в каком году было крещение мордовии
В каком году было крещение мордовии
В конце XX века Россия вновь оказалась на тернистом пути страдания. Как писал Г. П. Федотов, «мы — пусть пигмеи — вознесены на высоту, от которой дух захватывает. Может быть, это высота креста, на который поднята Россия. » Государство буквально раздирается внутренними и внешними вестернизаторами, предпринимаются настойчивые попытки вырвать этносы страны из единого пространственно-временного континуума.
Мордовия, являясь частицей великой России, испытывает те же боли, что и вся страна. В 1991 году была образована Саранская и Мордовская епархия РПЦ, что многими было воспринято как явление благотворное. Однако в том же 1991 году был официально зарегестрирован первый приход Мокшеэрзянской евангельской лютеранской церкви, которая в региональном отношении курировалась Ингермаландскои церковью (Эстония). Одновременно стали раздаваться призывы отказаться от Православия и вернуться к языческим верованиям. В отдельных мордовских селах прошли озксы (моления), сопровождаемые жертвоприношениями языческим богам. Традиционными они стали в селе Ташто Кшу-манця (Старое Качаево) Большеигнатовского района. Впервые на территории Мордовии стали действовать тоталитарные секты (международное общество сознания Кришны, «Белое братство»). В этих условиях чрезвычайно остро встал вопрос об истоках Православия в крае. Невольно вспоминаются слова протоиерея Георгия Флоровского о необходимости «пересматривать и припоминать все уроки и заветы прошлого, иногда жестокие, иногда вдохновительные».
Кроме того, часть мордовской национальной интеллигенции, идя по пути новой идеологической конъюнктуры и используя возрождение Православия, обратилась к созданию произведений на темы истории церкви, жизни и деятельности православных святых и т. п. Но при этом она, как правило, не поняла сути поднимаемых тем и обнаружила полное незнание церковной истории, истории монашества, да и истории России в целом.
Однако прежде чем говорить о Православии на мордовской почве, необходимо уяснить особенности языческого мироощущения, основу которого составили мифы. Тем более, что оно претерпело существенную эволюцию. На ранних стадиях развития мифы чаще всего были кратки, примитивны, элементарны по содержанию. По всей видимости, преобладали этимологические мифы — короткие рассказы, содержавшие порой примитивное объяснение происхождения того или иного животного или растения, черт рельефа и т. п. Примером могут служить произведения фольклора, содержавшие мифологические сюжеты о медведе, собаке, волке, лисе, зайце, березе, яблоне, дубе и т. п. Позднее, как считал А. Ф. Лосев, «в связи с эволюцией общинно-родовой формации в общинах стала возникать прослойка людей более организованных, более самостоятельных и более свободных от непосредственного производительного труда. Появилась своеобразная общинно-родовая аристократия, получившая для себя уже некоторого рода возможность и время также и для развития отдельных личностей, которые до тех пор были всецело подчинены общине и потому даже и не понимались как самостоятельные личности. Но с ростом самостоятельной личности росло также и самостоятельное мышление». Постепенно стали создаваться более сложные мифы, в которых переплелись разные по происхождению мифологические мотивы и образы, образуются развернутые повествования, формируются циклы. Примером могут служить трансформация идеи демиурга в мордовском язычестве, мифы о Пургине-пазе — боге грома и т. д. На этой стадии и произошло первое соприкосновение мордовского народа с христианством.
Распространение Православия в мордовском крае было длительным процессом. Элементы христианского культа стали проникать в регион накануне монгольского нашествия. Началом XIII века датируются находки крестов-энколпионов в отдельных мордовских памятниках (клад близ села Губино, Муранский могильник и т. п.). По всей видимости, мордва воспринимала крест как оберег, имеющий магическую защитную силу. Наконец, в XIII веке был написан текст, имеющий в истории мордовского края значение, сопоставимое со значением Легенды о путешествии апостола Андрея в истории Руси. Он принадлежит венгерскому монаху-миссионеру Юлиану, которого порой называют «Колумбом средневековья». Характеризуя «царство мордванов», он писал: «Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они послали к князю великой Ландемерии (это соседняя с ними русская страна), чтобы он послал к ним священников окрестить их. Тот ответил: «Не мне надлежит это делать, а папе римскому. Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».
