в каком году чайковский начал учиться в консерватории какие произведения были написаны в это время
Чайковский Пётр Ильич: музыка и жизнь
Пётр Ильич Чайковский. Биография
Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск. Сейчас территория поселка относится к Удмуртии. Отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский не владел музыкальной профессией. Он происходил от казачьего рода Чаек, который хорошо известен Украине и работал простым инженером. Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна Ассиер окончила училище для сирот, где занималась литературой, географией, арифметикой, риторикой и иностранными языками.
В свое время отец Петра Ильича Чайковского получил хорошую должность, из-за чего переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, одного из крупнейших предприятий. Ему предоставили не только большой дом с прислугой, но и войско, в котором служило сто казаков. Среди гостей большого дома бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества.
В семье Чайковских было шестеро детей: старший — Николай, второй сын — Пётр (Пётр Ильич Чайковский), Ипполит и младшая сестра Александра, позже родились близнецы Модест и Анатолий. Кроме того, в большом доме всегда жили родственники Ильи Петровича Чайковского, а позже и гувернантка детей, француженка Фанни Дюрбах из Монбельяра, которую встретили как члена семьи.
Из воспоминаний М. И. Чайковского: «Навстречу выбежала масса людей, начались объятия и поцелуи, среди которых трудно было различить родных от прислуги, так ласковы и теплы были проявления всеобщей радости. Мой отец подошёл к молодой девушке и расцеловал её как родную. Эта простота, патриархальность отношений сразу ободрили и согрели молодую иностранку и поставили в положение почти члена семьи».
Несмотря на то, что родители Петра Ильича Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в их доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна – на фортепиано и арфе, говорили также, что она чудесно исполняет романсы, а гувернантка просто очень любила музыку.
В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи.
Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь.
В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить.
После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.
Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера
В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию.
Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.
В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика:
Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.
Даже на закате жизненного пути Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написа:
Пётр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.
Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.
Творчество Петра Ильича Чайковского
Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.
Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.
Читайте также:
Биография Петра Чайковского
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в заводском поселке Воткинск (ныне город в Удмуртии) в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Позднее его отец стал управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директором Технологического института в Петербурге.
В возрасте пяти лет Петр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера.
Когда Петру было 14 лет, от холеры умерла его мать Александра Чайковская.
В 1859 году Петр Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в министерство юстиции. В 1862 году за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. В мае 1866 года он оставил службу в чине надворного советника — официально ушел в отставку в 1867 году.
В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Учился у Антона Рубинштейна (инструментовка), Николая Зарембы (теория композиции), прошел курс органа. В 1865 году Чайковский окончил с отличием консерваторию — диплом и серебряную медаль получил в 1870 году после утверждения этих форм в Уставе консерватории.
За годы учебы в консерватории Чайковский написал квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Фридриха Шиллера «К радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Людвига Бетховена. В это же время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы Александра Островского — увертюра «Гроза».
В 1866-1878 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости».
В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера «Ундина» была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро»). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 годах это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора.
В 1870-х годах композитором были написаны Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия «Франческа да Римини» (1876) и «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» (1877). Поставлены оперы Чайковского — «Опричник» (1874) и «Кузнец Вакула» (1876), ставшая победительницей конкурса дирекции Императорского русского музыкального общества.
В 1877 году, благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в шесть тысяч рублей, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III в три тысячи рублей.
До 1877 года композитор жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. В 1877-1887 годах он жил в Каменке Киевской губернии у сестры, в различных имениях фон Мекк, на даче в Майданове (близ Клина).
С 1880-х годов Чаковский становится известным не только в России, но и за рубежом. Он давал многочисленные концерты, совершая поездки по городам Европы.
Тонкий психолог, мастер-симфонист Петр Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В этот период им были написаны оперы «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).
Композитор стал новатором в области балета, где ведущим компонентом балетной драматургии стала музыка. Создал балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892).
К мировым шедеврам Чайковского принадлежат шесть симфоний, симфония «Манфред» (1885), «Итальянское каприччио» (1880), три концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93), концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.
В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества.
Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 — начале 1888 года как дирижер он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижера на открытии «Карнеги-холла» в Нью-Йорке.
Последний раз Петр Чайковский дирижировал в концерте Императорского русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в октябре 1893 года, где исполнил Шестую симфонию, названную им «патетической».
6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года композитор скончался, заразившись холерой. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
В 1885 году Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории, в 1893 году — почетного доктора Кембриджского университета (Великобритания). В 1884 году он был награжден орденом Владимира IV степени.
В 1894 году по инициативе брата композитора был открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 году — мемориальный музей в Воткинске.
В 1917 году имя Чайковского было присвоено Оперно-вокальной студии, организованной Михаилом Ипполитовым-Ивановым и Варварой Зарудной.
7 мая 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская консерватория официально получила имя Петра Чайковского. Одновременно были учреждены стипендии имени П.И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.
Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
Имя Чайковского носит город в Пермской области РФ.
В 2007 году в Москве в здании Культурного центра имени П.И. Чайковского (в квартире, где композитор проживал с 1872 по 1873 год) был открыт Музей «П. И. Чайковский и Москва».
Композитор был женат на своей ученице Антонине Милюковой, но его брак быстро распался.
Его брат Модест Чайковский (1850-1918) был драматургом, либреттистом опер «Пиковая дама» и «Иоланта». Автор нескольких бытовых пьес и исторической мистерии «Екатерина Сиенская». Составил «Жизнь Петра Ильича Чайковского» в трех томах.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Петр Ильич Чайковский. Биографическая справка
Сегодня, 25 апреля, исполняется 170 лет со дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в заводском поселке Воткинск (Вятская губерния) в семье горного инженера, директора Камско-Воткинского завода. Детские годы композитора прошли в Воткинске, а с шестилетнего возраста – в Алапаевске (на Урале).
Способности к музыке у Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
С 14 лет он начал проявлять склонности к композиции; первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке Анастасии Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг. «, написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета.
Однако, несмотря на любовь сына к музыке, родители, после двух лет занятий в пансионе, определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 г.
После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции, одновременно продолжая заниматься музыкой. Осенью 1859 г. он поступил в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, который через год были реорганизованы в первую в России консерваторию и Чайковский, уже будучи чиновником Министерства юстиции, подал заявление о приеме в консерваторию.
В 1866 г., сразу после окончания консерватории, Чайковский был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, которая через много лет будет названа его именем.
Последующее десятилетие у Петра Чайковского прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности.
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел классы теории, гармонии, инструментовки и свободного сочинения. Любимым учеником Чайковского был выдающийся русский композитор и пианист Сергей Танеев, ставший его близким другом.
Петр Ильич регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика. Из за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. он работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости».
В московский период своей жизни Петр Ильич Чайковский создал оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1874), симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869) и «Буря» (1873, по Шекспиру), «Франческа да Римини» (1876, по Данте), музыку к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и другие камерно инструментальные сочинения и романсы.
В 1877 г. в жизни Чайковского происходят два очень важных события, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь: композитора взяла под свое финансовое покровительство одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника Надежда фон Мекк, назначившая ему стипендию в размере 6 000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило Чайковскому оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. Известна обширная переписка композитора с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.
Второе событие произошло в июле 1877 г., когда Чайковский женился на Антонине Милюковой. Однако брак этот оказался крайне несчастливым. Связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства; он срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917 г., проведя последние двадцать лет своей жизни в приюте для умалишенных.
Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, и уехать из Москвы.
Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».
В конце 1880-х гг. написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».
В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.
Начиная с 1880-х гг. его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения.
С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Одной из самой триумфальной была поездка в Прагу в 1888 г.
В 1893 г. Кембриджский университет в Англии присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки как гениальнейшему музыканту мира.
Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, премьера которой состоялась 16 октября, а 21 октября заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.
Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября (6 ноября) композитор скончался. Похоронен он в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса).
В 1894 г. в Клину по инициативе брата композитора Модеста Ильича был открыт Дом-музей Чайковского, в котором сохранены личные вещи и рояль композитора, а также его архив. В 1940 г. именем Петра Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; открыт мемориальный музей в Воткинске.
С 1958 г. в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского, который и сегодня остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.
В каком году чайковский начал учиться в консерватории какие произведения были написаны в это время
Композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог, музыкально-общественный деятель
Профессор (1866)
Почетный член Московской консерватории (1885)
Почетный доктор Кембриджского университета (1893, Великобритания)
Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884)
Родился 25 апреля 1840 в г. Воткинске.
Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795–1880), начальника Камско-Воткинского завода, позднее управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологического института в Петербурге. В возрасте 5 лет Чайковский начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Р. В. Кюндингера. Занятия музыкой продолжались и в Училище правоведения (музыкальные занятия и пение в хоре были обязательными). В 1859 г. окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в Министерство юстиции, в 1862 г. за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. Музыкой продолжал заниматься, импровизировал, участвовал в домашних концертах. По воспоминаниям современников, бойко играл на фортепиано, обладал приятным голосом, прекрасно танцевал.
В 1861 г. начал заниматься в Музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862г. в Петербургскую консерваторию. Учился у А. Г. Рубинштейна (инструментовка), Н. И. Зарембы (теория композиции), прошел также курс органа. В 1865 г. окончил консерваторию с отличием (диплом и серебряную медаль получил в 1870 г.после утверждения этих форм в Уставе консерватории), однако выпускное сочинение Чайковского – ода «К радости» для солистов, хора и оркестра (на сл. Ф. Шиллера, 1865) — было встречено петербургской музыкальной прессой достаточно холодно. Лишь Г. А. Ларош отозвался о ней восторженно, увидев в этом сочинении задатки великой будущности Чайковского.
Обучение в консерватории и твердо осознанное призвание посвятить себя служению музыке коренным образом изменили образ жизни и сам характер Чайковского: из модного в обществе, преуспевающего молодого человека он превратился в творца, целиком поглощенного сочинением музыки. Оставив службу в чине надворного советника, полученном в мае 1866 г. (официально ушел в отставку в 1867 г.), Чайковский сознательно пошел не только на резкое ухудшение своего материального положения, но и на неопределенность его в будущем. Ситуацию во многом спас Н. Г. Рубинштейн, познакомившийся с Чайковским в Петербурге и пригласивший его преподавать в Музыкальные классы РМО в Москве (вместо рекомендованного А. Г. Рубинштейном «более опытного» Г. Г. Кросса).
Педагогическая деятельность
Приехав в Москву, Чайковский поначалу вел классы элементарной теории музыки («класс элементарный») и гармонии, в которых обучалось 24 ученицы (Отчет РМО в Москве за 1865/66. М., 1866. С. 36). Пробная лекция состоялась 13 января. Преподаватель, по собственному признанию, «конфузился ужасно», но лекция прошла благополучно (из письма Чайковского брату Анатолию Ильичу от 14 янв. 1866, см. в кн.: Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х тт. Т. 1. М. – Лейпциг. C. 227, 228). На открытии Московской консерватории 1 сентября 1866 г.исполнил на фортепиано увертюру к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Тогда же приступил к работе в консерватории в качестве профессора: «Мы живо помним, как он появился, молодой, красивый, изящный, несмотря на свой более нежели скромный костюм, – изящество было присуще его натуре» (Кашкин Н. Д. Петр Ильич Чайковский // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 420). Преподавал в консерватории до 1878 г. в классах специальной теории, обязательной (элементарной) теории музыки и гармонии (в иные годы количество учеников достигало 90 человек). Вскоре был включен в Совет профессоров. В 1870/71 учебном году начал вести второй курс гармонии и курс инструментовки, сочетавшийся с курсом свободного сочинения. В 1869 г. готовил также лекции для курса форм, но не вел его. К концу работы в консерватории годовое жалованье Чайковского выросло с 1200 руб. до 2700 руб. серебром.
Поначалу Москва несколько разочаровала Чайковского: «. Вообще состав [преподавателей. – Н.М.] здешней консерватории будет стоять гораздо ниже петербургского», — писал он братьям Анатолию и Модесту 23 января 1866 г. (Чайковский П. И. ЛПСС. Т. V. С. 96, 97). Нередко испытывал досаду от невежества и непонятливости большинства учениц, их тупого, поверхностного отношения к сущности искусства (Геника Р. В. Воспоминания о П. И. Чайковском // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1962. С. 149, 150; см. также письмо Чайковского к Н. Ф. фон Мекк от 14 марта 1878 г. в кн.: Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. В 3-х тт. Т. 1. М.–Л., 1934–1936. С. 259, 260). Соответствующие отношения с учениками складывались непросто: «Чайковский не только несправедлив, он ужасный “придира”… Видишь ли, я отдельным восьмушкам не с той стороны хвостики приписала. Он рассердился, перечеркнул сверху донизу целую страницу красным карандашом; возвращая мне тетрадь, сказал с раздражением: “Вам, – говорит, — раньше надо пройти науку о хвостах, а потом уже по гармонии решать задачи!”» (Амфитеатрова-Левицкая А. Н. Чайковский — учитель // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 78).
Сам Чайковский не считал себя хорошим педагогом. Однако имеются свидетельства, опровергающие это мнение: «Чайковский расхаживал по классу, медленно и очень внятно диктовал нам, а мы записывали. Все первое полугодие он знакомил нас с построением и связью различных гармоний, объяснял задержания и предъемы, заставлял разрешать задачи на цифрованный бас; к гармонизации мелодии он переходил только во втором полугодии. Изложение Чайковского, его замечания, объяснения и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны. Позже я проходил в его классе инструментовку и теорию так называемой свободной композиции, перекладывал для оркестра различные фортепьянные пьесы, писал под его руководством струнный квартет и, для окончательного экзамена, — оркестровую увертюру. Простота, ясность изложения, пластичность формы, прозрачность, мягкость инструментовки были идеалами, к которым Чайковский заставлял стремиться своих учеников; различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив… Невольные, иной раз саркастические и вполне заслуженные замечания никогда не выражались им в сколько-нибудь грубой или обидной форме» (Геника Р. В. Из консерваторских воспоминаний 1871–1879 годов // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 74, 75; см. также: Цуккерман В. А. Об одном педагогическом опыте // Советская музыка. 1959. № 12).
Из содержания лекций по элементарной теории музыки и гармонии, записанных, в частности, С. И. Танеевым, а также его ученических работ по инструментовке, учебных программ и пособий самого Чайковского, очевидно, что кроме непосредственного предмета изучения, значительное внимание уделялось контрапункту, форме, истории музыкальных жанров и форм (Корабельникова Л. С. И. Танеев в Московской консерватории. М., 1974. С. 20–35, 41–44).
Ученики
Среди лучших учеников — Танеев, Н. С. Кленовский, по общим курсам — представители практически всех исполнительских специальностей — А. Аврамова, Амфитеатрова-Левицкая, Г. Арендс, С. Барцевич, А. Баталина (Губерт), А. Брандуков, В. Вильборг, Е. Вонсовская, Геника, С. Гилев, А. Зилоти, Е. Кадмина, И. Котек, А. Литвинов (личный стипендиат Чайковского), Н. Муромцева, М. Унтилова, А. Химиченко. Курс свободного сочинения у Чайковского прошли пианист А. Галли, скрипачи Котек, М. Давыдов, виолончелист А. Брандуков. Практически не давал частных уроков. Одно из исключений — Н. Зверев.
Отношение Чайковского к педагогической деятельности и к самой Московской консерватории было неравнозначным. Преподавательская работа раздражала рутинностью и перегруженностью. Сама же консерватория была дорога Чайковскому как оплот профессионализма в музыке, как среда необходимого ему творческого общения. Он знал практически всех преподавателей-пианистов, струнников и вокалистов Московской консерватории, многим из педагогов и учеников посвятил свои сочинения, о многих писал в «Музыкально-критических статьях» (М., 1953), дневниках, письмах и других материалах. Еще современники понимали, что «консерватория стала для композитора домом, а друзья и коллеги [Кашкин, Ларош, Н. А. Губерт, А. И. Губерт, Э. Л. Лангер, К. К. Альбрехт и прежде всего, Н. Г. Рубинштейн. — Н. М.] той артистической семьей, в среде которой рос и развивался его талант» (Кашкин Н. Д. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском. М., 1954. С. 29). Чайковский осознавал, что на всю жизнь связан с консерваторией (письмо Рубинштейну от 14 января 1878 г., см.: Яковлев В. П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн // История русской музыки в исследованиях и материалах. М., 1924. С. 175– 177). Известно, что Рубинштейн — художественный руководитель РМО в Москве — в значительной степени способствовал успешному развитию композиторской карьеры Чайковского, был первым исполнителем (как пианист или дирижер) многих его сочинений. Сам Чайковский считал его лучшим интерпретатором своей музыки.
Однако и Московская консерватория обрела в лице Чайковского выдающегося педагога, автора 2-х учебников, различных программ обучения; он также перевел на русский язык ряд трудов европейских музыкальных теоретиков (И. Лобе, Геварта). Само имя Чайковского «придавало учреждению блеск и служило ему украшением», а общение с его музыкой, с его гением воодушевляло преподавателей и учеников (Ларош Г. А. Воспоминания о П. И. Чайковском // Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2. Л., 1975. С. 169). Чайковский внес существенный вклад в постановку музыкально-теоретического образования в Московской консерватории. Написанное им «Руководство к практическому изучению гармонии» (1869–1871, изд. в 1872 г., неоднократно переиздавалось) было первой учебно-методической работой русского композитора, обобщившей его индивидуальный творческий и педагогический опыт. Этот учебник, «весьма понравившийся ученикам ясностью изложения и прекрасно написанными примерами» (там же), положил начало традиции, продолженной Н. А. Римским-Корсаковым, Танеевым, А. С. Аренским и др. По решению Совета профессоров Чайковский был включен в комиссию для подготовки программ по музыкально-теоретическим дисциплинам (с Ларошем, Кашкиным, Лангером), участвовал в разработке экзаменационных требований по обязательным и специальным музыкально-теоретическим предметам для оканчивающих консерваторию (протоколы заседаний Совета профессоров от 9 января 1869 и 13 января 1872 г.. РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 8, 9). Создал ряд программ по курсу гармонии: «Курс гармонии» (полный курс для учащихся инструменталистов 1-го года обучения), «Гармония» (курс 1-й) для спец. классов (ок. 1869), «Программа курса гармонии, пройденного в учебном 1869/70 году», «Курс гармонии» (1871/72) (см.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. III-А. С. 221–225). Составлял также учебно-инструктивные документы, в частности инструкцию об экзаменах (приложение к протоколу заседания Совета профессоров от 2 ноября 1866 г.; см.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. III-А. С. ХХ). Перевел на русский язык несколько «полезных для учащихся» сочинений: «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» Р. Шумана (1869), «Примечания Шумана к переложениям «Каприсов» Н. Паганини, изданных в редакции Рубинштейна» (1869), «Музыкальный катехизис» И. Лобе (1870; все — с немецкого языка).
Особое значение для развития Московской консерватории имела постепенная переориентация учебного репертуара, в котором к 1890-м гг. доминирующую роль стали играть сочинения Чайковского для фортепиано (концерты, Большая соната), для скрипки (Концерт), для голоса. Многие ученики еще при жизни композитора стали исполнителями его сочинений, а некоторые (Аврамова, Баталина-Губерт, Галли) оказались позднее коллегами по педагогической работе. Танеев был первым исполнителем в Москве Первого концерта для фортепиано с оркестром (1875). Кадмина прославилась исполнением партии Леля в премьере пьесы А. Н. Островского с музыкой Чайковского «Снегурочка» (1873). В 1879 г. ученикам Московской консерватории композитор поручил премьеру оперы «Евгений Онегин». Чаще всего в своей педагогической работе к творчеству Чайковского обращались П. А. Пабст, И. В. Гржимали, А. Э. фон Глен, К. А. Кипп, позднее — А. Н. Скрябин, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, из вокалистов — А. Д. Александрова-Кочетова, Е. А. Лавровская, В. М. Зарудная-Иванова, Э. О. Тальябуэ и др. Однако осваивать произведения Чайковского ученикам Московской консерватории поначалу было сложно: «При таком исключительно итальянском музыкальном воспитании музыка «Евгения Онегина» показалась нам совершенно новой, очень трудной и по своим новшествам малопонятной» (из воспоминаний Амфитеатровой-Левицкой, исполнявшей партию Ольги, цит. по: Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 1. М., 1964. С. 183, 184).
О привязанности к Московской консерватории говорит тот факт, что в 1885 г. Чайковский отказался от должности профессора Петербургской консерватории при жалованье 5000 руб. в год и выразил желание вести класс свободного сочинения в Московской консерватории безвозмездно (намерение это не осуществилось, т. к. по существовавшему положению директор МО ИРМО не имел права преподавать в Московской консерватории). В мае того же года обратился с открытым письмом в редакцию газеты «Русские ведомости» с целью защитить профессиональную честь Московской консерватории и ее учеников (Чайковский П. И. ЛПСС. Т. ХVII. С. 265–267). Письмо имело знаменательную подпись – «Сторонник Московской консерватории». Весной 1893 г. в Харькове на одном обеде настолько увлекся, говоря о превосходстве Московской консерватории над Петербургской, что забыл о присутствии на нем гостей из Петербурга (Геника Р. В. Из моих консерваторских воспоминаний 1871–1879 годов. С. 73).
Такой же привязанностью отвечала Чайковскому и Московская консерватория. Ряд концертов с исполнением его произведений силами преподавателей и учеников консерватории вошли в историю: премьера трио «Памяти великого артиста» 11 марта 1882 г. (годовщина смерти Рубинштейна) с участием Танеева, Гржимали, В. Ф. Фитценхагена; концерты на Художественно-промышленной выставке в Москве в том же году. Глубоко личное значение имело для композитора исполнение его вокального квартета «Ночь» на темы фортепиано фантазии Моцарта c-moll и собственные стихи учениками класса Лавровской во время посещения консерватории незадолго до смерти. «Петр Ильич сидел в зале возле меня, — вспоминал Кашкин, — и восторгался так, что готов был, по его словам, заплакать» (Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. С. 426). Столь же сильное впечатление на автора произвело первое в истории оркестра проигрывание Шестой симфонии учениками консерватории под управлением Сафонова (Сараджев К. С. О первом оркестровом звучании Шестой симфонии // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 372, 373).
Смерть Чайковского была расценена в Московской консерватории как огромная утрата. На похороны композитора от Московской консерватории в Петербург направили депутацию. Организовали мемориальные вечера и концерты. Аренский посвятил памяти Чайковского Струнный квартет. В дальнейшем концерты и вечера, приуроченные к годовщине смерти композитора, стали в Московской консерватории традицией. Широко отмечались также 100-летие, 120-летие и 125-летие со дня рождения Чайковского.
Творчество Чайковского вошло в число приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности Московской консерватории. С. С. Богатырев проделал уникальную работу по восстановлению незавершенной Симфонии Es-dur. В. В. Протопопов участвовал в подготовке комментированного академического издания ПСС Чайковского (Т. III-А, III-Б. М., 1957–1961), им же подготовлено новое издание Дневников Чайковского. Большой вклад в исследование творчества композитора внесли работы Б. В. Асафьева, Н. В. Туманиной, Н. С. Николаевой, А. А. Николаева, Ю. А. Розановой, Б. И. Рабиновича, П. Е. Вайдман и мн. др.
Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории (решение худ. совета от 29 октября 1885 г.), почетного доктора Кембриджского университета (1893, Великобритания). Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884). В 1917 г. имя Чайковского было дано Оперно-вокальной студии, организованной М. М. Ипполитовым-Ивановым и Зарудной-Ивановой. 7 мая 1940 г.Московская консерватория официально получила имя Чайковского (Указ Президиума ВС СССР). Одновременно были учреждены стипендии им. П. И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.
Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. Созданы Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, Дом-музей Чайковского в Воткинске, Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке (ныне Черкасская обл., Украина). В 1958 г. учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Чайковского (проводится в Москве каждые 4 года).