в каком году изобретен миномет
С.Н. Власьев. Изобретатель миномёта
В один из ноябрьских дней офицеры японской армии удивленно рассматривали осколок неизвестного снаряда. Только что закончился ураганный артиллерийский огонь. Все хитроумные подкопы, которые целых два месяца сооружали японцы, подбираясь к форту № 2, были разрушены в полчаса. Русские вели огонь из каких-то неизвестных орудий. Даже звук выстрела у них был непривычным. Крепостные пушки бухали раскатисто и гулко. Хорошо был знаком японцам и сухой треск морских орудий. Новые русские пушки звучали оглушающе звонко, и высокий звук долго вибрировал и звенел в воздухе. И самое главное: никакие укрытия не спасали, удивительные снаряды по крутой траектории огибали все препятствия и падали словно с неба. Японские солдаты окрестили их «летучей смертью».
Велико же было удивление японцев, когда они обнаружили, что русские стреляли минами! Мины на суше?! Невероятно! Но это было именно так. У русских появилось новое грозное орудие — миномет. Его создателями были мичман Сергей Николаевич Власьев и капитан Леонид Николаевич Гобято.
С.Н. Власьев родился 18 мая 1880 года в Ярославле. Закончил основанный еще Петром I Морской корпус. Выпускниками этого привилегированного военно-морского учебного заведения были знаменитые флотоводцы и мореплаватели — Ушаков и Сенявин, Лазарев и Нахимов, Крузенштерн и Лисянский, писатель Станюкович, композитор Римский-Корсаков, изобретатель самолета Можайский.
Русско-японская война годов застала мичмана Власьева в Порт-Артуре, где он служил младшим офицером на минном заградителе «Енисей». Уже на второй день войны «Енисей» послали в бухту Талиенван поставить заграждения. Минный заградитель успешно выполнил боевую задачу, но неизвестным русским морякам подводным течением корабль был снесен на свою же мину. После взрыва судно стало тонуть. Шлюпок на всех не хватило. Люди плыли в ледяной воде к берегу. Командир «Енисея» капитан второго ранга В.А. Степанов (он же — конструктор этого корабля) по древней морской традиции остался на мостике и до последней минуты распоряжался спуском шлюпок и других спасательных средств.
Была в Порт-Артуре «бензинка» — старая подводная лодка системы Джевецкого, построенная еще в 1881 году. Вот на этой лодке Власьев собирался выйти в море. В своей книге «Год войны» писатель В.И. Немирович-Данченко приводит разговор Власьева с морскими офицерами:
— Я бы на «бензинке» нашей незаметно подобрался к японцам. Ни труб, ни мачты — ниоткуда ее не увидишь, а мины на ней здоровые.
— Благодарю покорно. У наших отцов-командиров только одно в ответ: «Пожалуйста, господа, без авантюр. Вы понадобитесь в свое время».
— Это когда нас всех перетопят.
И все же Власьев обратился за разрешением на выход в море к принявшему недавно командование контр-адмиралу Вирену. Немирович-Данченко описывает последствия этой просьбы словами рабочих-китайцев, наблюдавших в порту эту сцену: «Тут болисой капитан с одной мухой шибко-шибко сердился, топал ногами, а ртом пускал пузыри». «Одна муха» — это двуглавый орел на погонах контр-адмирала. Адмирал Вирен предпочел затопить флот в гавани, нежели идти в бой.
Его устройство было простым, но очень оригинальным. Для стрельбы использовалась урезанное легкое орудие, поставленное на колесный лафет, приспособленный к стрельбе с большими углами возвышения. Из листового железа клепали конусообразный корпус мины, начиняли его пироксилином и снабжали взрывателем. К хвосту корпуса прикрепляли деревянный шест с надетой на него свободно двигающейся крыльчаткой — стабилизатором. С дула в канал ствола вводился деревянный шест. Мина же оставалась вне канала и к ней при заряжении по шесту сдвигалась крыльчатка-стабилизатор. С казны пушка заряжалась нормальной гильзой, перекрытой деревянной пробкой-вкладышем со свинцовым пыжом. При выстреле пробка с пыжом ударяла в шест и выталкивала мину.
