в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность

Функциональная грамотность

О развитии функциональной грамотности обучающихся

в общеобразовательных организациях

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ ;

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ;

352106 Тихорецкий район, Краснодарский край
ст. Новорождественская, ул.Спортивная 14, тел.8(861)964-62-67

Источник

Статьи

в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть картинку в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Картинка про в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность?

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].

Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2]

Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть картинку в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Картинка про в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность

в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Смотреть картинку в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Картинка про в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность. Фото в каком году было впервые употреблено понятие функциональная грамотность

Кстати, исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment) – в 2019 г. выявила, что за период с 2009 по 2018 гг. по читательской грамотности (важной части функциональной грамотности) сократилось различие в результатах юношей и девушек почти во всех странах. В шести из 64-х стран, в число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты и юношей, и девушек повысились по сравнению с 2009 годом. При этом сократилось различие в результатах юношей и девушек на 20 баллов. Эта позитивная тенденция проявилась в улучшении уровня читательской грамотности юношей на 25 баллов. [3]

Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России, к.пед.н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

Источник

Функциональная грамотность

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Источник

История развития функциональной грамотности.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

История развития функциональной грамотности.

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс.

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Согласно определения А.С. Тангяна, под минимальной функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития обществаи роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития».

Такое представление позволяет, проследив развитие «функциональная грамотность» на основе эволюции ее концепции, судить о структуре и содержании функционального знания.

Анализ материалов международных симпозиумов, сессий ЮНЕСКО, работ ученых (П.Р. Атутова, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, А.М. Новикова, С.А. Тангяна, М. Скилдека, Г. Хинцена и др.) позволил выявить основные этапы развития «ядра» концепции функциональной грамотности, т.е. определение, представление и ее функциях.

В процессе этого использовались следующие основания: соотношение функциональной и традиционной грамотности, изменение ее структуры и основных функций, преимущественный характер функционального знания. В результате определено четыре этапа:

1-й этап (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) — функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности, следствием этого является функциональный метод обучения грамотности, строящегося с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера; концепция и стратегия функциональной грамотности понимаются как обеспечение связи процессов овладения грамотного чтения и письма, иповышением производительности труда, а так же улучшением условий жизни работника и его семьи;

2-й этап (середина 1970-х — начало 1980-х гг.) — осознание функциональной грамотности как проблемы развитых стран; ее обособление от традиционной грамотности; расширение состава и содержания функционального знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной); введение ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины»); возникновение представления об изменчивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений;

3-й этап (середина 1980-х — конец 1990-х гг.) — установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем владения письменным словом, общего образования, изменениями в сфере труда; включение в ее состав традиционной грамотности; осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные составляющие), ее роли как основы «пожизненного» образования, становления грамотной личности;

4-й этап (начало ХХI века) — установление изменений в составе и содержании функциональной грамотности при переходе к постиндустриальному обществу; осознание функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся мире; акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности.

Установившийся в теории и практике образования Республики Казахстан подход к определению и оценке как содержания образования, так и технологического его обеспечения с позиции, с точки зрения понятия «результат» [2] вывел функциональную грамотность учащихся на целевой уровень образовательной деятельности школы в целом и каждого учителя.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось, по данным В.В. Гарилюк [3], в середине прошлого века в документах ЮНЕСКО и затем стало использоваться в многочисленных исследованиях, а по данным Л. Рождественской и И. Логвина «Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность» [4 ].

В настоящее время в педагогической науке важной вехой для развития понятия «функциональная грамотность» стало введение американским исследователем Е.Д. Хершем в 80-х годах ХХ века понятия «культурная грамотность». Он провел опрос по оценке «культурной грамотности»: исследовал знание 4500 наименований предметов, имен, дат, событий, которые, по его мнению, должны знать американцы, считающие себя грамотными в культурном отношении [6].

В последней четверти XX столетия во внимание ученых попадает не только взрослый человек, но и школьник, и в дальнейшем в странах СНГ начинаются многочисленные исследования, посвященные разным аспектам формирования и развития функциональной грамотности (Т.И. Акатова, В.А. Ермоленко,С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, М.И. Губанова, Г.Д. Клок, С.А. Крупник, И.А. Колесникова, О.Е Лебедев, М.Д. Матюшкина, В.В. Мацкевич, С.Ю. Черноглазкин, Л.М. Перминова, Р.Л. Перченок, Л.Н. Полищук, Н.Н. Сметанникова, С.А. Тангян, П.И. Фролова, М.А. Холодная и др.).

В Республике Казахстан на ровне со странами СНГ появились исследования развития функциональной грамотности в процессе образования. Одной из таких работ является диссертационное исследование А.К.Рауандиной. В своем диссертационном исследовании «Методика формирования функциональной грамотности учеников в обучении казахскому языку (5-6 классы русскоязычной школы)» [7] она определила научно-методические основы формирования функциональной грамотности в рамках обучения казахскому языку. В процессе были выявлены принципы формирования функциональной грамотности в процессе обучения государственному языку, критерии отбора языковых минимумов для формирования функциональной грамотности учеников, а также определены лексический и грамматический минимумы по казахскому языку в 5-6 классах, а так же представила методическую систему обучения казахскому языку, рассматриваемую в качестве основы формирования функциональной грамотности, решающего фактора развития жизненных навыков учащихся.

В 2012 году был опубликован « Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы ». Внём были выделены «главные функциональные качества» они должны формироваться в условиях школы: « инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни ». В документе было приведено определение «функциональной грамотности» как способа социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Дан анализ данной ситуации по развитию функциональной грамотности школьников, показаны механизмы развития функциональной грамотности школьников, намечены ожидаемые результаты от реализации Национального плана, озвучены необходимые финансовые ресурсы, был разработан план мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности учащихся . [8].

В соответствии с « Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы » стали проводиться научно-педагогическими центрами страны необходимые научные исследования. Этивопросы по формированию и развитию функциональной грамотности рассмотрены в отчетах исследовательского проекта «Теоретико-методологические основы создания образовательных стандартов 12-летней школы в контексте обновления содержания образования» (Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина (НАО); Руководитель Абылкасымова А.Е.). Исследование в целом посвящено определению методологических, научно-методических, психолого-педагогических подходов к проектированию базового содержания 12-летнего образования, психолого-педагогических составляющих повышения воспитательного и социализирующего потенциала образования, приоритетных задач развития профильного обучения в Казахстане, концептуальных и нормативных основ развития и механизмов реализации профильного обучения в условиях 12-летней школы, выявлению современных требований к обновлению содержания образования в условиях 12-летней школы, научно-методических основ разработки типовых учебных планов и учебных программ профильного образования. Исследователи стремились в рамках этой своей работы выявить научно-методические подходы и принципы проектирования содержания образования для развития функциональной грамотности обучающихся. Они разрабатывали методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся в 12-летней школе.

Казахстанские ученые Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина в указанном исследовании показали, что в современной педагогической науке существует несколько интерпретаций понятия функциональной грамотности. Во-первых, функциональную грамотность понимают как уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности. Данный уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. [9]. Во-вторых, ее определяют как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. [10]. В-третьих, как уровень образованности он характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. [11]. В-четвертых, умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности. [12]. Абылкасымова А. Е. и ее коллеги из Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина наиболее полно соответствующим задачам развития казахстанской школы считают определение функциональной грамотности как «способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью», данный в энциклопедическом словаре педагога.

Расширенное определение функциональной грамотности дано в современном пособии Л. Рождественской и И. Логвиной, подготовленной для учителей: способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Чтобы определить базовое определение для исследования сопоставим существующие определения понятия функциональная грамотность в табличной форме, подходя к классификации их с точки зрения базового понятия. (Таблица 1).

Современные определения понятия «функциональная грамотность»

Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности

Терминологический словарь современного педагога. М., 1999.

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /В.С. Безрукова. –Екатеринбург, 2000.

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы: утв. постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832.

Степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /В.С. Безрукова. –Екатеринбург, 2000..

Уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний

Уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний

Русинова Л . П . Учебное пособие . Педагогический словарь по темам . / сост. Л . П . Русинова . Сарапул , 2010 .

Это уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней

Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Narva, 2012.

Способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом

Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Narva, 2012.

Таблица показывает, что в конце 90-х годов ХХ века эксперты определяли функциональную грамотность через более общее понятие «умение» (определение терминологического словаря современного педагога), что вполне понятно, если учесть, что в странах СНГ еще преобладала знаниевая парадигма, которая результатом образования считала ЗУН-ы: знания, умения, навыки.

В самом начале века Валентина Сергеевна Безрукова — доктор педагогических наук, профессор, многие годы работающая в области методологии педагогики над проблемами развития понятийно-терминологического аппарата педагогики, определила понятие «функциональная грамотность через базовые понятия «способ» и «ступень». Определение В.С. Безруковой в первом варианте было использовано в начале 10-х годов XXI века казахстанскими составителями «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».

Между тем исследователи стали использовать и развивать определение функциональной грамотности второго варианта определения В.С. Безруковой – определение через базовое понятие «ступень». И в 2006 году в терминологических словарях появляется определение функциональной грамотности как уровня образованности. Такой подход сохраняется вплоть до последних лет. Но в работе Л. Рождественской и И. Логвиной снова уже появляется двойной подход: сохраняя устоявшийся подход к определению функциональной грамотности через базовое понятие «уровень», методисты добавляют новый подход: определение функциональной грамотности через понятие «способность».

Этот подход очень закономерен, так как к этому времени прочные позиции завоевала компетентностная парадигма образования, которая рассматривает образовательные результаты в системе понятий «компетентность» и «компетенция», которые в свою очередь определяются через базовое понятие «способность»: компетентность – это способность осуществлять деятельность с качеством, обеспечивающим достижение целей, получение результатов на уровне общественных ожиданий и стандартов; компетенция – это способность выполнить действия с качеством, соответствующим стандартам и общественным ожиданиям.

Нужно еще иметь в виду, что в настоящее время используются три понятия:

грамотность – это способность читать, писать, считать и работать с документами;

элементарная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения;

функциональная грамотность (имеется ряд определений, которые представлены выше).

Исходя из этого необходимо определять функциональную грамотность через понятие способность в соответствии с утверждениями исследователей о том, что «основу функциональной грамотности составляют компетенции» [14], которые, в свою очередь, определяются через базовое понятие «способность».

Основываясь на просматривающейся закономерности развития подходов от определения через базовое понятие «умение» до определения через понятие «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение функциональной грамотности Л. Рождественской и И. Логвиной, опирающиеся на понятии «способность»: « Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Джадрина М.Д. Содержаниен школьного образования в Казахстане: новые перспективы / М.Д. Джадрина, К.С. Куркабаев // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2014. – №3 (43). – С. 14-23.

Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. – 2006. – №12

Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. / Л. Рождественская, И. Логвина. [Электронный ресурс]

Hirsch E.D. Cultural literacy. What every American needs to know. – NY, 1988.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы: утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.

Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам: Учебное пособие. – Сарапул, 2010.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – М., 2000.

Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. – М., 2006.

Терминологический словарь современного педагога. 1999. Электронный ресурс

Теоретико-методологические основы создания образовательных стандартов 12-летней школы в контексте обновления содержания образования: Отчет о НИР (промежут.) / Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина (НАО); Руководитель Абылкасымова А. Е. – Астана: НАО, 2012. – 85 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *