (21).
Это мародерство называлось перераспределением богатства в период демократической реформы. Наиболее ценные предметы были переданы в китайские музеи, проданы на международных аукционах, разворованы китайскими чиновниками. Такие предметы время от времени всплывают на аукционах и сейчас. Для иностранцев власти дают разрешения на вывоз (21). Но большинство произведений искусства было уничтожено. Тханки сожгли, металлические изделия переплавили. Лишь одна литейня около Пекина закупила ок. 600 тонн тибетского металла «в виде ремесленных работ». А всего таких литейных было не менее пяти… С тех пор старые произведения тибетского искусства – редкость на своей родине.
«Жалкое зрелище, должно быть, открылось группе индийских пограничников, которые
встретили нас на границе: восемьдесят путников, прошедших тяжелое испытание и
измученных телом и душой. … Никто из нас не имел представления о том, что сведения
о нашем побеге были на первых полосах газет по всему миру, и что в далекой Европе
и Америке люди с интересом ожидали, и, я надеюсь, с сочувствием, когда станет
известно, спасся ли я».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Цепляясь за власть, Мао Цзэдун начал в 1966 г. Великую пролетарскую культурную революцию. Целью была ликвидация старых парткадров, а реальным содержанием – уничтожение культурного наследия, традиций, создание конфликта поколений. В Тибете это должно было увековечить китайское господство. Армия и чиновники должны были обеспечивать успех хунвэйбинам (красным охранникам) и цзаофаням (бунтарям). В мае 1966 г. из Пекина в Лхасу доставили первую группу хунвэйбинов. Началось зомбирование молодежи. Хунвэйбины объявили войну «четырем старым»: идеям, культуре, привычкам и обычаям (10). Составили программу из 20 пунктов по уничтожению религии – запретили практически все, даже перебирать четки. Тибетцев заставляли менять национальную одежду на «маоцзэдуновки» полутюремного фасона, запретили носить косы, кланяться, использовать традиционные приветствия и т.д. Фактически, все тибетское подлежало уничтожению. Учебные заведения не работали: учащихся приобщали к «бунту».
Банды хунвэйбинов и цзаофаней терроризировали население, врывались в дома, ломали все, в чем усматривали местные традиции. Бывших аристократов, лам и всех, кого подозревали в нелояльности, подвергали сеансам «тамцинга» – «критики». Она состояла в принародном избиении человека, сопровождаемом издевательствами. Сеансы «критики» могли быть ежедневными или более редкими, на сцене или на улице. Их регулярно повторяли, иногда много месяцев подряд. Жертвы часто становились калеками или умирали.
В период Культурной революции были разрушены почти все оставшиеся монастыри. В итоге в Большом Тибете осталось то ли 7, то ли 13 монастырей (23). Разрушать старались руками местных: кто отказывался участвовать, подвергался «критике». Среди разрушенных оказались величайшие святыни и памятники мировой культуры: первый тибетский монастырь – Самье (VII в. н.э.), главные монастыри конфессий Тибета: Ганден (главный монастырь школы Гэлуг), Сакья (школы Сакья), Цурпху (школы Кагью), Миндролинг (школы Ньингма), Менри (религии бон) и т.д. Подвергся разгрому главный храм Тибета – Джокханг. Находившиеся там святыни, шедевры религиозного искусства были в основном разломаны. В храме сделали «штаб» хунвэйбинов и свинарник. Были осквернены и уничтожены святыни местных мусульман. К нашему времени в Тибете восстановлена лишь половина разрушенного. Но современные «леваки» превозносят Культурную революцию и оправдывают ее преступления (24).
И вот коммунисты вернулись к своей извечной мечте – коллективизации сельского хозяйства. Массовая кампания по созданию коммун развернулась в 1968–1969 гг. (10). Коллективизировали все вплоть до чайников, люди обязаны были питаться в общей столовой и т.п. Главной функцией коммун было обслуживание и прокорм войск. «Освобожденный от крепостников» труд мог длиться день и ночь. «Помощь» военных в сборе урожая часто сводилась к его конфискации, и крестьяне вынуждены были питаться тем, что давала скудная природа высокогорья – например, дикими кореньями. В 1968–1973 гг. Тибет поразил новый голод от замены традиционных зерновых озимой пшеницей (непригодной в данных условиях), реквизиций продовольствия для НОАК, перевода кочевников в оседлость и коллективизации.
«После того, как я оставил страну, около 60 тысяч беженцев последовали за мной в изгнание,
несмотря на трудности, которые ожидали их при пересечении Гималаев, и опасность попасть
в руки китайской охраны. Многие из них уходили маршрутами, гораздо более трудными
и опасными, чем мой. Среди них были ламы, очень известные в нашей стране, ученые-эрудиты,
около пяти тысяч монахов, правительственные чиновники, купцы, солдаты и великое множество
простых крестьян, кочевников и ремесленников. Некоторые привели с собой свои семьи, дети
иных умерли при пересечении гор. Эти беженцы разбросаны теперь по поселениям в Индии,
Бутане, Сиккиме и Непале».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Отстранив тибетцев от управления их страной, маоисты преображали ее по своему усмотрению: развивали промышленность, вели партстроительство, проводили милитаризацию и т.д. Но «освобожденный» народ продолжал бороться. Тибетцы были разобщены и плохо вооружены. И все-таки до 1960 г. они удерживали часть Амдо и западного Тибета, затем переместились в центральный и южный. В 1962–1976 гг. там было 44 открытых восстания (7). ЦРУ помогало партизанам, но большинство групп действовало независимо. Координация отсутствовала. Перед Культурной революцией между р. Цангпо и непальской границей действовало 30–40 тыс. тибетских партизан, а после коллективизации борьба усилилась. Далеко не все группы формировались и снабжались из-за рубежа. Образовывались самостоятельные отряды в тысячи человек. Они препятствовали коллективизации, нападали на китайских солдат, представителей власти, разрушали коммуникации, военные объекты и т.д. Были убиты и ранены более тысячи солдат и кадровых работников. В ответ шли рейды, показательные суды и расстрелы. США перестали помогать тибетским партизанам после того, как наладили связи с КНР. Мао, обвинявший СССР в «ревизионизме» за улучшение отношений с США и разрядку напряженности, теперь сам наладил контакты с «оплотом империализма». Партизанская война в Тибете сошла на нет. Больше ничто не угрожало власти КНР.
Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или «перевоспитание» их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН (25). Такую оценку дал Комитет по соблюдению законности Международной комиссии юристов, ассоциированной с ООН (20). Но необходимо подчеркнуть: вину за эти эксцессы нельзя возлагать на какой-либо народ в целом, в том числе китайский. Как говорил И.В. Сталин, «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается».
Итак, в 1950-х гг. Тибет впервые в своей истории стал частью Китая. Но вопрос о законности этого не закрыт. Соглашение о «мирном освобождении» Тибета было подписано под угрозой силы, члены делегации не имели надлежащих полномочий, печати были подделаны, китайская сторона сначала нарушала Соглашение, а потом вообще разорвала его. Потому Мао и говорил: «Они дали мне предлог для развязывания войны… Чем мощнее мятеж, тем лучше» (26). Наконец, само Соглашение не было официально ратифицировано тибетской стороной, а документов, заменяющих его, так и не появилось. По мнению экспертов по международному праву, это Соглашение с самого начала было нелегитимным, военное вторжение КНР противоречило Уставу ООН и ряду других международных документов, а последующее владение территорией не легитимировало захват (7). Следовательно, Тибет – оккупированная страна.