в каком году было написано произведение максима горького на дне
На дне
На дне
Жанр пьесы:
Место действие:
Продолжительность действия:
«На дне» — драма в четырех действиях Максима Горького. Несмотря на то что жанр пьесы автором так и не был определен по классической классификации он ближе всего к жанру трагедии. Пьеса написана в импрессионистическом стиле, [1] что отразилось в наличии разреженной фабулы и в отсутствии главного героя и острого столкновения характеров и идеологий, герои лишены так называемого амплуа и переживают конфликт не друг с другом, а с жизнью.
Содержание
Вслед за Чеховым Горький стремился передать ситуацию жизни, создать атмосферу течения жизни, обыденности благополучия-неблагополучия. Чтобы в этой на первый взгляд «бессобытийности» выделились внутренние побуждения героев. Только в отличии от чеховских пьес утонченных настроений-переживаний, он создавал пьесу сосуществования неоднородных мироощущений. Динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения.
Название «На дне» говорит об общественном статусе её героев, оказавшихся на дне жизни, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.
Сюжет
Герои находятся в тёмном подвале и периодически высказывают разные мнения на такие темы как устройство общества и христианский гуманизм.
Описание
Проблематика
Судьбы людей, опустившихся на дно жизни, явились для автора материалом для философских размышлений на темы нравственного и социального бытия, а также о вере и о возможностях человеческого индивида.
Это можно воспринять как обличение «утешительной лжи», которая якобы заставляет человека отказаться от всякой борьбы. Однако, обманчивое освобождение от обстоятельств в мыслях героев ощущается и раньше, в тех репликах в которых они утверждают, что что им больше некуда пойти и совсем некуда деться. Поэтому главное обвинение выдвигается скорее не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону. [2]
Будто продолжая разговор со стариком, Сатин произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!». И фраза это действительно звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. Поэтом пьеса Максима Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.
«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы
Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.
«На дне»: краткое содержание
Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.
«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.
Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:
Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.
Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.
Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.
Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.
Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.
Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.
Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.
Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.
Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.
Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.
Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.
Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC
Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:
Действие первое
Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.
Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.
Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.
В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.
В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.
Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.
Действие второе
Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.
Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:
Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:
Действие третье
Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:
Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.
Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.
Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.
Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.
Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.
Действие четвертое
В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.
Далее события разворачиваются следующим образом:
Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC
«На дне»: анализ произведения
Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.
Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:
Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.
В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.
Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.
Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.
Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.
События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.
Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Тест с ответами: М.Горький «На дне»
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?
1) 1900
2) 1902;+
3) 1905
4) 1908.
2. Кто из героев гордится своим дворянским происхождением:
1) Сатин
2) Барон+
3) Клещ
4) Пепел
3. Васька Пепел хочет жениться:
1) на Василисе
2) на Насте
3) на Анне
4) на Наталье+
4. По мнению Татарина, Лука жил по закону:
1) «Не обижай человека»;+
2) «Не убий»;
3) «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»;
4) «Все люди добрые, нет злых людей».
5. Кто становится мужем Квашни в конце пьесы?
1) Лука
2) Медведев+
3) Барон
4) Сатин
6. Наталья является сестрой:
1) Василисы+
2) Насти
3) Квашни
4) Анны
7. Каким образом Сатин попал в ночлежку?
1) Сатин обокрал местного чиновника и прятался в ночлежке от судебного пристава, изменив имя;
2) Сатин попал в тюрьму из-за обидчика сестры, после чего перед ним все дороги оказались закрыты;+
3) У Сатина сгорело все имущество, и ему негде было жить, кроме как в ночлежке;
4) Сатин был известным картежником.
8. Какая из героинь тяжело болеет и умирает в течение пьесы?
1) Квашня
2) Настя
3) Василиса
4) Анна +
1) Наташа
2) Василиса+
3) Сатин
4) Барон
10. Произведение «На дне» относится к литературному жанру:
1) Социально-философская драма;+
2) Психологическая драма;
3) Мелодраматическая комедия;
4) Семейно-бытовая драма.
11. Кто является профессиональным шулером?
1) Лука
2) Костылев
3) Сатин+
4) Татарин
12. Фразу: “…талант – это вера в себя, в свою силу…” произносит:
1) Лука
2) Актер+
3) Костылев
4) Василиса
13. По мнению Костылева, хорошими людьми являются:
1) Творческие люди, желающие преобразить и украсить мир;
2) Мудрецы и священники, люди религии;
3) Люди, занимающие высокие чины;
4) Люди, живущие по правилам, у которых есть паспорт+
14. Кто из героев отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство?
1) Сатин+
2) Барон
3) Наташа
4) Медведев
15. Жизнь самоубийством в конце пьесы кончает:
1) Лука
2) Сатин
3) Барон
4) Актер +
16. Что просила Василиса у Пепла в обмен на то, что она позволит ему жениться на Наташе?
17. Слова: “Человек! Это звучит … гордо” – принадлежат:
1) Луке
2) Сатину+
3) Барону
4) Актеру
18. Кому из героев принадлежат слова: “…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”?
1) Костылеву
2) Василисе
3) Луке+
4) Бубнову
19. Какую книжку читала Настя?
1) «Роковая любовь»;+
2) «Последняя страсть»;
3) «Война и мир»;
4) «Нежные чувства».
20. Фраза: “…В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать…” – принадлежит:
1) Ваське Пеплу +
2) Луке
3) Сатину
4) Клещу
21. Какую проблематику затрагивает Максим Горький в произведении «На дне»?
1) Проблематика отношений между влюбленными;
2) Вопросы воинской чести, защиты родины от врага, смелости воина;
3) Значимости денег в жизни человека;
4) Поиск человеком своего места и роли в жизни, возможность изменить собственную жизнь.+
22. В молодости на телеграфе служил:
1) Лука
2) Клещ
3) Татарин
4) Сатин+
23. Кто из героев надеется попасть в бесплатную лечебницу для алкоголиков?
1) Лука
2) Сатин
3) Квашня
4) Актер +
24. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Человек – все может… лишь бы захотел»?
1) Луке;+
2) Костылеву;
3) Анне;
4) Алешке.
1) Константин+
2) Михаил
3) Максим
4) Александр
26. Как зовут хозяина ночлежки, в которой происходит действие пьесы?
1) Сатин
2) Бубнов
3) Костылев+
4) Пепел
27. Кто из героев пьесы считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство?
1) Пепел;
2) Сатин;+
3) Актер;
4) Костылев.
28. “…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…” – говорил о себе:
1) Васька Пепел +
2) Сатин
3) Лука
4) Татарин
29. Где происходят события пьесы «На дне»?
1) В сумасшедшем доме;
2) На квартире у Клеща;
3) В ночлежке;+
4) В сиротском доме.
В помощь школьнику. 11 класс. Максим Горький «На дне» (1902)
3-я неделя октября. Драма «На дне» — пожалуй, одно из самых сложных произведений, которые проходят в последнем учебном году. Но мы не привыкли пасовать перед трудностями: будем разбираться
Текст: Ольга Разумихина *
Пьесу «На дне» многие ученики ошибочно называют трагедией. На самом деле это, разумеется, драма. Жанр трагедии к началу ХХ в. давно уже «умер»: последней полноправной трагедией было произведение А. С. Пушкина «Борис Годунов», написанное в 1825-м. Но чтение пьесы «На дне» весёлым занятием не назовёшь: здесь у каждого персонажа — своя боль, и не обязательно душевная.
Тяжёлые заболевания, безработица, безденежье, пьянство, драки и отсутствие каких-либо перспектив — вот с чем каждый день сталкиваются обитатели горьковской ночлежки. В какой-то момент благодаря старцу Луке они как будто прозревают; обретают веру в то, что для них ещё возможна новая, осмысленная, благородная жизнь, — но не могут направить подаренную им энергию в созидательное русло. Однако жить без надежды и жить, потеряв надежду, — разные вещи. Поэтому у большинства персонажей Горького не хватает сил на то, чтобы заново привыкнуть к экзистенциальному мраку. Единожды прикоснувшись к мечте, они делаются ещё более несчастными; кто-то даже решает, что, чем и дальше влачить жалкое существование, лучше самовольно покинуть этот мир.
Так что же получается: людям, оказавшимся в тяжёлой ситуации, надежда не нужна? Лучше смириться с грязью (в прямом и переносном смысле) — и жить, не заботясь ни о чём, кроме пищи и крова? Лучше забыть, что есть на свете любовь и дружба, отречься от семьи и высоких стремлений?
Конечно, Горького такой вывод не устраивает. Поэтому, рассказывая читателю о судьбах обитателей ночлежки, он скорбит по каждой пропащей душе. Но — подчёркивает, что, коль скоро ты опустился на «дно», то вернуться будет очень, очень нелегко.
Но перейдём к более конкретным вещам — и вспомним (как всегда без спойлеров), что из себя представляет каждый персонаж и как он попал в ночлежку.
Список действующих лиц
Михаил Иванович Костылёв, 54 года, содержатель ночлежки. Человек с туманным прошлым, который каким-то образом получил в собственность «подвал, похожий на пещеру», и решил сделать из него ночлежку. Дело это не то чтобы прибыльное, а проблем с постояльцами больше, чем дохода, но Костылёв — человек, который никогда не упустит выгоды. Будучи человеком, соблюдающим религиозные обычаи, он игнорирует саму суть христианской веры: относиться к ближнему как к брату. Не случайно между ним и Клещом происходит следующий диалог:
Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави. Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь…
Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в своё удовольствие. А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду куплю. и будет перед святой иконой жертва моя гореть. И за меня жертва пойдёт, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь.
Костылёв не привык задумываться о том, что чувствуют окружающие. Поэтому и конец, уготованный этому персонажу, видится вполне закономерным.
Наташа. Эдакий «луч света в тёмном царстве» — девушка, которая оказалась в ночлежке лишь потому, что туда перебралась её старшая сестра, та сама Василиса Карповна (а других родственников, у которых можно было бы остаться, у Наташи, судя по всему, не нашлось). Девушка стойко терпит издевательства и побои Костылёва и его супруги, но, когда несправедливость творит кто-то другой, смолчать она не может. Так, Наташа настойчиво советует Клещу ласковее обходиться с умирающей супругой. Однако, когда к девушке начинает проявлять интерес тот самый Васька Пепел, она относится к новому ухажёру с недоверием: отчасти потому, что Пепел успел пожить с её сестрой, отчасти — потому что Наташа прекрасно понимает, что от «вора, ворова сына» не следует ждать высоких помыслов и устремлений. Но не ошибается ли она?
Васька Пепел. «Потомственный» преступник; человек, которой и рад бы заняться честным трудом, но слишком привык считать себя заложником обстоятельств. «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал. Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын», — говорит Васька Пепел Луке. Однако впоследствии он загорается мечтой всё изменить: взять в жёны Наташу, поехать в Сибирь, устроиться там на работу. Увы, из-за нелепой случайности ему приходится распрощаться со всеми надеждами.
Андрей Митрич Клещ, 40 лет. Один из немногих обитателей ночлежки, привыкших зарабатывать деньги своим трудом. Однако средств, которые он получает благодаря слесарному делу, не хватает даже на то, чтобы прокормить небольшую семью — самого себя и супругу Анну. Клещ обозлён на весь свет и привык срывать зло на Анне; в начале пьесы у него нет ни сил, ни желания лишний раз сказать доброе слово тяжело больной жене.
Анна, жена Клеща. Терпеливая, спокойная, но сломленная тяготами нищего существования женщина. Будучи здоровой, постоянно терпела побои Клеща; теперь же, понимая, что её дни сочтены, не может смириться с тем, как безрадостно прошла жизнь. За утешением ей остаётся обращаться только к Луке.
Настя, девица 24 лет. Мечтательная особа, которая читает «чувственные» романы, за что Барон называет её «роковая любовь», и рассказывает окружающим, как некогда от неё был без ума некий Гастон или Рауль. Судя по всему, встречается с мужчинами за деньги. Чем она будет зарабатывать на жизнь через несколько лет и будет ли вообще жива, ведь она в любой момент может подхватить опасную болезнь, — большой вопрос.
Квашня, торговка пельменями. Ещё один персонаж, зарабатывающий на жизнь честным трудом. Когда-то у Квашни был муж, который только и делал, что её бил, поэтому теперь женщина больше всего ценит свободу. Однако ей уже 40; у неё нет ни семьи, ни друзей. Кто в случае чего о ней позаботится?
Бубнов. «Картузник», то есть человек, изготавливающий головные уборы. Когда-то у него была мастерская, но вот уже несколько лет, как Бубнов трудится в ночлежке. Вышло это, по словам Бубнова, так: «Жена у меня с мастером связалась. Мастер, положим, хороший. очень он ловко собак в енотов перекрашивал. И так они крепко друг за друга взялись, что — того и гляди — либо отравят меня, либо ещё как со света сживут. Я было — жену бить. а мастер — меня. Очень злобно дрался! Ну и я тоже обозлился. однажды жену по башке железным аршином тяпнул. Однако вижу — ничего эдак не выйдет. одолевают они меня! И задумал я тут — укокошить жену. крепко задумал! Но вовремя спохватился — ушёл… Только. мастерская-то на жену была. и остался я — как видишь! Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую. » Бубнов, как и многие обитатели ночлежки, от жизни ничего не ждёт: есть крыша над головой, есть что съесть и выпить — и хорошо.
Барон. Если верить словам этого персонажа, его предки были «вояки, дворяне времён Екатерины»; однако, продвигаясь по службе, они спускали всё больше средств на излишества. Сам же Барон женился на «скверной» женщине, «растратил казённые деньги» и оказался в тюрьме, а затем — в ночлежке, где только и делает, что скучает по былым временам.
Сатин. Ещё один персонаж, который попал в ночлежку, выйдя из тюрьмы. Ничто не предвещало беды: Сатин рос смышлёным мальчиком, любил читать, в юности работал телеграфистом. Однако потом он «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры. Сестра, может, и приютила бы Сатина, — но она давным-давно умерла; а на работу страдалец не вернулся и сделался шулером.
Актёр. Некогда — талантливый артист, который, хотя и играл второстепенные роли (например, могильщика в пьесе «Гамлет»), но страстно любил театр. Однако была у Актёра ещё одна одержимость: крепкие напитки. Из-за того, что молодой человек часто приходил на репетиции нетрезвым, его уволили из театра. С горя Актёр принялся пить ещё больше — и вот дошёл до того, что утратил имя и забыл любимые стихи.
Человек — это звучит гордо
Читать пьесу «На дне» сложно ещё и потому, что читателю предлагается не только следить за судьбами отдельных обитателей ночлежки и переживать за членов любовного многоугольника Костылёв—Василиса—Васька Пепел—Наташа, но и размышлять над сущностью человеческой природы. Кто же такой человек — венец творения или, как говорил герой другого классического произведения, «тварь дрожащая»? На этот счёт у трёх героев пьесы — Луки, Сатина и Бубнова — есть разные мнения.
Лука любит людей и охотно помогает им, но не готов преклоняться перед ними. «Лукавый старик» призывает не забывать, что у человека, конечно, много прав и возможностей, но и ответственность на нём лежит колоссальная.
Сатин, напротив, далёк от альтруизма — бескорыстной помощи ближнему. Но он гордится званием человека и считает всех людей высшими существами.
Наконец, Бубнов не питает к человеческому роду никакой приязни. Он осуждает всех и каждого за то, что людям, мол, сладкая ложь дороже горькой правды.
Приведём высказывания каждого из героев.
Лука. Мне — всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают. Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь. И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее. и хоть живут — всё хуже, а хотят — всё лучше. упрямые! Человек — всё может. лишь бы захотел.
Сатин. Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Я — арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются. и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Человек — выше! Человек — выше сытости.
Бубнов. И чего это. человек врать так любит? Всегда — как перед следователем стоит. право! Любят врать люди… Ну, Настька. дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать. вот и душу хочет подкрасить. А. другие — зачем? Вот — Лука, примерно. много он врёт. и без всякой пользы для себя. Старик уж. Зачем бы ему?
Тем, кто-то сдаёт ЕГЭ по литературе, будет не лишним заучить пару-тройку реплик: пьеса «На дне» не так уж редко попадается на экзамене.
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.