в каком году было тысячелетие крещения руси
1000-летие крещения Руси: почему его праздновали в СССР
Переломным моментом в отношениях между РПЦ и советской властью стало пышное празднование 1000-летия крещения Руси, состоявшееся в 1988 году.
Православие на рубеже перестройки
После небольшой «передышки» в военный и послевоенный период Русская православная церковь вновь подверглась гонениям при Хрущеве. Но ни генсеку-«кукурузнику», ни сменившим его Брежневу, Андропову и Черненко не удалось «показать по телевизору последнего попа». Более того, к 1980 году, когда коммунисты планировали полностью изжить религию в стране, давление государственных органов на церковь, напротив, стало ослабевать. В 1970-х многие интеллигенты разочаровались в марксистко-ленинской идеологии, одним из способов «внутренней эмиграции» для них стали духовные поиски. У таких авторов, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, представляющих популярную в ту пору «деревенскую прозу», появляются образы героев-праведников, созданные словно бы по канонам древнерусской агиографии, а Владимира Солоухина советская критика обвиняла в «заигрывании с боженькой».
С началом политики гласности в 1987 году перед обществом встал вопрос моральной реабилитации репрессированных в сталинское время, в т. ч. и священнослужителей. Однако официальная политика в отношении церкви оставалась прежней, пока в 1988-м страна не подошла к знаковому юбилею — 1000-летию крещения Руси князем Владимиром.
Перелом
Раньше всех к знаменательной дате стали готовиться церковные иерархи русского зарубежья, а также эмигрантские православные публицисты. «В Нью-Йорке и Константинополе, Париже и Риме, Лондоне и Женеве, Брюсселе и Милане уже сейчас проводятся мероприятия, посвященные тысячелетию крещения Руси. Неужели нашему государству не будет стыдно, что национальный праздник россиян пройдет мимо наших городов и сел, что он не коснется всех приходов нашей Церкви?» — задавался вопросом писатель-диссидент Андрей Бессмертный-Анзимиров.
Священники в самом Советском Союзе готовы были столкнуться с тем, что юбилей запретят праздновать или будут высмеивать в прессе. И действительно, как вспоминал митрополит Ювеналий (Поярков), накануне этого события газеты запестрили привычными заголовками: «А было ли Крещение Руси?», «А был ли вообще Христос?». Выходили даже научные сборники, авторы которых доказывали, что принятие христианства было для России «шагом назад», который вел не к феодализму, а в родоплеменной строй.
Но неожиданно для «твердокаменных» атеистов 29 апреля 1988 года глава государства Михаил Горбачев встретился с патриархом Пименом, специально чтобы обсудить празднование 1000-летия исторического выбора князя Владимира. Назвав Крещение Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», Горбачев тем самым связал руки партийным деятелям, которые были готовы помешать празднованию на местах. Последовавшие в июне 1988-го торжества, транслировавшиеся по телевидению, стали самым масштабным событием в жизни послевоенной церкви. В Москву съехались 6 патриархов православных церквей, которые 12 июня провели совместную литургию на площади Данилова монастыря.
Причины
Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.
Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.
Русская православная церковь отметила тысячелетие крещения Руси
Владимир Святой — креститель Руси
В 987 году Владимир, князь Киевский, отказался от язычества и принял православную веру. В следующем году он собрал весь люд русский на берегах Днепра, в водах которого его крестили византийские священники. С этого времени православие стало государственной религией на Руси.
Во время правления князя Владимира христианские ценности поддерживались государственной властью. Киевский князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русского духовенства.
5 июня 1988 года, спустя тысячу лет со дня крещения Руси, в Москве начались торжественные празднества, которые продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. В эту неделю прошли основные мероприятия, а вообще празднование 1000-летия крещения Руси проходило в СССР в апреле-июне 1988 года.
Всю неделю в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Затем торжества прошли в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в епархиях.
После 70-летнего периода пропаганды атеизма в стране начался новый этап в истории Русской православной церкви. Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы. Все больше людей стало обращаться к Богу, стала доступной Библия и церковная литература, на телевидении появись духовные христианские программы.
1000-летие крещения Руси
1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.
Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.
Содержание
Подготовка
События
1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.
Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.» [6]
Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.
Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжественный концерт в Большом театре.
Многие мероприятия празднеств широко транслировались по центральному телевидению.
Значение
Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось [источник не указан 96 дней] в экономический, политический и моральный [источник не указан 96 дней] хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.
Тысячелетие Крещения Руси в воспоминаниях
Четверть века назад Церковь праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Этот день стал поворотной точкой в русской истории ХХ века: общество повернулось лицом к Церкви, и вторую христианизацию Руси уже ничто не могло остановить. Воспоминаниями о Тысячелетии Крещения Руси делятся свидетели этих перемен.
Глоток свежей воды
Николай Державин, старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:
Праздник Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. я помню очень хорошо — тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые. Незабываемым было выступление хора духовенства в Мариинском театре. Такие маститые протоиереи, протодьякона вышли — и как грянули в финале «Русь Святая, храни веру православную в ней же тебе утверждение»!
Год тысячелетия Крещения Руси был во многом поворотным. Это было начало потепления в церковно-государственных отношениях. Еще было далеко до конструктивных взаимоотношений, но некие, как сейчас говорят, сигналы стали поступать. Помните, поначалу было сказано так, что тысячелетие крещения Руси — это сугубо внутрицерковное дело, а в результате получилось широкое церковно-общественное празднование и в Москве, и в Петербурге, и в Киеве, и в других городах.
Я думаю, что, помимо изменения отношения со стороны власти, этот добрый импульс нашел отклики в сердцах людей, которые устали от официоза, от этой лживой жизни. Включаете программу «Время», и там все лучше и лучше, показатели все выше и выше, а реальная жизнь не меняется к лучшему. А тут — глоток свежей чистой воды. Душа народная откликнулась.
90-е годы и все прошедшие 20 лет — это особый удивительный период. У Церкви появились новые возможности, и надо было их использовать. Мы — свидетели и в какой-то степени участники этих благодатных перемен, происходящих и в Церкви и в обществе.
Но при всех удивительных переменах и огромной свободе, важно, чтобы человек был внутренне свободен от греха, чтобы каждый смог сознательно развиваться. Возможности сегодня есть, а будут ли они использоваться? Важно, чтобы мотивация поступков у людей изменилась, чтобы, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, норма веры стала нормой жизни.
Пюхтицкое подворье
Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме:
В 1988 году праздновали Тысячелетие Крещения Руси. И наш покойный Патриарх Алексий, тогда митрополит Ленинградский и Новгородский, мой духовный отец, меня и матушку Варвару благословил участвовать в этих торжествах. И в один из дней он пригласил нас на свою квартиру в Москве и говорит: «Матушки, у меня к вам есть очень серьёзный разговор, деловой, нам надо побеседовать». Мы к нему приехали, и он спросил: «Вы не хотите иметь Пюхтицкое подворье?» — «Владыка, как, где, какое подворье?»
В Таллине, в 1960 году у нас было хорошее подворье, но пришли коммунисты и взорвали его (хиротония владыки во епископа состоялась в 1961 году, если б на полгода пораньше, он бы не допустил!). В Питере, я слышала, раньше в гавани находилось Пюхтицкое подворье, но там устроили универмаг. Кто же отдаст универмаг! Тут владыка достаёт из кармана ключи, и передаёт их нам: «Вот вам ключи, матушки, от Иоанновского монастыря на Карповке, где покоится дорогой наш батюшка Иоанн. Через две с половиной недели, 1 ноября, память Иоанна Рыльского, постарайтесь восстановить. Будем освящать». Мы удивились: «Как за две недели?!» А он: «Матушки, постарайтесь».
Вечером должен был быть по программе концерт, но мы попросили благословения в тот же день выехать в Ленинград. И вечером с матушкой Варварой поехали. Я позвонила своим родственникам, сестре, нас встретили на вокзале. И мы сразу отправились на Карповку. Ключи у нас были. А храм найти не можем. Знаете, что там творилось! Всё было заброшено на протяжении нескольких десятилетий. Жили бомжи, валялись бутылки, повсюду был устроен туалет: запах, грязь, папиросы… Одну дверь откроем, другую, найти не можем! Потом открыли, видим — сарай. Столько помёта, невозможно! Стёкол нет, голуби летают. Это был храм Иоанна Рыльского.
Мы сразу вызвали сестер из Пюхтицы, они приехали на своей машине. Я позвонила в духовную семинарию, я знала ректора отца Владимира Сорокина: «Батюшка помогите, пожалуйста!» — «Мать, откуда ты?» — «С Карповки» — «С какой Карповки?» Я говорю: «Из Иоанновского монастыря». — «Как из Иоанновского?» — «Батюшка, дорогой, владыка передал ключи, 1 ноября в день памяти Иоанна Рыльского будет освящение, помогите нам, пришлите ребят». И вот ребята, семинаристы, утром позавтракают, и их на машине привозили. У них были свои топорики, инструменты, пилы, вёдра. Еще приходили мои родственники, знакомые.
За два месяца до этого в Пюхтицу приехала моя близкая знакомая Полина Васильевна Малиновская. Она жила как раз напротив монастыря. Сейчас её внуки и правнуки остались, она сама уже давно умерла. Она приехала в Пюхтицу. Мы обедали, и тут она говорит: «Матушки, я в последний раз приезжаю, очень слабо себя чувствую и, может, больше вас не увижу, но хочу вам сказать про дорого батюшку отца Иоанна Кронштадтского».
Что творилось в усыпальнице! Туалеты текут, вонища, жутко! 300 противогазов вынесли, парты… Когда мы уже полностью освободили усыпальницу, всё расчистили, смотрю — забетонированное место. Всё ясно: под ним захоронение. Святейший почти каждый день звонил мне, спрашивал, как идут дела. А тут я, не дождалась его звонка, первая ему позвонила сообщить, что мы обрели место, где покоится дорогой батюшка. Святейший обещал быть у нас через два дня. А вскоре пришла помощь из Финляндии, и мы смогли устроить скромное надгробье, подсветку, иконостас, написали иконы. А потом праздновали прославление дорогого батюшки. Его мощи до сего дня не открыты, как дальше будет неизвестно. Господь управит всё по воле Своей святой.
Восстановить Данилов монастырь
Наталия Сухова, заведующая Центром Истории богословия и богословского образования Богословского факультета и доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ:
Наталия Сухова. Фото: pstgu.ru
Когда в 1983 г. Церкви отдали Данилов монастырь, то его несколько лет не восстанавливали, потому что было непонятно, для чего его отдали: чтобы восстановить монастырь в полном смысле значения или только для того, чтобы сделать резиденцию Святейшего Патриарха Пимена? Потом, в конце 1986 г., решили, что именно в Даниловом монастыре нужно отмечать Тысячелетие Крещения Руси. А тысячелетие наступало через полтора года. Был брошен клич по всей Москве, что монастырь надо восстанавливать, и нужны добровольцы. На него откликнулось много церковного народа, в том числе студенты московского университета.
Студенты, прочие жители Москвы работали там все субботы и воскресенья, иногда ночью. Ставили софиты, приносили котлы с едой… Об этом остались воспоминания, как о некой золотой эпохе. За несколько месяцев до празднования Тысячелетия Крещения решили, что отмечать его нужно именно в монастыре, то есть, должна быть братия. Тогда была пострижена первая плеяда монахов, в том числе, из тех людей, кто восстанавливал монастырь.
Религиозное воодушевление стало массовым явлением
Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ:
Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.
В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества Может быть, для того, чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.
Можно все объяснить человеческой мудростью: и начавшуюся Перестройку, и пересмотр отношения к Церкви, и то, что всем стало очевидно, что коммунистическая идеология обанкротилась, но никто не ожидал столь резкой смены отношения к Церкви. Это явное вмешательство Божие в жизнь русского народа.
Особенно явно действие Божие стало ощущаться, когда был передан Даниловский монастырь, и после этого в храмах стали молиться князю Даниилу — раньше этого не было. Само воодушевление знакомых людей, которые восстанавливали Данилов монастырь, передававшееся даже мирским людям, было отрадно и говорило о том, что в стране что-то будет меняться.
Монастырь был отдан Церкви до Горбачева, кажется, еще при Андропове. При Черненко началось было торможение подготовки к празднованию, но незадачливый генсек быстро отправился в мир иной, а при Горбачеве негатив кончился, власти пошли навстречу Церкви, монастырь восстановили и помогли всем необходимым в организации торжеств.
Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.
Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм.
Я был на юбилейном богослужении в июне 1988 года в Даниловом монастыре, и там тоже чувствовалась совершенно особая атмосфера. Все говорило о том, что начинается новое время, все будет по-новому. Размышляя об этом, я понимал, что должна быть проявлена особая ответственность Церкви, и необходимо постараться, чтобы милость Божия, которая нам даруется, была принята с благодарностью, и мы, со своей стороны, сделали бы все возможное, чтобы быть достойными Его даров.
Богослужение помнится очень хорошо. Такого за всю историю Советского Союза не было, наверно, с момента похорон святого Патриарха Тихона, которого тогда же, в 1988 году канонизировали. Главный собор Данилова монастыря не мог вместить всех молящихся, люди заполнили всю монастырскую территорию. Чтобы все могли следить за ходом литургии, были установлены большие телеэкраны.
Появилась возможность открытой проповеди, устраивались собрания для дискуссий на тему христианства, которые собирали огромные аудитории. Собрания, в которых участвовали отец Владимир Воробьев и отец Александр Салтыков, постепенно превратились в богословские курсы, из которых вырос Свято-Тихоновский — сначала институт, а теперь университет. Даже журнал «Наука и религия» вдруг захотел узнать, что им скажет Церковь, и в редакцию пригласили священников. Отец Валентин Асмус на той встрече сказал, что он с их журналом знаком, и считает, что у них нет ни науки, ни религии, зато много атеизма, поэтому журнал вульгарен.
Религиозное воодушевление стало массовым явлением. Количество верующих очень увеличилось. Резко изменилось отношение к вере в Бога в государстве и в обществе, в Церковь пришло много людей, потому что всем стало очевидно, что коммунистические гонения на Церковь кончились.
Настоящий живой праздник
Народный художник России Сергей Харламов:
В 1988 году наша страна, весь православный мир отмечали 1000-летие Крещения Руси. Празднование проходило в Великом Новгороде, в Дни славянской письменности и культуры.
В древний город на торжества приехал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. На торжество собрались писатели, художники, ученые, государственные и общественные деятели.
Я вместе с группой выставкома Союза художников занимался экспозицией ежегодной выставки, приуроченной ко Дню славянской письменности и культуры. Но в тот раз все было по иному, ведь отмечалась такая глобальная дата!
Концерты, встречи в клубах и домах культуры, диспуты — ими были насыщены все дни торжеств. И воспринималось это не как официоз, а как настоящий живой праздник.
Этому способствовало и то, что вокруг было много знакомых лиц, радостные объятия друзей, новые встречи, знакомства, которые оказывались — на всю жизнь. Именно тогда я познакомился с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Он тогда выставил скульптуру — портрет писателя Василия Ивановича Белова, моего будущего друга.
В шествиях, крестных ходах принимало участие множество народу. Однажды, когда крестный ход проходил по мосту, мост зашатался. Люди даже немного испугались, но все обошлось благополучно.
Событие было знаменательным для того времени: о православии в нашей стране, где еще несколько лет назад открыто верить было нежелательно, а порой и небезопасно, заговорили во весь голос. Причем — на государственном уровне. Чувствовалось: жизнь меняется.
Глядя на памятники древнерусской архитектуры, в том числе редкие, домонгольские, мы ощущали, что цепочка преемственности, которую так долго пыталась оборвать советская власть, не оборвалась. И мы связаны с нашими предками, в том числе и тем, что они передали нам свою веру, указали верный путь, по которому стоит двигаться в жизни.
Казалось — мы свидетели второго Крещения Руси.
Тысячелетие Руси
«БЛАГОВЕСТИТЬ ПОТОМКАМ»
Когда проект был утвержден Александром II, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника, так как Микешин не был скульптором и никогда ничего не лепил. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало М.О. Микешину и И.Н. Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью. Он успел вылепить всю модель в назначенный срок, в течение четырех месяцев, и получил полное одобрение за высокое качество ее исполнения.
МИКЕШИН
Три монумента, созданные по проектам М.О. Микешина, известны практически любому образованному человеку. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге находится величественный памятник Екатерине II, который на удивление пощадили комиссары от агитпропа в период реализации ленинского плана революционной пропаганды в изобразительном искусстве. Несмотря на виток «самостийности» на Украине, памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева по-прежнему символизирует непреложный исторический факт воссоединения Украины с Россией в далеком 1654 году. Безусловным лидером популярности среди микешинских скульптурных произведений можно считать памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
В середине XIX века в возрасте 16 лет начал работать чертежником на строительстве участка Московско-Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. Здесь он познакомился с правительственным контрагентом, смоленским помещиком А.А. Вонлярлярским, покровителем людей искусства, писателем, владельцем усадьбы Вонлярово под Смоленском. Пораженный художественным талантом юноши, известный меценат отправил его на свои средства обучаться живописи в Санкт-Петербург, в Академию художеств.
Профессиональный дебют его оказался весьма удачным. После первого года обучения его студенческая работа «Лейбгусары у водопоя», представленная на ежегодной академической выставке, понравилась императору Николаю I, была удостоена малой серебряной медали и куплена в царскую коллекцию. В последующие годы он уверенно получал за свои работы все академические награды по нарастающей. С отличием окончил Академию художеств в 1858 году, получив большую золотую медаль за историческое батальное полотно «Въезд графа Тилли в Магдебург».
Поскольку еще в студенческие годы творчество М.О. Микешина привлекло внимание императорского двора, ему стали поступать хорошо оплачиваемые заказы, в том числе от членов царствующей семьи, и его пригласили для преподавания основ рисования великим княжнам Марии и Евгении Максимилиановнам…
Первый же памятник по проекту М.О. Микешина принес его автору всероссийскую известность. Новоиспеченный скульптор получил в награду орден Владимира и право на пожизненную пенсию, что явилось зримым свидетельством безоговорочного официального признания заслуг М.О. Микешина перед Отечеством. В 1869 году, к своему 35-летию, получил звание академика.
Справедливости ради отметим, что, несмотря на, казалось бы, всеобщее признание, критика демократического толка, будучи против самой идеи установки подобного памятника, вовсе не одобрила его. В частности, известный критик того времени В.В. Стасов охарактеризовал его как монумент русскому самодержавию, не увидев в нем никаких художественных достоинств.
Прошли годы, полтора столетия минуло с момента открытия памятника, чья судьба не была за этот долгий период простой. Все более он воспринимается потомками в первую очередь как выдающийся монументальный символ великой исторической миссии России.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ РУСИ
3. Начало освобождения от татаро-монгольского ига. На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.
5. Начало династии Романовых. Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.
В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:
1. Отдел «Просветители» (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.
2. Отдел «Государственные люди» (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.
3. Отдел «Военные люди» (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион, адмирал Нахимов и др.
4. Отдел «Писатели художники» (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.
ВОССЛАВИВШИЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ
Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.
Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот.