в каком году было распятие иисуса христа
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».
Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).
По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».
Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».
Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»
Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».
При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.
Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.
Когда распяли Иисуса Христа согласно Библии — в какой день?
Когда точно, в какой день недели, распяли Иисуса Христа согласно Библии? Евангелие от Иоанна говорит, что Иисуса распяли накануне Пасхи, в то время, как другие Евангелисты говорят, что Иисус Христос был распят в саму Пасху.
В какой день недели распяли Иисуса Христа
Трудно сказать, в какой день недели распяли Иисуса. Это один из сложных вопросов. Нет сомнений в том, что Иоанн говорит о том, что Иисус Христос был распят накануне Пасхи. Это также был день перед Субботой.
«Так как была пятница, когда иудеи готовились к субботнему дню, и гробница была рядом, они положили в неё Иисуса». (Евангелие от Иоанна 19:42)
У иудеев были разные субботы. Была суббота — День Субботний и другие «субботы», такие, как Пасха. Это первый источник возможного непонимания.
Вопрос вот в чем: была ли это суббота Днем Субботним, Пасхальной Субботой или и тем и другим сразу. Я верю, что все доказательства говорят нам о том, что Иисус Христос был распят в день, предшествующий Пасхе. Матфей подтверждает это:
«Всё это случилось в день приготовления. На следующий день первосвященники и фарисеи пришли к Пилату» (Матфея 27:62)
Некоторые люди трактуют слова «день приготовления» таким образом, что получается, что Иисуса Христа распяли в четверг, а не в пятницу. Это возможно, ведь Пасха могла попадать на пятницу. В этом случае распятие могло попадать на день приготовления и на день перед субботой (речь идет не о Субботней Субботе).
На какой день недели попало распятие зависит от того, в какой год Иисус Христос был убит. Сейчас я в Китае и пишу по памяти, так что это был либо 29 либо 30 год нашей эры. С одной стороны день недели и год распятия не существенны для христианства. Тем не менее для христианства это время имеет значение, так как важно очень сильное символическое (и реальное) отношение к Пасхе и Празднику Первых Плодов. Все Евангелисты едины в том, что Иисус Христос был распят накануне Пасхи, в день приготовления.
Кстати, я полагаю, что это скорее всего была пятница, но мои предположения основаны на сильных традициях ранней церкви. Эти традиции уходят корнями далеко в прошлое. И еще я полагаю, что Иисус Христос был распят в 30 году н.э.
Так когда же был распят Иисус Христос?
Что означало «три дня и три ночи»? Существует дискуссия среди ученых и среди верных консервативных христиан насчет этой темы, но я полагаю наиболее вероятно, что правильный ответ — то, что для евреев «три дня и три ночи» было выражение, которое буквально означало любую часть трех 24-часовых дней. Пятница — день 1, суббота — день 2, и воскресенье — день 3, поэтому евреи сказали бы «три дня и три ночи». Эта еврейская идиома объясняет библейские заявления.
Но Он сказал им в ответ: «Дурные и грешные требуют знамений, но не будет им знамения, кроме данного пророком Ионой. Ибо подобно Ионе, проведшему в чреве морского животного три дня и три ночи, и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (От Матфея 12:39,40)
Давайте теперь рассмотрим, что люди говорят на Западе относительно этого высказывания (хотя это кажется несоответствующим, по моему мнению, поскольку авторами были жители Ближнего Востока еврейского происхождения). Иисус Христос, должно быть, был распят в четверг, что означает, что он был мертв часть четверга, часть воскресенья, всю пятницу и всю субботу, что фактически составляет три дня и три ночи. Поскольку это не то, как евреи считали время, я не думаю, что это – правильное объяснение.
Был ли Иисус распят в пятницу, это несколько нерешенный вопрос. Конечно, предание говорит, что это была пятница. Тогда Вы должны смотреть на год, поскольку Песах (еврейская Пасха) перемещается в разные годы на разные дни. Если же Вы ищете год, в который Пасха выпала на субботу, и Иисус Христос был распят в пятницу, это подходит для 29 года нашей эры, и тогда все библейские заявления совпадают с распятием на кресте в пятницу и воскрешением Иисуса Христа в воскресенье.
В какой день недели распяли Христа, в четверг или в пятницу, для христианства не имеет никакого значения. Что важно, так это тот факт, что Он был распят накануне Пасхи и что Тайная Вечеря совпала с иудейским праздником Седер. Я верю, что это очень ясно, и библейские авторы едины в этом.
В каком веке распяли Иисуса Христа?
Справа от шкалы располагаются важнейшие исторические события.
ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ обозначены появления КОМЕТЫ ГАЛЛЕЯ, которые вплоть до 1910 года были очень ярким астрономическим событием (кроме редких её появлений в Южном полушарии).
[КОГДА ВОЗНИКЛА НЕПРЕРЫВНАЯ ШКАЛА ВРЕМЕНИ (летоисчисление)?]
Однако, согласно установленным правилам пасхалии, дата воскресения Пророка Единобожия должна была, по мнению основателей календаря, всегда приходиться на первый воскресный день первой недели после первого полнолуния наступавшего после весеннего равноденствия. Таким образом дата должна была быть «плавающей» в определенных весенних пределах, но строго привязанной к астрономическим событиям любого данного года, и всегда от них отсчитываться. А эти астрономические события, как всем известно, тоже «плавают». Например, астрономический день весеннего равноденствия сползает на шесть дней вперед примерно за тысячу лет. А уж первое полнолуние после этого равноденствия «сползает» на один день за 219 лет. Это говорит о том, что «индиктовое летоисчисление» (Юлианский календарь) было создано совсем даже и не для непрерывного счета лет от фиксированной даты. Просто оказалось, что его удобно использовать для непрерывного счета лет от фиксированной даты, вследствие его астрономической устойчивости в пределах очень длинных сроков порядка 500-1000 лет.
На приведенном рисунке изображена «непрерывная шкала времени» (летоисчисление), принятая во всех странах мира. Здесь мы можем, в соответствии с общепринятым стандартом, расположить все события мировой истории, будь-то до «новой эры», либо после «новой эры» (чисто виртуальной даты).
Еще раз зададимся вопросом: Когда и почему возникла такая шкала? Как мы уже упомянули, возникла она в 877 г. н.э., а затем из нее была искусственно создана «официальная научная шкала», которая описывает хронологию исторических событий в очень искаженном виде. Зная это,мы можем легко пересчитать все «официальные исторические даты» и нанести их на общепринятую шкалу.
До 1227 года и после 1322 года имеется много достаточно интересных европейских летописей и хроник, часто отредактированных поздними переписчиками в угоду текущей политической или религиозной конъюнктуре, но это не мешает нам восстановить подлинный ход событий, используя метод «династических списков».
Дело в том, что различные «династические списки» царей, императоров, фараонов, римских пап и т.д. легко наложить друг на друга и обнаружить явные дубликаты. При этом можно легко установить длину того или иного сдвига во времени.
Однако самый первый «династический список» был изготовлен «отцом и сыном» (фараонами Сети I и Рамзесом II) около 969 года н.э. (Саккарский список). Именно из него и возникли почти все остальные «династические списки». Этот список имен и династий фараонов лег в основу нескольких ветхозаветных династий «от Адама», «от Авраама» и т.д. Например цари богославского (иудейского) царства якобы 928-587 гг. до н.э. совпадают по времени царствования каждого из них с царями Третьей Римской Империи (от Диоклетиана до Гераклия) 284-622 гг. «новой эры». (Вероятность случайного совпадения меньше одной миллионной). Точно такое же совпадение обнаруживается и со Священной Римской Империей 911-1254 годов н.э. А так же и с рядом других «империй», например с Ромейской («Восточно-Римской»,»Византийской» и др названия) Империей, а так же и с империями «Габсбургов», «Каролингов» (и т.д. и т.п.). Впервые на это внимание обратил Н.А.Морозов в своем многотомнике: «История человеческой культуры в естественно-научном освещении» (1924-1932 гг.). Позднее американец И.Великовский опубликовал свою независимую версию, однако выводы сделал те же самые, хотя русского языка не знал и Морозова не читал. Такой независимый анализ тем более ценен, что два автора действовали независимо и использовали разные методы анализа. Развитием и уточнением результатов Морозова позднее занимались и многие другие российские ученые (Лопатин, Жабинский и др.).
Возвращаясь к теме, еще раз отметим, что до 877 года (начало первого великого индиктиона) непрерывная шкала времени просто отсутствовала, поскольку именно в этом году она и была создана. А по какой причине ее создали?
Причина проста. С этого года впервые появился непрерывный календарь пасхалии, поначалу созданный и поддерживаемый очень УЗКИМ КРУГОМ ЛИЦ на территории Древнего Египта. Но после 1000-го года н.э. шкала пасхалии стала использоваться повсеместно. И 6384 года, отсчитанные назад от 877 года (ровно 12 великих индиктионов по 532 года) являются чисто искусственной конструкцией, обозначающей дату «от сотворения мира» (5507/08 лет до «новой эры»).
Теперь о правильной научной хронологии. Что значит «правильной»? Это значит, что мы можем установить точку отсчета, с которой начался счет непрерывного времени.
Современные египтологи по-русски обычно называют Пророка спасителя египетским словом «Эхнатон», что значит «Свет Солнца», а в России и других странах он имел множество иных имен, например «Свет Истины», «Солнце Правды», Сварог, Спаситель, «Солнечный» (по-гречески «солнечный» будет «хризос» или «христос»).
Во время распятия 4 апреля 866 года фараону выкололи правый глаз и отрубили кисть правой руки (причины именно этих повреждений разъясняются в статье «Воскресение фараона» http://proza.ru/2012/01/15/854 ). Завернутое в большой кусок льняной ткани тело долго оплакивали ученики своего наставленника, которого они боготворили. И вот, на третий день, в воскресенье (7 апреля), казалось мертвое тело зашевелилось. Израненный фараон чудом выжил после своих страшных мучений. Он тут же был увезен на юг Египта в вотчину своей родной матери. Там он прожил еще несколько лет, окруженный заботой своих учеников. Однако распявшие его сторонники многобожия настигли его и здесь (около 869 года). Расправа была окончательной и еще более жестокой.
На втором Никейском «вселенском соборе» 879-880 годов очень узкой группой лиц в Египте рассматривались «догматические вопросы» новой религии, например вопрос о том является ли человеческая душа подобной «Духу Истины», а также и вопрос о сущности «человеческого духа». Объединяет ли Дух Истины все человечество? Или исключаются те индивидуумы, которые от него отступили? Понятие «Дух Истины»=МААТ=»Святой Дух»=»Никей»=»Никея»=»Ника» (Победа над злом) и др. формулировки были впервые выработаны Эхнатоном в рамках созданной им РЕЛИГИИ ЕДИНОБОЖИЯ.
Лишнюю тысячу лет к этому летоисчислению добавили на Вестфальской конференции в 1648 году. До этого писали даты «от Рождества Христова» ставя букву J (Jesus) или I (Iesus) перед датой, например J648 или I624, а после конференции стали писать 1648, 1624 и т. д. Хотя, надо сказать, что замена буквы J или I на цифру 1 начала происходить местами в некоторых странах и ранее, а в других странах по прежнему использовали букву J или I и после 1648 года. А в некоторых странах по прежнему пользовались шкалой «от сотворения мира» аж до конца 18 века. (Слово «Христос», вместо «Солнечный» впервые начали широко употреблять в Европе лишь в 14-15 веках н.э., а в России лишь в 17 веке (например на иконах), хотя в греко-язычной Византии это делали и гораздо раньше).
Таким образом, мы вполне можем пользоваться современной хронологической шкалой. Однако приписывание «очень точных дат» к событиям до 877 года н.э. является полным обманом.
События после 877 года, хотя и с некоторыми трудностями вполне реально можно нанести на общепринятую сегодня шкалу времени, используя древние летописи, книги, либо надписи на камне. При этом надо учитывать, что среди древних летописей попадаются и явные фальсификаты, т.е. «дубликаты» одних и тех же событий, сдвинутых во времени.
Это означает, что если дата в книге или летописи расположится ранее 877 года н.э., или хотя бы до 848 года (коронация Эхнатона), или до 860 года (когда Эхнатон обрел полную власть, после смерти своего отца-соправителя), то ее следует считать заведомым фальсификатом.
Существующие даты «после Новой Эры» как правило верны (на современной шкале времени) только в том случае, если из них вычесть ровно 1000 лет и только в «записях» сделанных в период после 1648 года почти по всей Европе, а в некоторых странах еще на 100-150 лет позже.
Дата Рождения Пророка Единобожия не может быть точно установлена по причинам указанным в статье «Рождество», зато дата (год) его коронации как египетского фараона может быть установлена точно, так как она совпадает с появлением кометы Галлея в 848 году.
Более подробно о хронологических проблемах и возникновении непрерывной шкалы летоисчисления можно прочитать в статье «В каком веке жил пророк Единобожия?». http://proza.ru/2011/04/08/1898.
10. 10. M. Sigl, M. Winstrup, J. R. McConnell et al. Timing and climate forcing of volcanic eruptions for the past 2,500 years. Nature 523, 543–549 (30 July 2015) doi:10.1038/nature14565
(а так же все цитируемые там статьи по датировке извержений вулканов методом изучения ледовых кернов, полученных в Антарктиде и Гренландии, а так же изменений климата, зарегистрированных иными способами. Среди обсуждаемых статей имеются иногда несколько различающиеся оценки, что связано с разными подходами и методами изучения химического состава вулканического пепла в ледовом слое, а также точной его датировке. И эти небольшие «разночтения» дают большую уверенность в надежности выводов).
Точность датировки вулканов 1000-летней давности, возможно несколько ниже. Однако, обращает на себя внимание факт извержения и землетрясения 866 года, а согласно Евангелиям, в момент Распятия «земля затряслась», «завеса храма разодралась», очевидно вследствие обрушения храма при землетрясении, «небо потемнело и застило солнце и луну», очевидно вследствие вулканического пепла, выброшенного из жерла вулкана Санторин.
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят «Христос воскрес»
Редакция, Культура, 7:02, 08.04.2020
Страстная неделя начнется в России 13 апреля
За что судили Иисуса Христа?
Иисус Христос проповедовал несколько лет. Он совершил много чудес, в том числе воскресил своего друга Лазаря. Высший суд в Древней Иудее арестовал его и приговорил к смертной казни «за богохульство», так как он назвал себя Сыном Божьим, пишет РИА «Новости».
Что произошло потом?
В I веке нашей эры Иудея находилась под властью римлян. Все смертные приговоры нужно было «согласовывать» с римской администрацией. Иисуса Христа привели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея.
Правитель считал Христа невиновным. Но у его резиденции собралась возбужденная толпа. Пилат не знал, чего ожидать от взволнованных людей. Он решил прибегнуть к обычаю отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.
Пилат обратился к толпе и спросил, кого отпустить: разбойника Варавву или Христа?
«Первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят», — пишет евангелист Матфей.
Пилат отправил Христа на казнь, пишет «Фома». Римские воины, которые сопровождали его на место казни, издевались над узником: они избили его, возложили на голову терновый венец и дали тяжелый крест – орудие казни.
На горе Голгофе Иисуса Христа распяли на кресте между двумя преступниками.
Смерть на кресте в древнем мире считалась рабской, позорной, жестокой и мучительной. Распятые испытывали страшную боль и жажду и медленно задыхались, потому что вес собственного тела сдавливал легкие и сердце.
Когда Христос умер, по церковному преданию, небо померкло, а в храме Иерусалима разодралась надвое завеса. Тело Христа после распятия положили в высеченный в скале гроб, а пещеру закрыли камнем, пишет «Фома».
Воскресение Христово
На Пасху верующие вспоминают центральное событие всего христианского учения – воскресение Иисуса Христа, которое произошло на третий день после смерти.
На третий день после казни Иисуса Христа его ученицы пришли к пещере, чтобы помазать тело учителя погребальными благовониями. Тогда женщины увидели, что камень сдвинут в сторону, а внутри никого нет – там остались только пустые пелены и платок. На выходе из пещеры женщин встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес.
На Пасху у православных христиан есть традиция христосоваться: трижды целоваться в щеки и приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»
Какого числа католическая Пасха в 2020 году
Католики отпразднуют Воскресение Христово на неделю раньше православных
Время распятия Христа, размышление Пастыря
В какой день недели и в котором часу был распят Христос? В какой день недели была Вечеря?
19.03.2011 В какой день недели и в котором часу был распят Христос?
В какой день недели была Вечеря?
Эти вопросы вызвали живое обсуждение в блоге главного редактора «Международной христианской газеты» Андреаса Патца. Предлагаем вашему вниманию две точки зрения – точнее, два интересных размышления на эту тему. Как всегда, мы остаёмся открыты для дискуссии, обмена мнениями – как в блоге, так и на страницах нашей газеты. Главное, чтобы эти обсуждения приближали нас к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, помогли лучше понять пророческие строки Писаний.
Уверен в одном: Искупитель мой жив!
На первый взгляд, все лежит на поверхности, но стоит только открыть Новый Завет. Евангелисты говорят – пятница. Но тогда, если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился около 40 часов, т.е. чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах. Это сказал сам Христос: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Как же объяснить подобное несоответствие?
Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Более того, слова Иисуса о Себе: «. И в третий день воскреснет» (Матф. 20:19) или фраза учеников, возвращающихся в Эммаус: «. Уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21) – могут указывать на пятницу как день смерти.
Но есть одно «но» – две вместо трех ночей. Если Христос был распят в пятницу, Он не мог быть «в сердце земли» три ночи. Только две. Конечно, если тьму окутавшую Иерусалим на три часа, в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Более того, Он был еще жив (Матф. 27:45-50). Так что версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется притянутой «за уши».
Есть и еще один вариант, он подойдет тем, кто увлекается аллегорическими толкованиями. Третья ночь – это период от смерти Христа на кресте до момента, когда воскреснут все умершие верующие. Цепочка размышлений примерно такая: верующие являются Телом Христовым, но верующие умирают, поэтому воскресение началось, но не завершилось, а завершится с воскресением всех верующих, и тогда в фразе «три ночи» будет поставлена точка.
Для себя я делаю промежуточный вывод. Либо фразу «три дня и три ночи» не нужно понимать буквально, а стоит отнестись к ней как к некоему фразеологическому обороту, либо Христос был распят не в пятницу, а в четверг.
В котором часу распяли Иисуса? «Был час третий и распяли Его» (Марка 15:25). Но в Евангелии от Иоанна зафиксировано время суда у Пилата: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой» (19:14). Как мог Пилат судить Иисуса в шесть часов, если в три Христа распяли? Марк, Лука и Матфей пользуются греческим (римским?) временем, а Иоанн – еврейским? Еврейское считает часы дня от рассвета, и, соответственно, шесть часов по еврейскому времени – это у нас полдень. А греки считают от полуночи и от полудня, так что три часа дня – это 15.00 у нас (или три часа ночи). И тогда получается, что в полдень (шесть часов по еврейскому, у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие.
Но, во-первых, почему Марк, Лука и Матфей используют греческое время? Ну, ладно – Марк, а Матфей, который писал евреям? Во-вторых, даже если это так, т.е. Марк по-гречески, а Иоанн по-еврейски, все равно остается проблема. Чтобы ее увидеть, нужно задать вопрос: а в котором часу тогда зашло солнце? Ответить поможет знание длительности светового дня и времени восхода солнца. Длительность светового дня должна быть близкой к 12 часам, потому что, во-первых, это южные широты, а, во-вторых, весна, день весеннего равноденствия где-то рядом. Так что день занимает ровно половину суток, или 12 часов. А в котором часу рассвет? Логично предположить, что в шесть часов утра «по-нашему», и тогда закат, соответственно, в 18.00.
Теперь нужно посчитать. Как я уже писал, в 12.00 (шесть часов по-еврейскому у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие. Через три часа, т.е. в 18.00, Иерусалим на три часа – до 21.00 погрузился во тьму («от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; «в шестом часу настала тьма и продолжалась до часа девятого», Марка 15:33). Примерно в это время – в 21.00 Христос испустил дух.
Если это так, тогда никакого чуда с тьмой не было, просто зашло солнце – и все. Да и Христа погребли уже после захода солнца, т.е. в день Пасхи. Судя по всему, эта теория совершенно не жизнеспособна и не выдерживает критики.
А что, если было наоборот? Иоанн, как написавший более позднее Евангелие (при этом, скорее всего, живя не в Иерусалиме), использовал греческий вариант счета времени, а Марк и Матфей – еврейский? Иоанн в своем Евангелии о времени говорит в первой главе, описывая встречу Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя с Иисусом: «Они пришли и увидели, где Он живет и пробыли у него день тот. Было около десятого часа». Могло ли это быть еврейское время, т.е. 16.00 по-нашему? С большой натяжкой. Скорее всего это было 10 часов утра, т.е. 10 часов после полуночи, по-гречески, и ученики пробыли с Иисусом весь день.
Второй раз Иоанн говорит о времени в четвертой главе: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» – это известная встреча с самарянкой. Если по-еврейски, то 12.00 у нас, а если по-гречески, то шесть часов – либо утра (что мало вероятно), либо вечера, что весьма логично, учитывая учеников, озабоченных поисками еды и удивленных реакцией Иисуса на принесенные продукты.
Мог ли суд у Пилата состояться в шесть утра, т.е. чуть ли не на рассвете? Учитывая жаркий климат, в котором все важные дела принято делать, пока не припекло солнце, а также не забывая о том, как торопились враги Иисуса, желая успеть разделаться с Ним до Пасхи, думаю, что мог и состоялся.
Я остановлюсь на полпути если не подниму вопрос о последней Вечере Христа с учениками. Принято считать, что Вечеря была в четверг. Но если Пасха – в субботу, то начинать праздновать нужно в пятницу после захода солнца, разве не так? Но в пятницу Христа уже распяли.
Что побудило Христа начать пасхальную трапезу раньше?
1. Христос предвидел, что в пятницу Он будет распят, пригласил учеников на день раньше, пренебрегши канонами (как Он делал это ранее в отношении субботы).
2. Поскольку в тот год Пасха пришлась на субботу (Пасха, с ее подвижным графиком, могла выпасть на любой день недели), празднование, по мнению некоторых иудеев, можно было перенести на день раньше. А чем плоха суббота для празднования Пасхи? В субботу нельзя разжигать огонь, а, по канонам, нужно было сжечь кости ягненка, оставшиеся от вечерней трапезы. Получалось, что одни иудеи праздновали с вечера четверга и в пятницу, а другие – с вечера пятницы в субботу.
3. Между Галилеей и Иудеей существовала разница в религиозном календаре в отношении празднования Пасхи (как-то это связанно с ессеями). Поэтому галилеяне, а именно к ним относился Иисус и большинство учеников, праздновали по-своему. Возможно, что даже не в четверг, а в среду или вторник. Эта точка зрения не очень распространена, появилась сравнительно недавно, благодаря свиткам Мертвого моря, но в одной из своих проповедей нынешний наместник римского престола Бенедикт XVI озвучил именно ее.
Не могу сказать, что по всем этим вопросам я имею железобетонную уверенность. Но уверен в одном: Искупитель мой жив! И это для меня главное, а остальное – вещи с ограниченной ценностью.
Пастор Мирослав КОМАРОВ
г. Луганск, Украина
Календари и история, библейская и светская
Вопросов здесь множество, и чтобы ответить на каждый из них и рассмотреть все возможные варианты, наверное, можно написать книгу. Хотя в ваших вопросах можно найти и ответы. Самое главное, на что хотелось бы обратить внимание и в чем вы убеждены, что есть «вещи с ограниченной ценностью». То есть их хорошо и полезно знать, но они не влияют на наши отношения с Богом. Самое главное – верить в Иисуса Христа как своего личного Спасителя, жить по тем принципам, которые Он предлагает и принимать то служение, которое Он, будучи сегодня живым, совершает для нас на небе.
Но все же хочу продолжить рассуждения над поставленными вопросами. Несколько слов о календарях вообще. Измерять время – давняя потребность любого народа. В древности многие народы имели свои календари, которые не всегда могут быть понятны нам сегодня. В наше время большинство народов мира пользуется солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте один из исследователей сказал: «хуже было некуда». В календарь постоянно вносились различные изменения и поправки. Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре того времени, французский философ Вольтер охарактеризовал такими словами: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».
Сегодня невозможно перечислить множество календарных исчислений, которыми пользовались разные народы даже в одной местности. Можно назвать несколько наиболее известных календарных исчислений: по олимпиадам или консулам, от основания города Рима или мира вообще и др. Древние календари были слишком несовершенны, а системы датирования слишком запутаны.
Специалист по хронологии Э.Бикерман писал: «Календарь – это такая вещь, которую ни логика, ни астрономия не в силах объяснить». Сегодня нужно быть очень внимательным, когда читаем описание тех или иных исторических событий, обращая внимание на то, каким календарем пользовался писатель. Например, в книге «Календарь и хронология» И.А.Климишин приводит пример, когда два автора описывают одно и то же событие, но используют различные календари. Так, описывая разрушение Иерусалимского храма, Леон Фейхтвангер в своем произведении «Иудейская война» использует еврейское исчисление, а Иосиф Флавий, еврейский историк, рассказывая о том же событии в своем сочинении «О войне Иудейской», использует не еврейский календарь, а македонский. Если не знать всех деталей, можно подумать, что в датировке события допущена ошибка.
Конечно, сегодня между календарем и хронологическим счетом времени существует определенная гармония. Используемый в повседневной жизни календарь достаточно точный, и для этого проводились различные реформы. Известна реформа календаря, которую в 46 г. до Р.Х. предпринял государственный деятель, полководец и писатель Юлий Цезарь. Позже этот календарь стали называть юлианским, пользовались им до 1560 г., когда папа Григорий ХІІІ осуществил новую реформу. Его календарная система получила название григорианской (новый стиль). Юлианский календарь стали называть, соответственно, старым стилем.
Для чего нужно знать историю календарей? Чтобы мы могли понять, что каждый, кто описывал то или иное событие, происшедшее в жизни Иисуса Христа, мог пользоваться тем исчислением времени, которое было ему близко и понятно. Это вовсе не свидетельствует о том, что в описании жизни Иисуса Христа в Евангелиях допущены противоречия. Не владея информацией о том, каким отсчетом времени пользовался каждый писатель Евангелия, мы может тратить время на ненужные споры, забывая о главном – нашем Спасителе Иисусе Христе.
Подавляющее большинство исследователей Библии приходят к заключению, что события в последний день земной жизни Иисуса Христа происходили в следующем порядке:
1. В четверг вечером Христос вместе с учениками ел Пасху. После этого служения ученики и Христос пошли в Гефсиманию, где Христос молился.
2. В полночь Спаситель был приведен во двор первосвященника, сначала был допрос у Анны, а потом у Каиафы, и там были некоторые члены синедриона.
3. Некоторое время Иисус провел в темнице при доме первосвященника, где над Ним надругались, били Его.
4. Ранним утром, приблизительно в пять часов по нашему времени, Он был приведен на суд в синедрион, откуда был отправлен к Пилату.
5. По окончанию суда у Пилата и Ирода и после вторичного суда у Пилата Христос был выдан на распятие. По нашему времени это было приблизительно девять часов утра. В последующие часы совершилось распятие Христа.
6. Потом наступила тьма, по-нашему с полудня до 15-го часа, когда Христос висел на кресте. По прошествии этого времени Он испустил дух и умер.
7. Снятие с креста и погребение было закончены к закату солнца, так как начиналась суббота, когда такие действия запрещены.
Это приблизительный порядок жизни последнего дня Иисуса Христа. Конечно, прочитав такой порядок произошедших событий, у кого-то могут возникнуть вопросы. Но исследователи считают, чтобы понять все различия, особенно между евангелистами Марком и Иоанном, следует принять во внимание, что в древние времена время считали только приблизительно. Тогда еще не существовало часов, которые сегодня каждый из нас носит на руке и с точностью до секунды может определить каждое событие.
Когда Марк писал свое Евангелие, прошло более 30-ти лет, а когда писал Иоанн – около 60-ти лет после смерти Христа. Поэтому сегодня трудно определить, какой отсчет времени использовали евангелисты. И еще одно замечание: важно ли было для самих учеников точное время всего происходящего? Для них более важен был сам факт случившегося со Христом. Важно также знать, что под словом «вечер» понимается время после обеда до наступления темноты. Так, вечерняя жертва приносилась в 15 часов по нашему времени.
Ученые прилагают множество усилий, чтобы узнать, в какое время происходили все события в жизни Христа. Приведу интересный комментарий из «Библейской энциклопедии Брокгауза»: «В новозаветный период как день, так и ночь, делили на 12 часов, т.е. 12 часов от восхода солнца до заката и 12 часов от заката до следующего восхода. Из этого следует, что летний дневной час был длиннее 60 минут, а ночной – короче, зимой же – наоборот. Поэтому, когда мы читаем в Новом Завете «третий» или «десятый час», то необходимо, помимо этого, знать, в какое время года происходило данное событие.
…Когда Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы сказал, что еще только третий час дня (Деян. 2:15), то это нельзя просто отождествлять с девятью часами, – читаем дальше в энциклопедии. – Это, скорее, означает, что два часа (или два из 12-ти), в течение которых солнце в этот день стоит над горизонтом, уже прошли, и идет третья из 12-ти частей дня. В том же часу произошло и распятие Иисуса (Марка 15:25). От шестого (полдень) до девятого часа в этот день было затмение «по всей земле», а около девятого часа Иисус испустил дух.
Если в Иоан. 19:14 упоминается, что разбирательство у Пилата происходило в шестом часу, то речь идет о римском отсчете времени, которое начиналось от полуночи. Тогда этот шестой час предшествует третьему часу, отсчитываемому от восхода солнца». Примерно такое же разъяснение можно прочитать и в других известных комментариях.
Теперь несколько слов о том, в какой день ел Христос Пасху. Снова нужно принять во внимание, что это событие связано с календарем и могут быть различные мнения. Подавляющее большинство исследователей соглашаются, что Христос ел Пасху в четверг, а в пятницу умирал как «истинный Агнец».
Почему ел Пасху на день раньше?
Существует несколько мнений:
1. Празднование Пасхи совершалось по лунному календарю, который состоял из 12-ти месяцев и не соответствует солнечному календарю. Хотя Пасха была в числе, относительно нашего календаря она ежегодно передвигалась. Через три года добавлялся 13-й месяц.
Как евреи согласовывали лунный календарь с солнечным, в настоящее время неизвестно. Поэтому невозможно представить с абсолютной точностью день недели, даже месяц – по нашему исчислению, в который совершалась последняя Пасха Иисуса Христа на земле. Приходится основываться исключительно на данных Библии.
Известно также, что между фарисеями и саддукеями происходили споры относительно календаря. Поскольку лунный месяц имеет 29,5 дней, то эту половинку можно было приобщить или к прошлому, или к наступающему месяцу. И на этой почве возникали споры и разделения, поэтому последователи одного и другого мнений праздновали Пасху с разницей в 24 часа. Считают, что одни ели Пасху в четверг, а другие – в пятницу вечером. Поэтому Христос ел Пасху с учениками в четверг – с одной группой людей, а умирал, когда Пасху ела другая группа.
2. В день Пасхи приносили несколько тысяч агнцев. Иосиф Флавий называет число 256,5 тысяч. Само же приготовление пасхального агнца занимало некоторое время, поэтому допускают, что некоторые делали это на день раньше, особенно если Пасха выпадала на субботу. Но важно отметить, что Христос никогда не нарушал законов, которые даны в Слове Божьем. А после разрушения Титом в 70 г. Иерусалимского храма жертвы больше не приносили, и многие обычаи постепенно были забыты.
И последний вопрос: что означает выражение «три дня и три ночи»? Большинство исследователей считает, что речь здесь образная, и не нужно искать буквальных трех дней и трех ночей. Слово «третий день» означает не всегда точно три, а будущее или множество. Это можно увидеть из ответа Иисуса, когда Ему сказали, что Ирод хочет Его убить: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Луки 13:32).
Но сегодня существует еще одно интересное мнение, которое имеет право на существование. Читая выражение: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи», некоторые исследователи Священных Писаний задают вопрос: а почему сердцем земли считать могилу, в которой похоронен Христос? Сердце – один из самых важных органов человека. Почему же могила – сердце земли? Что самое важное на земле для Бога? Это человек. И можно считать три дня и три ночи с того момента, когда Иисус, после молитвы в Гефсиманском саду, был схвачен и люди могли делать с Ним, что хотели. Таким образом, быть в сердце земли – значит быть в руках и во власти людей.
Но «пришел час Его перейти от мира сего к Отцу. » (Иоан. 13:1). Его служение на земле закончилось, и после молитвы в Гефсиманском саду Христос был схвачен, и люди били Его, смеялись, плевали на Него, издевались, как только могли, а потом распяли и положили в гроб. С момента воскресения люди уже не имели власти над Христом. Ни большой камень, ни римская печать, приложенная ко гробу, ни воины не имели значения. Поэтому выражение «в сердце земли» некоторые понимают – быть в руках людей, которые сделали свою страшную работу, т.е. убили Спасителя. И если считать такое мнение правильным, тогда получается фактически три дня и три ночи.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что изучить все исторические события, которые произошли в далеком прошлом, и поставить их в точный хронологический ряд – дело сложное. Мы знаем допущенные ошибки в хронологии, но живем с ними. Начало нашей эры мы называем «от Рождества Христова». Получается, сегодня прошло 2010 лет от рождения Христа. Но это не так. Христос родился минимум на четыре года раньше нашей эры, а, возможно, и на пять лет. Никто не может установить точной даты рождения Христа. Известно, что Ирод, царь иудейский, при котором родился Христос, умер в 4 г. до н.э. А по евангельской истории Христос родился при жизни Ирода. Так что от рождения Христа прошло более 2014 лет. Однако мы до сих пор пользуемся таким выражением.
Хотя невозможно установить для каждого события точную дату, это никоим образом не подрывает авторитет Священного Писания. Если какое-то событие записано в Священном Писании, оно действительно произошло, даже если об этом умалчивает история. В прошлые годы историки подвергали критике реальность некоторых событий, записанных в Библии, но не отмеченных в светской истории. Но благодаря новым археологическим открытиям все больше и больше людей признают истинность записанного в Библии. Исаак Ньютон в свое время сказал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». С его мнением нельзя не согласиться.
Опубликовано в Международной Христианской Газете