К сожалению, Л.Н. Гобято, бывший в это время профессором военной академии, не дожил до торжества своих идей. В самом начале войны генерал-лейтенант Гобято ушел на фронт. Погиб Леонид Николаевич в 1915 году, командуя обороной северо-западного района горда Перемышля. Похоронен Л.Н. Гобято в селе Морозово-Борки Рязанской области. Впоследствии на его могиле был установлен обелиск в виде стелы с макетом надкалиберной мины. В годы первой мировой войны под началом Леонида Николаевича служил капитан А.М. Карбышев, будущий Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск и профессор Военной академии Генерального штаба.
Но вернемся к Власьеву. В ночь на 2 января 1905 года, буквально накануне сдачи японцам Порт-Артура, Сергей Николаевич, прорывается на минном катере через вражескую блокаду. Избежав плена, он прибывает в китайский порт Чифу. После окончания войны Власьев командовал подводной лодкой «Макрель». В те годы подводники воспринимались как «смертники». Так на вопрос о прибавке жалования подводному составу, морской министр Бирилев цинично заявил: «Прибавить можно. Все равно они все скоро перетонут».
О возможностях подводного флота в мире шли острые споры. Англичанин Гэнней заявлял: «Подводная лодка — в высшей степени занимательная игрушка». Лорд Гошен ему вторил: «В морской войне с подводными лодками считаться нечего». В Германии знаменитый адмирал фон Тирпиц сказал: «Субмарины Германии не нужны!» Были, правда, и другие мнения. Английский адмирал Скотт заявил: «Как автомобиль вытеснил лошадь на суше, так подводная лодка вытеснит броненосцы».
В высших военных кругах царской России на субмарины смотрели скептически. Известный военный мыслитель Александр Дмитриевич Бубнов утверждал: «В открытом море подводные лодки не имеют никакого боевого значения». А прославленный современными фильмами адмирал Колчак заявил, что места субмаринам в составе флота нет вообще.
В защиту подводных лодок выступали молодые офицеры Власьев, Ризнич, Подгорный, Тьедер, Кржижановский. М.М. Тьедер прозорливо утверждал: «Подводники — это моряки будущего!». «Морское могущество России неизбежно сопряжено с развитием подводного флота»,- заявлял С.Н. Власьев.
Морское ведомство решил дискуссию просто. Возмутителей спокойствия Ризнича и Тьедера просто изгнали с флота! Власьев, не допустивший личных выпадов против воротил ведомства, уцелел. Но продолжал горячо бороться за строительство больших субмарин, за массовое использование подводных лодок в бою. В ответ он получил выговор от самого Николая II за вмешательство «в прерогативы, ему не принадлежащие».
Однако к этому времени Власьев уже имел прочную репутацию одного из лучших подводников России. Помогло и заступничество за него крупнейшего русского кораблестроителя, ученого с мировым именем А.Н. Крылова. В 1907 году Власьева назначают командиром находящейся в постройке подводной лодки «Акула». В процессе ее постройки Сергей Николаевич предложил и осуществил многочисленные усовершенствования. Он составил полное описание этой субмарины. Авторитет его настолько укрепился, что именно он был приглашен для конструирования мин заграждения первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Власьев обобщил опыт плавания малых подводных лодок и обосновал необходимость постройки более крупных. Его замечания были учтены при постройке серийных больших субмарин типа «Барс».
В первый же день мировой войны «Акула» вышла в дозорное плавание. Уже в августе 1914 года севернее Готланда субмарина атаковала два германских миноносца. В Данцигской бухте 22 октября 1914 года потопила немецкий транспорт, а 17 декабря того же года у Готланда торпедировала крейсер «Аугсбург». Вахтенный журнал «Акулы» поражает насыщенностью боевых походов лодки в течение года.
В марте 1915 года Власьева наградили боевым орденом «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий», затем назначили командовать 1-ым дивизионом подводных лодок.
Но неожиданно Сергею Николаевичу пришлось расстаться с «Акулой», которой он командовал восемь лет. 29 мая 1915 года его назначают командиром минного заградителя «Нарова». С одной стороны, это вроде бы было повышением (назначен на более крупное судно!), с другой стороны, это было явной опалой — не дали в командование новую большую субмарину типа «Барс».
А 28 сентября 1915 года был объявлен приказ по Морскому ведомству за № 1479: «По конфирмации Северного фронта приговором крепостного суда Морской крепости императора Петра Великого (в Ревеле) определено: капитана II ранга Сергея Власьева взамен определенного ему судом наказания за преступное деяние, предусмотренное статьями 9 и 1455 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», подвергнуть заключению в крепости на один год и четыре месяца с ограничением некоторых прав и преимуществ по службе».
В октябре 1915 г. Сергея Николаевича откомандировали в транспортную флотилию Черноморского флота. В ней он и прослужил до января 1919 года. В 1920 году на судах транспортной флотилии Власьев прибыл в Константинополь. Позже перебрался в Париж, где вел непримечательную жизнь. Скончался С.Н. Власьев 3 сентября 1955 года.
Источники:
Меркушов В. Записки подводника 1905-1915 гг. — М.: Согласие, 2004. С. 11-12, 183-185, 354,456.
Непомнящий Н. 100 великих загадок XX века. — М.: Вече, 2004. С. 276-279.
Черкашин Н. Судеб морских таинственная вязь. — М: Воениздат, 1990. С. 31, 48.
В чем главная опасность минометов
Предшественниками минометов были мортиры — короткоствольные крупнокалиберные орудия, появившиеся одновременно с бомбардами, но стрелявшие не настильно, а вверх, после чего выпущенные из них ядра обычно падали на голову противника.
Например, у англичан и французов, осаждавших Севастополь в ходе Крымской войны, не было над обороняющимися превосходства в артиллерии, напротив, оно было у осажденного русского гарнизона. Но у них зато были мортиры и огонь их оказался столь губителен, что наши войска вынуждены были оставить Севастополь!
Многие минометы, в том числе и заряжавшиеся с дула, были очень тяжелыми, из-за чего для них приходилось оборудовать специальные позиции, глубоко вкопанные в землю. В такой яме, перекрытый бревнами в «три наката», находился и сам миномет и его прислуга, а огонь из него производился через малозаметное отверстие в грунте.
С другой стороны, в каждую такую мину весом в 4,5 кг входило по целому килограмму амматола. К тому же при падении боком — а именно так эти мины чаще всего и падали, — они не успевали углубиться в землю и взрывались на ее поверхности. Ну, а если мина снаряжалась ядовитым газом, то в цилиндр его входило больше всего. Поэтому при скорострельности миномета Стокса в 25 выстрелов в минуту, он сразу пришелся по душе военным, которые начали требовать его для армии во все возрастающих количествах. Желание увеличить точность огня и дальность стрельбы привели к появлению мин в форме капли, которые применяются в минометах, и по сей день, и именно минометы Стокса находятся сегодня на вооружении практически всех армий мира, хотя об этом сегодня уже никто и не вспоминает.
Удивительно, но опыт использования траншейных минометов в Первой мировой войне в несколько необычной форме нашел свое применение в Японии уже во вторую мировую войну, когда японская армия боролась с американскими десантами на островах Тихого океана. Так, имея тяжелые реактивные мины калибра 280, 300 и даже 400 мм, японцы не стали делать под них минометы, а ограничились простейшими пусковыми приспособлениями, для которых вырывали яму в земле. На наклонной стенке такой ямы, обращенной в сторону неприятеля, устанавливалась прочная деревянная рама, в центре которой под углом укреплялся пусковой штырь в виде трубы, а на него донной частью, надевалась мина. После этого яму закрывали маскировочными сетями и дожидались момента высадки. Пристреливались минометы по урезу воды, потому что во время своего выхода из воды на берег десантная техника бывает особенно уязвима.
Мины меньших калибров укладывались в… лотки на треноге, а то и вовсе на листы шифера, находящиеся в окопе под углом. В нужный момент подавалась команда, по проводам к минам подавался электрический ток — и тяжелые мины, вращаясь за счет косо расположенных на дне сопел, вылетали из своих ям! Дальность стрельбы была невелика, но ее вполне хватало, чтобы мины могли долететь из джунглей до полосы прибоя, где как раз в это время на берег из воды выкатывались американские плавающие танки и БТРы. Одновременный разрыв этих мин имел фатальные последствия, из-за чего, например, в числе выбывших из строя во время штурма атолла Тарава американцев числились не только убитые и раненые, но было и немало сошедших с ума!
В годы второй мировой войны минометы активно применялись всеми воюющими сторонами. Появились и реактивные, и самоходные минометы, и даже минометы в ручке лопаты. Однако на советских минометах калибра 120-мм имели место случаи двойного заряжания (мина на мину!) приводившие к гибели людей. Дошло до того, что маршал Жуков издал специальный «Приказ первого заместителя народного комиссара обороны о причинах разрывов минометов» № 0330 от 26 сентября 1944 г. в котором перечислялись и причины этого явления, и указывались меры воздействия на офицеров, допустивших такое у себя в частях. Вскоре, однако, был сконструирован предохранитель от двойного заряжания для всех минометов, стреляющих при помощи спускового механизма, и проблема была исчерпана полностью!
Так что сегодня миномет занимает важное место в системе вооружения, вот только в ряде армий мира, к сожалению, их все чаще применяют против мирных жителей и первый такой пример сегодня — армия Украины! Таким воякам следует помнить, что применение минометов против нонкомбатантов, сиречь мирного населения, согласно международному законодательству приравнивается к тягчайшим военным преступлениям, и совершившие его могут предстать перед международным уголовным судом в Гааге подобно хорватским военным преступникам.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
История создания и использования миномета
Самая страшная в мире труба
Начало XX века открыло новую эру в организации и ведении боевых действий. Воюющие стороны отгородились друг от друга траншеями и проволочными заграждениями. Высокая эффективность магазинных винтовок и только что появившихся пулеметов, мощный огонь орудий с новыми разрывными снарядами, начиненными динамитом, заставили солдат искать надежные укрытия. Зарылись воины в землю, как кроты, ощетинились ежами и колючей проволокой боевые позиции. Как тут пойти в атаку?
. 1904 год. Шел очередной месяц обороны Порт–Артура. Русско–японская война приняла затяжной позиционный характер.Бои местного значения никому не давали преимущества. Вот тогда–то начальник русских артиллерийских мастерских капитан Л. И. Гобято и предложил обстреливать японские окопы 11,5–килограммовыми оперенными минами с дистанции от 50 до 400 метров, выпускаемыми из обычной корабельной 47–миллиметровой пушки. А затем, с ведома генерала Р. И. Кондратенко, выдающегося военного инженера, разработал и специальные мини–мортирки, именованные позднее минометами.
К Первой мировой войне минометами была вооружена только германская армия, да и то в небольших количествах — 44 тяжелых и 116 средних. В России, где, собственно, во время русско–японской войны 1904 — 1905 гг. и появились впервые минометы, к 1914 году имелись только опытные образцы. В течение Первой мировой количество минометов значительно возросло во всех воюющих армиях. К концу кровавой бойни Германия располагала 16.000 минометов, Россия — 1.720, Франция — 1.680.
В русской армии наибольшее применение нашли 47–миллиметровые минометы системы Е. А. Лихонина и 89–миллиметровые орудия Ижорского завода. Они имели соответственно массу мины 21 и 80 килограммов, дальность стрельбы 390 и 1.070 метров, массу в боевом положении 90 и 740 кило. Стрельба производилась надкалиберными оперенными минами.
Примечательно, что до 1940 года минометов в Красной Армии было сравнительно мало. Только успешное их применение в советско–финской войне дало толчок быстрому распространению «ближней артиллерии» в войсках. Этот толчок был настолько сильным, что с 1 февраля до 1 апреля 1940–го промышленность дала армии минометов всех калибров в 2,6 раза больше, чем за предшествовавшие два года после принятия их на вооружение в 1937 — 1938 гг. В начале февраля в Красной Армии было 8.546 минометов, а уже к началу апреля их количество увеличилось до 22.508. Правда, преобладали легкие минометы:50–миллиметровых насчитывалось 11.700, 82–миллиметровых — 9.800, 107–миллиметровых — 250 и 120–миллиметровых —758. То есть минометные орудия крупных калибров (107 — 120мм) составляли лишь 4,5 процента от общего количества.
Призраки болот — кошмар для оккупанта
В годы Великой Отечественной войны минометы использовались в основном как дополнение к гаубицам и пушкам. Однако нередко успешные действия войск становились возможными именно благодаря оперативному и массовому применению минометов. Так, при форсировании Одера войска 2–го Белорусского фронта столкнулись с очень сложной задачей. По сути, надо было форсировать не одну, а две крупные реки — Ост–Одер и Вест–Одер. Между ними — заболоченная пойма, труднопроходимая для танков и тяжелой артиллерии. На 5— 6 километров в ширину протянулась причудливая комбинация речных рукавов и заболоченного мелководья, словно специально придуманная природой для того, чтобы задержать советские войска.
