в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский подружились в стенах Морского кадетского корпуса, находившегося в то время в Кронштадте. Иван был выходцем из обрусевшего немецкого дворянского рода, потомком германского дипломата Филиппа Крузенштерна. Он родился в 1770 году в семье судьи, юность провёл в Эстонии. Юрий был на три года младше своего друга. На учёбу в Кронштадт приехал из Малороссии — был сыном протоиерея церкви Иоанна Богослова в городе Нежин. Молодые люди легко нашли общий язык и вместе мечтали о далёких странствиях.

«Первая российская кругосветная экспедиция под руководством Григория Муловского должна была состояться ещё в 1788 году. Но её началу помешала война со Швецией», — рассказал RT профессор СПБГУ, доктор исторических наук Кирилл Назаренко.

Крузенштерн и Лисянский мечтали участвовать в путешествии под руководством Муловского, но судьба распорядилась по-другому. Из-за войны молодых людей досрочно выпустили из Морского корпуса и направили в действующий флот. 17-летний мичман Крузенштерн всё-таки попал под командование Муловского, но не в экспедицию, а на корабль «Мстислав», участвовавший в войне со шведами. Иван отличился в боях и был отмечен командиром. Однако Муловский погиб в сражении у острова Эланд, и первое кругосветное путешествие российских моряков было перенесено на неопределённый срок.

После участия в сражениях 1790 года Крузенштерн был произведён в лейтенанты. В 1793-м он был командирован на учёбу в Королевский военно-морской флот Великобритании. Иван принял участие в боевых действиях против французских кораблей у берегов Северной Америки, а потом через Южную Африку добрался до Индии и Китая. Брать иностранцев на суда, идущие в Азию, британцы не желали, и Крузенштерну пришлось идти в Индию на фрегате, едва державшемся на воде, на который боялись наниматься английские моряки.

В Россию Крузенштерн вернулся только в 1799 году, имея репутацию настоящего морского волка. Дома он принялся продвигать идею организации российской кругосветной экспедиции. Павла I его замысел не заинтересовал, зато взошедший вместо него на престол Александр I с подачи руководства Российско-американской компании, искавшей альтернативные пути на Аляску, планы Крузенштерна одобрил. Экспедицию было решено снарядить на двух шлюпах — «Надежда» и «Нева». «Надежду» Крузенштерн решил вести сам, а командование вторым шлюпом предложил своему другу детства Лисянскому. Тот сразу же согласился.

В путь!

«Во второй половине XVIII столетия кругосветные экспедиции стали признаком состоятельности и зрелости морских держав. Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

«С позиций XXI века географическая миссия нам, конечно, видится основной, однако в те времена всё было не так однозначно. Нельзя с уверенностью сказать, что тогда было важнее — наносить русские имена на карту или организовывать торговлю котиковыми шкурками с Китаем», — подчеркнул эксперт.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. «Несмотря на изначальную инициативу Крузенштерна, у Санкт-Петербурга гипотетически были сотни других кандидатур. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег.

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Очередной качественный уровень русского флота

В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.

Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. «Как раз в это время флот не принимал участия в активных боевых действиях и находился в союзнических или нейтральных отношениях с большинством основных флотов мира. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», — отметил он.

Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко. «Кругосветное плавание само по себе стало важным маркером изменения качественного состояния, зрелости российского флота. Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий. До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», — подчеркнул эксперт.

По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. «Его имя стоит сегодня в одном ряду с такими выдающими мореплавателями, как Кук и Лаперуз. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», — отметил Назаренко.

По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. «Поэтому имя Крузенштерна стало настоящим брендом для Морского корпуса», — подвёл итог Стрельбицкий.

Источник

Долгий путь к первой русской кругосветке

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Необходимость такой экспедиции была вызвана деятельностью русских «промышленников» на берегах Тихого океана и образованием в 1799 году Российско-Американской компании. Компания, занимавшаяся главным образом промыслом морского и пушного зверя у северо-западных берегов Америки, вывозила с Аляски пушнину, китовый ус, моржовый клык. При этом требовалось постоянно снабжать русские владения на американском континенте продовольствием и другими предметами первой необходимости. Эти товары везли от Петербурга через Сибирь до Охотска, а оттуда отправляли на небольших (местных) судах на Аляску или Алеутские острова. Плохое состояние дорог, переходы через горы, переправы через быстрые реки и болота приводили к тому, что грузы портились, ломались, терялись. Трудность сухопутной транспортировки обусловливала повышение стоимости товаров для компании и поглощала значительную часть прибылей.

Плохо были организованы и морские сообщения между северо-восточными берегами Азии и Америкой. Погодные условия позволяли плавать только несколько месяцев в году. Местные мореходы часто не имели понятия о судовождении. Суда по нескольку месяцев носило по морю, разбивало о скалы. От Петербурга до Аляски товары шли два-три года.

Российско-Американскую компанию беспокоил и контрабандный промысел англичан и американцев у берегов Аляски. Все эти обстоятельства и привели к решению отправлять товары из Петербурга на Аляску вокруг Африки и Азии или вокруг Южной Америки на военных кораблях, которые до своего отправления в обратный путь с грузом пушнины могли бы охранять северо-западные берега Америки от иностранных контрабандистов.

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Кроме того, дальние плавания должны были стать для русских моряков хорошей школой морского искусства и способствовать развитию русской торговли. В проекте Сандерса говорилось и о необходимости создания флота для охраны Камчатки и русских поселений на берегах и о-вах Тихого океана.

Головин и другие члены Адмиралтейств-коллегий, видимо, не сомневались в том, что их предложение будет одобрено. Для готовившегося кругосветного плавания была составлена «Инструкция о посылке двух фрегатов на Камчатку». Головин предполагал сам возглавить экспедицию. В случае успешного завершения плавания он считал нужным ежегодно отправлять к Камчатке два фрегата «для изыскания новых земель, островов и проходов, морских гаваней, заливов и прочего, а более для морской практики».

В 1764 году, когда готовилась экспедиция П.К. Креницына и М.Д. Левашова для описи Алеутских островов, возникла идея послать к северо-западным берегам Америки два судна из Кронштадта. Однако назревала война с Турцией, и отправка кораблей не состоялась. В марте 1764 года Креницын, как обычно, двинулся на восток через Сибирь. До Охотска эта экспедиция добрались через полтора года. Еще полтора года ушло на подготовку к плаванию от Охотска до Камчатки. Плавание от Камчатки к берегам Аляски началось только летом 1768 года, спустя четыре года после выхода из Петербурга. Так одна экспедиция за другой подтверждали сложность пути через Сибирь и необходимость осуществления кругосветных плаваний.

Вице-президент Адмиралтейств-коллегий И.Г. Чернышев в 1781 году по собственной инициативе и за свой счет построил на казенной верфи судно, предназначенное для кругосветного плавания. Чернышев предполагал отправить его с товарами к северо-западным американским берегам к живущим там русским людям. Но и эта экспедиция не состоялась. В следующем году австриец Гильом Болтц в письме к вице-канцлеру Остерману предложил послать экспедицию к тем же берегам, вокруг мыса Горн. Болтц подчеркивал, что такие плавания не только принесут славу морякам, но и создадут для России «отрасли новой огромной и доходной торговли». Спустя три года приказчик купца Г. Шелехова Ф. Шемелин подал проект о посылке кораблей из Архангельска или Балтийского моря к Китаю и берегам Америки.

В 1786-1793 годах в северной части Тихого и в Ледовитом океане работала экспедиция капитана И. Биллингса. Как обычно, экспедиционный отряд отправился из Петербурга на восток по сухопутью. Через несколько лет в Охотске были изготовлены суда, на которых экспедиция обследовала северные берега Тихого океана. Еще в начале экспедиции Биллингс обратился в Адмирал-тейств-коллегию с просьбой разрешить по окончании исследований вернуться с Дальнего Востока в Кронштадт морским путем. Он предполагал идти в Кронштадт на судах, изготовленных в Охотске.

Проект большой научной коммерческо-военной кругосветной экспедиции разрабатывался совместно морским ведомством и Академией наук. Адмирал Л.И. Голенищев-Кутузов составил инструкцию для участников плавания. Начальником экспедиции назначили капитана I ранга Г.И. Муловского. Было решено, что для охраны русских владений в Америке необходимы не два, а четыре корабля. В кругосветку должны были отправиться корабли «Холмогор», «Соловки», «Сокол», «Турухан» и транспортное судно для доставки большего количества грузов. Цели готовившейся кругосветной экспедиции были обширны. Русским морякам предстояло доставить грузы в Охотск, наладить морскую торговлю с Китаем и Японией, ознакомиться с Японскими островами, изучать и охранять русские владения в Америке и открыть новые земли. Согласно инструкции, корабли должны были пройти вдоль Западного берега Африки, обогнуть мыс Доброй Надежды и пересечь Индийский океан. В Тихом океане предписывалось разделиться. Один отряд в составе двух кораблей под командой самого Муловского планировалось отправить к берегам Северной Америки для изучения Аляски, Алеутских островов и гидрографического исследования Тихого океана. Другой отряд, также из двух кораблей, направлялся на обследование Курильских островов, Сахалина и осмотр устья Амура. Пятый корабль предлагалось направить к Камчатке. В экспедицию были приглашены натуралист, астроном, врач и четыре художника. Приобрели астрономические инструменты, заготовили провиант и одежду на три года плавания, составили подробные карты берегов Тихого океана с учетом новейших открытий. Иркутский губернатор И.В. Якоби получил предписание к приходу эскадры заготовить на Камчатке провизию и такелаж и оказывать экспедиции всякую помощь и содействие. Словом, ставились грандиозные задачи. Шла серьезная подготовка. Отплытие кораблей намечалось на осень 1787 года. Но началась война с Турцией, и экспедицию пришлось отменить, а корабли и экипажи было повелено Екатериной II направить в Средиземное море.

