в каком году было принято германское уголовное уложение
УГОЛОВНОЕ УЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1871 г.
Уголовное уложение 1871 г.
♦ В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения
♦ Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, соучастии, смягчающих и отягчающих обстоятельствах
♦ Третья часть включала нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.
Уголовно наказуемые деяния подразделялись на преступления, проступки и полицейские нарушения.
Среди преступлений на первое место ставили государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе с целью незаконного противодействия применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящалась преступлениям против религии. Значительное внимание уложение уделяло преступлениям против собственности и личности.
Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (заключение в тюрьме, в крепости, помещение в работный дом, арест), штраф, конфискацию имущества, поражение в правах.
Вскоре после издания Уголовного уложения 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (уложение) 1877 г. Оба этих акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений
Уголовный процесс строился на принципах:
♦ независимости следственного судьи от прокурора;
♦ допущения защиты в стадии предварительного следствия
Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами
В каком году было принято германское уголовное уложение
Назначение курса. Знание всеобщей истории государства и права (иначе этот предмет называется «История государства и права зарубежных стран») нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.
Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Предмет всеобщей истории государства и права как учебной дисциплины определяется с учетом названных реалий.
Всеобщая история государства и права исследует вопросы возникновения, развития, функционирования государства и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического времени и региона; анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся в разных странах в различные времена.
Таким образом, в рамках учебной дисциплины мы изучаем не всемирную историю государства и права, а лишь «всеобщую», т. е. такую, которая охватывает как наиболее общие тенденции истории государства и права, так и наиболее типичные особенности этой истории. Познавая историю, мы обнаруживаем наличие множества путей развития, в разной степени воплощающих доминирующую тенденцию, а также тенденции, приближающиеся к ней или ей противостоящие.
Всеобщая история государства и права в числе важнейших конкретно-исторических проблем изучает механизмы возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на совершенных ошибках, чтобы их не повторять.
Место всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин в главном определяют реалии объекта исследования. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие человечества, угроза его ослабления, распада и даже гибели стали объективной причиной образования особой, стоящей над ним регулирующей силы, а отсюда и государства, обеспечивающего его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства, например, угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения механизм государства оказывался все более подчиненным верхам общества, ставящим его на службу в первую очередь своим интересам.
В дальнейшем необходимость государства и права обусловливается совокупностью причин самого различного, прежде всего общенационального, порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась и используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.
Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь внутренней закономерности своего развития. При этом важно, каким является государство — авторитарным или демократическим, какие социальные слои и группы контролируют механизм его развития, замедляя или стимулируя общественный прогресс.
Необходимо учитывать и многообразие государственно-правового развития отдельных стран. Истории известны локально сформировавшиеся общества, которые занимают определенные территории и имеют важные самобытные социально-экономические, религиозно-культурные и государственно-правовые особенности. Соответственно им присущи свои мотивы и стереотипы поведения; своя система ценностей, равно как и средств их сохранения. Своеобразие этих стран обусловливалось многими конкретно-историческими причинами, среди которых природно-климатические условия и нередко географическая изолированность от остального мира занимали далеко не последнее место. В таких условиях страны, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формировали неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.
Неоднозначность государственно-правового развития особенно ярко проявлялась во времена Древнего мира и отчасти Средневековья. Лишь постепенно, в последующие века, по мере упрочнения взаимосвязей наметилось преодоление этого феномена, что подтверждает в конечном итоге глобальное единство развития человечества. Причем и в настоящее время магистральные, доминирующие закономерности развития государства и права, в каждой стране проявляются неодинаково.
Национальная государственно-правовая история оказывается богаче, «хитрее» общей теории. Соответственно «логическое», т. е. общая закономерность развития, и «историческое», т. е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного исторического времени.
Сказанное во многом определяет взаимосвязь всеобщей истории государства и права с теорией государства и права.
Обе эти дисциплины, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, совместно изучают доминирующие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.
Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи всеобщей истории государства и права и истории политических и правовых учений. Последняя изучает вопросы возникновений; и развития, социальной эффективности государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее творящие, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и главное — цели. Массовое поведение основных социальных групп, особенно в переломные моменты истории, также во многом детерминируется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, традиции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, «мертвые управляют живыми».
Идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране в определенный исторический период, многообразны, а также относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.
Всеобщая история государства и права и история государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.
Оба предмета совместно с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическую, а если говорить в более широком плане — гносеологическую основу отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.
УГОЛОВНОЕ УЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1871 г.
♦ В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения
♦ Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, соучастии, смягчающих и отягчающих обстоятельствах
♦ Третья часть включала нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.
Уголовно наказуемые деяния подразделялись на преступления, проступки и полицейские нарушения.
Среди преступлений на первое место ставили государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе с целью незаконного противодействия применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящалась преступлениям против религии. Значительное внимание уложение уделяло преступлениям против собственности и личности.
Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (заключение в тюрьме, в крепости, помещение в работный дом, арест), штраф, конфискацию имущества, поражение в правах.
Вскоре после издания Уголовного уложения 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (уложение) 1877 г. Оба этих акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений
Уголовный процесс строился на принципах:
♦ независимости следственного судьи от прокурора;
♦ допущения защиты в стадии предварительного следствия
Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами
Государство и право Германии в Новое время
Образование Германского союза (1815—1866)
Ликвидация «Священной Римской империи германской нации»
В 1806 г. результате наполеоновских войн на протяжении веков состоящая из множества различных относительно самостоятельных государств и государственных образований «Священная Римская империя германской нации» перестала существовать1. Большая часть ее превратилась в одну из французских провинций, но некоторые территории бывшей империи слились в единые государства (Баден, Бавария, Вюртемберг, Лихтенштейн, Вестфалия и др.). 16 таких государств в 1806 г. объединились в зависимый от Франции Рейнский союз. К 1811 г. их стало более 35. Из всех германских государств сохранили свой суверенитет только Пруссия и Австрия.
Под влиянием Франции в германских государствах и землях закрепляются буржуазные перемены: в Пруссии и Баварии отменено крепостничество, разрешена свободная купля-продажа земли, вводятся элементы местного самоуправления. Свое признание получают положения «Кодекса Наполеона».
Поражение наполеоновских войск под Лейпцигом в 1813 г. привело к распаду Рейнского союза и созданию на его месте Германского союза (Венский конгресс, 1915 г.) из 38 государств (34 монархии и четыре вольных города — Франкфурт-на-Майне, Бремен, Любек, Гамбург) во главе с Австрией.
Германский союз, будучи конфедеративным образованием, имел лишь один центральный орган — Союзный сейм (бундестаг). Сложность принятия общего решения превращала его деятельность в фикцию: необходимость единогласия всех членов (послов) сейма — для основных законов, а по обычным вопросам — 2/3 голосов; обязательный учет мнений правительств.
Образование таможенных союзов германских государств
Как до создания Германского союза, так и в его рамках связи между государствами и городами были слабы. Более того, в некоторых из них имелись свои экономические границы между отдельными землями. Поэтому дальнейшее развитие германского государства на фоне бурного промышленного развития происходило во многом благодаря постепенному их устранению. Так, первоначально Пруссия отменила внутренние таможенные барьеры (в 1818 г.) и возглавила созданное ею Северогерманское таможенное объединение. Подобные объединения стали возникать и в других частях Германии. В 1834 г. все они слились в единый Таможенный союз из 20 государств во главе с Пруссией (были отменены все многочисленные таможенные барьеры).
Создание Таможенного союза привело к экономическому и торговому сотрудничеству и единению германских государств под началом Пруссии и распространению единого законодательства в данной области (Общегерманский вексельный устав 1847 г., Общегерманское торговое уложение 1861 г. и др.).
Ко времени распада Таможенного союза в 1866 г. в него входило 35 государств, зачастую совершенно различных как по своему этническому, культурному, экономическому своеобразию, так и по специфичности форм государственного устройства и правления.
Конституция Пруссии 1850 г.
Предпосылки принятия Конституции
За истекшие после наполеоновских захватов годы в большинстве германских государств установились конституционные монархии (Вюртенберг, Ганновер, Бавария, Саксония и др.). Расположение социальных сил и полномочий государственных властей закреплялось в дарованных монархами (октроированных) хартиях. Поэтому абсолютными монархиями к середине XIX в. оставались только Пруссия и Австрия. Противостояние между доминировавшей в политике и культуре Австрией и преобладающей в темпах экономического развития Пруссией все возрастало. Особенно ярко это проявлялось в рамках существовавшего Таможенного союза.
Как уже отмечалось, в Пруссии реформирование прежней феодальной системы государственного управления происходило последовательно. Были образованы министерства, отмена крепостного права позволила провести кардинальные налоговые и военные реформы, в городах введены начала самоуправления в виде муниципальных советов, в рамках союзных объединений развивались торговля и промышленность.
В 1847—1848 гг. по Германии прокатилась волна безуспешных революционных выступлений. Она подтолкнула к необходимости объединения, для чего общегерманское национальное собрание во Франкфурте-на-Майне попыталось разработать конституцию, но она осталась нереализованной.
Стихийные волнения берлинских рабочих весной 1848 г. заставили прусского короля пойти на значительные уступки, что выразилось в создании Национальным собранием Пруссии текста Конституции и подписании его монархом. Одновременно с этим во Франкфурте-на-Майне был подготовлен проект общеимперской конституции, в соответствии с которой главой единого государства должен был стать прусский король. Последнему представленный вариант не понравился, так как в нем было много заимствований из французских «вольниц» (свобода слова, совести, собраний и союзов, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и др.). Вместо него в январе 1850 г. он подписал Основной закон, по характеру напоминающий Хартию 1814 г. Однако и он не был приведен в действие.
Основное содержание Конституции Пруссии
Конституция Пруссии была принята в 1850 г. Она содержала ряд прогрессивных демократических положений. Например, провозглашалось уничтожение всех сословных привилегий, объявлялось о равенстве всех пруссаков перед законом, неприкосновенности личности, жилища, свободе совести, занятия научной и преподавательской деятельностью, ликвидации цензуры и ограничении свободы прессы, праве проведения собраний и образования обществ, тайне переписки. Вместе с тем по Конституции правительство могло пойти на ограничение прав и свобод.
Законодательная власть в государстве осуществлялась совместно королем и обеими палатами парламента — ландтага, имевшего законодательную инициативу. Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ (совершеннолетние принцы королевского дома, потомки владетельных князей, представители городов и союзов крупных землевладельцев (юнкеров) и палаты представителей, которая формировалась по сложной схеме (трехклассная система путем двухступенчатых выборов).
Вся полнота исполнительной власти вручалась королю, личность которого объявлялась неприкосновенной. Он имел права назначения и отзыва министров, командования армией, объявления войны и заключения мира, созыва палат ландтага и закрытия их сессий, досрочного роспуска парламента, издания особых распоряжений во время его каникул, заключения торговых договоров и т.д.
Конституция вводила основы принципа контрасигнатуры: всякий распорядительный акт короля подписывался соответствующим министром-исполнителем. Министры и иные высшие сановники имели право на членство в парламенте.
Особое внимание уделялось армии (всеобщая воинская повинность, народное ополчение в случае войны, возможность использования армии во внутренних конфликтах, ограничение конституционных прав военнослужащих). Характерно, что в отличие от гражданских чиновников армия освобождалась от присяги в верности конституции и присягала только королю.
Судебная власть объявлялась независимой от других властей, осуществляемой судами от имени короля. Судьи назначались королем или от его имени пожизненно, и могли быть смещены лишь на основании законного судебного решения. Предусматривался суд присяжных.
Конституция Пруссии с некоторыми поправками действовала до Веймарской революции 1919 г.
Образование и становление Германской империи в 1871—1919 гг.
Создание Северогерманского союза (1867—1871)
К середине XIX в. политический авторитет Австрии стал падать, а после поражения в войне с Пруссией (1866) исчез совсем. Создалась Австро-Венгерская монархия, просуществовавшая до 1919 г.
В 1866 г. после ряда внутренних войн и столкновений Пруссия перекраивает Германию. Вместо Германского союза 1815—1866 гг. создается «свой» Северогерманский союз из 28 государств. В его рамках вводится свобода передвижения, единая система мер и весов, унифицируется монетная система, принимаются общие торговый и промышленный уставы, уголовное законодательство и т.д.
Государственное устройство Северогерманского союза было определено Конституцией 1867 г., которая очертила сферу его компетенции: оборона, денежная система, внешняя политика, почта и железные дороги.
Законодательная власть принадлежала рейхстагу (бюджет Союза) и бундесрату (предложение и утверждение законопроектов). В бундесрате из 43 голосов 17 принадлежали Пруссии.
Главой исполнительной власти, главнокомандующим (в военное время) и руководителем внешнеполитического курса Союза стал президент (король Пруссии). Руководитель правительства — бундесканцлер — назначался президентом союза и был ответственен только перед ним (О. Бисмарк). Министерские функции выполняли статс-секретари.
Образование Германской империи
Полное объединение Германии завершилось после успешной франко-прусской войны 1870—1871 гг., причем вначале простым переименованием Северогерманского союза в Германскую империю (18 января 1871 г.) со столицей в Берлине. Германская империя объединила 22 монархии (четыре королевства, 11 великих герцогств, семь княжеств) и три вольных города (Любек, Бремен и Гамбург).
Конституция Германской империи 1871 г. определила состав, полномочия общеимперских органов власти и управления, установила единые для всех поданных права.
По форме государственного устройства государство определялось как федерация. К ведению общеимперских органов были отнесены такие важнейшие вопросы, как армия и флот, налоги и таможенные сборы, система мер и весов, монетное дело, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, уголовное и гражданское законодательства, судопроизводство и т.п.
Форма правления — конституционная монархия. Разграничения между законодательной и исполнительной ветвями власти не было. Фактически верховная власть была у императора.
Император (кайзер, прусский король) формально считался президентом Германской империи и имел чрезвычайно широкие полномочия: формировал и возглавлял правительство, принимал решения по всем внешним вопросам, созыву и закрытию парламента, имел право создания законопроектов, проведения военных «экзекуций» в отношении сепаратистки настроенных земель и т.д.
Правительство возглавлялось канцлером, который отвечал лишь перед кайзером.
Парламент образовали две палаты.
Бундесрат (Союзный совет) состоял из представителей правительств отдельных субъектов федерации (58 голосов, где Пруссия наделялась 17 голосами, Бавария — шестью, Саксония — четырьмя, Вюртемберг — четырьмя, Баден — тремя и т.д.). Для отклонения предложения об изменении Конституции требовалось 14 голосов членов бундесрата. Такая конструкция обеспечивала полное верховенство Пруссии в империи. Бундесрат, заседания которого проходили закрыто, решал важнейшие общеимперские вопросы, выступал судом для рассмотрения самых тяжких преступлений и арбитром между субъектами федерации и имперским правительством, толковал конституционные законы.
Рейхстаг, создаваемый на основе всеобщего тайного голосования, был полностью под контролем императора. Депутаты рейхстага избирались на три (пять) лет и жалования не получали. Решения рейхстага вступали в силу в случае подачи за них абсолютного большинства голосов. Рейхстаг мог быть распущен в период парламентской сессии решением бундесрата, одобренным императором. Формально рейхстаг утверждал бюджет, фактически все время обсуждал и принимал правительственные законопроекты.
«Всеобщее» избирательное право заключалось в том, что голосовать могли все мужчины, достигшие 25-летнего возраста, кроме тех, кто пользовался помощью для бедных, был ограничен в гражданских и политических правах по суду, «нижних чинов войска и флота» и т.д.
