в каком году гпс вошла в мчс
Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309
«О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»
С изменениями и дополнениями от:
8 мая 2005 г., 27 октября 2011 г.
ГАРАНТ:
Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России см. приказ МЧС РФ от 14 марта 2005 г. N 140
В целях реализации настоящего Указа изданы:
приказ МЧС РФ и МВД РФ от 29 декабря 2001 г. N 578/1183;
приказ МВД РФ и МЧС РФ от 27 декабря 2001 г. N 1155/562
В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
1. Преобразовать до 1 января 2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 27 октября 2011 г. N 1434 в пункт 2 настоящего Указа внесены изменения
Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения;
до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом «О пожарной безопасности», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения;
назначение на должность и освобождение от должности высшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий производятся Президентом Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ГАРАНТ:
См. Перечень должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, приказ МЧС РФ от 25 декабря 2001 г. N 551
3. Правительству Российской Федерации до 1 января 2002 г.:
представить проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, направленных на реализацию настоящего Указа;
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты соответствующих федеральных законов;
решить в установленном порядке организационные, финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Ввести с 1 января 2002 г. в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительно должность заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
5. Увеличить с 1 января 2002 г. штатную численность центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 208 единиц (для лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы указанного Министерства) и содержать эту численность в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание Государственной противопожарной службы этого Министерства.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба — является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
В Государственную противопожарную службу входят:
Содержание
История
На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет. [1]
На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях — более 16 тысяч. [5]
Федеральная противопожарная служба
Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Основные функции
Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе. [6]
Государственный пожарный надзор
Государственный пожарный надзор (ГПН) — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Органы государственного пожарного надзора
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации
Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ»
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время МЧС Росси является основным федеральным органом в области предупреждения и ликвидации ЧС, и решает поставленные перед ним задачи на достаточно высоком уровне. Чтобы добиться подобной эффективности в деятельности министерства была проделана колоссальная работа по его становлению и развитию, основные этапы которого и будут рассмотрены в сегодняшнем занятии.
История развития МЧС России
История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.
Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.
Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.
В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.
Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.
В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».
В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».
Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.
В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».
Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.
Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.
В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:
во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.
Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.
Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
«О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»
Правительство Российской Федерации
от 20 июня 2005 г. n 385
о федеральной противопожарной службе
государственной противопожарной службы
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107,
от 20.06.2011 N 484, от 29.05.2013 N 450, от 15.05.2014 N 437,
от 24.12.2014 N 1469, от 29.06.2016 N 601)
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
2. Установить предельную численность федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (без учета численности договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы) в количестве:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
Установить предельную численность договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в количестве до 29975 единиц.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 484, от 29.05.2013 N 450)
Численность личного состава договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из необходимости выполнения договоров на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107, от 20.06.2011 N 484)
3. Признать утратившими силу:
пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О пожарной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);
пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 «О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);
пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).
от 20 июня 2005 г. N 385
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107,
от 20.06.2011 N 484, от 15.05.2014 N 437,
от 24.12.2014 N 1469, от 29.06.2016 N 601)
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
2. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
3. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 484, от 15.05.2014 N 437)
1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
3) органы государственного пожарного надзора;
4) научные и образовательные организации, находящиеся в ведении МЧС России;
(пп. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)
5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
(пп. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 601)
7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(пп. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 601)
8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(пп. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 601)
9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(пп. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 601)
4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 484, от 15.05.2014 N 437)
5. Основными задачами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;
2) организация и осуществление профилактики пожаров;
3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107, от 20.06.2011 N 484)
4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;
6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 437)
7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.
6. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет следующие основные функции:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
в населенных пунктах;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107)
2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;
3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;
7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;
8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
(пп. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 437)
11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;
14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;
15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;
в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;
в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;
в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;
в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;
в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;
в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;
19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в установленной сфере деятельности имеет право:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;
2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;
3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;
4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.
8. Деятельностью федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
9. Личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. Личному составу федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)
12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 484)