Этапы становления и развития высшего физкультурного образования в России
Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности — общее, дополнительное и профессиональное [49,12]. Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительно-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование физической культуры личности школьников.
Общее физкультурное образование принято подразделять на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.
Дополнительное физкультурное образование осуществляется учреждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Это — детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на формирование спортивных резервов различных уровней подготовленности — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса.
Профессиональное физкультурное образование реализуется образовательными учреждениями и дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах физической культуры, институтах, академиях, университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых университетах.
Профессиональное физкультурное образование ориентировано на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физической культуры различных уровней и квалификаций.
Как показывает изучение специальной литературы и зарубежного и отечественного опыта развития физкультуры и спорта, термин «физкультурное образование» вообще нигде не встречается. В этой области оперировали такими понятиями, как «физкультура», «физическое воспитание», «спорт», «физкультурное движение». Отсюда мы солидарны с мнением В.В. Столбова о том, что история физической культуры и спорта представляет собой специфическую отрасль исторических знаний и составляет важный раздел науки о физическом воспитании [183, 3]. Он историю физической культуры и спорта подразделяет на четыре периода.
1. Первый период — первый период история физической культуры древнего мира, освещающая особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры.
2. Второй период — история физической культуры средних веков, показывающая зарождение, расцвет и упадок феодального типа физической культуры.
При выделении вышеперечисленных этапов истории физкультуры и спорта автор руководствуется историческим материализмом, согласно которому общественный быт, политические учреждения, образ жизни людей и вся их духовная жизнь, куда входит физическая культура и спорт, зависят от способа производства материальных благ.
Н.Ф. Кулинко историю развития физкультуры и спорта в России подразделяет на такие периоды, как: физическая культура с древнейших времен до VI века; физическая культура и спорт с VI по XVIII в.; физическая культура и спорт Российской империи; физическая культура и спорт СССР; физическая культура и спорт Российской Федерации. В основе его периодизации лежит принцип историзма, который подразумевает наиболее важные исторические события для России.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма ( РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) )
Логотип
Международное название
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)
профессор Александр Николаевич Блеер
Олег Васильевич Матыцин
г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, +7(495)961-31-11 (многоканальный)
Содержание
История
29 мая 1918 года был открыт Московский институт физической культуры. Его первым ректором был утвержден специалист по школьной гигиене и физическому воспитанию доктор наук (1903), профессор (1918) Варнава Ефимович Игнатьев. В институте он руководил кафедрой школьной гигиены.
Объявление о первом наборе слушателей на годичный ускоренный курс в институте физической культуры было опубликовано в газете «Известия» 24 августа 1918 года. В приёмную комиссию института поступило 317 заявлений, в том числе 117 — от мужчин и 200 — от женщин. На первый курс были зачислены 32 человека, в основном педагоги и врачи из различных губерний. Первые занятия в институте начались 1 октября 1918 года.
1 декабря 1920 года лидер Советского Государства Владимир Ленин подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения». Московский институт физической культуры получил статус Центрального института (ГЦИФК).
С 1968 года по 1970 год ГЦОЛИФК переезжал в новое здание на Сиреневом бульваре.
Названия
Студенты
Выпускники
Студенты вуза на Олимпийских играх
Подразделения
В университет входят несколько институтов, Центральная Олимпийская академия, Музей истории спорта, издательство. Он включает в себя 43 кафедры, аспирантуру и докторантуру. Спортивные сооружения университета — 14 спортивных залов, легкоатлетический манеж, 3 тира, крытый каток, футбольный стадион, 10 теннисных кортов, плавательный бассейн, Универсальный спортивно-зрелищный комплекс (УСЗК), Академия спортивных и прикладных единоборств (АСПЕ).
Критика
Территория Черкизовского рынка
Награды
В 1934 году институт был награждён орденом Ленина. В 1988 году ему присужден Международный диплом ЮНЕСКО за вклад в развитие физической культуры и спорта.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (МОСКВА) (ГЦОЛИФК)
Первый учебный план предусматривал изучение динамической анатомии, физиологии, физиологической химии, гигиены, психологии, гимнастики, трудовых процессов, порядковых упражнений, шведской гимнастики, упражнений по Лесгафту, пластики, ритмики, фехтования, хорового пения, музыкальной культуры, выразительной речи, столярного и переплетного дела.
В первое десятилетие работы института удельный вес медико-биологических предметов в учебном плане был выше, чем специальных спортивных дисциплин. Введение в 1931 комплекса ГТО и расширение массовой физкультурной и спортивной работы в стране обусловили необходимость пересмотра учебного плана. Был значительно расширен объем специальных спортивных дисциплин и увеличено время на самостоятельную теоретическую и спортивную работу студентов. В 1932 были организованы факультеты: педагогический, производственный, военный и спортивный. Впоследствии спортивный факультет был реорганизован в Высшую школу тренеров с отделениями по видам спорта. По дисциплинам учебного плана были утверждены стабильные программы. Началась работа по составлению и выпуску учебных пособий.
