в каком году изобрели миномет
С.Н. Власьев. Изобретатель миномёта
В один из ноябрьских дней офицеры японской армии удивленно рассматривали осколок неизвестного снаряда. Только что закончился ураганный артиллерийский огонь. Все хитроумные подкопы, которые целых два месяца сооружали японцы, подбираясь к форту № 2, были разрушены в полчаса. Русские вели огонь из каких-то неизвестных орудий. Даже звук выстрела у них был непривычным. Крепостные пушки бухали раскатисто и гулко. Хорошо был знаком японцам и сухой треск морских орудий. Новые русские пушки звучали оглушающе звонко, и высокий звук долго вибрировал и звенел в воздухе. И самое главное: никакие укрытия не спасали, удивительные снаряды по крутой траектории огибали все препятствия и падали словно с неба. Японские солдаты окрестили их «летучей смертью».
Велико же было удивление японцев, когда они обнаружили, что русские стреляли минами! Мины на суше?! Невероятно! Но это было именно так. У русских появилось новое грозное орудие — миномет. Его создателями были мичман Сергей Николаевич Власьев и капитан Леонид Николаевич Гобято.
С.Н. Власьев родился 18 мая 1880 года в Ярославле. Закончил основанный еще Петром I Морской корпус. Выпускниками этого привилегированного военно-морского учебного заведения были знаменитые флотоводцы и мореплаватели — Ушаков и Сенявин, Лазарев и Нахимов, Крузенштерн и Лисянский, писатель Станюкович, композитор Римский-Корсаков, изобретатель самолета Можайский.
Русско-японская война годов застала мичмана Власьева в Порт-Артуре, где он служил младшим офицером на минном заградителе «Енисей». Уже на второй день войны «Енисей» послали в бухту Талиенван поставить заграждения. Минный заградитель успешно выполнил боевую задачу, но неизвестным русским морякам подводным течением корабль был снесен на свою же мину. После взрыва судно стало тонуть. Шлюпок на всех не хватило. Люди плыли в ледяной воде к берегу. Командир «Енисея» капитан второго ранга В.А. Степанов (он же — конструктор этого корабля) по древней морской традиции остался на мостике и до последней минуты распоряжался спуском шлюпок и других спасательных средств.
Была в Порт-Артуре «бензинка» — старая подводная лодка системы Джевецкого, построенная еще в 1881 году. Вот на этой лодке Власьев собирался выйти в море. В своей книге «Год войны» писатель В.И. Немирович-Данченко приводит разговор Власьева с морскими офицерами:
— Я бы на «бензинке» нашей незаметно подобрался к японцам. Ни труб, ни мачты — ниоткуда ее не увидишь, а мины на ней здоровые.
— Благодарю покорно. У наших отцов-командиров только одно в ответ: «Пожалуйста, господа, без авантюр. Вы понадобитесь в свое время».
— Это когда нас всех перетопят.
И все же Власьев обратился за разрешением на выход в море к принявшему недавно командование контр-адмиралу Вирену. Немирович-Данченко описывает последствия этой просьбы словами рабочих-китайцев, наблюдавших в порту эту сцену: «Тут болисой капитан с одной мухой шибко-шибко сердился, топал ногами, а ртом пускал пузыри». «Одна муха» — это двуглавый орел на погонах контр-адмирала. Адмирал Вирен предпочел затопить флот в гавани, нежели идти в бой.
Его устройство было простым, но очень оригинальным. Для стрельбы использовалась урезанное легкое орудие, поставленное на колесный лафет, приспособленный к стрельбе с большими углами возвышения. Из листового железа клепали конусообразный корпус мины, начиняли его пироксилином и снабжали взрывателем. К хвосту корпуса прикрепляли деревянный шест с надетой на него свободно двигающейся крыльчаткой — стабилизатором. С дула в канал ствола вводился деревянный шест. Мина же оставалась вне канала и к ней при заряжении по шесту сдвигалась крыльчатка-стабилизатор. С казны пушка заряжалась нормальной гильзой, перекрытой деревянной пробкой-вкладышем со свинцовым пыжом. При выстреле пробка с пыжом ударяла в шест и выталкивала мину.
К сожалению, Л.Н. Гобято, бывший в это время профессором военной академии, не дожил до торжества своих идей. В самом начале войны генерал-лейтенант Гобято ушел на фронт. Погиб Леонид Николаевич в 1915 году, командуя обороной северо-западного района горда Перемышля. Похоронен Л.Н. Гобято в селе Морозово-Борки Рязанской области. Впоследствии на его могиле был установлен обелиск в виде стелы с макетом надкалиберной мины. В годы первой мировой войны под началом Леонида Николаевича служил капитан А.М. Карбышев, будущий Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск и профессор Военной академии Генерального штаба.
Но вернемся к Власьеву. В ночь на 2 января 1905 года, буквально накануне сдачи японцам Порт-Артура, Сергей Николаевич, прорывается на минном катере через вражескую блокаду. Избежав плена, он прибывает в китайский порт Чифу. После окончания войны Власьев командовал подводной лодкой «Макрель». В те годы подводники воспринимались как «смертники». Так на вопрос о прибавке жалования подводному составу, морской министр Бирилев цинично заявил: «Прибавить можно. Все равно они все скоро перетонут».
О возможностях подводного флота в мире шли острые споры. Англичанин Гэнней заявлял: «Подводная лодка — в высшей степени занимательная игрушка». Лорд Гошен ему вторил: «В морской войне с подводными лодками считаться нечего». В Германии знаменитый адмирал фон Тирпиц сказал: «Субмарины Германии не нужны!» Были, правда, и другие мнения. Английский адмирал Скотт заявил: «Как автомобиль вытеснил лошадь на суше, так подводная лодка вытеснит броненосцы».
В высших военных кругах царской России на субмарины смотрели скептически. Известный военный мыслитель Александр Дмитриевич Бубнов утверждал: «В открытом море подводные лодки не имеют никакого боевого значения». А прославленный современными фильмами адмирал Колчак заявил, что места субмаринам в составе флота нет вообще.
В защиту подводных лодок выступали молодые офицеры Власьев, Ризнич, Подгорный, Тьедер, Кржижановский. М.М. Тьедер прозорливо утверждал: «Подводники — это моряки будущего!». «Морское могущество России неизбежно сопряжено с развитием подводного флота»,- заявлял С.Н. Власьев.
Морское ведомство решил дискуссию просто. Возмутителей спокойствия Ризнича и Тьедера просто изгнали с флота! Власьев, не допустивший личных выпадов против воротил ведомства, уцелел. Но продолжал горячо бороться за строительство больших субмарин, за массовое использование подводных лодок в бою. В ответ он получил выговор от самого Николая II за вмешательство «в прерогативы, ему не принадлежащие».
Однако к этому времени Власьев уже имел прочную репутацию одного из лучших подводников России. Помогло и заступничество за него крупнейшего русского кораблестроителя, ученого с мировым именем А.Н. Крылова. В 1907 году Власьева назначают командиром находящейся в постройке подводной лодки «Акула». В процессе ее постройки Сергей Николаевич предложил и осуществил многочисленные усовершенствования. Он составил полное описание этой субмарины. Авторитет его настолько укрепился, что именно он был приглашен для конструирования мин заграждения первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Власьев обобщил опыт плавания малых подводных лодок и обосновал необходимость постройки более крупных. Его замечания были учтены при постройке серийных больших субмарин типа «Барс».
В первый же день мировой войны «Акула» вышла в дозорное плавание. Уже в августе 1914 года севернее Готланда субмарина атаковала два германских миноносца. В Данцигской бухте 22 октября 1914 года потопила немецкий транспорт, а 17 декабря того же года у Готланда торпедировала крейсер «Аугсбург». Вахтенный журнал «Акулы» поражает насыщенностью боевых походов лодки в течение года.
В марте 1915 года Власьева наградили боевым орденом «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий», затем назначили командовать 1-ым дивизионом подводных лодок.
Но неожиданно Сергею Николаевичу пришлось расстаться с «Акулой», которой он командовал восемь лет. 29 мая 1915 года его назначают командиром минного заградителя «Нарова». С одной стороны, это вроде бы было повышением (назначен на более крупное судно!), с другой стороны, это было явной опалой — не дали в командование новую большую субмарину типа «Барс».
А 28 сентября 1915 года был объявлен приказ по Морскому ведомству за № 1479: «По конфирмации Северного фронта приговором крепостного суда Морской крепости императора Петра Великого (в Ревеле) определено: капитана II ранга Сергея Власьева взамен определенного ему судом наказания за преступное деяние, предусмотренное статьями 9 и 1455 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», подвергнуть заключению в крепости на один год и четыре месяца с ограничением некоторых прав и преимуществ по службе».
В октябре 1915 г. Сергея Николаевича откомандировали в транспортную флотилию Черноморского флота. В ней он и прослужил до января 1919 года. В 1920 году на судах транспортной флотилии Власьев прибыл в Константинополь. Позже перебрался в Париж, где вел непримечательную жизнь. Скончался С.Н. Власьев 3 сентября 1955 года.
Источники:
Меркушов В. Записки подводника 1905-1915 гг. — М.: Согласие, 2004. С. 11-12, 183-185, 354,456.
Непомнящий Н. 100 великих загадок XX века. — М.: Вече, 2004. С. 276-279.
Черкашин Н. Судеб морских таинственная вязь. — М: Воениздат, 1990. С. 31, 48.
В чем главная опасность минометов
Предшественниками минометов были мортиры — короткоствольные крупнокалиберные орудия, появившиеся одновременно с бомбардами, но стрелявшие не настильно, а вверх, после чего выпущенные из них ядра обычно падали на голову противника.
Например, у англичан и французов, осаждавших Севастополь в ходе Крымской войны, не было над обороняющимися превосходства в артиллерии, напротив, оно было у осажденного русского гарнизона. Но у них зато были мортиры и огонь их оказался столь губителен, что наши войска вынуждены были оставить Севастополь!
Многие минометы, в том числе и заряжавшиеся с дула, были очень тяжелыми, из-за чего для них приходилось оборудовать специальные позиции, глубоко вкопанные в землю. В такой яме, перекрытый бревнами в «три наката», находился и сам миномет и его прислуга, а огонь из него производился через малозаметное отверстие в грунте.
С другой стороны, в каждую такую мину весом в 4,5 кг входило по целому килограмму амматола. К тому же при падении боком — а именно так эти мины чаще всего и падали, — они не успевали углубиться в землю и взрывались на ее поверхности. Ну, а если мина снаряжалась ядовитым газом, то в цилиндр его входило больше всего. Поэтому при скорострельности миномета Стокса в 25 выстрелов в минуту, он сразу пришелся по душе военным, которые начали требовать его для армии во все возрастающих количествах. Желание увеличить точность огня и дальность стрельбы привели к появлению мин в форме капли, которые применяются в минометах, и по сей день, и именно минометы Стокса находятся сегодня на вооружении практически всех армий мира, хотя об этом сегодня уже никто и не вспоминает.
Удивительно, но опыт использования траншейных минометов в Первой мировой войне в несколько необычной форме нашел свое применение в Японии уже во вторую мировую войну, когда японская армия боролась с американскими десантами на островах Тихого океана. Так, имея тяжелые реактивные мины калибра 280, 300 и даже 400 мм, японцы не стали делать под них минометы, а ограничились простейшими пусковыми приспособлениями, для которых вырывали яму в земле. На наклонной стенке такой ямы, обращенной в сторону неприятеля, устанавливалась прочная деревянная рама, в центре которой под углом укреплялся пусковой штырь в виде трубы, а на него донной частью, надевалась мина. После этого яму закрывали маскировочными сетями и дожидались момента высадки. Пристреливались минометы по урезу воды, потому что во время своего выхода из воды на берег десантная техника бывает особенно уязвима.
Мины меньших калибров укладывались в… лотки на треноге, а то и вовсе на листы шифера, находящиеся в окопе под углом. В нужный момент подавалась команда, по проводам к минам подавался электрический ток — и тяжелые мины, вращаясь за счет косо расположенных на дне сопел, вылетали из своих ям! Дальность стрельбы была невелика, но ее вполне хватало, чтобы мины могли долететь из джунглей до полосы прибоя, где как раз в это время на берег из воды выкатывались американские плавающие танки и БТРы. Одновременный разрыв этих мин имел фатальные последствия, из-за чего, например, в числе выбывших из строя во время штурма атолла Тарава американцев числились не только убитые и раненые, но было и немало сошедших с ума!
В годы второй мировой войны минометы активно применялись всеми воюющими сторонами. Появились и реактивные, и самоходные минометы, и даже минометы в ручке лопаты. Однако на советских минометах калибра 120-мм имели место случаи двойного заряжания (мина на мину!) приводившие к гибели людей. Дошло до того, что маршал Жуков издал специальный «Приказ первого заместителя народного комиссара обороны о причинах разрывов минометов» № 0330 от 26 сентября 1944 г. в котором перечислялись и причины этого явления, и указывались меры воздействия на офицеров, допустивших такое у себя в частях. Вскоре, однако, был сконструирован предохранитель от двойного заряжания для всех минометов, стреляющих при помощи спускового механизма, и проблема была исчерпана полностью!
Так что сегодня миномет занимает важное место в системе вооружения, вот только в ряде армий мира, к сожалению, их все чаще применяют против мирных жителей и первый такой пример сегодня — армия Украины! Таким воякам следует помнить, что применение минометов против нонкомбатантов, сиречь мирного населения, согласно международному законодательству приравнивается к тягчайшим военным преступлениям, и совершившие его могут предстать перед международным уголовным судом в Гааге подобно хорватским военным преступникам.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Минометы: эволюция большого калибра
Перед тем, как продолжить минометную тему, хотим сказать несколько слов в адрес тех, кто внимательно читает. Да, мы не профессиональные минометчики, но что такое миномет знаем прекрасно, и его работу проверяли на практике. На себе. В разных местах.
Потому и взялись за эту тему, может, и с любительской точки зрения. Но речь здесь идет не о минометах вообще, с рассмотрением всех моделей, которые были изобретены в мире, а о наиболее интересных решениях в минометном деле.
Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию сегодня, является продолжением нашего обзора неординарных конструкторских решений, используемых при создании минометов. В предыдущей статье мы рассматривали минометы малых калибров. Сегодня же начнем разговор о крупных калибрах, сознательно упуская минометы средних калибров.
Первыми крупными калибрами удивили французы. Уже в 1916 году был создан и принят на вооружение монстр! Миномет 240 LT mod. 1916!
Минометов 240 LT mod. 1916 выпущено не так много. Но к началу Второй мировой войны французская армия имела более 400 таких минометов.
Калибр: 240 мм
Длина ствола: 1,7 метра
Скорострельность: 6 выстрелов в минуту
Начальная скорость мины: 145 м/с.
Дальность стрельбы: 2,2 км.
Масса мины, в зависимости от назначения от 69 до 82 килограммов. При попадании мина создавала воронку 6-10 метров в диаметре и глубиной от 2 до 3,5 метров.
Сразу же после принятия на вооружение 240 LT mod. 1916 выяснилось, что несмотря на огромную мощность миномета, использовать его как мобильный, было проблематично. Больше полутора тонн веса, даже в поделенном на части состоянии, были очень серьезным аргументом для создания миномета поменьше.
В 1917 году французы принимают на вооружение Миномет 150 mm T Mod. 1917. Как видите, калибр миномета уменьшился на целых 90 мм. Соответственно, уменьшилась и масса орудия – «всего» 615 кг.
Калибр: 150 мм
Длина ствола: 2,1 метра
Начальная скорость мины: 156 м/c
Масса мины: 17 кг
Дальность стрельбы: 2 км
Скорострельность: 2-4 выстрела в минуту.
В 1935 году на вооружение армии был принят тяжелый 120-мм миномет Mle1935(Brandt). Этот миномет уже мог перевозиться автотранспортом, в кузове грузовика, либо на прицепе у гусеничного тягача. Более того, наличие колесного хода позволяло расчету перемещать миномет на небольшие расстояния самостоятельно.
Калибр: 120 мм
Длина ствола: 1,8 м
Масса в боевом положении: 280 кг
Дальность стрельбы: 7 км.
Скорострельность: 10-12 выстрелов в минуту.
Масса мины:16,4 кг.
Мины для этого миномета были разработаны различного назначения. Осколочные, фугасные, зажигательные, дымовые и осветительные.
И, главное требование армии было именно на этом миномете выполнено. Расчет из 7 человек переводил орудие из походного в боевое положение за 2-3 минуты.
Можно сказать, что именно этот миномет подтолкнул конструкторов именно к 120-мм калибру. Правда выпущено таких минометов было всего 12 штук. Пусть устаревшие, но многочисленные минометы 240 LT mod. 1916 (на начало войны 410 штук) и 150 mm T Mod. 1917 (на начало войны более полутора тысяч) тормозили внедрение хорошего современного миномета.
Совсем по иному пути пошло развитие советских минометов. Молодая республика унаследовала от царской армии несколько типов минометов и бомбометов, в том числе и 91-мм бомбомет ГР и 58-мм миномет ФР. Оба образца стреляли надкалиберными боеприпасами и имели малую дальность стрельбы.
Именно поэтому в составе Главного артиллерийского управления была создана Комиссия особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП), в которую вошла в конце 1927-начале 1928 годов конструкторско-испытательная группа «Д» газодинамической лаборатории Артиллерийского НИИ (руководитель Н. Доровлев). Именно эта группа создала в 1931 году первый советский 82-мм миномет, который был принят на вооружение в 1936 году как батальонный миномет БМ-36.
Возникает простой вопрос: причем тут тяжелые минометы?
Дело в том, что параллельно с группой «Д» работу над минометами начал и инженер Борис Иванович Шавырин из специального конструкторского бюро № 4 при ленинградском артиллерийском заводе № 7 им. М.В. Фрунзе (завод Арсенал).
У многих читателей вызывает недоумение то, почему наши конструкторы занимались малым и средним калибром, но не занимались тяжелыми минометами. Ответ прост. «Обезьяний» эффект.
В большинстве европейских армий на вооружении в полковом звене стояли 105-мм минометы. Именно заграничные 105-мм породили наш горно-вьючный миномет 107-мм, о котором мы писали в предыдущем материале.
А вот «родителем», повторяем написанное выше, 120-мм минометов стали французские Mle1935(Brandt)! Именно они убедили руководство РККА поддержать именно этот калибр. Потому и наш первый 120-мм миномет ПМ-38 по конструкции очень похож на 82-мм БМ-38.
Миномет был на колесном ходу. Колеса имели разъемные металлические диски и шины, заполненные губчатой резиной. Перевозка производилась четырехконной упряжкой. Миномет мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью, не превышающей 18 км/ч при движении по булыжной мостовой, и со скоростью до 35 км/ч при движении по асфальтовому шоссе.
В 1943 году на вооружение принят очередной модернизированный миномет МП-43. Отличался усовершенствованным стреляющим приспособлением, которое разбиралось без свинчивания казенника. Был установлен более длинными амортизаторами и качающимся прицелом, который сильно упрощал механизм горизонтирования. В 1945 году для буксирования автомобилем миномету был придан усовершенствованный подрессоренный ход.
Итак, тенденции развития французской и советской конструкторских школ были полностью противоположны. Французы шли от более крупного калибра к меньшему, мы от меньшего к большему. Советские конструкторы, воодушевленные успехом 120-мм миномета пошли дальше.
Более того, именно советские конструкторы изменили само предназначение миномета.
В начале 1942 года в НИИ Наркомата вооружений начали разработку нового 160-мм казнозарядного миномета калибра 160-мм. Первоначально работами руководил Г. Д. Ширенин, но в декабре 1942 года группу возглавил И. Г. Теверовский. Уже в 1943 году, на Урале под руководством Л. Г. Шершеня, был изготовлен опытный образец 160-мм миномета под индексом МТ-13.
Задачами этого миномета было уже не только борьба с живой силой, но и уничтожение танков, разрушение ДЗОТов и ДОТов, уничтожение (подавление) артиллерийских и минометных батарей, особо важных целей, проделывание проходов в проволочных ограждениях, разрушение окопов и траншей. Проще говоря, миномет используется там, где нельзя использовать орудия или нет смысла привлекать минометы меньших калибров.
Калибр: 160 мм
Скорострельность: 3-4 выстрела в минуту
Дальность: 5100 метров
Скорость мины: 140-245 м/c
Угол возвышения: +45/ +80
Угол поворота: 12 (при ВН +45) и 50 (при ВН +80)
Грубую наводку можно осуществить путем поворота колес.
Масса: в боевом положении 1170 кг, в походном 1270 кг.
Стрельба ведется фугасной миной с взрывателем ГВМЗ-7, который имеет две установки. Осколочное и фугасное действие. Вес мины 40,865 кг. Вес разрывного заряда 7,78 кг.
Перевод миномета из походного положения в боевое и из боевого в походное занимает 3-4 минуты. Расчет 7 человек.
Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его со скоростью до 50 км/ч, что весьма показательно для того времени.
Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13 и, одновременно, мобильного.
С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. Еще раз подметим – дивизии прорыва, то есть, специализированные на наступательных действиях.
В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых случаях применения отмечалось, что немцы начинали подавать сигналы воздушной тревоги.
Минометы, описанные в этой статье, действительно эпохальны. Каждый из них имеет свою «изюминку», свою особенность, которая затем использована во многих других конструкциях. Более того, и сегодня это вооружение актуально и используется в армиях некоторых стран. Не самых передовых, но и времени прошло немало.
Конструкторская мысль не стоит на месте. Идеи возникают постоянно и порой воплощаются в изделия. Идеи витают в воздухе. Рассказ о развитии этих идей в наше время впереди.