Гитлеровское командование считало Одер «рекой немецкой судьбы», поэтому западный берег был превращен в мощный оборонительный рубеж. Полоса обороны протянулась на 10–километровую глубину: сплошные траншеи, бетон, железо, земляные валы, колючая проволока, мины.
Очень помогали минометы и белорусским партизанам. Сражаться, как известно, приходилось в лесах, среди болот,на которых у немцев не было сплошной обороны. Она, кстати, строилась по принципу отдельных опорных пунктов, расположенных на сухих возвышенных участках. Гитлеровцы слепо верили условному топографическому знаку«непроходимое болото» и со стороны топей нападения не ожидали. Но партизаны проходили по трясине в «мокроступах» — лыжах, сплетенных из лозы. Кроме того, в самых топких местах для подстилки использовались соломенные маты. Минометы в этих условиях оказались идеальным артиллерийским средством. Они легко «путешествовали» на лошадях или на спинах партизан. Лесные минометчики,как призраки, внезапно появлялись там, где их меньше всего ожидали, наносили урон, сеяли панику и вновь растворялись среди бесконечных болот.
Оружие замедленного действия
По способу передвижения минометы делят на носимые,возимые, буксируемые, вьючные и самоходные. Первые переносятся в разобранном виде силами расчетов с помощью спецприспособлений для упаковок, обеспечивающих удобство. Возимые укладываются в кузов автомобиля, тягача или бронетранспортера. Буксируемые минометные орудия снабжаются отделяемым при стрельбе колесным ходом, который служит повозкой для транспортировки за тягачом. Вьючные минометы хороши в горной и другой труднодоступной местности. В разобранном виде перевозятся вьючными животными в упаковках. Самоходные монтируются на колесной или гусеничной базе транспортных или боевых машин и бывают бронированными, полубронированными и открытыми.
. Со времен Великой Отечественной войны конструкция минометов изменилась мало. Дальнейшее совершенствование идет по пути увеличения дальности и точности стрельбы, скорострельности орудий, повышения маневренности и эффективности действия мин у цели, улучшения эксплуатационных характеристик.Военные специалисты многих стран считают, что в современном бою миномет своей актуальности не утратил.
Простое и страшное орудие
Военные историки подсчитали, что в ходе Первой мировой войны потери от огня минометов составили не менее 50% всех потерь сухопутных войск. Можно предположить, что в дальнейшем этот процент только возрос.
Мортира оказалась весьма консервативным орудием, и за 500 лет ее конструкция практически не изменилась. В одно и то же время изготовлялись мортиры с цапфами, требовавшие примитивного подъемного механизма (обычно деревянный клин), и отлитые заодно с поддоном. У последних изменение дальности стрельбы производилось лишь за счет изменения веса заряда. Все гладкие мортиры XV–XIX веков по современной минометной классификации были устроены по «глухой схеме», то есть вся система помещалась на одной массивной плите.
В мортирах ученые и конструкторы экспериментировали в основном над каморой с целью улучшения баллистических качеств. То ее делали цилиндрической, то конической. А в 1730 году французский инженер де Вальер создает 12-дюймовую мортиру с каморой, суживающейся к каналу, то есть получилось подобие сопла.
В 1751 году немецкий инженер на русской службе некий Венер просверлил 5-пудовую (13,5-дюймовую) мортиру с казенной части и вставил в нее железный штырь, сквозь который проходил запал. На конце штыря был железный усеченный конус, с помощью которого можно было менять объем каморы и таким образом менять дальность стрельбы и обеспечивать нужную меткость.
С появлением нарезных орудий в России в 1867–1884 годах создается целая система нарезных мортир калибра 6 дюймов (152 мм), 8 дюймов (203 мм), 9 дюймов (229 мм) и 11 дюймов (280 мм). Все они были очень сложны конструктивно: с противооткатными устройствами, механизмами наведения и т. д. Самая легкая из них, 6-дм крепостная мортира обр. 1867 г. весила в боевом положении 3120 кг без деревянной платформы.
Что же касается легких орудий ближнего боя, то о них просто забыли. Их функции к 1914 году выполняли гладкоствольные 5-, 2- и полупудовые мортиры обр. 1838 г., а также 6- и 8-фунтовые мортирки Кегорна. Забавно, что за неимением лучшего Военное министерство в апреле 1915 года заказало пятьдесят 6-фунтовых медных мортирок Кегорна на деревянных станках и по 500 штук чугунных сферических гранат к ним. Заказ был выполнен Петроградским заводом Шкилина.
