в каком году иудея вошла в состав римской империи
Иудея (римская провинция)
Эпоха Второго Храма
Правление Птолемеев и Селевкидов
Иудея под властью Рима
Иуде́я (ивр. יהודה , Йехуда; греч. Ιουδαία ; лат. Iudaea ) — римская провинция, образованная в 6 году на месте Иудейского царства. Просуществовала до восстания Бар-Кохбы и в 135 году была переименована в Сирию Палестинскую. Административным центром провинции была Кейсария, однако значение духовной столицы для местного населения долгое время сохранял Иерусалим.
Содержание
Предыстория
Рим оказывал евреям помощь в борьбе с империей Селевкидов, после того как сирийский царь Антиох IV Епифан разорил Иерусалим, усилилась борьба евреев за независимость. В 63 г. до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого окончательно сокрушили Понт и захватили Иудейское царство и Сирию. Помпей передал бразды правления в Иудее Гиркану II, который получил звание Этнарха, что фактически лишило его царского титула. В 40 г. до н. э., парфяне завоевали Иудею, первосвященником был назначен Антигон II (Хасмоней). В это время Ирод добрался до Рима и смог убедить триумвират сделать его царем Иудеи.
История
В 6 году н. э. Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его, передав власть над Иудеей римскому наместнику. Первый римский правитель Сирии (в состав которой входила Иудея) Квириний в первый же год провел перепись населения для организации налогообложения в пользу Рима. Данные меры привели к восстанию Иуды Галилеянина. Первым римским наместником собственно Иудеи был назначен Копоний. На время наместника Понтия Пилата падают события, описываемые в евангелиях и связанное с деятельностью Иисуса Христа. В 41 году н.э. при Ироде Агриппе Иудея была снова объединена и достигла своего прежнего размера.. В середине I века в Иудее набрало силу движение сикариев.
Напряжение между местным населением и имперской администрацией росло, пока не вылилось в Иудейскую войну, в результате которой Храм и Иерусалим были полностью разрушены (осталась лишь Стена плача). Иудея потеряла остатки автономии, а на развалинах Иерусалима был разбит лагерь 10-го легиона.
В 117 году император Адриан решил построить на месте Иерусалима римский город Элия Капитолина, который должен был бы украшать храм Юпитера. Одновременно был принят указ о запрете обрезания. Эти меры и стремление к превращению Иерусалима в языческий центр вызвали восстание Бар-Кохбы, которое было жестоко подавлено. В 135 году слово Иудея было стёрто с карты Римской империи, поскольку провинция отныне стала называться Сирией Палестинской.
Наместники
Иудея в литературе
В Иудейской провинции разворачиваются действия библейских эпизодов книги Булгакова «Мастер и Маргарита».
Отношениям Иудеи с Римом посвящен роман Лиона Фейхтвангера «Иудейская война»
5-12. Рим и Иудея ко времени нового завета
Вспышками виртуального фотоаппарата обозначу некоторые события из подробной хроники «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. Хочется держать в сознании исторический план, когда читаешь о времени пришествия в мир Мессии.
= Начну с первого упоминания о римлянах в связи с судьбой иудеев. В период существования четырех эллинистических царств египетские Птоломеи и сирийские Селевкиды вели постоянные войны за владение палестинскими землями. Сирийский царь Антиох IV Епифан (175-164 гг. до Р.Х). пошел на Египет, «однако ему пришлось покинуть не только Александрию, но и вообще Египет, так как римляне принудили его очистить страну» (ИД. 12, гл. 5:2). После этого поражения Антиох организовал поход на Иудею, ограбил Иерусалим и осквернил храм Зоровавеля. Он пленил много жителей, а в городе поместил македонский гарнизон. Палестина перешла от владычества Птолемеев к Селевкидам, к Антиоху Великому.
= Через три с половиной года иудеи восстали, и началась семилетняя война против Селевкидского царства, закончившаяся победой Иудеи. Наступила эпоха Маккавеев (152 по 37 гг. до Р.Х).. Первосвященник Иуда Маккавей «узнал о могуществе римлян, о том, что они завоевали Галатию, Иверию и Ливийский Карфаген, кроме того подчинили себе Элладу и в том числе царей Персея, Филиппа и Антиоха Великого» (ИД. 12, гл. 10:6). Правитель Иудеи сумел заключить «оборонительный и наступательный союз» с римлянами.
= Прошло около ста лет, в Иудее разгоралась гражданская война за престол между самими Маккавеями. В это время полководец Помпей Великий совершал восточный поход, чтобы ослабевшую Сирию Селевкидов сделать римской провинцией, опередив воинственных парфян. Попутно, в 63 году до Р.Х., Помпей разрешил спор иудейских правителей за обладание властью: он вошел в Иерусалим, обозначил свое присутствие в Храме, оставил в городе воинский гарнизон, подчинив страну римскому правлению.
= Итак, Иудея стала римской провинцией. Гиркан, правящий священник из аристократической династии асмонеев (потомков священника Маттафии, инициатора восстания), приблизил к себе богатого и предприимчивого идумея (род Исава) Антипатра. Тот сумел заслужить уважение и доверие римского триумвира Юлия Цезаря, и был им назначен прокуратором Иудеи. Сын Антипатра Ирод подкупил богатыми дарами сначала триумвира Марка Антония, а потом убедил в своей преданности и первого римского императора Октавиана Августа, и стал царем иудейским, покончив со священнической династией асмонеев. На иудейском троне воссел самозванец: простолюдин из рода идумеев, которые всегда враждовали с евреями, но в итоге — среди них и растворились.
= В 37 году до н.э. Ирод стал царем Иудеи (прообраз антихриста?). В историю Ирод вошел как иудейский царь Ирод Великий. В седьмой год его царствования случилось СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ИУДЕЕ (пророческий знак?), погубившее около тридцати тысяч людей и много животных. Ирод тяготел к эллинизму, он построил греческие города и богато украсил их. Храм, простоявший 600 лет, царь реставрировал. Но размер храма увеличил вдвое, чтобы он назывался храмом Ирода.
=Иисус Христос родился в период правления первого римского императора Октавиана Августа. За 600 лет до этого события Бог дал пророчество Своему народу: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Мих. 5:2.
= Не ведая о пророчестве, Октавиан именно в это время приказал провести перепись населения по всей империи. По римским законам каждый иудей во время переписи должен находиться в городе своего колена (Лук. 2:1-7). Иосиф же и Мария проживали в Назарете, небольшом поселении на севере Галилеи, в 160 км от Вифлеема.
= После Рождения Иисуса Христа, «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Мф. 2:13-15.
= Тетрарх Архелай унаследовал Иудею, Самарию и Идумею. Убоявшись его, Иосиф с Марией и младенцем Иисусом, возвращаясь из Египта, миновали Иудею, и ушли в Назарет (Мф. 2:18).
= Тетрарх Филипп управлял страной Иорданской, где «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Лук. 3:2-4.
= Как житель Галилеи Сын Человеческий находился под властью тетрарха Антипы. Иосиф Флавий пишет, что «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком…» (ИД. 18, гл. 3:3). В связи с Антипой Флавий упоминает об Иоанне Крестителе: «Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни…» (ИД. 18, гл. 5:2).
= В Иудее с давних пор существовали три философские школы: фарисеев, саддукеев и ессеев. Они различались толкованием древних законов, но ессеи во многом были близки к христианству. Именно в их местах обитания были найдены Кумранские списки Библии.
Некто Иуда Галилеянин вместе с фарисеем Саддуком основал четвертую философскую школу. Идейную платформу ее учения составляла ничем не сдерживаемая любовь народа к свободе. Тем самым была заложена теоретическая основа для последующих всевозможных бунтов и восстаний иудеев против римского господства и злодеяний собственных властей. По всей стране действовали разбойничьи шайки, нанося вред скорее своим соплеменникам, чем римлянам (Деян. 5:34-39).
= Когда Архелай был в Риме у императора Калигулы, в Иудее вспыхнуло восстание народа, которое подавил сирийский наместник. Из Иудеи в Рим была направлена депутация от иудеев с просьбой: освободить страну от царского правления и соединить ее с Сирией, под римским наместничеством. Иудеи заверили, что готовы быть добрыми подданными при мягких правителях. Но Калигула не был мягким правителем. В итоге император провозгласил все бывшие территории Ирода Великого римской провинцией.
= Антипа был выслан Калигулой в Галлию (нынешняя Франция). Туда же потом сослали и Архелая. Калигула прославился тем, что в своем безумии свирепствовал не только в Риме, но и по всей Римской империи. При нем пострадало много евреев, не согласных с его требованием божественных почестей к своей персоне. Он казнил знатных людей только ради присвоения их богатств. Не оставил ни одного греческого храма без разграбления. Тиран правил четыре года и был убит в театре во время представления.
