в каком году было наводнение в тулуне
Большая беда: вышедшие из берегов сибирские реки затопили низины, где нельзя было строить дома
Специалисты объясняют произошедшее в Иркутской области стечением обстоятельств: проливные дожди, таяние снегов в Саянах и небывалая жара в Монголии, со стороны которой в регион пришли теплые воздушные массы.
«Не поднимайте панику!»
Трагические события, как всегда, выпятили фатальные огрехи тех, кто был обязан отвечать за безопасность людей.
Как с гуся вода
По обыкновению отличились чиновники. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко всего на полдня опередил президента, прилетев в зону бедствия утром в субботу, 29 июня. Хотя режим ЧС в затопленном районе ввели еще в среду, тогда же стало известно о первых жертвах. Но появиться на месте бедствия раньше у губернатора не нашлось времени: гулял на банкете по случаю юбилея однопартийца Геннадия Зюганова.
Возмутил глава Нижнеудинского района Сергей Худоногов. В паблике «Подслушано в Нижнеудинске» в соцсети «ВКонтакте» выложили видео, где рассказали, как на участке чиновника два КамАЗа промывали уличный бассейн, после чего грузовики возили чистую воду.
Имей в виду
Это ужас был ожидаем
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев видит совершенно определенную причину затопления сибирского региона, о чем он рассказал на своем YouTube- канале:
Куда древесина вывозится, все отлично знают: в Китай. Огромные фуры идут и через пограничные пункты и через нелегальные проходы.
Все крупные наводнения в истории Тулуна
29 июля 1980 года в Тулуне пошел дождь. За неделю выпало три четверти годового плана. Река Ия вышла из берегов, поднявшись почти на десять метров. Это был первый случай в истории города. Старожилы помнили наводнение 1937 года, но так высоко тогда вода не поднялась.
4 августа Ия вышла на пик – 9 м 74 см, а потом стала понемногу спадать. По счастливой случайности все обошлось без жертв. Самым популярным видом транспорта тогда были моторные лодки и лодки-амфибии. Продукты доставляли на вертолетах.
А потом было время восстановления производства. Больше всего пострадала кондитерская фабрика: под воду ушла котельная. Однако рабочие успели спасти 52 тонны сахара, 40 тонн муки, восемь тонн печенья. Весь затопленным стоял и тулунский коопзверпромхоз. Чудом сохранился лесопильный цех.
Четыре года спустя все повторилось. 18-20 июля 1984 года началось страшное наводнение, которое затронуло не только Тулунский, но и Зиминский, Нижнеудинский и Чунский районы. Наводнению предшествовала полуторамесячная засуха, урожай был плохой. Так, селяне убирали 8-9 центнеров сена с гектара. А потом начались обильные дожди. Вода поднялась к пятиэтажкам, триста частных домов оказались под водой. С лица был стерт целый микрорайон Гидролизный. Наводнение унесло 1800 тонн готового сена, было затоплено более 10 тысяч гектаров сенокосов и культурных пастбищ. Серьезно пострадали 360 семей.
Бюро обкома КПСС и Иркутский облисполком создали специальную комиссию во главе с председателем облисполкома Алексеем Ковальчуком и секретарем обкома партии Виктором Спириным. В комиссию вошли зампреды облисполкома Петр Мирошников и Лев Платонов, завотделом транспорта и связи обкома КПСС Борис Шергин, начальник управления сельского хозяйства исполкома Николай Левада, начальник Главвосибснаба В. Шишов, начальник ВСЖД Шалва Цинцадзе, начальник УВД области Геннадий Луценко.
Половина Тулуна вышло на восстановление города, отсыпали дороги на Евдокимово и Красный Октябрь. Сюда была брошена техника всех трех дорожных участков города. На помощь прибыл отряд автомобилистов из Братска. В совхозе «Приречный» была создана ремонтная бригада, которая за сутки восстановила мост на автодороге Одон-Едогон. Отряд из Ийиского леспромхоза вел восстановительные работы на дороге Аршан – Харантей, разбирали заломы на дорогу Уйгат – Красное озеро, налаживали паром на дороге Красное озеро – Евдокимово. Райпотребсоюз открыл временные магазин, поскольку все были затоплены.
Городской комитет партии поддержал инициативу стекольного завода, лесопромышленников и обычных горожан отработать один день бесплатно в фонд помощи от наводнения.
Власти приняли решение о строительстве дамбы на реке Ия. Двадцать два года все было относительно спокойно, но тринадцать лет назад, летом 2006 года, на город обрушилось сразу два наводнения: в июне и июле. К тому времени существующая дамба была серьезно разрушена, а вся прибрежная зона размыта, была затоплена центральная часть города и федеральная трасса М-53, город фактически был обездвижен. Пострадали более 250 домов и приусадебных участков. Руководству города стихия наглядно продемонстрировала, что необходимо срочно решать вопрос реконструкции существующей дамбы и расчистки русла реки Ия. Проект дамбы стоил 52 млн рублей, и строительство растянулось на несколько лет.
И вот тебе лето-2019. Можно говорить, что это наводнение значительно крупнее, что было в истории города. 29 июня река Ия поднялась почти на четырнадцать метров.
Алексей Петров, по материалам «Хроники Приангарья»
Фото наводнения города Тулуна 1980 года из открытых источников
Как тонула Иркутская область. Задаем неудобные вопросы
В любой российской катастрофе, как в мутном зеркале, отражается не только сухая и жестокая хроника событий, но и нечто более абстрактное, позволяющие говорить о вопросах общегуманитарного свойства.
Для понятности мы разделим «иркутский потоп» на несколько четких составляющих, где каждый пункт повестки будет подвергнут отдельному субъективному разбору автора.
Причина наводнения
Во многих источниках применительно к событиям в Иркутской области говорят о «паводке» или «подтоплении». Нет, ребята, то, что произошло, это масштабное наводнение, и никак иначе. Точных цифр на руках у меня нет, но метеорологи говорят, что в случае с Тулуном и рекой Ия мы имеем дело с самым крупным наводнением за всю историю наблюдений. В Канске, Тайшете, Нижнеудинске и Чуне ситуация не так драматична, но и там это одно из сильнейших наводнений за последние 100 лет.
Отдельно остановимся на причинах наводнения. Накачанная телевизионной и сетевой пропагандой публика традиционным образом ударилась в сочинительство страшных сказок и самых невероятных конспирологических теорий. Две самые показательные: наводнение произошло из-за взрывов ледников в Восточном Саяне, чтобы потушить пожары; и вторая, не менее сочная — наводнение есть результат переполнения Братского водохранилища, якобы Братская ГЭС перестала спускать воду в сторону Енисея.
На деле нет никакого секрета в том, что произошло. Здесь я обращусь к словам научного руководителя Института географии СО РАН Виктора Плюснина, который в интервью иркутской «Комсомолке» четко и лаконично подвел научный базис под случившееся. Позволю себе сделать выжимку из его слов:
— Таяние или сход ледников могли повлиять на наводнение, но незначительно.
— Основная причина наводнения: мощный антициклон, который стоял над Сибирью в июне. В горах Восточного Саяна прошли ливни. Особенно сильное выпадение осадков наблюдалось в районе пика Топографов и Грандиозного, в истоках рек Ина, Ия, Ока и Уда.
— Несколько последних лет на Ангаре и Байкале наблюдались маловодье и засуха. Сейчас происходит естественная смена природного цикла: уже в 2018 году уровень рек начал подниматься, паводки в 2019 году в целом были ожидаемы и прогнозируемы.
Катастрофа неизбежна?
Иркутская область оказалась не готова к столь мощному и резкому подъему воды на реках, берущих начало в водоносных массивах Восточного Саяна. И если весенний разлив больших сибирских рек (Енисей, Ангара, Лена, Тунгуска, Витим и т.д.) это дело привычное и знакомое, то горный сход воды — единовременный и невероятно емкий — это вроде как что-то новое и необычное.
На самом деле — нет. Половина Иркутской области (и часть Красноярского края) находится в непосредственной близости от Восточного Саяна. Люди живут здесь столетиями, мощные горные наводнения происходят в наших широтах регулярно, с периодичностью в 10-15 лет.
Так почему же потоп оказался столь разрушителен? О тулунской дамбе мы поговорим ниже, но в главном двух мнений быть не может — населенные пункты Иркутской области не имеют системной защиты от наводнений. Точка.
Последствия
Пройдемся по хронологии.
— С 20 по 24 июня прошли сильные ливни в Восточном Саяне. Жители горных районов Тофаларии в Нижнеудинском районе первыми сообщают об угрозе.
— 25 июня вода на равнине быстро поднимается, прогноз метеорологов крайне неблагоприятен. Был эвакуирован детский лагерь «Заря» под Нижнеудинском.
— 26 июня введен режим ЧС в Нижнеудинске и поселке Соляная Тайшетского района. Проходит точечная эвакуация.
— 27 июня введен общеобластной режим ЧС. Граждан эвакуируют в Нижнеудинском, Тайшетском и Тулунском районах. Отмечены первые случаи гибели местных жителей. К вечеру начинает резко подниматься вода в Тулунском районе.
— 28 июня, пик наводнения в Нижнеудинске. Перекрыта федеральная трасса, затоплена часть города и аэропорт. Во второй половине дня прорывает дамбу в Тулуне, начинается эвакуация города.
— 29 июня, пик наводнения в Тулуне. Затоплена примерно половины города, большой участок федеральной трассы, мост через реку Ия. В обед вода поднялась на максимально высокий уровень — выше 14 метров.
— 30 июня, наводнение переместилось в Чунский район, вода уходит ниже по течению, на север.
— 1 июля, локальное наводнение в Канске, подтоплена часть города.
Участок федеральной трассы в районе Тулуна.
Глядя на эту страшную хронику, у меня сразу возникает несколько вопросов:
Второе. Почему эвакуация Тулуна началась только вечером 28 июня, после прорыва дамбы? По свидетельствам местных жителей, власти муниципалитета во главе с мэром накануне уверяли горожан, что «дамба выдержит» и отказывались принимать решение о массовой эвакуации. Что это — русский авось и преступная халатность в одном флаконе?
Третье. Почему федеральная трасса была перебита сразу в двух местах? Речь о стратегическом объекте, который, по идее, должен быть спроектирован так, чтобы держать любые удары стихии. Ответ: потому что федеральная трасса проложена через города, то есть по низине, со всеми вытекающими. Разговоры про дорожные обходы Тулуна и Нижнеудинска ведутся десятилетиями с нулевым результатом. В этом смысле показательно, что Транссиб затоплен не был, потому что его строительством занимались люди, знающие слова «наводнение» и «защищенная возвышенность».
Отдельно разберем вопрос дамбы в Тулуне. Ее построили в 2008 году, как ответ на мощное наводнение 2006 года. Проектировщики говорили, что она защитит город на «ближайшие 100 лет». Прошло десять лет, город смыло. Известно, что дамба прикрывала только левобережную часть Тулуна, причем высота сооружения позволяла сдерживать воду до 12 метров высотой. На пике наводнения, напомним, было больше 14 метров. Без шансов.
История с дамбой — очень характерна для нашей страны. Были выделены большие деньги, чиновники отчитались, пресса написала. На 100 лет, говорят, вас защитим. Потом десять лет никто за этой дамбой не следит, она зарастает бурьяном и местами разваливается. Затем приходит большая вода, но жители и власти не хотят эвакуироваться, ведь «дамба выдержит». Следом происходит то, что происходит, — из воды вылавливают трупы.
Генезис любой русской катастрофы: нулевой мониторинг — отсутствие надежных защитных сооружений — головотяпство чиновников на местах и «пофигизм» жителей — плохая координация всех ведомств — паника и конспирология в медийном пространстве.
Лично меня больше всего пугает то, что ситуация вряд ли изменится в обозримой перспективе, а значит — катастрофа повторится. Только в следующий раз потоп пойдет не на относительно малонаселенные районы, а на миллионную иркутскую агломерацию. И тогда жертв будут считать не десятками, а сотнями и тысячами.
