в каком году было написано гранатовый браслет
История создания повести «Гранатовый браслет»
Много ли рассказов вы читали о любви? О настоящей любви. Никакой-то там жалкой любовенке, когда он так её любил, но обстоятельства оказались непреодолимыми и он предал её в угоду собственным желаниям. А именно о той самой любви, которая должна быть величайшей тайной и трагедией.
Той самой любви, которой и нет уже сейчас, о которой пытливый слушатель может узнать только из старых романов, когда честь, отвага и любовь шли рука об руку, и ничто не могло сломить эти чувства.
Да, эти чувства можно встретить сейчас лишь на бумаге, и может быть поэтому мы так любим Куприна?
Не знаю, представлял ли Александр Иванович осенью 1910 году, что пишет рассказ, сделавший его воистину певцом любви? Думаю, что нет.
Сам он в письме Ф. Батюшкову называл «Гранатовый браслет» очень милой для него вещью и жаловался на своё музыкальное невежество.
«…Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: «Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Appasionato». Лицо у него застрелившегося (она ему велела даже не пробовать её видеть) – важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые….Но трудно и почему-то в охотку не пишется…»
История этой больной любви, как многие, наверное, знают, имеет реальные прототипы. В частности Вера Николаевна Шеина являлась зеркальным отражением Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета Д.Н. Любимова. Сам Куприн был дружен с этой семьей и часто гостил у них в Санкт-Петербурге.
В своей книге «На чужбине» Лев Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника П.П. Желтикова к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери.
В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть своё имя объяснялось низким социальным положением воздыхателя. Мать, по словам Любимова, вскоре перестала читать эти послания, возложив данную миссию на бабушку. Неизвестно сколько бы это всё продолжалось, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. По другой версии это была золотая цепочка с кулоном в форме пасхального яйца. Так или иначе, создалась щекотливая ситуация, которая могла скомпрометировать женщину. Тогда брат и жених Людмилы Ивановны отправились домой к Желтикову для выяснения отношений, и вернули ему гранатовый браслет. Больше в семье Любимовых о влюбленном телеграфисте никто не слышал. Такова была реальная история, которая так бы и осталась анекдотом в стенах губернского дома, если бы её не услышал Куприн.
Переосмыслив и изменив концовку, великий писатель создал произведение поистине трогательное, драматичное и печальное.
Уверена, что до сих пор среди преданных читателей Куприна не утихают споры на тему «Действительно ли это была любовь? Или всё-таки это было нездоровое помешательство?», но тут пусть каждый решит для себя сам. Единого мнения в данном случае быть не должно, да и не может, хотя сам Александр Иванович словами генерала Аносова нас как бы подводит к своей точке зрения:
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «Сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»
В 1964 году на экраны вышла экранизация «Гранатового браслета», одна из лучших на мой взгляд. Режиссером картины стал Абрам Роом, а главную роль исполнила невероятная красавица Ариадна Шенгелая.
Трудно представить себе более подходящую актрису на роль утонченной и изящной Веры Николаевны Шеиной. На мой взгляд, это просто идеальное попадание. И хотя режиссер несколько изменил концовку, добавив, скажем так, своё видение финала, это нисколько не испортило фильм.
Цена «Гранатового браслета»: о чем на самом
деле знаменитый текст Александра Куприна?
К 150-летию писателя.
«Татарский хан» в тюбетейке и восточном халате, отважный офицер, «бродяга» и «бунтарь», написавший «главный бордельный текст русской литературы» — скандальную «Яму». У Александра Куприна было много масок. Но где же настоящий писатель? Ответ лучше всего искать в его текстах.
Всем своим творчеством Куприн красноречиво доказывал, что самое главное в мире чувство — это любовь. Любви посвящён и один из самых известных его рассказов — «Гранатовый браслет». Почему это вовсе не отчаянная история о мужчине, покончившем с собой из-за неразделенной любви? Как из забавной истории из жизни Куприну удалось создать настоящий шедевр? О чем на самом деле «Гранатовый браслет»?
В основе повести — реальный случай, который потряс Куприна.
Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в 1910 году. Сам писатель признавался, что ничего более целомудренного он еще никогда не писал и даже плакал над своей рукописью.
В основе сюжета «Гранатового браслета» лежит реальная история. Однажды крупный петербургский чиновник Дмитрий Любимов рассказал жене писателя, что некий мелкий почтовый чиновник Жолтиков «с неотступным упорством» преследовал письмами жену Любимова — Людмилу Ивановну. В этих письмах были «не только стихотворные послания, но и прозаический текст с малограмотным объяснением в любви. Подписывал он письмо своими инициалами – П. П. Ж.». Этот Жолтиков даже несколько раз пробирался в квартиру к Людмиле, а однажды прислал ей пасхальный подарок – коробочку, «в которой на розовой вате лежал аляповатый браслет – толстая позолоченная дутая цепочка». Чтобы окончательно пресечь эту историю, муж Людмилы Ивановны и её брат отправились домой к Жолтикову. В дешёвой квартире, в грязноватой комнате, они встретились с очень «невзрачным человеком маленького роста», который растерялся и сильно испугался такого резкого визита. После строгого разговора Жолтиков перестал писать Людмиле письма и, спустя время, женился на другой избраннице.
Согласитесь, довольно простая история. Однако на Куприна она произвела невероятно сильное впечатление. Писатель говорил своей жене: «Я представляю себе П.П.Ж. Я представляю себе, как мучительно напрягает он свои душевные силы, стараясь преодолеть малограмотность и отсутствие необходимых слов, чтобы выразить охватившее его большое чувство, и как стремится он уйти от своей убогой жизни в мечты о недосягаемом счастье». Взяв за основу этот полуанекдотический рассказ из жизни, Куприн создал поистине трагическую историю о любви, которая выше смерти. Как же это было сделано писателем?
«Из любви сделали тему для грязных, помойных опереток».
Куприн считал идеалом ту любовь, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость», любовь, которая «выдерживает всякие испытания, преодолевает все преграды и соблазны, торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой», которая «сильнее смерти» и которая «должна быть трагедией», «величайшей тайной в мире», «единственной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Вот, чем была любовь для Александра Куприна: «высочайшим и самым редким даром Бога». А вовсе не тем низменным чувством, которое нередко приписывают Куприну невнимательные читатели.
Даже его печально известная нашумевшая «Яма» (1915) — это не просто «анатомия» публичного дома — пространства, чрезвычайно популярного во времена Куприна. Для Куприна здесь важно было показать, во что люди превратили самое прекрасное чувство, необходимо было заговорить о необходимости перемен в обществе, в котором поощрялся порок и выветривалось возвышенное отношение к женщине. Еще в своем «Поединке» (1905) он восклицает с горечью: «Любовь! Кто понимает ее? Из нее сделали тему для грязных, помойных опереток, для похабных карточек, для мерзких анекдотов, для мерзких-мерзких стишков». Куприн — вовсе не литературный порнограф, смакующий натуралистические подробности телесного общения. В его текстах любовь — это главная спасительная сила. Это не эгоистичное, низменное и блудливое чувство, а одухотворяющее и преображающее. Именно о таком чувстве — его «Гранатовый браслет».
Повесть о самоубийце?
Воспринимать «Гранатовый браслет» только как рассказ, где главный герой застрелился от неразделенного, но очень сильного чувства, совсем неверно. Куприна-художника не так уж и интересует этот поступок героя.
«Гранатовый браслет» — это не история о самоубийце. Это, в первую очередь, произведение о высоком и искреннем чувстве. Главный герой, Г.С. Желтков, чиновник контрольной палаты, высокого роста, худощавый, «с длинными пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине», оказывается способным на такую любовь, которая действительно оказалась «сильнее смерти». Куприн показывает, как растет его любовь со временем («семь лет безнадёжной и вежливой любви»). Его чувство претерпело серьёзную трансформацию от «глупых и диких писем» к еще юной барышне Вере до благоговения, вечного преклонения и преданности перед уже замужней княгиней Верой Николаевной Шеиной. Еще когда Дмитрий Любимов рассказывал чете Куприных свою реальную историю, он трогательно заметил, что Жолтиков «так же как и я, любит Милочку, и я не могу за это сердиться на него – я счастливый соперник, и мне его жаль».
Купринский Желтков – это подлинно трагический герой. Именно его судьбой Куприн хочет показать, что любовь вечна. И только такой конец земной жизни Желткова смог пробудить в душе самой Веры осознание того, что есть настоящее чувство, а не только те несерьёзные любовные истории, которые окружают её саму в повести. Вера понимает, что её жизнь действительно «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Важно вот что: любовь Желткова дана Вере явно не для того, чтобы она бросила мужа и связала свою жизнь с человеком, целиком состоящим из одухотворяющего чувства. И повесть написана Куприным явно не для того, чтобы читатели печально вздыхали над такой «поразительной» любовью, которая случается раз в тысячу лет. Желтков в повести фигура скорее символическая. Он — олицетворение безусловной и жертвенной любви, свободной от зла, расчёта и корысти. И как в настоящей шекспировской трагедии, так и у Куприна, такая любовь вечная. И Вере дано к ней прикоснуться, понять человека, любившего ее, и измениться самой. Точно так же, как сверкнули камни граната перед её глазами, так и в её сознании начинает многое меняться и переосмысливаться. Гранатовый браслет и письмо любящего ее человека запустили внутренний процесс преображение героини и ее семьи. Как дальше сложится судьба Веры мы не знаем. Финал открыт, и для каждого из нас это прекрасный повод задуматься над тем, для чего ей предназначен был этот человек и для чего в жизни каждого из нас случаются те или иные судьбоносные встречи.
«Да святится имя Твое».
Один из ключевых эпизодов «Гранатового браслета» – признание в любви Желткова княгине Вере Николаевне в форме письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас (. ) Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» (. ) От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»».
В этом письме мы видим слова «Да святится имя Твое», что нас отсылает к молитве «Отче наш», которую дал Иисус Христос своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Важно, что именно в последней главе, где звучат мотивы смерти, прощения и воскресения, появляются эти молитвенные слова. Этот тот случай, когда церковная молитва, входя в литературный текст, получает дополнительный оттенок звучания. Это не только указывает на возвышенность любовного чувства героя, но и показывает глубину образа самой героини, которая, конечно, не просто так названа Куприным Верой и которая здесь, в повести, явилась олицетворением духовного идеала, вместилищем и адресатом самого высокого чувства. И такое молитвенное объяснение героя не лишний раз демонстрирует нам, читателям, что «Гранатовый браслет» — это совсем не одна из самых обречённых и печальных историй в русской литературе, а настоящий бессмертный гимн такой же бессмертной любви талантливого русского писателя.
Использованная литература: О.Н. Михайлов «Жизнь Куприна», Миленко В.Д. «Александр Куприн» (Жизнь замечательных людей), Шевцова Л.И. «Аксиология любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет», Горшкова Л.И. «Языковые средства реализации жанра молитвы в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»: история создания повести
История создания рассказа «Гранатовый браслет»
Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову. Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.
Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности. Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:
«Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильне)».
Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:
«Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!».
Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.
Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании. У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.
Сюжет рассказа
Композиция рассказа состоит из тринадцати глав. В начале рассказа повествуется о том, как трудно пришлось княгине Вере Николаевне Шеин. Ведь в начале осени она жила еще на даче, тогда, как все соседи уже давно переехали в город из-за непогоды. Молодая женщина этого сделать не могла, так как в ее городском доме шел ремонт. Но вскоре погода успокоилась, и даже выглянуло солнышко. С теплом улучшилось и настроение главной героини.
Во второй главе читатель узнает о том, что день рождение княгине нужно было отметить с пышностью, ведь этого требовало положение мужа. На 17 сентября было назначено торжество, которое явно было не по средствам семьи. Все дело в том, что ее муж уже давно разорился, но все еще не показывал этого окружающим, хотя на семье это сказывалось: Вера Николаевна не только не могла себе позволить лишнего, она даже экономила на всем. В этот день приехала помогать молодой женщине ее сестра, с которой княгиня была в хороших отношениях. Анна Николаевна Фриессе совсем не была похожа на свою сестру, но родственницы очень были привязаны друг к другу.
В третьей главе писатель рассказывает о встрече сестер и о прогулке у моря, где Анна и вручила сестре свой ценный подарок — записная книжка, у которой была старинная обложка. Четвертая глава перенесет читателя в тот вечер, когда на торжество стали съезжаться гости. Среди прочих приглашенных был и генерал Аносов, который являлся приятелем отца девушек и с детства знал сестер. Девушки же его называли дедушкой, но делали это мило и с большим уважением и любовью.
Пятая глава рассказывает о том, как весело проходил вечер в доме Шеиных. Князь Василий Шеин, муж Веры постоянно рассказывал истории, которые произошли с его родственниками и знакомыми, но делал это так ловко, что гости уже даже не понимали, где все-таки правда, а где вымысел. Вера Николаевна собралась давать распоряжение подавать чай, но, пересчитав гостей, сильно испугалась. Княгиня была женщиной суеверной, а гостей за столом оказалось тринадцать человек.
Выйдя к горничной, она узнала, что посыльный принес подарок и записку. Вера Николаевна начала с записки и сразу же, с первых строк, поняла, что она от ее тайного поклонника. Но ей стало немного не по себе. Посмотрела женщина и на браслет, он был прекрасен! Но перед княгиней стал важный вопрос о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.
Шестая глава – это история княгини с телеграфистом. Муж Веры показывал свой альбом с веселыми картинками и одна из них – это история его жены и мелкого чиновника. Но она пока еще не была закончена, поэтому князь Василий начал просто ее рассказывать, не обращая внимания на то, что жена была против этого.
В седьмой главе княгиня прощается с гостями: часть из них отправилась домой, а другая разместилась на летней террасе. Улучив минутку, молодая женщина показывает письмо от своего тайного поклонника мужу. Генерал Аносов, уезжая в восьмой главе, слушает историю Веры Николаевны о письмах, которые уже давно пишет тайный отправитель, а затем сообщает женщине, что настоящая любовь встречается довольно редко, но вот ей повезло. Ведь этот «безумец» любит ее самоотверженной любовью, о которой может мечтать каждая женщина.
В девятой главе муж княгине и ее брат обсуждают дело с браслетом и приходят к выводу, что эта история не только затянулась, но и может отрицательно сказаться на репутации семьи. Перед сном они решают завтра найти этого тайного поклонника Веры Николаевны, вернуть ему браслет и навсегда покончить с этой историей.
В десятой главе князь Василий и брат девушки Николай находят Желткова и просят навсегда покончить с этой историей. Муж Веры Николаевны почувствовал в этом человеке трагедию его души, поэтому разрешает написать последнее письмо его жене. Прочитав это послание, княгиня сразу поняла, что этот человек обязательно что-то сделает с собой, например, убьется.
В одиннадцатой главе княгиня узнает о смерти Желткова и читает его последнее письмо, где ей запоминаются следующие строки: «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Княгиня решает поехать на его похороны и посмотреть на этого человека. Муж не возражает.
Двенадцатая и тринадцатая главы – это посещение покойника Желткова, чтение его последнего послания и разочарование женщины в том, что настоящая любовь прошла мимо нее.
Основное содержание 5–8 частей
В пятой главе повествуется о том, как гостей за столом развлекал князь Василий Шеин. У него был необыкновенный дар рассказчика. В каждом его рассказе была реальная история, но Василий Львович умел её обустроить так, что слушать было не только интересно, но и смешно.
После обеда все гости стали играть в карты. Вдруг хозяйку позвала горничная, а когда княгиня вышла на террасу, то передала ей небольшой пакет, который передал посыльный. Открыв пакет, Вера Николаевна обнаружила небольшое послание и украшение: золотой браслет с прекрасными гранатами. Прочитав послание, княгиня тут же вспомнила о тайном поклоннике. Это послание немного разочаровало её. Ведь он писал ей письма уже несколько лет, признаваясь в любви.
На этот раз он просил принять браслет, который некогда принадлежал его прабабушке. Вера задумалась о том, стоит ли этот подарок показывать мужу.
В шестой части автор рассказывает о том, как весело и оживлённо проходил вечер:
В альбоме хозяина были юмористические картинки и к истории «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист».
В седьмой главе повествуется о том, как закончился этот вечер на террасе, когда уже часть гостей уехали. Провожая старого генерала, Вера показала ему письмо, которое получила от телеграфиста.
В восьмую главу автор поместил размышления генерала Аносова о любви. В своей жизни он никогда не встречал настоящего чувства, а ведь любовь, по мнению генерала, должна быть настоящей трагедией. Вера рассказала старому генералу и свою историю о том, что какой-то «безумец» ещё до замужества влюбился в неё, и с тех пор постоянно шлёт ей письма. Рассказала она и о подарке. И генерал задумчиво произнёс, что это может быть и есть настоящая любовь, о которой мечтает каждая женщина.
Характеристика действующих лиц
Действующих лиц в произведении немного. Но стоит остановиться более подробно на главных героях:
• Вера Николаевна Шеина. • Господин Желтков.
Главная героиня рассказа – это Вера Николаевна Шеина. Она происходит из старинного дворянского рода. Вера нравится всем окружающим, так как она очень красива и мила: нежное лицо, аристократичная фигура. Она уже шесть лет замужем. Муж занимает важное место в светском обществе, хотя имеет материальные проблемы. У Веры Николаевны хорошее образование. У нее есть еще брат Николай и сестра Анна. Живет она с мужем где-то на берегу Черного моря. Несмотря на то что Вера является суеверной женщиной и совсем не читает газет, азартные игры она любит.
Еще одним главным и важным героем рассказа является господин Желтков. Худой и высокий мужчина с нервными пальцами был небогатым человеком. На вид ему было лет тридцать пять. Он состоит на службе в контрольной палате, но должность занимает невысокую – мелкий чиновник. Куприн характеризует его, как скромного, воспитанного и благородного человека. Этот образ Куприн срисовал с реального человека. Прототипом главного героя стал мелкий чиновник телеграфа Желтиков П.П.
Есть и другие персонажи в этом рассказе:
✔ Анна. ✔ Николай ✔ Муж главной героини, Василий Шеин. ✔ Генерал Аносов. ✔ Другие.
Каждый из героев сыграл свою роль в содержании рассказа.
Герои
Детали в романе
В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.
Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину».
Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова. Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения. По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.
Критика о повести «Гранатовый браслет»
Литераторы высоко оценили мастерство Куприна.
Первый отзыв произведению дал Максим Горький в одном из писем в 1911 году. Он был в восхищении от этого рассказа и постоянно повторял о том, что написано чудесно и что начинается наконец-то хорошая литература. Прочтение «Гранатового браслета» для известного революционного писателя Максима Горького стало настоящим праздником. Он писал:
«А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно!».
Этапы работы
Впервые как повесть, произведение опубликовал альманах «Земля» осенью 1911 года, через год после начала работы над произведением. Повесть была посвящена В. С. Клёстову. В качестве эпиграфа писатель написал воспроизведенную начальную партитуру строки Largo Apassionato из сонаты Бетховена.
(А.И. Куприн «Гранатовый браслет», издание 1955 г.)