В 1934 ЦИК СССР наградил институт орденом Ленина.
В институте имеется 20 кафедр: марксизма-ленинизма; химии и биохимии; анатомии человека; физиологии человека; врачебного контроля, лечебной физич. культуры, спортивного массажа и спортивной травматологии; гигиены; педагогики; психологии; иностранных языков; теории и методики физич. воспитания; истории и организации физич. культуры; гимнастики; легкой атлетики; плавания, прыжков в воду и водного поло; спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол, теннис, хоккей, хоккей с мячом, ручной мяч); борьбы и тяжелой атлетики; бокса; лыжного спорта; конькобежного и велосипедного спорта; фехтования и современного пятиборья. Институту предоставлено право приема и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
Коллектив преподавателей и студентов института принимает активное участие в массовых общественно-политических, физкультурных и спортивных мероприятиях. Ярко проявил себя институт своими красочными и содержательными выступлениями во Всесоюзный день физкультурника, на спартакиадах народов СССР, на ежегодных демонстрациях трудящихся в дни 1 Мая и 7 ноября.
Наряду с учебной работой в институте ведется большая научно-исследовательская и методическая работа по различным проблемам, имеющим первостепенное значение для организации учебного процесса и советского физкультурного движения. Научно-исследовательская и методическая работа института сыграла важную роль в разработке научных основ советской системы физич. воспитания, вопросов физич. воспитания учащихся и юношеского спорта, методики обучения и тренировки советских спортсменов, в разработке вопросов, связанных с использованием средств физич. культуры в оздоровительных и лечебных целях, вопросов врачебного контроля и др.
Большую работу по теории и методике отдельных видов спорта проделали коллективы кафедр гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивных игр, лыжного спорта, бокса, фехтования, велосипедного и конькобежного спорта, тяжелой атлетики.
За последние годы институт возглавляет научную разработку наиболее важных проблем в области физич. воспитания. Коллективом преподавателей института подготовлены и изданы учебники и учебные пособия для институтов по анатомии, психологии, врачебному контролю, лечебной физич. культуре, спортивному массажу, теории физич. воспитания, истории физич. культуры, лыжному и конькобежному спорту, спортивным играм, боксу, борьбе, фехтованию и др., а также различные учебные пособия, программы и методические письма для коллективов физич. культуры и сборники научных трудов. В научно-исследовательской работе института большое участие принимают студенты. К 1 янв. 1960 коллективом преподавателей института выполнено 3271 научная и методическая работа.
Институт является крупным учебным, научно-методическим и спортивным центром, на к-рый опирается в своей деятельности Союз спортивных обществ и организаций СССР. Более одной трети преподавателей состоит в общественных органах Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР (научно-методическом совете, гл. тренерском совете, федерациях и тренерских советах по видам спорта, научных предметных комиссиях, всесоюзных коллегиях судей). Многие преподаватели института участвуют в подготовке сборных команд страны к первенствам мира, олимпийским играм и др. ответственным соревнов.
Российский государственный университет физкультуры и спорта. Справка
Идея создания вуза возникла у заведующей школьно-санитарным отделом Народного комиссариата просвещения Веры Михайловны Бонч-Бруевич. Ее предложение получило поддержку у первого наркома просвещения Анатолия Луначарского, который рекомендовал разместить институт в бывшем дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне улица Казакова).
Свою деятельность институт начинал в трудные годы иностранной интервенции и гражданской войны.
1 декабря 1920 г. Владимир Ленин подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения», и Московский институт физической культуры получает статус Центрального института (ГЦИФК).
Широкое развитие спорта в стране поставило перед институтом новые задачи. В эти годы институт начал выпускать специалистов, хорошо владеющих педагогическим и спортивным мастерством, организаторов физкультурной работы в различных звеньях физкультурного движения. В структуре института были созданы педагогический, производственный (впоследствии спортивный) и военный факультеты, высшая школа тренеров, аспирантура, кафедры спортивных дисциплин.
После войны институт возобновил свою деятельность в 1946 г.: были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.
В 1960-1980 гг. постепенно перестраивалась и совершенствовалась система факультетов для подготовки тренеров по видам спорта, так и учителей физического воспитания в школах. В 1978 г. была открыта Высшая школа тренеров для формирования тренерского состава сборных команд страны, ведущих спортивных команд.
Международный авторитет ГЦОЛИФК приобрел в 1988 г. с присуждением ему Международного диплома ЮНЕСКО за вклад в развитие физической культуры и спорта.
В 1993 г. институт был преобразован в Российскую государственную академию физической культуры (РГАФК).
В настоящее время в ГЦОЛИФК обучается около 5 тысяч человек, в том числе иностранные студенты. В структуре вуза работает 42 кафедры, магистратура, аспирантура и докторантура.
В состав ГЦОЛИФК входит Институт физической культуры, спорта и фитнеса; Гуманитарный институт; Институт туризма, рекреации и реабилитации; Институт заочного и дистанционного обучения. Кроме того, подготовка осуществляется в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая школа тренеров». Также на базе университета свою деятельность ведет Научно-исследовательский институт спорта, Научно-исследовательский институт спортивной медицины, музей истории спорта.
На кафедрах и в лабораториях ГЦОЛИФК учебно-воспитательную, научную, методическую и спортивную работу со студентами, аспирантами и слушателями ведут свыше 450 преподавателей, большинство из которых имеют учёные степени и звания.
За время деятельности университета было подготовлено более 50 тысяч специалистов высшей квалификации, в том числе около 4 тыс. иностранных специалистов из 115 стран мира. Среди его выпускников свыше 140 олимпийских чемпионов, чемпионы Европы и мира. В их числе Лев Яшин, Ирина Роднина, Валерий Харламов, Светлана Журова, Павел Буре, Александр Овечкин, Илья Ковальчук, Дмитрий Булыкин, Дмитрий Сычев, Павел Погребняк, Дмитрий Носов и др.
В октябре 2010 г. следственные органы предъявили обвинение бывшему ректору Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Олегу Матыцину, обвиняемому в незаконной передаче земель вуза под Черкизовский рынок.
По словам официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, Матыцин, работая ректором Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с июля 2001 по июль 2006 г., превысил свои должностные полномочия и передал в аренду коммерческим структурам земельный участок, находящийся в федеральной собственности, по адресу: Сиреневый бульвар, вл. 4, на территории которого функционировал Черкизовский рынок.
В результате незаконных действий Матыцина бюджетной системе Российской Федерации был причинен вред в виде непоступления за указанный период денежных средств в бюджет в сумме более 120 млн рублей.
Земельный участок под бывшим Черкизовским рынком площадью 66,5 гектара, исторически находившийся в госсобственности, был предоставлен РГУФКу на праве бессрочного пользования. В настоящее время суд рассматривает вопрос о возвращении этого земельного участка в собственность РФ.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Спорт и образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Институт был основан 29 мая 1918 года в Москве по инициативе народного комиссара просвещения Луначарского как Московский институт физической культуры. В 1934 году, после присвоения учреждению ордена Ленина, он получил название Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК). В 1920 по распоряжению Владимира Ленина институт переименовали в Государственный институт физической культуры (ГЦИФК) и присоединили к Народному комиссариату здравоохранения. Именно в нем разрабатывался знаменитый всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В 2003-м академия получила статус Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК), с 2011 года она носит свое нынешнее название.
Сегодня РГУФКСМиТ – это международный дипломант ЮНЕСКО. Он награжден за вклад в развитие физической культуры и спорта, участник Европейской сети спортивных наук в высшем образовании (ENSSHE) и член Международного комитета спортивных наук и физической культуры (ICSSPE), победитель конкурса инновационных учебных заведений России в рамках национального проекта «Образование».
Здесь обучается 6 100 студентов программ бакалавриата, магистратуры, аспирантской подготовки, из них 400 человек иностранцы. Из стен ВУЗа вышло 300 олимпийских призеров и чемпионов, включая 177 золотых медалистов и 32 заслуженных тренера России.
В РГУФКСМиТ имеются следующие факультеты (в форме институтов) и кафедры:
— Институт спорта и физического воспитания (кафедры: теоретико-методических основ физической культуры и спорта, баскетбола, бокса и кикбоксинга, велосипедного спорта, волейбола, гандбола, гимнастики, гольфа, гребного и парусного спорта, единоборств, индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта, легкой атлетики, танцевального спорта, лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках, прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло, тенниса, футбола, тяжелой атлетики, хоккея, фехтования, современного пятиборья, восточных боевых искусств).
— Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса (кафедры: анатомии и биологической антропологии, биомеханики, биохимии и биоэнергетики спорта, естественнонаучных дисциплин, методики комплексных форм физической культуры, спортивной медицины, адаптивной физической культуры, туризма и гостиничного дела, физиологии, физической реабилитации и оздоровительной физической культуры).
— Институт научно-педагогического образования (кафедры: физкультуры и адаптивной физкультуры, спорта, экономики, менеджмента, социологии, рекламы и связей с общественностью, антропологии и этнологии, биологических наук, математики и механики, образования и педагогических наук, психологии, фундаментальной медицины, культурологии, экономики и управления).
— Гуманитарный институт (кафедры: иностранных языков, истории и управления инновационным развитием молодёжи, истории физической культуры, спорта и Олимпийского образования, культурологии, философии и социологии, экономики и бизнеса, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций, режиссуры массовых спортивно-художественных представлений, менеджмента и экономики спорта, филологии и спортивной журналистики, педагогики, права, психологии).
— Институт дополнительного образования занимается повышением квалификации и профессиональной переподготовкой кадров (включает Центр довузовской подготовки, Высшая школа тренеров, Подготовительное отделение для иностранцев).
Даем возможность каждому жертвовать на образование! Пожертвовать Закят