в каком году династия цинь завершила борьбу за объединение царств в единую империю
Объединение Китая царством Цинь
Объединение Китая царством Цинь | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китай в 260 году до н.э. | |||||||||
| |||||||||
Противники | |||||||||
Цинь | Хань Чжао Янь Вэй Чу Ци |
Объединение Китая царством Цинь в III веке до нашей эры произошло в результате серии завоевательных войн, в ходе которых царство Цинь завоевало остальные царства Китая периода Сражающихся царств, и создало первую в истории Китая централизованную империю.
Содержание
Предыстория
В IV веке до н. э. циньский правитель Сяо-гун объявил, что если найдётся тот, кто сможет предложить план усиления Цинь, то он получит высокую должность и землю. Такой план предложил Гунсунь Ян, пожалованный за это владением в области Шан. Реформы быстро дали заметный эффект, и престиж Цинь сильно вырос. Циньские армии одерживали одну победу за другой, расширяя территорию царства за счёт завоеваний. В 324 году до н. э. сын Сяо-гуна объявил себя «ваном», и тем самым сравнялся в титуле с формальным Сыном Неба (главой Чжоуского дома).
Во второй половине IV века до н. э. большую роль в усилении Цинь сыграл первый министр Чжан И. В начале III века до н. э. во главе циньских войск встал полководец Бай Ци, который одним из главных методов сделал уничтожение живой силы противника; согласно подсчётам Лян Юйшэна, на его долю приходится более половины вражеских воинов, уничтоженных за последнее столетие периода Сражающихся царств. В середине III века до н. э. по приказу Чжаосян-вана был уничтожен домен Сына Неба, а девять священных треножников перевезены в столицу Цинь.
Ход событий
В 246 году до н. э. на трон царства Цинь взошёл Ин Чжэн, который вначале опирался на помощь первого министра Люй Бувэя, а затем — на сменившего его Ли Сы.
Завоевание Хань
Завоевание Чжао
В конце периода Сражающихся царств Чжао было одним из немногих царств, способных на равных противостоять Цинь, однако в 260 году до н. э. потерпело страшное поражение в битве при Чанпине, в результате которого потеряло всю свою армию. После этого Чжао приходилось отбиваться от соседей, стремящихся урвать кусок прежде, чем в Чжао вырастут новые воины. Несмотря на то, что Чжао удавалось отбиваться от Янь, на войнах против Цинь эти успехи никае не сказались, и в последующие двадцать лет чжаосцы уступили циньцам почти сорок городов.
Во время атаки на Хань в 234 году до н. э. опасаясь, что Чжао придёт Хань на помощь, Цинь отправило против Чжао армию под руководством Хуань И. В битве при Пинъяне чжаоская армия была разбита, потеряв 100 тысяч человек (циньцы, как обычно, вырезали всех попавших в плен). Армия Хуань И продолжала наносить удары по Чжао, но в 232 году до н. э. потерпела поражение при Фаньу, и Хуань И бежал в царство Янь, опасаясь наказания за поражение. Тем не менее чжаоские армии тоже понесли существенные потери, и отступили, чтобы прикрыть столицу царства город Ханьдань.
Природные неурядицы последующих лет подорвали обороноспособность Чжао, и Цинь, используя это обстоятельство, в 229 году до н. э. отправило против Чжао три армии, которыми руководили Ван Цзянь, Цзян Лэй и Ян Дуаньхэ. Чжаоский генерал Ли Му укрыл войска за мощными укреплениями, и ситуация стала патовой. Тогда циньцы сделали ставку на интриги, и в результате подкупа сумели очернить Ли Му, который был снят с должности и казнён. После этого циньские войска в 228 году до н. э. захватили Чжао, взяв его правителя Даосян-вана в плен.
Бежавшие на север, в Дай, чжаосцы провозгласили своим правителем Цзя — старшего сына Даосян-вана. Он продержался в Дай ещё шесть лет, пока Цинь, завоевав Янь, не уничтожило и это владение.
Завоевание Янь
Завоевание Вэй
Царство Вэй не раз воевало с Цинь, терпело поражения, и в IV веке даже было вынуждено перенести столицу в Далян, подальше от циньской границы. Затем Вэй было вынуждено отдать Цинь земли к западу от Хуанхэ.