В свое время нами высказывались серьезные сомнения в истинности этого сообщения, поскольку слова русского князя мордовским послам о преимуществах католической веры и главенстве в этом вопросе папы римского представляются явным вымыслом. Тем более что идеологизированный подтекст этого сообщения бросается в глаза — оно записывалось в Риме монахом Рихардом и предназначалось для папы Григория IX, который был ревностным сторонником идеи возвышения папской власти. Однако отбросив этот момент, можно выделить в сообщении и зерно истины, заключающееся, по всей видимости, в отзвуке реальных отношений между мордвой и Владимиро-Суздальской Русью, которую Юлиан называл «Великой Ландемерией». Косвенным свидетельством наличия мордовского посольства к князьям Владимиро-Суздальской Руси может служить указание русского летописца на вассальные отношения Пуреша, которого многие исследователи считают мокшанским князем (оцязором), и владимиро-суздальского князя Юрия: «. пришед был на Пуреша ротника Юргева». Кроме того, в XII—XIII веках оформилась древнемордовская государственность и ее руководители не могли не видеть стабилизирующей силы Православия, его идей и воззрений как надежнейшей духовной опоры строя и общества.
Однако, несмотря на наличие определенных условий, в XIII веке обращения мордвы в христианство не произошло. Помешало монгольское нашествие, «Батыев погром» и алчность русских князей. В 1221 году на мордовских землях был основан Нижний Новгород, практически одновременно возник Богородицкий монастырь — первая православная обитель в мордовском крае. Князья использовали крепость как опорную базу для набегов на мордовские селения, что вызвало немедленно ответную реакцию. В 1229 году инязор Пургас осадил Нижний Новгород, но взять город ему не удалось. Монастырь при осаде был сожжен. Вероятно, мордва восприняла его как элемент политики русских князей.
На процесс обретения мордовским народом Православия существенное воздействие оказали отношения русских государственных структур и Церкви, одинаково драматичные для обеих сторон. Государство стремилось превратить Церковь в орудие своей политики, в придаток государственного аппарата, что не всегда совпадало с духовными устремлениями Церкви, ее пастырским служением. Тем не менее, именно государственные структуры определили на некоторое время основы проникновения христианства в мордовский край. В XIV—XVI веках это осуществлялось путем пожалования русскими князьями земель в мордовском рае. Так, нижегородский князь Борис Константинович подарил Благовещенскому монастырю в Нижнем Новгороде «рыбные ловли» по Суре со всеми «падучими реками» и «бобровыми гонами». А в Арзамасском уезде по указу Ивана Грозного вотчины мордовских князей было велено «раздать боярам в раздачу для крещения мордвы».
Очагами проникновения Православия в мордовский край стали монастыри, история возникновения которых в крае уходит корнями еще в XVI век. В 1573 году на правом берегу Цны был основан Щацкий Чернеев Николаевский монастырь. Практически в том же году как ответвление Звенигородского Савва-Сторожевского монастыря возник Пурдошский монастырь. Блестящий знаток истории мордовского края П. И. Мельников писал: «. иноки Савва-Сторожевского монастыря устроили миссионерский стан на берегу реки Мокши для крещения темниковской, или еникеевской, мордвы; из этого стана вскоре образовался Пурдышевский Рождественский монастырь. »
В 1652 году на земле, полученной в качестве вклада от зажиточного крестьянина Путилы Баженова Дмитриева из села Дмитриев Усад, монах Дионисий основал Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь. Аналогична история возникновения и другого монастыря на берегу Мокши — Санаксарского. В 1659 году подьячий темниковской приказной избы Лука Евсюков передал небольшой участок земли монахам, ушедшим из захудалого Кадомского монастыря, и здесь было положено начало знаменитой обители.
В разное время в середине и во второй половине XVII столетия были основаны монастыри Иоанна Предтечи и Покровский в Краснослободске, Тумольская Преображенская мужская пустынь и Печерская женская обитель в Инсарском уезде, Атемарский Воскресенский, Богородицкий, Ильинский-Богоявленский мужские, Богородицкий женский монастыри в Саранском уезде.
В монастырях появились иноки — мокшане и эрзяне по национальности. Так, сохранился документ, позволяющий установить национальность монахов Саровской пустыни. Судя по нему, из мордвы происходило шесть человек — фактически это первые, известные нам, монашествующие. Монах Иуст (в миру Иоанн Коробейников) — в обители с 1708 года, пришел при Иоанне и был им пострижен; в монастыре занимался «рукоделием» — лапти плел и свечи делал. Монах Исайя (в миру Илья Плакидин) и монах Антоний (в миру Афанасий Плакидин) приняли постриг в 1731 году; последний стал монастырским звонарем. Из деревни Нороватовой Кадомского уезда был родом монах Никодим (в миру Никифор Чеканка), а из села Воскресенского Арзамасского уезда происходил монах Иларион (в миру Иоанн Плакидин), принятые в обитель в том же 1731 году. Монах Иларион, несмотря на солидный возраст —74 года, стал находкой для монастыря из-за своего плотницкого таланта.
Государство стремилось ускорить привнесение Православия в мордовский край, применяя силовые методы, что вызвало негативную реакцию мордовских крестьян. В песнях о крещении указывалось, что в христианской вере «толку нет», подчеркивалась необходимость отстаивать «мордовскую веру», «мордовские законы». В устно-поэтическом творчестве мордовского народа сложились образы Мамильки, Сырявы и др., которые противостоят христианству и страдают за это. В ряде случаев глухое брожение переходило в открытую борьбу. В начале XVII века алатырская мордва дважды топила в Суре игуменов Троицкого монастыря, в 1655 году был убит архиепископ Рязанский Мисаил. В период гражданской войны 1670—1671 годов восстание в мордовских деревнях, чаще всего, начиналось с убийства священника.
Сопротивление христианизации, оказанное мордвой, заставило правительство внести коррективы в политику. В 1681 году был подписан указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения, в 1686 году вышел указ об особом внимании епархиальных архиереев и монастырских властей к новокрещенной мордве. Эти изменения привели к некоторому ускорению принятия Православия мордвой. Стали ощущаться и положительные моменты этого процесса. Наиболее важным было то, что принятие Православия в условиях, когда оно считалось государственной религией, означало социально правовое уравнивание мордвы с русским населением. Мордовские крестьяне стали чувствовать себя в рамках Российского государства более комфортно, если, конечно, можно говорить о комфортности применительно к той эпохе. Появилась возможность поступления части мордвы на престижную и достаточно обеспеченную государственную службу, чем немедленно воспользовались представители мордовской знати. Облегчились различного рода контакты, прежде всего экономические, между мордвой и русскими.
Массовая христианизация мордвы падает на имперский период российской истории. Еще в начале XVIII в. Филипп фон Страленберг, шведский офицер, попавший в российский плен под Полтавой, отмечал полное преобладание языческих верований в мордовской среде. Тогда же были предприняты первые шаги по их искоренению, когда по указу Петра I в 1700 г. в Киевской духовной академии была начата подготовка миссионеров для распространения христианства для мордовских крестьян. В 1706 г. следующим указом Петр I потребовал ускорить процесс христианизации. Причем стоит отметить мотив религиозной нетерпимости и фанатизма при ее проведении, который присутствует, по мнению Андреаса Каппелера, даже у русского просветителя XVIII в. Ивана Посошкова.
В начале XVIII столетия церковь почти полностью взяла под свой контроль процесс принятия Православия мордвой, государственные структуры как бы отошли на второй план. Стали создаваться миссионерские школы, началось использование мордовских языков для внедрения Православия в мордовскую среду. Наиболее ярко это проявилось в деятельности епископа Нижегородского и Алатырского Иоанна Дамаскина. В то же время имелись рецидивы силовых методов, вызвавшие, в частности, восстание мордвы Терюшевской волости в 1743—1745 годах, непосредственным поводом к которому послужила попытка епископа Нижегородского и Алатырского Дмитрия Сеченова разрушить мордовское кладбище у села Сарлей.
Именно в результате деятельности Православной Церкви в середине 18 века произошло массовое обращение мордвы в христианство. С 1740 по 1762 год Православие приняло 67580 человек из мордвы.
Закрепление Православия в мордовской среде падает на вторую половину XVIII— начало XIX веков, когда оно проникло в быт, стало составной частью уклада. Произошли изменения в повседневной жизни, обрядах (икона стала принадлежностью жилья и целого ряда обрядов, на кладбищах вместо срубов стали ставиться кресты и т. п.). Наконец, трансформировалось мировоззрение мордвы (внедрение идеи творения мира Богом, совмещение языческих представлений о загробном мире с христианскими представлениями о рае и аде и т. п.). Сложился мордовский вариант православия, достаточно четко охарактеризованный Василием Ключевским как двоеверие. Его реальным проявлением можно считать взгляды руководителя движения терюшев-ских крестьян 1809 г. Кузьмы Алексеева и его сторонников, которые включали в себя помимо элементов древней мордовской веры образы и идеи христианства (Богородица, Николай Чудотворец, архангел Михаил). Идеи подобного характера возникали также и среди других народов. По всей видимости, в то время они могли служить единственно возможной формой этнической идеологии.
В XIX в. с целью укоренения христианства в мордовской среде имперские структуры проводили активную политику просвещения на основе православия. С этой целью на мокшанский и эрзянский языки переводились религиозные тексты, создавалась обширная учебная литература. Логическим завершением данной тенденции можно считать систему, предложенную одним из выдающихся миссионеров своего времени Николаем Ильминским. В 1871 г. он констатировал: «. Инородцы не знают христианства, они не только не имеют понятия о догматах, о священном писании, но не знают даже самых главных событий священной истории». С целью ликвидировать данное положение им было предложено активно использовать национальные языки. По мнению Николая Ильминского, дети инородцев, в том числе мордвы, должны сначала получать наставления на своем родном языке от местных учителей с использованием букварей, учебников, религиозной литературы, составленных на национальных языках. Стоит согласиться с оценкой Изабель Крейндлер, считавшей язык основной характеристикой его миссионерской деятельности. Сам Николай Ильминский по этому поводу писал: «Религиозное движение сердца несравненно сильнее и глубже возбуждается, когда христианские истины слышатся инородцами на языке родном, нежели на русском, хотя бы последний и был для них знаком в некоторой степени. Это потому, что родной язык непосредственно говорит и уму, и сердцу. Как скоро в инородцах утвердились посредством родного языка христианские понятия и правила, они охотно и с успехом занимаются и русским языком, и ищут русского образования».
Христианизация мордвы способствовала ее дальнейшей интеграции в имперские структуры, ее идеологической адаптации и возрастанию уровня комфортности существования в рамках империи. К концу XIX в. она была фактически завершена. По переписи 1897 г. 98,9% мордовского населения империи были православными, лишь 1,1% был зафиксирован как старообрядцы, лютеран, мусульман, язычников среди него не было.
Таким образом, Православие имеет глубокие исторические корни в мордовском крае. Оно срослось с душой мордовского народа, составляет одну из основ его творческого потенциала. Поэтому призывы отказаться от Православия в современных условиях, которые раздаются из уст незначительной частички национальной интеллигенции, означают в перспективе свертывание потенциала мордовского народа.
Галерея
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Воскресную Божественную литургию
29 августа митрополит Зиновий совершил Всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы
5 августа исполняется 20 лет канонизации российского флотоводца Феодора Ушакова
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возложил цветы к памятнику основателю Нижнего Новгорода
30 июля митрополит Саранский и Мордовский Зиновий прибыл в Нижний Новгород для участия в юбилейных торжествах по случаю 800-летия со дня основания Нижнего Новгорода
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил Божественную литургию в храме святого Предтечи Господня Иоанна
Первый семинарский выпуск в Саранской духовной семинарии
Божественная литургия по случаю 10-летия образования Краснослободской епархии
В каком году было крещение мордовии
И. Бабочкин (Кочкуровский р-н Республики Мордовия) «Христанские проповедники среди язычников-мордвы», 2012 г.
Первый российский политэконом — Иван Тихонович Посошков, — размышляя государственно, предлагал в отношении мордвы проводить следующую полити-ку: «А чаю не худо указ послать и в Низовые городы, чтобы и у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится; потому что к ним паче русских деревень, приезжая сол-даты, и приставы, и подъячий овогда с указом, овоща ж и без указа, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всякий их изобижает, и чего никогда в указе не бывало, того с них спрашивают и правежем правят. А егда дети их научаться грамоте, то грамотные будут у них владетельми, и по-прежнему в обиду их уже не дадут и будут свою братью от всяких напрасных нападок оберегать. А иные, выучась грамоте, познают святую христианскую веру, возжелают и креститися, то тии грамотники ма-ло по малу иных свою братью к христианской вере приводить будут».
Следует сказать, что методы христианизации, которые в предшествующий пери-од применялись в крае, носили ярко выраженный насильственный характер, что естественно вызывало негативную реакцию народа, отразившуюся в песне :
Крещение идет
На сером коне,
Я увидела — испугалась,
Под овчином спряталась.
Под овчином козел.
Ногами стучит,
Бородой трясет.
Крещение идет.
хотят. ». В 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити».
Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Неслучайно одна из героинь устного народного творчества Мамилька, сидящая в москов-ском остроге «за мордовскую веру, за мордовские законы» советует своей сестре :
А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе, который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься :
Я не скину хвосты,
Не надену кресты.
Примечание : под хвостами понимается пулай —
мордовское поясное украшение.
Строительство монастыря. Миниатюра конца XVI века.
Постепенно в крае возводятся монастыри : Шацкий Чернеев Николаевский (1573), Пурдышевский (1573), Краснослободский Спасо-Пребраженский (1652), Санаксарский (1659) и другие.
В Петровскую же эпоху, которая породила не толь-ко воинов и флотоводцев, дипломатов и заводчи-ков, но и просветителей типа Ивана Посошкова, процесс христианизации стал более утон ч ённым. Призыв Посошкова обучать мордву грамоте созву-чен устремлениям последующих поколений россий-ских гуманистов.
Дамаскин — один из наиболее известных крестителей мордвы
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Памятник архитектуры XVII в. Темников. Фото Е. Зорькина
ния, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных живую и искреннюю веру в Христа и на-учать христианству».
Собор Воскресения Христова в Покровских Селищах. Зубово-Полянский район.
Церковь в Атяшеве (восток Мордовии)
но мордовское население края отреагировало массовым бегством за Волгу, в Сибирь. Именно в это время среди мордовских крестьян распространились уто-пические воззрения о существовании где-то царства справедливости. Они нало-жились на старинные предания о Тюштяне, который увёл свой народ за море и будто бы основал это царство. По легендам «заморская мордва живет с Тюш-тянем в совершенном изобилии и довольстве, податей не платит и рекрутст-ва не знает».
Ф. Сычков «Водосвятие», 1916 г.
Иногда же на смену пассивным формам сопротивления приходили активные, вспыхивали локальные стихийные восстания. В июле 1741 года крестьяне села Сыресева и деревни Хмелевки «многолюдством с ружьи и с копьи и з содаки» разгромили вотчину цесаревны Елизаветы Петровны при сельце Меянец. В 1756 году крестьяне села Петровка Саранского уезда разбили усадьбу местного помещика, а жители сел Дубровка и Чиндяново Алатырского уезда проделали то же самое с имением графа Шереметева. Впрочем, все это было мелкими сты-чками, довольно быстро подавляемыми.
Третий день Троицы в с. Промзине Спасского уезда, 1920-е гг. Фото М. Евсевьева. Увеличить
го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иновер-цев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно.
Село Анаево Спасского уезда (ныне З-Полянского района) в праздничный день, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея.
питаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «. мордву для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у мордовских жен косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую во-лость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.
Праздник иконы Казанской Божией Матери в Мордов- c ком Пимбуре. З-Полянский район, июль 2004 г. Фото С. Шевченко.
тей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к часовне не привозят, и во всем чинятся противны».
Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни мордвы Екатерине II : «. они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников».
Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты «язычников» взамен христиан, были прекращены пе-реселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществле-ны и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачинщи-ков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества».
Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации мордвы. Мордва сохранила в борьбе свое национальное самосознание и тради-ционную культуру. Но ни естественное недовольство мордвы христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для язычников формы, и постепенно новые поколе-ния забывали дорогу к языческим капищам и православные праздники стали для эрзян и мокшан своими. Процесс постепенной христианизации мордовского края и, в том числе, в мокшанской его части, в наших местах, был завершён к сере-дине-концу XVIII века.
Кафедральный собор святого праведного воина Фёдора Ушакова. Саранск. Построен в 2006 г. Фото А. Ивлиева.
Через 130 лет, в середине XIX века, исследователь Тамбов-ского края И. И. Дубасов изучил церковь в Покровских Селищах, о которой написал : «Самый старинный храм в Тамбовской мордовской сто-роне — это церковь Покрова
Пресвятой Богородицы в селе Покровских Селищах, по строенная в 1756 г. Цер-ковь эта сооружена была из дерева и за счёт местных жителей. Правительст-во же прислало в новопостроенную церковь колокол, на котором имеется сле-дующая надпись : «Лит в Екатеринбурге в 1751 году, 7 пуд 35 фунт».
А вот что о своём эрзянском селе Старые Турдаки вспоминал И. Сибиряк, ди-ректор мордовского института национальной культуры : «Мои некрещёные пред-ки веровали в свои мордовские божества и участвовали во всевозможных обще-ственных (мирских), родоплеменных и семейных молениях. Эти обряды сохра-нились и в более поздние времена. В годы молодости моего отца они соверша-лись как в первозданно-самобытном виде, так и в сочетании с обрядами право-славно-христианской религии или, как её называли — русской поповской веры. Я помню, что в голодный 1906-1907 год, в годы тифа и холеры, старотурдаков-ские женщины, следуя мордовским религиозным обычаям, пропахивали «святые» борозды вокруг села сохою, впрягаясь в неё по очереди. Они верили, что болезнь моровая не перейдет через эту борозду, что она не пустит в село суховей и го-лод. В далекие же времена это совершалось женщинами и вокруг всего старо-турдаковского поля. Происходило это всегда глухой ночью, с полуночи и до утра, чтобы не было постороннего «дурного» глаза. Опахивали поле только женщины: вдовы, старые девы, которых прозывали черничками, взрослые девицы, и деви-цы на выданье. Замужние женщины для совершения этого обряда не допуска-лись. Совершалось множество и других молений разным божествам.
Позднее, с укоренением православия и христианства, этот обряд стал заменя-ться хождением вокруг села или вокруг всего поля крестным ходом со всем цер-ковным синклитом, с иконами, хоругвями и со всем прочим. Служители церкви со своими певчими и другими помощниками читали и пели молитвы церковного богослужения на славянском, мало понимаемом даже ими самими языке и совер-шенно непонятном для мордвы, а селяне произносили молитвы и совершали мо-ления своим прежним божествам. И так всё переплеталось, и обе стороны бы-ли совершенно довольны. Одновременно соблюдалось два обычая и совершалось два обряда : и русский поповский, как его называли мордва, и свой мордовский, по обычаям дедов и бабушек, который они считали для себя основным. А бывало, что вслед за крестным ходом мордва пропахивали и нужные им борозды. За этим дело не вставало. Борозды могли быть пропаханы и до церковного обряда: так как часть мордвы находилась в двоеверии, то совершалось и то, и другое. И не только пропахивались борозды, но зажигались и костры, когда того требо-вали прежние поверья и обряды — так, как это делалось раньше, во времена, когда устраивались моления по древним обычаям и обрядам».
О таком же трудном и долгом пути к христианству был путь и мокшанских кре-стьян Спасского уезда. Свидетельством этому являются рассказы стариков, за-писанные зубовополянским краеведом Б. Смирновым в 1960-х гг.
Мордовское моление на Троицу. Фото М. Евсевьева, начало XX в.
Покровская церковь в Ачадове. Зубово-Полянский район.
Таким образом, мордва обре-ла веру Христову спустя 1800 лет после Р.Х. и 800 лет пос-ле крещения Руси ( на терри-тории, занимаемой современ-ной Мордовией, перед рево-люцией 1917 года насчитыва-лось более 700 православных церквей и 14 монастырей). А ещё через 150 лет и священ-никам, и верующим приш-лось пройти через испыта-
Такие же гонения на церковь и священнослужителей проходили и в Зубово-По-лянском районе. Так, в августе 1929 года власти решили закрыть церковь в Мор-довской Поляне. Священнику было предложено уехать. Жители села устроили митинг около сельсовета. В ответ властями было возбуждено дело по обвинению 64 человек из окружающих деревень в «систематических действиях, направлен-ных против мероприятий, проводимых Советской властью на селе». Центром этой «антисоветской группировки» было объявлено Зарубкино, а руководителем — благочинный бывшего Спасского уезда священник Дмитриевский (Павел Петрович), проживавший в Беднодемьяновске. По итогам следствия судебная «тройка» ГПУ в ноябре-декабре 1929 года постановила : 13 человек освободить, 10 — расстрелять (включая священника Дмитриевского, обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, реабилитирован 12.12.1990 г.), 31 — приговорить к различ-ным срокам заключения в исправительно-трудовых колониях, 10 человек объ-явить находящимися в розыске.
Церковь, которая была в Каргашине до середины 1930-х гг. Рисунок проекта.
зывая к неукоснительному исполнению заповедей Иисуса Христа, но и собирала жителей Каргашина «во дни торжеств и бед народных». К языку большого коло-кола была привязана длинная веревка, позволявшая каждому «бить в набат» в случае пожара или каких-то других несчастий. В архивах сохранился проект, по которому строили церковь.
Церковь, которая была в Новых Выселках, 1910-е гг.
В Новых Выселках взамен старой, деревянной церквушки в 1890 году присту-пили к строительству каменного храма на 1 000 прихожан. Такого масштабного строительства в селе еще не знали. Каждое подворье, имеющее в своем хозяйстве лошадь, должно было поставить на место стройки три подводы камней. Камни собирали по полям, оврагам, по берегам реки Чиуш. Кирпичи формовали и об-жигали в полукилометре от строительного объекта. Кладку стен вели на извест-ковом растворе каменщики из Вадинска. В 1903 году строительство церкви было завершено. Открытие храма было приурочено к канонизации Серафима Саров-ского. По некоторым сведениям, на открытии храма присутствовал митрополит Антоний Вадковский, детство которого прошло неподалеку — в Ширингушах.
Ново-Выселкская церковь простояла до 1944 года, когда её взорвали. Часть вторичного строительного материала была вывезена на окраину Зубовой По-ляны для возведения моста через реку Лундан на автотрассе Москва – Куйбы-шев, часть — в район так называемого «Тёщиного языка», где были непролаз-ные топи и болота (см. также о том, как в 1920-х годах церковь стала причи-ной бедствий для некоторых жителей села).
Церковь, которая находилась в Зубовой Поляне до начала 1930-х годов. Фото из альбома Миловановых. Увеличить
чае, в местных преданиях о том времени о нём говорится, что «его погубили», «он сгинул «.
Освящение церкви в Жуковке отцом Сергием, благочин-ным Зубово-Полянского района. Зубово-Полянский район, 2005 г. Фото С. Шевченко.
тоянию на 2004 г. относились 283 религиозные организации : 6 благочиний — 24 городских и 230 сельских приходов с 256 священниками. В Зубово-Полянском благочинии во главе благочинным о. Сергием (Позоровым, братом митрополи-та Варсонофия) — одном из крупнейших — насчитывается 27 приходов, а также имеются домовые церкви в исправительных лагерях УФСИН РФ по РМ (2006 г.) (церкви Зубово-Полянского района).
Всего на территории Мордовии в 2004 насчитывалось 332 зарегистрированных религиозных организации, среди которых есть и нетрадиционные для России конфессии : молокане, баптисты, иудействующие (субботники) и некоторые дру-гие, традиционно классифицируемые как протестантские. Но число их адептов не превышает нескольких тысяч или даже сотен, и они существуют на положе-нии сект.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Покрово-Селищах. З-Полянский район, 2000 г. Фото С. Шевченко.
Мечеть в приспособленном здании в Татарском Лундане. Зубово-Полянский район, 2010 г. Фото А. Деликанова.
В Кочетовке первым муллой стал Хали Хасанович Мамин, бывший колхозник-передовик производства, до этого многие годы проработавший трактористом, а в Татарском Лундане — представитель известной в районе фамилии Чинакае-вых — Шамиль Ибрагимович, более 30 лет проработавший учителем истории.
По материалам В. Абрамова, Е. Мокшиной, А. Прохорова,
Г. Петелина, В. Юрченкова, публикациям в прессе. 2004-2007 гг.
Рисунок А. Коровина.
ЦЕРКВИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА (200 7 г.)
Воскресения Христова Покровская
Великомученика и це-лителя Пантелеймона
Во имя святых Царственных Мучеников
Божией Матери Живоносный Источник
Рождества Христова
Рождества Христова
Преп. Серафима Саровского, домовая
Святого благоверного кн. Александра Невского, домовая
Иконы Божией Матери
«Скоропослушница», домовая
Рождества Пресвятой Богородицы
Михайло—Архангельская
Преп. Серафима Саровского
Преп. Серафима Саровского, домовая
Сергия Радонежского
Святой великомучени-цы Анастасии Узореши-тельницы
Великомученика и це-лителя Пантелеймона
Преп. Амвросия Оптинского, домовая
Рождества Христова
_______________________________________ _______________________ ________
- шаблоны блоков в майнкрафт
- в каком году образовалась древняя русь