Тулун-84 и Нижнеудинск-96. История наводнений
5 июля 2019 в 14:04 4171 просмотр
Территория Иркутской области характеризуется мощной и разветвленной речной сетью, представленной бассейнами таких крупных рек, как Ангара, Лена, Нижняя тунгуска, и их многочисленными притоками. Всего в области насчитывается более 65 тыс. рек, речушек и ручейков, имеющих суммарную длину 309355 км. Характерной особенностью крупных рек Иркутской области является меридиональное направление их течения с юга на север. В южных районах области, как правило, теплее, таяние снега и вскрытие ледового покрова рек происходит раньше, чем на северных участках, что приводит к образованию заторов и подтоплению пониженных участков местности. Установлено, что среди рек Иркутской области, наиболее подверженных весенним наводнениям, выделяются Н. Тунгуска и Лена, а летним – Кирей, Ия, Тойсук, Уда, Ока, Витим, Бирюса, Китой, Олха, Лена, Иркут.
Тулун. 1984
1984
1984
1984
1984
После июльского наводнения 1996 года в Нижнеудинском районе: 4579 семей понесли материальный урон; затоплено 15000 гектаров посевов и 1000 гектаров индивидуальных земельных участков; размыто 115 километров автомобильных дорог; повреждено 200 километров ЛЭП, 100 трансформаторных подстанций, 32 моста и шесть паромных переправ. Ущерб от наводнения, по различным оценкам, составил от 700 до 800 миллиардов рублей.
Советская молодежь. 1996г. 9 июля (№ 76)
Советская молодежь, 1996г. 11 июля (№ 77 ). дом №35 по улице островского в Нижнеудинске. За полчаса он завалился в реку и оставил без жилья местную жительницу пенсионерку Н.В. Дашкевич
Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» http://i.irklib.ru/hronp :
Советская молодежь. 1984г. 31 июля (№ 92 )
Советская молодежь. 1996г. 9 июля (№ 76)
Советская молодежь, 1996г. 11 июля (№ 77)
Как тонула Иркутская область. Задаем неудобные вопросы
В любой российской катастрофе, как в мутном зеркале, отражается не только сухая и жестокая хроника событий, но и нечто более абстрактное, позволяющие говорить о вопросах общегуманитарного свойства.
Для понятности мы разделим «иркутский потоп» на несколько четких составляющих, где каждый пункт повестки будет подвергнут отдельному субъективному разбору автора.
Причина наводнения
Во многих источниках применительно к событиям в Иркутской области говорят о «паводке» или «подтоплении». Нет, ребята, то, что произошло, это масштабное наводнение, и никак иначе. Точных цифр на руках у меня нет, но метеорологи говорят, что в случае с Тулуном и рекой Ия мы имеем дело с самым крупным наводнением за всю историю наблюдений. В Канске, Тайшете, Нижнеудинске и Чуне ситуация не так драматична, но и там это одно из сильнейших наводнений за последние 100 лет.
Отдельно остановимся на причинах наводнения. Накачанная телевизионной и сетевой пропагандой публика традиционным образом ударилась в сочинительство страшных сказок и самых невероятных конспирологических теорий. Две самые показательные: наводнение произошло из-за взрывов ледников в Восточном Саяне, чтобы потушить пожары; и вторая, не менее сочная — наводнение есть результат переполнения Братского водохранилища, якобы Братская ГЭС перестала спускать воду в сторону Енисея.
На деле нет никакого секрета в том, что произошло. Здесь я обращусь к словам научного руководителя Института географии СО РАН Виктора Плюснина, который в интервью иркутской «Комсомолке» четко и лаконично подвел научный базис под случившееся. Позволю себе сделать выжимку из его слов:
— Таяние или сход ледников могли повлиять на наводнение, но незначительно.
— Основная причина наводнения: мощный антициклон, который стоял над Сибирью в июне. В горах Восточного Саяна прошли ливни. Особенно сильное выпадение осадков наблюдалось в районе пика Топографов и Грандиозного, в истоках рек Ина, Ия, Ока и Уда.
— Несколько последних лет на Ангаре и Байкале наблюдались маловодье и засуха. Сейчас происходит естественная смена природного цикла: уже в 2018 году уровень рек начал подниматься, паводки в 2019 году в целом были ожидаемы и прогнозируемы.
Катастрофа неизбежна?
Иркутская область оказалась не готова к столь мощному и резкому подъему воды на реках, берущих начало в водоносных массивах Восточного Саяна. И если весенний разлив больших сибирских рек (Енисей, Ангара, Лена, Тунгуска, Витим и т.д.) это дело привычное и знакомое, то горный сход воды — единовременный и невероятно емкий — это вроде как что-то новое и необычное.
На самом деле — нет. Половина Иркутской области (и часть Красноярского края) находится в непосредственной близости от Восточного Саяна. Люди живут здесь столетиями, мощные горные наводнения происходят в наших широтах регулярно, с периодичностью в 10-15 лет.
Так почему же потоп оказался столь разрушителен? О тулунской дамбе мы поговорим ниже, но в главном двух мнений быть не может — населенные пункты Иркутской области не имеют системной защиты от наводнений. Точка.
Последствия
Пройдемся по хронологии.
— С 20 по 24 июня прошли сильные ливни в Восточном Саяне. Жители горных районов Тофаларии в Нижнеудинском районе первыми сообщают об угрозе.
— 25 июня вода на равнине быстро поднимается, прогноз метеорологов крайне неблагоприятен. Был эвакуирован детский лагерь «Заря» под Нижнеудинском.
— 26 июня введен режим ЧС в Нижнеудинске и поселке Соляная Тайшетского района. Проходит точечная эвакуация.
— 27 июня введен общеобластной режим ЧС. Граждан эвакуируют в Нижнеудинском, Тайшетском и Тулунском районах. Отмечены первые случаи гибели местных жителей. К вечеру начинает резко подниматься вода в Тулунском районе.
— 28 июня, пик наводнения в Нижнеудинске. Перекрыта федеральная трасса, затоплена часть города и аэропорт. Во второй половине дня прорывает дамбу в Тулуне, начинается эвакуация города.
— 29 июня, пик наводнения в Тулуне. Затоплена примерно половины города, большой участок федеральной трассы, мост через реку Ия. В обед вода поднялась на максимально высокий уровень — выше 14 метров.
— 30 июня, наводнение переместилось в Чунский район, вода уходит ниже по течению, на север.
— 1 июля, локальное наводнение в Канске, подтоплена часть города.
Участок федеральной трассы в районе Тулуна.
Глядя на эту страшную хронику, у меня сразу возникает несколько вопросов:
Второе. Почему эвакуация Тулуна началась только вечером 28 июня, после прорыва дамбы? По свидетельствам местных жителей, власти муниципалитета во главе с мэром накануне уверяли горожан, что «дамба выдержит» и отказывались принимать решение о массовой эвакуации. Что это — русский авось и преступная халатность в одном флаконе?
Третье. Почему федеральная трасса была перебита сразу в двух местах? Речь о стратегическом объекте, который, по идее, должен быть спроектирован так, чтобы держать любые удары стихии. Ответ: потому что федеральная трасса проложена через города, то есть по низине, со всеми вытекающими. Разговоры про дорожные обходы Тулуна и Нижнеудинска ведутся десятилетиями с нулевым результатом. В этом смысле показательно, что Транссиб затоплен не был, потому что его строительством занимались люди, знающие слова «наводнение» и «защищенная возвышенность».
Отдельно разберем вопрос дамбы в Тулуне. Ее построили в 2008 году, как ответ на мощное наводнение 2006 года. Проектировщики говорили, что она защитит город на «ближайшие 100 лет». Прошло десять лет, город смыло. Известно, что дамба прикрывала только левобережную часть Тулуна, причем высота сооружения позволяла сдерживать воду до 12 метров высотой. На пике наводнения, напомним, было больше 14 метров. Без шансов.
История с дамбой — очень характерна для нашей страны. Были выделены большие деньги, чиновники отчитались, пресса написала. На 100 лет, говорят, вас защитим. Потом десять лет никто за этой дамбой не следит, она зарастает бурьяном и местами разваливается. Затем приходит большая вода, но жители и власти не хотят эвакуироваться, ведь «дамба выдержит». Следом происходит то, что происходит, — из воды вылавливают трупы.
Генезис любой русской катастрофы: нулевой мониторинг — отсутствие надежных защитных сооружений — головотяпство чиновников на местах и «пофигизм» жителей — плохая координация всех ведомств — паника и конспирология в медийном пространстве.
Лично меня больше всего пугает то, что ситуация вряд ли изменится в обозримой перспективе, а значит — катастрофа повторится. Только в следующий раз потоп пойдет не на относительно малонаселенные районы, а на миллионную иркутскую агломерацию. И тогда жертв будут считать не десятками, а сотнями и тысячами.