в каком году эмигрировал сикорский
Игорь Сикорский
Биография
Игорь Сикорский — советский и американский авиаконструктор, ученый и изобретатель, создатель многомоторных воздушных судов и гидросамолетов. Благодаря ему в начале 20-го века появились четырехмоторные самолет и бомбардировщик, трансатлантические гидропланы и одновинтовой вертолет серийного выпуска.
Детство и юность
Игорь Сикорский был украинцем по национальности. Он родился в Киеве 28 мая 1889 года и оказался вторым ребенком из пятерых, что воспитывались в семье. Интерес к изобретательской деятельности, которую Игорь демонстрировал с юных лет, помогали развивать родители. Отец был психиатром и профессором Киевского университета. Мать имела медицинское образование, была склонна к научной работе, интересовалась творчеством Леонардо да Винчи и его изобретениями.
В свободное время Игорь занимался созданием электробатареек, на которых позднее работал электромотор. Скрупулезное изучение законов физики и прикладные опыты привели к тому, что в 12 лет подросток собрал модель вертолета. В роли привода у него выступала обычная резинка. Изделие летало, и это было главным достижением для мальчика.
В 1903 году Игорь стал курсантом Морского училища в Петербурге, последовав показательному примеру старшего брата Сергея. Спустя 3 года оказалось, что интереса к профессии военного молодой человек не испытывает. В 1906-м он покинул учебное заведение, чтобы посвятить биографию инженерии.
Революционное движение, охватившее государство в начале 20-го века, не позволило Сикорскому поступить в подходящий вуз. Он предпочел получить образование в Париже, где стал учеником школы Дювигнау да Ланно. Через полгода получилось вернуться в Киев, где Игорь был зачислен в Киевский политехнический институт. Здесь он состоял в кружке под управлением математика и теоретика воздухоплавания Николая Делоне.
Личная жизнь
В первый раз Игорь Сикорский женился еще в молодости на Ольге Симкович. Жена родила дочь, и после развода девочка осталась с матерью. В 1923 году, во время эмиграции с родины в США, сестры изобретателя привезли ребенка к отцу.
В Америке Игорь наладил личную жизнь, став супругом Элизабет Семион (Елизаветы Семеновой), уроженки Дальнего Востока, бежавшей в США. Свадьба состоялась в Нью-Йорке. Жена подарила мужу четверых детей, сыновей. Двое из них, Сергей Сикорский и Игорь Сикорский, имели отношение к воздухоплаванию. Первый был вице-президентом по спецпроектам фирмы Sikorsky Aircraft. Второй стал бизнесменом, адвокатом и авиационным историком.
Наука и авиастроение
В 1908 году Сикорский в компании отца ездил отдыхать в Берхтесгаден, где узнал о полетах братьев Уилбера и Орвилла Райтов, а также о запуске дирижаблей графа Фердинанда фон Цеппелина. Вдохновившись, он собрал в номере отеля модель вертолета. Изделие было тяжелым, поэтому едва отрывалось от пола.
Тогда же благодаря финансированию, полученному от сестры Ольга, Игорь приобрел необходимые детали для сборки мощного мотора и воссоздал модель. К 1911-му его авторству принадлежали уже два вертолета. Первый, прошедший испытания в 1909-м, имел грузоподъемность в 147 кг и стал экспонатом профильной выставки в Киеве.
В 1910 году Сикорский изобрел аэросани. В то же время первый самолет разработки конструктора поднялся в воздух. Спустя год у него в руках уже был диплом летчика, а с 1912-го ученый работал главным конструктором петербургского Русско-Балтийского вагонного завода. В этот период Игорь Сикорский разработал проекты самолетов «Илья Муромец» и «Русский витязь», которые положили начало созданию многомоторных авиасудов. К 1917-му выпустили 90 самолетов первого наименования. Они участвовали в сражениях в Первой мировой войне. Вторую модель 24-летний разработчик презентовал лично Николаю II.
Самолеты Сикорского получали главные награды на военных состязаниях, демонстрируя отличные аэродинамические показатели. Ученый совершенствовал их, что позволило самолету С-6а в 1912-м стать золотым призером воздухоплавательной выставки в Москве. Спустя 3 года авиаконструктор создал С-16, истребитель, который должен был при военных действиях сопровождать «Илью Муромца», а также охранять аэродромы страны.
Эмиграция
Существует несколько предположений о том, каким образом авиаконструктор эмигрировал. Одни считают, в 1918 году он приехал в Архангельск, где не было большевиков, и сумел выехать оттуда за границу. Другие уверяют, что он предпочел Мурманск. По одной версии, Сикорский уехал в Лондон, а по другой — в Ливерпуль. Так или иначе, в финале путешествия он оказался в Париже.
Предложив свои навыки французам, он получил заказ на изготовление пяти бомбардировщиков. После заключения мирового соглашения в ноябре 1918 года Игорь Сикорский перестал быть интересен правительству, и договор аннулировали. Ученый решил попытать счастье в США.
26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» На фото Игорь Сикорский у первого, двухмоторного варианта самолета. Комендантский аэродром. Март 1913 г.
Весной 1919-го конструктор оказался в Нью-Йорке. Поначалу он работал преподавателем математики, а к 1923-му основал компанию под названием Sikorsky Aero Engineering Corporation. Бизнес давался нелегко, но к 1929-му учредителю удалось наладить все процессы и вернуть долги, которые брал на реализацию идеи.
К 1939 году Сикорский придумал порядка 15 вариаций самолетов и принялся за создание вертолетов с одновинтовой схемой. Впоследствии авиасуда были очень распространены. Первую экспериментальную модель подняли в небо осенью 1939-го. Она представляла собой улучшенную версию образца, который ученый разработал еще в 1909-м.
Воздушные суда, созданные Сикорским, использовались в военной и гражданской авиации. Последней моделью стал S-58. Ученый вышел на пенсию, оставил пост президента своей фирмы и принял должность консультанта.
Смерть
Авиаконструктор скончался в 1972 году в городе Истон, расположенном в Коннектикуте. Причиной смерти основателя вертолетостроения стали сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Его похоронили на кладбище Святого Иоанна Крестителя.
Изобретатель Игорь Сикорский. 27 июня 1931 года получил патент на создание вертолета.
Живя за границей, Игорь Сикорский называл себя русским и поддерживал развитие родной культуры в Америке. После смерти эмигранта остались основанные им православная церковь, русская школа и русская опера. Первые фото изобретателя стали появляться в учебниках лишь спустя 30 лет после его ухода из жизни.
Память
Имя Сикорского осталось в памяти потомков.
Игорь Сикорский – эмигрант добровольный или вынужденный?
Ю. М. Ларин — член президиума, точнее — бюро пленума ВСНХ. В начальный период образования ВСНХ члены бюро пленума многие важнейшие решения принимали единолично. Так что приговор Ларина мог оказаться роковым.
И. Ф, Петров, старейший деятель авиации, в разные годы возглавлявший НИИ В8С и НИИ ГВФ, ЛИИ и Физтех, непосредственный исполнитель’ отбора немецких самолетов и ‘ переброски их в Советский Союз перед самой войной, член Военного Совета и заместитель командующего ВВС в начале Великой Отечественной, часто встречавшийся с И. В. Сталиным, в 1936 г. в составе микроделегации из трех человек посетил крупнейшие авиационные центры во Франции, Англии и США. Сикорский охотно показывал ему свой завод, рассказывал, отвечал на вопросы. И, как свидетельствует Иван Федорович, обратился к нему с просьбой походатайствовать перед Сталиным о возвращении на Родину.
Сын конструктора, Сергей Игоревич, отрицает возможность появления такой идеи у отца. Однако… К середине 30-х годов. 8 связи с увеличением дальности полета сухопутных самолетов, летающие лодки Сикорского, находившиеся до этого в широкой эксплуатации, стали терять свое значение. А жизнь его вертолетов еще не началась. На этом перепутье у Игоря Ивановича могли возникнуть колебания, о которых мог и не знать его сын.
В интервью накануне своего 75-летия корреспонденту радиостанции «Голос Америки» И. И. Сикорский говорил:
«Я очень рад… послать свой горячий привет людям великой Родины, которая дала мне жизнь. Никто из нас не хочет ни войны, ни разорения, ни разрушения. Мы все должны встать и предъявить твердое требование тем, кто находится у власти: мы хотим мира! Никто не хочет войны. Никто ее не выиграет, но погибнуть могут все.
Это мое послание мне хотелось передать вместе с моим глубоким, горячим, искренним приветом всем жителям страны, в которой я начал свою жизнь и которой бесконечно многим обязан и во всей моей дальнейшей судьбе».
Игорь Иванович Сикорский. Биографическая справка
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения авиаконструктора Игоря Сикорского.
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета. У мальчика рано пробудился интерес к моделям летательных аппаратов: в возрасте 12 лет Игорь смастерил небольшой «геликоптер» с резиновым моторчиком, взлетавший вверх.
В 1903 году он поступил в Петербургское морское училище, чтобы стать кадровым офицером, но уволился со службы в 1906 году, поскольку испытывал тягу к техническим наукам. После непродолжительного технического обучения в Париже Сикорский вернулся в Киев и в 1907 году поступил в Политехнический институт. Сикорский неплохо закончил академический год, но решил, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам, и что интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории.
Лето 1908 года Игорь Сикорский провел в поездке по Европе, тогда же он узнал об успешных полетах братьев Райт и познакомился с европейскими изобретателями, искавшими свои пути в области полета.
С финансовой помощью сестры Сикорский в январе 1909 года снова поехал в Париж, чтобы продолжить занятия и приобрести двигатель малого веса. Вернувшись в Киев в мае 1909 года, он начал строить «геликоптер», как тогда называли вертолеты. С первой моделью он потерпел неудачу, выявившую ряд практических трудностей. Второй летательный аппарат, с более мощным двигателем, испытанный в 1910 году, тоже не полетел. Сикорский принял решение заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом. В начале того же года им был испытан первый биплан С-1. Мощность двигателя 15 л. с. оказалась не достаточной, но на переделанной модели С-2 с более мощным двигателем Сикорский совершил свой первый полет. Затем последовали более совершенные модели С-3, С-4 и С-5.
Летом 1911 года на С-5 с мотором мощностью 50 л. с. Игорю Сикорскому удалось пробыть в воздухе более часа, достичь высоты 450 м и совершить небольшие перелеты по прямой.
С 1912 по 1917 года Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге (Петрограде), поставлявшего аэропланы для русской армии. Здесь им были построены аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов в 1912 – 1913 годах. Здесь он в 1913 году построил (и лично облетал) первый в мире четырехмоторный аэроплан «Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Затем под руководством Игоря Сикорского были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы (опытные и серийные), поплавковые варианты сухопутных самолетов, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца» и др. В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.
В 1917 году Игорь Сикорский эмигрировал из России в Европу, а в 1919 году в США. Там он с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг».
В 1957 году Игорь Сикорский ушел в отставку с должности менеджера по конструкторским разработкам своей компании, но оставался консультантом до самой смерти.
Еще при жизни Игорь Сикорский был признан выдающимся авиационным конструктором, он был лауреатом высших орденов и медалей, а также премий по авиации, в том числе российского креста Св. Владимира, премии им. Сильвануса Альберта Рида от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма, премии им. Элмера Сперри, Премии национальной обороны США и др., получил немало почетных докторских званий, почетных членств в научных и технических обществах США и
Игорь Сикорский скончался 26 сентября 1972 года в своем доме в городе Истоне, штат Коннектикут (США).
Игорь родился в семье психотерапевта Сикорского и вырос в Киеве. Подросшего мальчика отдали на обучение в Киевскую гимназию, а затем в Морской кадетский корпус города Петербурга. В 17 лет Игорь поступает в Парижскую техническую школу Дювиньо де Лано, а через год снова в Киеве продолжает учебу в политехническом институте. Можно сказать, что образование Сикорского было блестящим, его родные прочили ему успешную карьеру, но Сикорский с 11 лет мечтал о небе. Вернее, он был одержим идеей строительства летательного аппарата. Свой первый вертолет он смастерил во дворе дома в 1909 году. Его детище – геликоптер мог поднимать только собственный вес в девять пудов, но с пилотом оторваться от земли не мог. Через год появляется еще один вертолет по этой же схеме. Одновременно молодой студент проектирует аэросани с воздушными винтами.
В 1911 году биплан БиС-5 не только взлетел, но и устроил показательные выступления, прокатив пассажиров. Этот легкий самолет принес большой успех талантливому юноше. По модели пятой машины Игорь Иванович построил несколько самолетов, сам их испытывал, участвовал в военных маневрах, сдал экзамен на звание пилота. В этом же году была разработана шестая более мощная модель для трех пассажиров С-6, установившая мировой рекорд по скорости. Новый усовершенствованный самолет получил в 1912 году золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки и почетную медаль «За труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана».
Еще до окончания института, молодой Сикорский получает приглашение стать главным инженером военно-морской авиации и еще одно приглашение в воздухоплавательное отделение на « Русско-Балтийский вагонный завод». Конструктор покидает Киев и переезжает в столицу, получив возможность с головой окунуться в авиастроение и реализовать свои способности. Благодаря поддержке могущественного организатора российского машиностроения председателя управления РБВЗ Шидловского М.В., Сикорский добивается больших успехов в создании ряда машин нового класса: гидросамолет, специальный самолет для обучения летчиков, серийный, монококовый и пилотажный. В международных конкурсах военных бипланов в жесткой борьбе лучшими были признаны три самолета Сикорского. Модель разведчика С-10 стала основной машиной в Балтийской морской авиации. Самолет С-12, обладающий большой маневренностью, стал производиться для фронта. Было также организовано производство лицензионных иностранных типов самолетов.
Постоянно работая над повышением надежности, вначале 1913 года авиаконструктор проектирует четырехмоторный аппарат на несколько человек. Император Николай, поднявшись на гигант, который назвали «Русским Витязем», пожаловал Игорю Ивановичу наградные золотые часы. Так Сикорский стал родоначальником многомоторной авиации. По схеме Витязя, другое название «Гранд», начали строить тяжелые бомбардировщики и транспортные машины, позволяющие производить ремонт в условиях полета. Именно «Русский Витязь» прославил инженера–конструктора, сделав его национальным героем. За рубежом подобные конструкции стали производиться много позже.
В конце 1913г. создается еще одна модель гидросамолета, также с четырьмя моторами. В то время самолет считался самым большим в мире и был назван «Илья Муромец». В годы мировой войны Сикорский создавал русскую авиацию своими гениальными разработками. Целая воздушная эскадра самолетов разных типов участвовала в боях, инженер постоянно находился на фронте, исследуя работу механизмов и дорабатывая конструкции. За годы войны им было сконструировано более восьмидесяти тяжелых воздушных кораблей разнообразных модификаций. Строились заводы для авиастроения, развитие отечественной промышленности сделало большой рывок благодаря молодому конструктору. Сикорский был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.
Производство новых шести моделей было прервано революцией. Массовые волнения в стране выбили из колеи всех специалистов и соратников Сикорского. Командующего авиационными войсками генерала Шидловского зверски убили разбушевавшиеся матросы на финской границе. Со дня на день ожидал ареста и сам Сикорский. Он был предан Государю, свято верил в Бога и понимал, что в живых его не оставят. Расположение Императора к Сикорскому было общеизвестным фактом, поэтому весной 1918 года конструктор покинул Россию, оставив молодую жену и маленькую дочь. Проработав год во Франции и создав копию четырехмоторного гиганта, Игорь Иванович намеревался вернуться на Родину. Россия была охвачена пламенем гражданской войны, политическая обстановка была неясна, поэтому конструктор посчитал целесообразным продолжить свою деятельность за границей.
В 1919 году он уезжает в США, где начинаются тяжелые годы борьбы за существование. Несмотря на все трудности, Сикорский не отказался от конструирования. Через четыре года инженер находит единомышленников среди русских эмигрантов и открывает маленькую самолетную компанию «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Скромный, но регулярный доход позволяет конструктору вызвать из России дочь и двух своих сестер. Через некоторое время Игорь Иванович вновь женится на русской эмигрантке Семеновой Елизавете. Во втором браке появляются четверо сыновей.
Первый самолет, построенный в тяжелейших условиях, двухмоторный S-29 для Лонг Айленда был самым лучшим. Модель сразу стала востребованной, а компания Сикорского получила постоянные заказы. В 1924 году имя славного конструктора приобрело известность и в США, а Советская Россия назвала его политическим предателем.
Команда под руководством Сикорского работала «на износ», и уже в 1929 году фирма вошла в огромную и сильную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт», в которой находится и сегодня. Отныне русские самолетостроители могли не заботиться о рынке сбыта. Заводы увеличивали мощности и расширяли штат, но основными инженерами оставались русские эмигранты. Заместителем Игоря Ивановича был выдающийся ученый, специалист в области аэродинамики Глухарев М.Е. Брат Глухарева также трудился у Сикорского в качестве конструктора. Русских талантливых инженеров, летчиков и рабочих в команде оказалось много, и все они были близкими друзьями главного конструктора.
Благодаря Игорю Ивановичу в Стратфорде образовалась большая русская диаспора. Беглецы из Советской России старались селиться именно в этом городе. При заводе отстроили церковь, а пост архиепископа Западной Канады получил первый русский священник Антонюк. Сикорский занимался благотворительностью, и с его помощью были построены русская школа, клуб, опера и православный храм в честь Святого Николая.
Наладилось производство тяжелых самолетов-амфибий, многоместных пассажирских лайнеров для перевозок через океан. Летающий корабль S-42, созданный в 1934 году, летал через Тихий Океан, установил много рекордов и, несмотря на большую грузоподъемность, был скоростным лайнером. Еще одна летающая лодка S-43, приобретенная страной Советов, прекрасно зарекомендовала себя в поисках пропавшего русского экипажа Леваневского в северных льдах. Именно эту лодку сняли в известном советском кино «Волга-Волга». Последним тяжелым кораблем в 1937 году стал S-44. После чего спрос на большие самолеты неожиданно упал.
Главному конструктору было 50 лет, когда все пришлось начать сначала. Игорь Сикорский вновь вернулся к вертолетам. Свой первый вертолет он сам поднял в воздух в 1939 году. Классическая схема новой конструкции сегодня является основной для всех моделей вертолетов. Через несколько лет появились усовершенствованные варианты, занявшие ведущие позиции в непростой конкуренции вертолетного строения. Аппарат S-52 смог совершить перелет через Атлантику с дозаправкой непосредственно в воздухе в 1952 году. Далее стали производиться многотонные вертолеты, доказав возможность их полета с любым весом. Никто не мог повторить модель машин русского конструктора. Сикорского стали называть « Мистер Вертолет». Последним и лучшим его вертолетом стал S-58. В 1958 году, достигнув пика славы, Сикорский вышел на пенсию, оставив за собой место советника.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
После Октябрьской революции началась массовая эмиграция самых различных социальных слоев российского населения. В 1918 году в США иммигрировал один из самых гениальных авиаконструкторов XX века. Нестабильная политическая ситуация в России и угрозы расправы вынудили Игоря Сикорского, которого многие называли «отцом авиации», покинуть родину и иммигрировать в Соединенные Штаты Америки в поисках лучшей жизни.
Игорь Сикорский родился в 1889 году. Мать будущего авиаконструктора, Мария Сикорская, имевшая медицинское образование, с детских лет прививала сыну любовь к авиации. Именно от нее Игорь впервые услышал о проектах летальных аппаратов великого итальянского изобретателя Леонардо да Винчи, жившего на рубеже XV-XVI веков. Именно благодаря матери полеты стали мечтой всей жизни Сикорского.
Успешные испытания в Киеве
В 12 лет Сикорский сконструировал первую миниатюрную модель вертолета. В погоне за мечтой он поехал учиться сначала в Париж, а затем в Санкт-Петербург. В родной Киев Сикорский вернулся только в 1910 году.
По возвращении в родной город Сикорский работал над созданием вертолета. После нескольких неудачных попыток ему это удалось. Он смог создать модель вертолета, оснащенного двигателем и пропеллерами, который мог развивать скорость около 40 километров в час. Благодаря созданию летательного аппарата Игорь Сикорский стал знаменит.
Золотые часы
В 1912 году Сикорскому улыбнулась удача. Он стал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге, где продолжил свои исследования в области авиации. Вместе со коллегами Сикорский разработал самолет с четырьмя двигателями, который произвел большое впечатление на российских инженеров. Сам император Николай II выразил желание посмотреть на чудо авиационной техники.
Во время осмотра российский император был так впечатлен самолетом, что пожаловал конструктору золотые часы. Николай II высоко оценил талант Сикорского и призвал его продолжить исследования в области авиации.
Расстрельный список и бегство из России
Осуществив побег, Сикорский какое-то время жил в Париже, а затем навсегда иммигрировал в Соединенные Штаты Америки.
Поразительные достижения в области авиации
Первое время Сикорский зарабатывал преподаванием математики в школе. В 1923 году он основал собственную авиастроительную компанию. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Сикорский столкнулся со многими трудностями и чуть не обанкротился. Спасением от разорения стала финансовая помощь, которую он получил от своего друга, российского композитора Сергея Рахманинова. Он, как и Игорь Сикорский, был вынужден бежать в Америку после Октябрьской революции.
Контекст
Iltalehti: Михаил Калашников раскаялся под конец жизни
Bloomberg: Россия поспешила с собственным авиалайнером
Forbes: на что способен российский робот-вертолет
CNN: прототип китайского вертолета, похожий на НЛО
Воодушевившись успехами, Игорь Сикорский начал работать над вертолетами, чтобы осуществить свою детскую мечту и мечту Леонардо да Винчи о создании летательного аппарата с вертикальным взлетом. В 1939-1940 годы он занимался разработкой вертолета Vought-Sikorsky VS-300. А два года спустя ему удалось сконструировать вертолет Sikorsky R-4, который получил широкую популярность в вооруженных силах США.
Кстати говоря, Игорь Сикорский, получивший американское гражданство, смог создать более 30 летательных аппаратов, большая часть из которых — вертолеты.
В 1957 году по просьбе Белого дома российский ученый разработал вертолет Sikorsky H-34, который предназначался для регулярных рабочих поездок президента США Дуайта Эйзенхауэра.
Игорь Сикорский скончался 26 октября 1972 года в городе Истоне, штат Коннектикут. Ему было 82 года. Российский авиаконструктор умер на чужбине, вдали от родного Киева, куда он всегда мечтал вернуться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.