В 1884–1888 годах в Усть-Ижорском саперном лагере провели испытания мин Романова. Точность при стрельбе по фортификационным сооружениям на дистанции 426 м оказалась вполне удовлетворительной. Летом и осенью 1890 года эксперименты продолжили в Кронштадте. 5 октября в присутствии военного министра выпустили 4 мины, причем одну в ров, наполненный водой, и одновременно взорвали. Отказов не наблюдалось. 11 декабря Комиссия по вооружению крепостей заказала 400 мин, и летом следующего года их применили на учениях близ крепости Новогеоргиевск. Кстати, тогда для корректировки артогня впервые использовали наблюдателей, размещенных на аэростатах.
В середине сентября 1904 года генерал-майор Р. И. Кондратенко одобрил предложение об использовании 47-мм одноствольной пушки Гочкиса для стрельбы надкалиберными шестовыми минами, снаряженными пироксилином. Техническая реализация идеи создания такого импровизированного миномета была поручена капитану Л. Н. Гобято.
Мина имела вид усеченного конуса и изготавливалась из листового железа. К ее широкому основанию прикреплялся деревянный шест. На свободном конце шеста были утолщения для заклинивания направляющих крыльев. До выстрела эти крылья могли свободно перемещаться по шесту. Мины были снаряжены 6–7 кг пироксилина и имели взрыватель ударного действия.
На первых стрельбах шесты часто ломались. Поэтому для смягчения толчка был сделан пыж, служивший буфером.
Кроме того, стрельба шестовыми минами по японским укреплениям дала хорошие результаты. В «Артиллерийском журнале» № 8 за 1906 год в статье «Артиллерийская стрельба в крепости на дистанции ближе 1000 шагов (из осады Порт-Артура)» капитан Л. Н. Гобято писал: «10 ноября на левом фланге Высокой горы было поставлено 47-мм орудие, и началась регулярная стрельба минами днем и ночью. Стреляли по левой японской сапе; результаты стрельбы были таковы, что из 4 пущенных мин 3 попали в окоп. Как только японцы начинали работать сапу, туда пускали несколько мин, и после разрыва первой же мины японцы убегали; таким образом их заставили совершенно прекратить работу».
Между войнами, в 1906–1913 годах, русские инженеры разработали несколько проектов минометов, а Путиловский завод изготовил два опытных образца калибром 43 линии (122 мм) и 6 дюймов (152 мм).
Увы, Военное министерство, возглавляемое генералом от кавалерии В. А. Сухомлиновым, было настроено исключительно на маневренную молниеносную войну. И вот появилось указание: «Заказывать мортиры не следует». Речь шла о минометах Путиловского завода, именовавшихся тогда траншейными мортирами.
Совсем иная ситуация сложилась в Германии.
К началу Первой мировой войны германская армия имела 64 тяжелых 24-см миномета и 120 средних минометов калибра 17 см. Кроме того, было создано несколько опытных легких минометов. Все германские минометы имели глухую схему, то есть сам миномет и все механизмы располагались на массивной опорной плите, лежавшей на грунте. Причем 24-см и 17-см минометы снабжались нормальными противооткатными устройствами, подобно полевым пушкам. Легкие же минометы имели жесткую (безоткатную) схему.
Принципиально важным было не число минометов у немцев перед войной, а наличие отработанных систем, которые уже в ходе войны были запущены в массовое производство.
Первая мировая война спустя уже несколько недель после начала приобрела позиционный характер, и войскам срочно потребовались минометы. И только тогда у нас приступили к созданию различных типов минометов, от кустарных фронтовых самоделок до копирования иностранных образцов на больших артиллерийских заводах.
Среди самоделок широкое распространение получили минометы, тела которых были сделаны их пушечных гильз. Схема, естественно, была глухая, опорная плита деревянная, а заряжание производилось с дула.
Такую же конструкцию имел и 107-мм миномет, тело которого было сделано из 107-мм латунной гильзы 42-линейной пушки обр. 1910 г. Оба миномета переносились вручную.
В начале 1915 года русский полковник Стендер спроектировал миномет, тело которого представляло собой корпус 152-мм снаряда. Бракованные 152-мм морские бронебойные снаряды рассверливались изнутри до диаметра 127 мм. Стрельба велась 127-мм цилиндрическими минами, изготовленными из листового железа. Мина снаряжалась 6,1 кг тротила или отравляющим веществом. При метательном заряде 102 грамм черного пороха дальность стрельбы составляла около 360 м. Заряжание производилось с дула. Сначала опускались мешочки с зарядом, затем — мина. В 1915 году заводу Полякова было заказано 330 минометов Стендера.
Иной раз в частях создавали «самоделки на коленке», жестко закрепляя железную трубу на деревянной колоде. Как писал заместитель начальника ГАУ Е. З. Барсуков, «дальность таких бомбометов не превосходила сотни шагов, стреляли они «картечью» из подручного материала, причем стрельба бывала не безопасной для самих стреляющих и требовала осторожности».
Замечу, что в 1914–1917 годах одна и та же система называлась и бомбометом, и минометом. Ряд генералов считали, что бомбомет — орудие, стреляющее осколочным снарядом, а миномет — фугасным. В начале 1920-х годов термин «бомбомет» вышел из употребления.
170-мм мортиру доставили на Главный артиллерийский полигон (ГАП). 7 февраля 1915 года было приказано эту мортиру доставить на Путиловский завод.
Завод попросил уменьшить калибр со 170 мм до 152 мм и ввести поворотный механизм по образцу спроектированной заводом опытной мортиры, а также упростить платформу.
Ствол 6-дюймовой мортиры Путиловского завода — труба-моноблок, закрытая с казенной части. В донной части канал заканчивается каморой для помещения заряда. Канал имел три нареза глубиной 3,05 мм для снарядов с готовыми выступами. Заряжание производилось с дула.
Компрессор гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над и под стволом. Накатник состоял из двух колонок спиральных пружин, вложенных в компрессорные цилиндры. Длина отката нормальная — 200 мм, максимальная — 220 мм.
Подъемный механизм — сектор, прикрепленный к левой цапфе люльки. Угол возвышения был возможен до +75°.
Станок вращался вокруг штыря на платформе. Поворотный механизм секторного типа допускал угол горизонтального наведения 20°. Станок представлял собой коробчатую конструкцию, склепанную из двух стальных штампованных станин, связанных между собой поперечными связями.
Станок был установлен на деревянной платформе. При стрельбе платформа устанавливалась на грунт. Для возки на цапфы платформы надевались деревянные колеса.
Мортира могла передвигаться вручную наподобие тачки, дулом вперед. Один номер расчета держался за дышло, а два-три номера спереди впрягались в лямки, закинутые через плечо.
На боковой поверхности бомбы близ дна были ввинчены три ведущих выступа, сделанных из бронзы, меди или латуни.
Этими же снарядами стреляли и 6-дюймовые мортиры Петроградского Металлического завода. При начальной скорости 99 м/с дальность стрельбы составляла около 853 м.
Мортира Металлического завода была существенно технологичней и дешевле за счет упразднения противооткатных устройств и механизма горизонтального наведения. Вес ее в боевом положении составлял всего 210 кг.
Гораздо более широкое распространение получили минометы, стрелявшие надкалиберными минами. В качестве примера рассмотрим 47-мм миномет системы Лихонина.
47-мм миномет Лихонина
Миномет был спроектирован капитаном Е. А. Лихониным при содействии инженеров Ижорского сталелитейного завода. Первый 47-мм миномет Лихонина был испытан 22 мая 1915 года. Всего на заводе было изготовлено 767 47-мм минометов Лихонина.
Миномет состоял из тела миномета, замка, лафета с сектором, отвеса и угломера.
Заряжание миномета производилось следующим образом: заряжающий открывал замок, закладывал гильзу с зарядом в камору, опускал за ручку замок в нарезную часть ствола орудия и поворачивал по часовой стрелке до отказа. Далее хвост (шомпол) мины опускали в дульную часть ствола. Перед выстрелом заряжающий оттягивал спуск курка, затем откидывал предохранитель и дергал за шнур, приделанный к хвосту курка.
Лафет с сектором состоял из двух железных рам, соединенных скобами для переноски миномета и листом, образующим основание. К этому листу прикреплена скоба для забивания в землю железного кола и угольник для крепления правила.
Для стрельбы из миномета необходимо три номера расчета, для подноски мин – еще три.
На поле боя миномет перевозился одним или двумя номерами расчета. Для перевозки служил колесный ход, состоящий из двух колес, надетых на стальную ось. Для удобства возки миномета в лафет вставлялось железное правило с рукояткой. Миномет можно переносить и вручную четырьмя номерами, для чего в скобы вставлялись палки. Вес миномета в боевом положении 90,1–99 кг.
Миномет на земле крепился железным колом, забиваемым через отверстие в основании лафета.
Скорострельность миномета — до 4 выстрелов в минуту.
В боекомплект миномета входило три типа надкалиберных мин. Чаще всего использовались 180-мм фугасные мины с железным сварным корпусом. На дне имелось отверстие для ввинчивания хвоста, к которому приклепаны четыре железных крыла стабилизатора. Вес мины 21–23 кг (с шомполом), длина 914 мм. Мина снаряжена 9,4 кг аммонала. Взрыватель — ударная трубка обр. 1884 года или 13 ГТ. При начальной скорости 60 м/с максимальная дальность стрельбы 180-мм сварной миной составляла 320 м.
Основание металлическое прямоугольной формы. Платформа деревянная. Для установки миномета требовалось вырыть яму длиной 1,41 м, шириной 1,6 м и глубиной 0,28 м.
Вес системы в боевом положении 1147 кг.
Заряжание производилось с дула. Мина калиберная стальная весом 68,4 кг (со стабилизатором). Длина мины без взрывателя 1049 мм. Вес взрывчатого вещества в мине 23 кг аммонала или амматола. При начальной скорости 116 м/с дальность стрельбы составляла 1044 м. Скорострельность — один выстрел за 6 минут.
Английские 9,45-дюймовые минометы оказались очень опасными для расчетов, так как часто давали преждевременные разрывы мин, поэтому после 1917 года они у нас не использовались.
76-мм и 42-лин. (107-мм) кустарные минометы 1914–1915 гг.
3 октября 1932 года на НИАПе были проведены испытания 240-мм миномета Батиньоля, переделанного под газодинамическую схему воспламенения заряда. Для этого миномет был снабжен специальной каморой, соединенной 40-мм соплом с каналом ствола. Стрельба велась зарядом марки 10/1 весом 900 г и воспламенителем 45 г черного пороха. Начальная скорость снаряда на трех первых выстрелах составила 120–140 м/с. На четвертом выстреле камору разорвало, и испытания были прекращены.
При всех своих недостатках минометы были весьма эффективным орудием Первой мировой войны. Помещенные в передовые траншеи, минометы поражали оборонительные сооружения противника — блиндажи, окопы, проволочные и иные заграждения. Одной из важных задач минометов было уничтожение пулеметов и траншейной артиллерии — 37–47-мм пушек и минометов. В русском «Наставлении для борьбы за укрепленные полосы», изданном в 1917 году, требовалось, чтобы группы минометов работали обязательно под прикрытием артиллерии. При этом условии создавалось впечатление стрельбы только тяжелых батарей, а действующие минометы не обращали на себя внимания противника.
Минометы оказались весьма эффективным средством доставки химических боеприпасов. Так, в июле 1918 года при наступлении у города Дормана на реке Марне немцы открыли химическими минами ураганный огонь из тысячи средних и тяжелых минометов.
Роль минометов в Гражданской войне была куда меньшей, чем в войну 1914–1917 годов. Это было связано со скоротечностью боевых действий и отсутствием мобильных минометов.
В первые 10 лет существования советской власти большинство минометов в РККА было дореволюционных систем, как отечественных, так и иностранных. Дольше всех продержались на вооружении 58-мм минометы ФР и «Дюмезиль». К 1 ноября 1936 года в РККА их имелось 340 штук, из которых 66 требовали капитального ремонта.
С середины 1920-х годов началось проектирование новых типов минометов. Было разработано несколько десятков проектов тяжелых и средних минометов, выполненных по глухой схеме, и изготовлено несколько сотен таких минометов.
Документация на советские минометы, созданные в 1925–1930 годах, до сих пор хранится в архивах под грифом «секретно». Дело в том, что они создавались как под фугасные, так и под химические снаряды. Миномет сразу же испытывался стрельбой химическим боеприпасом, а там было… скажем так, много экзотики, как, например, подопытные животные, а говорят, что не только животные.
В ходе конфликта с Китаем на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году частями Особой дальневосточной армии были захвачены в числе других трофеев несколько китайских 81-мм минометов, изготовленных по схеме мнимого треугольника с прямоугольной опорной плитой и имевших систему воспламенения Стокса-Брандта.
С этих минометов началась новая история отечественных минометов.