в каком году было постановление цк вкп б о перестройке литературно художественных организаций
О перестройке организаций
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно-художественных организаций»
23 апреля 1932 г.
СТР.
№ 97. п. 21 — Организационные вопросы в литературе и 172
искусстве (ПБ от 8.III.1932 г., пр. № 91, п. 50/18) (тт.
Каганович. Авербах. Панферов). Принять проект предложений,
внесенный т. Кагановичем (см. приложение), и опубликовать в
печати.
Приложение к п.21 пр. №97 от 23 апреля 1932 г.
О перестройке литературно-художественных организаций
1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе
значительных успехов социалистического строительства достигнут
большой как количественный, так и качественный рост литературы и
искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще
значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в
первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы,
партия всемерно помогала созданию и укреплению особых
пролетарских организаций в области литературы и [других видов]
искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и
работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских
писателей и художников]*.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры
пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и
художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих
пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП,
РАМП** и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах
[литературного и] художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих 173
организаций из средства наибольшей мобилизации [действительно]
советских писателей и художников вокруг задач социалистического
строительства в средство культивирования кружковой замкнутости,
отрыва [иногда] от политических задач современности и от
значительных групп писателей и художников, сочувствующих
социалистическому строительству [и готовых его поддержать].
Отсюда необходимость соответствующей перестройки
литературно-художественных организаций и расширения базы их
работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП,
РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу
Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся
участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз
советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов
искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников,
архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по
проведению этого решения.
Опубликовано: Партийное строительство. 1932. №9. С.62.
Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция.
Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной
политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов,
О.В.Наумов. М.: Международный фонд «Демократия», 1999.
Можно сколько угодно критиковать Сталина, но то, что он управлял страной в целом правильно, это исторический факт.
Постановление «О перестройке организаций»
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно-художественных организаций»
23 апреля 1932 г.
№ 97. п. 21 — Организационные вопросы в литературе и искусстве (ПБ от 8.III.1932 г., пр. № 91, п. 50/18) (тт. Каганович. Авербах. Панферов). Принять проект предложений, внесенный т. Кагановичем (см. приложение), и опубликовать в печати.
Приложение к п.21 пр. № 97 от 23 апреля 1932 г.
О перестройке литературно-художественных организаций
1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и [других видов] искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников]. *
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литетуры и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП ** и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах [литературного и] художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации [действительно] советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва [иногда] от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству [и готовых его поддержать].
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
* Выделенные курсивом слова вписаны в текст Сталиным, слова в квадратных скобках зачеркнуты им. ** Так в тексте. Правильно — РАПМ.
Опубликовано: Партийное строительство. 1932. № 9. С.62.
Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917–1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Cост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. М.: Международный фонд «Демократия», 1999.
Понравилась статья? Поделись ссылкой!
«О перестройке литературно-художественных организаций»
В 1920-е годы в СССР существовало великое множество литературных группировок: РАПП, «Перевал», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья», ЛЕФ, имажинисты… В 1932 году такое обилие идей и мнений перестало быть возможным: постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» все оставшиеся писательские объединения – многие объявили о роспуске гораздо раньше – были упразднены. На смену им пришёл Союз писателей, на первом съезде которого был утверждён единственный возможный художественный метод – соцреализм.
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б)
«О перестройке литературно-художественных организаций»
1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и [других видов] искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников].
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах [литературного и] художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации [действительно] советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва (иногда) от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству [и готовых его поддержать].
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (АПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
Приложение к пункту 21 протокола № 97 заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г.
РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 163. Д. 938. ЛЛ. 37, 38. Подлинник. Машинописный текст.
Опубликовано: Партийное строительство. 1932. № 9. С. 62.
В каком году было постановление цк вкп б о перестройке литературно художественных организаций
Под воздействием успехов социализма, идей и политики Коммунистической партии советская художественная интеллигенция все сознательнее и активнее включалась в борьбу за построение социализма. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. способствовало созданию единой идейно-политической платформы советских деятелей литературы и искусства.
По вопросу о сущности этого метода в 1932—1934 гг. были проведены широкие дискуссии на писательских собраниях, на страницах газет и журналов при самом активном участии А. В. Луначарского, М. Горького, ведущих советских писателей и критиков. Обсуждались проблемы метода и мировоззрения, места романтики и многообразие стилей социалистического реализма.
Крупным событием в культурной жизни Советской страны явился 1-й Всесоюзный съезд советских писателей, открывшийся 17 августа 1934 г. в Москве. На съезде присутствовало 597 делегатов 52 национальностей Советского Союза. Это был съезд объединения и сплочения всех литературных сил страны.
Перед съездом на партийных активах, комсомольских собраниях, читательских конференциях, слетах литературных кружков, библиотечных вечерах в городах и селах, на заводах и в колхозах обсуждались произведения советской литературы, проводились дискуссии, вырабатывались наказы читателей писателям. Перед рабочей и крестьянской аудиторией с творческими отчетами выступали А. Серафимович, Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Ф. Панферов, А. Караваева, М. Шагинян и другие писатели. К съезду готовилась вся страна, проявляя живой интерес к развитию своей литературы.
«С гордостью и радостью открываю первый в мире съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик, обнимающих в своих границах 170 миллионов человек,— говорил М. Горький.— Литература стала частью жизни страны, а художники слова — строителями социализма». С яркой речью «Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире» выступил от имени ЦК партии А. А. Жданов. Он подчеркнул, что советские литераторы уже давно связали свое творчество с классовой борьбой пролетариата, с большевистской партией.
Глубокое обоснование принципов советской литературы дал в своем докладе М. Горький. Съезд обсудил доклады о детской литературе, о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества, о международной художественной литературе, а также доклады о развитии национальных литератур Украины, Белоруссии, Татарии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Живую творческую дискуссию вызвали доклады о драматургии, о литературной молодежи и работе издательств с начинающими авторами.
Участники съезда говорили о сдвигах в сознании художественной интеллигенции, о больших и почетных задачах, стоящих перед советской литературой. «Нам дано удивительное счастье, — говорил Л. Леонов,— жить в самый героический период мировой истории. Отсюда вытекают и наши обязанности, и наши права, и наша гордость, и трудности наши, и наше будущее гражданское удовлетворение, что в конце концов мы одолеем эти трудности. Конечно, ни в одну эпоху литератор не испытывал такой почетной и высокой ответственности, как сейчас. Это наше основное дело — показать в образах, глубоких и запоминающихся, великое столкновение идей, разработать хотя бы вчерне принципы новой морали и запечатлеть рождение еще неслыханного мира».
На съезде говорилось о решительном преодолении рапповщи-ны: командования, администрирования, «вождизма» в литературе, о борьбе против упрощенной и схематичной трактовки советской жизни и советского человека. Советские литераторы твердо защищали принципы социалистического реализма от различных извращений и догматических наслоений. А. Фадеев опровергал на съезде схемы догматиков, стремившихся ограничить этот метод лишь пафосом героизма, и подчеркивал, что «социалистический реализм, утверждая новую, социалистическую действительность, новых героев, в то же время является наиболее критическим из всех реализмов». Тенденция приукрашивания действительности в литературе и искусстве приводила нередко к тому, что критика отвергала даже возможность конфликтов в нашей жизни, противоречия между идеалами и действительностью. Это вызывало решительный протест лучших литераторов, «Наша литература не должна бояться конфликтных положений,— заявлял А. Макаренко. — Секрет и прелесть нашей жизни не в отсутствии конфликтов, а в нашей готовности и умении их разрешить».
М. Кольцов в своем выступлении на съезде остроумно высмеял тех, кто боялся сатиры и юмора, придерживаясь формулы: «Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги». Он рассказал, как пришлось «доказывать право па существование в советскохг литературе писателей такого рода, как Ильф и Петров, и персонально их».
Писатели единодушно выступали против попыток возродить рапповские проработки и наклеивание ярлыков, против сковывающих регламентаций художественного творчества.
Подводя итоги творческого обсуждетхя проблем советской литературы на съезде, М. Горький говорил: «Партия и правительство отнимают у нас и право командовать друг другом, предоставляя право учить друг друга. Учить — значит взаимно делиться опытом. Только это, и не больше этого».
Съезд утвердил устав Союза писателей СССР и избрал Правление Союза.
1-й Всесоюзный съезд советских писателей единодушно признал социалистический реализм основным методом советской литературы и записал это в своем уставе. В уставе говорилось, что принципы социалистического реализма сложились в результате критического освоения литературного наследия прошлого и изучения опыта строительства социализма. Будучи связан с литературой критического реализма, социалистический реализм знаменует более высокую ступень литературного развития. Он не только отражает силы и тенденции истории и положительного героя, но и находит реальный путь к осуществлению идеала в действительности. Определение социалистического реализма содержало два основных требования: «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Подчеркивалось, что этот метод указывает лишь основные идейно-художественные принципы, обеспечивая широкие возможности проявления «творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».
1-й Всесоюзный съезд писателей имел большое международное значение. 40 прогрессивных писателей 13 стран мира были гостями съезда; среди них: Мартин Андерсен-Нексе, Вилли Бредель, Эми Сяо, Луи Арагон, Жан Ришар Блок, Иоганнес Бехер и др.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 г.
№ 97. п. 21 — Организационные вопросы в литературе и 172 искусстве (ПБ от 8.III.1932 г., пр. № 91, п. 50/18) (тт. Каганович. Авербах. Панферов). Принять проект предложений, внесенный т. Кагановичем (см. приложение), и опубликовать в печати.
Приложение к п.21 пр. №97 от 23 апреля 1932 г. О перестройке литературно-художественных организаций
1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и [других видов] искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников]*.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литетуры и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП** и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах [литературного и] художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации [действительно] советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва [иногда] от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству [и готовых его поддержать].
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
Опубликовано: Партийное строительство. 1932. №9. С.62.
Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов, О.В.Наумов. М.: Международный фонд «Демократия», 1999.