= Поскольку его наследнику Агриппе II было всего 17 лет, и он воспитывался при римском дворце, то император Клавдий назначил в Иудею наместника. За три года до своей смерти Клавдий все-таки сделал Агриппу II царем всех земель Палестины. Это перед ним апостол Павел держал свою защитительную речь (Деян. 25-26).
«Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». Деян. 26:28-29.
Этот последний иудейский царь стремился погасить ненависть иудеев к римлянам, но восстание все-таки случилось, и в разгоревшейся иудейской войне Агриппа перешел на сторону римлян, благополучно дожив до 70 лет.
= После смерти Клавдия преторианская гвардия признала императором 16-летнего Нерона. Во внешней политике Нерон ограничился укреплением ранее завоёванных во времена Калигулы и Клавдия границ. Единственная война, которая произошла за время правления Нерона — это война за территорию Армении — буферного государства между Римской империей и Парфянским царством. Нерон в этой войне приобрел популярность в восточных провинциях, так как его условия мира с парфянами соблюдались более 50 лет, до тех пор, пока император Траян не вторгся в Армению в 114 году.
= Но в самом Риме при Нероне творились безумства, от которых страдали все жители города. «Вследствие гнусности четырех» иудеев, живших в Риме, император Нерон распорядился изгнать из Рима всех иудеев, многих предал казни за отказ от воинской службы».
Начались гонения на последователей новой религии — христианства. В пожаре Рима (о чем не упоминает Флавий, но подробно описывает его младший современник Тацит*), Нерон обвинил христиан и жестоко покарал их. В иудейской Галилее началось восстание. Нерон отправил полководца Веспасиана на подавление бунта. Спасшиеся евреи бежали в Иерусалим. Веспасиан успел только организовать осаду Иерусалима, как пришло сообщение о самоубийстве Нерона.
* Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. М.,2005, стр.377-382.
= Наступил «год четырех императоров»: один за другим сменяются Гальба, Отон, Вителлий, окончательно императором утвердили Веспасиана. Уезжая в Рим, он передал сыну Титу главное командование осадой Иерусалима. Взятие города оказалось очень сложным, долгим и жестоким делом для обеих сторон.
Тит все-таки вошел в город, восставшие укрылись в Храме и яростно сопротивлялись. Римские войска так же яростно расправились со всеми жителями, сожгли храм, разрушили Иерусалим и сравняли его с землей полностью. Осталась только «Стена плача». Сбылось пророчество Иисуса: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Мф. 24:2.
= Пятилетняя иудейская война завершилась захватом крепости Масада. Но все свои сокровища и самих себя осажденные уничтожили. Только одна женщина с дочерьми сумела укрыться в подземелье и сообщила римлянам о случившемся. Повсеместно в Палестине, Сирии и Египте начались гонения на евреев.
= Иосиф Флавий написал потрясающее свидетельство исполнения Божьего пророчества над «жестоковыйным народом». Невозможно до конца понять, почему так сложилась история еврейского народа, не прочитав книги Иосифа Флавия. Мне стало ясно, что Флавий, в ходе иудейской войны, в точности исполнял волю Бога, которая была дана ему в видении, когда он был ранен.
= Уничтожение Иудеи было отпраздновано в Риме пышным триумфом. Тит привез оттуда много богатых трофеев. Тогда и была заложена знаменитая Триумфальная арка Тита, строительство ее было закончено лишь при императоре Домициане. Ко времени правления Домициана, ярого гонителя христиан, традиция относит написание «Откровения святого Иоанна Богослова». Иоанн в это время находился в ссылке на острове Патмос.
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Откр. 1:1-3.
Гл. 10. Иудея в составе Римской империи
Парфянское государство и поражение Марка Красса
Парфяне стали главными противниками Рима в Малой Азии. Римский полководец Марк Красс, посланный для ее покорения в 53 г. до н.э., потерпел сокрушительное поражение и сам погиб.
Цезарь и прокуратор Антипатр
У евреев было трудное положение: с одной стороны, парфяне могли стать спасителями от Рима, но, с другой, – римляне могли жестоко отомстить.
Антипатр оценил ситуацию точно – остался верен Риму и сохранил провинцию.
Гай Юлий Цезарь, пришедший к власти в Риме, оценил преданность Антипатра и назначил его прокуратором (опекуном) Иудеи.
Цезарь, в борьбе за единоличную власть в Риме, в 48 г. до н.э. разгромил Помпея, который бежал в Египет, где и был убит.
Он стал диктатором в Риме, но в 44 г. до н.э. его тоже убили.
Аристобул III и остатки династии Маккавеев
Сын Аристобула II Александр, убитый в Антиохии, был женат на дочери Гиркана II Александре (своей двоюродной сестре), и у них был сын, которого звали Аристобул III. В нем текла кровь Маккавеев. Маккавеями были в то время и его дядя Антигон Маттафия и первосвященник Иоанн Гиркан II. Так что, династия Маккавеев в ту пору еще не прервалась и не затерялась.
Кассий Лонгин и убийство Антипатра
Восточной частью Рима теперь правил один из убийц Помпея Кассий Лонгин, и Антипатр его осторожно поддерживал. Между тем, что в сложившемся хаосе Иудею стало труднее контролировать, чем Антипатр и пользовался.
Парфяне и первосвященник Антигон Маттаффия
Через 3 года трудностями Рима воспользовались парфяне. Они захватили Сирию, дошли до Иудеи и, поддерживаемые большинством евреев, убили одного из сыновей Антипатра – Фасаила, а другого, Ирода, изгнали. Иоанну Гиркану отрезали уши, и он, имея физический недостаток, не мог теперь быть первосвященником. Первосвященником поставили Антигона Маттафию.
Казалось, царство Маккавеев восстановлено. Но это была одна видимость. Рим еще не сказал своего слова.
Сын Антипатра Ирод тем временем оказался в Риме. Там он вошел в доверие Октавиана и Марка Антония, и они его сделали царем не только Иудеи, Идумеи и Галилеи, но и Самарии. Правда, царства эти ему еще предстояло отвоевать.
Придя в Иудею в 39 г. до н.э., он два года боролся за власть с Антигоном Матафией, которого поддерживали евреи, настроенные, как всегда, против идумеян и римлян.
В 37 г. до н.э. Ирод взял Иерусалим, казнил Антигону Матафию, а первосвященником стал его племянник Аристобул III. Через год, когда Аристобул ему надоел, он казнил и Аристобула III, и уже не было Маккавеев, чтобы стать первосвященником, как не стало еще раньше другого рода первосвященников – Задоков.
А в 30 г. до н.э. Ирод казнил даже Иоанна Гиркана II с обрезанными ушами. Престиж первосвященничества и власти саддукеев упал, а влияние фарисеев на умы народа возросло.
До нас дошли исключительно высказывания врагов Ирода, и он сегодня в наших глазах выглядит как изверг, тиран и чуть не помешанный.
Все эти материалы свидетельствуют, что он был проклят евреями, во-первых, как разрушитель рода Маккавеев, во-вторых, как царь, приковавший Иудею к Риму, и, в-третьих, как идумей.
Но вот, интересная династическая деталь: Ирод женился на Мариам, племянницы Антигона Маттафии, и его сыновья Александр и Аристобул наследовали Маккавеям (хоть и по женской линии).
Великие деяния царя Ирода
При Ироде Иудея жила мирной жизнью и процветала. Он был тонким политиком и успевал своевременно менять политический курс страны. Новый римский правитель Октавиан, ставший вскоре первым римским императором Августом, благоволил к нему.
Царь Ирод был великим строителем. Он перестроил Храм, чтобы сделать его еще более величественным, чем он был при Соломоне. Он построил в Иудее много сооружений (в романском стиле). И он построил в Иудее много сооружений (в романском стиле).
Ненавидя идумея Ирода, евреи ждали чудесного пришествия месии – потомка Давидова, который освободит их от римлян, создаст сильное и независимое государство со столицей в Иерусалиме. Тем более, что прецедент уже был, – восстание Маккавеев привело к освобождению от селевкидов. Большинство считало, что можно сбросить и ярмо Рима, не такой уж он могущественный.
Ирод понимал, чо мессианство – самая большая опасность для Иудеи. Если бы такой мессия начал борьбу с Римом, – это был бы конец Иудее.
В Иудее все время появлялись экстремистские группы. Среди них были зелоты, которые не хотели платить Риму налоги. Ирод казнил вожака зелотов, но движение продолжалось. Среди них возникла группа «сикариусов» (сикарий – маленький кинжал), – террористов, считавших политическое убийство инструментом политики.
Завершение царствования Ирода
Ирод правил с 37 до 4 г. до н.э. С возрастом он становился всё подозрительнее, опасаясь убийства. Он казнил свою любимую жену Мариам. Потом у него было еще 10 жен, которые нарожали ему сыновей, что привело к большой проблеме с престолонаследием.
Ирод нашел выход из положения: он почти всех своих сыновей казнил, оставив в живых всего 4-х человек: Ирод Архелай и Ирод Антипа родились от самаритянки. Два других имели одно и то же имя – Ирод Филипп (одного из них так и называют в истории, другого зовут Филиппом Тетрархом; тетрарх – правитель области).
По этому поводу Римский император Август сказал, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном.
За два года до смерти он казнил и своих сыновей от Мириам. У младшего из них – Аристобула – остались три мальчика и девочка – последние, в ком текла кровь Маккавеев.
Одного из мальчиков четырехлетнего Ирода Агриппу отправили в Рим, – там он был в безопасности. Девочку, его сестру, звали Иродиадой.
Полные имена потомков Ирода включали имя Ирод.
Ирод оставил завещание, как в дальнейшем управлять землями Иудеи, которое после долгих колебаний было утверждено Августом.
Больше всего получил старший сын Ирод Архелай – Иудею, Идумею и Самарию. Но титул царя Август ему не дал, оставив этнархом. Он оказался человеком прямолинейным, превыше всего для него был закон и порядок. И евреи все время жаловались на него императору, тем более, что он был полусамаритянином- полуидумеем. Кончилось это тем, что его сняли с должности этнарха и отправили в ссылку
Теперь Иудеей стали править римские прокураторы.
Ирод Антипа стал правителем Галилеи и части земель к востоку от Иордана.
Ироду Тетрарху досталась нееврейская область Итурея восточнее Галилейского моря.
Ироду Филиппу не досталось ничего, но не упомянуть его нельзя, потому что он был женат на своей племяннице Иродиаде, внучке Мариам. В ней еще сохранилась кровь династии Маккавеев. Брак оказался неудачным, и они развелись.
Наверное, Иродиада была очень хороша, потому что на ней женился другой ее дядя Ирод Антипа. Возможно, он это сдедад с прицелом на то, что народ, любящий Маккавеев, полюбит когда-нибудь и его. Ирод Антипа ошибся.
То, что Иродиада была племянницей обоих своих мужей, пхоже, никого из евреев-законников не беспокоило, но вот в том, что он оказался женат на своей невестке (при живом брате), усматривался консервативными евреями инцест, и это вызвало бурю возмущений.
Когда в 14 году умер Август, римский трон унаследовал его приемный сын Тиберий. Его главный министр Люций Аэлий Сежан был настроен против евреев. А как можно было иначе, если евреи симпатизировали врагам Рима парфянам.
В 26 г. в Иудею был назначен прокуратором Понтий Пилат. При этом его резиденция была переведена из Кейсарии (Самария) в Иерусалим. Сразу же начались трения. Римские вйска, вошедшие в город со знаменами и изображениями, вызвали возмущение жителей, которые бурно протестовали, считая эти изображения идолопоклонством, запрещенным в иудейской религии. Понтий Пилат вынужден был вынести эти «ненавистные» знамена.
Проповедник Иоанн Креститель
На территории, подвластной Ироду Антипе, появился проповедник Иоанн «баптист» (греческое слово, означающее окунать в воду). Он проповедовал покаяние и заставлял своих последователей символически окунуться в воды Иордана в знак очищения от прежних грехов. На Руси он известен как Иоанн Предтеча.
Он родился на полгода раньше Иисуса Христа, и его миссией на земле стало провозглашение Иисуса Христа мессией. Он и крестил Иисуса в тридцатилетнем возрасте в водах Иордана (до 30 лет по еврейским законам нельзя было учить людей). К Иисусу перешла часть его учеников и последователей.
Год рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа установлен неточно. Самой ранней датой обычно называют 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого).
Если принять первую дату, то оба они начали проповедовать еще до прихода прокуратором Понтия Пилата – в 18 году, а если вторую, – то в год его назначения прокуратором в Иудее – в 26 году.
По моим прикидкам, рождение Иисуса Христа произошло, скорее всего, около 4 г. до н. э., а казнен он был примерно в 29 году.
Первые события из истории христианства
Самыми первыми событиями, безусловно, были вопросы зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Они почему-то оказались очень важны для признания этих двух людей (для христиан Иисус Христос – бог и сын божий). Поэтому то и другое сопровождалось, как и, ранее, в Ветхом Завете, библейскими чудесами, удивлявшими людей на протяжении двух тысяч лет. «Непорочное» зачатие девы Марии и сегодня продолжает удивлять и поражать тех, кто слышит об этом.
В отличие от чудес Моисея, которого никогда не пытались представить богом (чудеса творил сам бог), эти чудеса удостоверяли божественное происхождение Иисуса Христа.
Я пропущу эти трепетные события и сразу перейду на 30 лет вперед, когда и Иоанн Креститель, и Иисус Христос стали проповедовать. Что же они внушали еврейскому народу?
Иоанн Креститель, например, осуждал Ирода Антипу за нарушения традицонных еврейских правил, запрещающих инцест. Осуждал и оскорблял обоих – и Ирода Антипу и Иродиаду.
Естественно, она ненавидела его. В конце концов, уже спустя много лет произошло событие, оставшееся в памяти людей.
Однажды на празднике юная дочь Иродиады Саломея танцевала так страстно, что Ирод Антипа поклялся отдать ей всё, что бы она ни попросила, хоть полцарства. Та попросила принести ей голову Иоанна Крестителя, который в этот момент находился в тюрьме. Ирод Антипа не мог не сдержать своего слова, и посланные им слуги отрезали голову Иоанну и принесли ее на блюде. Это случилось еще в период жизни Иисуса Христа, поскольку есть сведения, что Иисусу Христу сообщили об этом печальном событии.
Кстати, Саломея потом была царицей Халкиды, Малой и Великой Армении. Есть монеты с ее изображением. История сохранила и рассказ о ее гибели. По неосторожности, она провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Попытки ее спасти не увенчались успехом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Но это уже совсем другие сюжеты. Я же вернусь к первым сюжетам христианства.
Отношение к Иоанну Крестителю
Именно среди евреев, последователей Иисуса Христа началась мифология событий, постепенно появлялись чудеса, наподобие библейских, и зародились одни из первых христианских праздников – Крещение и Усекновение головы Иоанна Предтечи.
Если вы внимательно прочтете три Евангелия (их писали последователи Иисуса Христа Марк, Матфей и Лука, четвертое Евангелие от Иоанна было написано спустя поколение и с других позиций), то заметите тенденцию умалить значение Иоанна Крестителя. Сегодня это объясняют тем, что не все последователи Иоанна Крестителя пошли за Иисусом, часть их начала спорить с ранними христианами, образовав иудейскую секту – культ мандеев. Эта секта возникла в 1 в. н.э, а; ее последователи живут и поныне в Ираке и Иране. Они почитают Иоанна Крестителя как пророка, а Иисуса считают самозванцем.
О ком писали и о ком не писали историки того времени
Если же вы будете читать историков того времени – Иосифа Флавия, Филона Александрийского (он больше философ, чем историк) и Тацита, – то обнаружите, что они писали о Понтии Пилате, но абсолютно не упоминают Иисуса Христа.
Остановлюсь на этом вопросе и повторю. Они знали о Понтии Пилате как Прокураторе Иудеи, рассказали о нем, но либо совсем ничего не знали об Иисусе Христе, либо сочли его личность незначимой для истории.
Они не упомянули о Иисуса Христа. Тогда роль Иисуса Христа в развитии человеческой цивилизации была еще не видна. Но уже вскоре она явственно проявилась. Но не у евреев.
Я не могу пройти мимо этих событий, хотя они остались незамеченными многими современниками. Не могу пройти, потому что они сыграли впоследствии ключевую роль не только в жизни многих народов, но и в отношении их к моему народу, главному действующему лицу в той жизненной пьесе, которую разыграла история человечества.
И Иоанн Креститель, и Иисус Христос, и его последователи-евангелисты, и историки Иосиф Флавий и Филон Александрийский, все, кроме римлян, конечно, были евреями. И когда все это произошло, это было внутренним делом еврейского народа. И только столетия спустя христиане неевреи начали не только упрекать, но и преследовать евреев за их «неоправданную» жестокость по отношению к Иисусу Христу.
И сегодня я задаю себе вопрос: «Почему они взяли на себя роль судей другого народа? И не только судей, но и палачей? Кто дал им такое право?»
Кто распял Иисуса Христа?
Как видите, христианство зародилось у евреев, на иудейской земле, находившейся тогда в составе Римской империи. И возникло оно из стремления еврейских проповедников к нравственному очищению человека.
Но вот дальше в головах последующих поколений все события трансформировались абсолютно неадекватным образом, в гибели Иисуса Христа стали обвинять не его убийц – римского прокуратора и римских легионеров, а жителей страны, в которой он жил и проповедовал.
Между тем, мессия, иудейский царь, помазанник (Христос в переводе с греческого означает тоже мессия, или помазанник, так что если перевести все слова на русский язык, то Иисуса Христа следует называть Иешуа Мессия) – все эти слова для римлян означали одно и то же. Любой человек, названный однгим из этих имен, в глазах римлян был государственным изменником, посягнувшим на власть Римского императора в Иудее.
Еврейское духовенство хорошо это понимало. Оно знало, как наказывает за это Рим, и всячески старалось не допустить обвинений со стороны римлян, избежать неизбежного наказания. Слово «мессия», по своей сути было запретным. А Иисуса Христа сначала провозгласил мессией Иоанн Креститель, потом этими же словами его встретили в Иерусалиме, наконец, на прямой вопрос Понтия Пилата: «Кто ты? Царь Иудейский?», Иисус Христос не ответил: «нет», а сказал: «Это ты говоришь».
И Духовенство, и Прокуратор зорко следили за тем, чтобы никто не провозгласил себя мессией и не посягнул на власть римлян, но карать могли только римляне. Евреи такого права не имели.
Так что, не надо выгораживать Понтия Пилата, который якобы хотел помиловать Иисуса Христа, и не надо проклинать евреев, требовавших распять его. Если бы Понтий Пилат захотел, он бы помиловал Иисуса. Только он один мог казнить, а мог и миловать.
Да и распятие на кресте не еврейская казнь, а римская. Только римляне совершали эту страшную казнь, оставляя живого человека, прибитым к кресту на часы и дни. И казни эти были массовыми. Кроме Иисуса в Иудее и на римских дорогах было распято еще 50-100 тысяч евреев. А если сосчитать всех людей, казненных таким образом, их окажутся миллионы (впрочем, сосчитать все равно не удастся).
И теперь пришло время произнести вслух страшное заблуждение человечества, принесшее неисчислимые бедствия еврейскому народу, терзающему его и поныне:
«Евреи распяли Иисуса Христа!»
После этого утверждения, которое быстро стало чуть ли не догмой, с евреями уже можно было поступать как угодно. Они сразу стали извергами рода человеческого. И уже ушло из памяти, что все происходило в стране евреев, и Иисус был еврей, что распяли Иисуса Христа римские легионеры по приказу римского Прокуратора.
Почему же произошла подмена фактов и понятий? Да потому что в IV веке христианству было крайне необходимо помириться с Римом, чтобы окончательно превратиться из гонимой религии в государственную.
И римлянам это было нужно, ведь император Константин отлично понимал, что основоположника христианства казнили именно римляне, и, чтобы уйти от этого скользского вопроса, надо было это нечистое дело на кого-нибудь свалить.
Догнала эта сакраментальная фраза и меня в ХХ веке. Уже в детстве я не раз слышал: «А евреи Христа распяли!».
Но это утверждение христиан было только началом. Дальше пошли обвинения евреев в том, что они поголовно – исчадия ада, обладающие совершенно нетерпимыми качествами, думающие только о наживе, спаивающие другие народы, употребляющие в ритуальных целях кровь младенцев, стремящиеся к захвату мировой власти и еще, бог знает, что. И эти обвинения тоже прошли через века и тысячелетия. И сегодня их повторяют отнюдь не единицы.
Продал ли Иуда Христа за 30 сребренников?
Проповеди Иисуса Христа были очень умеренными, и не все его последователи были согласны с этим. Одним из них был Иуда Искариот, который жаждал более суровых и решительных мер. Полагают, что он мог быть членом экстремистской группы «Сикариот», которая хотела, чтобы пришел мессия войны, а не мессия мира.
Иуда, разочаровавшись в Иисусе, выдал его священникам, а те – Понтию Пилату. Иуде не нужен был мессия мира, еврейскому духовенству – вообще никакой мессия, римлянам же любой еврей, назвавшийся мессией, был просто предателем.
Так что, я думаю, Иуда действовал по «идейным» соображениям, а не из меркантильных побуждений.