в каком году было написано произведение бирюк
Бирюк краткое содержание
Рассказ «Бирюк» И. С. Тургенева был написан в 1847 году и вошел в цикл произведений писателя о жизни, традициях и быте русского народа «Записки охотника». Рассказ относится к литературному направлению реализм. В «Бирюке» автор описал свои воспоминания о жизни крестьян в Орловской губернии.
Прочитать краткое содержание «Бирюк» Тургенева можно прямо на нашем сайте. Пересказ будет полезен ученикам при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Бирюк (Фома Кузьмич) – лесник, суровый внешне мужчина.
Рассказчик – барин, от его лица ведется повествование в рассказе.
Другие персонажи
Мужик – бедняк, который рубил деревья в лесу и был пойман Бирюком.
Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.
Краткое содержание
Рассказчик вечером ехал один с охоты, на беговых дорожках. До его дома оставалось верст восемь, но в лесу его неожиданно застает сильная гроза. Рассказчик решает переждать непогоду под широким кустом, и вскоре при блеске молнии видит высокую фигуру – как оказалось, это был здешний лесник. Он отвел рассказчика в свой дом – «небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем». Двери им открыла «девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой» – дочь лесника Улита.
Изба лесника «состояла из одной комнаты», на стене висел изорванный тулуп, на столе горела лучина, а «на самой середине» дома висела люлька.
Сам лесник был «был высокого роста, плечист и сложен на славу», с черной курчавой бородой, широкими сросшимися бровями и карими глазами. Его звали Фома по прозвищу Бирюк. Рассказчик был удивлен знакомству с лесником, так как слышал от знакомых, что его «все окрестные мужики боялись как огня». Он исправно охранял лесное добро, не давая вынести из лесу даже вязанки хвороста. Подкупить же Бирюка было невозможно.
Фома рассказал, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив лесника одного с двумя детьми. Угостить Бирюку гостя было нечем – в доме был только хлеб.
Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.
Рассказчик попросил отпустить вора, пообещав заплатить за дерево, но Бирюк, ничего не ответив, повел мужика в свою избу. Снова начался дождь, и им пришлось пересидеть непогоду. Рассказчик решил «во что бы то ни стало освободить бедняка» – при свете фонаря он мог разглядеть «его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены».
Мужик начал просить Бирюка освободить его. Лесник угрюмо возразил, что в их слободе все «вор на воре» и, не обращая внимания на жалобные просьбы вора, приказал сидеть тому смирно. Неожиданно мужик выпрямился, покраснел и начал бранить Фому, называя его «азиатом, кровопийцей, зверем, душегубом». Бирюк схватил мужика за плечо. Рассказчик уже хотел защитить бедняка, но Фома, к его изумлению, «одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон», закричав тому в след, чтобы убирался к черту.
Рассказчик понимает, что Бирюк на самом деле «славный малый». Через полчаса они распрощались на опушке леса.
Заключение
В рассказе «Бирюк» Тургенев изобразил неоднозначного персонажа – лесника Фому Кузьмича, личность которого полностью раскрывается только к концу произведения. Именно с этим героем связан основной конфликт рассказа – конфликт между общественным долгом и человечностью, который происходит внутри самого Бирюка. Несмотря на внешнюю суровость и принципиальность Фомы Кузьмича, который пристально бережет доверенный ему лес, в душе он является добрым, сочувствующим человеком – «славным малым».
Краткий пересказ «Бирюка» будет полезен для ознакомления с сюжетом рассказа, для лучшего понимания произведения советуем прочесть его полностью.
Анализ рассказа «Бирюк»
Краткий и полный анализ рассказа И. Тургенева «Бирюк» позволит лучше понять произведение, осознать его основные смыслы. Такое исследование произведения поможет с большим интересом относиться к литературе, получить от рассказа больше эмоций, глубже изучить предмет.
Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году.
История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.
Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Крепостное право в России.
Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.
2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных
Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.
В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его.
3. Тема: Отношение людей друг к другу.
Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.
Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес.
Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.
И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.
Образы Бирюка и мужика находятся еще и в единстве – они оба из крепостных крестьян, живущих в нищете, обоим нечем кормить детей. Это единство и выручает мужика, которого Бирюк из сострадания отпускает на волю. Лесник понимает его всем сердцем. В данном случае чувства взяли вверх над профессиональным долгом сурового лесника.
Образ барина-рассказчика находится в единстве с образом мужика. Он понимает, что человек идет на воровство из-за крайней нужды. Барин понимает и Бирюка, у которого нет другого выхода. Ловить воров-крестьян – это его работа, но сочувствие к мужику сильнее, поэтому образ барина находится в конфронтации с образом Бирюка, пока тот не отпускает несчастного.
