в каком году было совершено первое сквозное плавание по всей трассе северного морского пути
История Севморпути: четыре века от замысла до первого успеха
Проложить путь через арктические моря оказалось более сложной задачей, чем полететь в космос
В 2022 году Россия будет отмечать 90-летний юбилей Северного морского пути. За точку отсчета принят 1932 год, когда ледокольному пароходу «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Севморпуть за одну навигацию. Чтобы это стало возможным, десятки полярных исследователей погибли, прокладывая путь через северные моря. Освоение арктического пространства унесло больше жизней, чем покорение космоса. А чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, России пришлось создать первый и самый крупный в мире ледокольный флот. Лишь с появлением мощных атомных ледоколов Севморпуть обрел очертания национальной транспортной артерии и теперь претендует на звание транзита мирового значения.
До начала XX века Северный морской путь называли Северо-Восточным проходом. Из Атлантического океана в Тихий через арктические моря можно попасть не только пройдя вдоль северного побережья Евразии, но и обогнув Северную Америку. Но Северо-Западный проход менее перспективный вариант. При одинаковой протяженности здесь более тяжелая ледовая обстановка, некоторые участки трассы блокируют многолетние паковые льды. Поэтому все взоры в поисках кратчайшего морского пути из Европы в Азию всегда были обращены на Северо-Восточный проход.
Впервые о возможности практического использования Северо-Восточного прохода заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Он ссылался на плавания поморов – жителей побережья Белого моря.
Считалось, что в XIII и XIV веках они ходили на небольших судах бить морского зверя в Баренцево море, добирались до Обской губы. Однако никаких доказательств таких походов до сих пор не найдено, поэтому современные историки сомневаются в правдивости этой версии.
Пионером среди европейцев в исследовании Северо-Восточного прохода стал англичанин сэр Хью Уиллоуби. Собираясь отыскать кратчайший путь в Китай, в 1553 году он снарядил и возглавил экспедицию из трех кораблей. Однако первая попытка покорить арктические моря окончилась трагедией: два корабля застряли во льдах Белого моря, Уиллоуби и его спутники погибли. Лишь одному кораблю, которым управлял главный кормчий Ричард Ченслер, удалось добраться до Архангельска и получить от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли.
В конце XVI века русские мореходы проложили путь сначала к устью Оби, а потом и к Енисею, основав на этих реках первые русские поселения. А системные исследования арктического побережья Сибири впервые провела Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов.
Обобщив результаты ее работы, академик Михаил Ломоносов подготовил работу «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию» и представил в Адмиралтейств-коллегию проект плавания по арктическим морям к странам Востока.
Во многом благодаря стараниям Ломоносова, в 1764 году была организована экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова. Однако ее ждала неудача: трем парусным судам не удалось преодолеть полярные льды, пришлось возвращаться в Архангельск.
К одному из этапов освоения Северо-Восточного прохода можно отнести и экспедицию казачьего атамана Семена Дежнева.
В 1647 году он на небольших деревянных кочах обошел Чукотский полуостров и вышел в Тихий океан, открыв пролив между Евразийским и Американским континентами. Так было доказано: Северо-Восточный проход может стать маршрутом между Атлантическим и Тихим океанами. Однако до появления паровых судов пройти по нему не удавалось.
В 1878 году шведский полярный исследователь Эрик Норденшельд решил предпринять новую попытку на китобойном парусно-паровом барке «Вега». Экспедицию совместно профинансировали шведское правительство, шведские и русские предприниматели. «Вега» прошла почти весь маршрут и сумела обогнуть самую северную оконечность Евразии – мыс Челюскин. Однако была окончательно затерта льдами всего в двухстах километрах от цели – Берингова пролива. Пришлось оставаться на зимовку.
Лишь летом следующего года «Вега» смогла продолжить плавание и всего за два дня дошла до пролива. Обогнув Евразию с юга и пройдя через Суэцкий канал, Норденшельд с триумфом вернулся в Швецию. Северный морской путь впервые был пройден.
Вдохновленные примером шведского коллеги, русские мореплаватели поставили задачу: любой ценой покорить Севморпуть под российским флагом. В 1912 году в путь отправились сразу две экспедиции – под командованием лейтенанта Георгия Брусилова на паровой шхуне «Святая Анна» и во главе с арктическим исследователем Владимиром Русановым на зверобойном судне «Геркулес». Обе экспедиции окончились трагически. Суда и почти все члены их экипажей пропали без вести во льдах Карского моря. Чудом выжили лишь два участника экспедиции Брусилова.
Чтобы бороться с арктическими льдами, в 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач».
В 1914 году они отправились в путь под руководством Бориса Вилькицкого, обогнули мыс Челюскин, но затем встретили непроходимые льды и были вынуждены остаться на зимовку. Лишь в следующем году пароходы завершили сквозное плавание в две навигации, как и Норденшельд, но под российским флагом.
В годы Гражданской войны Северный морской путь впервые получил юридический статус. 23 апреля 1919 года при правительстве Александра Колчака был создан Комитет Северного морского пути.
Адмирал ранее сам принимал активное участие в полярных исследованиях и понимал всю важность Севморпути для экономического развития Сибири и внешней торговли. Когда правительство Колчака было низложено, большевики сохранили комитет, поставив перед ним задачу изучить и освоить Севморпуть.
В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта впервые удалось пройти Севморпуть за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 28 июля судно вышло из Архангельска и взяло курс на восток.
Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива.
По итогам экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил Отто Шмидт. Главсевморпуть занялся строительством ледоколов и судов ледового класса, развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием метеостанций вдоль арктического побережья.
Чтобы доказать, что пассажирские суда могут ходить по Севморпути, в 1933 году по маршруту «Сибирякова» отправился пароход «Челюскин». Судно под руководством Отто Шмидта сумело пробиться в Берингов пролив, но не смогло выйти в Тихий океан: ветра и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. В феврале 1934 года льды раздавили борт парохода и через два часа он затонул. За это время на льды удалось выгрузить всех пассажиров и аварийный запас. Два месяца полярные летчики, рискуя жизнью, вывозили «челюскинцев» со льдины, а за событиями в далекой Арктике следил весь мир. Все 104 человека были спасены.
Несмотря на неудачу «Челюскина», отказываться от планов по налаживанию регулярного сообщения по Севморпути никто не собирался. Уже в 1934 году ледорез «Литке» без аварий прошел из Владивостока в Мурманск за одну навигацию.
Этот рейс вошел в историю как первое сквозное плавание с востока за запад. В следующем 1935 году лесовозы «Искра» и «Ванцетти» впервые перевезли по Севморпути грузы из Ленинграда во Владивосток. А в 1939 году ледокол «И. Сталин» совершил за одну навигацию двойное сквозное плаванье.
Советский Союз стал первой страной, начавшей активно использовать дрейфующие полярные станции. Чтобы они могли вести исследования круглый год, на льдины завозили оборудование и все необходимое для жизни и работы участников экспедиций. Первая полярная станция «Северный полюс – 1» начала работать в 1937 году под руководством полярника Ивана Папанина. Четыре человека прошли на огромной дрейфующей льдине более двух тысяч километров.
«Папанинцев» эвакуировали лишь через 274 дня, когда льдина начала таять и уменьшаться в размерах. Героев-полярников встречали с таким же воодушевлением, как космонавтов спустя несколько десятилетий. Первые шаги в освоении Севморпути воспринимались как подвиг, равный покорению орбитального пространства. А сделанные первой дрейфующей полярной станцией наблюдения помогли лучше понять направление арктических течений и метеорологические условия в Арктике, облегчив судоходство по Севморпути.
Одновременно шла работа по созданию транспортной инфраструктуры на северном побережье России. Были построены арктические порты, в том числе Игарка, Диксон, Певек и Провидения. Все они приобрели стратегическое значение с началом Великой Отечественной войны. Севморпуть стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в том числе и поступающих от стран-союзников по ленд-лизу.
Лишь в западной части магистрали транспортные караваны поджидала опасность: на советские транспорты охотились фашистские подводные лодки. Конвою из военных судов Северного флота приходилось отбивать атаки, неся потери. И все же Севморпуть продолжал бесперебойно снабжать фронт: за военные годы было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов, а по Севморпути прошли сотни судов.
Новый этап в освоении Севморпути начался в мирное время с появлением атомных ледоколов. 3 декабря 1959 года был принят в эксплуатацию первенец российского ледокольного флота – ледокол «Ленин». Огромное судно 30 лет водило караваны судов по арктическим морям, а после выхода на пенсию встало на вечную стоянку в Мурманске. Сегодня атомоход стал музеем. В 2018 году ему был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Вторым ледоколом с ядерной энергетической установкой стала «Арктика», спущенная на воду в 1972 году. В 1977 году это судно впервые в мире сумело дойти до Северного полюса в активном плавании, а не в дрейфе. По тому же проекту, что и «Арктика», были построены еще пять атомных ледоколов, способных преодолевать льды толщиной до 2,8 метра.
Атомоходам предстояло обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, требовавшуюся для развития таких гигантов, как Норильский комбинат. Эта задача впервые была решена в 1978 году, когда ледоколы начали круглый год проводить караваны по маршруту Мурманск-Дудинка. Севморпуть стал обретать реальные очертания национальной транспортной артерии. К 1987 году навигацию обслуживали 17 линейных ледоколов, в том числе 8 атомных, а объем перевозок достигал 6-8 млн тонн в год.
В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства. Однако мировые корпорации всерьез заинтересовались новой глобальной магистралью лишь после того, как ученые заявили о начале глобального потепления. Таяние арктических льдов открывает новые перспективы и уже появились первые желающие ими воспользоваться. Так, если в 2009 году через Севморпуть прошли всего два иностранных коммерческих судна, то в 2011 году этот вариант выбрали уже 34 корабля.
По итогам 2018 года грузопоток уже составил 18 млн тонн, в три раза превысив пиковые объемы времен СССР. Севморпуть снова востребован.
Впервые по Северному морскому пути и седовцы
Ледокол «Александр Сибиряков»: впервые с запада на восток по Северному морскому пути!
И пароход «А. Сибиряков» начал медленно продвигаться на юго-восток.
Имевший большой опыт хождения под парусами капитан Воронин 1 октября 1932 года, в день сорокаоднолетняя Шмидта, благополучно вывел пароход на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.
Таким образом ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути, от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию! Многовековая мечта исследователей Арктики была воплощена в жизнь!
Успешная экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» позволило Совету Народных Комиссаров СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути.
Ледорез «Фёдор Литке»: впервые с востока на запад!
Эпопея седовцев. 812 дней дрейфа во льдах 15-ти смельчаков
В очень тяжелую навигацию 1937 года в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов.
С 23 октября 1937 года из моря Лаптевых начался совместный дрейф ледокольных пароходов «Малыгин», «Садко» и «Седов», два последних работали в гидрографических экспедициях по составления навигационных карт и лоций и изучению ледовой обстановки будущей трассы Северного морского пути. Их сносило на север и северо-восток.
Ледорез «Литке» 79 лет назад за 1 навигацию насквозь прошел Севморпуть
ВЛАДИВОСТОК, 20 сен — РИА Новости. Ледорез «Литке» 20 сентября 1934 в Мурманске завершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию, которое началось во Владивостоке. С июля по сентябрь ледорез шел в сложных условиях, однако успешно завершил поход, открыв для других судов путь с Дальнего Востока на Запад.
Ниже приводится историческая справка
Из Владивостока ледорез «Литке» вышел 13 июля 1934 года. Он прошел через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта сильные ветра прижали лед к берегу, из-за чего судно не смогло пройти и задержалось на десять суток. В это время моряки провели авиационную разведку местности, однако нового пути не открыли и решили идти заранее намеченным курсом.
Когда из-за смены ветров льды разделились, экспедиция продолжила путь на запад. Уже 4 августа судно достигло бухты Тикси, где пополнило запасы угля. Спустя неделю моряки подошли к островам Комсомольской Правды, где зимовали три парохода Первой Ленской экспедиции, державшей путь в Архангельск.
Преодолеть трудный участок морякам помог ледокол «Ермак», находившийся в этом районе. Он пробил во льду проход, через который ледорез «Литке» вышел по направлению к мысу Челюскина, где экспедицию встречали буксир «Партизан Щетинкин» и пароход «Товарищ Сталин». Ледорез «Литке» провел буксир на чистую воду, а затем вместе с пароходом «Товарищ Сталин» ко 2 сентября вошел в бухту Диксон.
В бухте Диксон ледорез «Литке» оставался до 14 сентября, обслуживая экспедиции, ходившие в Карском море. Через несколько дней, 17 сентября судно прошло пролив Югорский Шар и к 20 сентября встало на якорь в Мурманске.
Главная заслуга ледореза «Литке» была в том, что, пройдя Северным морским путем, он на своем примере показал методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиаразведкой. В 1935 году тем же маршрутом с востока на запад прошли пароходы «Искра» и «Ванцетти» и с запада на восток «Анадырь» и «Сталинград».
Информация подготовлена на основе открытых источников.
Северный морской путь
Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.
История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.
В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.
В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.
В гг. обустройство Северного морского пути среди прочих причин обусловило активное освоение северных территорий Красноярского края. Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Так, в августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон, который в системе Северного морского пути занимал чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер».
Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?
Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.
Маршрут Северного морского пути
Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.
Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!
Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.
В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.
История освоения Северного морского пути
Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.
Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.
Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.
Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.
Экспедиции по Северному морскому пути
До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.
Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2021 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход). Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!
Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:
Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.
Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике: