в каком году изобрели хромакей
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Хромакей (англ. chroma key, буквально «хроматический ключ») — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рир-проекция (или рир-проецирование), использующаяся в кино и на телевидении.
Технология совмещения изображений, широко используемая в кино-видеo-теле-производстве. В качестве «ключевых» цветов чаще всего используют ядовитозелёный и яркоголубой, только по тому что такие оттенки не встречаются в спектре цвета лица и волос человека. Для очень затемнённых сцен, типа подземных пещер, используют яркооранжевый цвет в качестве ключевого. Это не дорого и при должном умении достаточно эффективно. В кино этот приём используется даже чаще чем мы думаем. В тёмном кинозале, когда мы видим картинку как отражённый от экрана свет, хромакий практически не заметен, а вот дома на качественном телике это совмещение гораздо больше бросается в глаза. Технологии развиваются с огромной скоростью и завтра масштабный фильм-катастрофу можно будет снимать уже без всяких chromakey-ев, в спортзале любой средней школы. Но это не заменит хороший интересный сценарий, а с этим как раз всё больше и больше проблем.
Самое интересное, что движение камеры в реальной сцене может быть произвольным. На фоне располагаются специальные маркеры, причем так, чтобы их реальные координаты были строго фиксированы и выверены до миллиметра. Потом эти координаты заносятся в систему трекинга камеры, допустим, в 3Д Максе или Майе, вместе с этим каждый маркер указывается в системе гидом и сопоставляется с его реальными координатами, затем запускается просчет. Гиды следят за передвижением реальных маркеров, просчитывая движение камеры. Технология схожа с гидированием по звезде в современных любительских телескопах на моторизированной экваториальной монтировке. После просчета в компьютерной сцене получаем не только траекторию реальной камеры, но и фокусное расстояние.
Раньше для этого использовали специальные краны с компьютеризированным управлением. Т.е. сначала делалась компьютерная сцена, а затем движение виртуальной камеры передавалось на кран с прицепленной кинокамерой. Это придумал Лукас в свое время. Теперь все наоборот, компьютерная сцена управляется на основе реальной.
Видео съемка на хромакее имеет свои особенности. В частности, все, что оказывается в кадре, не должно иметь такой же цвет, как и фон. Дело в том, что программа-обработчик изображения делает прозрачным все, что имеет синий или зеленый цвет (в зависимости от того, кокой используется хромакей). Поэтому, если предметы одежды или аксессуары будут синего цвета, они станут прозрачными и при наложении визуальных эффектов это будет очень заметно. Хотя в некоторых случаях возможно использование и белого экрана, но, почти каждая визуальная студия отдает предпочтение именно синему или зеленому экранам.
История голливудских подделок. Эволюция композинга зеленого экрана (хромакей).
Сегодня мы окунемся в историю визуального обмана Голливуда. Она также является предысторией современного композинга так называемого зеленого экрана (Green Screen) или хромакей ( Chromakey ).
Волшебный экран
Сейчас, когда видеокамеры и компьютеры повсюду в современном мире, легко забыть, что первые кинофильмы сами по себе были спецэффектом. Здесь, в начале киноиндустрии, мы и начнем наше путешествие. Конец 19го века, один из первых мировых кинематографистов, создававший по нескольку фильмов в год, человек, который всю жизнь изучал искусство иллюзии – Жорж Мельес.
В своем фильме «У человека несколько голов» (1898 г.) Мельес использует визуальный трюк, которые является зародышем того, что мы сейчас называем композингом зеленого экрана. Использование «matte» для разных экспозиций.
Композинг – это способ объединения разных кадров и элементов в одно изображение. Кадр «matte» (переведем этот термин как «матовость») был первой техникой композинга, которую использовали ранние кинематографисты, включая Мельеса.
В своем фильме Мельес затемнял некоторые фрагменты кадра стеклом с черной краской. Этот «matte» не давала свету попасть на пленку, предохраняя ее от экспозиции. Затем Мельес перематывал пленку и затемнял все остальное, открывая только ту часть пленки, что была под матовостью. Получавшаяся таким образом двойная экспозиция сочетала несколько кадров в одном. И это все выполнялось внутри камеры.
Поезд
Эта техника матовости использовалась и в фильме Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» 1903 г., но уже не как волшебный трюк, а способ создания большего, более реалистичного мира.
Обратите внимание на движущийся поезд за окном вокзала, а также открытую дверь почтовой машины с пейзажем на заднем плане. Оба эти кадра были выполнены с использованием «matte» и двойной экспозиции.
Возникает закономерный вопрос: «Почему они просто не сняли на настоящем вокзале или вагоне поезда?»
Дело в том, что в то время это было технически невозможно. Первые ортохроматические пленки требовали много света. А технология необходимого для пленки электрического освещения будет изобретена лишь через пару десятилетий. Не говоря уже об очевидных проблемах с экспозицией, возникающих в связи со съемкой в помещении и окном в кадре. Даже сейчас у камеры могут возникнуть проблемы с разницей яркости между помещением и улицей. Для того, что фильм выглядел и воспринимался естественно, и пришлось применить визуальную «обманку».
В 1900е и 1920е киноиндустрия развивалась, и были разработаны новые способы расширения съемочной площадки и создания искусственных реальностей.
«Стеклянный кадр» (Glass shot) – техника рисования элементов на стекле, которое помещалось между объектом и камерой. Это нечто вроде «естественной» композиции, усовершенствованной одним из первых кинематографистов Норманном Дауном. Он использовал ее на съемочных площадках, зрительно увеличивая и изменяя их без затрат на строительство.
Недостаток использования «стеклянного кадра» заключался в том, что изображения должны быть готовы к съемке. Норманн Даун решил эту проблему, закрашивая стекло черной краской и используя этот кадр в качестве «матовости». Затем он вставлял пленку во вторую камеру. После чего, художники по матовости могли без спешки нарисовать фоновые изображения. Этот способ нарисованного «matte» использовался и в золотой эре Голливуда. Вообще, он находит применение до сих пор, даже в современном цифровом мире.
«Черный» экран
Недостаток «matte» состоит в том, что камера должна быть полностью неподвижна. Ничто не должно пересекать невидимую линию матовости между реальным действием и фоновым изображением. Так появилось движущаяся «matte».
В 1918 г. Франк Вильямс запатентовал и продемонстрировал в фильме «Восход» Фридриха Вильгельм Мурнау (1927 г.) процесс использования черной «матовости». В нём объекты снимались на полностью черном фоне. Затем пленку копировали на негативы с очень высокой контрастностью до тех пор, пока не проявлялся черно-белый силуэт. Этот черно-белый силуэт и использовался как «matte». Его называли движущимся «matte», поскольку он двигался вдоль кадра.
Этот эффект «черно-белой матовости» назвали Процессом Уильямса и он сделал знаменитым фильм Джона Фултона «Человек-невидимка» (1933 г.) Для получения кадров с раздевающимся человеком-невидимкой, актера Клауда Рейнса одели в черный бархатный костюм и снимали на черном фоне.
Произведенный эффект был настолько поразительный и запоминающийся, что этот способ использовали и в последующих сиквелах к фильму, даже несмотря на то, что со временем появились более эффективные процессы.
Синий экран
У Процесса Уильямса были свои недостатки. К примеру, на изменяющемся фоне любые тени на объекте не учитывались. Альтернативу изобрел Додж Даннинг примерно в 1925 г. Впоследствии ее назовут Процессом Даннинга.
В этом процессе использовалось цветное освещение. Экран на заднем плане освещался синим цветом, а объект на переднем плане – желтым. С помощью красящих веществ и фильтров, синий и желтый цвет можно было отделить друг от друга, чтобы создать движущиеся «matte». Впервые Процесс Даннинга использовали в «Кинг-Конге» в 1933 г.
Недостаток Процесса Даннинга был в том, что он работал только на черно-белой пленке. Для цветной пленки требовалась другая техника. Её создал художник по спецэффектам Лари Батлер. Он продемонстрировал её в фильме «Багдадский вор» (1940 г.). Батлер снимал объект на синем фоне на трехпленочную камеру «Technicolor». Синий цвет был выбран оттого, что он менее всего представлен в цвете кожи человека. А у синей пленки наименьшее «зерно».
Отделяя синюю пленку от трех негативов «Technicolor», Батлер создал «matte» силуэта, аналогичное Процессу Уильямса. Затем, при помощи оптического принтера, относительного нового изобретения в то время, соединяющего разные диафильмы в один, Батлер сначала удалял от передней пластины синий фон, и, используя негатив меняющегося «matte», удалял пространство переднего плана с задней пластины. Последним этапом было соединение передней и задней пластин.
Эта техника синего экрана принесла Лоренсу Батлеру награду Киноакадемии за лучшие спецэффекты в 1940 г., но и у нее были свои недостатки.
Во-первых, этот процесс требовал много времени, так как включал в себя несколько этапов работы с оптическим принтером. Во-вторых, существенным недостатком было наличие синей окантовки, почти всегда видимой в кадре.
Кроме того, она не учитывала мелкие детали, такие как волосы, дым или смазывание при движении.
Но, несмотря на это, процесс «синего экрана» (Blue Screen) активно использовался в таких кассовых фильмах как «Десять заповедей» 1956 г.
«Желтый» хромакей
Голливуд продолжил экспериментировать с вариациями процесса синего экрана, включая ультрафиолетовый «matte», как например, в «Старике и море».
Но настоящий соперник синему экрану был создан в конце 50х годов. А сделал это один из гигантов в мире композинга – Петро Влахос.
В середине 50-ых Влахос разработал «натриевый процесс». Этот процесс активно использовался Студией Уолта Диснея в 60-е и 70-е годы. Процесс заключался в том, что актеры стояли у белого экрана и были стандартно освещены. Сам же экран освещали мощные натриевые лампы, похожие на оранжевые уличные фонари.
Пары натрия дают свет необычной длины волны – примерно 589.3 нанометра, и никакой больше. С помощью призмы со специальным покрытием внутри старой трех пленочной камеры «Technicolor», эта длина волны натриевого света отделялась. Далее она записывалась на специальной черно-белой пленке, автоматически создавая движущееся черно-белый «matte». Остальной свет фиксировала стандартная пленка «Technicolor», малочувствительная к желто-оранжевому натриевому свету.
Эта техника создавала лучшие на то время движущиеся «matte». Она впервые была использована Диснеем в фильме «Ловушка для родителей», а затем в «Рассеянном Профессоре» в 1961 г. В 1964 г. натриевый процесс принес фильму «Мэри Поппинс» награду Киноакадемии за лучшие спецэффекты.
У этой техники был лишь один недостаток. Существовала лишь одна натриевая призма, поэтому только одна камера в мире могла выполнить данный процесс. Эта камера принадлежала Диснею, и они не арендовали ее за небольшие суммы.
Месть синего экрана
В конце 50х годов, «MGM» собирался снять «Бен Гура» в формате камеры «MGM Camera 65» ( 65 мм. пленка). Тогда они обратились к Петро Влахосу, чтобы тот помог им с композингом. Влахос
был изобретателем натриевого процесса.
Они не хотели проблем, которые возникли при съемке «Десяти заповедей» на синем экране. Но натриевый процесс не мог быть использован, так как его призма была изготовлена для 35 мм. пленки, а не 65 мм.
Поэтому Влахоса попросили сделать что-нибудь для улучшения процесса синего экрана. Спустя 6 месяцев сложной работы, Влахос сделал открытие.
И вот здесь все становится немного сложным…
Большая часть цветов, которые не являются чисто зелеными или чисто синими, содержат в себе приблизительно равное количество синего и зеленого цвета.
Поэтому, создавая «matte» синего экрана, Влахос отделял зеленый (или позитив). Он проводил им под синим светом вместе негативом с первоначальным цветом, подвергая экспозиции оба фрагмента пленки одновременно, чтобы создать «синий matte различий». В этом «matte» синий и зеленый цвета совпадали.
Затем, синий позитив соединялся с оригинальным негативом и помещался под красный свет. Это позволяло получить «передний» «matte». Этот «matte» накладывался на первоначальные отделенные цвета. Исключением было то, что синяя часть заменялась зеленой с зеленой маской различий. Хотя по сути, это являлось искусственным отделением синего цвета.
Для этого непростого процесса требовалось 12 фрагментов пленки, чтобы перейти от общего негатива к общему интернегативу. Но он был удивителен тем, что решал проблемы с краями и мелкими деталями, которые порождал синий экран.
Победа цифрового зеленого экрана
Я намеренно избегал слова «Chromakey» (далее «хромакей») все это время. Дело в том, что исторически этот термин применялся только к видеосистемам. Теперь его можно использовать без опаски. В первых видео микшерах, «keyer» (далее «кейер») назывался математический процесс. Он создавал цветовой диапазон в видеосигнале и делал его светопроницаемым. Это очень распространенный эффект, который использовали для создания спецэффектов. Например, карты погоды или почти все новостные студии телеканалов.
Синий цвет экрана все еще доминировал, но зеленый стал «захватывать позиции» когда в конце 90х началась цифровая постобработка пленок.
Почему зеленый? В основном, потому, что зеленый экран проще и дешевле осветить, чем синий. Зеленый цвет отображается ярче на электронный дисплеях, он хорошо подходил для подбора ключей при съемке на улице (где синий мог совпасть с цветом неба) и ярко-зеленый цвет гораздо реже встречался в одежде актеров, чем синий.
Настоящее хромакея
Сейчас, когда цифровые камеры заменяют пленочные, многие цифровые сенсоры используют фильтр Байера, содержащий вдвое больше зеленых фото участков, чем красных или синих, для съемки освещенности. Это делает современные цифровые камеры более чувствительными к зеленой части цветового спектра. В связи с этим, сделать «matte» на зеленом хромакее намного проще. Синий цвет по-прежнему часто используется. Это связано с тем, что в кадре порой бывают другие цвета.
Поэтому сейчас, с продвинутым программным обеспечением и камерами с контролем над движениями, зелеными студиями, хромакей павильонами и качественными циклорамами, хромакей – это термин, который включает в себя гораздо больше, чем изначальная техника съемки видео. Он может использоваться для добавления фона и установки расширений, о которых Жорж Милес и Норман Даун могли только мечтать.
Конечно, есть циники, которые считают, что современные фильмы слишком зависят от интерфейса компьютерной графики. И думают, что нам стоит вернуться к более простой форме настоящих съемок. Но я надеюсь, что вы поняли, что такой эры не существовало! Кинематографисты с самого начала пытались усовершенствовать фильм с помощью спецэффектов.
Неоспоримая правда о кинематографе состоит в том, что единственное, что имеет значение – это то, что происходит на экране. Начиная с созданного с помощью «matte» окна вокзала в фильме Эдвина Портера и до современных зрелищных боевиков, цель одна – создать окно в другой мир. Мир, где каждый из нас может найти свои мечты, страхи и самих себя. Все эти эффекты, которые мы используем – лишь помогают нам попасть туда… И эти инструменты поистине фантастические, поэтому воспользуйтесь ими и создайте нечто невероятное.
Желаем вам успехов в работе! Хромакей Центр.
ХРОМАКЕЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ
Хромакей, или рир-проекция, или мультикомпозиция – это супер многофункциональный инструмент в руках фотографов и режиссеров, который позволяет создавать шедевры кинематографа, телевизионные программы, видео-ролики, снимки, постеры и другие красочные картинки. С помощью технологии «хромакей», Вы можете создать эффект присутствия в любом месте земного шара.
Интересные факты:
В настоящее время зелёный фон используется наиболее часто, так как цифровые камеры наиболее чувствительны к зелёным оттенкам из-за применяемых в них матриц на основе фильтра Байера. Изображение в зелёном канале содержит меньше шумов, является более чистым и легче поддаётся качественной обработке при композитинге.
Не стоит забывать, что для отличной картинки одного хромакея будет мало.
Что должно быть для качественного результата съемки с хромакеем?
Свет. На зеленом фоне не должно быть бликов, сам фон не должен быть блестящим и сильно отражать свет на объекты сзади. Свет для фона должен быть рассеянный и не слишком яркий. Оттенок зеленого пола и экрана должны по возможности совпадать. В студии «Positive Film» имеется профессиональный постоянный свет KinoFlo, предназначенный для видеосъемок и фотосъемок.
Пространство. Одна из ключевых составляющих хорошего результата – достаточная площадь студии. Пространство необходимо, чтобы разместить объект на расстоянии от фона без создания ненужных теней. В студии «Positive Film» циклорама хромакей построена таким образом, что при правильном раставлении светоисточников убираются все тени субъекта. Её ширина – 5,6 м. Высота – 3,2 м. Глубина – 4,4 м.
Оборудование. Если предыдущие пункты лишь помогали создать оптимальные условия, то оборудование – это непосредственный инструмент съемки. Вы можете ознакомиться на нашем сайте со всем необходимым оборудованием : http://studio.positivefilm.tv/аренда_оборудования_в_студии
Преимущества хромакея:
Универсальность. С помощью хромакея можно снять все что угодно: от недостающего авто, до башни Саурона. А некоторые спецэффекты без него просто не получится сделать.
Доступность.
Благодаря использованию хромакей можно значительно удешевить процесс производства. Нет необходимости собирать съемочную команду и актеров посреди живого города, ждать нужное время года, погоду, освещенность и прочее.
Одежда для съемки на хромакее:
Следует избегать одежды, в которой присутствуют оттенки близкие к цветам фона, потому что одежда может быть удалена в видеоредакторе вместе с фоном. Однако иногда специально используется одежда тех же цветов. Так снималась сцена в фильме о Гарри Поттере с мантией-невидимкой. Передний план искажает фон и создаёт необходимый эффект. При этом могут возникать трудности, когда в кадре должны находиться сразу два объекта, один из которых имеет синий цвет, а другой зелёный. Так в фильме Человек-паук есть сцена боя главного героя и Зелёного гоблина. Каждого персонажа пришлось снимать отдельно на контрастном для него фоне. Для облегчения процесса композитинга границы между главным объектом и фоном должны чётко разделяться. Наибольшие сложности доставляют полупрозрачные объекты, такие как отдельные локоны волос, прозрачные плащи или зонты, стекло.
Хромакей: зачем нужен и какой выбрать
Хромакей, он же «зеленый экран», он же «зеленка», пожалуй, повлиял на развитие кино и видеоиндустрии так сильно, как никакая другая технология. А что, если мы скажем вам, что изначально этот экран был синим? Да и сегодня синий цвет используется повсеместно. Почему в ходу именно синий и зеленый фоны, как на выбор цветов повлиял Супермен и какой цвет фона всё-таки лучше? Об этом и поговорим в статье.
Для чего нужен хромакей
Технология позволяет совместить живую съемку с компьютерной графикой, что на порядки удешевляет видеопроизводство или дает возможность воссоздать несуществующие в реальности сцены и объекты.
Сначала актеров снимают на однотонном фоне, а затем в компьютерной программе заменяют этот фон и добавляют визуальные эффекты (VFX), чтобы получилось вот так:
Технически “хромакеем” или “кеингом” называют саму технологию совмещения нескольких слоев в одной композиции, а не синее или зеленое полотно, на фоне которого происходит съемка. Полотно — это рир-экран или рир-проекция, но, как обычно, это никого не волнует 🙂
Chromakey — в переводе с англ. буквально “цветовой ключ”.
Технологию впервые применили еще в начале XX века и тогда фон вообще был черным. Но настоящий расцвет хромакея пришелся на CGI-революцию в кинематографе 2000-х и сегодня о съемках на “зеленом экране” знает даже школьник. А стримеры даже используют их для трансляции своих игр:
Однотонный цветовой фон позволяет даже в онлайн-режиме заменить его другим изображением или видео без дорогих натурных съемок.
Почему именно синий и зеленый фон
Эти цвета не встречаются в тонах человеческой кожи, и это позволяет качественнее, быстрее и легче заменить фон в компьютерной программе.
Примечательно, что в 1970-х годах, когда хромакей только начинал свою победоносную поступь в видеопроизводстве, наиболее распространенным был именно синий фон (blue screen). Телевизионщики снимали на нем выпуски прогноза погоды, а затем заменяли на карту с указанием атмосферных явлений.
Коренной перелом в пользу зеленого оттенка (green screen) произошел на съемках фильма “Супермен” 1978 года. Оказалось, что синий костюм героя сливается с синим фоном. Тогда исполнитель главной роли Кристофер Рив подсказал съемочной группе изменить цвет фона с синего на зеленый.
В дальнейшем, с развитием технологии, профессионалы выявили и другие преимущества “зеленки”:
Так всё-таки какой фон лучше
Универсального рецепта не существует. Если в 80-х и 90-х годах в видеопроизводстве существовало негласное правило: синий — для ТВ, зеленый — для кино, то сегодня все зависит сугубо от условий и творческой задачи.
Синий раньше активно применялся при съемках на пленку. Сегодня превалирует зелёнка, поскольку цифровые камеры наиболее восприимчивы к зеленым оттенкам. Картинка в зеленом канале чище и легче поддается постобработке.
Одежда
Если одежда персонажа в кадре совпадает с цветом экрана, при удалении фона исчезнет и она. Та же история и с цветом глаз.
Именно поэтому статистов и ассистентов во время съемочного процесса одевают в такой же зеленый или синий цвет, чтобы затем их удалить из кадра.
В гардеробе современного человека зеленый цвет встречается гораздо реже, чем синий. Всё-таки полмира носит джинсы. Поэтому не удивительно, что зеленый цвет хромакея повсеместно превалирует. И все же в видеопроизводстве еще хватает ситуаций, когда необходим именно синий фон или совмещение зеленого и синего.
Один из ярких примеров — “Человек-Паук” Сэма Рэйми. В нем самого Спайдермена снимали на зеленке, а его противника, Зеленого Гоблина — на синьке.
Время суток
Есть распространенное мнение, что при свете дня лучше использовать зеленый фон, а в темное время суток — синий.
Зеленый фон также часто нужен при съемках на улице с голубым небом.
Расстояние от экрана
Зеленый цвет сам по себе дает много света и отсвечивает, поэтому, если персонаж расположен слишком близко в экрану, “зеленка” как бы “проливается на него” (есть термин “spill” — от англ. “пролить”), что усложняет последующее отделение фона.
Если герой расположен слишком близко к фону, то лучше, чтобы фон был синим. Или необходимо увеличить дистанцию от объекта до фона, но тогда и сам зеленый экран придется увеличить.
Что еще нужно знать о работе с хромакеем
Свет решает
Чистый яркий равномерный свет — залог успешного кеинга. Необходимо грамотно выставить свет, как для фона, так и для героя в кадре, чтобы полностью исключить наличие теней и пересветов. Поэтому часто фон имеет матовую поверхность — она не бликует и мягко распределяет свет.
Идеально гладкая поверхность
Материал фона может быть любым: бумага, ткань, пластик, винил или даже выкрашенная циклорама. Главное, чтобы фон был идеально гладким экраном без складок, швов, скотча, пятен и прочих радостей, с которыми затем придется возиться режиссеру монтажа или специалисту по композитингу.
Тканевые хромакеи часто тонкие и восприимчивы к любым манипуляциям, их сложно сохранять идеально гладкими, что создает неудобство в использовании. Более предпочтительны трехслойные нейлоновые ткани, которые наиболее прочны и неприхотливы.
Режим камеры
Если камера поддерживает режим автоматической цветокоррекции, лучше отключить эту функцию в процессе съемок на синий или зеленый экран. Иначе на этапе постпродакшена софту будет сложнее отделить фон.
Существенную роль играет грамотная выдержка в камере, чтобы изображение не было слишком темным — оно содержит шумы, что плохо влияет на картинку или слишком светлым — кадр имеет скудную цветовую гамму. Плюс две ступени экспозиции к фону по сравнению с основным объектом и кадр смотрится хорошо.
Если при съемке используются разные объективы, фокусные расстояния или значения диафрагмы, совмещаемые изображения могут выглядеть криво и недостоверно. Важен контроль операторов в каждый момент съемочного процесса.
А когда хромакей не нужен
Если вас вполне устраивает однотонный черный, белый, синий или любой другой фон, или вы не собираетесь совмещать героя в кадре с графикой, заморочки с хромакеем не требуются.
Помните, что кеинг — совмещение фона с главным объектом съемки — требует отдельного бюджета и расходов на специалиста, который будет этим заниматься. Поэтому если у вас простая задача снять ведущего и фон не принципиален, дешевле обойтись без зеленых, синих фонов.
Заключение
Для качественной съемки на хромакей важен не столько цвет фона, сколько опыт, знание матчасти и “прямые руки”.
Работайте только с профессионалами и тогда получите топовую картинку, будь то съемка или графика.
И заходите в наш блог, чтобы лучше ориентироваться в видеоиндустрии 🙂