Завоевание Чу
Когда-то Чу было крупнейшим и сильнейшим царством Китая, но постоянные войны подорвали его силы. В 224 году до н. э. циньские войска под руководством Ли Синя вторглись в Чу, но потерпели неудачу. Тогда циньский правитель попросил Ван Цзяня, ушедшего в отставку после покорения Янь, вернуться на службу и возглавить завоевание Чу. В битве у Цинань чуская армия была разбита. В 223 году до н. э. циньские войска захватили столицу Чу и пленили чуского вана.
В следующем году Ван Цзянь усмирил чуские земли к югу от Янцзы, и принудил к сдаче правителя княжества Юэ.
Завоевание Ци
Царство Ци надеялось на дружественные отношения с Цинь. Оно не пришло на помощь царству Чжао, а в 237 году до н. э. циский Цзянь-ван отправился с визитом в Цинь, где ему была устроена торжественная встреча. Однако в 221 году до н. э. циньская армия напала на Ци. Циский Цзянь-ван, по совету подкупленного циньцами первого министра Хоу Шэна, сдался без боя. Царство Ци было ликвидировано, а его территория присоединена к Цинь.
Итоги и последствия
После того, как царство Цинь завоевало все остальные земли, его правитель отдал приказ первым советникам и цензорам:
Я со своими слабыми силами смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных, только опираясь на помощь духов своих предков, так правители шести княжеств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворённой. Ныне, если не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам. Обсудите, каким быть титулу императора!
После дискуссии с министрами циньский правитель принял титул «император» (хуанди). Так появилась первая централизованная империя на территории Китая.
Династия Цинь ( 221 – 207 гг. до н.э.)
Династия Цинь ( 221 – 207 гг. до н.э.) династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.
Династия Цинь пришла к власти свергнув Династию Чжоу. В эпоху Цинь были заложены принципы управления Китаем на несколько столетий вперед.
Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. государств.
Первая императорская династия Китая – Цинь
Прошло более 2 тыс. лет от того, как в 221 г. до н.э. была создана первое в Китае централизованное государство – империя Цинь, которая имела важное значение для истории Китая.
Обычно гунны легко выходили из-под удара и отступали вглубь Монголии до тех пор, пока китайская армия не прекращала преследований за отсутствия продовольствия и не возвращалась обратно. Вслед за этим гунны совершали новые набеги с того места, откуда их меньше всего можно было ожидать.
В 221 г. до н.э. Чжэну удалось разгромить всех своих противников и завершить объединение страны. Князь циньского княжества Ин Чжэн стал первым правителем Китая, провозгласив себя первым императором, то есть «Цинь Шихуан-ди», что в переводе означает – первый священный император Цинь.
Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Император создал четкую систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с контурами прежних царств и княжеств. А во главе них стояли цзюньшоу – губернаторы.
Области делились на уезды – сянь, во главе с «сяньлинами», а уезды – сянь – на волости – сян, и более мелкие единицы – «тин». В каждом «тине» было по 10 общин – ли. Все крестьяне империи получили наделы земли.
В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы : строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения.
Еще одним важным вкладом в культуру Китая после объединения – стало введение единой письменности. До династии Цинь в разных княжествах были свои письмена. Это создавало препятствия в культурном обмене. После объединения под властью Цинь, Сяочжуань – один из видов китайского древнего письма, стала общепринятой письменностью.
Употребление китайских иероглифов было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры.
Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император Китая также ввел единый денежный оборот с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.
Еще в конце IV в. до н.э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую защитную стену. Остатки этой стены не сохранились.
В 214 г. до н.э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен – пограничной стены. Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет на запад горными хребтами, берегами рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань рядом с хребта рихгофен.
Сооружение Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае. При империи Цинь строились и стратегические пути, а также сооружали водную магистраль – Большой канал.
Цинь Шихуанди – первый император Китая
Цинь Шихуанди ( 259 – 210 гг до н. н.э.) – правитель царства Цинь (с 246 г. до н.е.), который начал завершение многовековой эпохи Борющихся Царств. Основанная им династия Цинь, планировавшая обладать Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.
Ин Чжэн родился в 259 году до н. е., в Ханьдань – княжество Чжао, где его отец, Чжуан Сянван, был заложником. После рождения он получил имя Чжэн. Его мать – наложница ранее находилась в интимных отношениях с влиятельным придворным Люй Буве.
В 13 лет Чжэн стал циньским правителем, но до 21 года считался несовершеннолетним, а всеми делами управлял Люй Буве как регент и первый министр.
Будущий китайский император вобрал популярную в то время тоталитарную идею легизма, ярким представителем которого был Хань Фей. Государственное устройство царства Цинь определяли мощная военная сила и многочисленная бюрократия.
Государство Цинь было самым могущественным в Поднебесной. Все направлялось к объединению Китая во главе с этой династией. Однако, хотя династия Цинь в Китае и значительно расширила свои владения за счет других царств, царства эти все еще оставались достаточно сильными.
Каждую захваченную столицу он приказывал уничтожать. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство на Шаньдунском полуострове, Ин Чжэн в 39 лет впервые в истории объединил весь Китай.
Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, кто только стремился к объединению ее частей под своим руководством.
Правление Династии Цинь
Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом “все колесницы с осью единой длины, все иероглифы – стандартного написания” было создано единую сеть путей, отменено разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также систему мер и весов.
Столицей Китайской империи был избран Сяньян в вечных циньского владениях, недалеко от современного Сианя. Туда было переведено чиновников и вельмож всех захваченных государств (около 120 тыс. семей наследственной знати.
Огромная страна была вновь разграничена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с рамками прежних царств и княжеств. Во главе каждой области поставили губернатора. Области разделены на уезды, которые имели начальников, а уезды – на волости, каждая из которых включала несколько десятков сел.
Большое внимание было уделено организации центральной администрации. Во главе империи было двое министров, один из которых Ли Си играл главную роль. Этим министрам подчинялось несколько центральных ведомств, у которых были соответствующие подразделения в областях.
Так, главе военного ведомства подчинялись военачальники областей и большой штат чиновников центрального аппарата, принадлежавших к отделов и департаментов.
Примерно такой же была и структура других ведомств – финансового, царско-государственного хозяйственного, судебного, обрядового и некоторых других, включая верховную прокуратуру, которая осуществляла надзор за всеми ведомствами и личным составом администрации страны.
Остальные (вплоть до высших, 19-20-го, обладателями которых в империи были единицы) были чиновничьими рангами, которые предоставляли за выслугу и заслуги.
Все многочисленные чиновники, вплоть до высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще зерном, количество которого было четко установлено в зависимости от должности и ранга.
Лишь отдельные представители 19-20-го рангов имели право на взимание налогов с крестьян определенной подаренной им в условное владение территории, но при этом административной власти здесь не имели, их права ограничивались взиманием налогов.
Строго централизованной и хорошо организованной была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, то гигантские строительные работы, обязанность обеспечивать армию, поставки продовольствия и снаряжения, участие в общественных работах на местах и т.д.
Принцип круговой поруки, основанный еще Шан Яном стал еще более распространенным, чем раньше : он касался теперь не только крестьян, но также и тех, кто рекомендовал кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, т. е. стремление устроить на выгодное место бездарного и неспособного родственника или знакомого.
Часть самых торговцев переселили из их родных мест, большие откупщики, занимавшиеся солеварением, железоплавильном делом и т.д., были под контролем властей.
Достаточно жесткой была система легистского законодательства вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особые преступления. За менее тяжкие ожидало физическое наказание или государственное рабство.
Следует отметить, что вся описанная система реформ и нововведений в целом имела немалый эффект, причем довольно быстро. Строго организованная на принципах казарменной муштры китайское государство смогло за короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов.
Интересно! Древняя легенда рассказывает о душе спящего императора Цинь Шихуанди, которая поднялась на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжималась тогда душа императора, увидев беззащитность Поднебесной. Именно тогда и родилась у него мысль возвести Великую Китайскую Стену, которая окружила всю страну и спрятала её от жестоких варваров.
Гробница Императора Цинь Шихуанди
Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.
По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.
Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.
И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии – терракотовая армия, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.
Конец жизни первого императора Китая – Цинь Шихуанди
Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.
Как можно понять из “Ши цзи” ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.
В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.
В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.
Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.
Эпоха Цинь
История империи Цинь (221 — 207 гг. до н. э.) начинается с изменения 13-летним правителем Ин Чжэном титула ван («царь») на более высокий титул Цинь Шихуанди («император»), под которым он и вошёл в мировую историю. Иероглифы «хуан» и «ди» (буквально «божественный владыка») прежде использовались исключительно в титулах богов. Полный перевод титула — «Божественный владыка, открывающий эру Цинь». Таким образом, Цинь Шихуанди объявил монарха и себя лично фигурой, равновеликой божествам, и открыл путь для предельно централизованной имперской формы правления.
Окружение императора разработало и провело в жизнь комплекс реформ: юридических, социальнополитических, административных, хозяйственно-экономических. Так сложились законодательная база и управленческие структуры, обеспечившие функционирование имперской верховной власти.
Все прежние государственные границы были уничтожены. Страну поделили на 36 административнотерриториальных единиц — областей (цзюнь), во главе которых были поставлены государственные чиновники. Для всего населения Китая, независимо от каких-либо местных этнических и культурных особенностей, было введено единое название — «черноголовые». На протяжении всей Чжоуской эпохи жители Китая именовали себя по названиям княжеств и царств, в которых они проживали: цисцы, чусцы, лусцы и т. д. Общее для всех наименование «черноголовые» было призвано вычеркнуть из памяти людей их принадлежность к прежним царствам и заодно приучить к мысли, что они являются поданными единого государства, подчеркнуть их равенство перед верховной властью и государственными законами.
Для создания единого хозяйственно-экономического пространства и установления над ним полного государственного контроля в Цинь была проведена унификация мер и весов, письменности и денежной системы. Началось строительство единой сети казённых дорог, общая протяжённость которых в скором времени составила 8 тыс. км. В неё были включены и искусственно созданные водные артерии, прежде всего Великий китайский канал — самый значительный и технологически совершенный образец древнекитайской водохозяйственной и гидротехнической деятельности. Канал проложили, чтобы связать юго-восточные и северо-восточные районы империи, обеспечить доставку рабочей силы, грузов и продовольствия к месту строительства Великой Китайской стены. Впервые в истории с помощью искусственно прорытого канала (длина 32 км) соединили две текущие в противоположных направлениях реки. В результате китайские инженеры создали гигантскую водную артерию суммарной протяжённостью 2400 км, пригодную для судоходства. Великий китайский канал пересекал почти всю страну с юга на север. Некоторые его участки функционируют и по сей день
Административная реформа вылилась в выстраивание властной вертикали, потребовавшей реорганизации центральных и региональных управленческих структур. Вертикаль возглавляли император и два его помощника — правый и левый советники (министры). В их подчинении находились центральные административные органы, состоявшие из семи ведомств. Главным было Ведомство императорского двора: оно занималось не столько собственно придворными делами, сколько поддержанием государственной монополии на естественные богатства страны. Все земельные, водные и лесные ресурсы были объявлены собственностью государства в лице императора. Как следствие охота, рыболовство и рыбное хозяйство (в естественных и искусственных водоёмах), разработка рудных и соляных месторождений облагались налогом, который поступал в императорскую казну. Имелись также Военное ведомство, Финансовое, Судебное и т. д. Для военно-бюрократического сословия вводились 20 рангов. Министры, сановники, возглавлявшие Военное ведомство, и лица, имевшие два высших (20-й и 19-й) ранга, получали жалованье в виде доходов с выделенных им владений. Остальным чиновникам и военным жалованье выплачивалось зерном, которое они могли продавать только по ценам, установленным государством. Местными административными органами управляли чиновники, назначенные императором, за их деятельностью следили центральные ведомства.
По отношению к аграрному сектору, ремесленной и торговой деятельности, а также низовому населению были предприняты в целом те же шаги, что и в реформах Шан Яна (см. статью «Период Борющихся царств» в томе «Древний мир» «Энциклопедии для детей»). Но теперь они уже распространялись на всё население Китая. Крестьянство было разбито на группы, внутри которых насаждалась круговая порука (все вместе несли ответственность в случае неуплаты налогов). Рыночные цены на зерно определялись государством.
Экономические, социально-политические, административные и военно-юридические реформы Цинь Шихуанди позволили на какое-то время стабилизировать ситуацию в стране.
Войны заключительных десятилетий периода Борющихся царств повлекли массовую гибель населения: оно сократилось почти в три раза (приблизительно с 60 до 20 млн человек). Значит, появилось много свободных земель. Правящий режим имел возможность щедро раздавать участки крестьянам. Да и порядок, установившийся в империи, каким бы жестоким он ни был, должен был восприниматься подавляющим большинством её жителей как благо после столетий кровавого хаоса.
Идеологические реформы
Идейно-теоретической платформой циньского деспотического режима послужил легизм. Но в политике Цинь Шихуанди активно использовались различные религиозные и философские представления, а также конфуцианские морально-этические установки. Лучше всего идеологические основы того времени излагаются в надписях, выбитых по приказанию Цинь Шихуанди на каменных стелах. Их тексты полностью приводятся в «Исторических записках» Сыма Цяня.