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

В июне 1788 года началась русско-шведская война, и эскадра, намеченная для отправки в Средиземное море, осталась на Балтике. Муловского назначили командиром линейного корабля «Мстислав», на который вскоре поступил только что окончивший Морской кадетский корпус 20-летний И.Ф. Крузенштерн. Муловский еще был увлечен мыслями о кругосветном плавании и часто разговаривал об этом со своими подчиненными. Слушал его и мичман Крузенштерн. В 1793 году лейтенанта Крузенштерна в числе лучших молодых морских офицеров отправили на несколько лет в Англию для приобретения морской практики на английских кораблях. Он побывал в Вест-Индии, Ост-Индии, Малакке, Китае. Во время плаваний у Крузенштерна окончательно созрела мысль о необходимости кругосветного плавания для развития русских промыслов и торговли в Тихом океане. В 1799 году на пути из Китая в Англию он разработал подробный проект кругосветной экспедиции, а из Англии отправил его министру военных морских сил России графу Кушелеву.

Крузенштерн предложил послать из Кронштадта к северо-западным берегам Америки два корабля. На них доставить в русские владения в Америке инструменты и материалы для кораблестроения и опытных кораблестроителей. Это дало бы возможность русским поселенцам на Аляске построить хорошие суда и возить на них меха морем в Китай, вместо опасной и невыгодной доставки через Охотск и Кяхту. В 1799 году проект Крузенштерна не был принят. Но прошло три года, прежде чем новый морской министр Н.С. Мордвинов одобрил его планы.

Одновременно проект кругосветных плаваний постепенно складывался в торгово-промысловых кругах, эксплуатировавших природные богатства Аляски и восточных берегов Сибири. Еще в 1792 году приказчик Шелехова Шемелин пытался договориться в Петербурге и Москве с английскими коммерсантами Макинтошем и Боннером об отправке в Охотск корабля с продуктами и припасами. Тогда же Н.Н. Демидов посоветовал Шемелину купить в Дании корабль на свои средства и отправить его в колонии. Об этом предложении Шемелин известил Шелехова.

В то время Российско-Американская компания не имела на Тихом океане ни одного крупного судна, поэтому в 1802 году было окончательно решено купить в Гамбурге корабль и под командой приехавшего в Россию англичанина Макмейстера отправить его к берегам Аляски. Макмейстер должен был остаться на Курильских островах, поэтому требовался еще один опытный моряк, который довел бы корабль обратно в Россию. Исполнить это вызвался капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский.

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Адмирал Мордвинов одобрил планы компании, но посоветовал отправить два судна. В начальники экспедиции он рекомендовал автора проекта русского кругосветного плавания капитан-лейтенанта Крузенштерна. Так произошло объединение проекта Крузенштерна и планов руководителей Российско-Американской компании.

26 июля (7 августа) 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского отправились в первое русское кругосветное плавание, которое продолжалось три года и завершилось успешно. Таким было затянувшиеся начало эры русских кругосветок XIX века, когда с 1803-1866 годах их было совершено 25. Но это уже другая история…

Источник

215-летие со дня старта Первого русского кругосветного плавания

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Сегодня исполняется 215 лет со дня старта Первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева».

7 августа 1803 года экспедиция вышла из Кронштадта, взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 17 августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт.

l36_1.jpg

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

«Русские мореплаватели никогда так далеко не ходили… Предлежало им от шестидесятого градуса северной перейти в тот же градус южной широты, обойти дышущий бурями Кап-Горн, претерпеть палящий зной равноденственной линии… Однако любопытство их и желание увидеть отдаленные страны было так велико, что если бы принять всех охотников, явившихся ко мне с просьбами о назначении их в сие путешествие, то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матросами Российского флота», — писал И.Ф. Крузенштерн в книге «Плавание вокруг света».

71795969-0-0.jpg

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Экспедицией были открыты новые острова и «стерты» с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих географических объектов. Путешественниками было получено множество этнографических сведений. Во время путешествия были составлены чукотский и айнский словари. Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов в дальнейшем стали одной из основ океанографии, а наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии имели значение для становления климатологии. Труды Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, изданные по итогам экспедиции, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки.

800px-yuriy-lisyansky-portrait-vladimir-borovikovsky.jpg

в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Смотреть картинку в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Картинка про в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие. Фото в каком году было совершено первое русское кругосветное путешествие

Матросами и офицерами впервые был приобретен уникальный опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фаддей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *