в каком году было создано шампанское
Краткая история шампанского и других игристых вин
Сразу оговоримся, что термин «Шампанское» официально может применяться только к белому игристому вину из французской провинции Шампань, однако это название уже давно стало именем нарицательным для всего «газированного вина», особенно на территории бывшего СССР, так что в данном материале мы иногда будем использовать термин согласно сложившейся традиции.
Определение
Чтобы называться игристым, вино должно содержать диоксид углерода, проще говоря – CO2, обычный углекислый газ, который попадает в напиток тремя путями:
Первый способ самый дорогой и медленный, последний – самый дешевый и быстрый, соответственно, от метода производства зависит и цена за бутылку.
Истоки появления игристых вин
Судя по всему, история Шампанского началась еще в античности: тогда никто не знал, как вино становится игристым, насыщение напитка непонятными пузырьками приписывали и фазам луны, и даже проделкам богов. Впрочем, в трудах профессиональных энологов того времени никаких упоминаний «шипучки» нет.
В Средние века игристые вина считались безнадежно испорченным продуктом, их даже называли «дьявольскими». Было, от чего: природа пузырьков по-прежнему оставалась невыясненной, зато лопнувшая под воздействием возросшего внутреннего давления бутылка мало того, что приносила владельцу убыток, так еще и порождала цепную реакцию, в результате которой могло пострадать до 90% всех запасов погреба.
Изобретение прочной бутылки сделало шампанское безопасным напитком — риск пораниться осколками от взрыва бутылки сократился к минимуму
До изобретения мюзле – специальной проволочной уздечки для более надежной фиксации пробки – и прочного стекла (изготовленного в угольных печах, а не дровяных), такие происшествия были скорее правилом, чем исключением.
В 1662 году англичанин Кристофер Меррет прочитал доклад, в котором разъяснял, что вино начинает «играть» из-за сахара, и так насыщение алкоголя углекислым газом перестало быть делом случая и стало творением рук человеческих.
История Шампанского
Сегодня в это сложно поверить, но Шампанское не всегда было игристым: изначально так называлось кисловатое розовое вино из сорта Пино Нуар, которое делали преимущественно крестьяне. Появление Шампанского связано с климатическими особенностями региона Шампань: из-за низких температур зимой ферментация вина приостанавливалась, а весной после потепления возобновлялась, так и получалось вторичное брожение.
Документально зафиксировано, что уже в 1531 году во Франции было игристое вино (изготовленное «сельским методом» без добавления сахара), а в XVII веке пресытившиеся роскошью английские дворяне, желающие максимально отстраниться от простолюдинов, стали уделять французской «шипучке» повышенное внимание.
Семнадцатый век связан с именем дома Периньона – монаха, который якобы способствовал развитию игристых вин вообще и шампанского в частности. На самом деле, в обязанности достопочтенного бенедиктинца входило как раз обратное: он должен был бороться с дьявольскими пузырьками, из-за которых монастырь терпел убытки, а святые братья были даже вынуждены носить в винном погребе специальные железные маски, чтобы не пострадать от осколка внезапно лопнувшей бутылки. Впрочем, Пьер Периньон действительно значительно улучшил виноделие региона, придумал закупоривать вина особыми пробками и разработал множество технологий, актуальных до сих пор.
Монах дом Периньон — «отец» шампанского
Как бы там ни было, в XVIII веке странное, пощипывающее язык и кружащее голову вино перестало быть персоной нон-грата и вошло в моду, а в 1870-х виноделы со всего мира съезжались во Францию, чтобы научиться шампанизации. В 1907 году был изобретен метод Шарма, значительно ускоривший и удешевивший естественный процесс насыщения углекислым газом. Сегодня игристые вина считаются признаком роскоши, богатства, непременным атрибутом праздника и любого торжества.
История игристых вин в России
Российские виноделы не отставали от европейских и охотно учились у французов шампанизации, так что уже в 1799 году в Крыму увидела свет первая официальная партия отечественных игристых вин, хотя, судя по записям современников, «шипучие вина» в том регионе были известны еще в 1711 году. Историю российских «шампанских» также связывают с именем князя Голицына, внесшего немалый вклад в развитие этой области производства.
Однако сам бренд «Советское Шампанское» появился в 1936 году, когда уже более-менее улеглись послереволюционные страсти и был отменен сухой закон. Со всей актуальностью встал вопрос: что пить простому пролетарию в конце рабочего дня, если он хочет культурно отдохнуть, и чем советские рабочие хуже западных «коллег»?
Советское шампанское нельзя поставлять на экспорт
Так в СССР появился продвинутый метод Шарма по системе Фролова-Багреева (затем улучшенный до метода «непрерывного потока»), позволяющий провернуть весь процесс шампанизации за 3 недели, а с ним – и доступное (хотя и не очень изысканное) игристое вино для трудящихся. История «Советского Шампанского» была бы неполной без разговора о его названии.
Эта торговая марка не была закреплена за одним заводом и относилась ко всем игристым винам Союза: фактически из любого сорта винограда и изготовленным по любому методу.
В 1997 году правомерность имени была справедливо оспорена французскими виноделами, поэтому теперь термин «советское шампанское» можно встретить только в русском написании на винах для внутреннего употребления. Для международного рынка зарегистрирована марка «ТМ Soviet Sparkling», в дословном переводе – советское «сверкающее» или «искристое».
Франция
Кроме знаменитого Шампанского страна подарила миру и другие игристые вина.
Италия
С итальянскими игристыми винами связан забавный исторический курьез: в 1570 году некий врач из Брешии по имени Джироламо Конфорти написал целый трактат на латыни о феномене и свойствах вин «с искрой». Сам же алкоголь «с пузырьками» в Риме и сопредельных регионах появился гораздо позже – уже после развития французской технологии. Пока внятных объяснений этой нестыковке никто не дал.
Обратите внимание, «Спуманте» и «Фризанте» – это не названия марок, а степень «игристости» (сильная и слабая соответственно).
Испания
Испанские виноделы, как и многие другие, тоже вдохновились опытом французов, и первое игристое вино, появившееся в 1872 году, как и следовало ожидать, называлось «шампанским».
В 1883-х годах от имени пришлось отказаться, так появилось «Эспумозо», ставшее впоследствии знаменитой Кавой (Cava).
Кава — испанский представитель
История шампанского
Маркиза де Помпадур утверждала, что «шампанское – единственное вино, которое оставляет женщину прекрасной», и это действительно так. Искристое, игривое, быстро пьянящее лёгкое шипучее вино, без которого немыслим Новый Год в России или любой праздник победителей в Европе, – один из любимых дамских праздничных напитков уже несколько столетий.
Ещё одно известное имя в виноделии и производстве шампанских вин – Клико. В 1772 году Филиппе Клико основал свою фирму по производству и продаже вина. Через некоторое время он сосредоточил свои усилия на игристых винах Шампани. После смерти Филиппе его сын Франсуа возглавил компанию и значительно усилил репутацию фирмы с помощью друзей и единомышленников. Однако в 1805 году Франсуа умер, оставив все дела своей супруге Клементине. Вдова Клико, женщина 28 лет, обладающая кипучей энергией, продолжила дело своего мужа, и вскоре имя Клико было известно не только во всей Франции, но и за её пределами – в Англии и остальной Европе. В 1812 году дела фирмы резко пошатнулись из-за войны Франции и России. В стране царил хаос, и госпожа Клико решает спасти хотя бы часть своих запасов вина, отправив в 1814 году 20 000 бутылок шампанского в Россию. Партия вина с большим трудом и потерями достигла российской границы, и принесла мадам Клико 73 000 российских рублей, что по тем временам – целое состояние! Фирма была спасена от разорения и получила возможность развиваться.
В 1815 году вся Россия пила шампанское вдовы Клико, среди офицеров и гусар вошло в моду игристое белое вино. В последующие годы шампанское стало так популярно, что поставки в Россию стали основным источником дохода французской фирмы.
В 1831 году управлять фирмой стал молодой винодел Эдуард Берне, который ещё более усилил славу имени Клико, а с 1866 года и сам стал владельцем марки в возрасте 88 лет.
Отдельно стоит рассказать об истории шампанского в России. Первые игристые вина в России появились ещё в середине 17 века в донецких станицах Цимлянской и Кумштатской. Сведений об этом крайне мало, и точных описаний вина не сохранилось. Вероятно, что это было совсем не то шампанское, которое мы хорошо знаем, однако известно, что в вине содержалось изрядное количество газа. В 1799 году в Судаке было создано опытное хозяйство, начавшее эксперименты по изготовлению игристых вин. В 1804 году там же было открыто училище виноделия. Известно, что только часть белых вин шла на изготовление шампанского. В 1812 году было основано первое винодельческое хозяйство, занимавшееся только игристыми винами, немного позже второе – хозяйство Крига, который получил за свою работу премию на симферопольской выставке 1846 года. С 40-х годов 19 века в России выпускается шампанское под маркой «Ай-Даниль», производимое в усадьбе князя Воронцова. Знатоки шампанского уверяли, что качеством оно не уступало самым именитым французским маркам. В середине 19 века крымская война (1853-1856 гг.) надолго подкосила производство шампанских вин. Англичане и французы вырубили все виноградники в Крыму, а оборудование и документацию по технологическим процессам уничтожили. Почти полвека длилось восстановление былого мастерства. Одним из главных подвижников стал князь Лев Сергеевич Голицын. В собственном крымском имении Новый Свет князь путём длительных опытов, проб и ошибок создал базу по производству игристых вин. Венцом этого труда был тираж в 60 000 бутылок, выпущенный в 1899 году. Вино из имения Голицына подавалось на коронации Императора Николая Второго. А в 1900 году вино из этой партии было представлено на Всемирной промышленной выставке в Париже. Русское шампанское стало безусловным победителем, взяв Гран-При выставки. Такую оценку труду русских во главе с князем Голицыным дали эксперты, съехавшиеся в Париж со всего мира! С тех пор на голицынских бутылках красовалась надпись «Русское шампанское». Позже фраза была изменена на «советское шампанское», но качество вина оставалось высоким долгие годы. Ещё задолго до выставки русское правительство в лице соответствующего чиновника решило, что крымские шампанские вина ординарны, и поручило Голицыну найти новый район для производства игристых вин. Последний тираж вина из Нового Светы был сделан в 1905 году, после чего последовал долгий 30-летний перерыв.
В 1870 году князем Голицыным и специально приглашённым специалистом из Франции, шампанистом Тьебо были выбраны земли, находящиеся у озера Абрау и речки Дюрсо. В этих местах было создано специальное имение, принадлежавшее царской фамилии. Последующие десять лет подготавливалась почва и закладывались виноградники. Решено было ограничиться сортами Алиготе, Каберне, Рислинг, Совиньон, Шардоне и Пино. Уже первые урожаи поразили всех своими качествами. Вино получалось великолепным по аромату, вкусу и цвету и было, несомненно, высочайшего качества. С 1890 по 1895 год в Абрау-Дюрсо были выстроены глубокие тоннели, в которые поместили первые 16 000 бутылок вина первого урожая. В начале производства технологами на заводе были французы. В 1916 году они спешно покидают Россию, и 3 года винодельни Абрау-Дюрсо не выпускали тиражей. Уже в 1919 году производство шампанского возглавил А.М. Фролов-Багреев, восстановивший и наладивший не только весь технологический процесс, но и рассекретивший тайные записи французов, не хотевших по понятным причинам делиться винодельческими знаниями. Фролов-Багреев полностью реорганизовал производство, привлёк к работе самых передовых научных сотрудников, подобрал наиболее подходящие сорта для производства шампанского, оптимизировал состав купажей. Кроме того, Фролов-Багреев разработал и внедрил систему шампанизации вина в больших резервуарах, за что получил Сталинскую премию в 1942 году. Качество советского шампанского было высоким долгие годы, и в этом заслуга трудолюбивых и талантливых русских виноделов.
Шампанское не могло появиться без изобретения пробки, которая плотно закупоривает горлышко бутылки и сохраняет газ. Пробку изготавливают из коры пробкового дуба. Она имеет цилиндрическую форму, с расширяющейся нижней частью. Для того чтобы пробка вошла в бутылку, в прошлые века использовали горячий водяной пар для размягчения коры. Остывая, пробка плотно прижималась к стенкам горлышка и не выпускала газ. Сверху пробку фиксировали шпагатом, а впоследствии стальной проволокой «мюзьле». В современных разливочных станках используются специальные закупореватели, сжимающие пробку до 17 мм и проталкивающие в горлышко с давлением более 2 тонн.
Чтобы вкус шампанского порадовал своей полнотой и гармоничностью цвета, аромата и играющих пузырьков газа, необходимо соблюдать несложные правила при открывании бутылки. Знаменитый хлопок при откупоривании бутылки шампанского на самом деле портит вкус и уменьшает количество газа в напитке, а уж выстрел с вспениванием совсем может испортить его вкус. Для того, чтобы не испортить вкус вина, придерживайте пробку до тех пор, пока не снимите её, затем, не вынимая бутылки из ведёрка со льдом, аккуратно поворачивая бутылку (а не пробку) из стороны в сторону, дайте выйти пробке из горлышка. Держите бутылку под углом в 45°, поворачивая именно бутылку, пробку же держите плотно зажатой и неподвижно. При этом возможен лёгкий дымок и несильный хлопок. Именно так открывают бутылки шампанского профессионалы.
Шампанское перед открыванием необходимо охладить до температуры 7-9°С. При этом вино не любит быстрого охлаждения. Нельзя закапывать в снег, помещать в морозильник или на верхнюю полку холодильника. Достаточно лишь поставить за день до планируемого праздника нужное количество шампанского (лучше с запасом – вина в праздник всегда не хватает!) на нижнюю полку холодильника и достать в назначенный час охлаждённые бутылки. Есть мнение, что наливать шампанское следует, наклонив бокалы под углом, однако сомелье рекомендуют наполнять бокалы в вертикальном положении, не касаясь его стенок. Бокалы для игристого вина должны быть из прозрачного гладкого стекла, продолговатые, напоминающие по форме тюльпан. Это идеальная форма для шипучего вина, впрочем, как и для многих других вин.
И в заключение несколько слов о подделках. Традиционно мошенники стараются подделать самые дорогие марки, такие как «Вдова Клико» (Veuve Cliquot) и «Кювье Дом Периньон» (Cuve Dom Perianon). Для того чтобы отличить оригинальное шампанское от поддельного порой требуется специалист-криминалист. Но и обычные покупатели могут уберечь себя от нежелательной покупки или же сразу смогут распознать фальшивку по доступным признакам. Например, французские высокосортные дорогие шампанские вина никогда не укупориваются пластиковой пробкой, это свойственно только ординарным сортам или «Советскому шампанскому». Этикетки должны быть ровно наклеены, не должны иметь потёков краски, клея или дефектов полиграфии. Общее состояние бутылки должно быть близким к идеальному. Фольга на горлышке свёрнута аккуратно, а пробка – из коры пробкового дуба. Если видны царапины, окружные полосы на стекле – это признаки фальшивки. Лучше воздержаться от сомнительной покупки, чем рисковать здоровьем и кошельком.
Недорогие относительно французских марок российские сорта шампанского подделываются значительно реже. Здесь признаками доброкачественного продукта можно считать кроме всех вышеперечисленных специфическую для «Советского шампанского» толстостенную бутылку. Подмечено, что наибольшее количество фальшивого шампанского появляется в последние 2 недели перед новогодними праздниками. Обезопасить себя, да и сэкономить в этом случае можно заблаговременной покупкой. Добрых вам праздников и будьте здоровы!
История шампанского, или откуда родом игристое вино
Как-то Айседора Дункан сказала: «Характер ребёнка определён уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю — в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского.»
Моя же мама, выбирая мне имя, решила остановиться именно на Christine, так как оно созвучно названию великого шампанского «Cristal», которое французский Дом Louis Roederer создал специально по заказу русского Императора Александра II. Аналогия с выдающимся шампанским нравится мне куда больше, чем то, что написано относительно имени Кристина в этимологическом словаре. (Там сказано, что имя имеет греческое происхождение и переводится как «посвящённая Христу» — вот уж точно не про меня!) Поговорим о шампанском и о регионе Шампань, где рождается этот потрясающий игристый напиток.
Подлинное шампанское производят только во французской провинции Шампань — точка. Все остальные напитки являются игристыми винами – иногда очень достойными, но всё же «заменителями» шампанского.Виноград в провинции Шампань начали выращивать ещё в III веке, но истинное развитие культуры виноделия началось на тысячу лет позже. В тот период в Шампани делали обычные красные вина, получавшиеся слегка газированными. Они обладали фруктовым вкусом, и их было легко пить. Но эти вина имели одну неприятную особенность: у них была тенденция к вторичному брожению в бочках. А бочки иногда взрывались, за что вино из Шампани называли «дьявольским».
Виноград растёт на минеральных мелованных почвах, которые и придают вину характерный вкус. Обычно выделяют два вида шампанского: «blancs de blancs» (фр. «белое из белого») из сорта шардоне, и «blancs de noirs» (фр. «белое из чёрного»), получаемое из красных сортов винограда.
Но вернёмся к «Cristal». В 1833 году Луи Родерер I унаследовал компанию по производству шампанского, основанную его дядей в 1776 году. Он сразу же назвал Дом своим именем и начал активное продвижение по всей Европе. Позже его преемник, Луи Родерер II, сфокусировал все усилия на России, и результат не заставил себя долго ждать — совсем скоро сам царь наслаждался шампанским месье Родерера.
Напиток так полюбился царю Александру II, что тот попросил сохранять для него лучшее Кюве каждый год. Было решено, что мастер погреба царского двора будет наведываться в Реймс с визитом раз в год, чтобы продегустировать и одобрить царское Кюве.
Однажды, царь обратил внимание своего сомелье на то, что его шампанское ничем не отличается от того, что любой из его гостей может приобрести сам. Все сервируемые к столу бутылки были из зелёного стекла и подавались обёрнутыми в одинаковые белые салфетки. В результате Луи Родерер обратился к известному фламандскому мастеру-стеклодуву, который создал новую бутылку: из прозрачного хрусталя с плоским дном, украшенную гербом российского императора.
Так появился «Кристаль» в своей прославленной бутылке, призванной демонстрировать эксклюзивность царского шампанского. И с этого момента родилась концепция самого первого Кюве де Престиж. Вот уже более 100 лет внешний вид запатентованной бутылки «Cristal» сохраняет свою уникальность и неизменность..и имеет множество подражателей. Сегодня вкус этого шампанского несколько отличается от одноимённого напитка XIX века — раньше добавляли больше сахара – около 100 грамм на литр, тогда как сейчас количество сахара не превышает 10-15 грамм. Но в остальном, это по-прежнему «Cristal» — шампанское, достойное монарших особ.
Позже, уже во время правления Николая II Дому Родерер был присвоен статус официального поставщика Российского императорского двора. Но Октябрьская революция 1917 года положила конец почти полувековым отношениям. И компания начинает упорно работать над завоеванием новых рынков, в частности, английского и американского.
Катаклизмы начала ХХ века не могли не нанести вреда деятельности Дома. Октябрьская Революция в России лишила Louis Roederer самой преданной и щедрой клиентуры. Следующим ударом после потери русского рынка стал «сухой закон» 1919 года и Великая депрессия 1929 года в США. В тридцатые годы хозяйство находилось на грани разорения. Вдобавок ко всему в 1932-м умирает глава Дома — Леон Орли-Родерер. Но этот период становится началом новой поистине легендарной истории. Вдова Леона, Камилла Орли-Родерер, берёт на себя все бразды правления. Эта выдающаяся женщина, известная железным характером, а также своими пышными приёмами, посвятила последующие сорок три года жизни (вплоть до 1975 года) восстановлению производства и былого престижа. Именно она и спасла Дом Louis Roederer. Камилла была невероятной женщиной, всецело преданной своему делу. Когда её спрашивали, в какое время лучше пить шампанское, она отвечала: «В любое, но оставьте шампанское extra-dry для второй половины дня». Говорят, она особенно любила именно это шампанское.
Политика Дома предполагает выпуск ограниченного количества бутылок под маркой «Cristal», дабы поддерживать высочайший уровень качества. Всё дело в происхождении винограда, используемого для создания этого роскошного Кюве: только лучший виноград идёт на производство. «Кристаль» можно охарактеризовать как Кюве, обладающее утончённостью и элегантностью, деликатностью букета и совершенным балансом. И несмотря на то, что единогласно признаётся исключительным вином, всё ещё совершенствуется с неиссякаемым усердием. В основе оригинальности этого шампанского лежит искусный ассамбляж вин разных терруаров.
И по сей день Луи Родерер остаётся независимой семейной компанией. Дом возглавляет Фредерик Рузо, правнук Камиллы Орли-Родерер. Компания продаёт около 2,9 миллиона бутылок в более чем 80 странах мира.
Вот что рассказывает о процессе производства Cristal нынешний управленец-энолог Фредерик Рузо: «Шампанское Christal состоит на 55-60% из пино нуар. Луи Родерер очень любил этот сорт и полагал, что пино нуар – это основа вина и его магия. Для «Cristal» мы выбираем только урожай наших лучших винодельческих лет, а хорошие годы для шампанского становятся всё более редкими в связи с глобальным изменением климата. Сбор винограда приходится на сентябрь, затем наступает черёд первого брожения, и только в декабре мы начинаем работать над ассамбляжем. Как только ассамбляж завершён, вина разливаются в бутылки с небольшим количеством ликёра. Второе брожение длится около трёх месяцев, в это время и происходит «формирование пены». Затем в течение трёх лет бутылка «вылёживается» в погребе. Наконец, мы удаляем образовавшийся осадок и добавляем немного ликёра, который нейтрализует горький вкус шампанского. Так рождается «шампанское без года» («multimillésimé»), например, наш «Brut Premier». Кстати, «Cristal» пребывает в погребе вдвое дольше остального шампанского, то есть шесть лет».