Одновременно Цинь Шихуанди создал новый вариант официального божественного пантеона, куда вошли божества и духи, олицетворяющие силы и явления природы: божества Солнца и Луны, Большой и Малой Медведицы, бог ветра, бог дождя, духи Четырёх звёзд (Юпитера, Венеры, Марса и Сатурна) и т. д. Император стремился объединить верования и культы, ранее принадлежавшие различным региональным религиозным традициям, в том числе и самому населению царства Цинь. Однако народом такое собрание сверхъестественных существ воспринималось как что-то совершенно чуждое.
Кроме того, Цинь Шихуанди провозгласил лично себя и всю династию находящимися в магической связи с Севером и под покровительством стихии воды. Чтобы подчеркнуть эту связь, он приказал переименовать Хуанхэ в Дэшуй (Реку Добродетелей).
Цинь Шихуанди стремился к обожествлению фигуры государя. Как считалось, он был вправе лично определять богов, духов и природные силы, которые должны оказывать покровительство правящему режиму.
Внешняя политика Цинь
Через шесть лет после утверждения империи Цинь верховные власти приступили к масштабным внешним военным действиям. В 215 г. до н. э. в северо-восточном направлении была послана 300-тысячная армия под командованием генерала Мэн Тяня (? — 210 до н. э.). Она должна была защитить рубежи империи от «варваров». Мэн Тянь нанёс несколько крупных поражений племенам ху, ди и, возможно, сюнну (гуннам), завоевал ряд местностей (северные части провинций Хэбэй и Шаньси). Теперь ему предстояло укрепить границу. Так был развёрнут самый масштабный в истории древности военно-стратегический и строительный проект — создание Великой Китайской стены.
Одновременно с северным походом и началом работ по строительству Великой Китайской стены 300- тысячная армия отправилась на юг. Стремительно пройдя через бывшие владения царства Чу, она вторглась в соседние с ними южные и юговосточные земли и затем захватила северную часть Вьетнама. Руководство Цинь было нацелено на непрерывную войну, внешнюю агрессию.
Причины гибели империи Цинь
Последующие китайские историки и современные учёные сходятся во мнении, что недолговечность циньского режима объясняется как объективными — социально-экономическими, — так и субъективными факторами. Среди последних личные качества Цинь Шихуанди, его излишняя самоуверенность, властолюбие и патологическая жестокость.
Проведённые им хозяйственно-экономические реформы воспринимались населением как благоприятные очень недолго, поскольку на регионы с различными природными ресурсами, хозяйственными и этнорелигиозными традициями были распространены единые нормативы. Так, разделение населения на группы по десять дворов, подрывавшее единство сельской общины, для страны оказалась неприемлемым. В условиях всё ещё тяжёлого положения деревни именно общинные системы взаимопомощи спасали крестьян от голодной смерти. Налог в 2/3 урожая был посилен вне территории царства Цинь лишь крестьянским хозяйствам на востоке, где выращивали обильные урожаи. Во всех остальных местностях бассейна Хуанхэ он привёл к стремительному обнищанию населения и голоду. Помимо невыносимого налогового бремени крестьянские хозяйства страдали от гнёта трудовых повинностей: миллионы мужчин отзывали на бесконечные строительные работы. О росте массового недовольства правящим режимом и появлении политической оппозиции свидетельствуют антиконфуцианские репрессии в 213 г. до н. э. Они были направлены на установление тотального контроля над духовной и интеллектуальной жизнью общества и немедленное искоренение малейших признаков инакомыслия и неповиновения.
Следующие три года прошли в условиях жесточайшего террора и полного произвола. Теперь единственным законом стали решения и повеления Цинь Шихуанди. Как образно выразился поэт Цзя И, «держа в руках кнут, готовый высечь Поднебесную, он устрашал своим могуществом всех и вся среди четырёх морей». «Первые советники и крупные чиновники получают готовые решения и действуют только по указанию государя. Государь радуется, что внушает трепет наказаниями и казнями. Все, как большие, так и малые, дела в Поднебесной решаются только императором. Он дошёл до того, что на весах отвешивает один дань (около 30 кг) поступивших к нему донесений, на сутки установил норму и, пока не выполнит её, не позволяет себе отдохнуть», — вторит этой оценке Сыма Цянь.
Первыми, кто испытал на себе весь ужас создавшегося положения, были вовсе не простолюдины, а сановники и чиновники. Они панически боялись исполнять возложенные на них обязанности. Малейший просчёт мог стоить им жизни. Поэтому лучше было вообще ничего не делать и представлять императору фальшивые отчёты. «Чиновники боятся наказаний, держатся только за своё жалованье, никто не смеет выполнить до конца свой долг преданности. Государь ничего не знает о своих ошибках и день ото дня становится всё заносчивее, а низшие запутаны и подавлены, лгут, чтобы приспособиться», — свидетельствует Сыма Цянь.
Административно-бюрократический аппарат империи оказался парализован. Провинциальные управленческие структуры находились не в лучшем положении. Текущие хозяйственно-административные дела были пущены на самотёк. И это закономерно: доведя личную власть до немыслимых пределов, пытаясь в одиночку принимать решения по всем вопросам в гигантской стране, император разрушал основы своего могущества. Цинь Шихуанди замкнул на себя все каналы поступления информации и не справлялся с её анализом. Он столкнулся с ключевым парадоксом любой бюрократической системы: тот, кто контролирует всё, не контролирует ничего.
Гибель империи Цинь
В 211 г. до н. э. на территорию одной из областей упал метеорит «Падающая звезда». Кто-то из местных жителей вырезал на нём надпись: «Шихуанди умрёт, и земли империи разделят». Узнав об этом, император послал судебных чиновников произвести дознание, но автора так и не нашли. Тогда арестовали и предали казни всех живших вблизи от места, где произошло это событие.
Метеорит произвёл огромное впечатление на императора. В начале 210 г. до н. э. Цинь Шихуанди отправился в путешествие по стране (то ли инспекционная поездка, то ли паломничество с целью умилостивить высшие силы или найти способ обретения бессмертия). Он путешествовал практически инкогнито в сопровождении немногочисленной вооружённой свиты. Проехал к дельте Янцзы, повернул на север и добрался до Шаньдуна, где внезапно почувствовал недомогание. Но так как император не выносил разговоров о болезнях и смерти, никто из окружавших не осмеливался оказать ему помощь (или у них имелись иные причины для такого поведения?). Цинь Шихуанди скончался, успев оставить завещание в пользу старшего сына Фу Су.
За это время изготовили и отправили Фу Су подложное письмо, в котором император приказывал ему покончить с собой. И гот исполнил повеление отца. На трон вступил Ху Хай (210—207 гг. до н. э.), принявший титул Эр Шихуанди.
В августе 209 г. до н. э. на юге (провинция Аньхой) вспыхнуло восстание, в котором участвовали крестьяне и солдаты, собранные для отправки на строительство Великой Китайской стены. Лидером повстанцев являлся Чэнь Шэн, простолюдин, только-только дослужившийся до младшего офицерского чина. Он не отличался умом и особыми талантами. Существует легенда, что он устроил мятеж потому, что не справился с каким-то порученным ему делом. Восстание Чэнь Шэна было вскоре подавлено правительственными войсками. Однако Поднебесная уже забурлила. «Молодые люди в областях и уездах, которые страдали от притеснений циньских чиновников, повсеместно восстали, убивая начальников областей и воевод, начальников уездов и их помощников. Число их невозможно было сосчитать», — писал Сыма Цянь.
В 208 г. до н. а вожди повстанческих отрядов, возникших на территориях бывших царств Янь, Чжао, Ци и Вэй (Вей), объявили о возрождении этих царств как самостоятельных государств. Генералы правительственных войск, посланные на их усмирение, сочли за лучшее перейти на сторону мятежников. Одновременно образовались две крупные повстанческие армии. Одну из них возглавлял Сян Юй (232—202 до н.э.) — молодой чуский аристократ, потомственный воин и сын полководца, погибшего в битвах с Цинь. Вторую — Лю Ван (247—195 до н. а), выходец из крестьянской семьи, получивший образование и успевший послужить в качестве чиновника, а затем избранный главой родного уезда. Они были предельно разными людьми и по характеру, и по своим целям. Сян Юй всей душой ненавидел циньский режим и лично Цинь Шихуанди, мечтал отомстить и за отца, и за погубленное царство Чу. Лю Бан, человек, умудрённый жизненным опытом, обладавший природным умом и крестьянской смекалкой, напротив, преклонялся перед циньским императором, которого ему как-то довелось мельком увидеть лично. Но в тот момент ненависть к режиму и юношеская горячность одного и благоразумие другого оказались удачным сочетанием. Армии Сян Юя и Лю Бана объединились и двинулись на столицу.