Система судебных органов империи складывалась из судов субъектов федерации и федеральных судов (Закон 1877 г.):
Особенности развития Германской империи в конце XIX — начале XX в.
С момента образования империи был взят курс на установление доминирующих позиций в регионе. Бурное развитие промышленности привело к созданию монополистической экономики, в которой тесно переплетались интересы частного капитала и государства (Союз по охране общих хозяйственных интересов на Рейне и Вестфалии, Среднерейнский союз фабрикантов, Союз немецкой железоделательной и сталелитейной промышленности и др.). Это порождало стремление найти новые рынки сбыта и источников сырья, что, в свою очередь, обусловливало милитаризацию общества: в стране открыто действовали такие массовые полувоенные организации, как «Флотский союз», «Оборонный союз», «Колониальное общество». Их деятельность вполне устраивала власть, действующую по принципу, выраженному императором в словах: «Король — во главе Пруссии, Пруссия — во главе Германии, Германия — во главе мира». Активизировалась колониальная деятельность, в ходе которой были захвачены значительные африканские территории.
Ко времени Первой мировой войны политическая власть от блока юнкеров (помещиков) и буржуазии перешла к военщине, промышленникам и финансистам, что подтолкнуло страну в 1879— 1882 гг. к заключению Тройственного союза (с Австро-Венгрией и Италией). К 1912 г. в стране фактически устанавливается диктатура военных. С этого момента абсолютно все подчинено милитаризации страны — «военное управление», «вспомогательная служба Отечеству» с введением всеобщей трудовой повинности мужчин от 16 до 60 лет, возможность принудительной мобилизации всего населения на любую работу. В годы войны важнейшую роль играл Генеральный штаб.
Попытка власти либерализовать режим перед угрозой полного поражения («парламентаризация власти») была сорвана начавшейся в ноябре 1918 г. революцией, в результате которой монархия была ликвидирована, а Пруссия стала одной из германских земель.
Германское гражданское уложение 1900 г.
Общая характеристика
Буржуазные перемены в обществе после революционных событий первой половины XIX в. и создание единого германского государства настоятельно требовали либерализации и унификации всех сфер законодательства.
Работа над общегерманским источником гражданского права была начата сразу после создания империи. Первые проекты вследствие плотного заимствования и цитирования основ римского права, наличия ощутимых остатков феодальных норм и повсеместной тяжеловесности совершенно не отвечали современным требованиям. Поэтому окончательный проект был подготовлен только к 1895 г. (но и он содержал в себе указания на действительность старых имперских законов). После утверждения в 1900 г. Германское гражданское уложение вступило в действие во всех землях империи.
Оно состояло из 2385 статей, собранных в пяти книгах (пандектная система): общая часть, обязательственное право, вещное право, семейное право и наследственное право.
В целом следует отметить, что Германское гражданское уложение 1900 г. отличала значительная сложность и громоздкость изложения материала, обилие специальной юридической терминологии и внутренних отсылок к другим нормам. Однако по своему содержанию оно пошло гораздо дальше Гражданского кодекса Франции 1804 г. Прежде всего это касалось вопросов деятельности юридических лиц и др. Фиксируя своим содержанием требования времени, Уложение наряду с нормами одновременно вступившего в действие Торгового уложения обеспечивало многосубъектность и прочность гражданского оборота и надежную защиту прав и интересов собственников. В этом отношении совершенно не случайно, что его положения во многом стали образцами для создаваемых законов других стран (например, Гражданский кодекс Японии 1898 г.).
Краткое содержание Уложения
В первой книге («Общая часть») излагались общие принципы построения германского гражданского права и давалась характеристика основных правовых институтов. Кроме того, закреплялись основы правового статуса физических и юридических лиц, вещей, отправные положения о сделках, договорах, давностных сроках и т.п. В соответствие с законом наступление полной гражданской дееспособности связывалось с исполнением 21 года. Ограничением могли быть подвергнуты лица, пренебрегающие семейными или общественными обязанностями, душевнобольные, обвиненные в расточительстве, а также те, чье местожительство точно установить невозможно.
В отличие от Кодекса Наполеона в Уложении достаточно подробно говорилось о юридических лицах, и это отражало специфику времени, так как появление коллективных собственников и крупных монополистических объединений требовало регламентации их существования и деятельности. Юридические лица делились следующим образом: ферейны — политические или предпринимательские общества и союзы и учреждения; организации, возникающие по инициативе частных лиц.
Во второй книге («Обязательственное право») рассматривались основы обязательственного права. При этом основное внимание уделялось договорам, которые понимаются как способ установления правовой взаимосвязи между лицами для осуществления каких-либо действий или воздержания от них. Был сформулирован буржуазный принцип свободы договора и его действительность (соответствие законам, дееспособность субъектов, лиц, возможность его исполнения, соответствие «добрым нравам» и «доброй совести»).
Заметен также отход от незыблемости договорных соглашений. Особо оговаривались формы заключения договоров. Так, при операциях с недвижимостью требовалась форма нотариального или судебного акта.
Расширение наемного труда требовало его четкой регламентации. Поэтому лицу, обязавшемуся оказывать установленные услуги за условленное вознаграждение, гарантировались права на обеспечение нормальных условий работы, ограждение от опасности для жизни и здоровья, на вознаграждение и в том случае, когда наниматель промедлил с принятием услуг, на расторжение договора при наличии уважительной причины и т.п.
Защищая положение сторон договора, закон особо оговаривал обязательства, вытекающие из недозволенных действий (из деликтов).
В третьей книге («Вещное право») были определены основы правового положения вещей, собственности, ее приобретение и отчуждение. Значительное внимание уделялось праву владения, которое определялось как действительное господство над вещью, которое можно передать по наследству. Право собственности рассматривалось как власть распоряжаться вещью по усмотрению собственника, если этому не препятствует закон или права третьих лиц.
Собственники земельных участков получили права не только над поверхностью земли, но и на недра (в разумных пределах). Однако на полезные ископаемые, разработкой которых занималось государство (соль, металлы, уголь), права собственника не распространялись.
Четвертая книга («Семейное право») закрепляла: нормы брачно-семейного права, в том числе о заключении и расторжении брака, имущественных отношениях супругов; правовое положение детей; институты опеки и попечительства. Признавая законным только гражданский брак, закон допускал и церковный брак. Брачный возраст предусматривался в 21 год для мужчин и 16 для женщин, заключение брака до достижения совершеннолетия требовало разрешение родителей (для законных детей — разрешение отца, для незаконных — матери). Обоюдное согласие необходимо было заявить перед чиновником органа регистрации гражданского состояния.
Доминирующее положение в браке сохранялось за супругом. Он был правомочен решать все семейные вопросы, но злоупотреблять своими правами права не мог. В обязанность ему вменялось содержание супруги. Супруга была достаточно дееспособна и с согласия мужа могла иметь свое дело и вести его самостоятельно.
Условиями расторжения брака для обеих сторон выступали прелюбодеяние, злонамеренное оставление одного супруга другим, грубое нарушение брачных обязательств, развратное поведение, жестокое обращение с супругом, безнадежная душевная болезнь и др.
Дети до совершеннолетия находились под отцовской властью, в меру своих сил они должны были помогать ему по хозяйству, его мнение было всегда окончательным. Внебрачные дети законными считались только по линии матери, формально с отцом их ничего не связывало, но тем не менее он должен был обеспечивать их до 16-летнего возраста в соответствии с социальным положением матери.
В пятой книге («Наследственное право») были представлены порядок наследования имущества, полномочия наследников, регламентировались вопросы завещательного и законного наследования. Провозглашался принцип свободы завещания, но ограниченной «обязательной долей». Наследодатель мог назначить или отстранить от наследования любое лицо. Наследовать имущество могли все родственники. Первую линию составляли нисходящие родственники (при этом дети в равных долях), вторую линию — родители и их нисходящие родственники, третью линию — дед и бабка и их нисходящие родственники. Следует отметить, что в отличие от Гражданского кодекса Франции 1804 г. переживший супруг находился в более благоприятном положении, так как частично мог наследовать с родственниками первых двух линий (1/4 или 1/2), а при их отсутствии к нему переходило все полностью.
Германское уголовное уложение 1871 г.
Уголовное законодательство «просвещенного абсолютизма»
Прежде чем говорить о наполненном буржуазными началами Германском уголовном уложении, необходимо вспомнить о том, что в период между уже известной «Каролиной» и ним действовали разработанные в условиях австрийского «просвещенного абсолютизма» так называемые «Терезиана» и «Йозефиана».
Уголовное уложение Марии Терезии («Терезиана», 1768 г.), как и «Каролина», чьи традиции оно последовательно продолжало, являлось сводом материально-процессуальных норм германского права. Вместе с тем в Уложении заметно стремление сузить возможности усмотрения правоприменителей, поставить их в тесные рамки закона. Для этого каждый их шаг подвергался жесткой законодательной регламентации (по каким уликам возбуждать дело, как квалифицировать деяние, при каких делах и когда производить допрос, пытку, что считать отягчающими обстоятельствами, при каких обстоятельствах следовало освобождать от уголовной ответственности и т.п.). Так, неоднократность или совершение преступления в группе вело к усилению наказания, а малолетство или неосознанность поступка его смягчали.
Разделив все преступления на деяния против публичных и частных интересов, «Терезиана» значительную часть дел отдавала на рассмотрение полиции.
В сфере наказания закон, отменив наиболее жестокие и одиозные для своего времени кары (утопление, разрывание на части, погребение заживо), тем не менее остался чрезвычайно суров. Смертная казнь была квалифицированной (сожжение, четвертование) и простой (отсечение головы, повешение). К болезненным (отяготительным) наказаниям относились наказание палками («сквозь строй»), ссылка и тюремное заключение. Широко применялись штрафы и конфискации.
Через 20 лет «Терезиану» сменило Уголовное уложение Иосифа II («Йозефина», 1787 г.). Оно было составлено в условиях назревающих буржуазных перемен и поэтому кардинальным образом меняло всю прежнюю (средневековую) уголовную политику.
Особенности Германского уголовного уложения 1781 г.
Этот закон не вводил кардинально новых изменений в уголовное законодательство страны, так как его основой стали нормы действующего Уголовного уложения Северо-Германского союза 1870 г.
Германское уголовное уложение состояло из трех частей. В первой и второй частях закреплялись общие положения, касающиеся разграничения различных преступлений, проступков и полицейских нарушений, положения об ответственности германских граждан при совершении ими преступлений за границей, вопросы о стадиях преступления, соучастии, смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах и др. Третья часть закрепляла составы конкретных преступлений.
Система преступлений на первое место ставила государственные преступления и преступления против общественного порядка (убийство императора, изменение порядка наследования престола, оскорбление императора и других монархов империи, фальшиво-монетничество, образование тайных обществ, противодействие применению закона или мероприятиям органов власти, призывы к неподчинению властям и т.д.). затем шли преступления против религии и преступления против личности и собственности.
В сфере наказания Уложение испытывало определенную двойственность. С одной стороны, в нем сохранялись принципы устрашения, что проявлялось в широком круге криминализируемых деяний и жесткими санкциями за их совершение, а с другой стороны, оно уже не могло не учитывать диктуемых временем буржуазных либеральных новаций (например, исключение телесных наказаний и ограничение смертной казни, которая в мирное время предусматривалась лишь в двух случаях: умышленного и заранее спланированного убийства и государственной измены). Самыми распространенными наказаниями были заключение в работный дом, тюремное заключение, поражение в правах, штраф и т.д.
Важнейшие принципы и конструкция Германского уголовного уложения 1871 г. были восприняты как образец при создании уголовного законодательства в других странах.