в каком году государственный комитет обороны ссср вновь ввел всеобуч ответ
Всевобуч
Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе.
Содержание
Согласно декрету ВЦИК, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии, каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Женщины и подростки допризывного возраста (16-17 лет) курс военного обучения проходили на добровольных началах; военнослужащие и лица, прошедшие службу в армии, привлекались к занятиям для прохождения переподготовки или в качестве инструкторов. Прошедшие обучение считались военнообязанными. Общее руководство системой Всевобуча было возложено на Центральный отдел Всевобуча (ЦОВВО) при Главном управлении военно-учебных заведений (впоследствии реорганизованное в Главное управление всеобщего воинского обучения и формирования красных резервных частей). Отделы Всевобуча (в среднем, насчитывавшие 3-5 инструкторов) создавались при окружных, губернских, городских, уездных и районных военных комиссариатах.
Первоначально, 96-часовая программа включала в себя обучение:
В ходе организации процесса обучения имелись определенные затруднения:
Не хватало винтовок, патронов, наглядных пособий. Инструкторам приходилось во многом полагаться на собственную изобретательность и на энтузиазм обучаемых. Особенно активизировались занятия после июня, когда начались развернутые призывы в РККА по мобилизации. Число инструкторов резко возросло. Из них примерно пятая часть являлась бывшими офицерами, остальные — унтер-офицерами. Дело налаживалось.
В июне 1919 года территория страны была разделена на полковые и батальонные округа, которые, в свою очередь, подразделялись на ротные, взводные и отделенные участки.
Вошедшие в ноябре 1919 года в состав Всевобуча части особого назначения (ЧОН) нередко использовались в качестве самостоятельных подразделений и активно участвовали в боевых действиях. В прифронтовой полосе и неспокойных районах отряды Всевобуча участвовали в несении патрульно-постовой и охранной службы.
Всевобуч внес значительный вклад в строительство вооруженных сил, развитие физкультурного движения и массового спорта в стране.
В каком году государственный комитет обороны ссср вновь ввел всеобуч ответ
17 сентября 1941 г. И. В. Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В свете этого постановления во всех учебных заведениях Советского Союза вводился учебный предмет «военное дело».
В целях подготовки для Красной Армии обученных резервов ГКО постановил ввести с 1 октября 1941 г. обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. В первую очередь охватывались допризывники 1923 и 1924 гг. рождения и военнообязанные запаса (из числа необученных) в возрасте до 45 лет.
Организация обучения была возложена на Наркомат обороны (НКО) и его органы на местах. В составе НКО СССР было создано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), а в округах и областных (краевых и республиканских) военкоматах — отделы Всевобуча. В каждом РВК должно было работать по 2–3 инструктора из числа командиров запаса и наиболее подготовленных рядовых старших возрастов, не призванных в армию.
Местным партийным организациям было предложено вести обучение без отрыва от производства. Основной упор делался на строевую подготовку, изучение винтовки, пулемёта, гранаты. Кроме того, обращалось внимание на противохимическую защиту, маскировку, рытьё окопов, тактическую подготовку. Занятия не должны были мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений.
Все партийные, советские и общественные организации вносили свою лепту в подготовку резервов. Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск. Активно участвовали в овладении военными знаниями женщины. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек, что в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки на 1944 г.
Массовая подготовка боевых резервов для вооружённых сил явилась одним из важных факторов победы в Великой Отечественной войне.
Лит.: Постановление Государственного комитета обороны № 690 от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» // Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Документы и материалы в двух томах. М., 1982. Т. 1. С. 102-103; Пешков И. А. Ленинский Всеобуч в годы Великой Отечественной войны. М., 1986; Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 — ноябрь 1958 гг.). М., 1959.
См. также в Президентской библиотеке:
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
«Важное слагаемое Победы»: как военный всеобуч повлиял на ход Великой Отечественной войны
«Важное слагаемое Победы»: как военный всеобуч повлиял на ход Великой Отечественной войны
17 сентября 1941 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Этим документом в Советском Союзе восстанавливалась ликвидированная после завершения Гражданской войны система массовой военной подготовки будущих призывников. По словам экспертов, военный всеобуч (всевобуч. — RT) стал важным слагаемым Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Создание военного всеобуча
Первый декрет «Об обязательном обучении военному искусству» был принят ВЦИК РСФСР 22 апреля 1918 года. Он предполагал создание системы военной подготовки боевых резервов Красной армии. Все граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения, ставились на учёт как военнообязанные. Мужчин в системе всевобуча делили на три основные категории: школьную (в возрасте до 16 лет), подготовительную (16—18 лет) и призывную (18—40 лет). Женщины обучались военному делу добровольно.
Организация всевобуча на местах возлагалась на военные комиссариаты. Руководил всей системой Центральный отдел всевобуча при Главном управлении военно-учебных заведений, в дальнейшем реорганизованный в Главное управление всеобщего воинского обучения и формирования красных резервных частей.
За годы Гражданской войны через военный всеобуч прошли около 5 млн человек. В 1919—1920 годах Красная армия была более чем наполовину укомплектована кадрами, подготовленными в системе всевобуча.
В 1923 году система военного всеобуча в СССР была ликвидирована. По словам экспертов, ей на смену пришли различные добровольные организации, занимавшиеся отдельными видами военной подготовки. В 1927 году они были объединены в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
По словам экспертов, в объединениях Осоавиахима советская молодёжь осваивала отдельные специальности, которые могли пригодиться на военной службе, но не проходила комплексной подготовки к реальным боевым действиям.
Бойцы всевобуча во время демонстрации в Москве на Красной площади 25 мая 1919 г. Из Государственного архива кино-фото-фонодокументов РИА Новости
«Кто-то учился прыгать с парашютом, кто-то занимался спортом, но речь о централизованной всеобщей подготовке под контролем народного комиссариата обороны не шла», — отметил в разговоре с RT доцент МПГУ Юрий Никифоров.
Вопрос с подготовкой кадров для Красной армии остро встал накануне Великой Отечественной войны. По словам историков, значительная часть призывников были либо вообще не обучены военному делу, либо имели о нём лишь поверхностное представление. В первые месяцы войны ситуация стала ещё сложнее.
«СССР быстро наращивал численность вооружённых сил, однако их качество при этом страдало. Даже командиры зачастую не обладали необходимым опытом ведения боевых действий в изменившихся условиях войны, имевшей теперь моторизованный характер», — подчеркнул Дмитрий Суржик.
По словам научного директора Российского военно-исторического общества Михаила Мягкова, из-за значительных потерь, которые Красная армия понесла на начальном этапе войны, в вооружённых силах возникла острая потребность в огромном количестве новых подготовленных кадров. Ответом на этот вызов стало восстановление системы военного всеобуча.
Всевобуч во время Великой Отечественной
Руководство системой всевобуча во время Великой Отечественной войны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения при Наркомате обороны СССР. На местах военным обучением будущих призывников занимались военкоматы, которым подчинялись начальники военно-учебных пунктов, созданных на предприятиях, в организациях и колхозах.
С 1 октября 1941 года к обучению приступили около 2,5 млн будущих призывников. Прошедшие подготовку в рамках всевобуча советские граждане массово вступали в народное ополчение. В Москве за короткий срок было сформировано 15 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — десять дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулемётных батальонов.
«Ценность программы всевобуча заключалась в том, что она была заточена под подготовку человека к конкретной войне, к боевым действиям», — заявил Юрий Никифоров.
По словам экспертов, обеспечить полное прохождение программы было не всегда возможно. В прифронтовых областях срок обучения сокращался до одного месяца. Во время боёв на подступах к Ленинграду, программу военного всеобуча в городе сократили до 42 часов.
Всеобщее военное обучение ополченцев в парке «Сокольники». Москва, 1941 год © Анатолий Гаранин
Помимо военных дисциплин, в рамках всевобуча при необходимости изучался русский язык. Был даже подготовлен специальный учебник. С начала войны и до лета 1943 года русский язык по линии всевобуча изучали 486 тыс. человек.
Бойцы всевобуча идут по улице Москвы, возле стадиона «Автомобилист». СССР, Москва РИА Новости © Иван Шагин
С 1942 года в рамках военного всеобуча началась массовая подготовка снайперов, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков, миномётчиков и стрелков из противотанковых ружей. А с 1943 года при подготовке в рамках всевобуча был сделан упор на обучение будущих призывников наступательным действиям.
«Система всевобуча была мощным подспорьем для подготовки обученного пополнения для Красной армии», — подчеркнул Юрий Никифоров.
По мере освобождения от нацистов оккупированных территорий на них разворачивалась сеть военно-учебных пунктов. По словам экспертов, вопреки историческим мифам, призывников из освобождённых областей и республик старались тщательно подготовить к участию в боевых действиях ещё до начала службы в Красной армии. Опытные сотрудники всевобуча оказывали новым коллегам методическую помощь. Например, московский горвоенкомат взял шефство над военно-учебными пунктами Киева.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Резервы отправляются на фронт РИА Новости © Анатолий Гаранин
«Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удаётся сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию, уже кое-что знаючи», — говорил во время войны первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Александр Щербаков.
За годы Великой Отечественной войны подготовку по программам всевобуча прошли почти 6,5 млн стрелков и свыше 1,5 млн бойцов-специалистов. Общая численность выпускников подразделений всевобуча и Осоавиахима оценивается историками примерно в 18 млн человек.
Организация всеобщего военного обучения © voenkom.ric.mil.ru
«Всевобуч сыграл важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны. Молодые люди массово шли на фронт, имея определённую подготовку», — заявил Михаил Мягков.
По словам экспертов, во многом благодаря тщательно разработанной системе подготовки будущих призывников профессионализм действий Красной армии стремительно возрастал.
«Воевать стали не числом, а умением. Подготовка военных кадров, и в том числе всевобучем, — это важное слагаемое нашей победы в Великой Отечественной войне», — подытожил Юрий Никифоров.
Обложка: Всеобщее военное обучение (всевобуч) жителей на площади у Александринского театра, октябрь 1941 год. Фото РИА Новости © Анатолий Гаранин
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что представляла собой советская система Всевобуча. Справка
90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.
22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.
Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.
Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.
Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.
Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.
7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.
В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.
Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).
Отголосками программы Всевобуча стали военно‑спортивные игры «Зарница», «Орленок», военные кафедры при гражданских институтах, учения по гражданской обороне.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Организация всеобщего военного обучения
(Раздел) 75 лет Великой Победе
(Рубрика) Военные комиссариаты
в годы Великой Отечественной войны
Важным показателем боеспособности наших Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов являлась степень обученности личного состава военному делу.
По данным на 1 января 1941 года, из 22,4 миллиона человек рядового и младшего начальствующего состава малообученных было 2,3 миллиона (почти 10,3 процента) и вовсе необученных – 4,2 миллиона (около 18,8 процента) человек.
В начале Великой Отечественной войны подготовка призывников, как и в предвоенные годы, осуществлялась Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), Советским Красным Крестом и Управлением по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР.
Территориальные органы военного управления (военные комиссариаты) осуществляли контроль за ее организацией и проведением.
Новые задачи
Организация и руководство им через отделы Всевобуча областных (краевых, республиканских) военкоматов возлагалось на вновь созданное Главное управление всеобщего военного обучения (ГУВВО) при Наркомате обороны СССР.
В системе Всевобуча был создан партийно-политический аппарат во главе с политотделом, который подчинялся непосредственно Главному политическому управлению Красной Армии. В райвоенкоматах вводились две – три должности инспекторов Всевобуча.
К примеру, отдел Всевобуча городского военкомата 5-го разряда имел следующую штатно-должностную структуру: начальник отдела – один, старший инструктор – два, инспектор – три человека; должностные категории: «майор», «капитан», «старший лейтенант» соответственно. Таким образом, военкоматы, имевшие прежде функцию контроля, стали ответственными за организацию и проведение начальной военной подготовки.
В задачи ГУВВО (начальник генерал-майор Н. Пронин) входили: организация и руководство всеобщим военным обучением и допризывной военной подготовкой учащейся молодежи; подготовка кадров для проведения всеобщего военного обучения; разработка программ и методических указаний для него и допризывной военной подготовки; обеспечение материально-техническим имуществом и учебными пособиями; планирование заказов на изготовление учебных пособий и их распределение; учет обученных контингентов.
Обучение по пунктам
Для проведения всеобщего военного обучения на промышленных предприятиях, в организациях (учреждениях) и колхозах (совхозах) создавались военно-учебные пункты (ВУПы). Их начальники непосредственно подчинялись районным военкомам, которые устанавливали количество ВУПов.
Обучение организовывалось по территориально-производственному принципу. В районах обучавшиеся, в зависимости от их количества, сводились в отделения, взводы, роты и батальоны.
Большую помощь военкоматам в оборудовании и оснащении ВУПов, а также в создании условий для регулярного посещения занятий обучаемыми оказали партийные организации, местные органы власти и общественные организации.
Так, собрание актива Московской партийной организации приняло решение всемерно помогать военным комиссариатам в организации и проведении Всевобуча.
Большая работа по подготовке к началу военного обучения была проведена в Татарской АССР, где состоялись кустовые совещания военкомов, председателей районных советов Осоавиахима, заведующих военными отделами райкомов ВКП(б) и секретарей комсомольских организаций.
В Ленинграде было решено создать центральные районные ВУПы, а на крупных предприятиях – сеть более мелких учебных точек.
Исполкомы советов депутатов трудящихся, в частности, Москвы, Ленинграда и Сталинграда, выделяли помещения для военно-учебных пунктов, определяли площадки и места для строевых и тактических занятий, оказывали помощь в проведении учета подлежавших обучению контингентов.
Руководители комсомольских организаций регулярно присутствовали на занятиях, оказывали повседневную помощь командно-политическому составу и проводили с обучающимися беседы по заранее утвержденной специальной тематике.
Все это позволило в короткие сроки создать и оборудовать по стране более 18 тысяч военно-учебных пунктов, подобрать для них свыше 65 тысяч командиров и политработников запаса. Только в городах и районах Московской области были созданы и оборудованы 597 ВУПов, подобраны около 12 тысяч человек командного и политического состава.
Всего предполагалось охватить обучением около 4 миллионов человек в три очереди: в первую – 1,2 миллиона, во вторую – 1,3 миллиона и в третью – 1,4 миллиона. В первую очередь военное обучение должны были пройти допризывники 1923 и 1924 годов рождения и военнообязанные запаса из числа необученных в возрасте до 45 лет.
С учетом особенностей
Обучение должно было осуществляться вневойсковым порядком без отрыва от работы.
Учебный план и расписание утверждались райвоенкомами.
На прохождение всей программы отводилось не более пяти месяцев. Дни и часы занятий военкоматам необходимо было устанавливать, не нарушая нормального хода работы предприятий, колхозов (совхозов) и организаций (учреждений). Двухчасовые занятия следовало проводить не реже двух раз в неделю.
Всеобщее военное обучение требовалось проводить по 110-часовой программе. Программа Всевобуча включала огневую (38 учебных часов), тактическую (18 учебных часов), строевую (26 учебных часов) подготовку, рукопашный бой (14 учебных часов), саперное дело (семь учебных часов) и изучение уставных документов (семь учебных часов).
В октябре 1941 года обучение на территории прифронтовых областей вместо четырех – пяти месяцев длилось в течение одного месяца.
В качестве инструкторов Всевобуча предусматривалось привлекать средний командный и политический состав, младший начсостав запаса, пользующийся отсрочками от призыва по мобилизации, а также наиболее подготовленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в армию.
Военнообязанным запаса, окончившим курс обучения, предписывалось делать отметку в военном билете, а допризывникам выдавать соответствующее удостоверение. Они брались в военкоматах на учет как прошедшие обязательное военное обучение.
Периоды обучения (очереди), как правило, предшествовали очередным призывам в ряды Вооруженных Сил СССР.
Бойцы для Действующей армии
С 1 октября 1941 года к регулярной военной учебе приступили около 2,5 миллиона человек. В конце 1941 – начале 1942 года ГУВВО совместно с Центральным комитетом Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) проверило организацию и ход всеобщего военного обучения.
Оно проводилось в 93-х областных (краевых, республиканских), 126-ти городских, 464-х районных военкоматах и на 2464-х военно-учебных пунктах.
Одновременно прошли 645 занятий с командным составом и 942 показных занятия с бойцами Всевобуча.
По итогам проверки лучшими были признаны военно-учебные пункты Москвы, Ленинграда, Ульяновска, Ярославля, Тамбовской, Горьковской областей, Удмуртской АССР, Армянской и Казахской ССР.
Всего осенью 1941 – зимой 1942 года (первая очередь) были подготовлены более 1150 тысяч бойцов-стрелков и 100 тысяч бойцов-специалистов.
Только в Москве обучение прошли 108 тысяч стрелков, пулеметчиков, автоматчиков и истребителей танков.
«…Наши резервы, – писала главная газета Советского Союза – «Правда», – не только не иссякли, а, наоборот, в ходе войны возрастали с каждым днем. Части Красной Армии продолжали теснить и уничтожать врага. А за спиной Действующей армии тем временем росли и закалялись армии резерва, запасные части, миллионы людей обучались в подразделениях Всевобуча».
Силами сотрудников военкоматов
Обучение велось на русском языке. Для тех, кто им не владел, была организована сеть специальных школ для его изучения. С этой целью были изданы «Учебник русского языка для бойцов Всевобуча» и программно-методические указания. С осени 1941 года по лето 1943 года в системе Всевобуча русскому языку были обучены 486 тысяч человек.
Так, первая очередь Всевобуча в Сибирском военном округе была установлена в количестве 120 тысяч человек, на Забайкальском фронте – 34 тысячи человек. Фактически же были привлечены 223252 и 53801 человек соответственно.
В результате на 1 октября 1941 года в Новосибирской области на более чем 80 тысяч обучавшихся имелись только 1140 винтовок, восемь станковых, 56 ручных пулеметов и три 82-миллиметровых миномета.
На 15 октября в Ключевском районе Алтайского края для обучения 1078 человек имелись всего пять учебно-боевых винтовок.
Почти везде, особенно в сельской местности, недоставало уставов, наглядных пособий по тактической, огневой и химической подготовке.
«Недостаточность учебно-материальной базы, – докладывал в феврале 1942 года результаты проверки организации и хода военного обучения в Барнауле представитель ГУВВО, – оказывала крайне отрицательное влияние на состояние воинской дисциплины и выполнение задач, стоящих перед Всевобучем. Так, на 21 февраля 1942 года из 2404 обучаемых Центрального района города Барнаула лишь 15 – 20 процентов прошли программу Всевобуча полностью, остальные до 40 – 60 процентов – нет, и к зачетам не готовы. Посещаемость занятий в районе составила только 60 – 70 процентов».
Выход из создавшегося положения был найден в укреплении материально-технической базы силами сотрудников военкоматов, рабочих местных предприятий и самих обучавшихся.
Например, военком Боготольского района Красноярского края политрук Пустовалов передал на военно-учебные пункты около 300 уставов и наставлений, сданных эвакуированными семьями комсостава.
На предприятиях местной промышленности многих регионов развернулось массовое производство учебных винтовок с металлическим штыком и затвором. На московском заводе «Динамо» были сконструированы и изготовлены приспособления для связывания гранат с подвижным замком, выдерживавшим любое количество метаний. В городе Нижний Тагил Свердловской области бойцы Всевобуча оборудовали для учебных целей саперный городок.
Одновременно было обращено внимание на необходимость повышения качества обучения, усиления ответственности и дисциплины как обучаемых, так и обучающих. С этой целью осуществлялись тщательный подбор и подготовка командно-политического, инспекторско-инструкторского состава Всевобуча, а также военных руководителей и преподавателей военного дела всех гражданских учебных заведений.
К началу второй очереди обучения (зима – лето 1942 года) отмеченные недостатки частично удалось устранить, а также постепенно наладить централизованное материально-техническое снабжение Всевобуча по нарядам.
К лету 1942 года обеспеченность военно-учебных пунктов командно-политическими кадрами в среднем по стране составила 98,8 процента, при этом должности командиров взводов и рот были укомплектованы полностью. Однако военная и методическая подготовка их значительной части оказалась слабой.
Поэтому был разработан и введен в действие комплекс мер, в основу которых легли изучение опыта войны, овладение наиболее эффективными учебно-методическими приемами и практическая отработка всех разделов подготовки бойцов. Неквалифицированный и недобросовестный штатный инструкторский и приданный командный состав был заменен фронтовиками, снятыми с воинского учета.
Дома Всевобуча
Для повышения профессионального уровня сотрудников военно-учебных пунктов была разработана специальная программа командирской подготовки.
Она предусматривала проведение занятий с ними в городах четыре раза в месяц (24 часа), в сельской местности – два раза в месяц (16 часов), а также семинаров с заместителями командиров подразделений по политической части.
В ряде областей (Ленинградской, Ивановской и других) были организованы школы младшего начсостава, в которые направлялись командиры отделений и бойцы, отлично выполнившие программу Всевобуча и проявившие командирские способности.
Городские и районные партийные организации выделили коммунистов на должности заместителей командиров военно-учебных пунктов по политической части. К проведению политработы в качестве агитаторов и редакторов стенных газет привлекался комсомольский актив. Все эти меры позволили обеспечить ВУПы более квалифицированным командно-политическим составом.
При военно-методических кабинетах создавались консультационные бюро с привлечением к их работе наиболее подготовленных методистов, командиров запаса и военруков учебных заведений.
Например, в Москве было организовано более 50-ти таких кабинетов. Одним из образцовых являлся военно-методический кабинет Тульского горвоенкомата, который занимал три комнаты. В одной были собраны материалы по огневой и тактической подготовке, во второй – материалы по строевой, саперной, физической подготовке и топографии. Третье помещение было отведено под индивидуальную командирскую подготовку. При военно-методическом кабинете состояла библиотека с читальным залом.
Учебно-методическая работа была хорошо организована в Ярославской области и в Приморском крае, где действовали 77 военно-методических кабинетов.
Военно-методические кабинеты стали основой для создания центров учебно-методической работы – домов Всевобуча. Они были открыты в городах Ленинграде, Баку и на Дальнем Востоке.
Дома Всевобуча явились новой формой организации учебно-методической, партийно-политической и культурно-просветительской работы по подготовке боевых резервов Красной Армии.
По конкретным специальностям
Начиная со второй очереди Всевобуча к обучению стали привлекаться женщины.
Командирами взводов женских подразделений, как правило, назначались мужчины, их помощниками по физической подготовке и командирами отделений – женщины, отлично окончившие обучение в период предыдущих очередей.
Исходя из этого, приказом Наркома обороны № 091 от 11 февраля 1942 года была введена массовая подготовка в системе Всевобуча бойцов-специалистов из числа членов ВЛКСМ по наиболее востребованным военно-учетным специальностям: снайперов, автоматчиков, пулеметчиков, истребителей танков, минометчиков, стрелков из противотанковых ружей.
Для комплектования по разнарядкам военных округов специальных учебных подразделений в районных военкоматах были сформированы комиссии по отбору лучших комсомольцев. Обучение предполагалось завершить в течение весны 1942 года. Занятия по тактической и огневой подготовке должны были проходить преимущественно в полевых условиях.
В ходе организации обучения бойцов-специалистов из числа членов ВЛКСМ возникали определенные трудности. В частности, сложно было выполнить требование комплектовать спецподразделения исключительно бойцами, окончившими основную программу Всевобуча, поскольку большая их часть еще не успела завершить ее.
Например, количество прошедших 110-часовую программу в сформированных молодежных подразделениях в Ярославской области составляло лишь 39 процентов от общего числа их бойцов.
Кроме того, нередко стремясь не только выполнить, но и перевыполнить полученные сверху наряды, территориальные органы военного управления привлекали к обучению в спецподразделениях лиц, освобожденных от него по тем или иным причинам.
Некоторые военные комиссариаты в нарушение приказа Наркома обороны СССР отправляли обучающихся в Действующую армию. В ряде случаев администрации предприятий препятствовали набору рабочих в спецподразделения.
Большие затруднения возникали при комплектовании спецподразделений командным и инструкторским составом. Для решения данной задачи были задействованы лучшие кадры, ранее обучавшие бойцов-стрелков, или командиры запаса, забронированные за предприятиями.
Однако большинство из них не имели необходимых специальных знаний. Поэтому военные комиссариаты организовали для них регулярную командирскую учебу и инструктажи, проводимые перед каждым занятием, а также специальные учебно-методические сборы, на которые для оценки качества занятий приглашались представители военных училищ.
На сборах повышались знания по соответствующим специальностям и вырабатывались навыки методической подготовки по отработке вопросов организации обучения одиночного бойца-специалиста.
Организация и ход учебы в спецподразделениях постоянно находились в центре внимания Главного управления Всевобуча и территориальных органов военного управления.
В декабре 1942 года отдел допризывной подготовки ГУВВО был реорганизован в отдел подготовки бойцов-специалистов. Количество получаемых ими военно-учетных специальностей увеличилось с пяти до 10-ти.
С учетом утверждения новых уставов Красной Армии программы обучения были расширены и пересмотрены, а также увеличено время на их освоение.
Подготовка, полученная в спецподразделениях Всевобуча, учитывалась при распределении призывников по воинским частям. Они направлялись на укомплектование учебных частей и учебных подразделений запасных стрелковых бригад.
Основываясь на опыте
К учебе третьей очереди (лето 1942 – зима 1943 года) были привлечены в основном призывники 1925 и 1926 годов рождения. При ее организации был использован полученный ранее опыт.
Больше внимания стало уделяться тактической и огневой подготовке в сочетании с физической подготовкой, а также действиям бойцов в составе отделения.
В октябре 1942 года на территориальные органы военного управления была возложена организация обязательной военно-физической подготовки учащихся начальных, неполных средних, средних школ, техникумов, а также школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ. В военных округах были созданы отделы по инспектированию.
Непосредственное руководство осуществляли инструкторы районных (городских) военкоматов. Всего с их помощью начальные знания и навыки, необходимые будущим защитникам Родины, получили 14421447 учащихся.
Особенностью Всевобуча четвертой (зима – лето 1943 года) и пятой (лето 1943 года – зима 1944 года) очередей являлся упор на обучение бойцов наступательным действиям.
При этом их успеваемость, несмотря на расширение и усложнение учебных программ, повысилась. Так, если в первый период войны по пятибалльной системе оценок она составляла в среднем 3,5 – 4,2 балла, то в последующем составила 4,4 – 4,6 балла.
Для шестой (зима – лето 1944 года) и седьмой (лето 1944 года – лето 1945 года) очередей Всевобуча характерным являлось дальнейшее повышение количественных и качественных показателей его командно-инструкторских кадров.
Этому способствовало проведение с целью более глубокого изучения современного военного дела учебных (вместо учебно-методических) сборов, а также научно-практических конференций по обмену опытом и использованию знаний фронтовиков.
На 15 февраля 1944 года из 115877 человек командно-инструкторского состава Всевобуча 51991 человек являлись участниками Великой Отечественной войны.
«Война приближается к концу, – писала в начале февраля 1944 года газета «Правда», – но и сегодня перед Всевобучем стоят серьезные задачи. И сегодня в войне с гитлеровскими разбойниками остается лозунг, требующий в борьбе искусства и тройной смелости. И сегодня Красная Армия должна пополняться новыми резервами, чтобы добиться полной и окончательной победы над ненавистным врагом».
«Большое фронтовое спасибо»
Важным направлением этой работы стало развертывание Всевобуча на освобождаемой от противника территории. Широкая сеть военно-учебных пунктов была создана в Смоленской области РСФСР, Белоруссии и на Украине.
В 1944 году территориальные органы военного управления были привлечены к подготовке офицеров и сержантов на вновь учрежденных военных кафедрах высших учебных заведений. Программа обучения студентов включала 360 – 400 часов аудиторных занятий и два 20-дневных лагерных сбора.
Выдающаяся роль Всевобуча и соответственно военных комиссариатов была признана как его организаторами, так и самими обучавшимися.
Например, первый секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б) А. Щербаков в ноябре 1942 года отмечал: «Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удается сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию уже кое-что знаючи. Поэтому внимание к Всевобучу должно быть серьезное и повседневное».
Один из выпускников Всевобуча – Акимов – сообщал с фронта руководству военно-учебного пункта города Свободный Амурского края: «Я честно выполняю ваши наказы, которые вы давали нам на занятиях. Передайте большое фронтовое спасибо командиру подразделения товарищу Нестеренко и его заместителю по политчасти товарищу Батищеву за учебу. Благодаря их требовательности и знаниям я многое получил на занятиях, и, когда прибыл на фронт, быстро освоился с обстановкой и стал бить врага наверняка».
Воспитанники Всевобуча достойно представляли свои учебные подразделения на всех фронтах Великой Отечественной войны. В ходе войны военкоматы во взаимодействии с советскими, партийными и комсомольскими организациями подготовили по 110-часовой программе 6496267 бойцов-стрелков. По дополнительным программам из числа освоивших обязательную программу были подготовлены 1577900 бойцов-специалистов, в том числе 217256 женщин.
По материалам
военно-исторического труда
«Военные комиссариаты:
история создания и развития