п.4. Литературные приёмы
Тургенев описывает Бирюка, похожего на былинного героя. Этим он показывает силу характера Бирюка, которого не сломили тяготы жизни.
Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.
Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.
п.5. Конфликт произведения
Бирюк (Тургенев)
Точность | Выборочно проверено |
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозниками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону, — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
— Кто это? — спросил звучный голос.
— А, знаю! вы домой едете?
— Домой. Да видишь, какая гроза…
— Да, гроза, — отвечал голос.
— Не скоро пройдет, — продолжал лесник.
— Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, — отрывисто проговорил он.
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и, при свете молнии, увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрипел, и девочка, лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
— Ты разве одна здесь? — спросил я девочку.
— Одна, — произнесла она едва внятно.
— Лесникова, — прошептала она.
Дверь заскрипела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.
— Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями.
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Я поблагодарил его и спросил его имя.
Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись, как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.
— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.
— Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
— Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его.
— Нет, — отвечал он и сильно махнул топором.
— Нет… да… умерла, — прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
— С прохожим мещанином сбежала, — произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. — На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. — Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
— Вы, чай, барин, — начал он, — нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
— Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
— Как тебя зовут? — спросил я.
— Улитой, — проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.
Лесник вошел и сел на лавку.
— Гроза проходит, — заметил он после небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.
— Это зачем? — спросил я.
— А в лесу шалят… У Кобыльего Верху [3] дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.
— Будто отсюда слышно?
Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но над нашими головами уже виднелось кое-где темносинее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во… вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь, какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду… хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».
Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался…
— Повалил… — пробормотал Бирюк.
— Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево.
Бирюк молча взял лошадь за челку левой рукой; правой он держал вора за пояс. «Ну, поворачивайся, ворона!» — промолвил он сурово. «Топорик-то вон возьмите», — пробормотал мужик. «Зачем ему пропадать?» — сказал лесник и поднял топор. Мы отправились. Я шел позади… Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы. Бирюк бросил пойманную лошаденку посреди двора, ввел мужика в комнату, ослабил узел кушака и посадил его в угол. Девочка, которая заснула было возле печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас. Я сел на лавку.
— Эк его, какой полил, — заметил лесник, — переждать придется. Не хотите ли прилечь?
— Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, — продолжал он, указывая на мужика, — да вишь, засов…
— Оставь его тут, не трогай, — перебил я Бирюка.
Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренно дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Девочка улеглась на полу у самых его ног и опять заснула. Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки. Кузнечик кричал в углу… дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали.
— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.
— Отпусти… с голодухи… отпусти.
— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.
— Отпусти, — твердил мужик, — прикащик… разорены, во как… отпусти!
— Разорены. Воровать никому не след.
— Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест во как.
Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.
— Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу отпусти! я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
— А ты все-таки воровать не ходи.
— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один живот и есть… отпусти!
— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!
— Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не видишь, что ли, барина?
Бедняк потупился… Бирюк зевнул и положил голову на стол. Дождик все не переставал. Я ждал, что будет.
Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну, на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, — на, душегубец окаянный, пей христианскую кровь, пей…»
— Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!
— Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?
— Пьян. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!
— А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!
— Бей, бей, — подхватил мужик свирепым голосом, — бей, на, на, бей… (Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него.) Бей! бей!
— Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.
— Полно, полно, Фома, — закричал я. — Оставь его… бог с ним.
— Не стану я молчать, — продолжал несчастный. — Все едино околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…
— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.
Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.
— Убирайся к черту с своею лошадью! — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня…
Он вернулся в избу и стал копаться в углу.
— Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.
— Э, полноте, барин, — перебил он меня с досадой, — не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он. — Знать, дождика-то вам не переждать…
На дворе застучали колеса мужицкой телеги.
— Вишь, поплелся! — пробормотал он, — да я его.
Через полчаса он простился со мной на опушке леса.
Примечания [ править ]
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
«Бирюк» Тургенева: краткое содержание и смысл рассказа. 7 класс
Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» из цикла «Записки охотника». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение и краткое содержание. Анализ: в чём суть произведения?
«Бирюк» — рассказ И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Впервые опубликован в 1848 году в журнале «Современник».
Бирюк — это волк-одиночка. В переносном смысле бирюком называют одинокого, нелюдимого человека. Именно такое прозвище носит лесник из рассказа Тургенева.
Содержание
Кратчайшее изложение
Помещик, от лица которого ведётся рассказ, возвращаясь с охоты, попадает под дождь. Он пережидает грозу в избушке лесника про прозвищу Бирюк. Заслышав, что кто-то рубит дерево в хозяйском лесу, Бирюк ловит вора и приводит к себе.
Мужик в лохмотьях оправдывается, что пошёл на кражу от бедности: дома голодают дети. Он умоляет Бирюка не губить его и отпустить. Тот не слушает, и мужик в ярости проклинает лесника-«кровопийцу».
В итоге Бирюк отпускает вора, вытолкнув за дверь. Рассказчик приятно удивлён, что даже этому суровому человеку не чуждо сострадание.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание рассказа «Бирюк»
Помещик, от лица которого ведётся рассказ, возвращается домой с охоты и попадает в грозу. К счастью, его замечает местный лесник и приглашает барина переждать непогоду в своей избушке.
Им открывает дочь лесника Улита, девочка лет 12. Дом чрезвычайно бедный, посреди низкой и пустой комнаты висит люлька: девочка укачивает маленького ребёнка.
Сам лесник высок, плечист и силён. Его зовут Фома, прозвище — Бирюк. Рассказчик уже слышал о Бирюке. Местные мужики его боятся, ведь суровый лесник не даёт тащить из леса дрова. Он могуч и неподкупен.
Гость спрашивает, почему у Бирюка нет жены: умерла? Тот признаётся, что жена сбежала с проезжим мещанином, бросив их с детьми.
Дождь ослабевает, и лесник собирается проводить барина домой. Он захватывает ружьё: со двора услышал, что кто-то рубит лес, пользуясь непогодой. Охотник отправляется вместе с ним ловить вора. Оставив барина позади, Бирюк с ружьём исчезает в кустах. Слышны звуки борьбы.
Рассказчик бежит к месту битвы. Там лесник уже подмял под себя и связал вора — мокрого мужика в лохмотьях и с плохой лошадью. Крестьянин успел свалить дерево, но не успел скрыться. Охотник шёпотом просит Бирюка отпустить несчастного и обещает отдать деньги за срубленное дерево.
Дождь опять усиливается, и все трое возвращаются в избу лесника. Рассказчик даёт себе слово спасти бедняка. Вор умоляет Фому отпустить его. Он рассказывает, что решился на кражу от безысходности: дома голодают дети. «Не погуби», — просит он, зная, что барин, владеющий лесом, теперь его разорит.
Лесник кажется неумолимым: «А ты всё-таки воровать не ходи». «Лошадёнку-то хоть отпусти», — просит крестьянин, потому что без лошади его семья умрёт от голода. Бирюк велит ему замолчать.
Внезапно мужик впадает в ярость и начинает кричать на лесника: «На, душегубец окаянный, пей христианскую кровь. ». Он ругает Бирюка, потому что терять ему уже нечего: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду?». Бедняк проклинает лесника и в бессильной злобе угрожает ему.
Бирюк встаёт и подходит к пленнику. «Бей, бей», — подзадоривает его связанный мужик. Вот лесник хватает вора, рассказчик пытается его остановить. Но Бирюк не бьёт несчастного, а наоборот, отпускает его, вытолкнув за дверь: «Убирайся к чёрту с своею лошадью!».
Охотник приятно удивлён: в глубине души Бирюк оказался хорошим человеком, которому не чуждо сострадание! Лесник Фома просит никому не говорить об увиденном и провожает барина до опушки леса.
В чём смысл рассказа?
«Записки охотника» — многоплановый цикл, в котором есть место и зарисовкам из народной жизни, и описаниям природы, и особой тургеневской философии.
В рассказе «Бирюк» на первый план выступает социальная драма: крепостной лесник ловит такого же крепостного бедняка, решившего тайком срубить в лесу дерево. В результате крестьянин рискует потерять единственную лошадь и вместе с семьей остаться без средств к существованию.
Рассказчик жалеет вора и молчаливо признаёт несправедливость общественного устройства, обрекающего людей на нищету. Тургенев не критикует бесчеловечность крепостного права напрямую (в правление Николая I, когда создавались «Записки охотника», это было бы невозможно), но благодаря его литературному таланту ничего говорить прямым текстом и не требуется. Читатель сам проникается нужным настроением.
В то же время автор затрагивает и общечеловеческую проблематику. В начале рассказа кажется, что лесник Фома — человек суровый и жёсткий. Однако к концу выясняется, что ни предательство жены, ни бедность, ни конфликты с местными мужиками не ожесточили его. В его сердце осталось место состраданию. Бирюк отпускает попавшегося на краже бедняка, и это делает финал рассказа оптимистичным. Дождь заканчивается, и есть надежда, что добро в людях в итоге возьмёт верх над злом.
Бирюк Фома с дочкой Улитой из фильма «Бирюк» (1977)