Погреба Louis Roederer, подобно нескончаемым лабиринтам, растягиваются на огромные расстояния. У входа стоит бюст Александра II. «Мы купили его на аукционе – это дань почтения императору Александру II и нашей собственной истории», — рассказывает управляющий.
Гости, приезжающие в поместье, могут разместиться в отеле на территории владений Louis Roederer. Архитектура и внутренние интерьеры представляют собой классический стиль загородной резиденции — роскошный, но без излишеств с лёгкими нотками декаданса. Сложно представить более подходящее место для торжественного обеда с устрицами и «Cristal».
Рассуждая о правильных гастрономических сочетаниях еды и шампанских вин, нельзя не упомянуть лобстеров, креветок, карпаччо из морских гребешков и фуа гра. И, конечно же, классика жанра и непременный атрибут dolce vita — маленькая ложечка чёрной икры.
Не следует забывать и ещё об одном символе буржуазности — о чёрных трюфелях. Что же касается десерта, то шампанское может стать как прекрасным дополнением к разнообразным сладким и фруктово-ягодным блюдам, так и самостоятельным завершением ужина. А плавный переход от основного блюда к десерту — сырная тарелка.
Во время прогулок по владениям Louis Roederer во мне проснулось чувство грусти и ностальгии по безвозвратно ушедшим временам, в которых я никогда не жила. Когда Россия была великой державой, а лучшие французские виноделы считали за честь поставлять ко двору наших царей свои великие вина. Увы, сегодня не только революция лишила мою страну права на «Christal», но и одно нелепейшее постановление Роспатента, которое вопреки здравому смыслу, недавно вступило в силу.
Патентное бюро отказало в регистрации товарного знака «Cristal» на территории России в связи с тем, что название французского шампанского «Cristal» слишком похоже на отечественную водочную марку «Кристалл».
Таким образом официальная продажа французского Кюве де Престиж находится под полным запретом на всей территории РФ. Louis Roederer ещё может оспорить решение палаты в арбитражном суде. Пока же, нашим соотечественникам придётся довольствоваться шампанским Cristal, привезённым собственноручно из зарубежных поездок.
Ещё одна беда, свалившаяся на Дом Louis Roederer — нувориши. Владельцы марки высказали опасения, что их бренд теряет статус из-за того, что стал слишком популярен среди американских рэп-исполнителей, которые используют «Cristal» для вульгарной демонстрации личного богатства. Между тем, разбогатевшие гангстеры из американских гетто — это, мягко говоря, не совсем та целевая аудитория Дома, который со времён русской монархии всегда ассоциировался с аристократией и самыми состоятельными и уважаемыми деловыми людьми Европы. Увы, в наше время аудитория изменилась. И владельцы Дома уже ничего не могут с этим поделать. Не продавать свой продукт людям, у которых есть на это деньги, они не могут. Вследствие чего руководство Louis Roederer придерживается следующего принципа: главная цель — создать утончённый идеально сбалансированный напиток, за исключительное качество которого Дом несёт полную ответственность. Но как только шампанское покидает Шато, любой человек, кому по карману ценовая политика Louis Roederer, может стать его покупателем.
Сristal – вершина винодельческого искусства. Всё лучшее, что можно получить из винограда Шардоне и Пино Нуар, заключено в известной всему миру прозрачной хрустальной бутылке с двуглавым орлом. Изысканный сложный вкус с фруктовыми нотками груши, клубники и красного грейпфрута, а также насыщенный многослойный аромат — от белых весенних цветов и миндаля, до кофейных зёрен и кожи. У шампанского длительное послевкусие и искрящийся золотой цвет. Всё это делает «Cristal» Louis Roederer настоящим сокровищем.
«Одержав победу, мы заслуживаем шампанского; потерпев поражение, мы нуждаемся в нём», — любил говорить Наполеон. Неудивительно, что этот напиток создали именно французы — тонкие ценители прекрасного и признанные эксперты по части изысканного времяпрепровождения. Шампанское – это праздничное вино, и Луи Родерер с радостью принимает это призвание. Но праздников много, и шампанское Луи Родерер подходит не для каждого из них: оно не впишется в шумные бурные гуляния. Праздник с Луи Родерер – это более интимное и эпикурейское событие с лёгким налётом эгоизма.